НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF ENSURING ROAD SAFETY
Научная статья © Биюшкин Н.А., Ефимов А.Д., 2024
УДК 34
АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
'Николай Анатольевич Биюшкин, 2Артем Дмитриевич Ефимов
'УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю 2ФГБОУ ВО Южно-Российского ГПУ (НПИ) им. М.И. Платова [email protected] [email protected]
Аннотация. Профессиональная подготовка водителей транспортных средств является одним из важнейших аспектов повышения безопасности дорожного движения. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на надежность водителя транспортного средства, которые необходимо учитывать при формировании программ профессиональной подготовки. На основании проведенных исследований сформулированы предложения по повышению эффективности подготовки водительских кадров для ведомственных органов и автошкол.
Ключевые слова: водитель, дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, стрессоустойчивость, конфликтные ситуации, дорожное движение
Для цитирования: Биюшкин Н.А., Ефимов А.Д. Анализ направлений деятельности по повышению эффективности подготовки водительских кадров в Российской Федерации // Современная наука. 2024. № 1. С. 7-10.
Original article
ANALYSIS OF ACTIVITIES AIMED AT IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF DRIVER TRAINING IN THE RUSSIAN FEDERATION
'Nikolay A. Biyushkin, 2Artem D. Efimov
department of the State Inspection of Traffic Safety of the Chief Direction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Krasnodar Territory
2Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)
Abstract. Professional training of vehicle drivers is one of the most important aspects of improving traffic safety on the road network. The article considers the main factors affecting the reliability of a vehicle driver, which must be taken into account when forming professional training programs. Based on the conducted research, proposals have been formulated to improve the effectiveness of driver training for departmental bodies and driving schools.
Keywords: driver, traffic accident, vehicle, stress tolerance, conflict situations, road traffic
For citation: Biyushkin N.A., Efimov A.D. Analysis of activities aimed at improving the effectiveness of driver training in the Russian Federation // Modern Science. 2024. № 1. P. 7-10.
Актуальной проблемой социально-экономического развития Российской Федерации остается повышение безопасности дорожного движения, решением которой должен стать «нулевой» уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) к 2030 году. Поэтому особое внимание следует уделить подготовке водителей транспортных средств как одному из наименее надежных элементов системы Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда.
По данным исследований, представленных в работе О.В. Майбороды, наиболее подверженными риску совершения ДТП являются водители, имеющие стаж менее трех лет [1]. Эти выводы подтверждаются и анализом статистики ДТП.
Так, за последние 5 лет на территории Краснодарского края зарегистрировано 1773 ДТП с участием начинающих водителей, в которых 187 человек погибли и 2561 получил ранения (рис. 1) [2]. Причем негативным фактором является рост статистических показателей в 2023 году при тенденции к их снижению в предыдущие 4 года.
В свою очередь, качественный анализ данного типа ДТП позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев происшествия обусловлены невнимательностью и ошибочными действиями начинающих водителей (рис. 2).
Предположение, что более 50% выпускников автошкол имеют низкую теоретическую подготовку противоречит объективному контролю при сдаче экзамена в подразделениях Госавтоинспекции. Поэтому необходимо более подробно проанализировать сложившуюся статистику.
С психологической точки зрения любая опасная ситуация вызывает у человека сильный эмоциональный всплеск и напряжение. Но при этом разные люди реагируют на данные ситуации абсолютно по-разному. Одни способны в короткий промежуток времени мобилизовать свои жизненные ресурсы, а другие, наоборот, столбенеют и не способны предпринять какие-либо действия. Это обусловлено многими причинами - опытом, знаниями, психическим и физиологическим состоянием и т.д.
Исследования показали, что в условиях городского движения водители каждые 11 секунд подвержены воздействию стрессовых нагрузок [3]. При этом значительно возрастает артериальное давление, руки начинают дрожать, водитель теряет уверенность в себе. Наиболее опасны такие стрессовые ситуации как раз для начинающих водителей.
классифицирует будущих водителей прежде всего по их моральным принципам и психическим характеристикам. Согласно предложенному методу выделяют следующие группы водителей:
1) экстраверты-интраверты;
2) нейротизматики;
3) психотизматики.
Рисунок 1 - Статистика ДТП с участием начинающих водителей на территории Краснодарского края с 2019 по 2023 год
Рисунок 2 - Распределение ДТП с участием начинающих водителей на территории Краснодарского края по причинам их возникновения
А.В. Смагин провел исследование стрессо-устойчивости водителей транспортных средств в зависимости от стажа вождения (рис. 3) [3]. В результате автор пришел к выводу, что в обычных условиях водители, находящиеся в одинаковом психофизиологическом состоянии, имеющие стаж вождения от 5 лет и более, в меньшей степени подвержены влиянию стрессовых ситуаций на свои действия, а, соответственно, более безопасны для других участников движения. При этом с увеличением стажа вождения повышаются общий уровень стрессоустойчивости и безопасность вождения.
Незначительное внимание при подготовке будущих водителей уделяется и их психофизиологическим качествам. Как отмечают многие исследователи [4, 5], прежде чем начать обучение с курсантами, необходимо выполнить тестирование по методу Г.Ю. Айзенка.
Этот метод позволит охарактеризовать будущего водителя, выявить его психофизиологические характеристики, а также определить, насколько он будет стрессоустойчив и стабилен за рулем. Метод
8
Рисунок 3 - Исследование стрессоустойчивости водителей транспортных средств в зависимости от стажа вождения
Каждая группа требует определенной корректировки программы обучения для достижения требуемого уровня профессиональной подготовки, который обеспечит безопасное функционирование подсистемы Водитель-Автомобиль.
Так, характерной чертой водителей-меланхоликов является сложность адаптации в новой обстановке, поэтому, попадая в дорожно-транспортные ситуации с коротким жизненным циклом, такие водители неспособны реагировать в соответствии с обстановкой. У них начинается паника, они совершают непредсказуемые действия - отпускают рулевое колесо, закрывают глаза и т.п.
Поэтому при обучении кандидатов в водители транспортных средств необходимо учитывать приведенные психологические особенности формирования у них профессиональных умений и навыков. Кому-то из кандидатов достаточно овладеть теоретическим курсом, и всего за половину от отведенных часов они смогут успешно управлять средством повышенной опасности, а кому-то, наоборот, требуется пройти более длительное обучение. При этом большинство автошкол прибегают к советам Рособрнадзора, устанавливая минимальный срок обучения категории «В» - три месяца.
Перспективным направлением в этой области является формирование ряда учебных групп с индивидуальной образовательной траекторией, определяемой психофизиологическими особенностями будущих водителей.
Существенное влияние на вероятность возникновения ДТП оказывают и хронические заболевания водителя. Так, авторами введено понятие коэффициента относительной аварийности при различных заболеваниях водителей (Ка), который при отсутствии заболеваний равен 1. Они установили, что при определенных видах заболеваний вероятность возникновения ДТП повышается до 80% (рис. 4). При этом многие заболевания никак не отражаются в медицинской справке у претендентов на право управления транспортным средством [5].
Интересным моментом в программах обучения водителей является отсутствие какой-либо психо-
ЬА'Н' -
логической подготовки. Многие будущие водители панически боятся автомобиля или реальной улич-но-дорожной сети. Это приводит к тому, что они теряются на дороге и совершают большое количество опасных маневров, тем самым повышая количество конфликтных ситуаций. Авторы установили, что оптимальный возраст для обучения на право управления транспортным средством у мужчин - от 20 до 35 лет, а у женщин от 25 до 40 лет [5]. Также женщины в большей степени настроены на получение положительного результата в любой сфере деятельности и стараются более аккуратно и внимательно подходить к процессу обучения. Такие гендерные различия также следует учитывать при разработке программ подготовки водительских кадров.
Хроническое заболевание Коэффициент относительной аварийности
при заболеваниях водители Кь
хронические заболевания бронхов и легких
неврозы язвенная болезнь радикулит острые боли хронические гастриты сердечно-сосудист ы е заболевай ия отсутствие заболеваний
0 0,5 1 1,5
Рисунок 4 - Влияние характера заболеваний на коэффициент относительной аварийности
Еще одним немаловажным фактором является неравномерное распределение учебной нагрузки в программах подготовки водителей транспортных средств категории «В» между теоретической и практической частью. Так, на вождение приходится менее 40% от общего объема программы. При этом исследования, представленные в работе А.В. Заостровцева и Е.В. Марцоги, свидетельствуют о необходимости увеличить долю практической части до 50% от общего количества часов программы, поскольку необходимые умения и навыки поведения на улично-до-рожной сети формируются у будущих водителей именно в процессе занятий с инструкторами [6].
Таким образом, в рамках программы повышения эффективности подготовки водительских кадров можно выделить четыре направления воздействия на отбор, профессиональную подготовку и аттестацию водителей транспортных средств по линиям самих автошкол, Рособорнадзора, медицинских учреждений и Госавтоинспекции. Предлагаемый комплекс мероприятий представлен на рисунке 5.
Реализация разработанных мероприятий, конечно, в значительной степени усложнит подготовительный, образовательный и контрольно-надзорный этапы обучения будущих водителей. Это, в свою очередь, приведет и к повышению стоимости самого водительского удостоверения как в денежном, так и в трудоемком эквиваленте. Уже на психологическом уровне граждане, понимая, с каким трудом они его получили, станут более дисциплинированно управлять транспортным средством.
Мероприятия по повышению эффективности подготовки водительских кадров
Автошколы
программ подготовки водительских кадров с учетом группы риска кандидата по данным медицинских учреждений
Формирование кадрового состава с соответствующим профильным образованием, регулярное повышение квалификации и аттестация инструкторов в ГИБДД
Формирование парка учебных автомобилей на правах собственности, исключая возможность их аренды
Введение во все программы обучения обязательной частью контраварийное вождение
Оптимизация количества слушателей в учебных группах до 25-30 человек
Рособрнадзор
Проведение плановых проверок лицензированных автошкол каждые пять лет
Проведение внеплановых проверок автошкол с высоким риск-фактором (более 5% выпускников попадают в ДТП в первый год управления ТС)
Ужесточение лицензионных требований к кадровому составу автошкол
Медицинские учреждения
Оценка психофизиологических качеств кандидатов в водители транспортных средств и формирование их в группы риска
Тщательное выявление хронических заболеваний кандидатов в водители транспортных средств
Проведение дополнительных медицинских обследований для кандидатов в водители по запросу автошкол и ГИБДД
ГИБДД
Увеличение количества вопросов в теоретическом экзамене и потолка ошибок при ответах на них до 3
Формирование базы данных по хранению фиксации видеозаписей проведения обучения кандидатов в водители транспортных средств
Внедрение практики «временных водительских удостоверений»
Возможность назначать дополнительное прохождение медицинской комиссии в государственных учреждениях с целью установления соответствия у слушателя его группе риска
Внедрение технических средств фиксации видеозаписей процесса обучения слушателей
Рисунок 5 - Комплекс мероприятий по повышению эффективности подготовки водительских кадров
Кроме того, ужесточение контрольно-надзорных функций позволит добиться ограничения работы многих фиктивных автошкол и медицинских учреждений, в которых в настоящее время не выполняются в полной мере требования действующего законодательства. В конечном итоге реализация данного комплекса мероприятий приведет к существенному снижению ДТП среди начинающих водителей и повысит культуру поведения на улично-дорожной сети всех участников дорожного движения.
Список источников
1. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 256 с.
2. Сборник нормативных документов по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте / под. ред. В.В. Бокарева. Н. Новгород: ФГУ «Нижегородский УПК АТ», 2008. 476 с.
3. Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 112 с.
4. Молев Ю.И. Обеспечение дорожной безопасности автомобильного транспорта в зимний период: автореф. дис. д-ра техн. наук. Владимир, 2007. 32 с.
5. Ефимов А.Д., Биюшкин Н.А. Разработка методики оценки вероятности возникновения аварийно-опасных ситуаций на улично-дорожной сети // Современная наука. 2021. № 5. С. 29-33.
6. Заостровцев А.В., Марцога Е.В. Направления совершенствования примерных программ подготовки водителей транспортных средств // Безопасность дорожного движения. 2023. № 4. С. 24-29.
References
1. Mayboroda O.V. Fundamentals of driving and road safety. M.: Publishing center «Academy», 2007. 256 p.
2. Collection of regulatory documents to ensure traffic safety in road transport / ed. V.V. Bokareva. N. Novgorod: Federal State Institution «Nizhny Novgorod Training and Production Plant of Automobile Transport», 2008. 476 p.
3. Smagin A.V. Legal basis for driver activities. M.: Publishing center «Academy», 2007. 112 p.
4. Molev Yu.I. Ensuring road safety of motor transport in winter: abstract. dis. Doctor of Sciences in Tehnology. Vladimir, 2007. 32 p.
5. Efimov A.D., Biyushkin N.A. Development of a methodology for assessing the likelihood of emergency situations occurring on the road network // Modern Science. 2021. № 5. P. 29-33.
6. Zaostrovtsev A.V., Martsoga E.V. Directions for improving sample training programs for vehicle drivers // Road Safety. 2023. № 4. P. 24-29.
Информация об авторах
Н.А. Биюшкин - старший инспектор по особым поручениям отдела ОТН и РЭР УГИБДДГУ МВД России по Краснодарскому краю
А.Д. Ефимов - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой международные логистические системы и комплексы ФГБОУ ВО Южно-Российского ГПУ (НПИ) им. М.И. Платова
Information about the authors
N.A. Biyushkin - Senior Inspector on Special Assignments of the Department for Traffic Inspection and Enforcement Department of the State Inspection of Traffic Safety of the Chief Direction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Krasnodar Krai A.D. Efimov - Candidate of Sciences in Technology, Associate Professor, Head of the Department of International Logistics Systems and Complexes of Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)
Статья поступила в редакцию 20.03.2024; одобрена после рецензирования 27.03.2024; принята к публикации 03.04.2024. The article was submitted 20.03.2024; approved after reviewing 27.03.2024; accepted for publication 03.04.2024.
10
LAW