Переменные модели линейного программирования, как уже говорилось выше, не должны принимать отрицательные значения. Условия неотрицательности переменных будут иметь следующий вид
Х3рв1] > 0 для V/ е 1ИА,, Ур е РПР,
уУ] > 0 для Е ^ ьу
сниж■ зв /л у,- ТИЗА \_/„ ^ ппр
гр, у > 0 для Е Ьру , УР Е РП
Таким образом, введенная система ограничений, позволяет обеспечить требования к качеству атмосферного воздуха, а функционал - распределить квоты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу между хозяйствующими субъектами с учетом их социальной и экономической значимости, а также степени экологичности применяемых технологий. Введение системы квотирования создаст основу для внедрения эффективных экономических и других механизмов, обеспечивающих выполнения общих и индивидуальных условий комплексного природопользования.
УДК 657
Н.В. Старостина, В.А. Кирьянова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Данная статья посвящается взаимоотношениям бухгалтера с сетью Интернет.
Интернет расширяет информационные возможности бухгалтера. В настоящее время появились необходимые и полезные для бухгалтера сервисы сети. В сети представлены сайты официальных органов Российской Федерации (например, Управление ФНС РФ по г. Москве). Заслуживают внимание сайты с правовыми базами данных (www. garant.ru, www.referent.ru). Кроме того, существует возможность почитать электронные версии периодических изданий (www.buhgalt.ru).
Сегодня бухгалтер может проходить дистанционное обучение и повышать свою квалификацию. Так, например, на сайте Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (www.ipbr.ru) предоставляется такая возможность. В сети всегда можно узнать о проводимых семинарах по интересующим темам. С приходом Интернета стала возможной идея работы на дому. Удаленный доступ к Сети посредством специализированного программного обеспечения и сетей VPN (Virtual Private Network -Виртуальная частная сеть) сделал возможной работу бухгалтера на дому. Сети VPN обеспечивают безопасный доступ к корпоративным сетям.
Благодаря внедрению электронных систем аутентификации и электронных цифровых подписей появилась возможность отсылать через Интернет формы отчетности.
Бухгалтеры повсеместно используют системы «Клиент-Банк», и последняя тенденция - все больше физических лиц предпочитают эту систему походу в сберкассу.
Рассмотрим электронно-цифровую подпись. При внедрении электронных систем часто возникает «узкое место» - это вопрос подтверждения источника документа, его достоверности и целостности. И кроме того, стало необходимым проверять получате-
лей и отправителей электронных документов, так как увеличилась доля компьютерных преступлений.
Для решения этой задачи стали применять так называемый «паспорт цифрового мира» - электронную цифровую подпись или ЭЦП. Электронная цифровая подпись генерируется (формируется) при помощи специальных математических алгоритмов на основе собственно документа и некоего «закрытого ключа», позволяющего однозначно идентифицировать отправителя сообщения. Электронная цифровая подпись функционирует на основе криптоалгоритмов с асимметричными (открытыми) ключами и инфраструктуры открытых ключей.
Многие организации, которые используют подобные системы в целях безопасности, осуществляют выдачу ключей на дискетах и USB-накопителях. Открытые ключи и другая информация о пользователе хранится удостоверяющими центрами (центрами сертификации) в виде цифровых сертификатов. В общем случае работы с электронной цифровой подписью процесс обмена сообщением начинается с получением отправителем секретного ключа от удостоверяющего центра. После получения секретного ключа отправитель формирует с его помощью ЭЦП и отправляет письмо получателю. Получатель при помощи публичного (общедоступного) ключа и цифрового сертификата устанавливает источник сообщения и отсутствие искажений (целостность) в полученном сообщении. Для идентификации отправителей в системах электронной отправки отчетности часто используется отечественная разработка фирмы «Крипто-ПРО» www.cryptopro.ru модуль «Крипто-ПРО CSP» - это система, созданная на основе отечественных криптоалгоритмов и сертифицированная ФАПСИ.
В настоящее время ЭЦП широко используется во всем мире для защиты электронных документов от подделки и обеспечивает высокую степень конфиденциальности и достоверности сообщения [1].
С развитием телекоммуникаций и появлением сети Интернет у бухгалтеров появилась прекрасная альтернатива для упрощения своей работы. Чтобы сократить задержку между выпиской платежного поручения и списанием денег со счета, практически повсеместно сотрудники бухгалтерии используют системы «Банк-Клиент» («Клиент-Банк»). Смысл всех систем «Клиент-Банк» или «Банк-Клиент» заключен в их названии - это системы, которые обеспечивают удобную электронную связь между банком и его клиентами. Они предлагают подготовку и доставку в первую очередь платежных, а также иных документов от клиента в банк, где производится их дальнейшая обработка.
Хочется выделить три наиболее часто встречающиеся модели построения таких систем: - банк предлагает систему «Банк-Клиент» своей разработки или же написанную специализированной фирмой, производящей программное обеспечение; - используется сервис специализированных посредников или провайдеров услуг, которые отвечают за пользовательский интерфейс и физическое подключение клиентов; - в настоящее время все большую популярность приобретают системы на базе Web, в которых удобство пользования объясняется глобальной доступностью сравнительной простотой использования.
Схема использования систем сводится к общему принципу: банк приобретает или силами своих программистов разрабатывает систему и продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам. В системах «Клиент-Банк» происходит автоматическая проверка пользователей с помощью электронных цифровых подписей. После поступления документов в банковскую систему происходит их аутентификация и проверка на отсутствие ошибок, затем в автоматизированной банковской системе документ проходит стандартные этапы обработки, как и бумажный документ.
Преимущества перевода клиентов на использование систем «Клиент-Банк» для банков: сокращается посещаемость и нагрузка на офисы и филиалы банка, снижаются расходы на содержание отделений, уменьшается необходимое количество операционистов увеличивается качество обслуживания клиентов.
Преимущества таких систем для пользователей: снижение транспортных расходов, богатство выбора банков, хорошая система учета внешнего документооборота.
Теперь бухгалтер всегда сможет быстро дать четкую информацию по движениям на банковском счете фирмы. Электронный документооборот и система «Клиент-Банк» для бухгалтера - это уже не фантастика благодаря появлению и использованию ЭЦП, которая обеспечивает идентификацию и аутентификацию клиентов банка [2].
Благодаря резкому увеличению темпов компьютеризации, повсеместному распространению сети Интернет, внедрению ЭЦП в нашей стране стали активно развиваться системы обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным линиям связи. В настоящий момент представлять отчетность в электронном виде по каналам связи может практически любая организация, состоящая на учете в налоговых органах.
Рассмотрим преимущества, которые открывает перед налогоплательщиками подключение к системе безбумажной технологии и отсылка отчетности по телекоммуникационным каналам: - экономия высокооплачиваемого времени бухгалтера; - удобство представления отчетности непосредственно с рабочего компьютера; - круглосуточная возможность представления отчетности, плюс дополнительный временной интервал в последний день сдачи; - проверка отчетности на месте средствами выходного контроля, что приводит к сокращению ошибок; - контроль версий отчетности и возможность обновления необходимых форм до актуальной версии; - возможность отсылки корректирующих отчетностей; - гарантированное подтверждение доставки отчетности в налоговую инспекцию с помощью протоколов доставки; - автоматическое разнесение отчетности по счетам организации; - оперативное обновление форм отчетности; - возможность получения по электронной почте сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом; - сохранение конфиденциальности пересылаемой информации.
На рынке программных комплексов отсылки отчетности через Интернет популярность в настоящее время приобрели система «Контур-Экстерн» и система «Такском-Спринтер». Компании Такском и Контур выпускают программные продукты со схожими функциями для отсылки отчетности через Интернет, но отличаются по принципам формирования и передачи отчетности. Обе программы позволяют отсылать в налоговые инспекции через Интернет отчетность в виде файлов определенного формата (формат файлов стандартизирован). Системы Такском-Спринтер» и «Контур-Экстерн» используют средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Основную функциональность систем обеспечивают серверы операторов, на которых обрабатываются все информационные потоки между участниками документооборота. И главное, что следует заметить, вся передаваемая информация защищена от несанкционированного доступа путем использования сертифицированных средств криптографической информации, современные алгоритмы шифрования позволяют обеспечить целостность информации, передаваемой по каналам связи.[3]
Интернет предоставляет огромные возможности для бухгалтера и дает «толчок» к усовершенствованию системы бухгалтерии.
Список литературы 1. Бухгалтерский учет, №2, 2008.- С. 39
2. Бухгалтерский учет, №4, 2008.- С. 39
3. Бухгалтерский учет, №6, 2008.- С. 39
УДК 368(075.8)
Н.В. Старостина, И.Л. Мамаева
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В данной статье рассматривается направления развития страхования в настоящее время.
Рассмотрим основные направления развития страховых компаний в условиях трансформации рынка.
По данным Федеральной службы страхового надзора за 9 месяцев 2007г., страховыми компаниями (869 страховщиков) было собрано 563,5 млрд. руб. премии, что на 24,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамика роста выплат при этом выше - 37,6% (332,6 млрд. руб.) В структуре премии по-прежнему преобладает имущественное страхование, доля собранных премий по которому составила 35,7% от общего объема (201 млрд. руб.).
Страховой рынок, как отметили аналитики, впервые с 2004г. показал положительную динамику развития классического страхования. Сбор премий в 2007г. ежеквартально прирастал на 23-25%. Для сравнения, в 2005г. совокупные премии страховщиков увеличились лишь на 4%, в 2006г. - на 22,7%, до 602,1 млрд. руб. Правда, прошлогодний рост был обеспечен обязательными видами страхования, а в добровольном сегменте страхования в начале 2006г. наблюдалось небольшое сокращение объемов собираемой премии. Наибольшая доля граждан, пользующихся страховыми услугами, по-прежнему приходится на средние и крупные города. Число страхователей в Москве и Санкт-Петербурге за прошедшие два года увеличилось с 33 до 41 %. В то же время на селе и в небольших городках спрос на страховые услуги остается низким. Исходя из общей тенденции роста спроса на страхование, можно сделать вывод о перспективах дальнейшего развитии рынка страховых услуг за счет потенциала российских регионов.
В структуре страховых услуг, востребованных россиянами, наблюдались характерные изменения. Примечательно, что количество россиян, которые воспользовались услугами страхования автомобиля от угона и ущерба (автокаско), за два прошедших года выросло почти в два раза: с 3,4% до 6%. Возросла и доля людей, страхующих недвижимое имущество (с 7,8% в 2005г. до 9% в 2007г.) и здоровье (с 11 % до 18%). Двумя видами страховых услуг пользуются почти 13% опрошенных, тремя и более - около 5%. Недостаточно востребованным остается страхование жизни — в среднем 2%.
С ростом прозрачности рынка, объемов и перспектив бизнеса страховщики стали пользоваться большим инвестиционным спросом. В уходящем году на рынке прошел ряд крупнейших в его истории сделок по покупке-продаже компаний. Если в 1990-2005 г. их общая сумма не превысила 450 млн. дол., то в 2007г. перевалила за миллиард дол.
По мере развития российского рынка можно ожидать дальнейшей активизации иностранных страховщиков, особенно в связи с вступлением России в ВТО.