УДК 801.82
ББК 81.2Араб-96 я721
И.М. МУХАМЕТЗЯНОВ
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АРАБСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА КАЗАНЬ
Ключевые слова: арабский язык, систематизация, унифицирование, взаимообучение, планирование, методика преподавания, модернизация.
На сегодняшний день арабский язык занимает определенное место в образовательном процессе. Серия учебных пособий «Арабский язык для 5-11 классов» призвана систематизировать и унифицировать обучение арабскому языку в средних общеобразовательных учебных заведениях Республики Татарстан на основе современных методик обучения. Учебно-методический комплекс (УМК) состоит из учебника, книги для чтения и методического пособия для учителя, в котором используются современные подходы и методы обучения арабскому языку как к одному из наиболее распространенных в мире языков.
I. MOUKHAMTZYANOV NEW TRENDS IN TEACHING THE ARABIC LANGUAGE IN SECONDARY INSTITUTIONS IN THE CITY OF KAZAN
Key words: Arabic, ordering, unification, mutual learning, planning, teaching methods, modernization.
Nowadays the Arabic language has a definite place in the educational process. Series Training aids «Arabic for grades 5-11» are designed to systematize and standardize the teaching of the Arabic language in secondary schools in the Republic of Tatarstan on modern teaching methods. The training complex consists of a textbook, reading books and teachers' guides, which uses modern approaches and methods of teaching the Arabic language, as one of the most common languages in the world.
В связи с прогрессивным развитием общества и расширением внешнеэкономических связей в Республике Татарстан в последние годы наблюдается возрастающий интерес к арабскому языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых - желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, сотрудничество, а без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать очень трудно. Огромная роль в сохранении и развитии духовных и материальных ценностей играет язык каждого народа. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможны существование и развитие человеческого общества. Усваивая любой иностранный язык, человек одновременно проникает в новую национальную культуру, получает огромное духовное богатство, хранимое языком. Так, арабский язык, являющийся единственным из афразийских языков, дающих непрерывную цепь развития от древнейших времен до наших дней, на протяжении всей многовековой истории своего существования не подвергся значительным изменениям в фонетической и грамматической структуре. Он сохранил первозданную красоту и изящество речи и неповторимое очарование арабской вязи. Существенной спецификой арабской грамматики является ее логическая структура. Большинство грамматических явлений подчиняется строгим установкам. Этот факт позволяет сравнить арабский язык с математическими правилами. Следовательно, его изучение способствует развитию логического мышления и интеллекта. В процессе обучения арабскому языку необходимо постоянно расширять кругозор учеников, знакомя их со спецификой арабских стран, культурой, обычаями и их историческим развитием. Приобщая школьников к арабскому языку, совершенствуя их умения в разных
Лингвистика
133
видах речевой деятельности, надо иметь в виду, что в основе всего этого должно лежать эмоциональное, активное восприятие языка. Восприятие языка нельзя сводить к одному из «видов речевой деятельности». Прочувствованное и продуманное восприятие языка - одна из самых действительных форм приобщения учащихся к иностранному языку, так как при этом активизируются внутренний, духовный мир школьников, их чувства и мысли.
Обучение арабскому языку в школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной и общеобразовательной целей, при этом воспитательные и общеобразовательные цели достигаются в процессе практического овладения арабским языком. Преподавание арабского языка способствует овладению учениками глубокими и прочными знаниями и умениями, развитию познавательных интересов учащихся, приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний и обеспечению единства обучения и воспитания. Практическая цель заключается в обучении учащихся общению на арабском языке. В школе закладывается основа практического овладения арабским языком, на котором они после окончания школы смогут дальше осваивать язык в высших учебных заведениях Республики Татарстан или арабских странах. Обучение арабскому языку в школе складывается из овладения основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением и чтением. Несмотря на то, что письмо используется как средство обучения овладению чтением и устной речью, для арабского языка этот вид деятельности имеет важное значение, вот почему на него, как правило, выделяется достаточно большое количество учебного времени.
В процессе обучения арабскому языку школьники овладевают двумя видами чтения:
- чтением текстов с охватом их основного содержания. При этом виде чтения учитываются скорость чтения, число незнакомых слов и умение догадаться о значении незнакомых слов с опорой на знакомые словообразовательные элементы, на сходство между явлениями в родном и арабском языках и на контекст;
- чтением с извлечением полной информации из текста. В требованиях к чтению второго вида учитываются объём текста, скорость чтения и число незнакомых слов в тексте.
Процесс обучения арабскому языку в школе строится на упражнениях в аудировании, говорении и чтении на арабском языке. Он обеспечивается учебными пособиями, составляющими основу разработанного учебно-методического комплекса для каждого класса. Однако работа над совершенствованием произношения, особенно обработка сложных эмфатических согласных, должна проводиться в течение всего курса обучения арабскому языку. При обучении арабскому языку следует добиваться интенсификации учебного процесса путем широкого применения технических средств, обеспечивающих использование соответствующих пособий, учебно-методических комплексов, аудио- и видеозаписей. Существенное внимание при этом уделяется организации самостоятельной работы учеников над арабским языком, особенно в старших классах; на этом этапе большое значение приобретает домашнее чтение, которое должно носить обязательный характер. Арабский язык содействует формированию у школьников на материалах, используемых в учебном процессе, нравственности, расширению кругозора, обогащению школьников сведениями о географии, истории, литературе и искусстве, быте стран изучаемого языка и ознакомлению с достижениями научно-технического процесса. Обучение арабскому языку развивает мыш-
ление учащихся, и они получают основные представления о строе данного языка, осознают закономерности и особенности, отличающие его от их родного языка.
Литература
1. Закиров Р.Р., Мингазова Н.Г., Мухаметзянов И.М. Арабский язык. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. Казань: Магариф-Вакыт, 2011. 128 с.
2. Мингазова Н.Г., Закиров Р.Р., Мухаметзянов И.М. Арабский язык. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. Казань: Магариф-Вакыт, 2013. 144 с.
МУХАМЕТЗЯНОВ ИЛЬЯС МУЛЛАНУРОВИЧ - кандидат филологических наук, доцент кафедры исламской экономики и управления, Российский исламский институт, Россия, Казань (iljas77@yandex.ru).
MOUKHAMTZYANOV ILYAS - candidate of philological sciences, assistant professor of Islamic Economics and Management Chair, Russian Islamic Institute, Russia, Kazan.
УДК 811.161.1'373.421 ББК Ш12=411.2*315.3
Т.Н. ПАВЛОВА, С.И. БАХТИНА
СИНОНИМИЯ ОТГЛАГОЛЬНЫХ СУБСТАНТИВОВ ОБЩЕЙ ДЕРИВАЦИОННОЙ ИСТОРИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (диахронический аспект)
Ключевые слова: синоним, лексическая синонимия, словообразовательная синонимия, синхроническая синонимия, диахроническая синонимия.
Рассмотрены понятия синхронической и диахронической синонимии, взаимосвязь лексики и словообразования как деривационного аспекта лексики, соотношение лексического и словообразовательного синонима, а также принципы выделения последних. С учетом таких факторов, как общность словообразовательного и лексического значений, наличие разных словообразовательных формантов и способность взаимозаменяться в однотипных или сходных по смыслу контекстах у одно-коренных лексем общей деривационной истории, предложено определение словообразовательного синонима. Обоснованность данного определения доказывается на примере анализа некоторых отглагольных лексем в диахроническом аспекте.
T. PAVLOVA, S. BAKHTINA SYNONYMY OF THE VERBAL SUBSTUNTIVES OF GENERAL DERIVATIONAL HISTORY
IN THE RUSSIAN LANGUAGE (diachronic aspect)
Key words: synonym, lexical synonymy, derivational synonymy, synchronic synonymy, diachronic synonymy.
The concepts of synchronic and diachronic synonymy, relationship of vocabulary and derivation as a derivational aspect of vocabulary, correlation of lexical and derivational synonym, as well as the principles highlight the latest. Taking into account such factors as the word-formation and lexical values, the different derivation formants and the ability to be interchanged in the same type or similar contexts of tokens cognate general derivation history, proposed definition of derivational synonym. The validity of this definition is proved by analyzing some verbal tokens in diachronic aspect.
Синонимия, как известно, представляет собой явление универсальное, соединяющее языковые факты во времени, в локальных и социальных вариантах. В синонимическом ряду находят свое место слова устаревшие и новые, диалектные и просторечные, принятые общеязыковой нормой и окказиональные. Синонимический ряд, таким образом, отражает разнообразие и единство литературного языка [2. С. 101]. Естественно, что вопрос о принципах выделения синонимов является одним из важных в языкознании. Однако в том, что касается определения синонима вообще и словообразовательного или лексического синонима в частности, нет единодушного мнения. Явление лексической синонимии породило много споров относительно того, какие слова можно считать синони-