Научная статья на тему 'Новый этап реформирования системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров'

Новый этап реформирования системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ / REFORMING THE SYSTEM OF TRAINING AND CERTIFICATION / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / RESEARCH AND TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викулов С. Ф.

В докладе затронуты вопросы новаций, которые ожидают систему аттестации научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new stage of reforming the system of training and certification of the teaching staff

In article questions of innovations which expect system of certification of the scientific staff are mentioned.

Текст научной работы на тему «Новый этап реформирования системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров»

Новый этап

реформирования системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров

Викулов С.Ф. *

In article questions of innovations which expect system of certification of the scientific staff are mentioned.

«Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, определяет в качестве основного элемента реализации стратегической проблемы технологической модернизации экономики страны концентрацию ресурсов федерального бюджета на фундаментальной науке. Именно наука является одной из стратегических составляющих развития общества, базой среды «генерации знаний», высокий уровень развития которой признается основным конкурентным преимуществом России в развитии прикладных исследований.

Исследования, проводимые в учреждениях министерств и ведомств военной организации России1, в т.ч. в МВД России, носят как фундаментальный, так и прикладной характер. Исследования фундаментального характера выполняются, как правило, в вузах, а прикладного — в ведомственных НИУ. Важнейшим элементом развития фундаментальной и прикладной науки является система подготовки и аттестации научных кадров.

В условиях активного развития экономики вся система подготовки и аттестации научных кадров, будучи «мотором» модернизации, не может оставаться застывшей. Должны меняться принципы и механизмы её функционирования. Наука и система подготовки кадров для науки сама периодически должна проходить этапы обновления. На рубеже первых десятилетий текущего века назрела такая необходимость. Накопились негативные моменты в системе аттестации, появились новые задачи, что вполне естественно.

К числу наиболее существенных недостатков действующей системы подготовки и аттестации научных и педагогических кадров, включающей обучение в

аспирантуре (адъюнктуре), докторантуре и путём соискательства, а также процедуру присуждения учёных степеней и присвоения учёных званий, относятся:

> сохранение достаточно большой доли научных работ низкого качества;

> существование лоббизма при продвижении работ в системе аттестации;

> несовершенство правовых актов, регламентирующих порядок аттестации научных кадров.

Действующие нормативные акты (Положение о порядке присуждения учёных степеней, Положение о присвоении учёных званий и др.) содержат дискриминационные нормы положения о присуждении учёных званий по отношению к научным работникам НИИ, в ряде случаев в них имеются повторы и разночтения.

Нечётко сформулированы требования к содержанию кандидатских и докторских диссертаций и к соискателям учёных степеней.

Система аттестации научных кадров недостаточно удовлетворяет требованиям прозрачности, устойчивости, антикоррупционности, научной принципиальности и объективности.

К числу существенных недостатков следует также отнести отсутствие системы стимулирования качества подготовки кадров. Не отлажена и юридически не закреплена система финансирования расходов по подготовке и защите диссертаций. Не выделяются средства советам на оплату труда оппонентов, научных руководителей, членов совета, особо — председателя и секретаря, реально возмещающую действительные интеллектуальные усилия. В эпоху тотального перехода российской экономики к рыночным отношениям положение о том, что система аттестации функционирует на общественных началах, стало анахронизмом.

Главный научный сотрудник 46 ЦНИИ Министерства обороны России, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

Учитывая эти и другие обстоятельства, на пленуме ВАК, состоявшемся в декабре 2009 г., его председателем академиком М.П. Кирпичниковым были сформулированы задачи реформирования системы аттестации научно-педагогических кадров. Уже в январе 2010 г. начала работать комиссия по выработке предложений в проект «Концепции подготовки и аттестации научно-педагогических кадров». В комиссию включены также и представители военной организации государства. Ранее такого рода документов, определяющих принципы функционирования системы подготовки кадров не было. Поэтому важно с самого начала определить структуру такого принципиально важного документа. По мнению специалистов, участвующих в этой работе и представляющих военную науку, разрабатываемая Концепция должна иметь следующую структуру:

1. Характеристика системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Назначение Концепции.

2. Анализ основных нормативно-правовых актов и проблем в области подготовки и аттестации научно-педагогических кадров.

3. Цели и задачи системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров.

4. Основные принципы подготовки и аттестации, требования к современным научно-педагогическим кадрам

5. Приоритетные направления развития системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров

6. Перечень основных мероприятий и механизмы реализации Концепции.

7. Особенности некоторых направлений реализации концепции (государственное управление, предпринимательство, религия, закрытая проблематика).

8. Особенности подготовки и аттестации научно-педагогических кадров, работающих по закрытой тематике обеспечения военной безопасности России.

Анализ сложившейся практики позволяет утверждать, что условиями, обеспечивающими эффективное функционирование системы аттестации научных кадров, следует считать: > нормативно-правовое регулирование системы аттестации научных кадров, обеспечивающее однозначное толкование терминов, процедур и требований;

> организационно-методическое обеспечение системы аттестации научных кадров, предусматривающее реализацию функций управления системой: планирование, учет, контроль и анализ функционирования системы;

> исключение фактов лоббирования прохождения диссертаций, не отвечающих предъявляемым требованиям и выполненных не единолично соискателем;

> учет отношения к научной деятельности соискателя его профессии, вида (рода) занятий, служебного положения;

> подбор членов диссертационных и экспертных советов высшей квалификации, способных непредвзято оценивать аттестационные дела соискателей учёных степеней и званий.

В военной организации государства имеется специфика в системе подготовки и аттестации научно-педагогических кадров, Она состоит, прежде всего, в наличии ограничений, обусловленных режимом секретности. В настоящее время эта особенность регламентируется отдельным документом, определяющим особенности порядка присуждения учёных степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну, а также Федеральным законом «О государственной тайне», другими федеральными законами Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время возникли новые условия, накладывающие свой отпечаток на содержание подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. К их числу относятся:

1. Кардинальная перестройка системы подготовки военных кадров в Минобороны России, обусловленная:

> заменой должностей военнослужащих гражданским персоналом;

> объединением, ликвидацией и выведением из Москвы и Санкт-Петербурга высших учебных заведений, что реально повлечёт за собой подрыв научного потенциала военной организации государства;

> объединением и ликвидацией научно-исследовательских институтов.

2. Сокращение активного периода работы научно-педагогических кадров, обусловленное более поздним, чем в гражданской сфере, приходом специалистов в науку и образование (не менее 26 лет) и ранним увольнением из армии (не более 50 лет2).

3. Существенное уменьшение возможности привлечения вузами и НИИ внебюджетных средств для проведения исследований в связи с изменением организационно-правовых форм научных организаций и переходом НИИ от ФГУП к ФГУ.

4. Сужение возможностей рассылки и получения отзывов на диссертацию и автореферат в связи с усилением ре-жимности решаемых военной организацией вопросов, в т.ч. МВД России, проблем (оперативно-розыскная деятельность, разведка, ракетно-космическая тематика, стратегические вооружения и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сокращение или полная ликвидация должностей военнослужащих в НИУ и вузах, что существенно осложняет комплектование их специалистами и приводит к разрушению научных школ. Пополнение кадрового состава НИИ и вузов гражданскими специалистами крайне осложнено низкими окладами и неподготовленностью молодых сотрудников по исследуемым специальным направлениям.

6. В настоящее время совершенствование системы материального стимулирования труда военных специалистов в НИУ Минобороны не соответствует современным требованиям. В частности, оплата труда учёных, имеющих учёные звания доцента и профессора, не зависит от уровня их квалификации. В результате кадры высочайшей квалификации переходят в гражданскую сферу, где имеется возможность существенно повысить уровень материального благосостояния. Этим самым наносится вред обеспечению обороны страны.

7. Сложившийся порядок прохождения военной службы научно-педагогическими работниками несовершенен. Всвязи с более поздним, чем в гражданской сфере, приходом военнослужащих в науку (после обучения в вузе необходимо прохождение службы в войсках, и, главное, всвязи с увольнением всех военнослужащих в зависимости от категории в возрасте 40— 50 лет) активное время научного работника составляет около 23 лет. В то же время в гражданской сфере этот срок практически не ограничен, особенно сверху, и составляет порядка 45 лет. Порядок присвоения воинских званий и назначения на вышесто-

ящую должность не учитывает уровень научной квалификации.

8. Изменение системы функционирования военных вузов и НИИ (укрупнение, выведение из крупных центров, создание военных учебно-научных центров (ВУНЦов) приводит к оттоку высококвалифицированных кадров, усложнению процедуры аттестации при рассмотрении вопросов о присуждении учёных степеней.

9. В настоящее время НИИ МО РФ практически лишены возможности получать дополнительные внебюджетные средства для более полной реализации научного потенциала и стимулирования труда учёных.

10. Изменение наименований учёных званий не в полной мере отражает специфику труда специалистов военных вузов и НИИ.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным учесть следующие предложения в Концепцию подготовки и аттестации научно-педагогических кадров и другие документы:

1. Предусмотреть издание закрытого информационного бюллетеня о тематике защищаемых в диссертационных советах военной организации государства закрытых работ с рассылкой по перечню организаций, установленному органами, уполномоченными отвечать за обеспечение охраны государственной тайны.

2. Диссертационные советы, созданные в научных организациях и образовательных учреждениях военной организации государства, принимают к рассмотрению и проводят аттестацию только научно-педагогических кадров, а также специалистов, занимающих должности руководящего, преподавательского и научного составов вузов и НИИ, военнослужащих и гражданского персонала органов управления военным образованием и органов управления военно-научной работой.

3. Особенности подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в Военной организации России, связанные с обеспечением государственной тайны, регламентируются отдельным положением, утверждаемым Минобрнауки.

4. Соискатели должны иметь определённый минимум практической работы по теме диссертации: для кандидатской — не менее 4—5 лет, для доктор-

ю 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

7.

9.

ской — не менее 5—6 лет. Исключение могут составлять аспиранты (адъюнкты) и докторанты очного обучения. Период между защитами кандидатской и докторской диссертаций должен быть не менее 5 лет. В иных случаях диссертационный совет должен ходатайствовать перед экспертным советом об изменении этих сроков. Наличие учёной степени и учёного звания у военнослужащего должно стимулировать продвижение по службе и получение воинских и специальных званий.

Система материального поощрения за ученое звание для профессорско-преподавательского состава из числа офицеров и гражданского персонала должна иметь стимулирующий характер.

Нормативные акты, регулирующие порядок рассылки закрытых диссертаций и авторефератов, защищаемых в вузах и НИУ, должны учитывать структуру интегрированных военных учебно-научных центров (ВУНЦ) или научно-образовательных центров (НОЦ). НИИ и ввузы, реализующие ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» должны разрабатывать предложения по тематике и направлениям диссертационных исследований. Организовать в военных академиях и университетах подготовку специалистов-исследователей для НИИ Минобороны России, других ведомств силового блока военной организации России, научных подразделений воен-

ных вузов и полигонов путём набора в них выпускников средних школ при условии заключения ими контракта на 5 лет, обязывающего их работать в НИИ и вузах после выпуска с целью использования их при разработке широкого круга специфических проблем военно-технического и военно-экономического направлений, к преподаванию в военно-учебных заведениях.

10. Пересмотреть систему оплаты труда научных работников с целью создания реальных стимулов привлечения и закрепления для работы в НИУ военной организации России квалифицированных кадров. Изменить систему доплат за учёные степени и учёные звания в направлении реального стимулирования труда учёных и организаторов науки.

11. Изменить срок нахождения военнослужащих на службе, сделав его критичным не к возрасту, а по реальному состоянию.

При назначении на вышестоящую должность и представлении к очередному воинскому званию учитывать научную квалификацию, наличие учёной степени.

Рассмотреть возможность присваивать докторам и кандидатам наук воинское звание на ступень выше.

12. Сохранив в вузах военной организации учёные звания доцента и профессора, для оценки квалификации в НИИ установить учёные звания старший научный сотрудник (как это и было много лет) и ведущий научный сотрудник.

Литература и примечания

1. Военная организация государства (далее — военная организация) — совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — Вооруженные силы и другие войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 5 февраля 2010 г.

2. В гражданской сфере соответственно 23 и практически неограниченный возраст (60—70 лет).

2 Ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.