Изучение профессионального стандарта «Врач - судебно-медицинский эксперт» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г.) показало наличие такой обобщенной трудовой функции специалиста, как: «Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с лицами (их законными представителями), в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза, и коллегами...». В трудовых действиях указано «Использование в работе персональных данных лиц, в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза, и сведений, составляющих врачебную тайну» и умения «Работать с персональными данными лиц, в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза (исследование), и сведениями, составляющими врачебную тайну». На базе современного законодательства и иных официальных документов составлена программа модуля, включающая:
- Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт». Требования к соблюдению принципов врачебной этики и деонтологии в работе с персональными данными участников судебно-медицинской экспертизы. Проблемы этического поведения и конфликтов в сфере судебно-медицинской деятельности. Управление конфликтами.
- Новая стратегия в здравоохранении - «Пациент-ориентированный подход», возрождение этики и деонтологии медицины. VII Всероссийский конгресс пациентов.
- Медицина 4П - новая модель здравоохранения, медицина будущего. Основополагающие принципы: персо-нализации, предикции, превентивности, и партисипатив-ности.
- Эволюция понятия «врачебная тайна». ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ф3 (ред. от 27.12.2018 г.)«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о врачебной тайне.
- Виды юридической ответственности за разглашение врачебной тайны: дисциплинарная (ст. 192 ТК РФ), гражданско-правовая (ст. 150, 151, 152.1 ГК РФ) административная (ст. 13.14 КоАП РФ), уголовная (ст. 137 УК РФ).
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г. № 498-ФЗ).
ВЫВОДЫ
Своевременное включение в систему нмо судебно-медицинских экспертов разработанного правового модуля позволяет актуализировать изучение не только современных проблем здравоохранения, но и грядущих преобразований в институте охраны здоровья.
■ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ» НА ПРИМЕРЕ АО «ГК «МЕДСИ»_
М. А. Шарочева
МА АО «ГК «Медси», Москва Доклад посвящен проблемам и опыту внедрения профстандарта «Младший медицинский персонал» на примере АО «ГК «Медси». Изучение опыта внедрения профстандарта в аналогических медицинских организациях. Разработка плана внедрения. Разработка программы и методического материала. Контроль и анализ внедрения. Актуальность доклада: медико-экономическая эффективность аттестации младшего медицинского персонала при внедрении профстандартов. Ценностно-ориентированный подход для формирования корпоративной
культуры медицинской организации. Суть доклада формирование единого мнения при внедрении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал».
Ключевые слова: профстандарт, проблемы, организация, младший медицинский персонал, опыт, анализ, перспективы
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифико-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Профессиональный стандарт (ПС) - ключевой механизм саморегулирования рынка труда.
Это многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования: к содержанию и качеству труда; к условиям осуществления трудовой деятельности; к уровню квалификации работника; к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.
Профессиональные стандарты формируются на основании следующих документов: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления ведомств и министерств РФ.
Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал был утвержден Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 12 января 2016 г. Приказ № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «младший медицинский персонал».
Основная цель профессионального стандарта для младшего медицинского персонала: создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации.
К категории младший медицинский персонал относят младших медицинских сестёр, сестёр-хозяек и санитарок.
Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) помогает палатной медицинской сестре в уходе за больными, проводит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке больных, следит за соблюдением пациентами больничного режима.
Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.
Санитарки: круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).
В функциональные обязанности младшего медицинского персонала входит:
- регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др.;
- оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических
отправлений тяжелобольных - подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр.;
- санитарно-гигиеническая обработка больных и умерших;
- сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры;
- транспортировка больных и груза.
На данный момент во всех медицинских организациях проходит оценка квалификации (аттестация) младшего медицинского персонала на предмет соответствия выполняемых трудовых функций требованиям профессионального стандарта. В профстандарте определены квалификационные требования, каким должны соответствовать младший медперсонал: младшая медицинская сестра (брат) по уходу за больными, санитар.
Чем руководствоваться, если работник не прошел аттестацию?
Расторжение трудового договора: Если во время оценки квалификации младшего мед. персонала выяснится, что выполняемые им трудовые функции не соответствуют требованиям к квалификации профстандарта, то с этим работником может быть расторгнут трудовой договор на основании пункта 3, части первой, статьи 81 Трудового кодекса. Важно иметь ввиду, что расторжение договора происходит на основании:
- несоответствия работника занимаемой должности,
-несоответствия сотрудника выполняемой работе
в силу недостаточной квалификации.
Перевод на должность уборщика служебных помещений: Если работник только убирает помещения, то его можно перевести на должность уборщика. Для этого работодатель вносит изменения в штатное расписание. Тоже самое делается, если в организации идет сокращение численности и штата работников: младшему персоналу, согласно части третьей статьи 81 Трудового кодекса, предлагается должность уборщика.
Итак, каким требованиям должен соответствовать младший медицинский персонал?
Согласно Приказу Министерства труда и социального развития от 12 января 2016 г. № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал», данные специалисты могут иметь одну из 2 квалификационных категорий: 2-ю и 4-ю.
Правление АО ГК «Медси» поставили перед нами задачу провести обучение и аттестацию младшего медицинского персонала.
Наша кафедра подошла к решению данной задачи следующим образом.
Были внимательно изучены примерные программы и учебный материал по профессиональному стандарту «Младший медицинский персонал» Проанализировав опыт и методический материал было принято решение разработать программу обучения «Организация работы младшего медицинского персонала. Принятие решения обосновано следующими факторами:
- неэффективность обучения отдельно сестер-хозяек, санитарок с разными функциональными обязанностями, младших медицинских сестер по уходу;
- цикл «Организация работы младшего медицинского персонала» позволяет обучить весь младший медицинский персонал медицинской организации;
- эффективное внедрение модульного обучения;
- формирование ценностно-ориентированного подхода к корпоративной культуре;
- формирование единого подхода к аттестации рабочих мест и сотрудников.
Внедрение профессионального стандарта состоит из пяти этапов.
Первый этап: изучение и анализ нормативно-правовых документов, методического материала и разработка программы «Организация работы младшего медицинского персонала». Апробация программы. Второй этап: модульное обучение младшего медицинского персонала. Третий этап: разработка программы и обучение младших медицинских сестер по уходу. Четвертый этап: анализ и оценка программ обучения младшего медицинского персонала. Пятый этап: издание учебного пособия для образовательных учреждений.
Какие вопросы решаются при внедрении профстан-дарта: аттестация всего младшего медицинского персонала в целом, аттестация младшего медицинского персонала по функциональным обязанностям, разработка схемы профессиональный рост младшего медицинского персонала, актуализация профессионального ухода и издание учебных пособий для преподавателей.
Для контроля и оценки полученных знаний и умений слушатели отрабатывают навыки на практике, оформляют отчеты в дневник практических занятий, проходят тестирование и сдают экзамен.
В настоящее время обучен 121 сотрудник. Из них пять сотрудников из отдаленных активов. Обучение их было организованно в онлайн режиме. Самая высокая оценка -отзыв потребителей образовательной услуги.
«Имея 10-летний стаж работы санитаркой медико-диагностической лаборатории ГК Медси города Барнаула не относила свою должность к разряду медицинских. Пройдя обучения, освоив профессиональный стандарт и выполнив все условия для успешного прохождения аттестации, появилось понимание своей причастности к категории медицинских работников».
Организация медицинской академии - это повышение квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала в системе непрерывного медицинского образования; профессиональная переподготовка и ежегодная аттестация медицинских специалистов; оперативное восполнение дефицита кадров по наиболее востребованным специальностям; непрерывное повышение уровня подготовки среднего и младшего медицинского персонала в соответствии со стандартами современной медицины и формирование кадрового резерва.
ВЫВОДЫ
Необходим научный подход к внедрению профстан-дарта «Младший медицинский персонал», необходимо создание модульной программы по обучению, необходимо пропагандировать профессиональный уход, издать учебное пособие в соответствии с модульной программой. Ценностно-ориентированный подход формирует корпоративною культуру в медицинских организациях.
ПИРАМИДА МОТИВАЦИЙ КАК
ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА БЮРО СМЭ_
Э. С. Наумов
ГБУЗ Республики Коми «Бюро СМЭ», Сыктывкар
Инструмент оценки мотивации персонала «Мо-тивационная пирамида», разработанная по результатам обследования десяти Бюро СМЭ регионов России, позволяет грамотно подойти для выработки управленческих кадровых решений. Ключевые слова: мотивация, управление, кадровый маркетинг
Организация - это система взаимозависимых людей. Поведение членов организации заметно влияет как на ее