НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
В.С. Мухаметжанова
Кафедра этики Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются современные представления о понятии, сущности профессионализма; о нравственном аспекте профессионализма. В исследовании рассматривается структура профессиональной этики и ее основные компоненты, определяется взаимовлияние личности и ее профессиональной деятельности.
Ключевые слова: этика, профессиональная этика, профессионализм, профессиональная мораль, профессиональная деятельность.
Наряду с психологическими и социальными аспектами, характеризующими понятие профессионализма, наиболее интересным представляется его нравственный компонент, иллюстрирующий роль морально-этических факторов в формировании мировоззренческих установок человека, которые проявляются в его профессиональной деятельности [1. С. 237].
Характеристика профессионализма как личностного качества подразумевает согласие между психологической и мировоззренческой готовностью человека к своей профессиональной реализации и уровнем требований к профессии, в том числе и нравственных, со стороны общества. То есть профессионализм — это соответствие большого количества личных качеств специалиста (навыков, умений, знаний, ценностей, идеалов) общественным ожиданиям от профессии (они изменяются в соответствии с научно-техническим, интеллектуальным и социальным развитием).
Понятие профессионализма используется как узком, так и в широком смысле: в первом случае профессионализм — это обладание определенным мастерством. По мере того, как общественные и социальные отношения усложняются, на первый план постепенно выходят гуманистические ценности, требования со стороны общества ко многим профессиям возрастают, и понятие профессионализма расширяется: его сущность как социального явления выходит за рамки совокупности сугубо технических навыков и умений, в него привносятся нравственные и гуманистические идеалы.
В настоящее время профессионал должен не только обладать специализированными знаниями и соответствовать требованиям своей сферы деятельности, но и предугадывать ее последствия, нести за них личную ответственность, т.е. профессионализм приобретает выраженный этический аспект.
Ядром личности профессионала сегодня выступает ее мировоззрение в совокупности с идейно-нравственной, философской и социально-психологической сторонами личности [2. С. 25]. Поэтому профессионализм стал неотъемлемым условием самореализации человека, его планомерного и всестороннего развития как члена современного общества с его многоуровневой структурой социальных связей и взаимодействий.
Новая социальная реальность порождает новые теоретические модели, задачей которых является объяснение динамично развивающейся действительности [3. С. 386—387]. Профессиональная этика как часть общей этической теории во все времена имела прикладное, практическое значение. Одна из важнейших задач этой дисциплины — конкретизация общих моральных норм и регуляторов хозяйственной и другой практической деятельности применительно к каждой отдельной профессии. Требования профессиональной морали обращены ко всем без исключения представителям профессии, их понимание и соблюдение — обязательное условие профессионализма, поэтому он и становится основным понятием профессиональной этики.
Система профессиональной этики содержит два компонента — профессиональный и этический. Первый представляет собой совокупность профессиональных навыков, умений и знаний человека, их использование в каждодневной практике труда, специфику профессии, профессиональные отношения и взаимодействия. Второй означает формирование и развитие морального сознания человека, его ценностей и нравственных установок, морального облика в целом [4. С. 201—203]. Профессиональное и этическое — основополагающие факторы современной профессиональной этики. Их соотношение определяется спецификой профессиональной деятельности, связанной с удовлетворением потребностей личности, а также от наличия в профессии составляющих «человек—человек».
Взаимосвязь профессионального и этического полиаспектна и наиболее ярко видна в уникальных профессиональных достижениях: профессиональное развитие личности усиливает ее нравственные черты, гармонизирует различные стороны жизнедеятельности человека. Например, единство профессионального и нравственного хорошо выражено в народном творчестве.
Традиционные формы народного творчества — один из важнейших источников развития профессионализма по трем причинам: 1) становление новых профессий первоначально зарождается и формируется в народном творчестве; 2) в народном творчестве вырабатываются, закрепляются и совершенствуются всевозможные трудовые приемы и технологические процессы; 3) народное творчество принимает непосредственное участие в профессиональном и нравственном воспитании личности.
Соответственно, этика как философская наука дает возможность применить моральные оценки к процессам и явлениям в социуме, прежде всего в трудовой и профессиональной деятельности. Можно утверждать, что профессионализм (включающий в себя моральный облик специалиста, соблюдение им требований профессиональной этики, его способность опираться на общечеловеческие и профессиональные моральные нормы) является важнейшим критерием как нравственно-этической оценки профессиональной деятельности работника, так и его личности.
Таким образом, в условиях изменяющегося общества профессиональная этика приобретает статус теоретической основы развития нравственной культуры человека: «...сплав профессионализма и моральных ценностей... образует профессиональную этику» [5. С. 4].
Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, идеалов и принципов. К ним можно отнести обряды, ритуалы, обычаи, традиции и т.д. Основным понятием профессиональной этики является профессионализм — знание предмета деятельности, опирающееся на образование, практики работы и постоянное повышение своей квалификации, получение новых знаний и навыков, анализ применения лучших методов. Критическое отношение к своей работе, непрерывное самосовершенствование, стремление овладеть всеми тонкостями мастерства могут дать высокий уровень профессионализма.
Становление профессионализма начинается в период рабовладельческого общества. В это время начали появляться первые профессии, такие как, например, ритор, врачеватель, учитель, политический деятель и т.д. С тех пор прошло много времени, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции сложились первые образцы будущих профессиональных этических (моральных) кодексов (к первым из них можно отнести клятву Гиппократа, которую давали врачи).
Первоначально профессионализм складывается в тех сферах профессиональной деятельности, где человек, выполняя профессиональный долг, работал непосредственно с людьми (лекари и врачи, учителя, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п.). Профессиональные кодексы тех времен касались профессиональной деятельности в общих чертах и носили абстрактно-описательный характер.
Эпоха Средневековья характеризуется значительным расширением этических требований к профессиям. Наиболее ярким примером могут служить кодексы ремесленных цехов. Нормы этих кодексов условно разделяются на два типа. Первые определяют общение и отношения внутри профессии, вторые диктуют формат отношений представителей профессии с обществом.
Новый виток развития профессионализма наступает во второй половине XX в., который характеризуется более быстрым развитием науки, формированием мировой экономической системы и развитием коммуникаций, высочайшим уровнем кооперации в процессе производства и разделением труда и т.п.
В результате дифференциации норм профессиональной морали уже не было профессий, которые не имели бы специальных этических требований. Чем больше становилась кооперация труда в различных сферах человеческой деятельности, тем все в большей зависимости находились люди от результатов труда каждого из них. Специфика кооперации труда заключается в том, что невозможно достигнуть конечного результата, если на предыдущих ступенях допускается ошибка (некачественный труд), при этом могут не учитываться уровень квалификации и должностные инструкции.
Еще один важный фактор, влияющий на дальнейшую постепенную дифференциацию норм профессиональной морали, — повышение специализации не только в рамках профессии, но и в отдельных ее направлениях.
Например, этика государственной и муниципальной службы имеет подсистемы этических требований, которые соответствуют конкретным обязанностям служащих, формам организации труда и уровням управления (формирование этических требований для служб «Public Relations», для сотрудников системы социального обеспечения, для тех подразделений муниципального самоуправления,
которые могут включать элементы бизнес-деятельности, работая на конечный результат и т.п.).
Одной из проблем профессиональной морали, представляющих наибольшую трудность, является формирование требуемого уровня ответственности за результаты труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности. Причину данного явления можно видеть в отдаленности конечного результата, в который войдет их личный труд, во времени и в пространстве. В итоге личностное отношение к результату осознается не в полной мере.
В ходе профессиональной деятельности, протекающей в конкретно-исторических условиях, под воздействием ее среды формируется личность человека, складывается профессиональный тип личности с характерными ценностными установками, нормами деятельности, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями.
Попытку синтезировать психологические аспекты изучения профессиональной деятельности осуществил известный специалист в области психологии труда В.Д. Шадриков, создав схему «Психологической системы деятельности». Он выделил следующие основные функциональные аспекты данной системы: мотивы профессиональной деятельности; цели профессиональной деятельности; программа деятельности; информационные основы деятельности; принятие решений; подсистемы профессионально значимых качеств.
По его мнению, именно мотивационный блок в системе профессиональной деятельности наиболее подвижен и является определяющим: «...на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности» [6. С. 32, 48].
Концепция известного психолога Е.А. Климова также развивает идею взаимовлияния личности и ее профессиональной деятельности. Так, например, теория своеобразия восприятия мира в различных типах профессиональной деятельности находит свое отражение в описании типов профессионального менталитета. Автор выделяет пять крупных психологических характеристик типов личности в соответствии с классификацией типов профессиональной деятельности.
1. Профессионально-деятельностная система «человек—природа» ориентирована на природные объекты и процессы и закономерности развития живой и неживой природы (физик, биолог и т.д.). Представитель данного типа профессиональной деятельности воспринимает мир прежде всего со стороны биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) явлений. Понимание подобных специалистов связано, в первую очередь, с такими ценностями, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные; наша планета воспринимается как носитель биосферы. Непременными качествами личности в данной профессиональной системе является бережность и аккуратность в отношении к любому проявлению жизни, противопоказанием — отсутствие уважительного отношения ко всему живому.
2. Система «человек—техника» рассматривает главным объектом трудовой деятельности технические объекты, материалы, виды энергии (инженер, строитель и т.д.). Личность такого типа представляет мир с точки зрения того, насколько
наша жизнь связана с техникой. Земля понимается как источник ресурсов, цивилизация означает достижения научно-технического прогресса, люди воспринимаются как создатели и пользователи техники, носители технических знаний.
3. Система «человек—знак» в системе профессий характеризуется изучением условных знаков, кодов, чисел, естественных или искусственных языков (переводчик, программист, математик и т.д.). Для специалиста в данной профессиональной системе рациональность, системность, упорядоченность в представлениях о мире первична по сравнению с фокусированием на сущности живого. Мир интересует носителя этого типа профессии с точки зрения информационности, развитости, изученности. Вселенная понимается как лаборатория для воспроизведения и изучения характеризующих жизнь процессов, цивилизация — как прогресс в способах передачи информации, люди — как создатели и пользователи средств ее передачи.
4. Профессиональная деятельность типа «человек — художественный образ» связана с отождествлением себя с различными видами художественного творчества (художник, музыкант и т.д.). Специализирующийся в данной профессиональной системе воспринимает окружающий мир как некую данность, в которой можно выделить и воспринять красоту как область, которую можно преобразовать и привнести в нее представления и реализацию идеи о красивом, прекрасном, а так же удобстве или совершенной форме. Земля воспринимается как гармоничное целое, на которое можно взглянуть с большой высоты, цивилизация — как совокупность идей художественного творчества, люди — как творцы и единицы, которые гармонично вписываются в нее.
5. Профессии типа «человек — человек» основным содержанием и предметом трудовой деятельности видят отношения людей, социальных групп, организаций и других социальных общностей. Специалист в данной профессиональной системе понимает мир с точки зрения наполненности окружающей среды разнонаправленными людьми, социальными группами, сообществами, организациями и их сложными отношениями. Земля, Космос — лишь фон и условия существования мира; цивилизация заключается в культурном многообразии народов, стран, языков, культурных ценностей этносов; люди — разделены на типажи [7. С. 165—175].
Профессиональная деятельность чиновника относится к деятельности последнего, социономического, типа, т.е. к системе «человек—человек» с характерными особенностями, нравственный смысл которых приобретает следующие формы: общественная направленность деятельности; широкий круг рассматриваемых проблем и социально значимых задач, иногда в экстремальных условиях; критически-аналитическое мышление, исключающее корыстную выгоду; конструктивный характер мышления и деятельности в направлении общественного блага; высокая гражданская ответственность за разрабатываемые и принимаемые решения; профессиональные знания, умения и навыки организации процессов социального управления; формирование кодекса поведения, определяющего ценность профессии для общества и положительный образ власти [8. С. 52].
Таким образом, человек как субъект профессиональной деятельности моделирует, изменяет свою естественную среду окружения, формирует самосознание, изменяет и развивает структуру собственной личности.
Повышенный интерес российского общества к нравственной проблематике не случаен. Развитие России в направлении демократического правового государства невозможно без утверждения этики во всех сферах жизни общества. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности. Глобализация мировой экономики привела к унификации требований в ряде отраслей, которая преодолевает различия в традициях государств, системах образования, этических подходах к трудовой деятельности, так как на данном уровне экономики взаимодействуют люди с очень разными моральными системами. Задачи профессиональной этики становятся все более комплексными. Профессионалы не могут полагаться только на традиционные механизмы усвоения нравственных требований, поэтому в профессиональном этическом сознании возникает практика создания этических ассоциаций, появляется разработка разнообразных инструкций, памяток, в которых обозначаются границы возможных отступлений от этических стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Цвык В.А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. — М: Изд-во РУДН, 2004.
[2] Капто А. С. Профессиональная этика. — М., 1997. — Ч. 1.
[3] Капто А.С. Профессиональная этика. — М., 1997. — Ч. 2.
[4] Капто А. С. Профессиональная этика. — М., 1997. — Ч. 1.
[5] Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.
[6] Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
[7] Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010.
MORAL AND ETHICAL ASPECTS OF PROFESSIONALISM
V.S. Mukhametzhanova
Department of Ethics Faculty of Humanities and Social Sciences Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article analysis current views of notion, essence of professionalism, moral aspect of professionalism, structure of professional ethics and its main components are considered, interference of the personality and her professional activity is defined.
Key words: ethics, professional ethics, professionalism, professional morals, professional activity.
REFERENCES
[1] Tsvyk V.A. Professionalizm: opyt sotsial'no-filosofskogo analiza (Proffesionalism: The Experience of Social and Philosophical Analysis). Moscow: RUDN, 2004.
[2] Kapto A.S. Professional'naia etika (Professional Ethics). Moscow, 1997, Part I.
[3] Kapto A.S. Professional'naia etika (Professional Ethics). Moscow, 1997, Part II.
[4] Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional'noi deiatel'nosti (Problems of Systemo-genesis of Professional Activity). Moscow, 1982.
[5] Klimov E.A Obraz mira v raznotipnykh professiiakh (The Vision of the World in Different Professions). Moscow, 1995.
[6] Kabashov S. Iu. Moral'no — eticheskie i pravovye osnovy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia: professional'naia etika, kadrovaia politika, planirovanie kar'ery i protivodeistvie korruptsii (Moral and Jural Basis of Governmental and Municipal Management: Professional Ethics, Personnel Policy, Career Planning and Anti-corruption). Moscow: Delo ANKh, 2010.