Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)
УДК 02:378
Б01 10.17223/22220836/17/12
В.К. Клюев
НОВЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется нормативное поле высшего библиотечно-инфор-мационного образования в условиях действия Болонской системы; освещаются проблемные вопросы, возникающие в ходе реализации норм Федерального закона «Об образовании» (2012), а также новации, касающиеся структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, подготовки кадров в аспирантуре, отнесенной к третъемууровню высшего образования.
Ключевые слова: подготовка библиотечных кадров, модернизация библиотечно-информационного образования, новая модель аспирантуры.
В последней редакции (ФЗ № 185 от 02.07.2013) ст. 15 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994) с красноречивым названием «Обязанности государства по развитию библиотечного дела» в подпункте 4 пункта 1 оговорено «создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями» [1]. Данное положение фактически подтверждает законодательные гарантии сохранения и развития высшего библиотечно-информационного образования в нашей стране на федеральном уровне. В то же время пока в полной мере не урегулировано нормативное поле подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности, которое находится в стадии активного формирования и во многом противоречиво.
В прежнем (действующем для завершающего этапа подготовки на спе-циалитете и в настоящее время) Перечне направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (2005) наши специальности однозначно входили в укрупнённую группу 070000 «Культура и искусство» -071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» (бакалавриат, магистратура) и 071201 «Библиотечно-информационная деятельность (специалитет). При всеохватывающем введении в России Болонской системы подготовки кадров Минобрнауки РФ были приняты «переходные» перечни направлений подготовки высшего профессионального образования (2009), в которых бакалавр и магистр библиотечно-информационной деятельности также относились к той же группе 070000 «Культура и искусство» (шифр профильного направления 071900). Однако при разработке Минобрнауки РФ весной 2013 г. проекта новых перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования в рамках реализации норм ФЗ «Об образовании» (2012) наше направление подготовки кадров попало в странно сформированную ук-
рупнённую группу «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» (420300 - бакалавриат и 420400 - магистратура). Здесь мы соседствовали с рекламой и связями с общественностью, журналистикой, издательским делом, телевидением. В таком статусе мы сразу же становились бы непрофильным направлением подготовки кадров для учредителя (Мин-культуры РФ)! Туда же попадала и ставшая теперь третьим уровнем высшего образования аспирантура (42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» - вместо прежней научной специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»).
По инициативе Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности отраслевое Учебно-методическое объединение обратилось в Минобрнауки РФ с ходатайством о возвращении библиотечно-информационной деятельности в укрупнённую группу направлений подготовки «Культура». В качестве оснований для такого решения предлагалось рассмотреть следующие аргументы:
- все направления подготовки кадров в новой укрупнённой группе «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», за исключением собственно информационно-библиотечной деятельности, относятся к коммерческой сфере (реклама, журналистика, издательское дело, телевидение);
- информационная функция - не основная для библиотеки, а одна из трёх законодательно закреплённых (наряду с культурной и просветительской);
- помимо массовых коммуникаций библиотека полномасштабно осуществляет научные коммуникации;
- библиотека - базовый элемент культуры (сущностная функция которой - сохранение культурного наследия);
- в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» «библиотечное дело» регулируется как культурная деятельность [2];
- во многих территориальных образованиях страны библиотека - единственный и важнейший культурообразующий фактор (малые города, сельские поселения ит. д.);
- статистика культуры ЮНЕСКО и международная статистика занятости в области культуры включают библиотеки и библиотекаря в область культуры;
- наконец, известное авторитетное высказывание академика-гуманиста Д.С. Лихачёва - «Библиотеки важнее всего в культуре...» [3. С. 207].
В итоговых перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования (12.09.2013) Минобрнауки РФ принял во внимание нашу обоснованную позицию, возвратив библиотечно-информационную деятельность в укрупнённую (пятую) группу «Искусство и культура», поместив её в блоке 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» (51.03.06 - академический бакалавриат и 51.04.06 - магистратура). Профильная подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура) тоже была включена в эту же группу и соотнесена в Таблице соответствия отдельных направлений подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (2013) с направлением 51.06.01 «Культурология». На данном этапе нормотворчества восторжествовал здравый
смысл, и разноуровневая вузовская подготовка библиотечно-информа-ционных кадров традиционно продолжится в лоне культуры!
Новый Федеральный закон «Об образовании» (2012), введённый в действие с сентября 2013 г., привнёс ряд изменений в действующие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОСы ВПО), в том числе по направлению подготовки «Биб-лиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат, магистратура) [4]. Руководством отраслевого Учебно-методического совета подготовлены адап-тированные редакции действующих (2010) ФГОСов - ФГОСы-3+. В них отражены следующие ключевые новации:
- используется законодательно принятое словосочетание «высшее образование» (ВО) вместо прежнего «высшее профессиональное образование» (ВПО);
- отражён законодательно предусмотренный организационно-правовой статус вузов - «образовательная организация», а не «образовательное учреждение»;
- в соответствии с утверждёнными новыми номенклатурами направлений подготовки высшего образования изменён шифр направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (см. выше);
- первому уровню нашего направления вузовской подготовки присвоен статус академического бакалавриата;
- в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ (бакалавриата и магистратуры) централизованно заменены общекультурные компетенции, а в профессиональных предложено выделить отсутствовавшие ранее общепрофессиональные компетенции.
При этом общекультурные компетенции заметно сокращены экспертами Минобрнауки РФ количественно: для бакалавриата на пять (было 16, а в новой редакции 11), для магистратуры - на четыре (было 7, стало 3). Обозначим их содержательно.
Так, выпускник программы отраслевого бакалавриата теперь должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), которые включают:
• способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
• способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
• способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
• способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-5);
• способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);
• способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);
• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8);
• способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
• способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10);
• способность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).
В рамках магистерской подготовки студент получает следующие общекультурные компетенции:
• способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
• готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
• готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
Что касается впервые статуированного блока общепрофессионалъных компетенций (ОПК), то их, по рекомендации Минобрнауки РФ, мы выделили из ранее имевшегося блока профессиональных компетенций, исходя из общего и частного содержания формулировок.
Для выпускника бакалаврской программы предусмотрены такие шесть общепрофессиональных компетенций, как:
• готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
• готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ОПК-2);
• готовность использовать правовые и нормативные документы как объекты организационно-управленческой деятельности (ОПК-3);
• готовность выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации (ОПК-4);
• готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций (ОПК-5);
• способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).
В свою очередь, для выпускников отраслевой магистратуры в качестве общепрофессиональных компетенций выделены:
• способность к выработке и проведению активной профессиональной политики в библиотечно-информационной сфере (ОПК-1);
• способность к развитию организационной культуры и системы корпоративных коммуникаций (ОПК-2);
• способность к исследованию библиотечно-информационной деятельности в контексте социально-экономического развития общества (ОПК-3);
• готовность к организации и проведению комплексных научных исследований по проблемам библиотечно-информационной деятельности (ОПК-4);
• готовность к разработке инновационных проектов развития библио-течно-информационной деятельности (ОПК-5);
• способность к педагогической деятельности в сфере библиотечно-информационного образования (ОПК-6).
В числе оставшихся собственно профессиональных компетенций для бакалавриата сохранилось 36, а для магистратуры - 21, которые, как и прежде, ранжированы (с различными приоритетными акцентировками) по видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская (и методическая), информационно-аналитическая, организационно-управленческая, проектная, психолого-педагогическая (и преподавательская), производственно-технологическая.
Важной новацией является представление в соответствующих ФГОСах ВО структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры без конкретизации базовых дисциплин. В новых редакциях ФГОСов закреплено положение о том, что дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программ бакалавриата и магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимися независимо от профиля программы, которую они осваивают. А сам набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программ (как и к вариативной части), образовательная организация определяет самостоятельно (за исключением обозначенных в стандарте бакалавриата общенаучных дисциплин и физкультуры) в объёме, установленном ФГОСами, с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ (ПрО-ОП). Таким образом, заметно повышается роль ПрООПов в моделировании структуры и содержания высшего отраслевого образования.
Ещё одной значимой позицией является более чёткое фиксирование в новых редакциях ФГОСов объёмно-количественных параметров материально-технической оснащённости учебного процесса и объективирование соотношения преподавателей и студентов по различным формам обучения, что принципиально важно при аттестации и аккредитации вузов, лицензировании образовательных программ.
Полностью по-иному будет осуществляться подготовка кадров в аспирантуре, которая теперь по Федеральному закону «Об образовании» (2012) отнесена к четвёртому уровню профессионального образования (третьему уровню высшего образования) - подготовка кадров высшей квалификации (п. 5 ст. 10; ст. 69). В полномочия отраслевых Учебно-методических советов официально не входит разработка нормативно-технологических документов по аспирантуре, поэтому составлением проекта ФГОСа по реализации программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Культурология», где среди других профильных направлений образовательной программы представлена «библиотечно-информационная деятельность», занималась специальная межорганизационная рабочая группа.
Вместе с тем нормативный подзаконный документ - приказ Минобрауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъ-
юнктуре)» /19.11.2013 № 1259/ предусматривает, что программы аспирантуры имеют направленность, характеризующую ориентацию на конкретные области знания и виды деятельности, определяющую предметно-тематическое содержание [5]. Они реализуются в целях создания аспирантам условий для приобретения необходимого для профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков и опыта деятельности, подготовки к защите научно-квалификационной работы на соискание ученой степени кандидата наук. Программа, как при обучении бакалавров и магистрантов, состоит из базовой части, которая является обязательной для освоения, и из вариативной, включающей установленные образовательной организацией дисциплины и практики, а также научно-исследовательскую работу.
Образовательная деятельность в аспирантуре будет теперь полностью преемственной по отношению к другим уровням обучения, а организация учебного процесса предполагает обязательные стационарные учебные занятия по дисциплинам в форме лекций, семинаров, консультаций; выполнение научно-практических заданий и лабораторных работ; участие в коллоквиумах и т. п. Станут обязательными проведение практик, осуществление контроля качества освоения образовательной программы посредством текущего контроля успеваемости, а также промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. По итогам освоения этого уровня образования выпускники получат дипломы с квалификацией «исследователь, преподаватель-исследователь». С сентября 2014/15 уч. г. начался современный этап обучения научно-педагогических кадров - реализация новой модели аспирантуры и подготовки кандидатской диссертации.
Отметим, что осенью 2013 г. исполнилось десять лет с начала вступления России в Болонский процесс. В 2014/15 уч. г. библиотечно-информационное образование практически полностью модернизируется: произойдёт последний выпуск дневного специалитета, и он же ознаменует первый выпуск очного бакалавриата, а с сентября 2015/16 уч. г. начнётся реальная преемственность подготовки отраслевых бакалавров в очной магистратуре. В течение же собственно 2015 г. предстоит разработать новые ФГОС-4, учитывающие требования Профессионального стандарта специалиста библиотечно-информа-ционной деятельности. Рубикон перейдён, и как бы ни относиться к происходящим процессам реформирования отечественного образования - обратного пути нет...
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 01.12.2014) «О библиотечном деле» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_148591/ (дата обращения: 10.02.2015).
2. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165970/ (дата обращения: 10.02.2015).
3. ЛихачевД.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. 253 с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) // Рос. газ. № 5976. 2012. 31 дек.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 ноября 2013 г. № 1259 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» // Рос. газ.
№ 6303. 2014. 12 февр. URL: http://www.rg.ru/2014/02/12/minobrnauki2-dok.html (дата обращения: 10.02.2015).
Klyuev VladimirK. Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] DOI 10.17223/22220836/17/12
NEW REALITIES AND PROSPECTS OF THE HIGHER LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION
Key words: education of library specialists, modernization of library and information education, new model of postgraduate study.
In the last edition (2013) of the Federal law «About librarianship» (1994) legislative guarantees of preservation and development of the higher library and information education in our country are confirmed. The standard field of training of bachelors and masters of library and information activities is now in a stage of active formation. At introduction in Russia of the Bologna system of specialists training the Ministry of Education and Science of the Russian Federation accepted «transitional» lists of specializations of higher professional education programs in which the bachelor and the master of library and information activities were carried to group 070000 «Culture and arts». In 2013 this specialization «got» to «Mass Media and Information and Library Science» group. Branch Educational and methodical association addressed to the Ministry with the petition for return of library and information activities to group of the specializations «Culture». Among arguments the notion about the library as basic element of culture was underlined. As a result the library and information activities were returned in «Art and Culture» group in the block 51.00.00 «Cultural studies and sociocultural projects». Profile postgraduate specialization was also included in this group.
The new Federal law «About education» (2012), put into operation since September, 2013, introduced a number of changes in the existing Federal state educational standard in the specialization of «Library and information activities». Common cultural and all-professional competences for a bachelor and master degrees were reduced. Presentation of the main educational programs of a bachelor degree and magistracy without specification of basic disciplines became an important innovation. The role of Approximate main educational programs in structure of the higher branch education considerably rises. Quantitative parameters of material equipment of educational process, and also a ratio of teachers and students of various forms of education are more clearly fixed. Postgraduate study is referred to the third level of the higher education now.
During 2015 it is necessary to develop the new Federal educational standard. In 2014/15 academic year library and information education will be almost completely modernized.
References
1. Federal'nyy zakon ot 29.12.1994 № 78-FZ (red. ot 02.07.2013, s izm. ot 01.12.2014) "O bibliotech-nom dele" [Federal Law № 78-FZ of December 29, 1994 (ed. as of February 7, 2013, amended December 1, 2014) "On Libraries"]. Available from: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_148591/. (Accessed: 10th February 2015).
2. "Osnovy zakonodatel'stvaRossiyskoy Federatsii o kul'ture" (utv. VSRF 09.10.1992N3612-1) (red. ot 21.07.2014, s izm. ot 01.12.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2015) ["Basic Law of the Russian Federation on culture" (app. by the Supreme Soviet of the Russian Federation on October 9, 1992, N 3612-1) (ed. as of July 21, 2014, amended on December 1, 2014) Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165970/. (Accessed: 10th February 2015).
3. Likhachev D.S. Ya vspominayu [I remember]. Moscow: Progress Publ., 1991. 253 p.
4. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.12.2014) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (29 dekabrya 2012 g.) [Federal Law N 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" (December 29, 2012)]. Rossiyskaya gazeta, 2012, no. 5976, 31st December.
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 19 noy-abrya 2013 g. № 1259 g. Moskva "Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obra-zovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture (ad"yunkture)" [The Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) on November 19, 2013 № 1259, Moscow "On approval of the organization and implementation of educational activities in higher education programs - programs of the teaching staff training in postgraduate courses"]. Rossiyskaya gazeta, 2014, no. 6303, 12th February. Available from: http://www.rg.ru/2014/02/12/minobrnauki2-dok.html. (Accessed: 10th February 2015).