Научная статья на тему '«НОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ» ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

«НОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ» ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / СЕН-СИМОНИЗМ / МЕЖПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / П. АНФАНТЕН / С. ВУАЛЬКЕН / ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ / FEMINISM / SAINT-SIMONIANISM / THE RELATIONSHIPS BETWEEN THE SEXES / P. ENFANTIN / S. VOILQUIN / THE JULY MONARCHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гладышев А. В.

Одним из самых известных социальных движений конца Реставрации - начала Июльской монархии во Франции было движение сен-симонистов. Создав во главе с Проспером Анфантеном свою «церковь», сен-симонисты увлеклись проблемой «освобождения женщин» и пропаганды новой морали. Их призывы были с воодушевлением восприняты в среде молодых француженок, которые позиционировали себя как «новые женщины». Сен-симонистки создали свой собственный печатный орган, который стал первым феминистским изданием. Одним из самых активных его редакторов была Сюзанна Вуалькен, упорно добивавшаяся эмансипации «женщин из народа» путем создания чисто женской «Универсальной ассоциации». Женский апостолат сен-симонисток полагал, что освобождение женщин требует в первую очередь их материальной независимости, развития женского образования, юридического равноправия в браке и ментального равенства в межполовых отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«NEW WOMEN» TO IMPROVE HUMANITY

The Saint-Simonist movement was one of the most famous social movements of the end of the Restoration and the beginning of the July Monarchy in France. Having created their «church» headed by Prosper Enfantin, the Saint-Simonists were carried away with the problem of the «women's liberation» and the promotion of a new morality. Their calls were received with enthusiasm among young French women who positioned themselves as «new women». Women among Saint-Simonists created their own print media, which became the first feminist publication. One of the most active editors was Suzanne Voilquin, who persistently sought the emancipation of «women of the people» by creating feminine «Universal Association». The female apostolate of Saint-Simonianists believed that the liberation of women requires, first of all, their material independence, the development of female education, legal equality in marriage and mental equality in the relationships between the sexes.

Текст научной работы на тему ««НОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ» ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

ИСТОРИЯ, ВЛАСТЬ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

УДК 316.35(44) 1181 +929

«НОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ» ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

А.В. Гладышев СГУ им. Н.Г. Чернышевского e-mail: gladav2002@mail.ru

Одним из самых известных социальных движений конца Реставрации - начала Июльской монархии во Франции было движение сен-симонистов. Создав во главе с Проспером Анфантеном свою «церковь», сен-симонисты увлеклись проблемой «освобождения женщин» и пропаганды новой морали. Их призывы были с воодушевлением восприняты в среде молодых француженок, которые позиционировали себя как «новые женщины». Сен-симонистки создали свой собственный печатный орган, который стал первым феминистским изданием. Одним из самых активных его редакторов была Сюзанна Вуалькен, упорно добивавшаяся эмансипации «женщин из народа» путем создания чисто женской «Универсальной ассоциации». Женский апостолат сен-симонисток полагал, что освобождение женщин требует в первую очередь их материальной независимости, развития женского образования, юридического равноправия в браке и ментального равенства в межполовых отношениях.

Ключевые слова: феминизм, сен-симонизм, межполовые отношения, П. Анфантен, С. Вуалькен, Июльская монархия.

«NEW WOMEN» TO IMPROVE HUMANITY

A.V. Gladyshev

(Saratov, Russia) e-mail: gladav2002@mail.ru

The Saint-Simonist movement was one of the most famous social movements of the end of the Restoration and the beginning of the July Monarchy in France. Having created their «church» headed by Prosper Enfantin, the Saint-Simonists were carried away with the problem of the «women]s liberation» and the promotion of a new morality. Their calls were received with enthusiasm among young French women who positioned themselves as «new women». Women among Saint-Simonists created their own print media, which became the first feminist publication. One of the most active editors was Suzanne Voilquin, who persistently sought the emancipation of «women of the people» by creating feminine «Universal Association». The female apostolate of Saint-Simonianists believed that the liberation of women requires, first of all, their material independence, the development of female education, legal equality in marriage and mental equality in the relationships between the sexes.

Keywords: feminism, Saint-Simonianism, the relationships between the sexes, P. Enfantin, S. Voilquin, the July Monarchy

Человечество даже в самых просвещенных его представителях не всегда замечает, насколько оно беременно новым миром, а, если кто-то и замечает тошноту и «тягу на солёненькое», то рисуемое им будущее воспринимается современниками как фантазия или утопия. Инертность массового сознания делает пророков пророками уже после их смерти. Это эпоха Французской революции в муках и горьких слезах явила миру эвентуальное дитя с еще неопределенными чертами лица и неясной судьбой, но с императивом «новое»: «новое общество», «новая система», «новый мир». Необходимый переход должен был затронуть все сферы общества, но поскольку подробной пошаговой инструкции, как осуществлять этот переход не было, а многие просвещенческие абстракции уже не годились, приходилось теоретизировать «с колес». И в процессе рефлексии выкристаллизовались новые доктрины -консервативная, либеральная, социалистическая...

Немало усилий к обоснованию перехода от традиционного общества к модернизированному, социально-ориентированному и индустриальному приложили К.-А. Сен-Симон и его ученики. Глобальность задачи требовала обращения к самым различным элементам общественной системы, начиная с ее первичной ячейки - семьи. От их жарких дискуссий и скандалов по этому вопросу в исторической памяти отложилось расплывчатое и интригующее определение «сен-симонистское отношение к женщине»1

После смерти К.-А. Сен-Симона, с 1825 по 1832 гг. возникла «сен-симонистская школа», чья деятельность была значительным фактором общественно-политической и идейной жизни Фран-ции2. «Школа» эта, лидером которой сначала считался О. Родриг, первое время существовала без учителя, без системы, без унасле-

1 При том, что, собственно, сам К.-А. Сен-Симон ни о чем таком в отношении женщин не писал. См.: Гладышев А.В. Миры К.-А. Сен-Симона. От Старого Порядка к Революции. Саратов, 2003; Гладышев А.В. Миры К.-А. Сен-Симона. Между Наполеоном и Людовиком XVIII. Саратов, 2014. Не более, чем оригинальную попытку обосновать, что Анфантен «достаточно последовательно следует логике основателя нового христианства» см.: Ионе В.И. Вопросы семейного права и этика межполовых отношений в религиозных дискуссиях сен-симонистов / / Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 1. С. 268-275.

2 Подробнее см.: Кучеренко Г.С. Сен-симонизм в общественной жизни XIX века. М., 1975.

дованной доктрины и представляла собой, с точки зрения идейных устремлений, весьма пестрый ряд людей, просто именовавших себя «учениками» Сен-Симона или «сен-симонистами». С конца 1829 г. благодаря усилиям Проспера Анфантена «школа» стала приобретать черты церковной организации, что привело к отходу от движения некоторых католиков во главе с Ф. Бюше. «Братья, сыновья и отцы в Сен-Симоне» во главе в Анфантеном взялись за разработку догматов, активно пропагандируя свои идеи, как во Франции, так и за рубежом, но все более эволюционируя в некое подобие секты. Главным пунктом раздора среди сен-симонистов стали вопросы об отношении к религии, о семье и браке, о положении женщины3. «Женский вопрос» актуализировался в 1831 г. когда во французском парламенте стали обсуждать возможность разводов, запрещенных с 1816 года.

Можно даже сказать, что «женский вопрос занял преобладающее место в сен-симонистской пропаганде»4: все, что касалось эмансипации женщин, было проговорено до мельчайших подробностей. Одновременно с 1831 г. особое внимание сенсимонисты стали уделять пропаганде среди рабочих, даже в своей «церкви» ввели четвертую ступень посвящения - «ступень рабочих». Обогащенная женским и рабочим вопросами сен-симонистская доктрина первоначально воспринималось как оригинальная теория, но рост влияния сен-симонистов в рабочей среде, переход от теории к «политике улицы» стал беспокоить правительство. Сен-симонисты организовали в 12 округах столицы «дома ассоциации», в которых насчитывалось до 330 постоянных членов (в том числе 110 женщин и 150 детей) и 1500 проживавших там от случая к случаю5. Патерналистская позиция сенсимонистов по отношению к пролетариям и женщинам, их инициативы, направленные на обращение рабочих в свою «церковь»,

3 П. Анфантен писал в октябре 1831 г. матери: «это именно мы рождаем в муках женщину». См.: Oeuvres de Saint Simon et d'Enfantin. Paris, 1865-1878. T. XXVII. P. 191. Подробный анализ подходов различных представителей (мужчин) сен-симонистской школы к вопросу об эмансипации женщин см.: Bulciolu M.T. L'école saint-simonienne et la femme. Pisa, 1980.

4 Кучеренко Г.С. Указ. соч.

5 Charléty S. Histoire du Saint-Simonisme (1825-1864). Paris: Paul Hartman, 1931. Р. 80.

конкурировала с доктринами католиков, республиканцев и либералов6. Это вызовет вмешательство правительства Казимира Пьера Перье (1831-1832) и приведет к закрытию сен-симонистских коммун и их газеты Globe.

В конечном итоге, именно кампания, предпринятая Анфан-теном по освобождению женщин, достижению полного равенства полов и разработке новой сексуальной морали нанесла серьезный удар по движению. Споры «духовных отцов» - П. Анфантена и С.-А. Базара - закончились выходом последнего с группой единомышленников из «церкви». Базар был не согласен с точкой зрения Анфантена, который полагал, что жрец сен-симонистской религии может и даже должен вступать в интимные отношения с членами общины, которую он возглавляет, независимо от того, состоят ли они в браке, с целью «оказывать более непосредственное и более живое влияние на их чувства, мысли, действия и, следовательно, на их развитие»7. Схизма имела место 11 ноября 1831 г. 28 ноября оставшиеся с Анфантеном сен-симонисты конституировались в общество. Но это нарушало 291 статью уголовного кодекса Франции о создании объединений более 20 человек.

Во время этой «схизмы» стали распространяться злые слухи об оргиях, которые происходили несколько раз в неделю в сен-

6 Démier F. Les saint-simoniens à la rencontre des ouvriers parisiens au tournant des années 1830 // L'actualité du saint-simonisme / Sous la dir. P. Musso. Paris: Puf, 2004. rp. 125-126.

7 Bazard S.-A. Religion saint-simonienne: Discussions morales, politiques et religieuses qui ont amené la séparation qui s'est effectuée, au mois de novembre 1831, dans le sein de la Société saint-simonienne. Première partie: Relations des hommes et des femmes, mariage, divorce. Paris, 1832. П. Мюссо официальную причину расхождеия Базара и Анфантена из-за вопроса об эмансипации женщин трактует более глубоко - как расхождение между двумя политико-теоретическими «линиями»: линией «военных страстей» Базара и линией «мирных путей» Анфантена-Шевалье, между линией конфликтности и линией всемирной ассоциации, между линией «коммунизма» и линией «коммуникации». Но, по неофициальной версии, причиной разрыва Анфантена и Базара стали не столько теоретические разногласия, сколько романтические отношения между женой Базара Клер и сен-симонистом Анри Марге-реном (Margerin), а, неисключено, что и с самим П. Анфантеном. Клер Базар, обращенная в сен-симонизм в марте 1830 г. уже через год стала «матерью» движения. См.: Musso P. La distinction saint-simonienne entre réseaux «matériels» et «spirituels»// Quaderni. 1999. № 39. Р. 73, 75.

141

симонистской общине, расположенной в Hôtel de Gesvres, между улицей Монсиньи и переулком Шуазёль. Говорили, что даже язычество с его печально известными сатурналиями не предлагало ничего более отвратительного. Независимо от того, были ли эти слухи обоснованными или нет, они дали правительству Луи-Филиппа предлог для вмешательства. 22 января 1832 г. Hôtel de Gesvres был захвачен двумя отрядами гренадер при поддержке эскадрона гусар(!). Комнаты «проповедников» опечатаны, счета арестованы, Анфантену и его ближайшим помощникам предъявлены обвинения в мошенничестве и оскорблении морали. Опять-таки из-за разногласий по вопросу о взаимоотношениях полов движение покинул сторонник моногамии О. Родриг, что подорвало финансовое благополучие «церкви».

В мае 1832 г. Анфантен предстал перед судом, но отделался штрафом и с 40 сподвижниками мужского пола уединился в расположенной совсем не далеко от Парижа усадьбе Менильмонтан, принадлежавшей умершей от эпидемии холеры его матери. Здесь была обустроена трудовая коммуна, которая тут же стала объектом насмешек карикатуристов. Как пишет Арлет Миляр, времена танцев, смеха и любовных игр сменили строгие правила монастырской жизни, медитация и целибат8.

Чтобы отказаться от эксплуатации человека человеком решили обходиться без слуг, а чтобы отказаться от эксплуатации женщин, коммуну создали исключительно мужскую. Среди «апостолов» Анфантена были инженеры, врачи, художники, поэты, -«артисты» в науках и искусствах9. Подбор коммунаров, с точки зрения их профессиональных навыков, был не случаен: Анфантен хотел, чтобы они своими картинами и стихами создали художественный образ Менильмонтана. Помимо рутинной домашней работы обитатели Менильмонтана посвятили себя научным и художественным занятиям: были открыты курсы астрономии, географии, геологии, музыки. Дважды в неделю Анфантен открывал двери своего заведения для публики; последняя валом валила. Репутация, которую сен-симонисты приобрели в недавнем прошлом, необычность их костюмов и манер, тайна, которую

8 Millard A. Félicien David et l'aventure saint-simonienne en orient. Paris, 2005. Р. 27.

9 О сен-симоновском понимании «артистов» см.: ГладышевА.В. «Артисты», «ле-гисты» и «буржуа» (К. А. Сен-Симон о творцах Французской революции) // Французский ежегодник. 2001. М., 2001.

можно было найти в их церемониях, привлекала по воскресеньям на лужайки поместья тысячи любопытных.

Религиозный пыл достигает своего апогея. Анфантен тогда носил на груди значок с надписью «Отец», позиционировал себя как «живой закон» и избранник Божий; он послал эмиссаров искать женщину, которой предопределено было стать «женской Мессией», т.е. составить пару мужскому Мессии - самому Анфан-тену. Так, поиск святой Симонии, верховной жрицы превратился весной 1832 г. в призыв к «женщине-мессии». Сен-симонистская церковь, в конце концов, полностью устраняет женщин из своих рядов, сосредоточившись на мистических поисках «Матери».

Однако, правительство не оставило уединившихся в Мениль-монтане в покое. Однажды вечером в июле 1832 г. здесь появился комиссар полиции Бельвиля10 в сопровождении сотни солдат 1-го линейного полка, которые бесцеремонно расселись на лужайке, где «отец» Анфантен обедал в компании нескольких хорошеньких женщин. Комиссар прибыл, чтобы сказать Анфантену, что ему с несколькими его главными учениками следует предстать перед судом присяжных. Судебный процесс проходил в конце августа и, безусловно, был одним из самых ярких, проходивших во Дворце правосудия в Париже. За «оскорбление общественной нравственности» П. Анфантен, М. Шевалье и О.-Н.-М. Дюверье приговорены к одному году тюрьмы. Как расценила этот инцидент современный ведущий специалист в области гендерных исследований и изучения утопий профессор Мишель Рио-Сарсей, власть борется с «новой социальной угрозой», принявшей облик «свободной женщины»11. Анфантен заключен в тюрьму Сен-Пелажи, в которой в годы Революции довелось сидеть самому К.-А. Сен-Симону. Здесь он задумал новый проект, который выльется в шумную египетскую авантюру.

Помимо этой доктринальной метафизики женского начала, развиваемой сен-симонистами мужчинами и вылившейся в «отлучение» женщин от «церкви», была и другая практика обсужде-

10 С 1860 г. предместье Бельвиль официально войдет в состав Парижа.

11 Riot-Sarcey M. Femmes, défi des utopies // M. Riot-Sarcey (dir.). L'utopie en questions. Saint-Denis, 2001. P. 206.

ния женского вопроса, отражающая конкретные потребности активистов движения12.

Повышенное внимание сен-симонистов к женщинам нашло отклик в среде, как они себя сами называли, «женщин из народа» или «новых женщин»13. Как пишет С. Малле, после революции 1830 г. в сен-симонистских обществах до половины состава были женщины14. «Отлученные от церкви» сен-симонистки не смирились: женщины активно участвовали в противоречивых дебатах, цель которых - установить новые моральные нормы15. Голос феминизма зазвучал, когда женщинам был закрыт доступ в высший круг апостолов сен-симонистской церкви16.

После соответствующего анонса 15 августа 1832 г. вышел в свет первый выпуск La Femme Libre («Свободная женщина») -«брошюры», «написанной и издаваемой женщинами». Цена выпуска - 15 су. Основано издание было двумя молодыми сен-симонистками - 22-летней модисткой Жанной-Дезире Вере (Véret) и 20-летней белошвейкой Мари-Рейн Гиндорф (Guindorf). В первом же выпуске (второй было обещано издать к 25 августа, что

12 Еще один из первых историков французского феминизма Леон Абан-сур подчеркивал, что феминизма - явление не вдруг выдуманное несколькими оригиналами времен Июльской монархии, а течение мысли, имеющие исторические корни. Он выделил три четко различающихся типа феминизма: 1) Литературный и христианский феминизм, связанный на протяжении XVIII века с первыми попытками интеллектуальной эмансипации, предпринятыми женщинами в средние века; 2) Буржуазный феминизм, берущий свое начало в требованиях Олимпи де Гуж и «Братских обществ»; 3) Сен-смонистский феминизма, основанный на метафизических и религиозных идеях. См.: Abensour L. Le féminisme sous la monarchie de Juillet. Les essais de réalisation et les résultats // Revue d'histoire moderne et contemporaine. 1911. T. 15. N°2. Р. 153.

13 Ш. Фурье прямо писал, что сторонники Анфантена «льстили женщинам, чтобы использовать их способности к интригам во имя религиозного раскола». Цит. по: Кучеренко Г.С. Указ. соч.

14 Mallet S. Tribune des Femmes : une éducation pour l'indépendance économique // Romantisme. 1980. №°28-29. Mille huit cent trente. Р. 204.

15 Grogan S.K. French socialism and sexual difference: Women and the new society, 1803-1844. N.-Y., 1992.

16 Planté C. Les féministes saint-simoniennes. Possibilités et limites d'un mouvement féministe en France au lendemain de 1830 / / Regards sur le Saint-Simonimse et les Saint-Simoniens / sous la dir. de J.R. Derré. Lyon, 1986. Рp. 73-102.

подразумевало подписку) в статье «Призыв к женщинам» раскрывалась цель издания: «апостольская работа за свободу женщин». 20-летние девушки успели уже «глубоко прочувствовать рабство и ничтожность», которые давят на их пол, и призвали всех других женщин требовать своего места в церкви, государстве и семье. Поскольку женщины до сих пор не имели организации, которая позволяла бы им не только заботиться о частностях, а «заниматься чем-то великим», было предложено объединяться и действовать сообща. Начинание позиционировалось как сен-симонистская «новая религия», побуждающая «искать и принимать прогрессивное везде, где оно есть»17.

В отличие от других женских изданий времен Июльской монархии La Femme Libre была ориентирована на политику и открыла новую практику политической публицистики: страницы издания предоставлены не столько размышлениям о женщинах, сколько размышлениям собственно женщин. Как выразился один из авторов издания Жозефина-Фелисите: «Только женщины скажут, какой свободы они хотят»18. Здесь рассматриваются многочисленные вопросы - от школьных и общественных проектов до дискуссий о рабочих беспорядках весной 1834 г. в Лионе, разводе или моральной реформе. В статьях о трансформации общества мы слышим разные, порой, противоположные голоса, но все они женские. В какой-то степени это был ответ на объявленное «братьями» анфантенистами исключение женщин из их церковной иерархии. La Femme Libre можно считать первым феминистским19 коллективным периодическим изданием во французской истории20. La Femme Libre вскоре сменила название на La Femme de l'Avenir, а затем на La Femme nouvelle и, наконец, на Tribune des Femmes21.

17 La Femme libre. 1832. № 1. Р. 6-7.

La Femme Nouvelle. 1832. № 6. Р. 45.

19 При том, что сам термин «феминизм» впервые употребил французский философ Шарль Фурье в 1837 году.

20 Ferrando S., Kolly B. Le premier journal féministe. L'écriture comme pratique politique. La Femme libre de Jeanne-Désirée et Marie-Reine // Quand les socialistes inventaient l'avenir. Presse, théories et expériences, 1825-1860. Paris, 2015. Р. 104.

21 С тридцать первым выпуском в апреле 1834 г. издание прекратится под влиянием закона о печати от 16 февраля и репрессий против ассоциаций, спровоцировавших в апреле беспорядки рабочих в Париже и Лионе. См.: Mallet S. Op. cit. Р. 203.

Очень скоро лидирующую роль в этом издании занимает Сюзанна Вуалькен (УшЦит).

Сюзанна, урожденная Монье (Мопшег) (1801-1877) - дочь провинциального шляпника, который, объехав Францию, решил остановиться в Париже, где и жил относительно скромно. В дальнейшем Сюзанна неоднократно подчеркивала в своих сочинениях, что она по происхождению «из простых», из народа (что нашло отражение в названии одной из ее книг). Она получила католическое воспитание и образование (как она говорила об этом сама, строгие матроны превратили ее в заключенную и подвергали систематическому «отупению»). Как признавалась Сюзанна, до 14 лет ее характер развивался спонтанно. Но «любовь к независимости и чувство женского достоинства», которые она проявляла во всех случаях, не были вдохновлены теориями сен-симонистов: это досталось ей от отца22. Родители Сюзанны занимали невысокую ступень на социальной лестнице и несмотря на всю ее тягу к прекрасному, она оставалась «бедным ребенком из народа, очень наивным и очень невежественным»23. Вместо солидного образования, Сюзанна черпала из случайных романов ложные представления о реальной жизни24.

Ее личность как женщины была отмечена тремя тягостными переживаниями. С одной стороны, это несбывшиеся надежды на брак с одним студентом-медиком: соблазненная и брошенная девушка, которой тогда было двадцать лет, пережила глубокую травму. С другой стороны, это смерть матери, благочестивой и тихой бельгийки, которая из скромности не осмелилась рассказать о своем раке врачу-мужчине и умерла в 1821 году.

Работала она вышивальщицей с 6 утра до полудня за 1 франк в день. В 1825 г. вышла замуж за Эжена Вуалькена. За годы замужества, уверяла потом Сюзанна, она близко познакомилась с жизнью рабочих, их невзгодами25. Мужа она не любила, но иметь детей была не прочь: «В течение двух с половиной лет мое сердце

22 Voilquin S. Souvenirs d'une fille du peuple ou La Saint-Simonienne en Égypte. Paris: E. Sauzet, 1866. P. 18.

23 Voilquin S. Souvenirs... P. 19.

24 Ibid. P. 20.

25 Voilquin S. Souvenirs... P. 53.

трепетало при мысли о маленьких розовых ангелочках, которых обещало мне материнство»26. Однако ее ждало большое разочарование: муж переболел венерической болезнью, и бедная Сюзанна поле трех выкидышей потеряла надежду стать матерью. Позднее, став акушеркой, она напишт, что за свою долгую медицинскую практику эй приходилось сталкиваться с множеством последствий мужской легкомысленности, проистекающей от неуважения к женщине, к ее предназначению как матери. Икале-ченные матери и умершие дети, -невинные жерты проступков мужа/ отца. Видимо, в этой семейной драме и нужно искать истоки ее мыслей о морали «будущего»27.

В 1830 г. ее сестра вышла замуж за типографского служащего Маллара, охотно посещавшего сен-симонистские собрания, на которых рассуждали об «улучшении благосостояния наиболее бедного класса». Потянулась за сестрой и Сюзанна. Вскоре Сюзанна стала одной из самых активных в «женском комитете», сформированном вокруг Клэр Базар. «Молодые женщины 1830 г., которые не знали революционных событий 1789 или 1792 гг., были близки к тому, чтобы их коллективная память воспринимала эхо Революции. Некоторые, как Сюзанна Вуалькен, унаследовали от своих отцов тот «огонь прогресса», который привел их к независимости прежде, чем бросил в объятия новой веры28.

Супруги Вуалькен присоединились к движению сенсимонистов в 1830 г., они заведовали табльдотом - общим столом -в одном из коммунальных домохозяйств сен-симонистской ассоциации. В 1832 г. Сюзанна вполне в сен-симонистском духе согласовала со своим мужем неофициальный развод (официальный развод был во Франции тогда незаконным) и дала Эжену свое благословение: в апреле 1833 г. он с новой сен-симонистской

26 Voilquin S. Souvenirs... Р. 68.

27 Voilquin S. Souvenirs. Р. 73.

28 Armogathe D. Les Saint-Simoniens et la question feminine // Les Saint-Simoniens et l' Orient. Paris, 1990. P. 169. Относительно тяги отца Сюзанны к «огню прогресса» достоверно ничего неизвестно, а, вот, бонапартистом он был ревностным и едва не сошел с ума, будучи глубоко уязвлен падением Наполеона.

партнершей Жюли Парси (Parcy) уехал в Луизиану29. «Освобожденная» же Сюзанна сосредоточилась на освобождении других женщин.

Сюзанна была высокого мнения о лидере движения Анфан-тене: ее очаровала мягкость, спокойствие, воля и красота «апостола будущего и женщин»30. В трудные для сен-симонистов времена, когда их лидер оказался в тюрьме, она начинает работать в газете La Femme nouvelle. Так, Сюзанна совершила продвижение по социальной лестнице: работница превратилась в «интеллектуал-

ку».

Уже во втором номере издания от 25 августа 1832 г. появилась заметка «Мирный крестовый поход» за подписью «Сюзанна». Автор пропагандирует перед женщинами и защищает сен-симонистскую «религию», на которую сейчас клевещут «владельцы женщин» (sic), но которую со временем, «когда все ее поймут, признают божественной...». Не перестают говорить, что нет нигде страны, где бы женщины были столь свободны, как во Франции. Это так. Но разве это результат признания прав женщин, а не следствие ухищрений француженок? Разве нынешнее положение французской женщины не производное их «тысячи маленьких уловок»? Разве в гражданском законодательстве о браке уже нет слова «протекция», разве его не следует заменить на слово «равенство»? Разве не устарело церковное «Женщина должны быть покорна мужу своему»? То, что было терпимо когда-то, сегодня таковым уже не является. Сюзанна призывает к новому крестовому походу против деспотизма, предрассудков и убежденности, что один пол выше другого31.

Во втором сентябрьском номере La Femme nouvelle Сюзанна публикует рецензию-эссе на сочинение Антуана Рей-Дюзёля32. Главный пафос в том, что социальные вопросы должны дискус-

29 В Америке Эжен без участия Сюзанны оформит официальный развод. Искать счастья в Новом Свете весной 1833 г. уедет около дюжины сенсимонистов, включая супругов Маллар. Сюзанна опубликует в своих мемуарах некоторые письма ей из Америки Эжена и «сестры» Жюли..

30 Voilquin S. Souvenirs d'une fille du peuple ou la Saint-Simonienne en Egypte, 1834 a 1836 par Madame Suzanne. Paris, 1866. P. 111.

31 La Femme libre. 1832. № 2. Р. 3-4.

32 Ray-Dusueil A. Le Monde nouveau, histoire faisant suite à «La Fin du monde». Paris, 1831.

сироваться не графинями или маркизами, а «женщинами из на-рода»33.

8 октября 1832 г. Сюзанна Вуалькен публикует от имени «одного из редакторов» открытое письмо директрисе La Femme nouvelU34. Сюзанна протестует против публикации в номере от 15 сентября статьи некоей «мадам Лауры», призывавшей женщин «сохранить наше рабство в том виде, в каком оно есть». Сюзанна уверяет, что положение женщины из «привилегированного класса» несравнимо с гнетом женщин, вышедших, как и она сама, из «рядов пролетариев». Муж одной из подруг Сюзанны любил много рассуждать об эмансипации женщин, а к своей жене относился как к вещи, как к своей собственности. Подруга говорила Сюзанне, что она могла бы покинуть дом своего мужа только разве, чтобы броситься в Сену! Равноправие между мужем и женой определяется, как уверяет Сюзанна, не столько равенством социального положения, сколько моральными качествами и интеллектуальными способностями: «без этого любовь невозможна»35. Труд Сюзанны и «ее сестер» направлен в первую очередь на эмансипацию женщин из пролетарской среды.

Сюзанна озабочена созданием женской ассоциации. Когда сторонники Анфантена уединились в Менильмонтане и там стали носить специальную сшитую на заказ униформу36, Сюзанна завела речь о символической атрибутике, отличающей «новых женщин». В выпуске La Femme nouvelle от 5 ноября 1832 г. появился «Отрывок из регламента, объединяющего новых женщин», в котором она предлагала своим «сестрам» в сен-симонизме носить пунцовые ленточки, как «знак общности идей между ними». Этот цвет должен был символизировать пылкость их страсти37

33 La Femme nouvel^. 19.09.1832. Р. 5.

34 Опубликовано в качестве приложения к книге Bulciolu M.T. Op. cit. Р. 215-218.

35 Bulciolu M.T. Op. cit. Р. 217.

36 Синяя туника, белые брюки, белый жилет с красной окантовкой, черный кожаный пояс, красный шарф и колпак.

37 Suzanne. Extrait du règlement qui unit les femmes nouvelles // La Femme nouvelte. 05.11.1832. P. 63. Вопрос о внешних отличиях сен-симонистов вновь встал в 1833 г. Тогда среди сен-симонистов получила распространение металлическая цепь - знак преданности движению - звенья которой обозначали самых выдающихся сен-симонистов. Сен-симонистки же в качестве «символа братства» стали тогда носить кольцо, на котором было написано: «Отцу - 1833 - Матери». См.: Grogan S.K. Op. cit. P. 215.

149

В декабре в La Femme nouvelle появляется послание С. Вуалькен депутатам Национальной ассамблеи. Сюзанна оговаривается, что в ее понимание равенства полов вовсе не входит такая «антирелигиозная мысль» как «первобытная независимость» женщины. Дикость - это эксплуатация человека человеком. Ее идеал - «создание мирным путем всеобщей ассоциации, освобождение женщин и народов». Сен-симонистки могли бы даже образовать «партию» в Ассамблее - «палату любви»38.

C 20 декабря 1832 г. «Апостольское бюро» издания переезжает на квартиру к мадам Сюзанне Вуалькен: писать отныне следовало на имя «директрис» Сюзанны или Мари-Рейн39. Это Сюзанна переименует издание в La Tribune des femmes.

Но даже среди сен-симонисток имела место определенная доля скепсиса относительно усилий Сюзанны. Аглая Сент-Илер (Saint-Hilaire), которая была воспитана матерью Проспера Ан-фантена, являлась любовницей его старшего брата Огюстена, а затем руководительницей сен-симонистской общины на улице Монсиньи в Париже и самым преданным сторонником Анфан-тена в спорах о морали, писала 23 декабря 1832 г., что «бедняжка мадам Вуалькен может прекрасно говорить как шестифутовый мужик, но я сомневаюсь, что это приведет ее туда, куда она хо-чет»40.

20-30-летние апостолы в юбках (штанов они не носили, хотя карикатуристы изображали их именно так) ратуют за эмансипацию «класса» (угнетенной социальной группы) женщин41 из «простых» и в этой издательской инициативе опережают даже рабочих.

Особое внимание уделялось образованию девочек. Вопрос этот был актуален со времен Революции. После либерального указа 1828 г. о начальных школах, дискуссия в годы Июльской монархии была продолжена42. Мари-Рейн писала: «Народное

38 Bulciolu M.T. Op. cit. Р. 225.

39 La Femme nouvel^. 1832. № 12. Р. 104.

40 Цит. по: Mallet S. Op. cit. Р. 204.

41 Сюзанна Вуалькен иногда применяет по отношению к женщинам понятие «класс». См.: La Femme Nouvelle. 1832. № 18. Р. 242.

42 Французские либералы годами боролись против влияния церкви на образование. В начале 1828 г. правительство Мартиньяка запустило процесс в этом направлении: была создана комиссия по изучению вопроса, потом разделены министерство народного просвещения и министерство по делам

150

просвещение - это вопрос, которым в данный момент занимаются все передовые люди, и это не случайно, потому что от его решения зависит будущее Общества»43. В послании С. Вуалькен депутатам от декабря 1832 г. так же говорилось, что для общества будущего одного религиозного образования женщины уже недоста-точно44. Некоторые многодетные мамы предлагали сосредоточиться больше на воспитании, и в первую очередь вложить в голову девочки «принципы, на которых будет основано ее социальное и индивидуальное будущее»45. Как говорится, воспитай душу раба, раба и получишь. Замеченная на баррикадах в июле 1830 г. республиканка Адель Минье (М1£пе1;) представляет работу учителем как естественный материнский долг46. Ей вторит Мари-Рейн: мать - первый учитель для дитя, поэтому, чем лучше образована мать, тем лучше для общества будущего47. Сюзанна уверяла в том же духе: воздействие мужчины должно рассматриваться как вторичное по сравнению с воздействием женщины48. Проблема видится в том, что воспитанием девочек занимались главным образом мужчины, «внушая им свои максимы»49. Моральное освобождение женщин, полагает Сюзанна, должно произойти через солидарность и материальную взаимоподдержку50.

Наиболее крайние взгляды среди сен-симонисток тогда выражала Клер Демар (Бётаг)51. В марте 1833 г. вышел в свет ее «Призыв женщины к народу об освобождении женщины», в ко-

церкви. Третьим шагом стал ордонанс относительно начальных школ от 21 апреля, который лишил священников части прав, переданных им в 1824 г. Отныне надзор за начальными школами (за исключением католических школ) принадлежал департаментским комитетам (в каждом округе), в которых заседало помимо 3 священников еще 6 человек, в том числе, назначаемых префектом и ректором.

43 La Femme Nouvelle. 1832. № 12. Р. 144.

44 Ibidem. Р. 104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 La Femme Nouvelle. 1832. № 6. Р. 45.

46 Tribune des Femmes. 1833. №. 5. Р. 85.

47 La Femme Nouvelle. 1832. № 12. Р. 147.

48 La Femme Nouvelle. 1832. № 19. Р. 254.

49 Tribune des Femmes. 1833. №. 6. Р. 92.

50 La Femme Nouvelle. №. 16. Р. 90.

51 О ней см.: Planté C. La Parole souverainement révoltante de Claire Démar // Femmes dans la Cité, 1815-1871 / sous dir. A. Corbin, J. Lalouette, M. Riot-Sarcey. Créaphis, 1997. Рp. 481-494.

тором эта воинствующая защитница свободной любви52 называла брак «легализованной проституцией» и призывала распространить «Декларацию прав человека» и на женщин. Но летом 1833 г. сен-симонистов ждали очередные потрясения.

Освободившись из тюрьмы в июле 1833 г., Анфантен не успокоился. Он объявил 1833 г. «годом Матери», приход которой следовало ожидать с Востока. «В стремлении соединить спиритуализм Востока с материализмом Запада <.. .> он искал подходящую страну для своих экспериментов. Шарль Дюверье (Duveyrier) предлагал ему отправиться в Китай, Гюллен (Guillain) советовал основать колонию на одном из островов Индийского или Тихого океана»53. Анфантен выбрал Египет54. Сюзанна виделась с Про-спером, они беседовали, он рассказывал ей о своих планах поездки на Восток, «новой семьи» и «морали будущего». Сюзанна была восхищена и в шутку обещала отрастить крылья, чтобы одной из первых прилететь и принять участие в этой гуманитарной мис-сии55. В следующий раз она увидит Анфантена только через 18 месяцев в Египте.

В самом начале августа 1833 г. 33-летняя Клер Демар покончила с собой вместе со своим любовником, и это двойное самоубийство потрясло общественное мнение. Манифест, оставленный Клер Демар потомкам будет передан Анфантеном Сюзанне Вуалькен и опубликован ею в газете под названием «Мой закон

52 Принцип свободной любви у Анфантена обосновывался тезисами о необходимости «раскрепощения полов», о полном равноправии женщины, т.е. ее праву распоряжаться своим телом по своему усмотрению. Правда, при этом стоявшая во главе церковной иерархии анфантенистов «перво-священническая пара» имела право вмешиваться в любовные отношения паствы.

53 Louis J. La question d'Orient sous Louis-Philippe. Paris: EPHE, 2004. Р. 133.

54 Лидеры сен-симонистов считали это предприятие второй (после Бонапарта) египетской экспедицией. Но их экспедиция должна была быть не военной, а промышленной и мирной. Анфантен и его ученики были убеждены, что они могут принести промышленный прогресс Египту. Понятие «вторая культурная экспедиция» иногда мелькает и в историографии. Не так давно и М. Леваллуа назвал сен-симонистов «продолжателями миссии Бонапарта по возрождению Египта». См.: Levallois M. Les saint-simoniens en Égypte // Bulletin de la Sabix. 2014. № 54. Р. 43.

55 Voilquin S. Souvenirs. Р. 114. Через 30 лет Сюзанна и с ностальгией, и одновременно с иронией вспомнит «религиозный климат», в котором росли тогда надежды кандидатов на поездку в Египет.

152

будущего». Клер Демар, в частности, писала: «Довольно материнства! Долой закон крови. Моя позиция: конец материнству. Как только женщина будет <...> освобождена от мужчин, платящих цену за ее тело <...>, она будет обязана существованием <...> исключительно своему собственному труду. Для этого она должна посвятить себя какому-либо занятию и выполнять какую-нибудь функцию». Revue de Paris в этой связи отметила, что Сюзанна «героически взяла на себя всю ответственность за новые и смелые слова Клэр Демар»56.

Заметим, что Вуалькен и ранее рассуждала об отсутствии у женщины детей или отказе от них. Идею, как можно скорее покончить с долгом материнства и отдать детей куда-нибудь на воспитание, чтобы дать возможность женщине заниматься любимым делом, она высказывала 8 октября 1832 г., когда писала, что, если бы Бог сохранил ее детей, то она не испытывала бы затруднений, чтобы отправить свою дочь в пансион, а сына в колледж для их социализации: «наши дети прежде всего принадлежат большой человеческой семье». Отказ от биологического материнства, открывающий перед женщиной возможности сублимации, одновременно означает признание «универсального материнства». «Мы должны видеть в человечестве только детей одной семьи, к которой мы принадлежим». Миссия освобожденной женщины, данная ей самой «природой» - трудиться для умиротворения отношений между народами и гармонизации общественных отношений57. Сюзанна, кажется, в состоянии экзальтации, ей видится, что создание «Универсальной Ассоциации» уже началось, что признание всего мира не за горами, что уже в текущем столетии будет воздвигнут Пантеон, на фронтоне которого золотыми буквами будет начертано: «ПРИЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЖЕНЩИНЕ»58.

56 Revue de Paris. Bureau de la Revue de Paris. 1834. Т. 7. Р. 6.

57 La Femme nouvel^. 1832. № 5. Р. 216-217. См. так же: La Femme Nouvelle. № 11. Р. 127; Tribune des Femmes. № 2. Р. 171; № 3. Р. 41. Подробнее см.: Mallet S. Op. cit. Рp. 203-212.

58 Tribune des Femmes. № 11. Р. 184. С. Вуалькен далеко не всегда столь эпатажна. Ряд ее заметок в La Tribune des femmes за 1833 г., порой, весьма банальны. Например, «Две матери», сюжет которой состоит в том, что перед рождественской витриной магазина встретились две женщины - бедная, которая не может себе позволить покупки в этом магазине и богатая, для которой хозяин подобострастно открывает двери. (Рр. 116-118). В «Письме Бе-

153

Таким образом, сен-симонисты стали первыми из мыслителей, кто выступил за «освобождение женщин» в рамках социально-политической рефлексии. Их вела по этому пути вера в особую роль женщин на пути достижения всеобщего счастья. Эмансипация женщин была предметом ожесточенных дискуссий в сообществе сен-симонистов. Анфантен, стремясь объединить мужчин и женщин на основе принципа эгалитарной взаимодополняемости, сделал мессианскую пару Мужчина-Женщина основным элементом своей социальной и политической философии.

Но даже не сен-симонисты, а сен-симонистки дали самую революционную программу эмансипации женщин. Сюзанна Ву-алькен и ее «сестры» оказалась по-своему более прагматичны, чем «отцы» их церкви. Они уже понимали, что их освобождение требует материальной независимости, равенства в браке и развития образования. Они уверяли, что «освобождая женщину, освобождают работника», что, в общем-то, в интересах индустриального общества. Таким образом, они старались интегрировать свой феминизм в социализм и придать своей борьбе больший масштаб. Но при этом их публицистика акцентировала в первую очередь самодостаточность женщин, на что позднее обратит внимание Пьер Леру: восстание женщин страшно, а либерализация их без помощи мужчин все еще немыслима, поэтому женщинам следует не выделять причины своего угнетения, а идти по пути освобождения к священному равенству вместе с мужчинами.

Сама Сюзанна вполне адекватнно оценивала авторитетность Tribune des Femmes: издание «никогда не имело реального влияния на мир», являясь органом «женщин из народа», оно не было престижным, в отличие от издававшихся светскими дамами журналов мод. Историческую роль Tribune des Femme Сюзанна понимала так: газета была призвана утешать сердца, разочарованных катастрофой сен-симонистского движения; она поддерживала в душах наших провинциальных братьев и сестер священный огонь, надежду на освобождение Отца и на будущее». Она реально помогла эмансипации женской мысли59.

ранже» она упрекает поэта в недопонимании, что принцип равенства должен распространяться и на женщин (Рр. 148-149).

59 Voilquin S. Souvenirs... Р. 96.

В апреле 1834 г. Сюзанна, после закрытия Tribune des Femmes, отправляется в Египет. С журналистикой на время покончено, Сюзанне предстояло на практике доказать как женщина своим трудом может добиться независимости и свободы в чужой стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.