Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 101-104.
УДК 343.97
DOI 10.24147/1990-5173.2023.20(4).101-104
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ
И. О.Сопин
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Введение. Народная медицина (целительство) пользуется большой популярностью среди населения, о чём свидетельствует сложившийся огромный отряд знахарей и предлагаемый ими рынок услуг по лечению самых тяжёлых заболеваний и решению любых жизненных проблем. Цель. Цель статьи - показать фиктивность реальной народной медицины, её фактическую подмену оккультно-магической практикой. Методология. Методология включает использование диалектического, сравнительно-исторического подходов, логического, социологического методов. Результаты. Целительство в России к медицинской деятельности имеет мало отношения и осуществляется, как правило, лицами без медицинского образования на основе оккультных и магических практик, что прямо запрещено законодательством и порицается традиционной нравственностью. Современная практика целительства, основанная на оккультизме, требует принятия запретительных мер, в частности, реализации ст. 6.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Незаконное занятие народной медициной». Заключение. Народные целители в настоящее время действуют, как правило, незаконно. Необходим строгий контроль данной сферы. Важно обеспечить населению доступ к качественной и безопасной медицинской помощи.
Ключевые слова: народная медицина; знахари; оккультизм; магия; мошенничество.
1. Введение
Народная медицина пользуется большой популярностью среди населения, о чём свидетельствуют многочисленные сайты целителей, предлагающих услуги по лечению различных заболеваний. В их числе особо выделяются бизнесмены, создающие сети клиник «интегративной» и другой «новаторской» медицины, как правило, на основе оккультных учений и магических практик. Лишь небольшая часть народных целителей может с полным основанием называться таковыми, поскольку они действительно опираются на проверенный поколениями опыт лечения травами и другие вполне понятные методы (вправление вывихов, лечебная гимнастика и пр.). В основной своей массе целители пользуются духовным невежеством населения, его склонностью к мистике и обращают в свою коммерческую пользу недостатки современной российской медицины.
Авторами поставлена цель - показать фиктивность реальной народной медицины, её фактическую подмену оккультно-маги-ческой практикой.
2. Методология.
Методология включает использование диалектического, сравнительно-исторического подходов, логического, социологического методов.
3. Результаты
Народная медицина имеет древнюю историю и, как показывают исследования, именно на её базе возникла и стала развиваться научная медицина [1]. В соответствии с положениями ст. 50 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте. В их основе лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. Право заниматься народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Решение о выдаче разреше-
© Сопин И. О., 2023
ния на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение даёт право заниматься народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение1.
Эти положения требуют комментариев. Во-первых, народная медицина относится к сфере медицинской деятельности. На это прямо указал Верховный Суд РФ в одном из своих решений . Таким образом, народной медициной могут заниматься только лица, имеющие специальное медицинское образование. С нашей точки зрения, это императив, который, однако, может быть подвергнут сомнению на основе Общероссийского классификатора занятий, где упоминаются лекари и народные целители, чья практическая деятельность требует менее обширных знаний, основанных на относительно непродолжительных периодах практического обучения и специальной подготовки. Более того, в этом документе упоминаются целители на основе веры - те, которые лечат заболевания человека через духовные практики . Создаётся впечатление, что составители Общероссийского классификатора не знакомы с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», поскольку формулируют положения, которые ему явно противоречат. Изучение 76 объявлений о нетрадиционной медицинской помощи позволило выявить только одного целителя со средним медицинским образованием. Остальные представляются в лучшем случае психологами, но обычно - просто потомственными целителями. Иными словами, народная медицина в России к медицинской деятельности имеет мало отношения.
Во-вторых, указанный федеральный закон устанавливает, что к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера. Между тем Интернет изобилует объявлениями, где обещания вылечить тяжёлые болезни, алкоголизм, наркоманию соседствуют с предложениями
снять порчу, скорректировать судьбу, продать обереги, талисманы на деньги, удачу, здоровье, совершить привороты. Например, Михайлова Елена Ивановна сообщает о себе, что она парапсихолог, специалист по оздоровительным практикам, народный целитель, получившая свой дар по роду сибирских знахарей, таролог с опытом преподавания по системе Алистера Кроули (таро Тота). Училась и проходила практику у последователей буддийских монахов в Непале (древние йоги-ческие практики), в университете парапсихологии и ясновидения в Германии . Между тем названного университета в Германии не существует, он вымышленный. Что же касается Алистера Кроули (мистический псево-доним «Бафомет»), то этот персонаж является идеологом оккультизма и сатанизма, автором кощунственной «чёрной мессы». В 1922 г. Кроули стал великим магистром «Ордена восточного храма», тесно связанного с германскими оккультными группами, в которые входили будущие лидеры гитлеровского нацизма [2, с. 661] и упоминание его имени в рекламных объявлениях есть не что иное как пропаганда этих общественно опасных явлений - оккультизма, сатанизма и нацизма [3-5]. Впрочем, многие народные целители откровенно заявляют, что они специалисты по белой и чёрной магии и способны творить чудеса.
Между тем следует напомнить, что в наиболее распространённой в России традиционной религии - православии - магия и оккультизм порицаются, а по закону Торы, например, за ворожбу, вызывание мёртвых и волхвование установлена смертная казнь (Исх. 20: 18; Лев. 20: 27).
Не вызывает сомнения, что современная практика целительства, основанная на оккультизме, требует принятия запретительных мер, в частности, ст. 6.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) РФ «Незаконное занятие народной медициной». Но этим никто не занимается. С нашей точки зрения, следует КоАП РФ дополнить и нормой об ответственности за оказание услуг оккультного характера, субъектами которой должны стать не только физические, но и юридические лица. Штрафные санкции соответствующих статей должны быть достаточно высокими.
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 101-104.
Нравственно-правовые основы народной медицины
В-третьих, занятие народным целитель-ством требует получения соответствующего диплома. Однако процедура его получения плохо регламентирована, и информация об этом не вполне доступна.
В-четвёртых, целительство часто препятствует посещению врачей и получению необходимого лечения. Вместо того, чтобы обратиться к профессионалам, люди ищут «чудодейственные» методы лечения, которые могут не только не помочь, но и ухудшить их состояние. Это приводит к задержке диагностики и начала лечения, что может быть опасно при определённых заболеваниях.
В-пятых, народное целительство в настоящее время нередко является ареной деятельности мошенников, распознать которых не всегда просто.
4. Заключение
Народные целители в настоящее время действуют, как правило, незаконно, на основе оккультных и магических практик. Такая си-
туация сложилась вследствие нравственного невежества населения, отсутствия чёткой правовой регламентации народной медицины и какого-либо контроля за деятельностью самозваных целителей. Необходимо строже контролировать данную сферу и обеспечить населению доступ к качественной и безопасной медицинской помощи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Рос. газета. - 2011. -23 нояб.
2 Решение Верховного Суда РФ от 24 сентября 1998 г. № ГКПИ98-435. - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
3 Общероссийский классификатор занятий (принят и введён в действие Приказом Росстан-дарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Академия гармонии. - URL: http://akademiya-garmonii.ru>index.php/en/about-us/2-3 (дата обращения: 21.09.2023).
ЛИТЕРАТУРА
1. Тарасенко Д. Б. К истории изучения народной медицины в России (М. М. Добротворский и Н. В. Кириллов) // Научные труды Дальрыбвтуза. - 2008. - № 20. - С. 483-494.
2. Дворкин А. Сектоведение. - Н. Новгород : Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. - 694 с.
3. Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов А. С. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М. : МВД РФ, 1996. - 61 с.
4. Модерзон Э. В оковах сатаны. - М. : Свет на Востоке, 1996. - 112 с.
5. DyrendalAsbjorn. Darkness Within: Satanism as a Self-Religion // Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / ed. by Jesper Aagaard Petersen. - London : Ashgate Publishing, 2009. - 277 p.
Информация об авторе
Сопин Илья Олегович - аспирант кафедры уголовного права и криминологии Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код: 6384-6445, AuthorlD: 1175852
Информация о статье
Дата поступления - 4 октября 2023 г. Дата принятия в печать - 10 октября 2023 г.
Для цитирования
Сопин И. О. Нравственно-правовые основы народной медицины // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 101104. 001: 10.24147/1990-5173.2023.20(4).101-104.
ISSN 1990-5173
103
MORAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF TRADITIONAL MEDICINE
I.O. Sopin
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Introduction. Folk medicine (healing) is very popular among the population, as evidenced by the existing huge group of healers and the market of services offered by them for the treatment of the most serious diseases and solutions to any life problems. The goal is to show the fictitiousness of real folk medicine, its actual substitution by occult-magical practice. Methodology: dialectical, comparative-historical approaches, logical, sociological methods. Results. Healing in Russia has little to do with medical activity and is carried out, as a rule, by persons without medical education on the basis of occult and magical practices, which is directly prohibited by law and condemned by traditional morality. The modern practice of healing based on occultism requires the adoption of prohibitive measures, in particular, the implementation of Article 6.2 of the Administrative Code of the Russian Federation "Illegal practice of folk medicine". Conclusion. Folk healers currently act, as a rule, illegally. It is necessary to control this area more strictly and provide the population with access to high-quality and safe medical care.
Keywords: folk medicine; healers; occultism; magic; fraud.
REFERENCES
1. Tarasenko D.B. To the history of the study of traditional medicine in Russia (M.M. Dobra-Classky and N.V. Kirillov). Nauchnie raboty Dalrybavtuza = Scientific works of Dalrybvtuz, 2008, no. 20, pp. 483-494. (In Russ.).
2. Dvorkin A. Sectoral. N. Novgorod, Brotherhood Publishing House in the name of St. Prince Alexander Nevsky, 2000. 694 p. (In Russ.).
3. Khvylya-Olinter A.I., Lukyanov A.S. Dangerous totalitarian forms of religious sects. Moscow, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1996. 61 p. (In Russ.).
4. Moderzon E. In the shackles of Satan. Moscow, Light in the East, 1996. 112 p. (In Russ.).
5. Dyrendal Asbjuffing. Darkness Within: Satanism as a Self-Religion, in: Jesper Aagaard Petersen (ed.). Contemporary Reli-Gius Satanism: A Critical Reader. London, Ashgate Publishing, 2009. 277 p.
About the author
Sopin Ilya - Postgraduate Student of the Department of Criminal Law and Criminology Dostoevsky Omsk State University Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 6384-6445, AuthorlD: 1175852
Article info
Received - October 4, 2023 Accepted - October 10, 2023
For citation
Sopin I.O. Moral and Legal Foundations of Traditional Medicine. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2023, vol. 20, no. 4, pp. 101-104. DOI: 10.24147/1990-
5173.2023.20(4).101-104. (In Russ.).
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 101-104.