СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
УДК 340
НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В. В. Кожевников, Т. А. Кымысова
В статье раскрывается содержание нравственной основы правоприменительной деятельности сотрудников полиции. Нравственные требования, наряду с правовыми нормами и иными неюридическими нормами, являются фундаментом, на котором должна строиться правоприменительная деятельность органов внутренних дел.
Ключевые слова: нравственная основа, нормы нравственности, правоприменительная деятельность, деятельность сотрудников полиции.
В настоящее время происходит реформирование системы органов внутренних дел. Вступили в силу новые законы, в том числе базовый — Федеральный закон «О полиции». Комплекс причин послужил началу проведения данной реформы, в том числе обусловленных нарушением правоприменяющими субъектами нравственных (моральных) требований. В связи с этим интересен опрос населения, проведенный ВЦИОМ в каждом субъекте Российской Федерации в 2011 г. (83 региона); с общим объемом респондентов 41 500 опрошенных '. Были заданы следующие вопросы: «Как вы полагаете, почему ОВД (полиция) плохо защищают ваши личные и имущественные интересы? В чем вы видите основные причины их неудовлетворительной работы?» Получены следующие ответы: 49% респондентов указали коррупцию и взяточничество; 37 — низкое качество отбора в полицию; 37 — недостаток профессиональных навыков и компетенции; 30 — неуважительное отношение сотрудников ОВД к гражданам; 25 — вседозволенность сотрудников полиции; 19 — недостаточный контроль со стороны государства и общества; 14 — несовершенство законодательной базы по борьбе с преступностью; 8 — нерешенность социальных проблем сотрудников полиции; 5 — низкий уровень технической оснащенности ОВД; 2 — другое; 5% из числа опрошенных затруднились ответить 2. Из полученных результатов опроса видно, что первые три ответа связаны с такими проблемами, как несоблюдение сотрудниками ОВД нормативных правовых актов, пробелы в кадровой работе, а также про-
фессионализмом сотрудников органов внутренних дел. Относительно большое число (30%) опрошенных назвали неуважительное отношение сотрудников ОВД к гражданам и 25% — вседозволенность их действий. Приведенные ответы респондентов нередко обусловлены несоблюдением сотрудниками ОВД нравственных (моральных) требований. Это яркий показатель того, что наличия закона недостаточно для эффективного правоприменения, установления режима законности и правопорядка в обществе. Только использование совокупности социальных регуляторов позволит достичь положительных результатов.
Нравственность (мораль), как и право, — это прежде всего регулятор общественных отношений, представляющий собой правила поведения общего характера. В реальности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаются между собой, дополняют и обогащают друг друга. В отличие от права, мораль возникла раньше, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как положительное право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции 3.
Право возникает на определенном этапе исторического развития как регулятор человеческого поведения, в том числе на основе норм нравственности. Право как исторически необходимая форма социального регулирования по своей природе не только правовая, но и моральная, поскольку юридическая регламентация общественных отношений, даже при всей ее классовой направленности, является выражением справедливости, детерминированной материальными условиями жизни общества, и противостоит хаосу, произволу, анархии 4. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны. Она исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, а законы — справедливыми и гуманными 5.
Следует заметить, что содержание норм права и морали было различным в зависимости от конкретных исторических условий. Степень жесткости мо-
ральных и правовых санкций в разные периоды у различных народов была неодинаковой. Иногда санкции за нарушение норм морали были не менее строгими, чем за нарушение правовых предписаний.
В настоящее время человечество пришло к осознанию того, что такие ценности, как справедливость, признание естественных прав человека, гуманизм, являются высшими ценностями и служат залогом успешного развития любого общества. Идеи естественно-правовой доктрины, касающиеся прежде всего прав и свобод человека и гражданина, в XX в. были признаны всем мировым сообществом. Они приобрели юридическую форму нормативных актов, санкционированных государствами, и вошли в международные декларации, конституции, иные внутригосударственные нормативные правовые акты. В XX — начале XXI вв. граница между естественным и позитивным правом во многом стирается 6 . Право и мораль взаимодополняют друг друга, и право вносит в социальные отношения устойчивость. Одних положительных морально-нравственных качеств и внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти.
Взаимообогащение морали и права повышает авторитет последнего и способствует возрастанию его роли как регулятора общественных отношений 7. Взаимодействие морали и права в итоге сказывается и на самом применении права. Как бы ни были совершенны законы, они требуют конкретизации и индивидуального подхода в своем приложении к жизни. Требование норм права, заключающееся в его единообразном и неукоснительном исполнении, выраженное в общих положениях, не может принимать во внимание индивидуальные особенности отдельных случаев, а между тем один и тот же случай разрешается по-разному.
Претворение в жизнь норм закона является обязанностью правоприменителей, в том числе сотрудников полиции. От использования ими не только норм закона, но и норм морали зависит эффективность этого процесса. Как известно, назначением морали является не только преодоление противоречий между интересами личности и общества, но и урегулирование межличностных конфликтов. Выполняя свои служебные обязанности, сотрудник полиции ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями, положительное разрешение которых зависит напрямую не только от его профессионально-правовых навыков и умений, но и от его высоких моральных качеств и знания психологии. Так, согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона «О полиции», общественное мне-
ние служит одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Поэтому от того, каков будет в том числе моральный облик сотрудников полиции, зависит оценка деятельности полиции обществом.
В настоящее время к сотруднику полиции предъявляются высокие моральные требования, что находит свое подтверждение в действующем законодательстве. Ранее к принципам деятельности органов внутренних дел, которые были закреплены в ст. 3 Закона РФ «О милиции», относились уважение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности, гуманизм, гласность. Эти принципы носили общий, универсальный характер, их содержание в статье Закона не было раскрыто. В Федеральном законе «О полиции» указаны следующие принципы деятельности: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5), законность (ст. 6), беспристрастность (ст. 7), открытость и публичность (ст. 8), общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9), взаимодействие и сотрудничество (ст. 10), использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11). В Законе «О полиции» каждому принципу посвящена отдельная статья, появились новые принципы, направленные на установление модели партнерских отношений между сотрудниками полиции и всем остальным обществом. Анализ данных принципов показывает, что хотя они непосредственно и несут в себе нравственные начала, однако их несоблюдение повлечет и правовые последствия.
Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений и обстоятельств по конкретному, юридически значимому делу. Так, в литературе обращается внимание на то, что моральные нормы чаще оказывают позитивное воздействие на деятельность органов внутренних дел. Однако это справедливо только в отношении моральных норм, возникших на нравственных началах и основанных на общечеловеческих ценностях. Есть еще групповая и персонифицированная мораль, которая способна нести как положительное, так и отрицательное содержание. Такие моральные установки, безусловно, оказывают активное воздействие на функциональные возможности органов внутренних дел, на качество и результативность реализации ими конкретной задачи или вида деятельности. Вместе с тем такие проявления, как стремление защитить честь мундира, не возбуждать заведомо неперспективные уголовные дела, обеспечить приоритет национального над профессиональным в кадровой политике, подчиняться ведомственным амбициям, оказывают на органы внутренних дел деформирующее влияние, в конечном счете разрушая систе-
му и делая невозможным достижение эффективных результатов. Тем самым создаются условия для вседозволенности, взяточничества, коррупции, т. е. для нарушений законности в деятельности органов внутренних дел 8.
На наш взгляд, в правоприменительной деятельности сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться и нравственными требованиями, являющимися содержанием норм права и выступающими органичной частью действующей правовой системы, и нормами нравственности, реализация которых, как правило, не обеспечивается государственным принуждением.
К первой группе относятся те нравственные требования, которые нашли закрепление в законах и подзаконных нормативных актов, действующих в Российской Федерации. Основной Закон нашей страны — Конституция РФ, устанавливающая примат общепризнанных принципов и норм международного права, в большей степени наделена нравственным содержанием, так как не только провозглашает основополагающие права и свободы граждан, но и учитывает особенности социального, культурного, экономического, политического и территориального развития государства 9.
Значимой составной частью российского законодательства являются федеральные конституционные и федеральные законы. Одни из них (полностью или частично) регулируют деятельность органов внутренних дел, другие косвенно определяют рамки такой деятельности. В них также содержатся нравственные начала.
Особое место занимают комплексные и системные по своему содержанию законы — кодексы (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.). Так, одним из ярких примеров правовых установлений, в которых находят свое выражение нравственные начала, является глава 2 УПК РФ «Принципы уголовного судопроизводства». Законодательные правила, изложенные в ней, берут начало в Конституции РФ, и не только в ней. Нормы морали декларированы в форме закона на международном уровне, что свидетельствует об их должной оценке со стороны всего цивилизованного мира 10.
Каждая норма уголовно-процессуального закона, как и любого другого, может рассматриваться с точки зрения содержания зримых и незримо присутствующих в ней нравственных правил. Так, ограничение времени допроса, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, их родственников и близких лиц, правила производства по делу о преступлении, совершенном несовершеннолетними, преследуют в большей степени нравственную цель — охрану личности в уголовном процессе. Под охраной
находятся не только правомочия конкретного участника, но и нравственное обеспечение личности. Поэтому не следует вести речь о раздельном существовании норм права и норм морали11.
Нормативным актом, непосредственно регулирующим организацию и деятельность органов внутренних дел, является приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», в ч. 2 ст. 7 которого указано: «Безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан». Реализация данного положения возможна только посредством использования совокупности социальных регуляторов, так как категории доверия, уважения и т. д. носят прежде всего нравственный характер и правом не определяются.
Другая группа норм нравственности не обеспечивается государственным принуждением, и потребность в ней возникает в связи с осуществлением процессуальных действий на основе внутреннего убеждения и правосознания. Так, в отдельных случаях законодатель предоставляет правоприменителю право принимать решения по усмотрению. В качестве примера можно привести положение ст. 17 УПК РФ, которая обязывает должностных лиц, оценивая доказательства по делу и принимая юридически значимые для личности решения, руководствоваться не только законом, но и внутренним убеждением и, главное, совестью. Указанная норма распространяется на всю сферу уголовно-процессуальной деятельности, что не позволяет законодательно ограничиваться кругом возможных уголовно-процессуальных отношений. В этой норме категория «совесть» используется как оценочное понятие нравственного характера, т. е. данная норма выполняет функции основания юридической оценки. Однако следует признать, что в большинстве случаев нарушение моральных принципов является недостаточным для наступления правовых последствий12.
Таким образом, нормы нравственности и нормы права находятся в неразрывной связи друг с другом. Нравственные требования (начала), наряду с правовыми нормами и неюридическими нормами, являются тем фундаментом, на котором должна строиться правоприменительная деятельность органов внутренних дел. В условиях формирования демократических институтов, становления гражданского общества, признания приоритетными прав и свобод человека и гражданина возникает объективная необходимость в эффективном правоприменении. Полагаем, что без учета нравственных начал добиться этого объективно невозможно.
1 Изучение общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. М., 2011. С. 105.
2 Там же. С. 106.
3 Баранов А. М., Кожевников В. В., Филимонов А. Г. Нравственно-правовые аспекты в деятельности следователя органов внутренних дел : учеб. пособие. Омск, 1999. С. 19.
4 Теория права и государства : учебник / под ред. Г. Н. Ма-нова. М., 1995. С. 116-117.
5 Баранов А. М., Кожевников В. В., Филимонов А. Г. Указ. соч. С. 21.
6 Бирюкова Л. Г. Понятие «источник права» в общей теории государства и права и виды источников права // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». Пенза, 2005. Т. 1. С. 449-451.
7 Агешин Ю. А. Политика, мораль, право. М., 1982. С. 52.
8 Баранов А. М., Кожевников В. В., Филимонов А. Г. Указ. соч. С. 16.
9 Субботина И. Г. Нравственные начала предварительного расследования (на основе сравнительного анализа УПК РСФСР И УПК РФ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2002. С. 17.
10 Зеленина О. А. Реализация нравственных аспектов в деятельности участников уголовного судопроизводства // Правоохранительные органы: теория и практика. 2010. № 1. С. 104-105.
11 Там же. С. 105.
12 Там же.