Отношение жителей Республики Мордовия к современному народному целительству
Маторкина Татьяна Геннадьевна,
младший научный сотрудник, Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» E-mail: [email protected]
Народное целительство представляет собой разнородное и достаточно неоднозначное социальное явление, которое при этом пользуется определенным спросом у населения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что указанный феномен представляет научный и практический интерес со стороны не только рядовых граждан, научной общественности, но и различных социологических структур. В статье проанализирована степень изученности народной медицины в западных и отечественных исследованиях. В статье представлены данные социологического исследования, посвященного изучению отношения населения региона к методам народного целительства. В ходе исследования было применено два метода. Первым методом выступил анкетный интернет-опрос, в котором приняли участие жители Республики Мордовия (n=150). В качестве дополнительного метода выступило полуструктурированное интервью с представителями народного целительства (n=10). Исследование показало, что жители региона доверяют представителям народной медицины. Основными причинами обращения являются - состояние здоровья и личная жизнь. Данный момент подтвердили и народные целители. Также удалось выявить, кто чаще обращается за помощью к представителям народной медицины.
Ключевые слова: доверие, здоровье, народная медицина, социальные функции, целительство.
Введение
Современный этап развития социальных отношений формирует новые тенденции в сфере развития общественных взаимодействий. Постиндустриальное общество, которое пришло на смену обществу промышленному, диктует новые условия и факторы организации социальных практик. С появлением новых информационных технологий стала активнее развиваться, например, фармацевтическая отрасль, которая постепенно сужает круг болезней, от которых нет лекарств для лечения. Все больше направлений лечения охватываются фармацевтами, однако не всегда и не в полной мере попытки вылечить болезнь оканчиваются успехом. В этом случае граждане начинают обращаться к народным целителям, которые обещают исцеление и победу над недугом.
Народное целительство представляет собой разнородное и достаточно неоднозначное социальное явление, которое при этом пользуется определенным спросом у населения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что указанный феномен представляет научный и практический интерес со стороны не только рядовых граждан, научной общественности, но и различных социологических структур. Они активно изучают народное целительство, его формы и проявления, представления о нем со стороны населения, отношение к нему в рамках изучения общественного мнения.
Обзор литературы
Народное целительство прекрасно вписывается в металогические аспекты, которые активно развивал П. Бурдье. Его «Практический смысл» содержит важный постулат о том, что имеющиеся социальные практики являются отражением представлений общества об окружающем мире. Практики формируют мышление человека и его действия [1].
243
В данном контексте постоянно формировавшиеся в обществе практики использования рецептов народной медицины сформировали у людей стойкие представления о важности и полезности данного действия для организма человека. Как известно, человек может много достичь простым самовнушением, поэтому указанные практики укоренились в народном сознании.
Концепция социальных практик Э. Гидденса акцентирует внимание на их «опривычивании». Человек не может каждый день тратить свое драгоценное время на осознания рутинных, привычных действий, поэтому они в результате систематических повторений становятся частью привычки [2]. Если данное положение экстраполировать на народное целительство, то нетрудно заметить, как указанная практика достаточно быстро прошла стадию «опривычивания», поскольку стала восприниматься как важная для жизнедеятельности человека социальная практика.
Современные исследователи народного целительства (П. Бут [3], Р. Несс [4], Б. О'Коннор [5] и др.) изучают его в аспекте сравнения с традиционной медициной(с больницами,поликлиниками и действиями врачей).
В частности, системное исследование понятия «народной медицины» проводит в своей работе Б. О'Коннор. Он отмечает, что понятие «народное целительство» (народная медицина) является концептуальной категорией, относящейся к академическим конструктам. Целительство представляет собой совокупность социальных практик, которые включают в себя основы исцеления человека и улучшения его здоровья. Народная медицина в данном контексте воспринимается научным сообществом и прогрессивной общественностью, как совокупность практик и верований людей, которые в силу объективных и субъективных обстоятельств изолированы от современных трендов («культурного мейнстри-ма»). Люди, которые до сих пор верят в народные средства, не являются образованными гражданами, поскольку
им чужды достижения современной цивилизации [5].
В частности, Б. О'Коннор отмечает, что современная медицина уже достаточно длительное время основывается на научных знаниях, поскольку современная медицина и народное целитель-ство являются взаимоисключающими друг друга понятия. Термины «современная медицина» и «народное целительство» не должны использоваться, как синонимы, поскольку медицина является прогрессивным явлением, а верования в народные средства должны восприниматься, как изжившие себя атавизмы современного социума [5]. Народная медицина находит место в социальных практиках больше как патриархальное явление, которое не только не способствует улучшению здоровья человека, а, наоборот, вредит ему, давая соответствующие советы, недалекие от экстрасенсорики и магически-ритуальных действий по своей «эффективности» для индивида.
В целом, Б. О'Коннор достаточно скептически относится к «достижениям» народной медицины, поскольку искренне считает ее пережитком прошлого, который исключительно по недоразумению остается в системе социальных отношений современного (прогрессивного) общества. Будущего и соответствующих перспектив развития целительства указанный автор не видит, поскольку образованному человеку не нужно объяснять важность современной медицины, которая ушла далеко вперед от народных практик «лечения» человека [5].
П. Бут придерживается схожих с Б. О'Коннором взглядов, на историческом примере эволюции показывая тупиковый путь «развития» народной медицины. В своей работе указанный автор отмечает важность и востребованность народной медицины в странах Запада, которая была актуальна до XVШ-XIX веков. Именно данный вековой рубеж указанный автор считает переломным моментом, поскольку за последние 100-150 лет медицина, как и наука, культура развивались только в прогрессивном направлении, только вверх. Примитивные и вар-
244
варские методы врачевания постепенно заменялись правильным, научно обоснованным подходом, в рамках которого гуманизм и максимальная польза для человека стала незыблемым постулатом, своего рода «священной коровой» для людей, которые давали и продолжают давать «клятву Гиппократа» [3]. Западный мир достаточно быстро осознал примитивность народной медицины и ее ущербность для истинных целей продления продолжительности жизни. Все лучшее из народной врачевательной практики за последние десятилетия было окончательно взято в современную медицину, которая продолжает развиваться, но уже в минимальной степени перенимая «достижения» народного лечения. Народная медицина постепенно стала восприниматься как дань традиции, но не более того. Объяснением этому будет то обстоятельство, что доля последователей народной медицины с каждым годом сокращается, особенно если брать корреляции с уровнем образования.
П. Бут совершенно справедливо отмечает, что современный, образованный гражданин не будет обращаться к магам, целителям, разным шаманам, предпочитая получить точный диагноз у лечащего врача. Постепенно практика экспериментов с области народной медицины сходит к минимальным показателям. Автора искренне огорчает то обстоятельство, что еще есть малообразованные люди (например, в США, где П. Бут проводил и проводит свои исследования), которые продолжают обращаться к целителям вместо того, чтобы получить профессиональную помощь от врачей, компетентных в своей области деятельности [3].
Р. Несс проводит собственное исследование современных представлений западных авторов, отмечая, что в научном сообществе до сих пор есть ученые, искренне считающие народный путь медицины жизнеспособным и формирующим основы практикующей медицины. Ссылаясь на работы А. Фудлера, Г. Гроссингера, указанный автор говорит о том, что упрощение представлений о народной медицине, как отсталых понятий, ведет к научному
заблуждению об огромных возможностях современной медицины и фармацевтики. До начала третьего тысячелетия данное обстоятельство было своего рода догмой, однако информационное общество и разнообразие информационных ресурсов говорят о том, что современные западные обыватели все чаще склонны верить в альтернативные или народные способы лечения недугов. Данные методы целительства часто идут вразрез с положениями, читаемыми на медицинских факультетах университетов, что только отчасти усложняет проблему. Дело в том, что информационные потоки современности настолько стремительны и непредсказуемы, что сложно выделить и систематизировать те тренды, которые будут определять мышление человека и его отношение к собственному здоровью. Постоянные расследования американских журналистов, которые показывают сговор фармацевтов, приводят к неприятию населением лекарств официальной медицины [4].
В качестве достаточно показательного примера Р. Несс приводит усиление влияния гомеопатических препаратов, действенность которых достаточно сомнительна для медицинского сообщества. Однако широкая маркетинговая компания в США в начале 2000-х годов показала прекрасную отдачу в виде покорных и платежеспособных зрителей, готовых платить за «чудо-таблетку» от всех болезней. Романтизация представлений о народной медицине ведет к искажению представлений об истинной (невысокой) эффективности тех народных средств, которые на уровне «сарафанного радио» позиционируются, как сверхэффективные и полезные для организма человека. Научно-технический прогресс и достижения иные достижения науки в этом случае просто нивелируются и забываются в потоке информации сомнительной важности. Достаточно красиво оформить народное средство в приятную обертку, собрать «полезные отзывы» в сети Интернет и можно пускать в серию «народное средство» лечения от всех недугов. Последствия или осложнения от подобных «лекарств»
245
никем не изучаются, поскольку нет оснований сомневаться в действенности чудодейственных средств [4].
В отличие от западной парадигмы, народная медицина и целительные практики Востока (восточных) стран не так однозначно толкуют пользу или вред от подобной практики. Связано это в первую очередь с ментальным восприятием медицины и исцеления человека. Столпом восточной медицины является представление о том, что нужно лечить не последствия заболевания, а выяснять причины его появления. Именно первопричины должны быть изучены, чтобы организовать эффективное лечение и использование медицинских практик не в ущерб человеку и его здоровью.
В научных исследованиях российских авторов народное целительство стало изучаться в рамках социологии сравнительно недавно. Обуславливается обращение науки к изучению указанного феномена ростом его популярности у населения, даже не смотря на достаточно неоднозначные последствия для тех, кто обратился к целителям, знахарям и т.д.
Среди отечественных исследователей, которые занимались изучением народного целительства, отметим таких авторов как Л.Н. Антонова [6], К.И. Ко-робко [7], В.И. Харитонова [8] и др.
Н.Л. Антонова отмечает, что до начала XIX столетия не было деления медицины на традиционную и нетрадиционную, поскольку некоторые методики органично сочетали в себе прогрессивные идеи того времени, которые касались лечения людей. Само понятие «народная медицина» впервые стало употребляться с первой половины позапрошлого века. Целительство включало в себя определенные социальные практики населения, которые касались собственного здоровья. Сюда относилось не только знахарство, которое по большей части базировалось на знаниях основ магии, но и гигиенические практики, а также обращение к врачам, представителям медицинского сообщества. В итоге, термин «народная медицина» включал в себя все возможности, которые были в арсенале населения. Практикующие врачи,
однако, не отказывались от попыток разоблачения условно медицинских мифов о пользе для здоровья, которые бытовали у населения [6].
В.И. Харитонова пишет о том, что с начала ХХ столетия в странах, которые развивали научные знания, постепенно лабораторно доказанные медицинские методы стали доминировать, как эффективные и лечащие болезни. После этого народная медицина стала ассоциироваться с иррациональными формами борьбы с недугами, с обращением за помощью к знахарям, как рискованная альтернатива классической врачебной практике. Постепенно народные целители стали восприниматься как маги, манипуляторы, не ведающие люди, которых приглашали, когда традиционная медицина была бессильна вылечить болезнь человека. Особая опасность подобных практик заключается в том, что подобные «целители» не только не исцеляют недуги, но и еще более усугубляют положение человека, его здоровье [8].
Л.Н. Антонова отмечает, что традиционная медицина осуществляет постоянный мониторинг за народным це-лительством, поскольку многие народные методы показывают свою эффективность. Указанный автор приводит в пример исследования растительных лекарств, которые традиционно применяются в китайской народной медицине. С их помощью удалось создать активно действующее вещество (на основе полыни), ставшее основой лекарства от малярии [6].
К.И. Коробко, отмечает, что нормативное регулирование деятельности целителей в России регулирует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. В п. 1. ст. 50 указанного нормативно-правового акта народная медицина характеризуется как методы оздоровления организма, которые утвердились в народных практиках, в основе которых лежат знания, умения и навыки, которые касаются восстановления здоровья. Также нормативно закреплено положение о том, что оккультные или магические ритуалы, а также практика
246
проведения обрядов религиозной направленности не относятся к народной медицине. В п. 2 ст. 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что право на занятия народным целительством может получить гражданин, который получил соответствующее разрешение на деятельность от органа исполнительной власти на региональном уровне в сфере здравоохранения [7].
Как и у любого социального явления, у народного целительства есть как положительные, так и отрицательные стороны.
М.А. Лаврентьева отмечает следующие позитивные стороны народного целительства:
- в рамках народного целительства организм человека рассматривается как единое целое, без деления на физиологические процессы, психические проявления, эмоциональные всплески, духовное начало;
- процедуры лечения проводятся с использованием всех ресурсов организма, когда находится оптимальный баланс физического и духовного начала в человеке;
- из-за акцента на лечении всего организма происходит персонализа-ция внимания на человеке. Это обстоятельство существенно отличает данный индивидуальный подход народного целителя от формального отношения, который человек встречает при посещении поликлиники и лечения у врача;
- положительной чертой будет использование средств профилактики заболеваний, когда в первую очередь устраняется причина болезни, а не ее последствия [9].
В целом, следует согласиться с доводами М.А. Лаврентьевой в том, что нередко методы народного целительства достаточно эффективны, особенно если их сочетать с достижениями традиционной медицины для усиления общего положительного эффекта.
Вместе с тем, помимо, положительных черт, нередко можно увидеть отри-
цательный эффект, который проявляется в следующих аспектах:
- многие из народных целителей не имеют медицинского образования, элементарного представления о физиологии человека, поэтому применение народных методик может принести больший вред, чем потенциальную пользу для пациента;
- народные способы лечения не имеют статистических данных об эффективности той или методики, которая применялась к человеку, нет также данных об исходном состоянии и полученном результате;
- клиенты народных целителей достаточно часто слабо себе представляют, чем знахари отличаются от обыкновенных шарлатанов, которые пытаются заработать на страхах и доверчивости людей. По совету родных или знакомых, человек отправляется к ложному целителю, у которого оставляет остатки здоровья и финансовых средств. Многим такие походы стоят не только здоровья, но и жизни. На наш взгляд, появление существенного числа «народных» целителей вполне закономерно в условиях развития рыночных отношений, поскольку если есть спрос на данные услуги, всегда найдутся те, кто их окажет. При этом навыки и профессиональное мастерство уходят на второй план, выставляя в приоритеты коммерческую выгоду, а не стремление реально помочь людям в их беде [9].
Таким образом, рассмотрев зарубежный и отечественный опыт изучения народного целительства, в достаточно условной степени, существующие на сегодняшний день практики изучения народного целительства можно разделить на несколько групп: целительство в рамках западного мира (стран Запада); народная медицина стран Востока; практики народного целительства в славянской культуре и родственных ей народах. В западной социологии традиционно принято рассматривать народную медицину в рамках социальных практик, которые складывались длительное время и поэтому стали основой социально одобряемых населением практик. Це-
247
лительство представляет собой совокупность социальных практик, которые включают в себя основы исцеления человека и улучшения его здоровья. Народная медицина в данном контексте воспринимается научным сообществом и прогрессивной общественностью, как совокупность практик и верований людей, которые в силу объективных и субъективных обстоятельств изолированы от современных трендов («культурного мейнстрима»). Люди, которые до сих пор верят в народные средства, не являются образованными гражданами, поскольку им чужды достижения современной цивилизации. В отличие от западной парадигмы, народная медицина и целительные практики Востока (восточных) стран не так однозначно толкуют пользу или вред от подобной практики. Связано это в первую очередь с ментальным восприятием медицины и исцеления человека. Столпом восточной медицины является представление о том, что нужно лечить не последствия заболевания, а выяснять причины его появления. Именно первопричины должны быть изучены, чтобы организовать эффективное лечение и использование медицинских практик не в ущерб человеку и его здоровью. В славянской (русской) традиции народное целительство представляет собой формы народной медицины. Они включают в себя методики оздоровления, а также диагностику заболеваний, их профилактику на основе опыта предков (нескольких поколений людей) без юридического оформления в качестве лекарственных средств фармацевтической направленности. Одной из основных задач для общества, на наш взгляд, должно стать научное просвещение населения, а также более активная позиция представителей медицины в борьбе с мошенниками, которые активно маскируются под «целителей», «шаманов», «знахарей», принося больше вреда, чем пользы от своего «лечения».
Материалы и методы
С целью выявления установок жителей Республики Мордовия в отношении представителей народного целительства
и анализа деятельности целителей, было проведено социологическое исследование с использованием двух методов: пилотажный анкетный Интернет-опрос и полуструктурированное интервью. Выборочную совокупность составило 150 человек в возрасте старше 18 лет проживающие в Республике Мордовия. В ходе интервью было опрошено 10 целителей. Ни один из целителей не имеет профильного образования.
Результаты исследования
Опрос показал, что большинство (91%) опрошенных слышали о деятельности народных целителей. Жители Республики Мордовия знакомы с такими цели-тельскими практиками, как целительство травами (68%), заговорами (58%) и духовное целительство (59%).
Более половины опрошенных (61%) считают, что представители народной медицины на самом деле помогают людям, сомневаются в способностях целителей 31% респондентов. Также опрос показал, что 77% респондентов доверяют народным целителям, а недоверие вызывают у 13% опрошенных, стоит отметить, что у 11% респондентов данный вопрос вызвал затруднение (рисунок 1).
il %
J \ ■'■*
H Ч. Нет
^/
ответить
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, стоит доверять представителям народного целительства?»,%
Анализ показал, что женщины старше 50 лет больше других доверяют представителям народной медицины (76%), а меньше всего доверяют мужчины в возрасте 30-49 лет (16%). Опрос показал, что лишь 14% опрошенных лично обращались за помощью к представителям народного целительства, у боль-
248
шинства опрошенных (75%) к услугам целителей прибегали родственники или знакомые (рисунок 2). Стоит отметить, что среди опрошенных, чаще к целителям лично обращаются женщины старше 50 лет, проживающих в муниципальных района Республики Мордовия (48%).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Обращались ли Вы или Ваши родственники/ знакомые к услугам народных целителей?»,%
Жители региона утверждают, что к целителям обычно обращаются «женщины», «люди с серьезными проблемами со здоровьем», «люди, которых преследуют неудачи».
Представители народного целительства отметили, что к ним чаще всего приходят женщины, у которых проблемы в семье: «...Даже не знаю, наверное женщины все таки. Женщинам же у нас все всегда надо. Частоприходят и просят не за себя, а за других: за мужа, за детей. Приходят и те, которые родить не могут. И те, кто замуж хочет» [жен., 72 года].
При выборе целителя респонденты руководствуются советами родственников и знакомых (45%) и своим опытом (35%). Также при выборе доминирующими факторами для респондентов являются - большое количество клиентов (77%), положительные отзывы о деятельности целителя (71%), близость проживания (53%) и возраст целителя (45%) (рисунок 3).
При анализе ответов респондентов на вопрос «Как Вы думаете, каким должен быть народный целитель?», удалось описать портрет типичного целителя. По мнению респондентов, целителем
должна быть пожилая женщина, проживающая в сельской местности, которая не должна использовать свою способность с целью заработка.
1. Наличие лицензии
2. Наличие
образования
3. Положи 4. Большое ]
5. Цена
б. Близость проживания 7. Возраст целителя 8. Другое
111
|4
1 25
1 53
■ 45
20
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Что для Вас является важным фактором при выборе целителя?»,%
Среди причин обращения к целителям респонденты указали состояние здоровья (39%), финансовое положение (20%), личная жизнь (16%) и желание узнать будущее (14%) (рисунок 4). Отметим, что респонденты в качестве причины обращения указывали состояния психологического здоровья (5%).
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Почему Вы или Ваши родственники решили обратиться к целителю?»,%
Народные целители подтвердили, что основными причинами обращения к ним являются состояние здоровья, личная жизнь и улучшение финансового положения: «От болезни избавиться чаще всего приходят, кто-то врачам не доверяет и ищут помощь у таких как я. Кому-то врачи помочь не могут. Часто еще от алкоголизма приезжают лечить, от курения. От проблем в семье бывает
249
просят избавить, сказать, что их дальше ждет. Какие только не приезжают» [жен., 72 года].
По мнению респондентов, целителем должна быть пожилая женщина, проживающая в сельской местности, которая не должна использовать свою способность с целью материального обогащения.
Нами было выявлено, что народные целители не устанавливают определенную плату за свои услуги: «..у меня нет никаких цен. Меня даже обижает, когда спрашивают сколько должны. Я же не ради денег помогаю, у меня есть пенсия, мне хватает. Деньги вообще стараюсь не брать, обычно прошу продукты принести: молоко, крупы» [жен., 78 года]; «<Сколько дадут, столько и возьму. Нет такого, чтобы я сказала, что вылечить это стоит столько, а это столько» [жен., 72 года].
При выборе целителя респонденты руководствуются советами родственников и знакомых (45%) и своим опытом (35%). Также при выборе доминирующими факторами для респондентов являются - большое количество клиентов (77%), положительные отзывы о деятельности целителя (71%), близость проживания (53%) и возраст целителя (45%) (рисунок 5).
1.Ншш 2. Наличие медицинского
3. Положительные I 4. Большое]
5. Цена
б. Близость проживания 7. Возраст целителя 8. Другое
111
|4
1 25
■ 33
Г^И 20
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Что для Вас является важным фактором при выборе целителя?»,%
Обсуждения и заключения
Таким образом, рассмотрев зарубежный и отечественный опыт изучения народного целительства, в достаточно условной степени, существующие на сегодняшний
день практики изучения народного целительства можно разделить на несколько групп: целительство в рамках западного мира (стран Запада); народная медицина стран Востока; практики народного целительства в славянской культуре и родственных ей народах. В западной социологии традиционно принято рассматривать народную медицину в рамках социальных практик, которые складывались длительное время и поэтому стали основой социально одобряемых населением практик.Целительство представляет собой совокупность социальных практик, которые включают в себя основы исцеления человека и улучшения его здоровья. Народная медицина в данном контексте воспринимается научным сообществом и прогрессивной общественностью, как совокупность практик и верований людей, которые в силу объективных и субъективных обстоятельств изолированы от современных трендов («культурного мейнстрима»). Люди, которые до сих пор верят в народные средства, не являются образованными гражданами, поскольку им чужды достижения современной цивилизации. В отличие от западной парадигмы, народная медицина и целительные практики Востока (восточных) стран не так однозначно толкуют пользу или вред от подобной практики. Связано это в первую очередь с ментальным восприятием медицины и исцеления человека. Столпом восточной медицины является представление о том, что нужно лечить не последствия заболевания, а выяснять причины его появления. Именно первопричины должны быть изучены, чтобы организовать эффективное лечение и использование медицинских практик не в ущерб человеку и его здоровью. В славянской (русской) традиции народное целительство представляет собой формы народной медицины. Они включают в себя методики оздоровления, а также диагностику заболеваний, их 76 профилактику на основе опыта предков (нескольких поколений людей) без юридического оформления в качестве лекарственных средств фармацевтической направленности. Одной из основных задач для общества, на наш взгляд, должно
250
стать научное просвещение населения, а также более активная позиция представителей медицины в борьбе с мошенниками, которые активно маскируются под «целителей», «шаманов», «знахарей», принося больше вреда, чем пользы от своего «лечения».
Результаты исследования показали, что жители Республики Мордовия доверяют представителям народной медицины и считают, что целители действительно могут помочь выйти из проблемной ситуации. Самой доверчивой группой являются женщины старшего возраста.
Жители региона утверждают, что к представителям народного целительства чаще всего обращаются «женщины», «люди с серьезными проблемами со здоровьем», «люди, которых преследуют неудачи». Представители народного целительства утверждают, что к ним чаще обращаются женщины с семейными проблемами.
По мнению респондентов, народный целитель - это пожилая женщина, проживающая в сельской местности, цель которой помочь людям, а не получить.
Народные целители отметили, что они не устанавливают цены за свои услуги.
Социальные функции народного целительства в современном обществе показывают, что в нашей стране снова стали популярны экстрасенсы, народные целители и гадалки. С экранов телевизоров людям показывают, как они используют свои сверхъестественные способности для помощи людям. В интернете народные целители и экстрасенсы предлагают обратиться к ним для того, чтобы наладить свою личную жизнь, побороть психологический дискомфорт или депрессию. Рассказывают, почему за их услуги надо платить, и как правильно выбрать хорошую гадалку. Можно абстрагироваться от этого, не смотреть различные телешоу, не бродить в интернете по специализированным сайтам, игнорировать спам в электронной почте, и не замечать наклеенные объявления на подъезде с номерами телефонов служителей оккультных сил. Но от этого ко-
личество людей, обратившихся к экстрасенсам, не станет меньше.
Литература
1. Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье. - Текст: электронный. -URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/ bourdieu-praktich_smusl-8l.pdf (дата обращения: 25.08.2023).
2. But P. International Collation of Traditional and Folk Medicine / P. But. -Текст: электронный. - URL: https:// www.worldscientific.com/worldsci-books/10.1142/3469#t=toc- (date of application: 25.08.2023).
3. Ness R. Folk healing: a description and synthesis / R. Ness. - Текст: электронный. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm. nih.gov/7294217/- (date of application: 25.08.2023).
4. O'Connor B. Understanding Folk Me-sicine / B. O'Connor. - Текст: электронный. - URL: https://www.jstor.org/ stable/j.ctt46nwrq.5?refreqid=excel-sior%3A6bf6ba921e7e03dec7a8ad-04f70352f0&seq=1- (date of application: 25.08.2023).
5. Антонова Н.Л. Народное це-лительство: proetcontra / Н.Л. Антонова. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/narodnoe-tselitelstvo-pro-et-contra/viewer (дата обращения: 25.08.2023).
6. Харитонова В.И. Народная и традиционная медицина: возможности интеграции медицинских систем, практик и методов в условиях современной Тувы / В.И. Харитонова. - Текст: электронный. - URL: https://www. researchgate.net/publi-cation/329812693_Narodnaa_i_tradi-cionnaa_medicina_vozmoznosti_inte-gracii_medicinskih_sistem_praktik_i_ metodov_v_usloviah_sovremennoj_Tu-vy (дата обращения: 25.08.2023).
7. Коробко К.И. Правовое регулирование в сфере народной медицины в Российской Федерации / К.И. Коробко, Е.В. Юдин. - Текст: непосредственный // Человек. Культура. Образование. - 2017. - № 4. - С. 88-96.
251
8. Лаврентьева М.А. Проблемы народной медицины в реалиях современного общества / М.А. Лаврентьева. - Текст: электронный. - URL: http://edrj.ru/article/05-10-2018 (дата обращения: 25.08.2023).
THE ATTITUDE OF THE INHABITANTS OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA TO MODERN FOLK HEALING
Matorkina T.G.
Scientific Center for Social and Economic Monitoring
Folk healing is a heterogeneous and rather ambiguous social phenomenon, which at the same time enjoys a certain demand among the population. This circumstance indicates that this phenomenon is of scientific and practical interest not only from ordinary citizens, the scientific community, but also from various sociological structures. The article analyzes the degree of study of traditional medicine in Western and domestic studies. The article presents the data of a sociological study devoted to the study of the attitude of the population of the region to the methods of folk healing. Two methods were used in the course of the study. The first method was an online questionnaire survey, which was attended by residents of the Republic of Mordovia (n= 150). An additional method was a semi-structured interview with representatives of folk healing (n=10). The study showed that residents of the region trust representatives of traditional medicine. The main reasons for the appeal are the state of health and personal life. This point was confirmed by folk healers. It was also possible to identify who more often seeks help from representatives of traditional medicine.
Keywords: trust, health, traditional medicine, social functions, healing.
References
1. Bourdieu P. Practical sense / P. Bourdieu. -Text: electronic. - URL: http://yanko.lib.ru/ books/cultur/bourdieu-praktich_smusl-8l.pdf (date of application: 25.08.2023).
2. But P. International Collation of Traditional and Folk Medicine / P. But. -Текст: электронный. - URL: https:// www.worldscientific.com/worldsci-books/10.1142/3469#t=toc- (date of application: 25.08.2023).
3. Ness R. Folk healing: a description and synthesis / R. Ness. - Текст: электронный. - URL: https://pubmed.ncbi. nlm.nih.gov/7294217/- (date of application: 25.08.2023).
4. O'Connor B. Understanding Folk Mesicine / B. O'Connor. - Текст: электронный. -URL: https://www.jstor.org/stableZj.ctt46n-wrq.5?refreqid=excelsior%3A6bf6ba921e-7e03dec7a8ad04f70352f0&seq=1- (date of application: 25.08.2023).
5. Antonova N.L. Folk healing: proetcontra / N.L. Antonova. - Text: electronic. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnoe-tselitelstvo-pro-et-contra/viewer(date of application: 25.08.2023).
6. Kharitonova V.I. Folk and traditional medicine: possibilities of integration of medical systems, practices and methods in the conditions of modern Tuva / V.I. Kharitonova. - Text: electronic. - URL: https://www. researchgate.net/publication/329812693_ Narodnaa_i_tradicionnaa_medicina_voz-moznosti_integracii_medicinskih_sistem_ praktik_i_metodov_v_usloviah_sovremen-noj_Tuvy (date of application: 25.08.2023).
7. Korobko K.I. Legal regulation in the field of folk medicine in the Russian Federation / K.I. Korobko, E.V. Yudin. - Text: direct // Person. Culture. Education. - 2017. - No. 4. - pp. 88-96.
8. Lavrentieva M.A. Problems of traditional medicine in the realities of modern society / M.A. Lavrentieva. Text: electronic. - URL: http://edrj.ru/article/05-10-2018 (date of application: 25.08.2023).
252