Научная статья на тему 'Новые вызовы и обязательства в социально-педагогической работе в учебном заведении: опыт Германии'

Новые вызовы и обязательства в социально-педагогической работе в учебном заведении: опыт Германии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шибанкова Л. А.

In this article written by L. Shibankova the idea is the peculiarities of social-pedagogical work with students in modern Germany. One of the main aims of social work is the student's affective socialization. The author presents the experience of social-pedagogical work and social workers' role in German educational establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шибанкова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые вызовы и обязательства в социально-педагогической работе в учебном заведении: опыт Германии»

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: ОПЫТ

ГЕРМАНИИ

Л.А.Шибанкова, соискатель ИПППО РАО

Обращение к проблеме социально-педагогической работы с учащейся молодежью в странах с развитой рыночной экономикой и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки учащейся молодежи. Тезис «Трудно быть молодым» должен быть осмыслен и реализован социально-педагогически, обеспечивая реальную социальную поддержку российской молодежи.

Не вызывает сомнения тот факт, что одной из особенностей современного этапа реформирования образования и социальной работы является тенденция их глобализации и интернационализации, все увеличивающей-

ся «общий подход» к обеспечению и защиты интересов и прав личности, через них - интересов общества и государства. Академик Г.В.Мухамет-зянова в своем выступлении (август 2006 г.) на Всемирном Конгрессе «Мир вне баланса: двигаясь по направлению нового социального равновесия», посвященном 50-летию создания Международной Федерации Социальных Работников, подчеркнула, что «становление и развитие социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. Одним из горячо обсуждаемых вопросов является вопрос о статусе и общественном признании социальной работы как профессиональной деятельности» [1]. С этих позиций представляется важным и необходимым всесторонний анализ и учет международного опыта по этой проблеме, ибо ее изучение в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеет место как излишняя переоценка, даже известная абсолютизация зарубежного опыта, так и его недооценка. С одной стороны, существует тенденция считать, что в Европе уже проторены до-

роги к решению чуть ли не всех социальных проблем и нет смысла тратить нам время на поиск своих путей, лучше взять в готовом виде уже проверенные европейские модели (причем не только современные, но и прошлых лет).

С другой стороны, встречаются и утверждения, что изучать нам зарубежный опыт не обязательно на том основании, что у нас свои трудности, свои проблемы и своя специфика, поэтому чужой опыт нам ничего не дает. Распространена шутка, что в области социальной работы каждая страна предпочитает делать свои собственные ошибки. Обе эти позиции полярны. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Сегодня национальные модели социально-педагогической работы и поддержки студентов во все большой степени вовлекаются на общую орбиту европейского сотрудничества. Чрезвычайный интерес представляет для нашей страны подходы к подобной интеграции, которая сохраняя национальную специфику, тем не менее выводит ее на единый уровень, отвечающий как запросам общества в целом, так и требованиям современного производства.

Органической частью общего достояния всего человечества является и богатый опыт социальной работы многих стран мира, и Германии, в частности, который требует не только пристального внимания, серьезного изучения и анализа, но и внедрения многих конструктивных идей из этого опыта в практику социально-педагогической работы в нашей стране.

В Германии социальная работа

имеет богатую историю, появилась она как профессиональная деятельность в конце 19 века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной в социальной работе признается во всем мире. Не случаен и выбор места проведения Юбилейного Конгресса: именно в Германии, в Мюнхене, пятьдесят лет назад, в августе 1956 года, по инициативе представителей национальных ассоциаций социальных работников из 12 стран Западной Европы и Японии была создана Международная Федерации Социальных Работников. Сегодня МФСР - авторитетная, представительная (более 80 стран-участниц), мобильная организация, общепризнанный «международный рупор» социальной практической работы.

В Германии принята следующая возрастная классификация: граждане до 14 лет считаются детьми, от 14 до 18 лет - подростки или молодые люди. Существует такое понятие как «молодые совершеннолетние». Это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Общее понятие «молодежь» включает в себя все вышеназванные группы, то есть это все лица в возрасте до 27 лет.

Х.Гризе, говоря о молодежи, о юношеском возрасте, характеризует его как «проблемный период жизни, выражающийся в нестабильности поведения, самоидентификации, ценностном конфликте и утрате статуса, напряжением между поколениями, отсутствием осознания будущих перспектив» [6]. Именно поэтому в педагогических, психологических, социально- педагогических исследованиях Германии, посвященных проблемам молодежи, важное внимание уделяет-

ся отклоняющемуся поведению молодежи, причинам и условиям его возникновения, направлениям работы по предотвращению такого рода поведения.

Молодёжная сфера в Германии законодательно регулируется Федеральным законом «О поддержке детей и молодежи» (КШ0/80В). Сейчас в Германии Федеральный закон является больше направленным на услуги, которые государство предоставляет для детей и молодежи. Первое право каждого молодого человека - это право на поддержку его развития и воспитания для того, чтобы он стал ответственной личностью, интегрированной в общественную жизнь. Цель законодательства заключается в том, чтобы помогать в социальном плане индивидуальному развитию каждого ребенка и молодого человека, вносить свой вклад в то, чтобы не было резких социальных различий между слоями общества, и создавать благоприятные условия жизни для молодых людей и для их семей [4].

К началу восьмидесятых годов в немецкой педагогической и социально-педагогической науке сформировалась концепция «открытой работы с молодежью», в которой объединились помощь молодежи в процессе социализации, социально-экологическая работа и социокультурная педагогическая деятельность [7]. Данное направление предусматривало работу с молодежью, как во внеурочное и внешкольное время, так и активное внедрение в учебно-воспитательный процесс. Другими словами, не только учебные заведения, но и семья (место проживания) и центры проведения свободного времени молодых людей

стали рассматриваться как «островки» социального образования и воспитания. В контексте данного направления широкое распространение получили дома культуры для молодежи, где молодые люди могли проводить свое свободное время, выбрав различные виды деятельности и занятия по интересам; Центры каникул и досуга, обеспечивающие полноценный отдых молодых людей и их социальное воспитание; центры по организации свободного времени молодежи в повседневной жизни; работа в жилых кварталах.

Л.Бёниш определяет следующие принципы социально-педагогической работы с молодёжью в Германии:

- принцип самоценности, основанный на признании чувства самозначимости и возможности самосозидания;

- групповой принцип, признающий важность неформальных объединений молодежи для осознания ими своей социокультурной самостоятельности;

- социально-пространственный, базирующийся на социально - педагогическом подходе взаимодействия с молодежью и предусматривающий учет не только институциональных, но и социальных условий;

- временной, направленный на понимание влияния факторов современной жизни на завтрашнее поведение и жизнедеятельность молодых людей и требующий, исходя из этого, уважительного отношения к молодым людям, предоставление им условий для полноценного развития уже сейчас;

- биографический, согласно которому при работе с молодежью необходимо учитывать различные биографические условия каждого конкрет-

ного молодого человека и на основе этого пытаться подобрать оптимальные модели для взаимодействия;

- социокультурный, суть которого состоит в понимании, что молодые люди свое самостановление и самоидентификацию выражают через специфические культурные формы.

- принцип среды, предполагающий и направленный на формирование, при необходимости, новой среды для молодых людей с учетом их индивидуальностей [5].

В условиях единого образовательного пространства актуальность социально-педагогической работы усиливается, ибо участие России в Бо-лонском процессе подразумевает не только адаптацию программ, степеней, необходимые средства обеспечения качества обучения и маркетинг, но и «доброжелательный сервис» для отечественных и иностранных студентов, что потребует создания в профессиональных учебных заведениях системы социальной поддержки и защиты субъектов образовательного процесса, адекватной современным требованиям и имеющемуся международному опыту в данной сфере. [3]

Академик Г.В.Мухаметзянова отмечает, что студент 21-го столетия находится «в условиях разрушения прежней системы духовного самовоспроизводства общества, кризиса ин-дентичности, вызванного размыванием национальной специфики российской культуры, расширения числа социально-уязвимых групп молодёжи, формирования у студенческой молодёжи ощущения социальной бесперспективности, стимулирующие асоциальные формы протеста». [2]

Программы социальной работы с

учащимися профессиональных учебных заведений в Германии строятся на основе следующих ведущих принципов: периодическая обновляемость содержания программы социальной работы, гибкость, универсальность, критичность в оценке содержания программ, вычленение обязательного и вариативного компонентов в программах и социальных проектах, ско-ординированность действий всех субъектов социальной работы, обязательная включенность учащихся в различные виды социальной практики, внедрение идеи партисипативно-сти, которая характеризуется интерактивным общением всех заинтересованных лиц по вопросу определения целей, содержания, форм и средств организации социальной работы и использует неформальные пути привлечения учащихся и их родителей в процессы принятия решений.

Картина социальных услуг для студентов и преподавателей - достаточно пёстрая: большое количество фрагментарных и узко специализированных видов помощи. По данным Германской ассоциации социальных работников, на начало 2006 года было зарегистрировано 869 видов социальных услуг. Все виды помощи, оказываемые студентам, сгруппированы в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях.

Первый вид помощи обеспечивает адекватные стандарты существования, здоровья и благосостояния студента и может быть оказан в том случае, если у него недостаточный доход, или же он вообще не в состоянии учиться. Помощь для поддержания

жизненного уровня оказывается разово или в течение длительного времени, в зависимости от продолжительности тяжелого положения нуждающегося, а ее объем определяется в соответствии с конкретным случаем. Данная помощь может быть выражена в форме долговременной помощи или единовременного пособия. Это может быть выплата для приобретения одежды, обуви, мебели, постельного белья, одежды для беременных и новорожденных, а в определенных условиях - для ремонта, переезда, на рождество.

Второй вид помощи - помощь в особых жизненных ситуациях - предусмотрен для молодых людей, которым необходима поддержка в особых ситуациях, как, например, болезнь, увечье, содействие в профессиональном образовании или удары судьбы. Помощь в особых жизненных ситуациях оказывается независимо от того, виноват ли в этом случае сам нуждающийся или нет. Тот факт, что нуждающийся не имеет возможности помочь себе сам или получить помощь от других, оказывает решающее значение. Оба вида помощи реализуются через социальные службы местных общин или учебных заведений. Существует также ряд выездных социальных бригад, в которых работают добровольцы из благотворительных организаций. В отдельных случаях оплату этих услуг берет на себя социальная служба университета.

Сравнительный анализ деятельности социальных служб в различных университетах Германии, изучение их документации позволили выделить основные характеристики такой службы (агентства социальных услуг)

в учебном заведении:

1. формальная организация: оказываемые услуги студентам четко определены и отличаются от неформальной помощи;

2. социальная ответственность и подотчетность: агентства существуют для целей, санкционированных обществом, государством, конкретным учебным заведением и отвечают за их реализацию;

3. отсутствие мотива выгоды как главной цели: социальные агентства существуют вне системы свободного предпринимательства и не основывают свою деятельность на базе гонораров за услуги, хотя частичная плата по скользящей шкале с некоторых студентов может взиматься; основной источник финансирования - государственные и частные субсидии;

4. социальные агентства предназначены специально для удовлетворения потребностей университетской общины через процессы социализации, социального контроля и социальной интеграции (сохранение депривирован-ных групп, студентов с особыми нуждами в качестве полноправных членов общества).

Социальная работа в немецких профессиональных школах - это своего рода метаинститут, который охватывает множество видов социальной помощи и профессиональной деятельности (педагогов, психологов, врачей, юристов), но ключевое место здесь принадлежит социальным работникам, которые во многом реализуют основные функции системы социального благосостояния.

Хотя рядом с учащимися в учебном заведении есть и другие профессионалы (учителя, врачи) или добро-

вольные помощники - волонтеры, тем не менее социальные работники должны быть особенно хорошо подготовлены для выполнения тех особых функций, которые непосредственно связаны с их профессией. Назовем несколько из них.

Учитель социальных и адаптивных (приспособительных) умений, цель которого подготовить учащихся к искусству предотвращения трудных жизненных ситуаций или повышению их способностей приспосабливаться в изменяющихся социальных процессах.

Консультант - клиницист, цель которого помочь изменить учащимся их социальное функционирование путем проникновения в их внутренний мир, анализа своих чувств, вызванных проблематичными общественными ситуациями или какими либо аспектами жизнедеятельности, что позволит им достигнуть желаемого роста. Это непосредственное индивидуальное занятие с личностью с целью систематического воздействия на внутренний мир и психику учащегося для того, чтобы разрешить, ограничить или обеспечить облегчение развивающейся межличностной, или поведенческой, или иной проблемной ситуации.

Руководитель рабочей нагрузки, целью которого является установление баланса в рабочей нагрузке учащегося в период его обучения в учебном заведении. Функции его могут быть следующие: - распределение учебного времени; - помощь в выборе предметов для изучения, - обработка информации; - планирование учебного времени и т.д.

Есть в высших учебных заведениях

еще и такие работники, как агенты по вопросам социальных изменений, управляющий делами учащегося как клиента, брокер общественных услуг и др., но их основное внимание направлено больше на взрослых людей, достигших 21 года.

Среди направлений работы социального работника в учебном заведении особо важным считаются консультирование и профессиональное руководство деятельностью студентов, колледжей и университетов. Особое место в работе, требующее серьезной психологической подготовки, занимает разрешение личностных проблем и затруднений студентов: эмоциональных срывов, любовных неудач, трудностей в установлении взаимоотношений с преподавателями, однокашниками, семьей, утрата уверенности в себе и правильности выбора своего будущего и т.д.

Интерес к консультированию, его организации, видам и качеству, а также признание его роли в улучшении образовательных возможностей в разных учебных заведениях не одинаков. Различается степень и вид ответственности, приписываемой консультированию в отдельных учебных заведениях. Если колледж уделяет мало внимания или вовсе не занимается систематическим консультированием, студенты ищут его при возникновении затруднений сами, обращаясь к педагогам, администрации или в другие организации. Консультирование таким образом все-таки происходит, но при этом возникает вопрос: кем, как и с какой эффективностью оно осуществляется, каков вклад именно колледжа, его социально - педагогической службы в совершенствовании

этого вида обслуживания и принимают ли на себя образовательные институты обязательства в отношении благополучия своих студентов.

Научить учащегося самому находить баланс между желаемым, реальным и возможным при предстоящих жизненных решениях - идеальная цель социальных работников, работающих на любом уровне непрерывного образовательного процесса.

Далеко не все в немецком опыте социально-педагогической работы с учащимися понятно и принимаемо, ибо в нашей стране состояние социальной работы находится в несколько ином измерении. Например, трудно себе представить, что социальный работник, социальный педагог в Германии должен заниматься поиском своей клиентуры через постоянный мониторинг динамики социальной сферы, через общение со студентами для выявления их потребностей в социальной помощи, ибо никто: ни государство, ни общественные фонды не будут финансировать абстрактную социальную работу. Деньги даются только под конкретные, обоснованные, просчитанные социальные про-

граммы и подписанные контракты. Литература:

1. Г.В.Мухаметзянова. Глобальные и региональные аспекты в социальной работе: размышления после Юбилейного Конгресса МФСР . /Г.В. Мухаметзянова//Социальная работа - 2006. - №4 - С.27-37

2. Мухаметзянова Г.В. Развитие личности студента - ведущая стратегия модернизации качества высшего образования /Г.В. Муха-метзянова.//Казанский педагогический журнал. - 2005. - №4(41). - с.3-9.

3. Трегубова, Т. М. Социальная работа со студентами в 21 веке - новые обязательства, поликультурный анализ. /Т. М. Трегубова. -Айрекс, электронный журнал «Полемика», вып.№13

4. .Bergius, R. In Richtung auf eine psychologische Theorie des Jugendalters /R. Bergius. -Muenchen, 1970.

5. Boenisch, L. Geschlechterverhaeltnisse /L. Boenisch. - Weinheim, 2001.- s.325

6. Griese, H. Kritik der Interkulturellen Pae-dagogik /H. Griese.- Muenster: LIT 2002. -s.219.

7. Rauschenbach, T.; Zuechner, I. Theorie der Sozialen Arbeit/T. Rauschenbach, I. Zuechner. In: Thole, Werner (Hrsg.): Grundriss Soziale Arbeit. Wiesbaden, 2005.- s.139-160.

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТАТАРСКИХ ЛИБЕРАЛОВ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Р.Р.Фахрутдиное, проректор по учебной работе ACO (КСЮИ), к.и.н., доцент

В ходе первой российской революции в 1905-07 гг. и созданием многочисленных политических партий в России активизировалась по-

литическая жизнь татарского общества. В татаро-мусульманском социуме возникает целый ряд политических партий и организаций раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.