Н. И. Стеблин-Каменский
новые поступления африканского фонда маэ:
атрибуты для эритрейской кофейной церемонии
АННОТАЦИЯ. Представлено описание предметов из коллекций МАЭ № 7727 и МАЭ НВФ 106, собранных в Эритрее и Эфиопии в августе и октябре 2018 г. Предметный ряд коллекций включает пять комплектов сосудов для кофе северного типа (джэбэна) с подставками и фильтрами, некоторые предметы быта тигринья Эритреи и тэгару Эфиопии. Обе группы говорят на языке тигринья, их большинство исповедует христианство и занимается сельским хозяйством, и, скорее всего, только с момента формирования Эритреи как итальянской колонии началось некоторое размежевание этих групп между собой. также коллекция МАЭ № 7727 включает некоторые предметы свадебной обрядности тигре. В коллекции НВФ 106 имеются образцы медицинских растений, употребляемых на всей территории Эфиопского нагорья. Вещи в коллекции относятся к нашему времени, хотя техники их производства могут уходить корнями в глубокую древность. Но эти техники остаточно гибки и адаптивны, чтобы включать современные материалы: например, пластиковое волокно часто заменяет кожу в плетении для придания прочности. Коллекция МАЭ № 7727 также включает браслет, который отражает важнейшее политическое событие Африканского рога, произошедшее в июле 2018 года - перемирие между Эритреей и Эфиопией.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Эритрея, кофейная церемония, джэбэна, керамика, плетение УДК 069.424:39
DOI 10.31250/2618-8619-2019-4(6)-51-59
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СТЕБЛИН-КАМЕНСКИй — м.н.с. отдела этнографии Африки, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) E-mail: oromay@yandex.ru
КУНСТКАМЕРА | KUNSTKAMERA № 4 (6) ■ 2019 ВВЕДЕНИЕ
Данная статья является описанием коллекций МАЭ № 7727 и НВФ 106, представляющих предметы, собранные в Эритрее и Эфиопии в 2018 году. Ввиду некоторых особенностей хранения предметы были разделены на две коллекции, хотя частично они составляют комплекты. Коллекции представляют пять наборов сосудов для кофе (джэбэна) с подставками, изготовленных в Эритрее и Эфиопии (регион Тыграй), приданое женщины тигре и несколько предметов быта. Время поездки совпало с заключением мира между Эфиопией и Эритреей после конфликта, активная фаза которого продолжалась с 1998 по 2000 г. и унесла жизни от 70 до 100 тысяч человек (Akresh, Lucchetti, Thirumurthy 2012: 4). В августе 2018 года было открыто воздушное и телефонное сообщение между странами, и многие семьи, разъединенные политическим конфликтом, наконец-то смогли воссоединиться.
С точки зрения этнографического коллекционирования Эритрея представляет особый случай. С одной стороны, эта страна гораздо в большей степени переняла европейскую культуру, чем соседствующая с ней Эфиопия. В Эритрее традиционная одежда, блюда и музыкальные инструменты встречаются реже. С другой стороны, Эритрея является одной из беднейших стран, и политика правительства сильно ограничивает ее международные связи и торговлю. Около 80 % населения занято натуральным хозяйством. Это способствует развитию различных кустарных производств. Например, переработка металлических изделий возведена в категорию национального бренда импортозамещения, и туристов приглашают осматривать соответствующие мастерские.
Коллекции МАЭ № 7727 и НВФ № 106 в основном представляют традиционную культуру тиграйцев-тигринья. Тигринья составляют большинство жителей Эритреи (около половины из примерно 6 миллионов населения), а тиграйцами (самоназвание тэгару) называют жителей региона Тыграй в Эфиопии, где они составляют около 6 % из 108 миллионного населения.1 Разделение на тигринья и тиграйцев во многом является политическим. обе группы говорят на языке тигри-нья, при этом наиболее престижным является северный вариант, центром распространения которого считается эритрейская область Хамасен, а наибольшими языковыми вариациями отличаются южные части региона Тыграй (Гутгарц 2017: 15). Отмечаются, в частности, лексические различия: так, в эритрейском варианте больше заимствований из итальянского и арабского языков, а в эфиопском — из амхарского. Несмотря на политическое размежевание, различия в традиционной культуре тигринья и тиграйцев едва различимы. В большинстве они исповедуют одну религию (дохалкидонское христианство), занимаются схожей хозяйственной деятельностью, многие семьи имеют родственников в обеих странах. Об устойчивости традиционной культуры говорит, например, то, что, хотя Эритрея официально давно перешла на григорианский календарь, крестьяне-тиг-ринья в провинции Хамасен продолжают использовать категории традиционного христианского календаря (геэзский календарь), объединяющего их с Эфиопией, но в отличие от эфиопских крестьян умеют быстро конвертировать даты из одной системы в другую.
В Эритрее вещи приобретались в четырех локациях: в столице Асмэре; в городе Мэндэфэра (главный город Южного региона); в деревне Тэра'ымни и в городе Кэрэн (столица региона Ансэба). В основном в коллекции представлены новые вещи, приобретенные на рынках, за исключением нескольких предметов, полученных в подарок. По эритрейскому закону передвижения туриста по стране ограничены, и для выезда из Асмэры необходимо сделать специальное разрешение, указав номер транспортного средства, направление и количество дней, на которые планируется поездка. Впрочем,
1 Данные по CIA Wrold Factbook https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook.
получение этого разрешения не представляет большой трудности, и за всю поездку оно мне ни разу не пригодилось. Поездки из Асмэры имели характер однодневных вылазок. Только в деревне Тэра'ымни, расположенной между столицей и городом Мэндэфэра, я смог провести ночь.
Общение было затруднено, так как не все эритрейцы владеют амхарским или английским языками, хотя количество людей владеющих этими языками кажется довольно большим. Старшее поколение, прошедшее через систему общего образования, как правило, может говорить по-амхарски. среди молодежи многие выучивают язык через тексты амхарских песен и амхарское телевидение.
Небольшая продолжительность поездки и языковой барьер не позволяют мне претендовать на полноту описания. Недостаток наблюдений я старался отчасти компенсировать консультациями с эритрейцами, проживающими в Санкт-Петербурге, которым я многим обязан тем, что поездка прошла благополучно, и помощью специалистов по региону.2
КОФЕЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ В ЭФИОПИИ И ЭРИТРЕЕ
В коллекцию МАЭ № 7727 входят пять глиняных кофейников (сосудов для приготовления кофе), которые мы относим к северному типу. Такие сосуды повсеместно распространены в Эритрее, среди тиграйцев Эфиопии, а также в Судане.3 На амхарском языке и на тигринья их называют одинаково — джэбэна (ХЛ9). Главной особенностью джэбэны северного типа является отсутствие носика и более прямое вытянутое горлышко, верхний край которого в сечении имеет форму капли, образующей желобок. Также можно отметить, что тело северных сосудов имеет почти идеальную сферическую форму и стоять на ровной поверхности такая джэбэна не может. Во время приготовления напитка сосуд стоит на углях, когда же кофе готов, сосуд ставят на специальную подставку.
В Эритрее я наблюдал кофейную церемонию в Асмэре, Мэндэфэре и Тэра'ымни. Во всех трех местностях кофе обжаривался до средней степени, измельчался в деревянной ступе (как правило, из оливкового дерева) и насыпался в джэбэну до добавления туда воды. Соотношение воды и кофе составляло примерно пять к одному. Вода добавлялась холодной и доводилась до кипения уже на углях.
Эритрейская и эфиопская кофейные церемонии — это не просто приготовление напитка, но и важный социальный ритуал. Жестких правил хода церемонии, как мне кажется, не существует, те или иные элементы могут опускаться вплоть до сведения церемонии к самому обыденному приготовлению напитка. Но в торжественных случаях, при приеме гостей или во время праздников приготовление кофе сопровождается целым рядом специальных атрибутов и действий. Описание классической церемонии можно найти в Русско-тиграйском тигринья-русском разговорнике и словаре Я. Н. Гутгарца: «Часто в самом начале церемонии на полу (или на земле) стелют свежую траву. Традиционно кофе готовит женщина или девушка. Она сидит на табуретке перед очень низким кофейным столиком и небольшой жаровней с углями. Зеленые зерна кофе сначала промываются, а затем обжариваются в небольшом металлическом сосуде с длинной ручкой, с которым хозяйка затем обходит гостей, позволяя им вдыхать исходящий от готовых зерен терпкий, ароматный дым. После этого зерна толкутся при помощи песта и ступки. Молотый кофе засыпается
2 Хочу выразить благодарность Мэдхане Ыйобу за помощь в подготовке поездки и в описании вещей и Я. Н. Гутгарцу за полезные замечания и советы к статье.
3 По словам моих информантов, в Судане материалом для изготовления кофейного сосуда часто является металл.
КУНСТКАМЕРА I KUNSTKAMERA № 4 (6) ■ 2019
в глиняный кофейник, заливается водой и ставится на огонь. После закипания кофе отстаивается. Разлив чаще всего осуществляют трижды, после каждого раза в кофейник доливается вода, и кофе снова доводят до кипения, нередко к кофе прилагается попкорн или пшеничная лепешка. Процесс сопровождается дымящимися благовониями» (Гутгарц 2017: 111).
Черты классической кофейной церемонии являются общими для Эритреи и Эфиопии, хотя в самом процессе приготовления есть небольшие региональные различия. Например, в Асмэре часто вместе с кофе в джэбэну добавляли раскрошенный сухой имбирь, но при этом люди отмечают, что это относительное новое веянье и оно больше свойственно мусульманскому населению запада и побережья страны. Также среди тиграйцев и тигринья молотый кофе заливают холодной водой, тогда как в центральной Эфиопии, насколько я мог наблюдать, обычно засыпают кофе в уже кипящую воду. Другая особенность происходит от самой конструкции джэбэны северного типа. Отсутствие носика приводит к тому, что закипающий кофе начинает убегать через горлышко, тогда как его принято кипятить длительное время. При приготовлении кофе в джэбэне северного типа выкипающий кофе переливают в небольшой металлический ковшик, несколько секунд дают ему остыть, переливают его обратно в сосуд и снова ставят джэбэну на угли. Мне говорили, что кофе можно считать готовым после трех таких переливаний, хотя для достижения более густой консистенции переливание может продолжаться и дольше. Из-за этой особенности с джэбэной северного типа не используют крышки.
После приготовления напитку дают немного остыть и отстояться, а затем его разливают в чашечки через специальный фильтр, изготовленный из волокон различного происхождения лиф (Л.Ф) — использование фильтров также является особенностью, присущей северной джэбэне без носика. Каждый из трех или четырех разливов имеет свое название. Названия, которые я записал в деревне Тэра'ымни, совпадают с информацией из разговорника и словаря Я.Н. Гутгарца, что позволяет предположить их универсальный характер (Гутграц 2017: 112): ауоль (А®А), каль'ай (hAA£), бэрэка дэрэдджа Вероятно, у этих раундов есть и особая культурная интерпретация. Во всяком слу-
чае, среди амхара в Волло считается, что гость, пришедший ко второму разливу, — плохая примета, а также, если человек согласился выпить второй кофе, он обязан дождаться и третьего.
Значение кофе в культуре Эфиопии и Эритреи трудно переоценить. Характерно, что, несмотря на то, что кофе является ключевым экспортом для Эфиопии, большая часть урожая реализуется в самой стране (Особенности кофейной индустрии в Эфиопии 2019). Сама кофейная церемония занимает интересную позицию, так как, не являясь напрямую связанной ни с одной религией, она объединяет практически всё население Эфиопии и Эритреи. Кофейная церемония — это постоянная поддержка родственных и соседских связей, подтверждение социального порядка, медиум распространения слухов и формирования мнений. Даниель Дахау, например, рассматривает кофейную церемонию как стратегию сопротивления против религиозных и общественных ограничений времени Дэрга4 (Daniel 2016). Но считать кофейную церемонию сугубо светским явлением также неверно, так как она является неотъемлемой частью многих религиозных практик, таких как вэдадджа (или ду'а) в Волло (Стеблин-Каменский 2013: 255) или культа Зар (Kahana 1985).
Учитывая высокую значимость кофейной церемонии, можно только удивиться тому, насколько фрагментарно она описана в академической литературе. К сожалению, это касается и самих глиняных сосудов, о производстве которых написано очень мало, несмотря на их широкое распространение и удивительное региональное разнообразие.
4 Временный военно-административный совет, который управлял объединенной территорией Эфиопии и Эритреи с 1974 по 1991 г.
Недавно на русском языке была опубликована статья об эфиопской кофейной церемонии (Серебряник 2018), но, к сожалению, ее нельзя назвать безупречной. Во многом она компилирует информацию из разных иностранных источников без учета сложности и разнообразия самого феномена. Отсюда возникают ошибки и необоснованные обобщения. В то же время любая попытка говорить об эфиопской или эритрейской кофейной церемонии как о едином феномене обречена на неудачи ввиду разнообразия практик приготовления кофе и вкладываемых в них смыслов.
КОМПЛЕКТЫ ГЛИНЯНЫХ КОФЕЙНИКОВ СЕВЕРНОГО ТИПА
Комплекты коллекций МАЭ № 7727 и НВФ № 106, составлены, чтобы представлять те или иные регионы, но, строго говоря, являются реконструкцией, так как теоретически любая подставка может быть использована с любой джэбэной, если она подходит ей по размеру. Однако само гончарное производство имеет выраженную региональную специфику, отражающуюся на технике обжига и украшении джэбэны. В целом процесс изготовления глиняной посуды в Эритрее и Эфиопии весьма архаичный. Лепка производится без гончарного круга, путем ручной формовки комка и частично с использованием спиральной техники. Обжиг производится при низких температурах в простых углублениях в земле.
Комплект № 1 «Дэкэмхарэ» (рис. 1) состоит из черненой джэбэны (№ 7727-1), жестяной подставки (№ 7727-6) и растительного фильтра (НВФ 106-3). Джэбэна была изготовлена в городе Дэкэмхарэ и куплена в Асмэре. Керамика из Дэкэмхарэ пользуется славой в Эритрее, так как считается, что там наиболее подходящая глина и изделия из нее являются более долговечными. При изготовлении керамики в Эритрее не используется гончарный круг, поэтому почти идеальная сферическая форма говорит о большом мастерстве гончара. Для керамики Дэкэмхарэ характерно не только чернение, но и использование особой техники декорирования, когда на лощеной текстуре оставляют матовые паттерны. Для лощения используется гладкая галька азхит (КА^—). Геометрический орнамент образован при помощи матовых треугольников и горизонтальных линий. Подставка в этом комплекте сделана из металла — переработанных кусков жестяной консервы, надписи которой немного проглядываются сквозь красную краску. Два куска жести скреплены при помощи загибов. Подобные жестяные подставки являются менее престижным вариантом по сравнению с плетеными подставками. Фильтр, который вставляется в горлышко перед тем, как разливать кофе, состоит из растительного волокна из листа пальмы рафии ляха (Л^).
Комплект № 2 «Мэндэфэра» (рис. 2) состоит из большой джэбэны (№ 7727-2), плетеной подставки (№ 7727-10) и волосяного фильтра (НВФ 106-4). В нашей коллекции это единственная джэ-бэна, которая была в использовании и получена как подарок. По утверждению хозяев, подобные сосуды коричневого оттенка производятся в окрестностях города Мэндэфэра. В деревню Тэра'ымни их иногда приносят бродячие торговцы керамикой. Джэбэна имеет сферическую форму, широкую ручку. Орнамент представлен горизонтальными и полукруглыми линиями, выполненными штрихами. Подставка сделана из растительного волокна пальмы рафии методом спирально-жгутового плетения. Ее верхняя и нижняя кайма оплетены пластиком для придания прочности. В прошлом для этой цели использовалась кожа. В горлышко сосуда вставлен фильтр, сделанный из волос бычьего хвоста
Комплект № 3 «Кэрэн» (рис. 3) состоит из красной джэбэны (№ 7727-5), подставки из растительных волокон (№ 7727-9) и пластикового фильтра (НВФ 106-5). Эта джэбэна была приобретена на рынке в городе Кэрэн и имеет весьма узнаваемый вид. Керамика Кэрэна отличается
КУНСТКАМЕРА I КШТСТКАМЕКА № 4 (6) ■ 2019
своим красноватым цветом и особым способом нанесения орнамента. На уже подсохшее и лощеное изделие накладывается тонкая полоска свежей глины, из которой острым предметом формируют узоры или даже надписи. Получается барельефный узор, который имеет более светлый цвет, чем основная поверхность джэбэны. Подставка также была приобретена на рынке г. Кэрэн и сплетена из широких полосок листьев рафии. Изделие украшено зеленой атласной лентой, вплетенной в верхнюю и нижнюю кайму подставки. Фильтр в этом комплекте представлен пластиковым волокном синего цвета. Он был изготовлен путем расплетения пластикового каната и предложен мне бесплатно прямо на рынке. Едва ли такой вариант можно назвать престижным, но он отражает гибкость традиционной культуры в использовании новых материалов.
Комплект № 4 «Адуа» (рис. 4) представлен джэбэной (№ 7727-4) и подставкой (№ 7727-7). Эта джэбэна была приобретена в Эфиопии на рынке города Мэкэле. По словам продавца, она была изготовлена в окрестностях г. Адуа (регион Тыграй). У джэбэны довольно широкое горлышко относительно диаметра сосуда. Орнамент на сосуде имеет очевидные параллели с эритрейской джэбэной. Так же как на керамике из Дэкэмхарэ, используется техника смешения матовых и лощеных текстур, хотя на светлой желтоватой поверхности этого сосуда контраст менее заметен, чем на блестящей черненой керамике. На этом и на всех упомянутых выше сосудах орнамент имеет трех-частный характер: геометрический узор образован тремя углами, направленными от центра сосуда к устью горлышка или наоборот, при этом ручка джэбэны «взаимодействует» с этим орнаментом. Подставка этой джэбэны сплетена из листьев рафии методом спирально-жгутового плетения. Верхний и нижние края укреплены пластиковой обмоткой. Из всех подставок эта самая высокая. Надо заметить, что в среднем все подставки для кофейных сосудов северного типа отличаются довольно большой высотой.
В комплект № 5 «Мэкэле» (рис. 5) входит джэбэна (№ 7727-3) и подставка (№ 7727-8). Джэбэна была куплена на рынке г. Мэкэле и, по словам продавца, была изготовлена там же. Ее форма также приближается к сферической, но имеет несколько сплющенный характер. Горлышко довольно массивное. Орнамент выпуклый, но более простой по технике, чем у джэбэны из Кэрэна. Он также имеет трехчастную форму, но острые углы расположены на равном удалении друг от друга по окружности сосуда, игнорируя расположение ручки. На сосуде заметны полоски от лощения, при этом дно сосуда оставлено без полировки. Подставка этого сосуда была приобретена в 2014 г. в Эфиопии в г. Бахр-Дар. Она сделана из жестяных крышек от банок газировки и пива, продетых на проволоку. Эта довольно оригинальная по исполнению подставка повторяет обычную форму подставок для центральной Эфиопии. Ее включение в один комплект с джэбэной из Мэкэле оправдано только общей страной происхождения.
При проведении кофейной церемонии всегда используют кофе свежей обжарки. В Эритрее для этого чаще всего используется жестяная сковородка с высокими бортиками мэнкэшкэш (^ШНИ). Для равномерного обжаривания сковородку аккуратно потряхивают, переворачивая тем самым зерна кофе. В то же время амхара в Эфиопии чаще используют плоские сковородки, а кофе перемешивают ложкой или другим подходящим предметом. В коллекции сковородка мэнкэшкэш представлена номером № 7727-23 (рис. 6). Эта сковородка сделана из кусков жестяной консервы пальмового масла и никак не окрашена. Имеются незначительные следы копоти, так как сковородка была в использовании недолгое время.
Необходимым предметом для приготовления кофе и вообще важной вещью в хозяйстве является плетеный коврик мэшрэфэт (^^¿¿Ь). Он имеет круглую форму и делается из листьев рафии путем ёлочного плетения. Его используют как веер для обдувания углей, подставку для горячих
зерен и в свернутом виде как воронку, чтобы насыпать перемолотый кофе в узкое горлышко джэбэны. В коллекции мэшрэфэт представлен под номером № 7727-22 (рис. 7). Он был получен в деревне Тэра'ымни. Половина волокон рафии окрашена в фиолетовый цвет, что образует спиральный рисунок на изделии.
Кофейная церемония может сопровождаться воскуриванием благовоний, для чего используют специальные керамические курильницы мэбоккория (^П^СР). В коллекции курильница представлена номером № 7727-11 (рис. 8). Изделие окрашено в зеленый цвет и украшено геометрическим орнаментом из белых полосок, белых и красных точек.
Приходится отметить, что коллекция не охватывает весь предметный спектр кофейной церемонии. Особенно заметные лакуны заключаются в отсутствии жаровни, ступы, пестика и чашечек. Между тем представленные типы сосудов позволяют отметить разнообразие техник и форм, используемых в керамическом производстве в Эритрее и Северной Эфиопии.
УКРАШЕНИЯ И ПРЕДМЕТЫ БЫТА
В коллекции № 7727 есть несколько предметов, связанных с украшениями. К ним относятся коробочки для хранения украшений (рис. 9) и приданое женщины тигре (рис. 10).
Коробочки (№ 7727-12, № 7727-13) сплетены спирально-жгутовым способом с использованием волокна пальмы рафии. Они были приобретены на рынке в г. Асмэра, но продавец указывал на то, что они сделаны в Маймонэ — городе рядом с Мэндэфэрой.
Приданое невесты тигре (№ 7727-14, 15, 16, 17, 18) представляет целый набор предметов, приобретенных на рынке в г. Кэрэн. Согласно статистике тигре составляют примерно 30 % населения Эритреи, преимущественно они исповедуют ислам и традиционно занимаются отгонным скотоводством. Но следует отметить, что такое описание является довольно обобщенным. Термин тигре был отчасти навязан нескольким группам, которые исторически не имели совместных политических действий, далеко не все из них занимались скотоводством (СШТе 1989: 132).
«Приданое» было куплено на рынке г. Кэрэн. Это украшение для дома в виде кукольных предметов быта, обшитых бисером. Насколько я смог выяснить, такие вещи невеста должна внести в свое новое жилище. Отдельный ряд на рынке был отведен под торговлю подобными предметами, при этом у каждой торговки-рукодельницы они были представлены целыми наборами, состоящими из кукольной мебели, предметов быта, трости, баночки для сурьмы. Каждый набор имел особый орнамент, но везде доминировали красный и белый цвета. Я приобрел неполный набор, так как целиком он стоил очень дорого и договориться о скидке у меня не вышло.
Кукольная джэбэна (№ 7727-14) сделана на основе пластмассового сосуда, кукольные стулья и стол (№ 7727-15, 16, 17) сделаны из деревянных болванок. Предметы обшиты бисером, который образует орнамент: красные ромбы на белом фоне. Последний предмет из этого комплекта — баночка для сурьмы (№ 7727-18). Она представляет собой стеклянную баночку, вшитую в бархатистый мешочек, набитый ватой и обшитый бисером. Баночка была куплена из другого набора, где основной паттерн орнамента состоял из красных яблок на белом фоне.
Две калебасы (№ 7727-19, 20) из тыквы лагенарии были приобретены в г. Мэндэфэра (рис. 11). Они используются как маслобойки путем простого встряхивания калебасы. Сама тыква, как и изготовляемый из нее предмет, на тигринья называются хамхам (Н'Р'Н'Р). Горлышко калебасы укреплено плетением из волокна листа рафии. Крышка также сплетена из рафии и очень плотно закрывает сосуд.
КУНСТКАМЕРА I KUNSTKAMERA № 4 (6) ■ 2019
плетение из волокна рафии занимает важнейшее место в материальной культуре народов Африканского Рога. В сельской местности Эритреи и Эфиопии этим искусством, кажется, владеют все женщины. Лист рафии сушится и нарезается специальным образом. Заготовленный материал для плетения можно также приобрести на рынках. Для продевания волокна используется металлический шип. Заготовка под плетение (№ 7727-24) была добавлена в коллекцию с тем, чтобы подчеркнуть значение этой техники плетения в Эритрее. Образец был сделан в деревне Тэра'ымни.
Еще один пример изделия из Рафии — мэхостэр (^^ft^C), метла для уборки сора (№ 7727-21) (рис. 12).
Два следующих предмета (НВФ 106-1, НВФ 106-2) представляют собой небольшие пучки засушенных растений (рис. 13). Они были приобретены на рынке г. Мэндэфэра.
Первый пучок состоит из веток растения рода смолёвки (Silene macrosolen), на тигринья его называют саыро-саыро (xbChbC). Это растение широко используют в традиционной медицине на Африканском Роге, и его нередко можно увидеть на рынках как в Эритрее, так и в Эфиопии. Среди оромо, населяющих эфиопские горы Бале, его используют в традиционной ветеринарии, но наиболее частое применение — использование его дыма как репеллента против комаров (Giday 2018; Lulekal et al. 2013; Yineger et al. 2007). В г. Мэндэфэра мне назвали применение, которое, возможно, является специфичным для этого региона: дымом этих веток от дома отгоняют змей.
Второй пучок (НВФ 106-2) представляет собой корешки читрака или свинчатки цейлонской (Plumbago zeylanica). На тигринья его называют афтух Узнать, как его используют
в Южном регионе Эритреи, мне не удалось, но исследования на северо-западе Эфиопии свидетельствуют, что это растение имеет очень широкий спектр применений в традиционной медицине — от лечения малярии до лечения импотенции (Giday и et al. 2007).
Еще один предмет имеет политический оттенок (рис. 14). Браслет (№ 7727-25) был куплен на главном рынке Асмэры. Он сделан из заменителя кожи и закрепляется при помощи металлической кнопки. На лицевой стороне браслета краской изображены флаги Эритреи и Эфиопии и между ними надпись на амхарском: «Любовь победит» (ффс .Pfí^A). Этот предмет отражает важный исторический момент, когда после двадцатилетнего конфликта страны наконец-то смогли заключить мир и тысячи семей заново обрели своих родственников. С тех пор энтузиазм по поводу перемирия несколько угас, да и отношение к официальному флагу в Эфиопии сейчас можно назвать довольно скептическим, так как он ассоциируется со старым правительством. В свою очередь эритрейцы, ждавшие политических перемен в своей стране, также должны испытывать некоторое разочарование, так как перемирие скорее укрепило позиции их бессменного лидера Исайяса Афэуорки. Но в августе 2018 г. радость по поводу перемирия была повсеместной, как и сувенирная продукция, отражающая эти политические события.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Гутгарц Я. Н. Русско-тиграйский тигринья-русский разговорник и словарь. М.: Восточная литература, 2017. Вып. 1.
Особенности кофейной индустрии в Эфиопии. URL: https://shop.tastycoffee.ru/blog/osobennosti-industrii-kofe-v-efiopii (дата обращения: 29.08.2019).
Серебряник И. А. Кофейные церемонии в Эфиопии: их социальный и сакральный смысл // Азия и Африка сегодня. 2018. Вып. 1 (726). С. 72-75.
Стеблин-Каменский Н. И. Антропонимика мусульманского Волло // Африканский сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 254-262.
Akresh R., Lucchetti L., Thirumurthy H. Wars and child health: Evidence from the Eritrean-Ethiopian conflict // Journal of Development Economics. 2012. Vol. 99 (2). P. 330-340.
Cliffe L. Forging a nation: The Eritrean experience // Third World Quarterly. 1989. Vol. 11 (4). P. 131-147.
DanielD. The Comforts of Coffee: The Role of the Coffee Ceremony in Ethiopians' Efforts to Cope with Social Upheaval during the Derg Regime (1974-1991) // A thesis for the degree of Master of Arts in History of Carleton University. Ottawa, Ontario, 2016.
Giday M. et al. Medicinal plants of the Shinasha, Agew-awi and Amhara peoples in northwest Ethiopia // Journal of Ethnopharmacology. 2007. Vol. 110 (3). P. 516-525.
Giday M. Traditional knowledge of people on plants used as insect repellents and insecticides in Raya-Azebo district, Tigray region of Ethiopia // IJTK. 2018. Vol. 17 (2). Р. 336-343
Kahana Y. The Zar Spirits, a Category of Magic in the System of Mental Health Care in Ethiopia // Int. J. Soc. Psychiatry. 1985. Vol. 31 (2). P. 125-143.
Lulekal E. et al. Ethnomedicinal study of plants used for human ailments in Ankober District, North Shewa Zone, Amhara Region, Ethiopia // Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine. 2013. Vol. 9 (1). P. 63.
Yineger H. et al. Ethnoveterinary medicinal plants at Bale Mountains National Park, Ethiopia // Journal of Ethnopharmacology. 2007. Vol. 112 (1). P. 55-70.
recent acquisitions in the african collections of mae (kunstkamera) ras (kunstkamera): objects of eritrean coffee ceremony
AB STRACT. The article aims to describe new objects from Eritrea and Ethiopia (Tigray) in Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera). There are 30 objects collected in Eritrea and Ethiopia in August and October 2018, which are divided into two collections—MAE № 7727 and NVF 106. These collections consist of 5 sets of northern type coffee pots (jebena) with props and filters as well as other equipment for Eritrean coffee ceremony and some household items of Tigrigna of Eritrea and Tegaru of Tigray. Both groups, Tigrigna and Tegaru, speak Tigrigna and are closely related. The division between these two groups probably started with the Italian colonization of the territory of modern Eritrea. Collection № 7727 also includes some objects of the wedding ceremony of Tigre. All the objects were created in the modern days, but the techniques applied might be centuries old. Nevertheless, these techniques are flexible enough to utilize modern materials. For example, plastic fiber often replaces leather in weaving. Collection № 7727 also includes a souvenir bracelet which reflects an important political development for the Horn of Africa—the conclusion of peace between Ethiopia and Eritrea in July 2018.
KEYWORDS: Eritrea, coffee ceremony, jebena, pottery
NIKOLAI I. STEBLIN-K AMEN SKY — Junior researcher of Department of Africa, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Russia, St. Petersburg)
E-mail: oromay@yandex.ru
К статье Н.И. Стеблина-Каменского
Рис. 1. Джэбэна из г. Дэкэмхаре с фильтром из растительного волокна на жестяной подставке
Рис. 4. Джэбэна из г Адуа на плетёной подставке
Рис. 6. Сковородка для жарки кофейных зёрен
Рис. 10. Предметы свадебного обряда женщин тигре: кукольные предметы быта и баночка для сурьмы
Рис. 12. Веник из волокон листа пальмы рафии
Рис. 13. Традиционный репеллент и лекарство
Рис. 14. Браслет с символикой эфиопо-эритрейской дружбы