СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
НОВЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ ПЕРЕД НАУКОЙ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье ставится проблема слабой преемственности обучения в начальной и основной школе. Обосновывается актуальность работы по научно-методическому сопровождению мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе. Сформулированы подходы к определению модели готовности, выделены составляющие готовности — учебная, личностная, регулятивная и коммуникативная. Описаны основные подходы к разработке инструментария для оценки готовности и особенности проведения мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе.
Ключевые слова: готовность к обучению в основной школе, комплексное обследование, модель готовности, условия адаптации, инструментарий, мониторинг готовности, управление качеством образования.
Г. С. Ковалева
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ИСРО РАО
E-mail: [email protected]
Galina S. Kovaleva PhD (Education), Senior Researcher, Center for Quality Assessment of Education ISRO RAO
Введение
Последнее десятилетие ассоциируется со значительными изменениями в общем образовании. Вводятся новые образовательные стандарты, меняется система оценки и управления качеством образования. Значительное внимание уделяется общему развитию школьников. При этом проблема преемственности обучения в начальной и основной школе «Десяти-двенадцатилетние школьники: „ничья земля" ...» [13] остается вне рассмотрения в нормативных документах
Как цитировать статью: Ковалева Г. С. Новые задачи, которые ставят перед наукой результаты мониторинговых исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С.153-163.
и практически не решается в педагогической практике.
Анализ ФГОС начального и основного образования показывает, что основополагающие документы, определяющие всю деятельность школы, практически не касаются проблемы преемственности в обучении [8; 9; 11; 12].
Начальная и основная школа практически разъединены. Отсутствуют общепринятые требования к выявлению готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе. Чаще всего в них описываются предметные требования освоения отдельных элементов содержания. На формирование личностных качеств готовности выпускников начальной школы к предстоящим изменениям не обращается особого внимания.
Содержание основных предметов, которые изучаются в начальной и основной школе, не выстроено в единой логике. Учителя начальной школы практически не сотрудничают с учителями основной школы. Дети переходят из начальной школы в основную практически без сопровождения школы. Родители слабо подготовлены к оказанию поддержки своим детям в период сложной адаптации к новым требованиям основной школы.
В результате перехода в основную школу с большим числом новых учителей с новыми требованиями, подчас несогласованными друг с другом, детям приходится адаптироваться к новым условиям. И, как показал констатирующий эксперимент в Республике Татарстан, регионе с уровнем образования выше среднего по стране, только четверть пятиклассников проявляют стабильный уровень готовности к обучению в основной школе. Около половины учащихся испытывают трудности разного характера, их готовность к обучению неустойчивая, имеющая специфическую уязвимость, которая может проявиться в любой момент при определенных обстоятельствах. Низкий уровень готовности к обучению в основной школе имеют около трети учащихся. Чаще всего эти дети имеют проблемы в освоении учебных предметов, особенно русского языка, а также метапредметных умений. Другие важные сферы, в которых отмечаются проблемы,— это самооценка, мотивация и позитивное принятие изменений, произошедших при переходе в основную школу. По мнению психологов, сочетание этих факторов указывает на то, что эти учащиеся попадают в замкнутый круг: сниженная успешность в учебной деятельности, недостаточно сформированные метапредметные умения приводят к снижению самооценки. Это, в свою очередь, является факто-
ром снижения учебной мотивации и активности, что является риском закрепления и усиления учебных проблем. Как правило, в этом случае ребенок не может вырваться из этого круга без помощи специалистов и учителя [10].
Пятиклассникам требуется значительное время для адаптации к новым условиям. Продолжительность адаптации части детей иногда затягивается до конца 5 класса, в связи с чем теряется драгоценное время, которое можно было бы использовать на развитие детей.
Все вышесказанное определяет актуальность работ по научно-методическому сопровождению мониторинга готовности учащихся 5-х классов к обучению в основной школе: разработке составляющих готовности учащихся, созданию инструментария для оценки готовности и выявлению условий эффективного формирования готовности, а также разработке этапов проведения мониторинга готовности. В данной статье сформулированы основные подходы к созданию системы научно-методического сопровождения мониторинга готовности учащихся 5-х классов к обучению в основной школе.
Основные подходы к определению модели готовности пятиклассников к обучению в основной школе
В качестве основы для создания модели готовности пятиклассников к обучению в основной школе (далее — модели готовности) использовались результаты исследований, проведенных отечественными учеными (Н. М. Киселева, Т. Н. Князева, А. К. Маркова, К. Н. Поливанова, Г. А. Цукерман) [1; 4; 6; 7; 13].
При определении требований к модели готовности ориентация была сделана на практическое использование данной модели в ходе мониторинга качества образования, в качестве стартовой точки, позволяющей далее прослеживать динамику образовательных достижений учащихся.
1. Соответствие структуре требований ФГОС общего образования. Основными элементами готовности учащихся должны стать составляющие требований к результатам обучения, сформулированные в ФГОС общего образования, т.е. предметные, метапредметные и личностные.
Это означает, что модель готовности пятиклассников к обучению в основной школе должна включать предметную — учебную составляющую, характеризующую успешность усвоения учебного материала начальной школы по основным учебным предметам, необходимого для
продолжения обучения в основной школе. Среди основных предметов необходимо выделить математику и русский язык.
Успешная учебная деятельность пятиклассников зависит не только от того, насколько хорошо они усвоили учебный материал, но и от того, насколько они готовы к предстоящим изменениям. Вторая группа — личностная готовность — характеризует готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности.
Метапредметная составляющая должна включать регулятивную готовность, связанную со сформированностью у учащихся механизмов организации самостоятельной учебной деятельности, а также со способностью ориентироваться в новом окружении. Кроме того, необходимо в метапредметную составляющую включить коммуникативную готовность, характеризующую успешность взаимодействия пятиклассников со сверстниками и взрослыми.
Отдельно необходимо рассматривать читательскую грамотность как необходимое средство — основу для обучения. Читательскую грамотность очень часто включают в учебную составляющую готовности к обучению в основной школе.
2. Для определения готовности учащихся к обучению в основной школе целесообразно использовать комплексный адаптационный ресурсный подход, который основан на оценке адаптационного ресурсного потенциала ребенка (наличие ресурсов адаптации и рисков дезадаптации) [3].
3. Инструментарий для оценки уровня готовности пятиклассников к обучению в основной школе должен быть разработан с учетом систем-но-деятельностного, уровнего и комплексного подходов, отражающих современные тенденции в оценке качества образования [8].
4. Для обеспечения использования полученных в процессе мониторинга результатов необходимо учесть потребности основных участников образовательного процесса в получении адекватной информации, на основе которой можно принимать управленческие решения. Данные о готовности пятиклассников к обучению в основной школе могут быть использованы:
• учителями, школьными психологами и родителями (для организации индивидуальной работы с учащимися и целенаправленной работы по более успешной адаптации учащихся к обучению в основной школе);
• управленцами и методистами разного уровня (для проведения мониторинговых исследований в основной школе на уровне региона, муниципалитета с учетом стартовой диагностики пятиклассников; для анализа работы образовательных организаций и педагогических кадров с учетом динамики развития учащихся).
5. Необходимость учета реальных условий адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.
Рассматривая вопрос об эффективном использовании результатов мониторинга, необходимо дополнительно рассматривать условия, в которых осуществляется адаптация пятиклассников к обучению в основной школе. Среди этих условий на первое место выходят характеристики, связанные с «затратностью» процесса адаптации для ребенка, с ресурсами ребенка (например, состоянием его здоровья), необходимыми для адаптации к происходящим изменениям при переходе в основную школу; а также с ресурсами семьи, помогающими снизить «затратность» ребенка в процессе адаптации к обучению в основной школе, готовностью родителей помогать ребенку на новой ступени обучения, готовностью сотрудничать со школой [3].
Реализация предложенных подходов позволит разработать модель готовности пятиклассников к обучению в основной школе, схема которой приведена на Рисунке 1, и провести системный анализ факторов, влияющих на успешность адаптации к обучению в основной школе, и особенностей протекания адаптационного процесса у пятиклассников.
Рис. 1. Модель готовности пятиклассников к обучению в основной школе
Мцдель пли«н«ги пп'тнл.ассникоЫ' н
общению & осн«в>ч>Н шчоле
Ячччыгтт* 4. -_-— --
Особенности инструментария для оценки готовности пятиклассников к обучению в основной школе
Как показывает практика мониторинговых исследований образовательных достижений, которые более десяти лет ведет Центр оценки качества образования ИСРО РАО, инструментарий мониторинга готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения должен выстраиваться с использованием комплексных диагностических измерительных материалов и технологий. Исследуемые объекты необходимо рассматривать одновременно с позиций большинства участников образовательного процесса: детей (через анализ продуктивной деятельности ребенка — результатов выполнения диагностических работ и анкетирования), учителя (через восприятие его взаимодействия с ребенком в школе) и родителей (через их восприятие проявления реакций адаптации ребенка в домашней обстановке) [3].
Учебная готовность пятиклассников оценивается в ходе выполнения диагностических работ по математике, русскому языку и читательской грамотности. Основная особенность диагностических работ заключается в том, что они должны оценить освоение планируемых результатов за курс начальной школы, являющихся основой для продолжения обучения в основной школе, а также выявить характерные недочеты в предметной подготовке. Особое внимание уделяется оценке способности применять изученное для решения учебных и практических задач в контексте, приближенном к реальной жизни [5].
Опыт проведения диагностики готовности пятиклассников к изучению математики представлен в данном номере журнала К. А. Краснянской и О. А. Рыдзе.
Анкетирование учащихся, их родителей и учителей является основной процедурой, в ходе которой собираются данные для оценки личностной готовности учащихся. Среди основных показателей, характеризующих личностную готовность, целесообразно выделить «позитивное принятие изменений, произошедших при переходе в основную школу; «самооценку»; «осознанность в обучении и самоконтроль»; «мотивацию» и «эмоциональное отношение к школьной жизни».
На основе результатов анкетирования учащихся, их родителей и учителей также собираются данные для оценки регулятивной и коммуникативной готовности учащихся. Регулятивная готовность включает такие показатели, как «планирование и организация учебной деятельности»
и «освоение нового школьного пространства». Коммуникативная готовность включает показатели: «взаимодействие со сверстниками» и «взаимодействие со взрослыми».
Для описания особенностей адаптации учащихся 5-х классов к произошедшим изменениям целесообразно использовать следующие три группы показателей: «цена адаптации учащихся» (тревожные признаки проявления адаптации в состоянии здоровья и поведении детей), «семья как ресурс адаптации учащегося» (условия для обучения дома, образовательные ресурсы дома, нагрузки ребенка, установки родителей по отношению к школьному обучению, климат в семье) и «состояние здоровья» (группа здоровья и физкультурная группа).
Для каждого из вышеназванных показателей должна быть выстроена надежная шкала на основе ответов анкетируемых на вопросы специально разработанных анкет для учащихся, анкет для родителей и анкет для учителей и разработаны формы представления результатов, понятных для различных пользователей и удобных для использования.
Особенности проведения мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе
Проведение любого крупномасштабного исследования качества образования требует привлечения значительных ресурсов (человеческих, материально-технических и финансовых). Мониторинг готовности пятиклассников к обучению в основной школе не является исключением.
Для его эффективного проведения с позиций обеспечения различных аспектов эффективности (педагогического, экономического, прогностического, практического и др.) необходимо соблюдать как общие требования ко всем мониторинговым исследованиям качества образования, так и специфические для данного типа исследования.
При планировании любого мониторингового исследования качества образования необходимо обеспечить реализацию следующих задач:
1. Определение цели и задач исследования.
2. Обоснование концептуальной модели исследования.
3. Определение типа мониторингового исследования (срезовое, лонгитьюдное или их сочетание).
4. Определение генеральной совокупности обследуемых учащихся, размера выборки, оснований для стратификации выборки учащихся и процедуры формирования выборки.
5. Определение состава инструментария и группы разработчиков.
6. Определение показателей, для сбора информации по которым разрабатывается инструментарий.
7. Определение области проверяемого содержания и видов учебно-познавательной деятельности для диагностических материалов.
8. Обоснование математических моделей и шкал, которые будут использоваться при разработке инструментария и обработке результатов исследования.
9. Описание процедуры предварительной отработки инструментария и его экспериментальной проверки.
10. Определение графика и сроков проведения исследования.
11. Определение факторов, которые будут анализироваться в исследовании в соответствии с его задачами.
12. Формулирование гипотез о взаимосвязи между факторами и результатами обследования учащихся. Анализ, насколько полно инструментарий позволяет получить данные по всем отобранным факторам.
13. Отбор и обоснование используемых статистических методов анализа результатов исследования.
14. Определение форм и регламентов представления результатов исследования для обсуждения и последующего их распространения.
Уместно привести и критерии, по которым судят о качестве проведения мониторинговых исследований. К ним относятся:
1. Полнота охвата в сочетании с относительной простотой используемого инструментария.
2. Необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки образовательных достижений и факторов, определяющих полученные результаты).
3. Оперативность (используемые технологии проведения мониторинга должны обеспечивать достаточно быстрый сбор и обработку информации в целях принятия управленческих решений).
4. Экономическая целесообразность (процесс проведения мониторинга должен быть экономически обоснован по используемым ресурсам).
5. Универсальность (система показателей и инструментарий должны
быть инвариантными относительно социально-экономических и других особенностей субъектов РФ в целях технологического обеспечения сравнительного анализа информации на федеральном уровне).
6. Надежность интерпретации значений показателей (информация, получение которой обеспечивают показатели и разработанный инструментарий, не должна допускать возможности противоречивого ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений).
7. Открытость концептуальных разработок, методик и технологий проведения исследования до начала проведения мониторинга в образовательных учреждениях.
8. Сопоставимость основных показателей мониторинга образовательных достижений, обеспечивающая соизмеримость и сводимость получаемой на его основе статистической информации.
9. Цикличность исследований (обеспечение возможности оценки динамики изменений, происходящих в системе образования, с целью создания системы стратегического и оперативного планирования, системы прогнозирования развития отрасли).
Комплексный характер инструментария и процедуры мониторинга готовности с учетом необходимости достаточно быстрой реализации педагогических задач по результатам мониторинга требует значительной координации работы, как во временных рамках, так и при работе со специалистами разных направлений (предметников, психологов, учителей, специалистов в области педагогических измерений и др.).
В каждой образовательной организации в течение недели проводятся диагностические работы по математике, русскому языку и читательской грамотности. После них в ходе анкетирования проводится изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся 5-х классов. Одновременно проводится анкетирование учителей и родителей.
Для дальнейшего объединения полученной информации с целью определения уровня готовности отдельного учащегося требуется тщательная идентификация и верификация собранных данных при формировании интегральной базы данных результатов мониторинга.
Итоговыми этапами мониторинга становятся представление результатов каждой образовательной организации, их обсуждение и использование для принятия различных управленческих решений.
Одним из примеров организации обсуждений и поиска практических решений выявленных в мониторинге проблем является организация и проведение семинаров-практикумов для администраций школ, организованных Региональным центром мониторинга качества образования и Институтом развития образования Республики Татарстан при участии специалистов ИСРО РАО [2; 10].
Ниже приводится обобщенный план действий по результатам мониторинга качества начального образования, намеченный директорами школ Республики Татарстан. Именно при проведении данного исследования была выявлена и поставлена проблема необходимости развертывания работ по мониторингу готовности пятиклассников к обучению в основной школе.
План действий по повышению качества образования в основной школе (по результатам регионального мониторинга качества начального образования):
• Анализ результатов мониторинга качества начального образования в школе;
• Информирование учителей, учащихся и родителей;
• Обсуждение результатов и планирование коррекционной работы;
• Оказание индивидуальной поддержки учащимся;
• Оказание методической помощи учителям начальной и основной школы;
• Организация взаимодействия учителей начальной и основной школы;
• Создание механизмов управления процессом.
Заключение
Двухлетний мониторинг качества начального образования, проводимый в Республике Татарстан специалистами Центра оценки качества образования ИСРО РАО, подтвердил наличие проблемы слабой преемственности перехода учащихся из начальной в основную школу и поставил задачи осмысления причин выявленных проблем и инициирования работ, связанных с регулярным проведением мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе и его научно-методического сопровождения. Проводимая в Республике Татарстан работа
является позитивным примером управления качеством образования по результатам оценочных процедур, в процессе которой ставятся новые задачи, которые должны реализовываться совместными усилиями педагогической науки, системы управления образованием и реальных участников образовательного процесса.
Статья выполнена в рамках Госзадания № 27.9204.2017/БЧ.
Литература
1. Киселева Н. М. Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ kiseleva-nataliya-mikhaylovna-09011990 (дата обращения: 23.04.2017 г.).
2. Ковалева Г. С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4. С. 83-95.
3. Ковалева Г. С., Даниленко О. В., Ермакова И. В О первоклассниках: по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/public.htm (дата обращения: 17.03.2017 г.).
4. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе как психическое новообразование младшего школьного возраста. Журнал Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3. Т. 1. С. 83-95.
5. Краснянская К. А., Рыдзе О. А, Давыдова Е. И. Сравнительная оценка математической подготовки школьников: из четвертого класса в пятый // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4. С. 96-110.
6. Маркова А. К. Теоретические принципы формирования мотивации как психологической основы становления интереса к учению. Формирование интереса к учению у школьников. М., 1986.
7. Поливанова К. Н., Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни: пособие для учителя. М. : Вита-Пресс, 2014. С. 83-95.
8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от № 1/15 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. 2015. С. 79-99.
9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одо-бр. решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 г.) // Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт]. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 12.07.2017).
10. Результаты исследования готовности и адаптации учащихся 5-х классов к обучению в основной школе в Республике Татарстан в 2016/2017 учебном году: аналитический отчет Центра оценки качества образования ИСРО РАО // Республиканского центр мониторинга качества образования «РЦМКО»: [сайт]. URL: http://rcmko.ru/meropriyatiya/monitoring/detal.php? ID=639 (дата обращения: 21.07.2017).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2017. 53 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2017. 48 с.
13. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 17-30.