ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 37. 014
С. Л. Лесникова, О. А. Заплатина
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Исследования показывают,
что качество профессиональной подготовки будущего специалиста и успешность его профессиональной деятельности являются взаимообусловленными характеристиками системы профессионального образования. Как замечает Н. Г. Багаутдинова, «приоритет, безусловно, принадлежит научно-образова-тельному потенциалу государства, ибо именно он... выступает важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом» [1, 297].
На современном этапе развития высшего технического образования в понятие «качество подготовки специалиста» включается совокупность его наиболее устойчивых свойств, обусловливающих пригодность к профессиональной деятельности: знания и умения в профессиональной сфере, психофизическая подготовленность. Однако установлено, что успешность обучения и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в определенной степени зависит от уровня их всесторонней подготовленности, в том числе и физической. Недостаточный уровень физической подготовки, развития профессионально важных физических качеств и работоспособности будущих специалистов может способствовать возникновению неблагоприятных ситуаций при выполнении комплекса профессиональных видов работ, препятствовать адаптации к условиям производственной деятельности.
До недавнего времени «экстенсивная экономика страны не требовала специалистов высокого качества с фундаментальными всесторонними знаниями. Не бы-
ло социального запроса на людей с высшим образованием у общества в целом - перестали пользоваться спросом выпускники-
инженеры (как специалисты с высшим образованием) у потребителей предприятий, НИИ, КБ и т. п. Потребитель создавал своеобразный «склад» инженерного корпуса, который свидетельствовал о затоваренности предприятий инженерными кадрами, об их невысоком качестве, их ненужности» [3, 11].
В настоящее время ситуация существенно изменилась. В ус-
ловиях качественного преобразования всех сторон жизни нашего общества возрастает значимость конкурентноспособного специалиста, что сопровождается повышением требований к его физической подготовке, высокому профессионализму, что связано с большим напряжением умственных, физических и психических сил личности. Таким образом, доперестроечная технологическая инерция начинает медленно переходить к системе более гибкой, индивидуальной профессиональной подготовки специалистов.
По мнению ряда авторов, инженерное образование как один из видов высшего образования должно обеспечивать будущему специалисту необходимый объем знаний, фундаментальность инженерной и гуманитарной подготовки, образующий некоторую образовательную базу (Шукшу-нов В. Е. и др., 1990). Спектр дисциплин, представленный в данной базе, должен быть призван не только определять модель подготовки специалиста, но и рассматриваться как взаимное согласование и коррекция сразу двух моделей (с точки зрения заказчика и вуза). Данная систе-
ма, исходя из требований работодателя, должна была включаться в модель подготовки выпускника вуза, не нарушая целостности последнего (рис.1).
Следует заметить, что в процессе профессиональной подготовки студентов инженерных специальностей (горных, химикотехнологических, шахтострои-
тельных и пр.) на современном этапе развития технического образования дисциплина «Физическая культура» , которая включена в сферу гуманитарной и обществоведческой подготовки, не сопровождает студента на протяжении всего времени обучения, как было утверждено программой «Физическое воспитание в высших учебных заведениях» 1963 года, а лишь в пределах 2-3 лет, согласно учебного плана.
В настоящее время физическое воспитание в техническом вузе должно приобретать все большее значение в целях качественной подготовки студентов инженерных специальностей, так как оно является фактором, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности будущего специалиста на производстве. Однако оно стал-кивается с рядом проблем, которые являются истоками некоторых противоречий между:
• осознанием обществом необходимости активизации сил личности и отсутствием надлежащих социально-педагогических условий для их формирования и развития;
• постоянно возрастающей по объему, усложняющейся по содержанию профессиональной деятельностью и недостаточной лабильностью учебных планов, методик и форм подготовки будущих специалистов;
Рис. 1. Модель целостного инженерного образования по В. Е. Шукшунову и место физического воспитания в рамках этой модели
• разнообразием мотивов и потребностей студентов и стереотипностью содержания образования;
• потребностью в формировании положительной мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом и ограничением учета личностных интересов студентов в силу регламентации академических часов;
• необходимостью определения состояния здоровья, уровня физической подготовки, функциональных возможностей организма студентов и практическим отсутствием функциональной диагностики в процессе физического воспитания.
Наличие этих противоречий на современном этапе образования ведет к тому, что физическое воспитание студенческой молодежи не оправдывает на сегодняшний день ожиданий, связанных с успешной подготовкой к будущей профессиональной деятельности в условиях производства. Для такой подготовки необходима такая организация деятельности студентов и преподавателей, которая способствовала бы разрешению противоречий между требованиями будущей профессии, требованиями работодателя и сформированностью профессионально важных качеств студентов - будущих специалистов.
В связи с этим нами была разработана и реализована педагогическая модель подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания (для студентов шахтостроительного, химикотехнологического, горного, факультетов), а также была предложена методика оценки функционального состояния организма студентов (на наш взгляд, оптимальная и информативная в рамках воспитательно-
образовательного процесса) как составляющая часть деятельностного компонента модели, построенной на принципах гуманистической направленности, общих принципах образования и воспитания, специфических
принципах физического воспитания и основных положениях профессионально-прикладного физического воспитания. Все это позволяет рассматривать физическое воспитание студентов технического вуза как фактор их подготовки к будущей профессиональной деятельности (рис.2).
Идея разрабатываемой педагогической модели подготовки заключалась в реализации педагогических условий воспитательнообразовательного процесса, направленных на:
• формирование и укрепление положительной мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом;
• изучение и учет уровня сформированности профессионально важных личностных качеств студентов технического вуза;
• осуществление организации физкультурно-спортив-
ного оздоровительного движения студентов и преподавателей с целью наиболее успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья будущих специалистов.
Педагогические условия подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельности в процессе физического воспитания рассматриваются в рамках академических занятий, секционных занятий, занятий в группах ОФП, дополнительных занятий во внеурочное время (для студентов всех курсов), занятий в группах спортивного совершенствования, спортивно-
оздоровитель-ных мероприятий, спортивных праздников. Внедрение системы оценки функционального состояния в процесс физического воспитания студентов технического вуза предполагает применение в рамках воспитательно-образовательного процесса методики, адаптированной для использования в работе со студентами технического вуза.
Наше исследование позволило выделить следующие критерии и показатели, на основании которых мы можем судить об уровне подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания. Среди них:
Содействие социализации студентов технического вуза в процессе подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
—><С1Г^оциальныё~1111> Изучение мотивационной сферы при занятиях физической культурой и спортом. Диагностика ПЗЛК.
—^сііпсі/іхологическ^ Обеспечение преемственности физического воспитания на базовом профессиональном этапе и этапе профессионального совершенствования.
—*<-__дидсікі ичеикие
—*СЩосп итател ь ные^> Формирование ответственного отношения к физической подготовке. Формирование потребности в физическом самовоспитании, самодиагностике, здоровом образе
- мотивационная сфера; Область _ успешность профессиональной подготовки посредством направленности. выработки профессионально важных личностных качеств; - сохранение и укрепление здоровья;
Ч Г
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Рис. 2. Схема структуры педагогической модели подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания
- знание требований, предъявляемых будущей профессией , и соответствующих условий осуществления трудовой деятельности;
- знание возможностей процесса физического воспитания для успешной подготовки к будущей деятельности;
- умение анализировать и оценивать уровень развития про-
фессионально важных качеств в соответствии с требованиями будущей профессии, а также функциональное состояние своего организма;
- отношение студента к процессу физического воспитания как фактору подготовки к будущей профессиональной деятельности, а также к ведению здорового образа жизни;
- активная позиция студента в отношении физического самовоспитания, умение самостоятельно формулировать задачи и организовывать данный процесс;
- умение анализировать и оценивать результаты процесса физического воспитания и самовоспитания с позиций требований будущей профессиональной деятельности.
Таблица
Динамика уровней профессиональной подготовки студентов технического вуза, (абсолютн. число / %)
Уровни Количество студентов
на начало эксперимента на конец эксперимента
число % число %
Высокий 65 11,3 131 22,7
Средний 177 30,7 283 49,1
Низкий 334 58,0 162 28,2
В соответствии с выявленными критериями и показателями стало возможным выделить несколько уровней подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания.
Высокий уровень
Высокий уровень подготовки к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания проявляется как уровень профессионального самовоспитания, самосовершенствования, что является следствием осознанного выбора профессии. Для них характерно знание условий профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту будущей профессией, а также знание возможностей физического воспитания, способствующих успешной подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Для данных студентов характерна положительная динамика профессионально важных физических и психических качеств. Они ощущают потребность в физическом самовоспитании,
ведении здорового образа жизни, постоянном самосовершенство-
вании, как образовательном, так и физическом. У них ярко проявляется положительная мотивация к занятиям физической культурой и спортом не только в учебное время, но и желание осуществлять это во внеурочной деятельности.
Студентов данного уровня характеризует наличие не только знаний, но умений и навыков, связанных с анализом и оценкой уровня развития своих психических, физических качеств, функционального состояния организма. У таких студентов приоритетны мотивы учебной деятельности, направленные на обеспечение успешной профессиональной деятельности. Занятия физической культурой и спортом рассматриваются ими как возможность для развития профессионально важных качеств и умений. У студентов данного уровня не наблюдается значительных отклонений в состоянии здоровья.
Средний уровень
Студенты этой группы характеризуются положительным
отношением к занятиям физической культурой, но реже отдают предпочтение физкультурно-
оздоровительной и спортивной деятельности во внеучебное время. Для них характерны положительные изменения в развитии профессионально важных физических и психических качеств личности. В числе приоритетных мотивов учебной деятельности выделяют мотивы, направленные на обеспечение успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Средний уровень подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания характеризуется знанием условий осуществления трудовой деятельности и требований, предъявляемых будущей профессией, проявлением профессионального самовоспитания, самосовершенствования. Студенты этого уровня не всегда четко представляют возможности физического воспитания для подготовки к будущей деятельности и затрудняются в выборе методов и средств для развития профессионально важных качеств. У них наблюдаются отклонения в состоянии здоровья. Эти студенты не всегда проявляют устойчивую потребность в физическом самосовершенствовании с целью подготовки к будущей деятельно-
сти.
Низкий уровень
Подгруппа А. Студенты данного уровня не рассматривают физическое воспитание как фактор успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности и равнодушны к приобретению знаний об условиях ее осуществления. Эти студенты характеризуются проявлением интереса к процессу физического воспитания, но среди мотивов занятий физической культурой и
спортом преобладают мотивы эмоционального удовольствия,
социального самоутверждения.
Студентов этой подгруппы могут характеризовать различные уровни в состоянии здоровья, развития физических и психических качеств. Основным критерием здесь будет являться отсутствие мотивов, обеспечивающих успешное осуществление профессиональной деятельности; отсутствие необходимых знаний и умений, к которым предъявляет требования будущая профессия.
Подгруппа Б.
Процесс физического воспитания не рассматривается этими студентами в качестве фактора успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Студенты этой подгруппы характеризуются низким уровнем здоровья, функционального состояния, развития физических качеств, отсутствием положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, равнодушны к физическому самосовершенствованию.
Наши исследования позволили определить изменение показателей уровней подготовки к профессиональной деятельности (таблица).
Результаты нашего эксперимента показывают, что наибольшее количество к заключительному этапу исследования составили, в основном, студенты со средним уровнем подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Число студентов с высоким уровнем подготовки увеличилось почти вдвое, но составило лишь 22, 7% . Однако достигнутые результаты все равно являются для нас показательными, так как, в основном, мы могли проводить и отслеживать итоги нашей работы в рамках академического времени, отведенного учебным пла-
ном на дисциплину.
Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что процесс физического воспитания студентов технического вуза действительно является фактором, влияющим на успешную подготовку к будущей профессиональной деятельности
в условиях производства. Перспективой совершенствования процесса физического воспитания в техническом вузе является активизация работы кафедр физического воспитания, преподавателей посредством разработки и внедрения в воспитательно-
образовательный процесс моде-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
лей подготовки специалистов в вышеуказанной области. Новый подход к разработке и совершенствованию моделей физического воспитания будет содействовать повышению качества профессиональной подготовки специалиста-выпускника технического вуза.
1. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н. Г. Багаутдинова. -М., 2003. - 427 с.
2. Мигиренко Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер / Г. С. Мигиренко. - Новосибирск: Изд-во НЭИ, 1992. - 116 с.
3. Шукшунов В. Е. , Ленченко В. В., Тарасова Е. М., Никитенко А. Г. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку. М.: Высшая школа, 1990. - с. 117.
□ Авторы статьи:
Лесникова Заплатила
Светлана Леонидовна Ольга Алексеевна
- канд. пед. наук, доц. межвузов- - старший. преподаватель каф. фи-
ской каф. общей и вузовской педаго- зического воспитания КузГТУ
гики КемГУ
УДК 378.146 Н.Б. Славолюбова, В.В. Крюкова РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
От деятельности преподавателя вуза зависит, в какой мере будущие специалисты смогут соединить знания на уровне высших достижений современной науки, профессиональную компетентность с нравственной зрелостью, творческой и социальной активностью. Цель публикации - обобщить составные компоненты и определить основные пути формирования и совершенствования педагогического мастерства преподавателя вуза.
В процессе обучения выделяют два вида деятельности - преподавателя и обучаемых (студентов). Именно преподаватель руководит познавательной деятельностью студентов, формирует у них теоретические знания, практические умения и навыки [1].
Анализ работы преподавателей вузов показывает, что можно выделить некоторые основные компоненты педагогического мастерства [2], взаимно дополняющих друг друга, как функциональные элементы педагогической деятельности, состоящей из системы взаимосвязанных обучающих и воспитывающих действий.
Важным компонентом является высокая ответственность преподавателя за обучение студентов. Реализация принципов воспитывающего обучения также является важнейшим признаком подлинного педагогического мастерства. Оно предполагает осуществление развивающего обучения [3].
Несомненно, мастером становится тот преподаватель, который делает установку на профессиональное самосовершенствование. Для этого преподаватель должен расширять свои познания в рамках своей дисциплины, изучать межпредметную связь,
проявлять интерес к психологии, педагогике, показывать студентам практическую значимость изучаемого материала. Только систематическая работа преподавателя в обогащении глубоких знаний по своему предмету на уровне последних достижений науки создает необходимые условия для овладения педагогическим мастерством.
Мастерство предполагает соблюдение требований педагогической этики, которая определяет необходимость развития у преподавателей важных качеств: профессиональную самоотверженность, педагогическую справедливость, оптимизм. В педагогическом мастерстве ярко проявляется и педагогический такт, который определяет чувство меры, педагогическую целесообразность всех действий преподавателя по отношению к студентам. Педагогический такт для преподавателя проявляется в идейной стойкости, убежденности, нравственной чистоте, самокритике своих действий [3].
Умение преподавателя использовать в своей деятельности психические механизмы и закономерности внимания, восприятия, мышления, чувств также обеспечит повышение эффективности процесса обучения. Знание механизмов памяти, учет индивидуальных особенностей памяти студентов помогают преподавателю различить в каждом студенте внутренние психологические механизмы с дальнейшим их использованием.
Естественно, для перехода на более высокую ступень педагогической квалификации преподаватель должен заниматься самообразованием.
Отличительная черта самообразования - его бли-