Новый формат бизнеса
с использованием модели открытых инноваций
О. В. Никулина,
к. э. н., доцент, доцент кафедры мировой экономики, Кубанский государственный университет
e-mail: [email protected]
В настоящей работе определены особенности использования модели открытых инноваций в условиях развития интеграционных процессов взаимодействия малого, среднего и крупного биз-
неса. Определены возможности использования теории открытых инноваций в процессе создания и функционирования инновационного кластера в Краснодарском крае.
Ключевые слова: инновационное развитие, бизнес-модель, модель открытых инноваций, инновационный кластер.
Современное развитие экономики свидетельствует о появлении новых форм взаимодействия между экономическими субъектами в условиях преодоления кризиса. Конкуренция приобретает новые свойства и переходит в новое качество, когда участники рыночных отношений объединяют свои усилия в решении важных вопросов, связанных с перспективами развития бизнеса в области инноваций. Быстрыми темпами развиваются интеграционные процессы, связанные с формирование кластеров в регионах, создаются условия для укрепления кооперации между крупными, средними и малыми предприятиями, выстраиваются цепочки взаимоотношений между научными организациями, органами власти и бизнесом. Современные условия конкуренции создают предпосылки для развития новых бизнес-моделей, построенных на принципах теории открытых инноваций.
Растущая потребность в обеспечении инновационной активности предприятий и специфика развития инновационных процессов в российской экономике, трансформация экономических отношений участников инновационного процесса, с одной стороны, а также дефицит научных знаний в области методологии, методики управления инновационным развитием на основе применения теории открытых инноваций, с другой стороны, определяют актуальность темы настоящего исследования.
В условиях инновационного развития деятельности современных предприятий возникают проблемы, связанные с созданием и распространением инноваций, с отбором эффективных инновационных проектов. Генерацией идей для создания инновационных технологий и инновационных продуктов активно занимаются крупные предприятия, которые имеют достаточные финансовые ресурсы, накопленный опыт, сформировавшиеся связи и маркетинговые технологии для воплощения в жизнь самых непредсказуемых проектов. Крупный бизнес в большей степени уде-
ляет внимание проведению инвентаризации, оценке, селекции инновационных проектов. Для крупных предприятий характерна концентрация ресурсов для реализации прорывных инноваций, направленных на повышение долгосрочной конкурентоспособности бизнеса. Малые и средние предприятия не лишены возможности инновационного развития, но имеют, как правило, ограниченный ресурсный потенциал и слабо мотивированы на развитие инновационной активности в условиях выхода из экономического кризиса. Анализ потенциального влияния кризиса на отечественные предприятия широко обсуждается в экономической литературе. Общим является вывод о наметившихся преимуществах сложившейся кризисной ситуации, когда с рынка ушли неэффективные конкуренты, расширились возможности найма квалифицированных работников, усилились позиции инновационных предприятий в связи с ростом спроса на новую и усовершенствованную продукцию, наметились новые тенденции во взаимоотношениях предприятий с потребителями, увеличились объемы государственной поддержки крупных системообразующих предприятий. В сложившихся условиях прослеживается высокая адаптивность крупных предприятий к ухудшившейся рыночной конъюнктуре: большинство из них перераспределяет ресурсы по разным инновационным направлениям, не прекращая осуществление НИОКР. Специалисты Межведомственного аналитического центра [2] отмечают, что «чрезмерная концентрация инноваций в узком сегменте крупных хозяйствующих субъектов может существенно ограничить способности экономики к быстрому распространению инноваций и задержать переход на инновационный путь развития». В связи с этим более целесообразным является соединение усилий крупного, малого и среднего бизнеса в области развития инноваций. Интеграционное взаимодействие позволит получить следующие преимущества каждому из участников инновационного процесса:
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
• сократить издержки на НИОКР и перераспределить ресурсы в наиболее перспективные сферы инновационной деятельности;
• снизить технологический риск;
• сконцентрировать усилия на осуществлении наиболее выгодных проектов, обеспечивающих долгосрочное конкурентное преимущество;
• создать «банк данных» инновационных идей, требующих реализации в перспективных направлениях развития экономики;
• получить доступ к новейшим технологиям, которые будут являться основой для создания инновационных продуктов;
• обеспечить возможность использования положительного опыта в освоении инноваций в различных сферах деятельности;
• разработать совместную тактику и стратегию выхода на зарубежные рынки с прорывными инновационными технологиями;
• своевременно прогнозировать и устранить факторы рыночной неопределенности на основе проведения систематических совместных маркетинговых исследований;
• установить систему взаимоотношений с потребителями для максимально полной информированности и учета новых формирующихся потребностей для разработки инновационных идей. Экономические субъекты в условиях инновационной экономики включены в переплетающиеся деловые сети, в рамках которых они не только наблюдают за действиями конкурентов, но и непосредственно взаимодействуют друг с другом. Это позволяет участникам инновационного процесса соотносить и корректировать стратегии своего развития. Новые условия конкуренции, новые технические возможности предпринимательской деятельности, использование новых инструментов управления компаниями создают предпосылки для развития бизнеса в новом формате, который предусматривает применение новых бизнес-моделей на основе использования различных схем взаимодействия, включая использование прогрессивных интеренет-технологий, связывающих в режиме реального времени всех участников инновационного процесса. Развитие сетевого бизнеса позволяет компаниям использовать в своей работе идеи потребителей и других участников инновационного процесса. Получение ценной информации об адаптации и использовании инновационного продукта потребителями дает возможность предприятию генерировать новые инновационные идеи и принимать правильные решения по их усовершенствованию и модификации, по планированию каналов распространения и созданию маркетинговых инноваций, что в практической деятельности способствует ускорению диффузии инноваций и создает возможности для открытого обмена знаниями, технологиями, идеями, компетенциями между различными предприятиями. Другими словами, использование нового формата бизнеса позволяет на практике эффективно реализовать теорию открытых инноваций, которая, по мнению Г. Чесбро [3], заключается в следующем: «...на своем базовом уровне логика модели открытых инноваций базируется на огромных
Бизнес-модель, Бизнес-модель, Бизнес-модель,
формирующая обеспечивающая формирующая
конкурентную максимальную сеть ценностей
стратегию прибыль и связей
t I
Инсорсинг Фирма, Аутсорсинг
(привлечение генерирующая (передача
технологий) и реализующая технологий)
инновации
1 1
Бизнес-модель, Бизнес-модель, Бизнес-модель,
ориентированная создающая формирующая
на целевой рынок новую ценность новый имидж
компании
Процесс реализации модели открытых инноваций
избыточных знаниях, которые должны быть оперативно использованы, чтобы компания, их получившая, могла создать дополнительную ценность».
Модель открытых инноваций построена на основе оптимизации обмена знаниями каждым участником инновационной деятельности таким образом, чтобы максимально эффективно использовать и реализовать каждую инновационную идею, разработанную внутри компании или привнесенную из внешней среды (полученную от других компаний). На рисунке схематично представлен процесс реализации модели открытых инноваций на основе привлечения технологий — инсорсинг (insourcing), передачи технологий для разработки и реализации внешним исполнителям — аутсорсинг (outsourcing) и развития бизнес-моделей предприятием.
Для устранения терминологической путаницы и неточности использования теории открытых инноваций необходимо уточнить сущность понятия «бизнес-модель». Г. Чесбро [3] раскрывает данное понятие через описание функций, акцентируя внимание на необходимости объединения внутренних исследований предприятия с внешними идеями путем реализации инноваций либо в собственном бизнесе, либо через бизнес других компаний. При этом роль бизнес-модели заключается в создании эвристической упрощенной когнитивной карты, которая отражает социально-экономическую значимость технических ресурсов. В данном контексте под бизнес-моделями будем понимать создание таких структур внутри предприятия с использованием различных механизмов формирования венчурных подразделений и схем финансирования процесса разработки и реализации инноваций, которые позволяют предприятию сконцентрировать свою деятельность на наиболее важных для него в стратегическом плане инновациях.
Модель открытых инноваций определяет инновационный процесс как открытую систему. Переход к данной модели предполагает сотрудничество и взаимодействие инновационно-активных предприятий в соответствии с их стратегическими целями и задачами, направленное на создание и распространение инноваций. Использование модели открытых инноваций в условиях инновационного развития экономики на
основе формирования кластеров в регионах будет способствовать ускорению инновационных процессов и формированию региональной инновационной системы. Однако существуют предприятия определенных отраслей, для которых нецелесообразно использование модели открытых инноваций в связи со сложившимися особенностями развития отрасли и спецификой технологического процесса. К ним относятся предприятия военно-промышленного комплекса, ядерной промышленности, электроэнергетики и т. п. Поэтому при создании инновационных кластеров в регионах, имеющих определенную отраслевую специализацию, следует учитывать необходимость сочетания моделей закрытых и открытых инноваций в рамках реализации приоритетных инновационных проектов.
Представляется необходимым использовать модель открытых инноваций для построения и функционирования инновационного кластера в Краснодарском крае, создание которого началось с формирования инновационной инфраструктуры и выстраивания системы взаимоотношений всех участников инновационного процесса. Результаты проведенного исследования в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» по реализации проекта «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» свидетельствуют о формировании в Краснодарском крае высокой институциональной плотности, характерной для инновационных кластеров [1]. Развитие научно-инновационных сетей в крае в процессе формирования инновационного кластера будет способствовать повышению конкурентоспособности проводимых научных исследований за счет концентрации ресурсов и сокращения времени реализации полного инновационного цикла, а также ускорению процесса диффузии инновации и коммерциализации инновационных идей, реализуемых с использованием модели открытых инноваций.
Для эффективного формирования инновационного кластера на территории Краснодарского края учеными Кубанского государственного университета осуществляется создание бизнес-инкубатора, на базе которого будет создана сетевая модель и Ассоциация университетских бизнес-инкубаторов Юга России. Предусмотренные в бизнес-инкубаторе мероприятия по развитию инновационного предпринимательства включают в себя создание постоянно действующего тренинг-центра для непрерывного обучения менеджеров инновационных проектов, реализацию проекта научно-практической конференции бизнес-инкубаторов Юга России, оказание консалтинговой помощи и поддержки инновационных предприятий. Перечисленные мероприятия с полным правом могут относиться к технологиям, позволяющим реализовать модель открытых инноваций на базе бизнес-инкубатора, так как предусматривают не только обмен знаниями и технологиями, но и проведение процедур отбора для реализации инновационных проектов на основе определения социально-экономической эффективности и ценности инновационных идей, а также построение бизнес-моделей с учетом необходимости
выполнения всех функций, предписанных теорией открытых инноваций.
Для эффективного функционирования бизнес-инкубатора как элемента инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе необходимо разработать стратегию развития таким образом, чтобы инкубируемые предприятия различных сфер деятельности могли взаимодействовать между собой и обмениваться инновационными идеями. Только в этом случае можно говорить об экономической целесообразности и социальной значимости данного проекта. Одним из методов обеспечения успешной деятельности малых инновационных предприятий в условиях инкубаторов является практика сотрудничества малого бизнеса с крупными предприятиями, что является своего рода основой для формирования производственной площадки с целью воплощения в жизнь инновационных идей малого предпринимательства. Организация нового инновационного бизнеса «под заказ» крупных предприятий или с их участием на основе базисных инноваций позволяет малому предприятию не только успешно начать свою деятельность с использованием ресурсной базы крупного предприятия, но и гарантированно получать прибыль от реализации своих инновационных идей. В свою очередь крупное предприятие при участии университетского бизнес-инкубатора имеет возможность осуществлять стратегическое планирование инновационных проектов на основе обмена потоками идей со всеми участниками инновационного процесса. Таким образом, использование теории открытых инноваций в реализации инновационных проектов предприятий бизнес-инкубатора, будет способствовать формированию связей и построению сетевой модели бизнеса в регионе, что в свою очередь создаст условия для функционирования инновационного кластера.
Работа выполнена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России», регистрационный номер 2.2.2.4/4422.
Список использованных источников
1. Л. А. Воронина, С. В. Ратнер, Н. Е. Иванова. Управление инновационным развитием экономики региона на основе институционального подхода//Инновации, № 8, 2009.
2. Ю. Симачев, Б. Кузнецов. Конец света откладывается//Эксперт, № 49-50, 2009.
3. Г. Чесбро. Открытые инновации. Пер. с англ. В. Н. Егорова. М.: Поколение, 2007.
New format of business with use of model of open innovations O. V. Nikulina, associate professor, World economy department, Kuban State University
In the present work were defined the features of open innovations model use in the conditions of integration of interaction processes of small, average and large business development . The possibilities of open innovations theory use in the course of creation and functioning innovative clusters in Krasnodar region were defined.
Keywords: innovative development, business model, model of open innovations, innovative cluster.
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010