ФИЛОСОФИЯ
УДК 17.022.1:008(045) DOI 10.12737/10495
Нравственное и духовное развитие личности в глобальном обществе
Иоселиани Аза Давидовна
Д-р филос. наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета E-mail: aza-i@yandex.ru
В статье речь идет о духовном и нравственном развитии личности в глобальном обществе. Показано, что в современном мире на формирование специфики нравственности влияют религиозные, социокультурные, морально-нравственные, психологические детерминанты. Каждая из этих сфер имеет особое влияние на формирование духовного мира личности, но только интеграция всех этих компонентов делает возможным развитие целостной личности.
В работе также подчеркивается, что в межличностные отношения вторглась техника, которая создала качественно иные формы общественной коммуникации и затронула глубочайшие субъективно-психологические, духовные, этические и личностные сферы бытия человека — все это стало характерной чертой современных социальных взаимоотношений. Глобальные медиакоммуникации, сжимая время и создавая единое информационное пространство на планете, дают человеку доступ в огромный мир информации, причем независимо от его социального статуса, образования, интеллектуального уровня и материального благополучия.
При решении проблемы идентичности и ценностных ориентаций современного человека в статье выделяются новые духовно-нравственные императивы, которые станут эффективными регулятивами развития человечества. К ним автор причисляет экологический, морально-этический, социальный императивы, а также императив ответственности. По мнению автора статьи, зарождение глобального мирового сообщества детерминирует требование справедливого и равного учета политических, экономических, социальных и других интересов его членов. Этика современного, глобализирующегося общества — это синтетическая, многоуровневая система знаний и норм поведения. Она усложняется, и процесс этот происходит не только естественным ростом и накоплением знаний, но изменением морали как предмета этики. Классическая, нормативная этика трансформируется, расширяется ее прикладными ветвями (например, этика бизнеса, журналистская этика, правовая и политическая этика и др.). Трансформация этики и морали в глобальном обществе обусловлена новыми вызовами, брошенными человеку цивилизационным развитием.
Ключевые слова: глобализация, глобальная этика, глобальное общество, детерминанты духовного развития личности, духовность, императивы морального развития человека, личность, мораль, нравственность, этика, этические ценности.
Moral and Spiritual Development of the Individual in a Global Society
Ioseliani Aza Davidovna
Ph.D. (Philosophy), Professor, «Philosophy» Department, Financial University E-mail: aza-i@yandex.ru
In the article the author considers spiritual and moral development of the individual in a global society. It is shown that in the modern world the formation of the specifics of morality is influenced by religious, socio-cultural, moral, and psychological determinants. Each of these spheres has a special influence on the formation of the spiritual world of the individual, but only the integration of all these components makes it possible to develop the wholesome personality.
The paper also emphasizes interference of technical means into interpersonal relationships that create a qualitatively different form of public communication and affect the deepest subjective-psychological, spiritual, ethical, and personal spheres of human existence. All this became a characteristic feature of contemporary social relations. Global media, compressing time and creating a single information space on the planet, give a person access to a huge world of information, regardless of their social status,
education, intellectual level and material well-being.
When solving problems of identity and value orientations of modern man the article defines new moral imperatives, which will become effective regularities of the development of mankind. The author refers to environmental, ethical, social imperatives, as well as the imperative of responsibility.
According to the author, the emergence of a global community determines the demand for a fair and equal consideration of political, economic, social and other interests of its members. The ethics of the modern, globalized society is a synthetic, multi-tiered system of knowledge and norms of behavior. It is being complicated and this process is not only expressed by natural growth and accumulation of knowledge, but also by changing morality, as a matter of ethics. Classical, normative ethics is transformed, is expanding by means of its applied branches (for example, business ethics, journalistic ethics, legal and political ethics, and others). The transformation of ethics and morality in a global society is driven by new challenges to man on the part of a civilized society.
Keywords: ethical values, ethics, global ethics, global society, globalization, morale, morality, personality, spirituality, the determinants of personal spiritual development, the moral imperatives of human development.
В условиях глобальных изменений в мире, при переходе в информационный тип общества личность претерпевает коренные духовные, моральные и качественные изменения . Эти изменения обусловлены глубокими причинами, которые становятся фундаментом выработки довольно строгих социально-нравственных императивов
На формирование современного человека, его духовное развитие в глобальном информационном обществе влияют различные факторы . К их числу относятся такие детерминанты духовного развития личности, как религиозные, социокультурные, морально-нравственные, психологические .
Духовно-нравственные нормы современного человека не ассоциируются в общественном мнении с религией, а унифицируются, глобализируются, выходят за рамки конкретной конфессии, и в результате развивается толерантность в межличностных отношениях независимо от их религиозно-мировоззренческой самоидентификации
О значимости и актуальности этих ценностей в глобальном мире пишет Я .А. Пляйс . По его мнению, важны «...общемировые гуманистические ценности, уважительное и толерантное отношение ко всем народам, их культурам, традициям, языкам, религиям; право на выражение и защиту своих интересов» [1, с . 11].
Формирование и быстрое развитие информационного общества, процессы всеобщей глобализации1 повлекли глубокие изменения в обществе, что, в свою очередь, вызвало изменение процесса обретения личностью собственной идентичности Это, прежде всего, связано с повышением значимости и роли в жизни человека информации и коммуникации, характер которой становится персонализированным, индивидуализированным и отображающим специфику личностного восприятия мира
В современном глобальном обществе техника вторглась в межличностные отношения, при этом она создала качественно иные формы общественной коммуникации и затронула глубочайшие субъективно-психологические, духовные, этические и личностные сферы бытия человека
Глобальные медиакоммуникации, сворачивая время и образовывая единое информационное пространство на планете, раскрывают двери в огромный мир информации любому человеку независимо от его социального статуса, образования, интеллектуального и культурного уровня, материального благополучия
С помощью современных форм и средств коммуникации научные, художественные достояния становятся доступными для всех (безусловно, с некоторыми ограничениями) .
С точки зрения социальной детерминации развития современного человека важные элементы влияния на формирование личности, ее духовно-нравственных ориентаций и мировоззренческих взглядов — распространение информации через СМИ, особенно Интернет — универсальное пространство свободной коммуникации, в наименьшей степени подверженное контролю
Сама по себе мировая паутина — интернет-среда не имеет ценностной ориентации, в ней количество позитивной и полезной практической информации равно количеству негативной, дестабилизирующей, дезориентирующей, но то, как человек будет использовать эту информацию, как к ней будет относиться, качественно повлияет на формирование его личности Именно в этом заключается сложность, так как без должного воспитания этических и духовно-нравственных норм человека может увлечь пассивное удовлетворение желаний
Наряду с доступной информацией, полезной для научной деятельности, культурного, социального развития человека, в киберпространстве человек
1 Философские проблемы глобализации в разных ее плоскостях исследованы в многочисленных трудах А. Н . Чумакова, А.Д . Иоселиани, П . Бергера, А. В . Миронова, Н . Р. Маликовой и др .
натыкается на засилье непристойной информации, демонстрацию жестоких сцен и просто информацию, не имеющую практической, тем более духовной и культурной ценности, потратив при этом много времени . Тем самым человек пассивно поддерживает рейтинги этих ресурсов, следовательно, Интернет и телеиндустрию
Вследствие распространения и бессистемности выложенной в Интернете информации происходит смешивание культурных форм, у индивида возникают проблемы с идентификацией себя с какой-либо конкретной культурой
Каждый человек по-своему осознает свое Я, собственный путь развития, идеалы и цели
Ранее, в аграрные и индустриальные эпохи, идентичность личности определяли его положение в обществе, культурное и социальное окружение, религиозное вероисповедание его семьи Иногда личность идентифицировала себя с иными идеалами, целями и реальностями, но если такое случалось, процесс носил индивидуальный характер . А в эпоху информатизации и глобальных изменений в обществе кризис идентичности становится массовым
Человек часто теряется, не знает, к какой социальной общности примкнуть, какое вероисповедание ему ближе, какой жизненный путь выбрать . Происходит дезинтеграция, разрушаются жизненные планы и наступает кризис идентичности Результатом этого может стать депрессия, апатия, жестокость, появление комплексов и зависимости
В современном обществе каждый человек в своем духовном, политическом, экономическом, социальном поиске может самоопределяться по своим личным предпочтениям, собственному решению, другими словами, имеет полную свободу выбора. С другой стороны, он переживает кризис идентичности, который выражается в том, что большой выбор путей определения собственной идентичности предполагает достаточно высокую степень неуверенности
Таким образом, можно сделать вывод, что духовное развитие личности, ее идентичности детерминировано различными сферами жизни: культурной, социальной, религиозной, психологической и техногенной . Каждая из этих сфер имеет особое влияние на формирование духовного мира личности, но только интеграция всех этих компонентов делает возможным развитие целостной личности
При решении проблемы идентичности и ценностных ориентаций современного человека необходимо выделить новые духовно-нравственные императивы, которые станут эффективными регу-лятивами развития человечества.
Современная эпоха определяет следующие императивы жизни общества: экологический, морально-этический, социальный, а также императив ответственности
В настоящее время в контексте глобальных проблем особую актуальность приобретают вопросы соотношения природы и общества, человека и природы, человека и общества
Глобальные кризисы современности — отражение сущности системы «человек — природа — общество» .
Не секрет, что современная цивилизация характеризуется экологическими, социальными кризисами, а также глобальными кризисами экономики, политики, культуры и нравственности, которые становятся масштабными
Появляющиеся тенденции в данном направлении поднимают на первый план научного поиска вопросы духовного развития цивилизации
Для целостного гармоничного социального и духовного развития общества необходимы новые регулятивы, которые могут стать внутренними .
На фоне изменения многих моральных устоев в обществе формируется новый морально-этический императив, который включает как сферы общих этических правил, так и мировые, экологические, информационные аспекты, составляющие целостное развитие личности современного глобального общества
Поскольку глобальное информационное общество — сравнительно новое социальное явление цивилизации, ясной и эффективной системы моральной регуляции еще не сложилось
Нравственные ценности и нормы информационного общества четко не определены, а в своих определениях неоднозначны В связи с этим возникают этико-философские дилеммы .
Любопытно, что социологические исследования, проведенные за последнее десятилетие, показывают, что ощущение счастья российского человека значительно выросло (около 76% людей считают себя счастливыми) [2, с . 172]. Это говорит о том, что, несмотря на существенные экономические и социальные перемены, кризисные ситуации, возрастает эмоциональное благополучие в жизни общества
На наш взгляд, это есть результат повышения уровня включенности личности в общественную жизнь в различных аспектах, а также увеличения ответственности за свои поступки
Можно определить в самом общем виде идеал глобального постиндустриального общества
Характеристики постиндустриального общества со свойственной ему духовностью следующие:
• обладает осмысленными соответствующими времени моральными и этическими нормами;
• не умаляется значение ни одного начала, ни одной сферы жизни (общество всеобщей гармонии);
• опирается на интегральное знание и определяется высшими потребностями;
• определяется свободой, где свобода диктуется не эгоистическими принципами, а духовно-нравственными императивами и моральными нормами, ориентированными не только на удовлетворение личных интересов, но и учитывающими социальные и мировые интересы, где каждый осознает свою ответственность за действия Формирование такого общества наряду с политическими, экономическими и другими реалиями возможно с учетом экологического, духовно-нравственного, морально-этического императивов и с высоким чувством ответственности личности
В завершении рассуждения о духовном развитии общества и личности хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, к духовной сфере рыночные критерии неприменимы
Тенденция коммерциализации сферы духовных ценностей, опирающаяся на современные информационные технологии, подрывает нравственные основы социального развития и угрожает обществу деградацией
Стрессовое давление, психологические нагрузки, связанные с усилением нестабильности и разрушением привычного уклада жизни и ценностных ориентиров, способствуют наступлению кризиса, к которому привела человечество традиционная парадигма развития с ее приоритетами: личная выгода, соперничество и борьба.
Все это предопределило необходимость возникновения новой парадигмы, обусловленной неразрывной связью с техносферными феноменами, в которой, во-первых, происходит наложение техногенных принципов на этнонациональные, во-вторых, культурные и иного рода условия существования общества и геоэкономическое пространство претерпевают различного рода трансформации, которые можно рассматривать как своеобразную реакцию на возникающие вызовы и угрозы
В тесной даже генетической взаимосвязи с указанными проблемами следует рассмотреть проблемы этики, морали и нравственности Они являются эффективными средствами социальной регуляции, направленной на стабилизацию действий людей и взаимоотношений в обществе
Этика, нравственность и мораль, как и многое другое, в современном мире существенно меняются в связи с формированием и развитием постиндустриального, глобального информационного общества. «Новой этике» должна соответствовать «зрелая мораль», отражающая плюрализм социальной жизни, многообразие и особенности коммуникации в глобальном техногенном мире
Процессы глобализации влекут ряд этических проблем, отражающих специфику международной справедливости практически во всех сферах социальной жизни . Зарождение глобального мирового сообщества детерминирует требование справедливого и равного учета политических, экономических, социальных и других интересов его членов Такой этический императив нового порядка вписывается в понятие «международная справедливость». Проблема международной справедливости по-разному выражается в различных социальных подсистемах: в культуре — это проблема утверждения универсальных гуманитарных стандартов и сохранения самобытности локальных и региональных национальных культур, в экономике — проблема равенства распределения и участия в мировом экономическом процессе, в политике — проблема равенства и демократичности мирового политического порядка
Этика современного, глобализирующегося общества — это синтетическая, многоуровневая система знаний и норм поведения Она усложняется, и процесс этот происходит не только естественным ростом и накоплением знаний, но изменением морали как предмета этики Классическая, нормативная этика трансформируется, расширяется прикладными ее ветвями, такими, например, как этика бизнеса, журналистская этики, правовая и политическая этика и др
Трансформация этики и морали в глобальном обществе обусловлена новыми вызовами, брошенными человеку как личности и члену различных локальных сообществ Не секрет, что сегодня степень морально-этического развития личности и общества стала критерием конкурентоспособности, эффективности и жизнеспособности субъектов во всех социальных системах: политике, экономике, духовной сфере, а также в науке Глобальные вызовы человечеству заставляют признать за моралью ее фундаментальные антропо-, социо- и культурообразующие роли . В связи с этим саму мораль сегодня уже нельзя понимать упрощенно, только как средство регуляции и ориентации поведения людей
Картина морально-нравственных взаимоотношений в современном обществе оценивается и
описывается такими понятиями, как «разрушение пирамиды ценностей», «хаос в мире ценностей, коллапс морали», «расшатанные нравы» и т. п . Это результат длительного сложного процесса обновления всей ценностно-нормативной системы глобализирующегося общества
В современной этике усиливаются прагматизм и ориентация на частные интересы . На наш взгляд, именно моральный прагматизм есть тот общественный детерминант, который закладывает основу социальной этики и аксиологические системы, которые могут обеспечивать регулятивную функцию морали в глобальном обществе .
Поиски оснований, интегрирующих социум, изучение динамики его развития порождают вопрос: может ли стать социальная этика основанием и средством такой интеграции в постиндустриальной эпохе, в век глобализации и инноваций? Ответ положительный . На наш взгляд, единственным мировоззренческим фундаментом, способным уберечь науку от возможной дезинтеграции, а также защитить ее от технократизма, может стать социальная этика Она может отвечать за возможность упорядочить взаимоотношения людей в глобальном постиндустриальном обществе
Появление социальной этики — одна из важных черт развития морали и этики на этапе формирования глобального постиндустриального общества Основное значение социальной этики состоит в том, что она приобретает интегративную силу социума
Социальная этика особую значимость приобретает в обществе, где имеет место многообразие стандартов, зарождаются различные типы семьи, сосуществуют большое число конфессий и вероисповеданий, великое множество сообществ с размытыми рамками, образование без четких стандартов, огромное число субкультур, фривольная мода и т п А это и есть современное, постмодернистское, глобализирующееся общество, для которого необходим иной тип социальной дисциплины — социальная этика
Если в традиционном аграрном обществе интегрирующей силой служила традиция, а в индустриальном — идеология, то в постиндустриальном, глобализирующемся обществе в качестве такой силы может и должна служить этика
В традиционном аграрном обществе спецификой морали были единство моральных стандартов и моральный ригоризм (строгость), в индустриальном — релятивизм моральных стандартов и моральная «гибкость», а в постиндустриальном, глобализирующемся обществе (наряду с возникновением вир-
туальных связей) выделились локальные и универсальные нормы и установились их приоритеты Именно с такой сменой акцентов вызвана необходимость повышения роли социальной этики в глобальном постиндустриальном обществе
Известно, что в обществе всегда существуют такие фундаментальные, системные моральные ценности как благо, свобода, равенство, ответственность, справедливость, добро, честь, совесть, нравственный долг, культурные традиции, сохранение бытия и достоинства человека и др . Уже наличие этих объективных этических ценностей требует обратиться к таким актуальным проблемам, как глобализация и толерантность
В срезе данной работы нас интересуют этические проблемы и моральные ценности в контексте глобализации
Процессы глобализации исследуются многими учеными, и о них написано множество трудов, в которых глобализация оценивается с различных сторон Авторы в ней усматривают и позитивные, прогрессивные аспекты и негативные ее стороны С точки зрения аксиологии и нравственности в глобализации наряду с положительными ценностями могут быть и отрицательные моральные
Отрицательным явлением в глобализации можно назвать тот факт, что развертывание данного процесса в области культуры может вызвать ее унификацию или исчезновение национальных культур и ценностей
Некоторые авторы считают, что в политической сфере процессы глобализации могут породить мон-диализм, обосновывающий необходимость создания всемирного государства
Эпоха глобализации порождает негативные, неустойчивые и весьма условные характеристики глобальной этики сетевого мира, для которых становятся тесными даже предельно общие моральные принципы Ярко выраженные социальные изменения, нарушающие преемственность культуры, приводят к нравственному регрессу, нарушая общий процесс гуманизации и либерализации общественной и личной жизни
В сфере экономики глобализация может создать новый мировой порядок
Негативные процессы глобализации имеют не только теоретические, но и социальные основания Не секрет, что на данном этапе процессы глобализации испытывают существенное влияние американской культуры, которая, по сути, имеет одно направление — путь к унификации [3]. Европейская культура, наоборот, шла по противоположному
пути — через дифференциацию . Для России характерно единение разных культур
Что касается положительных аспектов глобализации, то среди них, на наш взгляд, можно отметить тот факт, что сами базисные, фундаментальные моральные ценности носят всеобщий характер, что можно трактовать как глобальный Мораль, как известно, изначально общечеловечна, но она может иметь национальные, исторические, профессиональные и другие специфические характеристики По мысли британского ученого Э Гидденса, в глобальном постиндустриальном социуме общечеловеческие моральные ценности не исчезают, а наоборот, они получают реальное основание в глобальной взаимосвязи [4]. Следует отметить, что моральные ценности всегда имели реальные основания, иначе они превратились бы в иллюзии и химеры (например, единая мировая религия, космополитизм и др )
Как считает А Н Чумаков, на современном этапе развития цивилизации все более четко осознается веление времени и возникает объективная необходимость переосмысления общечеловеческих ценностей, глобального мировоззрения, планетарной этики в условиях многоаспектной глобализации [5, с . 209].
В глобальном обществе с появлением новых феноменов могут возникнуть и новые моральные ценности, которые будут соответствовать им Новые моральные ценности глобального мира будут создаваться самим человечеством, которое и будет сохранять собственные локальные культуры
В связи с этим возникает вопрос: возможна ли глобальная этика?
Идея глобальной этики нашла отражение в некоторых организациях и документах (например, «Всемирный этос», Декларация принципов глобальной этики и др ) В Декларации принципов глобальной этики сказано: «Под глобальной этикой мы понимаем фундаментальное согласие на связующие ценности, окончательные стандарты и персональные позиции . Без такого фундаментального консенсуса в этике, рано или поздно каждому объединению должны угрожать хаос или диктатура, и индивидуальности должны исчезнуть <...> Каждый человек, независимо от возраста, пола, расы, цвета кожи, физических и умственных способностей, языка, религии, политических взглядов, национального и социального происхождения, обладает неотчуждаемым и неприкосновенным достоинством Поэтому каждый человек в государстве обязан уважать достоинство других и гарантировать его действенную защиту Как существо, наделенное разумом и совестью, каждый человек обязан вести себя по-человечески, делать добро» [6]. С этими положениями следует согласиться
В содержание понятия «глобальная этика» вкладывается такая система ценностей, которая могла быть основой единого культурного пространства всей постиндустриальной цивилизации Глобальная этика должна быть теорией, способной найти общие ценности, содержащие во всех культурах, приемлемые и близкие для всех этносов, классов, социальных групп, верующих разных конфессий и атеистов .
Полагаем, что человечество неизбежно придет к глобальной (универсальной, общечеловеческой) этике . Ее создание — центральное направление современного научного поиска в этической теории
ЛИТЕРАТУРА
1. Пляйс Я.А. Концептуальные и идейно-ценностные основы обществоведческих и гуманитарных дисциплин в условиях вхождения России в единое общеевропейское образовательное пространство / Формирование политического сознания будущих экономистов: опыт, проблемы, перспективы: сб. научных статей / под ред. Я.А. Пляйса, Н.А. Роз-мановой. М.: Финакадемия, 2010. С. 11—19.
2. Седова Н.Н. Оптимисты и пессимисты, надежды и опасения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 6 (94). С. 160-177.
3. Иоселиани А.Д. Трансформация человека в инновационном обществе // Человек в инновационном обществе: сборник научных статей. М.: Финансовый университет, 2013. С. 90-100.
4. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 120 с.
5. Куда движется век глобализации: сб. статей / под ред. А.Н. Чумакова, Л.Е. Гринина. Волгоград: Учитель, 2014. 400 с.
6. Ганс Кюнг. Декларация мирового этоса. Парламент религий мира. 4 сентября 1993, Чикаго, США. [Электронный ресурс] URL: http://anthropology.ru/ru/texts/documents/weltethos.html (дата обращения: 03.12.2004).
REFERENCES
1. Pljays Ja.A. Kontseptual'nye i ideyno-tsennostnye osnovy obshchestvovedcheskikh i gumanitarnykh distsiplin v usloviyakh vkhozhdeniya Rossii v edinoe obshcheevropeyskoe obrazovatel'noe prostranstvo [Conceptual and ideological and axiological foundations of social science disciplines and Humanities in the conditions of Russia's accession to the single European educational space]. Formirovanie politicheskogo soznaniya budushchikh ekonomistov: opyt, problemy, perspektivy: sb. nauchnykhstatey [Shaping political consciousness of future economists: experience, problems, prospects: collection of scientific articles]. Moscow, Finance Academy Publ., 2010, pp. 11-19.
2. Sedova N.N. Optimisty I pessimisty, nadezhdy I opaseniya [Optimists and pessimists, hopes and fears]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie I sotsial'nye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes].2009, I. 6 (94), pp. 160-177.
3. Ioseliani A.D. Transformatsiyacheloveka v innovatsionnomobshchestve [The transformation of man in an innovative society].
Chelovekvinnovatsionnom obshchestve:sborniknauchnykhstatey [Man in the innovative society: collection of scientific articles]. Moscow, Financial University Publ., 2013, pp. 90-100.
4. Giddens E. Uskol'zayushchiy mir. Kak globalizatsiya menyaet nashu zhizn'[Elusive world. The way globalization changes our
lives]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2004. 120 p.
5. Chumakov A.N., Grinin L.E. Kuda dvizhetsya vekglobalizatsii: sb. statey [Where the age of globalization is moving: collection of
articles]. Volgograd, Uchitel Publ., 2014. 400 p.
6. Hans Kung. Deklaratsiya mirovogo etosa.Parlament religiy mira.4 sentyabrya 1993, Chikago, SShA [Declaration of the world
ethos.The Parliament of world religions. September 4, 1993, Chicago, USA].Available at: http://anthropology.ru/ru/texts/ documents/weltethos.html (Accessed: 3 December 2004).
GLOBAL STUDIES ENCYCLOPEDIC DICTIONARY
или
российская глобалистика в международном измерении
Масштабный международный проект, инициированный в России и длившийся более 10 лет, завершился публикацией в известном издательстве «Родопи» фундаментального труда.
Глобалистика. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Н. Чумаков, И.И. Мазур, В. Гэй; предисловие М.С. Горбачева. Амстердам; Нью-Йорк: Изд-во «Родопи», 2014. 531 с. http://www.rodopi.nl/senj.asp?BookId=VIBS+276
Эта книга содержит краткое описание основных понятий в области глобальных исследований. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев говорит: «Книга умная, богатая по содержанию и, как мне кажется, необходимая в нашем сложном, неспокойном и хрупком мире». 300 авторов из 50 стран представили 450 статей. Среди участников — ученые, исследователи и специалисты общественных, естественных и технических наук. Они охватывают проблемы глобализации в экологии, бизнесе, экономике, политике, культуре и праве. Этот междисциплинарный сборник представляет основу для понимания концепций и методов в глобальных исследованиях и помогает обеспечить доступ к более длительному и более технически-совершенному исследованию в этой области. Статьи затрагивают такие важные темы, как биосфера, разрушение озонового слоя, земельные ресурсы и загрязнение окружающей среды, а также мировые проблемы здравоохранения, образования, построения глобальной системы устойчивого развития, темы войны, оружия массового уничтожения и терроризма. Книга также способствует академическому сотрудничеству, политическому диалогу и взаимопониманию среди стран с разными традициями и национальной самобытностью, что необходимо для успешного решения множества сложных проблем, связанных с глобализацией.
Global Studies
Encyclopedic
Dictionary