Научная статья на тему 'Новые подходы в подготовке педагогов в сфере физической культуры в условиях валеологизации образовательной среды'

Новые подходы в подготовке педагогов в сфере физической культуры в условиях валеологизации образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВАЛЕОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / PHYSICAL CULTURE / VALEOLOGY / INNOVATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оглоблин Константин Алексеевич

В статье обосновывается новая стратегия и методы повышения качества подготовки педагогов в сфере физической культуры с использованием специальных инновационных курсов оздоровительной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оглоблин Константин Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES IN VOCATIONAL TRAINING OF PHISICAL CULTURE PEDAGOGUES IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL MILIEU`S VALOLOGIZATION

The article justifies a new strategy and methods of improving the vocational training`s quality of physical culture pedagogues with using special innovative courses that have health improving directionality.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в подготовке педагогов в сфере физической культуры в условиях валеологизации образовательной среды»

7. Понамарева, В.В. Физическая культура и здоровье / В.В. Понамарева. - М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 299 с.

8. Шарманова, С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.А. Черепов. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 116 с.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВАЛЕОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

Константин Алексеевич Оглоблин, кандидат медицинских наук, доцент Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)

Аннотация

В статье обосновывается новая стратегия и методы повышения качества подготовки педагогов в сфере физической культуры с использованием специальных инновационных курсов оздоровительной направленности.

Ключевые слова: физическая культура, валеология, инновационный подход.

NEW APPROACHES IN VOCATIONAL TRAINING OF PHISICAL CULTURE PEDAGOGUES IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL MILIEUS VALOLOGIZATION

Konstantin Alekseevich Ogloblin, candidate of medical sciences, senior lecturer,

The Ussuriisk State Pedagogical Institute

Annotation

The article justifies a new strategy and methods of improving the vocational training's quality of physical culture pedagogues with using special innovative courses that have health improving directionality.

Key words: physical culture, valeology, innovative approach.

Перемены, происходящие в современном российском обществе, предопределяют необходимость создания адекватных этим процессам социально-педагогических условий и обусловливают, тем самым, актуальность модернизации системы высшего педагогического образования.

Современное общество, в котором знания и здоровье становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный запрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную, здоровую и самобытную, инициативную, интеллектуально и физически развитую, творческую и высокопрофессиональную.

Специалистам в области классической медицины оказалось не под силу решение проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, т. к. это -комплексная проблема, отражающая взаимосвязь физического, психического, социального и духовного в человеке. Социальный заказ на поиск путей сохранения и развитие здоровья нации, обеспечения трудовой эффективности и репродуктивной достаточности должен быть адресован субъектам образовательного процесса. В современном обществе все больше осознается ответственность за свое социальное, психологическое, экологическое благополучие, а также новых поколений. Поэтому здоровье нации - в первую очередь, педагогическая проблема. Однако в ее решении, связанном с разработками, направленными на повышение качества здоровья населения, должны чувствовать не только педагоги, но и врачи, психологи, социологи и практические работники в сфере физической культуры.

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Ухудшение соматического и психического здоровья детей и подростков, резкое возрастание случаев девиантного

поведения среди них - это проблемы не столько медицинские, сколько социальные и педагогические, и большое значение в их решении отводится физической культуре. В заявлении ВОЗ сказано, что на современном этапе цивилизации нет альтернативы физической культуре в деле профилактики психических и соматических заболеваний. Основным объектом внимания должны быть дети школьного возраста, так как в этом возрасте формируются привычки, школа является тем социальным институтом, через который проходят все дети вне зависимости от материального положения и социального статуса их родителей [3].

Необходима новая, адекватная сложившимся социально-экономическим условиям стратегия охраны и улучшения здоровья населения. Начинать осуществлять эту стратегию необходимо в системе подготовке педагогических кадров.

В условиях модернизации современного образования возникла потребность в воспитании культуры здоровья у детей дошкольного и школьного возраста, студентов и взрослого населения. Значительная роль в формировании культуры здоровья отводится выпускникам физкультурных вузов и факультетов физической культуры. Поэтому усовершенствование системы подготовки педагогов по физической культуре приобретает особое актуальное значение.

Государственная политика в сфере физической культуры направлена на создание основ для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан и его укрепление, физическое развитие и повышение творческого долголетия гражданина, утверждение здорового образа жизни, создание условий для роста благосостояния населения РФ, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.

Стратегической целью физической культуры является включение человека в разнообразные виды физкультурной деятельности, связанные с удовлетворением наличных и формированием новых потребностей, содействием в деятельностном самоопределении при творческом освоении ценностей физической культуры. Физическая культура призвана удовлетворять не только личностные, но и общественные потребности, обусловленные объективными условиями жизни, интересами государства, социокультурными, этническими нормами и традициями. Она благоприятствует социально-экономическому прогрессу. Как важная социальная сфера она несет в себе мощный потенциал оздоровления людей, обеспечивает высокоэффективное функционирование трудовых ресурсов.

Стратегическая цель физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в ее общих задачах, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом задачи обучения, физического развития и воспитания личности [4].

Решение задач обучения направлено на формирование мировоззренческих, теоретических, организационно-методических и технологических основ физической культуры, а также знаний, умений и навыков, позволяющих успешно осваивать ценностный потенциал физической культуры и целенаправленно использовать его в жизнедеятельности человека.

Задачами физического развития являются: оптимальное развитие физических способностей; совершенствование телосложения и гармоничное физическое развитие; укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней, травм; многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

Задачи воспитания связаны с формированием мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентации, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности в сфере физической культуры; формирование нравственных, эстетических, волевых и иных качеств, отражающих социальнопсихологические особенности личности в связи с ее физкультурно-спортивной активностью.

В связи с этим весьма актуализируется задача разработки и обоснования страте-

гии профессиональной подготовки специалистов в вузах физической культуры, ориентированная на их непрерывное здоровьеформирующее образование с использованием инновационных курсов и технологий, несущих в себе оздоровительный потенциал, в результате чего достигается формирование физической культуры личности современного человека.

Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуры образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. Физическая культура личности включает в себя целый ряд элементов, которые тесно связаны между собой, дополняют и обусловливают друг друга: знания и интеллектуальные способности; физическое совершенство; мотивационно-ценностные ориентации; социально-духовные ценности и физкультурноспортивная деятельность [1].

Физкультурная деятельность, направленная на формирование физической культуры личности, пронизывает все ее уровни, наполняя их и в целом личность духом, смыслом, содержанием, структурой этой деятельности, и способствует формированию у человека личностно-профессиональной компетентности в сфере физической культуры [5].

Что касается усиления оздоровительной составляющей в физической культуре личности, то, по нашему мнению, этого можно достичь, актуализировав ресурсы оздоровительно-рекреативной и оздоровительно-реабилитационной физической культуры, а также реализовав концептуальные основания культуры здоровья.

При рассмотрении физической культуры в ценностном аспекте можно выделить следующие группы ценностей: интеллектуальные, двигательные, технологические, интенционные и мобилизационные [2].

Качественное освоение этих и других ценностей возможно, если человек включен в системы ЗОЖ, валеологического образования и воспитания.

Стратегия подготовки педагогов в сфере физической культуры в условиях ва-леологизации образовательной среды состоит в том, что они должны научиться тому, чтобы в школах являться основными учителями по формированию культуры здоровья, так как при прохождении обучения они получили большую медико-биологическую, санитарно-гигиеническую и физкультурно-спортивную подготовку. Учитывая, что физическая культура является одним из важнейших компонентов культуры здоровья, они должны уметь применять разнообразные виды и формы физического воспитания (от проведения занятий в школах в медицинских группах по ЛФК до занятий оздоровительной и адаптивной физической культурой, общепринятой программы физвоспи-тания и занятий в спортивных секциях). Все это является важным фактором в укреплении здоровья школьников, в развитии их физических и духовных качеств.

Для этого необходимо развитие у них профессиональных ключевых, базовых и специальных компетенций по культуре здоровья, которые по окончанию вуза проявляются у них как профессиональная компетентность. Для этого необходимо создание программно-методического обеспечения, которое должно обосновать интеграцию гуманитарных, общепрофессиональных, медико-биологических и спортивнопедагогических дисциплин.

Одной из форм программно-методического обеспечения является разработка и внедрение в учебный процесс специальных инновационных курсов оздоровительной направленности, которые способствуют формированию у студентов культуры здоровья и профессиональной компетентности.

Так, специальный инновационный курс «Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий» раскрывает основы валеологического об-

разования, которые необходимо знать педагогам всех специальностей.

Инновационный курс «Валеологические аспекты физической культуры» раскрывает возможности формирования культуры здоровья средствами физической культуры. Эти курсы тесно взаимодействуют с инновационным курсом «Экология человека», который изучает целебные и оздоровительные свойства природы, влияние ее на здоровье людей.

Специальный инновационный курс «Травматизм в спорте» помогает студентам освоить меры профилактики травматизма, который нередко встречается при занятиях физической культурой и спортом. Этот курс способствует тому, что при проведении занятий по физической культуре и спортом повышается качество здоровья учащихся.

Другой инновационный курс «Спортивная реабилитология, диетология и фармакология» помогает студентам умело пользоваться средствами восстановления организма учащихся после проведения занятий физической культурой и спортом, обучает студентов основам рационального питания и профилактики ряда патологических симптомов, которые встречаются при интенсивных занятиях спортом, тем самым, улучшая здоровья спортсменов, которые в подавляющем большинстве являются студентами образовательных учреждений.

Таким образом, проявляется интеграция гуманитарных, общепрофессиональных, медико-биологических и спортивно-педагогических дисциплин, которая способствует повышению качества обучения студентов в сферах культуры здоровья, формирования здорового образа жизни и профилактики болезней.

Все это будет способствовать в будущем улучшению здоровья подрастающего поколения, когда студенты начнут работать в образовательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие [Текст] / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с.

2. Григорьев, В.И. Физическая культура средних специальных и высших учебных заведений [Текст] / В.И. Григорьев // Теория и методика физической культуры : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. - С. 204-290.

3. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры [Текст] / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 11. - С. 40-45

4. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2004. - 264 с. : ил.

5. Хуббиев, Ш.З. Принципы диалектики : методология развития взглядов на физическую культуру личности и ее формирование [Текст] / Ш.З. Хуббиев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 6. - С. 9-16.

ПОКАЗАТЕЛИ СИЛЫ И ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ БОКСЕРСКИХ УДАРОВ В СЕРИЯХ С ЗАДАННОЙ РИТМО-ТЕМПОВОЙ СТРУКТУРОЙ

Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГОУВПО

«ВГАФК»)

Аннотация

В работе рассматривается соотношение по силе и времени выполнения различных ударов боксеров в сериях с заданными ритмо-темповыми характеристиками.

Ключевые слова. структура, темп, ритм, удары, сила, время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.