Открытие и распространение глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.» весомую роль стали играть инновации в образовании - средства информационных и коммуникационных технологий. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на стимулирование познавательной активности студентов, увеличение доли самостоятельной работы, обучение в сотрудничестве и т.д.
Именно благодаря бурному развитию средств новых коммуникационных и информационных технологий и появилась новая форма (технология) обучения - дистанционное обучение. Эти технологии позволяют разделенным пространством преподавателю и студенту находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью определенных приемов построения учебного процесса. Следует заметить, что дистанционное обучение, основанное на использовании Интернета, помимо традиционных для образования функций, решает глобальные задачи: вхождение в мировое сетевое образовательное пространство, интеграцию с мировыми информационными ресурсами и базами данных.
То, что современная система подготовки медицинских специалистов требует модернизации и обновления, уже ни у кого не вызывает сомнений. Уровень квалификации молодого специалиста должен прийти в соответствие с потребностями рынка труда. Поэтому одна из
приоритетных задач высшего медицинского образования в России - повышение качества подготовки специалистов -является стратегической задачей образовательной политики в КрасГМА.
При получении базового медицинского образования на факультете высшего сестринского образования (заочная форма обучения) на долю экономических и правоведческих дисциплин в процентном соотношении к общему количеству часов по учебному плану приходится 5,1-8,0%, что чрезвычайно мало для приобретения фундаментальных знаний и профессиональных навыков. Таким образом, будущие специалисты административного звена не получают в процессе обучения в вузе достаточных знаний о типологических моделях управленческого процесса, характере управленческих отношений, стилях руководства; им не хватает теоретической и практической подготовки в области таких наук, как экономика здравоохранения, правоведение, маркетинг и т.п.
Кроме недостаточного количества часов в учебном плане, на качество приобретаемых знаний и навыков непосредственно влияет уровень педагогического мастерства и квалификации педагога. Поэтому необходимо проводить повышение квалификации профессорско-преподавательского состава не только по специальности, но и по основам дидактики и психологии организации учебного процесса, привести учебный материал в соответствие с современными достижениями науки и практики; внести коррективы в учебные планы с учетом требований рынка труда.
С целью повышения качества подготовки специалистов в Красноярской государственной медицинской академии было принято решение о внедрении в учебный процесс новых педагогических технологий и средств обучения, созданных на основе современных информационных технологий. Для этого был создан центр дистанционного обучения КрасГМА (ЦЦО).
На данном этапе в ЦЦО производится разработка электронных учебно-методических комплексов для факультета ВСО (заочное отделение) по основам экономических знаний, правоведению, экономике здравоохранения, правовым основам здравоохранения. Этот факультет был выбран не случайно: студенты длительное время (в межсессионные периоды) находятся вдали от вуза, не имея возможности напрямую связаться с преподавателем в случае возникновения затруднений при изучении учебных материалов или выполнении контрольных работ; не всегда могут вовремя ознакомиться с изменениями в нормативной, правовой и экономической базах законодательства РФ, а следовательно, и в учебных материалах. Чтобы устранить этот недостаток заочного обучения (при сохранении всех преимуществ), разрабатывается не только принципиально новая методическая система, но и новые технологии коммуникации.
Следует отметить, что дистанционные технологии при организации учебного процесса предполагают прежде всего использование личностно-ориентированного подхода, что тоже немаловажно, так как студенты факультета ВСО в большинстве взрослые люди, уже сформировавшиеся личности, имеющие немалый опыт работы в лечебных учреждениях. Поэтому дистанционные технологии в данном случае базируются на основных принципах андрогогики, что ведет к существенному изменению парадигмы процесса обучения: вместо привычной схемы «преподаватель -студент» принципиально иная: «студент - электронный учебно-методический комплекс - преподаватель». Такое смещение акцентов стимулирует учебно-познавательную деятельность студента, а учебный материал, выстроенный на проблемной основе и связанный с реальными жизненными ситуациями, создает дополнительную мотивацию к качественному изучению учебного материала по дисциплинам, преподаваемым дистанционно.
Интерактивность процесса обучения в рамках дистанционных курсов по предметам будет обеспечивается посредством электронной почты или взаимодействия через специальный интернет-сайт. Каждый студент сможет получить консультацию преподавателя, его комментарии по поводу контрольных работ или рекомендации по выбору дополнительной учебной литературы по заинтересовавшей студента проблематике и прочему в течение 1-
2 дней. Преподаватель, в свою очередь, сможет оперативно реагировать на изменения в законодательной базе РФ коррективами в учебных планах и программах, электронных учебниках, системе контроля и пр. Несомненно, это нововведение будет являться не только большой поддержкой, но и дополнительным средством стимулирования познавательной активности обучающихся.
Основные принципы андрогогики мы планируем реализовывать, не только управляя познавательной деятельностью студентов-заочников, но и дав им возможность саморегулировать (распределять во времени и объеме) свою учебную деятельность. Постоянные контакты между всеми участниками обучения в межсессионные периоды позволяют широко применять самооценку, рефлексию при оценке эффективности учебной деятельности; вырабатывать у студентов навыки критического мышления, столь необходимые в современной жизни.
Модернизируя технологию образовательной системы, внедряя дистанционные технологии обучения в рамках КрасГМА, мы таким образом надеемся существенно повысить качество подготовки специалистов.