ISSN Ï997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 20Ï7 ♦ 4 (78) июль - август ^
ОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ: РЕАЛИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА
УДК 378.14:023.5
Н. В. Лопатина, К. В. Ивина
Московский государственный институт культуры
В статье рассмотрено современное состояние библиотечного образования в Московском государственном институте культуры. Доказывается значимость системной профессиональной подготовки библиотекарей. Представляется опыт и перспективы 5-уровневой системы библиотечного образования, которая включает предпрофильную образовательную среду, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и дополнительное профессиональное образование. Намечены приоритетные направления развития бакалавриата и магистратуры. Описаны основные элементы предпрофильной образовательной среды. Доказана целесообразность новых подходов к подготовке в аспирантуре. Раскрыты направления модернизации системы дополнительного профессионального образования. Аргументирована рациональность дополнительного образования на базе высших учебных заведений. Представлены проекты повышения квалификации педагогов библиотечных кафедр.
Ключевые слова: библиотека, библиотечное дело, высшее образование, библиотечно-ин-формационное образование, подготовка библиотечных кадров, дополнительное профессиональное образование библиотекарей, вузы культуры, педагоги вузов культуры.
N. V. Lopatina, K. V. Ivina
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
LIBRARY STAFF'S TRAINING IN THE UNIVERSITY OF CULTURE: REALITIES, PERSPECTIVES, BENEFITS
The article considers the modern state of library education at the Moscow State Institute of Culture. The importance of the system of professional training of librarians is proved. We present
1ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры LOPATINA NATALYA VIKTOROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Library Science and Bibliology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
2ИВИНА КАРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью, декан социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
IVINA KARINA VLADIMIROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of management of library and information activities, Dean ofFaculty of humanities and social studies, Moscow State Institute
e-mail: dreitser@rambler.ru1, ivinakarina@mail.ru2 © Лопатина Н. В., Ивина К. В., 2017
^ Библиотечно-информационная деятельность if
the experience and perspectives of the 5-level system of library education, which includes pre-teaching environment, bachelor course, magistracy, postgraduate and additional professional education. The paper identifies priorities for the development of undergraduate and graduate programs. It describes the basic elements of pre educational environment. The feasibility of new approaches to training in graduate school is proved. The paper reveals the directions of modernization of system of additional professional education. It argued the rationality of further education on the basis of higher educational institutions. The competent upgrading projects for the lecturers of library departments are presented.
Keywords: library, librarianship, higher education, library- information education, training of library staff, additional professional education of librarians, universities of culture, teachers of universities of culture.
Для цитирования: Лопатина Н. В., Ивина К. В. Подготовка библиотечных кадров в вузе культуры: реалии, перспективы, преимущества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 184-191.
Развитие библиотечной профессии в информационном обществе требует специализированной государственной политики по усилению её позиций в профессиональной структуре информационной сферы. Одной из наиболее значимых задач выступает гармонизация библиотечного образования в русле соответствия функциям, социальной миссии профессии в новых условиях.
Противоречия, возникающие между отраслевым образованием и практикой, которые носят естественный характер и выступают основой развития профессии, приобрели в последнее время черты конфликтной ситуации. Рассматривая данный вопрос с точки зрения неоинституционального подхода в библиотеч-но-информационных науках [8], можно констатировать, что причины этого конфликта связаны с борьбой за ресурсы, которые выделяются государством для развития кадрового потенциала библиотечного дела и поддержания его в актуальном состоянии. Традиционные профессиональные дискурсы сменились дискуссиями в социальных сетях, выходящими за пределы экспертного обсуждения
и глубокой аналитики библиотечной реальности. Проникновение в библиотечный мир течений постмодернизма нашло выражение в концептуальном эклектизме и стремлении к деконструкции, к неаргументированным попыткам инверсии всей сложившейся системы библиотечного образования только ради того, чтобы разрушить существующие стереотипы и провозгласить инновациями изменения сомнительной результативности.
Проведённые социометрические и аналитические исследования позволяют выделить стратегический приоритет — системное библиотечное образование. Ни ранее, ни тем более сегодня библиотекарю недостаточно быть просто интеллигентным человеком, с широким кругозором, знанием истории литературы и любовью к чтению, владением информационными технологиями. Ему нужны системные профессиональные знания и особое профессиональное библиотечное мышление, потому что влияние библиотекаря на личность и на общество чрезмерно серьёзно. Поэтому не теряют актуальности те инструменты управления кадровым потенциалом отрасли, которые
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 4 (78) июль - август ^
связаны с профессиональным образованием. Но реализовать этот инструментарий может только гибкая и постоянно развивающаяся система профессионального библиотечного образования в вузах культуры, отвечающая и мировым вызовам, и отечественным условиям.
Болонский процесс, перестраивающий традиционную структуру библиотечного образования, формирует трехуровневую систему, включающую бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и реализующую непрерывность, академическую мобильность, вариативность образовательных траекторий личности. Московский государственный институт культуры, как старейшее в России образовательное учреждение, занимающееся подготовкой библиотекарей, представляет более сложную и одновременно более стройную и результативную систему развития кадрового потенциала отрасли, отвечающую всем требованиям Болонского процесса. Она включает пять уровней, демонстрирующих непрерывность, преемственность, поступательность, системность: 1) предпрофильная подготовка в системе общего и дополнительного образования; 2)бакалавриат; 3) магистратура; 4) подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура); 5) дополнительное образование.
Приоритетными направлениями развития бакалавриата и магистратуры выступают: 1) развитие целевого приёма на обучение по направлению «Библиотеч-но-информационная деятельность», позволяющего решить задачи подготовки специалистов библиотечно-информаци-онной деятельности востребованной компетентности в необходимом для отрасли количестве; 2) реанимация очно-заочной
формы обучения, что позволит совмещать трудовую деятельность в отрасли и полноценное обучение в вузе; 3) активное внедрение информационных технологий и новейших педагогических решений в очно-заочное обучение для организации максимально удобных условий, позволяющий библиотекарям получать системное профессиональное образование без отрыва от профессиональной деятельности; 4) совершенствование содержания обучения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Чему учить и как учить — главные вопросы, которые сегодня требуют профессионального общения и обсуждения педагогов вузов культуры.
Предшествующая этим уровням предпрофильная подготовка реализуется в МГИК путём создания дистанционной предпрофильной образовательной среды, которая представляет собой инновационное средство профессионализации будущих библиотекарей, решающее задачи раннего формирования профессиональной направленности будущих библиотекарей и адаптации потенциальных абитуриентов и студентов первого курса к требованиям «входного» уровня, предъявляемого конкретным вузом [2]. Дистанционная предпрофильная образовательная среда формируется информационно-библиографической деятельностью. С одной стороны, осуществляется создание электронных образовательных ресурсов, нацеленных на ранее формирование профессиональной направленности, в частности — мотивов (намерений, интересов, склонностей, идеалов), ценностных ори-ентаций, профессиональной позиции (отношения к профессии, установок, ожиданий и готовности к профессиональному
= Библиотечно-информационная деятельность
развитию), социально-профессионального статуса. С другой стороны, осуществляется библиографическое модериро-вание работы будущих абитуриентов и студентов в открытом образовательном пространстве для понимания роли отдельных дисциплинарных знаний (например, иностранного языка, информатики и т.д.) в структуре профессиональной деятельности библиотекаря в информационном обществе, для повышения готовности к активным учебным и практическим действиям по их использованию в вузе; формируется позитивное отношение к разнообразию знаний и владений.
Подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре вызывает сегодня много споров у представителей библиотечной науки, практики, образования. Данный вопрос требует специального обсуждения, но невозможно не обратить внимания на наше принципиальное несогласие с высказываниями о том, что у аспирантов не хватит времени на написание диссертации, если они будут посещать аудиторные занятия. Хотелось бы предложить огромной армии выпускников аспирантуры МГИК, которая сегодня составляет основу библиотечной науки и образования, вспомнить лекционные занятия по библиотековедению К. И. Абрамова, библиографоведению О. П. Коршунова, основам научно-исследовательской работы Ю. Н. Столярова. Многие из нас именно на этих занятиях сформировали принципиально новый взгляд на исследуемые проблемы, новое, более зрелое понимание библиотечной науки и практики, овладели методологическим инструментарием, который мы используем многие годы. Учебные планы аспирантов включают не больше аудиторных часов, чем
это было в «золотом веке» отечественного библиотечного образования, но результативность особой педагогической школы для аспирантов доказана, с одной стороны, качеством диссертационных работ прошлых лет, не теряющих своей значимости спустя многие годы, и, с другой стороны, увеличивающимся потоком современных исследований, которые, к сожалению, лишены оригинальности и новизны, достоверности и аргументированности и сталкиваются с проблемами в ходе научной экспертизы.
Важнейшим и традиционным для МГИК уровнем подготовки библиотечных кадров выступает дополнительное профессиональное образование. В настоящее время мы ориентированы на модернизацию системы дополнительного профессионального образования:
• во-первых, путём внедрения модульной системы, позволяющей практикам самостоятельно выстраивать траекторию обучения на основе индивидуального выбора системы курсов, переходя от освоения отдельных практически курсов к комплексным образовательным программам, свободно определяя выбор времени и темпа обучения («открытое образование»);
• во-вторых, путём обновления направленности, содержательного наполнения, методической реализации программ профессиональной переподготовки для сотрудников, оказавшихся в библиотечном деле в результате профессиональной миграции и трансферта кадров из смежных областей;
• в-третьих, путём дифференцированного подхода к профессиональному развитию слушателя и путём формирования коучинговых программ для библиотека-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 4 (78) июль - август ^
рей, направленных на индивидуальное содействие в достижении профессиональных и жизненных целей, в выборе карьеры и направлений профессионального роста, а также на содействие профессиональному самообразованию и саморазвитию;
• в-четвёртых, путём развития дистанционных форм дополнительного образования и создания электронной образовательной среды [5];
• в-пятых, путём создания образовательных программ для организаций [6]. В основе этих проектов - переход от обучения отдельных сотрудников — к разработке и реализации стратегии развития кадрового ресурса, от адаптации универсальных курсов — к созданию комплексных образовательных программ для конкретных организаций с учётом специфики её деятельности, компетентностных особенностей кадрового состава, стратегии развития. Инструментами реализации этих задач выступает применение современных педагогических технологий дополнительного профессионального образования, а также традиционных технологий, таких как педагогическое наставничество. Сегодня реализуется несколько инновационных проектов по индивидуальному профессиональному консультированию руководителей библиотек, учреждений культуры и образования, по участию в выработке стратегий и принятии решений в профессиональной деятельности.
Важнейшим вектором модернизации дополнительного профессионального образования в МГИК выступает совершенствование системы взаимодействия с регионами [1], в том числе возобновление специализированных образовательных
программ для педагогов вузов культуры, которые всегда были «визитной карточкой» МГИК [3]. Мы предлагаем методические семинары и вебинары, командные тренинги и деловые игры, мастерские и стажировки, индивидуальные дистанционные программы по следующим вопросам: «Современное законодательство в области образования и культуры», «Актуальные достижения педагогической науки и практики», «ФГОСы: проблемы внедрения и реализации», «Содержание обучения по конкретным направлениям подготовки», «Методика преподавания специальных дисциплин и формирования профессиональных компетенций», «Аккредитация и менеджмент качества», «Методическая поддержка учебных действий студентов вузов культуры», «ИТ образования и электронная образовательная среда».
В настоящее время популярен тезис о целесообразности построения системы дополнительного образования библиотекарей на базе библиотек. Следует, однако, помнить о том, что образовательная деятельность в сфере профессионального образования является непрофильной для библиотек и большинство библиотек не владеет необходимыми для подобной деятельности ресурсами. Содержание программ дополнительного профессионального образования на базе конкретной библиотеки демонстрирует концентрацию содержания обучения только на опыте и ресурсах отдельного учреждения, что повышает риски компетентност-ных деформаций.
Для МГИК дополнительное профессиональное образование является профильной деятельностью, что гарантирует сформированность организационно-
= Библиотечно-информационная деятельность
педагогических условий и профессиональное владение специальным педагогическим инструментарием; широкие партнёрские связи, содержательное разнообразие учебного материала; неразрывную связь образования, науки и практики, непрерывность и преемственность образования, междисциплинарные связи.
Значительные преимущества программам дополнительного профессионального библиотечного образования даёт объединение под одной крышей традиций, ресурсов и усилий Московского государственного института культуры и Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
Основа стратегически ориентированного развития отраслевых кадров в вузах культуры — объединение усилий образования, науки и практики. Исторически сложившиеся формы взаимодействия библиотечной науки и библиотечного образования доказывают свою эффективность: большинство проблемных ситуаций, которые наука выявляет в библиотечной практике, решается с помощью педагогических инструментов, в первую очередь — с помощью оперативных корректив содержания образования. Выпускник, овладевший новыми инструментами, вооружённый новыми идеями, новыми взглядами, способен модернизировать профессиональные практики.
Коэволюционный подход [7], который разрабатывается кафедрой библиотековедения и книговедения МГИК, подразумевает усиление роли именно профессионального образования во внедрении новаций в библиотечную профессию и библиотечно-информационную деятельность. Наш вклад в развитие библиотечного дела состоит именно в преоб-
разовании библиотечных практик через развитие кадрового потенциала отрасли, через наших выпускников.
Условием эффективной деятельности Московского государственного института культуры по подготовке библиотечных кадров являются исследования обслуживаемой отрасли в русле полисистемного подхода. На основе уникальных авторских методик [4] мы:
• определяем проблемы отраслевого развития, связанные с готовностью кадровых ресурсов отрасли к профессиональной деятельности в современных условиях;
• на основе пробельного анализа выявляем и конкретизируем отсутствующие компетенции и оцениваем риски их несформированности у отраслевых специалистов;
• разрабатываем на основе современных теорий и методик профессионального образования специальные программы, формируем у целевых групп интерес к ним и мотивацию к обучению.
Таким образом, профессиональное образование обладает серьёзным потенциалом управления кадровым составом отрасли, что ставит задачу совершенствования механизмов взаимодействия отраслевого профессионального образования и тех структур отраслевого управления, которые занимаются библиотечными кадрами. В связи с этим приоритетным направлением библиотечно-информа-ционных наук становится выработка научных основ системы государственного регулирования профессиональных ресурсов отрасли, в которой важнейшую роль должны играть вузы культуры как центры развития кадрового потенциала библиотечного дела.
lift ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 4 (78) июль - август ^
Примечания
1. Ивина К В. Взаимодействия вузов культуры в современных условиях [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. Электрон. дан. 2017. № 1. URL: http://theoryofculture.ru/issues/70/899/ (дата обращения: 29.06.2017).
2. Ивина К В., Аопатина Н. В., Харинцева М. А. Дистанционная предпрофильная образовательная среда в структуре подготовки библиотечно-информационных специалистов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 5 (73). C. 164-170.
3. Каратыгина Т. Ф. Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) специальных дисциплин вузов и ссузов культуры главного библиотечного вуза страны: (Страницы истории МГУКИ) // Библиотечное дело-2011 : Библиотечно-информационная деятельность в условиях модернизации общества : Скворцовские чтения : материалы Шестнадцатой международной научной конференции / Московский государственный университет культуры и искусств, Библиотечно-информационный институт, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека РАСХН, Отделение библиотековедения Международной академии информатизации. Москва : МГУКИ, 2011. С. 182-185.
4. АопатинаН. В., Ояенев С. М. Маркетинг образовательных услуг: организация и методика : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2006. 96 с.
5. АопатинаН. В., Фяегонтов А. С. Информационно-коммуникационные основы современного профессионального образования // Информационные ресурсы России. 2011. № 4 (122). С. 32-35.
6. Аопатина Н. В., Зубов Ю. С. Корпоративное обучение как институт образования взрослых // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2004. № 4. С. 145-148.
7. Аопатина Н. В. Коэволюционный подход в социально-гуманитарных науках (на примере библиотековедения) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6 (74). С. 145-150.
8. Аопатина Н. В. Теоретико-социологические новации в библиотековедении: подходы институциональный vs неоинституциональный [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. Электрон. дан. 2014. № 1. URL: http://theoryofculture. ru/issues/2014_01/519/ (дата обращения: 29.06.2017).
References
1. Ivina K. V. Vzaimodeystviya vuzov kul'tury v sovremennykh usloviyakh [Interaction ofuniversi-ties of culture in modern conditions]. Kul'tura: theoria i praktika [Culture: theory and practice]. 2014, no. 1. Available at: http://theoryofculture.ru/issues/70/899/ (accessed: 29.06.2017).
2. Ivina K. V., Lopatina N. V., Karintseva M. A. Distant pre-educational environment in the structure of training library and information professionals. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 5 (73), pp. 164-170. (In Russian)
3. Karatygina T. F. Fakul'tet povysheniya kvaliflkatsii prepodavateley (FPKP) spetsial'nykh distsiplin vuzov i ssuzov kul'tury glavnogo bibliotechnogo vuza strany: (Stranitsy istorii MGUKI) [Faculty of advanced training of teachers (FPKP) of special disciplines of universities and colleges of culture of the main library university of the country: (Pages of history of MGUKI)]. Bibliotechnoye delo-2011: Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' v usloviyakh modernizatsii obshchestva: Skvortsovskiye chteniya. Materialy Shestnadtsatoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Library business-2011: Library and information activities in the context of society modern-
^ Bu6nH0TeHH0-m$0pMaw0HHaa aenrenbHocrb if
ization: Skvortsov's readings: materials of the Sixteenth International Scientific Conference]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2011. Pp. 182-185.
4. Lopatina N. V., Olenev S. M. Marketing obrazovatel'nykh uslug: organizatsiya i metodika [Marketing of Educational Services: Organization and Methods]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2006. 96 p.
5. Lopatina N. V., Flegontov A. S. Information and communication foundations of modern vocational education. Information Resources of Russia. 2011, no. 4 (122), pp. 32-35. (In Russian)
6. Lopatina N. V., Zubov Yu. S. Korporativnoye obucheniye kak institut obrazovaniya vzroslykh [Corporate training as an institution of adult education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2004, no. 4, pp. 145-148.
7. Lopatina N. V. The coevolutionary approach in the social sciences, humanities and the socio-cultural design (the library science case). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 6 (74), pp. 145-150. (In Russian)
8. Lopatina N. V. Teoretiko-sotsiologicheskiye novatsii v bibliotekovedenii: podkhody institutsion-al'nyy vs neoinstitutsional'nyy [Theoretical and sociological innovations in library science: institutional approaches vs neoinstitutional]. Kul'tura: theoria i praktika [Culture: theory and practice]. 2014, no. 1. Available at: http://theoryofculture.ru/issues/2014_01/519/ (accessed: 29.06.2017).