Научная статья на тему 'Этика высшей школы (на примере Российского университета дружбы народов)'

Этика высшей школы (на примере Российского университета дружбы народов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ (РУДН) / ЭТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЦЕННОСТИ ВУЗОВСКОЙ КОРПОРАЦИИ / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA (PFUR) / ETHICS / EDUCATION / HIGHER SCHOOL / UNIVERSITY VALUES / UNIVERSITY MISSION / BUSINESS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цвык Владимир Анатольевич

В статье на примере Российского университета дружбы народов анализируются базовые ценности и основные этические принципы современной вузовской корпорации, рассматриваются понятия профессионализма, профессионального долга, профессиональной ответственности как критерии нравственной оценки трудовой деятельности работника высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethics of higher school (the example of Peoples’ Friendship University of Russia)

The article analyses basic values and main ethical principles of the contemporary university using an example of Peoples’ Friendship University of Russia. The notions of professionalism, professional duty and professional responsibility are considered as the criteria of a moral evaluation of labour activity of academics.

Текст научной работы на тему «Этика высшей школы (на примере Российского университета дружбы народов)»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ЭТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (на примере Российского университета дружбы народов)*

В.А. Цвык

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В статье на примере Российского университета дружбы народов анализируются базовые ценности и основные этические принципы современной вузовской корпорации, рассматриваются понятия профессионализма, профессионального долга, профессиональной ответственности как критерии нравственной оценки трудовой деятельности работника высшей школы.

Ключевые слова: Российский университет дружбы народов (РУДН), этика, образование, высшая школа, ценности вузовской корпорации, миссия университета, деловое общение

В условиях современного модернизирующегося российского общества в этике высшей школы коренным образом сменились приоритеты общественного и личностного выбора. Образование сегодня все чаще рассматривается не просто как процесс приобретения человеком систематизированных знаний, но как подготовка и включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества. В этом контексте весьма существенным является определение содержательных границ самого понятия «образование» (англ. éducation, нем. Bildung, фр. l'éducation), этические аспекты которого определяются в каждом конкретном случае в силу его многозначности.

Образование — это: а) социальный институт, основная функция которого заключается в подготовке и включении индивида в различные сферы жизнедеятельности общества; б) совокупность приобретенных индивидом (самостоятельно или в процессе обучения в специальных учебных заведениях) систематизированных знаний, умений, навыков (особенно профессиональных); в) процесс усвоения знаний, т.е. обучение, просвещение; г) уровень образованности индивида, имеюще-

* Статья подготовлена на средства НИР № 101402-0-000, тема «Профессиональная этика в академической среде: современные проблемы».

го разносторонние знания и отличающегося высокой степенью культуры; д) образованность общества, народа как уровень цивилизованности страны. Для этики во всех перечисленных случаях определяющим является рассмотрение образования не только в его просветительском плане, но главным образом как «образование», «создание» личности.

Нравственный потенциал образования определяется его статусом как социального и политического института государства. Оно является всеобщим нравственным способом жизни народа, служит укреплению его государственности, развитию истории и культуры, формированию духовно-нравственных ценностей, гражданского самосознания, при том непременном условии, что национальное самосознание не ограничивается осознанием только своей этнической принадлежности, а отражает межэтнические установки и ценностные ориентации, толерантное отношение к культуре всех живущих рядом народов. Благодаря этому формируется человек-гражданин, личность интегрируется в систему полинациональных культур, а общество посредством образования, особой этики жизнедеятельности создает себя, базируясь на адекватных формах педагогической и социальной деятельности [3. С. 327].

Создание целостной системы воспитания и образования специалистов в высшей школе, совмещающей профессиональное обучение и гуманистическую ориентацию, может быть реализовано лишь при опоре на триаду:

— вооружение новой генерации фундаментальными знаниями на уровне новейших достижений науки;

— формирование у нее профессиональных навыков и готовности компетентно трудиться в избранной сфере деятельности;

— воспитание высокообразованных, интеллигентных, духовно богатых и высоконравственных специалистов, соответствующих новым общественным потребностям.

Кодекс профессиональной этики работника высшей школы должен обеспечивать преемственность корпоративной этики и культуры российской высшей школы, связывая традиционные ценности и принципы вузовской корпорации с реалиями современности.

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РАБОТНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Работники высшей школы сегодня — это профессора, преподаватели, научные работники, учебно- и научно-вспомогательный, административный персонал. Советом Российского Союза ректоров 25 июня 2012 г. принят кодекс профессиональной этики работника высшей школы России, который определяет этические установки жизнедеятельности коллективов высших учебных заведений Российской Федерации, общие усилия которых направлены на выполнение миссии высшей школы и рост ее авторитета в обществе.

Российский университет дружбы народов (РУДН) — международный классический университет, миссия которого состоит не только в подготовке высоко-

квалифицированных и востребованных специалистов в различных сферах деятельности, но и в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, реализующих в своей профессиональной деятельности идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов [2].

В XXI в. в условиях современного глобального мира общемировой тенденцией становится интернационализация высшего образования. Как отмечает Ректор РУДН В.М. Филиппов, интернационализация высшей школы не только выступает одним из важнейших факторов международного образовательного сотрудничества, но и повсеместно декларируется в качестве стратегического направления развития университетов [8. С 209]. Необходимость интенсификации программ привлечения зарубежных абитуриентов в российские вузы предполагает в том числе создание в последних гуманитарной среды, способствующей быстрой и психологически комфортной адаптации иностранных студентов. РУДН, который изначально создавался как международно-ориентированный, интернациональный университет, обладает в этой связи преимуществом перед другими отечественными и зарубежными университетами.

Гуманитарная среда вуза — это духовное, культурное и нравственное пространство учебного заведения, это система социально-культурных связей и отношений, оказывающих непосредственное влияние на учебно-воспитательный процесс. Гуманитарная среда в той же мере, что и учебный процесс, обеспечивает профессионализацию, духовно-нравственное развитие студентов, что в конечном итоге реализуется в общественной жизни в таких качествах, как инициатива и ответственность, потребность в постоянном профессиональном росте, обновлении своих знаний, способность принимать инновационные решения и активно проводить их в жизнь [5. С. 101].

Одним из важнейших признаков гуманитарной среды вуза является благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе, что может и должно быть обеспечено развитым этическим регулированием всех форм профессиональной и учебной деятельности в вузе. Все это в полной мере осознается руководством и коллективом нашего университета. Еще в 2008 г. Общеуниверситетской конференцией приняты кодексы чести преподавателя, управленца (менеджера) и обучающегося в РУДН, в которых в полной мере отражены этические требования современной высшей школы.

В этическом кодексе работника высшей школы констатируются базовые ценности вузовской корпорации, которые определяют характер ее этической доктрины. Такими ценностями являются: 1. Знание. 2. Служение. 3. Академическая свобода личности.

В кодексе чести преподавателя РУДН особо отмечается, что преподаватель РУДН обязан вести преподавание на современном уровне науки и техники, стремиться донести до обучающихся передовые научные технологии и результаты научной деятельности мирового уровня, активно проводить научные исследования и внедрять их результаты в учебный процесс [2].

Служение. Профессиональная деятельность работников вузов в России отвечает интересам российского государства и общества, основной ее целью явля-

ется обеспечение интеллектуального, профессионального и культурного развития нашей страны. Кроме того, профессиональный труд работников высшей школы выступает важным фактором обеспечения национальной безопасности и интересов государства. Современная научно-образовательная деятельность рассматривается вузовскими работниками сквозь призму осознания подлинной миссии российского образования — «просвещения народа и служения Отечеству».

Эта ценностная установка в полной мере отражена в кодексах чести преподавателя и управленца РУДН. При этом подчеркивается особая важность глубокого осознания ответственности за реализацию миссии РУДН, воспитания студентов в духе взаимопонимания и общения на основе принципов интернационализма, дружбы и уважения культурных и религиозных особенностей различных этнических и социальных групп и конфессий. Не только толерантность к национальным обычаям обучающихся, представляющих различные нации мира и народности России, но подлинная дружба народов, взаимопонимание, глубокое уважение к культуре различных народов — важнейшая этическая норма работника РУДН.

Академическая свобода личности. Специфика современной российской высшей школы во многом обусловлена характером ее становления. Высшее образование в России сформировалось под воздействием широких прав, предоставляемых университетам в определении подходов к образовательной, научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. Подлинная свобода исследовательского поиска; уважение к личной научной и исследовательской позиции преподавателей, ученых, научно-педагогических работников, а также широкого коллектива студентов; обеспечение возможности свободных академических дискуссий обеспечивает рост и непрерывное обновление идей, стимулирует непрерывное развитие знания.

Современные российские высшие учебные заведения являются институтами, которые обеспечивают развитие профессионализма личности и выражение индивидуальности [6. С. 140]. Открытый диалог работников высшей школы и студентов, направленный на раскрытие индивидуальности, содействует воспитанию молодежи, а также создает предпосылки утверждения в вузах реальной академической свободы, которая подразумевает единство сохранения для каждого широких возможностей поиска научной истины и ответственности, регулируемой коллегиальными решениями корпорации.

Согласно Кодексу профессиональной этики работника высшей школы России основными этическими принципами современного работника высшей школы являются: 1. Ответственность. 2. Единство образовательного пространства. 3. Преемственность вузовской практики. 4. Интеграция образования и науки. 5. Паритетность обучения и воспитания. 6. Открытость обществу [1].

Ответственность. Высокий уровень профессионализма и гражданская зрелость работника высшей школы проявляются в том, что их профессиональная ответственность носит естественный характер, она осознается как профессиональное призвание и самостоятельно и добровольно принимается в качестве личного профессионального долга. Именно личность профессионала, выступая носителем профессиональной ответственности, оказывается гарантом качественного выполнения

профессионального долга [10. С. 265]. Работники высшей школы ответственны за то, чтобы их деятельность отвечала интересам всех участников образовательного процесса, а также была подчинена выполнению государственных и общенациональных задач в экономико-технологической, социальной и культурной областях.

Безусловной нормой, на которой основывается корпоративная культура работника РУДН, — взаимная ответственность профессорско-преподавательского и учащегося коллективов. Выражением профессиональной ответственности является постоянное самосовершенствование работника высшей школы в сфере его вузовской деятельности. В кодексах чести преподавателя и управленца РУДН подчеркивается требование с уважением относиться к своим коллегам и к обучающимся в РУДН, не допускать по отношению к ним грубости и оскорблений, разрешать возникающие конфликты путем убеждения [2].

Применительно к этике делового общения в РУДН категорический императив И. Канта «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь и силу принципа всеобщего законодательства» может быть конкретизирован в таком виде: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Ключевые моменты здесь — осуществляемая этическими средствами координация и гармонизация интересов всех участников общения.

Для работника РУДН важную роль приобретает открытый и доверительный стиль общения, существенным элементом этики которого являются правила служебного этикета: общительность, коммуникабельность, умение вести служебные разговоры, тактичность, доброжелательность, непринужденность, естественность, лаконизм изложения мыслей, умение пользоваться методом «выпуска пара» для подавления негативных эмоций и избавления от возникающих в споре чувства страха или гнева. Важно помнить, что вовремя выраженное сожаление, извинение, рукопожатие способствует снятию психологической напряженности и деловом общении и приведению разговора в спокойное и конструктивное русло.

В иерархии служебных отношений корпорации РУДН свою специфику имеют разные виды делового общения. Выделяются общение по горизонтали, т.е. сотрудник—сотрудник, когда общаются равные по статусу работники, утверждая свой профессионализм, право на карьерный рост в условиях здоровой конкуренции. В то же время они призваны проявлять чувство коллективизма, заботу о приумножении совокупных усилий во имя процветания университета и успеха общего дела [9].

Общение по вертикали имеет два вида:

— «сверху вниз», строящиеся на основе этических норм и принципов, которые руководитель использует по отношению к своим подчиненным (проявление уважения к индивидуальности подчиненного, создание психологически комфортной обстановки в руководимом коллективе, умение подходить ко всем его членам как равноправным, нежелательность общения с подчиненными через «посредников»);

— «снизу вверх» — подчиненный проявляет по отношению к своему руководителю уважительность, преданность и надежность в выполнении порученного дела, демонстрирует доброжелательное отношение к нему.

Наличие единой конкретной задачи, предопределенной миссией РУДН, определяет и то, что в иерархии нравственных ценностей работников университета приоритет отдается принципу коллективизма и групповой солидарности при уважении и соблюдении прав и свобод личности. Авторитет руководителя есть не только личная, но и общественная ценность. Руководителю должны быть свойственны объективность, справедливость, высокий культурный уровень, «твердость слова», уважительное отношение к подчиненным, понимание интересов каждого работника, привлекательные внешний облик, привычки, манеры и черты характера. Причем эти качества должны проявляться не эпизодически и не избирательно, а постоянно, как внутренняя имманентная сущность человека.

Единство образовательного пространства как важнейший этический принцип работника высшей школы является фактором культурно-исторической и социально-политической целостности государства. Под единым образовательным пространством понимается равенство законодательных норм и образовательных стандартов на всей территории Российской Федерации, паритетная социальным особенностям регионов развитость образовательной инфраструктуры, а также развитость механизмов доступности образования для граждан России вне зависимости от места их проживания, социального и материального статуса и возможностей здоровья [1]. Единство образовательного пространства подтверждается высоким уровнем развития диалога коллективов и организаций различных вузов. Безусловной нравственной нормой является межвузовская солидарность, а необходимая для саморазвития вузов здоровая межвузовская конкуренция выступает в форме добросовестного соревнования, главной целью которого становится формирование и апробация передовых практик для последующего их распространения в академической среде.

Участвуя во всех видах межвузовской деятельности, развивая и укрепляя взаимодействие с вузами России и многих стран мира, работник РУДН в то же время в качестве своей важнейшей цели неуклонно способствует формированию высокого авторитета РУДН в России и во всем мире, повышению рейтинга университета, упрочению его международного престижа. Во всех областях своей деятельности университет придерживается принципа честной, свободной и открытой конкуренции.

Преемственность вузовской практики также выступает в качестве важнейшего этического принципа работника РУДН. Основой успешного функционирования и залогом развития высшего учебного заведения является сохранение и приумножение системы знаний, образовательного опыта, научных школ, культурных, этических и воспитательных традиций, которые складывались на различных этапах жизнедеятельности вуза с момента его основания. Объединяясь в единую траекторию роста, они определяют интеллектуальный потенциал вуза, его специфику и приоритеты. Необходимо всегда помнить, что любые инновации в высшей школе должны основываться на уважительном восприятии достижений и практик предыдущих поколений. Только в этом случае соответствующие времени реформенные преобразования приобретают характер академической эволюции. Уважение тради-

ций РУДН, формирование в его коллективе оптимального морального климата — важнейшее этическое требования в кодексах чести преподавателя и управленца РУДН.

Интеграция образования и науки. Квалификация и результативность профессиональной деятельности работника высшей школы определяется способностью генерировать знание и сопричастностью к передовым международным научно-образовательным процессам. На включенности работников и учащихся в научный процесс базируется развитие инновационных процессов в вузах, а также подготовка нового поколения кадров, соответствующего запросам современной экономики и социальной сферы [1]. Образовательные процессы в РУДН призваны интегрироваться с фундаментальными исследованиями в междисциплинарной области, а также с прикладными изысканиями, проводимыми в рамках внедренческой работы вуза.

Паритетность обучения и воспитания. Воспитание, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, в современной высшей школе существенно расширило свое содержание. Ключевым элементом вузовской практики становится необходимость выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы вооружить будущего специалиста знаниями, навыками и умениями, которые могли бы обеспечить не только профессиональное «опережение» в конкретных видах деятельности в данный момент, но и способность в случае необходимости кардинальным образом перестроиться в условиях обновления своей профессиональной сферы. В условиях динамично меняющегося современного мира особое значение приобретает воспитание личности, способной к саморазвитию, формирование психологической готовности специалиста к вариациям профессиональной судьбы [4].

В РУДН, наряду с формированием гражданской позиции, будущий специалист учится востребованию своего творческого потенциала и самостоятельности в принятии уникальных решений. При этом новый инструментарий воспитания по-прежнему основывается на личном примере работника высшей школы и тесной совместной деятельности профессоров, преподавателей и учащихся.

Вследствие этого важнейшим этическим требованием работника РУДН является требование здорового образа жизни, соблюдение его как на территории РУДН, так и вне его, полный отказ от курения в корпусах РУДН, содействие превращению всей территории университета в пространство, свободное от курения.

Открытость обществу. Важная государственная и общественная миссия высшего профессионального образования в России обусловливает серьезную роль вузов в жизни российских граждан и обеспечении развития, суверенитета и конкурентоспособности нашей страны. Осознание этого факта дает основание гражданскому обществу принимать активное участие в развитии образовательных институтов, в том числе в форме диалога с научно-образовательной корпорацией, которая должна открыто и сбалансировано реализовать свою академическую политику в интересах всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, преподавателей, всех сотрудников образовательного учреждения.

Важным этическим требованием работника РУДН является запрет на какие-либо отношения протекционизма с обучающимися или поступающими в РУДН либо финансово-экономические отношения, не предусмотренные законодательством РФ и нормативными документами РУДН.

Важную роль в этике высшей школы играет также коммуникативная компетенция субъектов деловых отношений. Она включает в себя традиционные формы деловой переписки, сложившиеся еще 150 лет назад в Англии (этикет составления деловой корреспонденции, благодарственных писем, пресс-релизов, др. служебных документов), а также нормы так называемого электронного этикета (сетикет), т.е. этические правила работы в Интернете, с электронной почтой, мобильными телефонами и т.д.

Нормы электронного этикета — обширная сфера правил, освещение которой требует отдельной темы [11. С. 130]. В качестве примера можно привести, например, следующие простые правила электронной переписки: 1. Электронное письмо должно быть корректным и правильно заполненным. 2. Всегда следует проверять правильность написания адреса и имени, как получателя, так и отправителя. 3. Для более быстрой идентификации вашего письма получателем следует всегда кратко и четко указывать тему письма. 4. Отвечая на письмо, обратите внимание на то, следует ли менять тему письма. 5. Прежде чем отправить письмо, целесообразно сохранить его в отдельном файле. 6. Электронное письмо так же, как и обычное письмо, должно соответствовать принятым правилам деловой переписки, недопустимы сокращения, жаргонизмы. 7. Необходимо всегда отвечать на электронные письма либо подтверждать их получение. 8. При электронной переписке следует быть особо осторожным с конфиденциальной информацией. 9. Нельзя придавать огласке либо публиковать информацию из личных писем без согласия их отправителей.

Подведем итог вышесказанному. РУДН — уникальный международный классический университет, высокая миссия которого состоит:

— в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий;

— не только в подготовке востребованных специалистов в различных сферах человеческой деятельности, но и в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов;

— в воспитании молодежи, способной успешно работать в любой стране мира [2].

Поэтому профессорско-преподавательский и управленческий состав университета отличается серьезностью подбора кадров, профессиональным мастерством, владением новейшими образовательными технологиями, стремлением к постоянному повышению профессиональной квалификации и педагогического мастерства, чистотой морального облика. В нашем университете бережно поддерживаются традиции классических российских университетов, где моральный статус ученого и преподавателя всегда был очень высок.

Мы, работники РУДН, всегда должны помнить, что выполнение важнейшей миссии РУДН — формирование мировой элиты — требует от нас самих быть

не только профессионалами, но и интеллигентными и тактичными людьми, духовной, а не только интеллектуальной элитой общества [7]. Именно на выполнение этой сложной задачи направлены Кодексы чести преподавателя, управленца (менеджера) и обучающегося в РУДН, в которых в полной мере отражены этические требования современной высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кодекс профессиональной этики работника высшей школы России // Приложение к проекту постановления Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 г. № 3. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2012/08/16/b6c3282bf15c3127edec35e77a5a0387/proekt-kodeksa-professionalnoj-etiki-rabotnika-vyisshej-shkolyi.pdf.

[2] Кодекс чести преподавателя, управленца (менеджера) РУДН. URL: http://www.rudn.ru/ file.php?id=1509.

[3] Капто А.С. Профессиональная этика. М., 2006.

[4] Косорукова А.А. Профессиональная этика практического психолога как вариант профессионально-этической теории // Служение высшей школе и науке руководителя, педагога, ученого. К 50-летию профессора В.А. Цвыка: сборник статей. М., 2012.

[5] Моисеенко М.В. К вопросу о формировании патриотизма и духовности у современной российской молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2013. № 3. С. 96—103.

[6] Мухаметжанова В.С. Нравственно-этический аспект профессионализма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2013. № 3. С. 135—142.

[7] Саввина О.В. Миссия университета // Современное образование. 2012. № 2. С. 155—179.

[8] Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203—212.

[9] Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. 2-е изд. М., 2012.

[10] Цвык В.А. Нравственные ценности профессиональной деятельности // Личность. Культура. Общество. 2014. Т. XVI. № 1—2 (81—82). С. 262—268.

[11] Цвык И.В. Компьютерная этика и проблемы интеллектуальной безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2013. № 3. С. 125—135.

ETHICS OF HIGHER SCHOOL (the example of Peoples' friendship university of Russia)

V.A. Tsvyk

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article analyses basic values and main ethical principles of the contemporary university using an example of Peoples' Friendship University of Russia. The notions of professionalism, professional duty and professional responsibility are considered as the criteria of a moral evaluation of labour activity of academics.

Key words: Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), ethics, education, higher school, university values, university mission, business communication

REFERENCES

[1] Kodeks professional'noi etiki rabotnika vysshei shkoly Rossii. Prilozhenie k proektu postanov-leniia Soveta Rossiiskogo Soiuza rektorov ot 25 iiunia 2012. Vol. 3. URL: http://www.kspu.ru/ upload/documents/2012/08/16/b6c3282bf15c3127edec35e77a5a0387/proekt-kodeksa-professionalnoj-etiki-rabotnika-vyisshej-shkolyi.pdf.

[2] Kodeks chesti prepodavatelia, upravlentsa (menedzhera) RUDN. URL: http://www.rudn.ru/ file.php?id=1509.

[3] Kapto A.S. Professional'naia etika. M., 2006.

[4] Kosorukova A.A. Professional'naia etika prakticheskogo psikhologa kak variant professional'no-eticheskoi teorii. Sluzhenie vysshei shkole i nauke rukovoditelia, pedagoga, uchenogo. K 50-letiiu professora V.A. Tsvyka: sbornik statei. M., 2012.

[5] Moiseenko M.V. K voprosu o formirovanii patriotizma i dukhovnosti u sovremennoi rossiiskoi molodezhi. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Filosofiia. 2013. No. 3. P. 96—103.

[6] Mukhametzhanova V.S. Nravstvenno-eticheskii aspekt professionalizma. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Filosofiia. 2013. No. 3. P. 135—142.

[7] Savvina O.V. Missiia universiteta. Sovremennoe obrazovanie. 2012. No. 2. P. 155—179.

[8] Filippov V.M. Internatsionalizatsiia vysshego obrazovaniia: osnovnye tendentsii, problemy i perspektivy. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Mezhdunarodnye otnosheniia. 2015. No. 3. P. 203—212.

[9] Tsvyk V.A. Professional'naia etika: osnovy obshchei teorii. 2d edition. M., 2012.

[10] Tsvyk V.A. Nravstvennye tsennosti professional'noi deiatel'nosti. Lichnost'. Kul'tura. Obshchest-vo. 2014. Vol. XVI. Issue 1—2 (81—82). P. 262—268.

[11] Tsvyk I.V. Komp'iuternaia etika i problemy intellektual'noi bezopasnosti. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Filosofiia. 2013. No. 3. P. 125—135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.