Научная статья на тему 'Новые подходы к экологической паспортизации водных памятников природы регионального значения'

Новые подходы к экологической паспортизации водных памятников природы регионального значения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / ОХРАННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / RECREATION / MINERAL SPRINGS / ENVIRONMENTAL PASSPORT SECURITY OBLIGATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бабиков Владимир Александрович, Елаев Эрдэни Николаевич, Шагжиев Карл Шагжиевич

В статье рассмотрены новые подходы и положения экологической паспортизации памятников природы регионального значения. Особое внимание уделено паспортизации водных памятников природы минеральных источников, лечебных грязей и минеральных озер. Типовая форма экологического паспорта памятника природы была утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 12 сентября 1974 года № 501 и с тех пор вплоть до 2013 года не претерпела никаких изменений, так как к этому вопросу ни один орган законодательной и исполнительной власти России даже в перестроечные годы не возвращался. Следует отметить, что этот факт был большим упущением в нормативно-правовой деятельности законодательных органов власти. Вместе с тем в пределах территории Республики Бурятия отмечены факты «дикого» туризма и «дикого» захвата водных памятников природы: загрязнение минеральных источников, нарушение правопорядка, недостаточная благоустроенность, отсутствие единого контроля и мониторинга за состоянием водных памятников природы, отсутствие правил посещения и достаточной информации для посетителей, рубки кустарников на дрова, нерегулярная уборка мусора. Указанные обстоятельства диктуют необходимость составления экологических паспортов минеральных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бабиков Владимир Александрович, Елаев Эрдэни Николаевич, Шагжиев Карл Шагжиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES ТО ENVMONMENTAL CERTIFICATION OF WATER NATURAL MONUMENT OF REGIONAL IMPORTANCE

The article describes the new approaches and environmental certification provisions nature monuments. Particular attention is paid to the certification of water monuments of nature mineral springs, therapeutic mud and mineral lakes. The article deals with new approaches and positions environmental certification of natural monuments of regional significance. Special attention is paid to the certification of water monuments of nature mineral springs, therapeutic mud and mineral lakes. The standard form of the ecological passport natural monument was approved by the Council of Ministers of the RSFSR of 12 September 1974 №501 and since then until 2013 has not changed since this question, no legislative and executive power in Russia, even in the years of perestroika not I returned. It should be noted that this fact was a big omission in the legal activities of legislative bodies. However, within the territory of the Republic of Buryatia marked facts «wild» tourism and «wild» water capture natural monuments: the pollution of mineral springs, a violation of the rule of law, lack of well-equipped, lack of a unified control and monitoring of the state of water monuments of nature, lack of visitation rights and sufficient information for visitors, cutting bushes for firewood. uTegular garbage collection. These circumstances dictate the need for preparation of ecological passports of mineral springs.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к экологической паспортизации водных памятников природы регионального значения»

Г Е О Г Р А Ф И Я

УДК 504.75

DOI: 10.18097/1994-0866-2015-0-4а-68-73

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ ВОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

© Бабиков Владимир Александрович

кандидат географических наук, доцент кафедры профессионального обучения и математики Педагогического института Бурятского госуниверситета Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25а Е-mail: [email protected]

© Елаев Эрдэни Николаевич

доктор биологических наук, профессор, декан биолого-географического факультета Бурятского госуниверситета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: [email protected]

© Шагжиев Карл Шагжиевич

доктор географических наук, профессор кафедры физической географии Бурятского госуниверситета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: [email protected]

В статье рассмотрены новые подходы и положения экологической паспортизации памятников природы регионального значения. Особое внимание уделено паспортизации водных памятников природы — минеральных источников, лечебных грязей и минеральных озер. Типовая форма экологического паспорта памятника природы была утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 12 сентября 1974 года № 501 и с тех пор вплоть до 2013 года не претерпела никаких изменений, так как к этому вопросу ни один орган законодательной и исполнительной власти России даже в перестроечные годы не возвращался. Следует отметить, что этот факт был большим упущением в нормативно-правовой деятельности законодательных органов власти. Вместе с тем в пределах территории Республики Бурятия отмечены факты «дикого» туризма и «дикого» захвата водных памятников природы: загрязнение минеральных источников, нарушение правопорядка, недостаточная благоустроенность, отсутствие единого контроля и мониторинга за состоянием водных памятников природы, отсутствие правил посещения и достаточной информации для посетителей, рубки кустарников на дрова, нерегулярная уборка мусора. Указанные обстоятельства диктуют необходимость составления экологических паспортов минеральных источников. Ключевые слова: рекреация, минеральные источники, экологический паспорт, охранное обязательство.

NEW APPROACHES TO ENVIRONMENTAL CERTIFICATION OF WATER NATURAL MONUMENT OF REGIONAL IMPORTANCE

Vladimir A. Babikov

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematics, vocational training and the Pedagogical Institute of the Buryat State University Russia 25a, Pushkin St., Ulan-Ude, 670024, Russia

Erdene N. Elaev

Doctor of Biological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Biology and Geography Buryat State University

24a, Smolin St., Ulan-Ude, 67000, Russia

Carl Sh. Shagzhiev

Doctor of Geographical Sciences, Professor of Physical Geography, Biology and Geography Faculty of

the Buryat State University

24a, Smolin St., Ulan-Ude, 67000, Russia

The article describes the new approaches and environmental certification provisions nature monuments. Particular attention is paid to the certification of water monuments of nature — mineral springs, therapeutic mud and mineral lakes. The article deals with new approaches and positions environmental certification of natural monuments of regional significance. Special attention is paid to the certification of water monuments of nature — mineral springs, therapeutic mud and mineral lakes. The standard form of the ecological passport natural monument was approved by the Council of Ministers of the RSFSR of 12 September 1974 №501 and since then until 2013 has not changed since this question, no legislative and executive power in Russia, even in the years of perestroika not I returned. It should be noted that this fact was a big omission in the legal activities of legislative bodies. However, within the territory of the Republic of Buryatia marked facts «wild» tourism and «wild» water capture natural monuments: the pollution of mineral springs, a violation of the rule of law, lack of well-equipped, lack of a unified control and monitoring of the state of water monuments of nature, lack of visitation rights and sufficient information for visitors, cutting bushes for firewood, irregular garbage collection. These circumstances dictate the need for preparation of ecological passports of mineral springs.

Keywords: recreation, mineral springs, environmental passport security obligation.

Введение

Исключительно важным и своевременным шагом в направлении защиты природы, сохранения биологического разнообразия, стабилизации экологической обстановки в регионах Российской Федерации явилось принятие в феврале 1995 года Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», определяющего статус и режим различных категорий, регламентирующих механизм управления и обеспечивающих правовую защиту ООПТ.

Под ООПТ принято понимать площади общенационального и регионального достояния, на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые решениями специально уполномоченных на это органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.

В их число входят наряду с другими категориями и памятники природы. При корректировке закона об ООПТ в 2013 году из их перечня исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Целью исследования является обеспечение правовых основ и эффективных методов охраны памятников природы регионального значения на основе составления их экологических паспортов.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал» (статья 17) «Экологическая паспортизация хозяйствующих объектов на Байкальской природной территории» предусматривает положение, согласно которому:

- юридические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на Байкальской природной территории, обязаны иметь экологические паспорта объектов.

Особенности ведения экологических паспортов хозяйственных объектов на Байкальской природной территории определяются федеральным и региональным органами исполнительной власти, специально уполномоченными на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. В качестве хозяйственных объектов в центральной и буферной зонах БПТ нами рассматриваются используемые субъектами туристкой и рекреационной деятельности объекты постоянного и временного использования. При этом основными видами рекреационной деятельности приняты туризм, отдых, лечение и оздоровление. С этой точки зрения объектами временного и постоянного рекреационного использования следует считать источники минеральных вод, в том числе и термальных вод, и лечебных грязей, которые с разной степенью интенсивности используются местным населением для лечения различных видов заболеваний с организацией «диких» курортов без лицензий, надзора и контроля. Это обстоятельство предопределяет необходимость экологической паспортизации минеральных источников, которая призвана обеспечить порядок организации санаторно-курортной деятельности в регионе в интересах широких слоев местного населения.

Материалы и методы

Основанием для подготовки данной работы послужили опыт и результаты проведения работ по экологической паспортизации водных памятников природы в 2005-2008 гг. на территориях 7 муниципальных образований республики. В качестве методов проведения работ использовано новое типо-

вое положение по экологической паспортизации памятников природы регионального значения, однако для эффективной их охраны нами рекомендуется составление охранных обязательств. В соответствии с последним обязанности по обеспечению охраны, эффективного использования памятников природы в интересах развития экономики муниципальных органов возлагаются на местные органы власти.

Основное содержание

Памятники природы подразделяются на геологические, водные, ботанические, зоологические, ландшафтные, природно-исторические и комплексные. Они могут иметь в зависимости от их ценности федеральное, региональное и местное значение. Рассматриваемая работа посвящена только водным памятникам природы.

Лечебно-оздоровительная деятельность в местах размещения водных памятников природы — источников минеральных вод и лечебных грязей, которые отличаются особой чувствительностью к негативным воздействиям, должна осуществляться на основе применения современных эколого-безопасных методов и технологий. Здесь на постоянной основе должны действовать системы мониторинга за состоянием природной среды и управления, обеспечивающие своевременное принятие адекватных мер по предотвращению урона природному памятнику природы и ликвидации негативных последствий.

Существующие и давно используемые водные памятники природы несут наибольшие антропогенные нагрузки, а также здесь недостаточно условий, позволяющих снижать антропогенные нагрузки на их территории за счет перераспределения турпотоков и регулирования величины ее пропускной способности в целом, так как рекреация в нашем регионе носит в основном неорганизованный характер. Важным фактором поддержания устойчивого развития природной территории является фактор прямой зависимости степени привлекательности (аттрактивности) территории для рекреантов, где особую ценность представляют ее экологическое состояние и благоустроенность, а также уровень доходов от ее использования. Механизм использования территории должен быть построен на основе сбалансированного подхода, где экологические и экономические функции гармонизированы и взаимоувязаны в общем процессе управления территорией. Необходимым условием сохранения баланса экологических и экономических интересов является участие местного населения в управлении территорией и развитии услуг.

Экологический паспорт минерального источника как водного памятника природы

Учитывая то обстоятельство, что ранее принятая типовая форма явно устарела для экологической паспортизации минеральных источников регионального значения, внесены значительные дополнения, которые позволяют получить более полную и достоверную информацию об исследуемом объекте.

В типовом положении указываются:

1. Наименование памятника природы и его значение.

2. Местонахождение (адрес) памятника природы.

3. Наименование собственника (владельца, пользователя, арендатора) земельного участка, на котором находится памятник природы.

4. Площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно); в случае, если объект состоит из нескольких участков, указываются площади каждого участка; в случае, если объект находится на территориях нескольких землепользователей, указываются площади каждого пользователя.

5. Наименование органа, осуществляющего государственный учет памятников природы.

6. Краткое описание памятника природы.

7. Назначение памятника природы.

8. Режим охраны, установленный для памятника природы и его охранной зоны (запрещенные и допустимые виды деятельности).

9. Наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименования физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.

10. Наименование организации, оформившей паспорт на памятник природы.

По нашему мнению, к экологическому паспорту в качестве регламентирующего документа должно быть составлено охранное обязательство, подписанное местными и республиканскими орга-

нами исполнительной власти. К экологическому паспорту и охранному обязательству которые подшиваются в одном томе, даются приложения. Содержание приложений:

1) название дикого курорта на минеральном источнике и лечебных грязях, минеральных озерах;

2) местоположение (расстояние до ближайшего населенного пункта, направление от него, состояние дорог), место в природе (в рельефе, по отношению к линии озера, речной сети);

3) занимаемая площадь охраняемого объекта;

4) исторические сведения о памятнике природы (с каких пор известен, когда установлена его природоохранная ценность, характер предшествующего использования природного объекта);

5) литературные, архивные и другие источники сведений об охраняемом природном объекте;

6) природные лечебные факторы (тип минеральных вод, лечебных грязей, физико-химические свойства минеральных вод и грязей, количество скважин, проявлений, дебит, запасы лечебных вод и грязей);

7) основные показатели санаторно-курортной сферы (характер функционирования — сезонность, наполняемость по сезону (в процентах) число койко-мест);

8) структура потока отдыхающих (лечащихся) в процентах;

9) экологическое состояние объекта охраны: наличие временных площадок, урн, контейнеров для твердых бытовых отходов, наличие разрешений на размещение отходов; наличие разрешений на сброс загрязняющих веществ, источник образования сточных вод, оценка эффективности работы очистных сооружений, соблюдение режима водоохранной зоны;

10) показания для лечения, оздоровления;

11) подробная физико- и экономико-географическая характеристика объектов охраны, в том числе описание охраняемого природного объекта, его состояние по данным обследования на _)-й год обследования;

12) перспективы развития и использования водных памятников природы;

13) рекомендации по режиму охраны:

- перечень запретов и ограничений пользования (сезоны, сроки, допустимость и интенсивность посещения, запрещение или ограничение видов хозяйственного и бытового использования);

- перечень мероприятий, рекомендуемых для обеспечения природоохранного режима (вывески, ограждения, маркировки дорог, особенности оборудования, в том числе противопожарного) и т. д.

- обоснование и выделение границ охраны зон и рекомендуемые границы санитарных и горносанитарных округов;

14) карты, планы, схемы, отображающие положение охраняемого объекта, его границы;

15) цветные, черно-белые фотографии, иллюстрирующие современное и прежнее состояние природного объекта и характер его использования;

16) альбом рисунков и живописных изображений памятника природы;

17) перечень видов деятельности, которые должны быть запрещены на территории охранной зоны, в т. ч.:

- строительство всех отраслей промышленности;

- любые виды горнодобывающей промышленности;

- размещение установок по сжиганию, химической обработке токсичных отходов и процедуры, связанные с их удалением, транспортировкой на санитарные свалки;

- размещение химических отходов и отработанного масла на земле и под ее поверхностью;

- сооружения для хранения или окончательного захоронения радиоактивных отходов;

- сооружение ТЭС и других установок по сжиганию топлива;

- строительство объектов для хранения горючих газов;

- строительство предприятий по очистке, промывке и отбеливанию шерсти;

- строительство красильных и кожевенных производств;

- строительство предприятий по разработке и испытанию новых биологических агентов;

- расширение площадей под сельхозугодия;

- хозяйственная и техническая рубка леса;

- сооружение военных учебных полигонов и любых других военных объектов;

- создание скотоводческих хозяйств и свободный выпас личного скота.

Таким образом, экологический паспорт и сопровождающие его документы служат главным фактором охраны и рационального использования природных лечебных ресурсов, представленных в нашем регионе минеральными водами и лечебными грязями — водными и геологическими памятни-

ками природы. Ответственность за их охрану ложится на органы власти муниципальных образований и местные органы самоуправления.

Заключение

Изложенный материал показывает, что в деле экологической паспортизации водных памятников природы существует значительное количество нормативно установленных требований, которые следует исполнить в интересах защиты их от загрязнений, засорений и истощения. Принятые еще в советское время инструкции в современных условиях усиления антропогенного пресса на памятники природы безнадежно устарели. Следует отметить, что большинство известных и утвержденных Правительством Бурятской АССР в 80-х годах прошлого столетия в качестве водных памятников природы озера, проявления минеральных источников и лечебных грязей до сих пор не имеют экологические паспорта. Для их составления и оформления в виде строгих официальных документов предстоит выполнить большой объем полевых экспедиционных работ, включающих натурные наблюдения, фотофиксации и измерение природных параметров, координаты объектов исследования. Ответственность за ведение экологических паспортов рекреационных объектов как памятников природы, возложена на региональный орган управления природными ресурсами — Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.

Между тем экологический паспорт памятника природы рекреационного и лечебно-оздоровительного характера и предназначения должен служить основополагающим документом для лицензирования рекреационной деятельности независимо от форм собственности. Без экологического паспорта природные памятники природы Бурятии до сих пор остаются бесхозными участками прекрасной земли Забайкальской, в то время как антропогенный нерегулируемый пресс на них возрастает с каждым годом.

Таким образом, в условиях нарастания антропогенного давления на объекты рекреации важно составление экологических паспортов водных памятников природы — минеральных источников, лечебных грязей, минеральных озер и озер, используемых для водной рекреации (отдыха, купания, спорта, рыбалки и охоты).

Предложения и рекомендации

Следует особо отметить, что в настоящее время у государственных органов и ученых, работающих в сфере экологической паспортизации, существуют недопонимание, разночтение и противоречия, преодоление которых может иметь принципиально важное значение для будущих работ.

Суть их выражается в нижеследующем.

Во-первых, государственные органы в сфере охраны окружающей среды требуют осуществлять функциональное зонирование памятников природы. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев памятники природы — это единичные локальные природные объекты, занимающие незначительные площади, провести зонирование их не представляется возможным. Функциональное зонирование по типовому положению об ООПТ проводится, как правило, для обширных территорий заповедников, национальных парков, заказников.

Во-вторых, требуется описание физико-географических особенностей района размещения памятников природы, в т. ч. рельефа, климата, гидрологии, почвенного покрова, растительного и животного мира, хотя бы в краткой форме. Характеристика физико-географических условий может быть дана для обширной территории, например, для межгорных и внутригорных котловин Забайкалья. В результате получается, что для каждого объекта охраны, расположенного в непосредственной близости друг от друга, надо давать описание физико-географических особенностей и получаются многочисленные и ненужные повторы.

В-третьих, запретительные и разрешенные виды деятельности в местах размещения памятников природы однотипны, поэтому для каждого объекта нет необходимости в повторах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все указанные противоречия свидетельствуют о том, что система паспортизации памятников природы должна быть упрощена, и этот вид работы следует проводить в соответствии с Типовым положением об экологической паспортизации памятников природы регионального значения, принятого как руководство к действию еще в 2013 г.

Литература

1. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы

2. Иметхенов А. Б. Памятники природы Бурятии. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990. — 157 с.

3. Кислов Е. В. Памятники природы (на примере Западного Забайкалья). — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. — 180 с.

4. Методические основы изучения геологических памятников природы России / A. B. Лаппо [и др.] // Стратиграфия. Геологическая корреляция. — 1993. — Т. 1, № 6. — С. 75-83.

5. Савенкова Т. П. Охраняемые природные территории бассейна озера Байкал. — Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2001. — 185 с.

References

1. GOST P 17.0.0.06-2000 Oshrana prirody. Ekologichesckii passportprirodopolzovatelia. Osnovnie pologenia. Tipovie formi

2. Imetshenov A.B. Pamiatnikiprirodi Buriatii. — Ulan-Ude: Buryat publishing house, 1990. — 157 p.

3. Kislov E.V. Pamiatniki prirodi (na primere Zapadnogo Zabaikalia) — Ulan-Ude: Publishing BSC SB RAS, 1999. — 180 p.

4. Lappo A.V. Metodicheskie osnovi izuchenia geologicheskix pamiatnikov prirodi Possii Введите текст или адрес веб-сайта либо переведите документ.

5. Stratigrafiya. Geologicheskaya korrelyatsiya. — 1993. — № 6. — T.1. — S. 75-83.

6. Stratigraphy. Geological Correlation. — 1993. — №6. — T. 1. — S. 75-83.

7. Savenkova T.P. Oxraniaemie prirodnii territorii basseina ozera Baikal — Irkutsk: Publishing Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences, 2001. — 185 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.