ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
2005 СЕРИЯ: ГОРНОЕ ДЕЛО Вып. 21
ЭКОНОМИКА. ГОРНОЕ ПРАВО
УДК 338.5:622.012
А. Г. Данилов, И. В. Дроздова
НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Конкурентоспособность продукции: понятие н возможность оценки
Важнейшим условием выживаемости, закрепления собственных позиций и перспективного роста предприятия является оценка и управление конкурентоспособностью его продукции. Конкурентоспособность продукции определяется только в результате ее сравнения с другими товарами, т. е. является относительным показателем.
Базой для оценки товара должно быть исследование потребностей покупателей (потребителей) по определенном) набору параметров [1,2,3]. которые для горного производства имеют свои особенности.
В качестве аналитических показателей оценки конкурентоспособности предлагается использовать следующие:
Р
q = (1) '100
где q - единичный параметрический показатель; Р - величина параметра исследуемого товара; Р - величина параметра товара-конкурента или условного товара, удовлетворяющего потребность покупателя на 100 %.
Групповой или сводный показатель (/), объединяющий единичные показатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по одной группе показателей (экономической, технической, нормативной), определяется:
п
(2)
/-i
где q • единичный параметрический показатель по Аму параметру; а - вес >го параметра; п- число параметров, подлежащих рассмотрению.
Интегральный показатель (Ai, дающий численную характеристику конкурентоспособности товара и представляющий собой отношение группового показателя по техническим (технологическим) параметрам (Т) к групповому показателю по экономическим (нормативным) параметрам О):
Т
*=-; (3)
;-l r¡
где Р - абсолютное значение /-го технического параметра исследуемого товара; -абсолют-нос значение Aro технического параметра, принятого за базовый; /;- число технических параметров. интересующих покупателя.
Ц + Зпср
цЧз0*,' (5)
где Ц, Ц°, 3.^.. 3°п«р - пены приобретения, затраты на переработку анализируемого и базового товара.
Показатель конкурентоспособности исследуемого товара {К) но отношению к товару другого производителя можно определить по формуле
<«>
где /п| , - соответствующие групповые или сводные показатели анализируемого и базового товара.
Если К<\, то анализируемый товар уступает базовому товару; если Л>1,тоон прс восходит базовый товар по конкурентоспособности; при равных конкурентных свойствах К= 1.
Таким образом, конкурентоспособность - многогранный показатель, на который оказывает влияние целый ряд факторов.
2. Методы ценообразования в условиях рынка
Для установления цены единицы /-го вида продукции (Ц^ предприятия-производители чаше всего используют затрат ные методы ценообразования с помощью нормативов рентабельности {2, 4]. Мри этом цену можно рассчитать:
Ц,=С/(1 + Л), (7)
где С - себестоимость единицы /'-го вида продукции, руб.; /? - норматив рентабельности. %.
_ П,
= —, (8)
с/
где Г1и - нормативная прибыль, определяемая предприятием на плановый период, руб.
Если на первый план выходит условие возмещения стоимости общих активов, привлекаемых для выпуска данной продукции, то прибыль может быть рассчитана через показатель рентабельности общих активов:
Пи = Л ТА, (9)
где Яш - рентабельность общих активов, %; ТА - стоимость общих активов предприятия, руб.
ТА = Ф»м + Фой. (10)
где Ф>ч - среднегодовая стоимость внеоборотных активов, руб.; Ф^ - среднегодовая стоимость оборотных активов, руб.
Нормативная прибыль устанавливается исходя из коммерческих условий деятельности предприятия в соответствии с методом ценообразования. Наиболее распространенные из них на горных предприятиях следующие.
Метод прямых затрат применяется чаше всего в тех случаях, когда предприятие выт екает однородную продукцию и имеет свободные производственные мощности для выпуска дополнительного объема данной продукции.
Метод полных затрат применяется в случае, когда предприятие выпускает несколько видов разнородной продукции. Метод заключается в потоварном перераспределении накладных (постоянных, косвенных) расходов между всеми видами продукции.
Метод установления цены с помощью анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли позволяет ответить на следуюп.ис вопросы: какова должна быть цена, чтобы г.ри заданном объеме производства получить целевую (определенную) прибыль; каков должен быть объем производства, чтобы при сложившемся на рынке уровне цены получить целевую прибыль.
Параметрические методы являются логическим продолжением ценностного подхода к ценообразованию (предыдущие методы - затратного) и чаще всего применяются на стадии маркетинговых исследований, когда изучается потребительский спрос и оценивается реакция потенци-
альных покупателей на потребительские параметры новых товаров в сравнении с уже существующими товарами-аналогами.
Возможны три варианта принятия ценовой политики в отношения горных предприятий: самостоятельное ведение исследований и выбор сбытовой политики для сторонних потребителей; установление продажных цен головным предприятием по поставкам потребителям, входящим в ту же интегрированную структуру; установление цен головным предприятием для сторонних потребителей.
В целом лишь в первом случае горное предприятие в большей мере следует собственным целям и задачам, но зачасту ю оно вынуждено считаться с общими для всей структуры (холдинга) установками. Как правило, большинство горных предприятий функционирует с потребителями (или реализаторами их продукции) в рамках единой компании, что соответствует как мировой иракт икс. так и в прошлом советской (например, в металлургических отраслях подавляющее большинство рудного сырья не рсализовывалось по оптовым ценам). Именно процесс формирования цен в последних двух вариантах представляет наибольший интерес. Процесс ценообразования в данном случае связывается с использованием внутрихозяйственных цен. Такие цены при принятии положения о том. что от них зависят экономические показатели всей хозяйствующей структуры, принято называть трансфертными.
В зарубежной практике трансфертные цены получили довольно широкое распространение. Развивается практика их применения и в России. Причиной расширения механизмов ценообразования в таком направлении является то, что использование моделей трансфертных цен способствует увязке целей и задач подразделений (филиалов, дочерних предприятий и т. д.) с целями всей компании.
Основой трансфертных расчетов является анализ распределения прибыли между учасгни-ками и выработка наиболее оптимальных управленческих схем мотивации, контроля и организации производственной, финансовой и инвестиционной деятельности подразделений.
В нынешних условиях предприятия в большей мере всегда заинтересованы в построении систем расчетов, которые наилучшим образом достигали бы цель обеспечения эффективности работы всей компании, но вместе с тем имеется такое важное обстоя гельство. как отсутствие достаточных теоретических и практических разработок и исследований по данной теме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрютнна М. С. Ценообразование в рыночной эюномике: Учебник. М: Дело и сервис. 2002.
2. Липснц И. В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: ВПК, 2000.
3. Н)гп Т. Т.. Холлен Р. К. Стратегия и тактика цеисобразования. СПб: Питер. 2001.
4. Стровскнй Я. Е., Дрозлова И. В., Данилов А. Г. Ценообразование в горной промышленности: Учебное пособие. Екатеринбург: УГТГА. 2004.
УДК 622.27:658.5
Ю. В. Терёхнна
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНЫХ СТОИМОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ
РАЗ РА БОТКИ М ЕСТОРОЖДЕ Н ИЯ
11еобходимость инвестирования в горное производство крупных сумм на длительное время с высокой степенью риска требует тщательной и надежной процедуры оценки проектов освоения месторождений полезных ископаемых, с многократным повторением расчетов и рассмотрением различных вариантов разработки по все более уточняемым исходным данным.
Технико-экономические оценки с определением планируемых и возможных затрат и доходов имеют место на всех стадиях и являются ответственным звеном при обосновании инвестиционных решений в процессе проектирования и планирования горных работ, так как горное произ-