ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТАТЬИ
© Коллектив авторов, 2011
Н.Г. Петрова1, Р.Г. Юрьева2, Б.В. Эпельман1, Н.А. Клепикова1
НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
!Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П. Павлова, 2СПб ГУЗ «Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями», Санкт-Петербург
Авторы провели анализ организации работы Санкт-Петербургского городского центра восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями и оценку его эффективности. Изучен опыт междисциплинарного наблюдения детей с ограниченными возможностями, сочетания методов медицинской и социальной реабилитации. Проанализированы нозологическая структура инвалидности и характер ограничения жизнедеятельности у детей, наблюдающихся в центре, потребности детей и их семей в медицинской, материальной и психологической помощи, виды проведенного лечения и их результаты. Ключевые слова: реабилитация, инвалидность, медико-социальная служба, Центр восстановительного лечения для детей.
Authors studied organization of St-Petersburg Municipal Rehabilitation Centre for children with psychic and neurological disorders and estimated efficacy of Centre work. The research permitted to study experience of interdisciplinary follow up of disabled children and combination of medical and social methods of rehabilitation. Authors analyzed nosological structure of pediatric disability, character of disability in children treated in Centre, needs of children and their families in medical, financial and psychological aid, types of treatment and their results.
Key words: rehabilitation, disability, medical and social care, Rehabilitation Centre for children.
В настоящее время отечественное здравоохранение находится на этапе сложного системного реформирования. Это определяется как сложившимися неблагоприятными тенденциями в показателях общественного здоровья, так и неэффективностью работы многих структур в традиционных рамках их деятельности. В этих условиях на региональном уровне создаются новые, достаточно эффективно работающие организационно-функциональные структуры, опыт работы которых требует изучения, обобщения и более широкого распространения.
Одной из актуальных проблем как медицинской, так и социальной помощи является адекватное медико-социальное обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Повышение уровня детской инвалидности за последние 10 лет обусловлено, наряду с ростом заболеваемости детей, недостаточным уровнем ранней диагностики тяжелых инвалидизирующих заболеваний, расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом.
В Санкт-Петербурге частота первичной инвалидности у детей в 2009 г. составила 28,3 на 10 тыс населения [1]. Первое место в ее структуре занимают болезни нервной системы, из которых 67% приходится на долю детского церебрального паралича (ДЦП). Высока также частота инвалидности вследствие врожденных пороков развития, болезней эндокринной и костно-мышечной систем.
Контактная информация:
Петрова Наталья Гурьевна - д.м.н., проф. каф. общественного здоровья и организации
здравоохранения СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
Адрес: 197032 г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6/8
Тел.: (812) 499-71-33, E-mail: [email protected]
Статья поступила 21.02.11, принята к печати 28.02.12.
Н.Г. Петрова, Р.Г. Юрьева, Б.В. Эпельман, Н.А. Клепикова
137
Наиболее часто у детей-инвалидов выявляются двигательные, висцеральные, метаболические, умственные нарушения. Дети имеют ограничения в жизнедеятельности по многим направлениям [2]: способность к адекватному поведению (осознание, интерпретация и реакция на внешние события, память, способность к приобретению знаний); способность передвигаться (ходить, преодолевать препятствия, перемещаться); возможность общаться с окружающими (понимать и выражать мысли при помощи языка, слушать, видеть); ухаживать за собой; владеть телом; действовать руками.
Такие дети нуждаются в помощи, которая требует огромных экономических затрат и значительных усилий семьи, медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов. Необходимы адекватное лечение и медико-социальная реабилитация для улучшения качества жизни детей-инвалидов. Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями воспитываются в семье, У3 - находятся в специализированных детских учреждениях и интернатах.
Главными причинами, негативно влияющими на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства, являются недостаток квалифицированных кадров и отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации. Кроме того, медиками недооцениваются психолого-педагогические и социальные аспекты реабилитации, а социальными работниками - необходимость и значимость медицинского этапа реабилитации. Недостаточно распространена система этапности и преемственности в работе с семьями детей-инвалидов и инвалидов с детства, недостаточна преемственность в деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности [3].
Указанные проблемы требуют поиска новых организационных форм, в рамках которых возможна комплексная реабилитация детей-инвалидов. В Санкт-Петербурге существует новая, практически не имеющая аналогов организационная форма помощи детям с неврологическими расстройствами и врожденными пороками развития - Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими расстройствами (ГЦВЛПНР).
Целью исследования являлись анализ опыта организации и оценка эффективности работы центра. Методика исследования включала анализ основных нормативных и правовых документов, регламентирующих работу центра, непосредственно наблюдение, а также изучение структуры патологии наблюдавшихся детей, объема оказанной им медико-социальной помощи, ее эффективности. Для этого была составлена специальная «Карта исследования», сведения на которую выкопировались из первичной медицинской документации. Карта состояла из 35 вопросов. Общее число заполненных карт составило 350. Заполненные карты были зашифрованы и обработаны с применением пакета прикладных программ «81аЙ8иса» в вычислительном центре СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.
ГЦВЛПНР является специализированным меди-
цинским учреждением в системе этапного восстановительного лечения детей и подростков, имеющих психоневрологическую патологию и заболевания опорно-двигательного аппарата, приводящие к ограничению жизнедеятельности. Здесь проводится комплексное восстановительное лечение и различные виды реабилитации детям и подросткам в возрасте от 1 месяца до 17 лет с применением традиционных, нетрадиционных методов лечения и авторских методик.
Основными принципами работы центра являются междисциплинарное наблюдение, индивидуальный подход, профессионализм, участие семьи.
В структуре центра выделяют следующие отделения:
• неврологическое отделение с функциональной диагностикой и функциональными методами лечения, включающее в себя кабинеты неврологов, рефлексотерапии, кабинет электроэнцефалографии (ЭЭГ), эхографии, кабинеты функционального биоуправления (ФБУ) по электромиографии и вегетативным функциям, кабинет функциональных методов лечения и диагностики, кабинеты компьютерной экспресс-диагностики, миографии, программиста;
• отделение реабилитации с кабинетами массажа, лечебной физической культуры (ЛФК), ортопеда с компьютерным оптическим топографом, мануальной терапии, ФБУ, офтальмолога, кабинет эрготерапии;
• медико-психологическая служба (МПС), включающая в себя кабинеты психиатра, психологов, дефекто-лога, логотерапии, релаксации, нейропсихологического тестирования, медико-социальный кабинет, кабинеты абилитации, лечебной педагогики, музыкальной терапии и сенсорную комнату.
МПС уделено особое внимание в организации работы центра, т.к. в медико-психологической коррекции нуждается не менее 80% пациентов, проходящих через центр.
Основные особенности работы МПС: акцент на работе с семьей, мотивация родителей на совместную работу; развитие службы медико-социального патронажа; применение современных методов и способов психотерапевтической коррекции (групповой и индивидуальной); междисциплинарный подход и межведомственное сотрудничество в лечении детей; отработка этико-психологического взаимодейст-вия сотрудников в совместном наблюдении ребенок- пациент и в работе с семьей.
Опыт работы, научная организация деятельности в сотрудничестве с профильными кафедрами вузов и научно-исследовательских институтов Санкт-Петербурга сформировали особенности работы ведущих специалистов центра - невролога, ортопеда, педиатра, психотерапевта и других специалистов, значительно отличающиеся от работы специалистов поликлиник, стационаров. По сути, это - врачи восстановительной медицины (реабилитологи).
Наибольшую долю (50%) составили дети в возрасте от 7 до 14 лет, 25,8% пришлось на долю детей 3-6 лет, далее следовали дети младше 3 лет (17,7%) и старше 14 лет (6,5%).
138
Педиатрия/2012/Том 91/№ 4
В нозологической структуре преобладает ДЦП (45,4%). У 26,7% пациентов имеются другие заболевания нервной системы, у 12,8% - сколиоз, у 15,1%- другие заболевания костно-мышечной системы.
Важно подчеркнуть, что у 40,9% детей имеются сопутствующие заболевания, в том числе у 25% - одно, у 12,5% - два заболевания, у 3,4% - три и более.
«Тяжесть» контингента детей, наблюдавшихся в центре, определяется также тем, что статус «ребенок-инвалид» имеют 80%детей больных ДЦП, 60,9% - с другими заболеваниями нервной системы, 8,3% - со сколиозом.
Особо важно подчеркнуть следующие социальные аспекты. В 1/з случаев дети растут в семье, которая состоит из одинокой матери или бабушки-опекуна и ребенка и имеет низкий доход.
31,5% детей, проходящих лечение в центре, имеют ограничения жизнедеятельности. В частности, при ДЦП и прочих заболеваниях нервной системы 92,3% детей не могут свободно передвигаться. При других заболеваниях нервной системы и патологии костно-мышечной системы способность к общению и самообслуживанию ограничена у 50% детей.
20,2% семей с ребенком, проходящим лечение в центре, нуждаются в материальной и психологической помощи. 6,7% детей необходима материальная и юридическая помощь. На оказании данных видов помощи специализируется служба медико-социального патронажа.
Система наблюдения пациентов складывается из нескольких этапов. Первый этап (продолжительностью 4-5 дней) - это работа Городской отборочной комиссии, которая занимается отбором детей; определением «ведущего» лечащего специалиста (по профилю патологии); первым междисциплинарным осмотром; составлением первичного плана наблюдения; планированием первого посещения врача семьей с больным ребенком.
При утверждении индивидуальной программы реабилитации в каждом конкретном случае учитывается социальный статус, степень выраженности ограничений жизнедеятельности реабилитанта.
Второй этап (3-5 дней) включает составление дифференцированного индивидуального плана лечения и начало лечения. На третьем этапе, продолжительностью 6-8 недель, проводится комплексное восстановительное лечение, а на четвертом (1-5 дней) - оценка его эффективности с написанием выписного эпикриза и выдачей рекомендаций по дальнейшему наблюдению. Таким образом, курс лечения составляет 2-2,5 месяца. Кратность, этапность, преемственность и схему дальнейшего наблюдения определяет соответствующий специалист центра. Особое внимание уделяется вопросам абилитации, которые решаются совместно с Институтом раннего вмешательства.
При характеристике объема медицинской помощи,
оказанной в центре, важно отметить, что, как правило, в ходе лечения ребенок консультируется несколькими специалистами. Так, врач ЛФК проконсультировал большинство детей (61,8%), невролог - более половины детей (57,2%). Почти 1/з случаев были проведены консультации психолога (36%) и педиатра (34,8%). Логопедом и офтальмологом проконсультированы 21,4 и 16,9% детей соответственно.
Детям назначали как медикаментозные, так и немедикаментозные методы лечения, которые включали в себя физиотерапию, мануальную терапию, иглорефлек-сотерапию, ЛФК, механотерапию, ФБУ, массаж.
Медикаментозное лечение назначали 17,9% детей. Немедикаментозное лечение проводили 86% детей. Больным ДЦП в 37,5% случаев требовалось 5 и более видов немедикаментозного лечения, детям с другими заболеваниями - около 3-4 видов лечения.
В процессе организации центра был определен необходимый перечень документации, которая имеет свои особенности в оценке эффективности качества восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий. Определены критерии оценок эффективности качества восстановительного лечения каждым специалистом центра; разработаны алгоритмы наблюдения пациентов всеми специалистами.
Анализ эффективности терапии показал, что после проведенных курсов медикаментозного и немедикаментозного лечения незначительное улучшение отмечено у 52,8% детей, значительное - у 18,8%, без перемен - у 28,3%.
Важно отметить, что некоторые аппаратные методы обследования и методики лечения, используемые в центре, являются уникальными. Среди них можно выделить следующие: ФБУ с обратной связью, транскраниальную микрополяризацию структур головного и спинного мозга, компьютерную оптическую топографию позвоночника на аппарате «КОМОТ», план-тографию, дихотоническое прослушивание, термотерапевтический массаж с использованием системы «Дюзон», использование различных тренажеров системы «ТИСА», НПК «САНДР», тренажера «Гросса», лечебного костюма «Адели».
Таким образом, анализ работы ЦВЛПНР показал необходимость совершенствования медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями на основе использования междисциплинарного подхода, что позволяет добиться выраженной эффективности лечения этих детей, социализировать ребенка с выраженными психоневрологическими и двигательными нарушениями в общество, улучшить психологический фон в семье и создать основу для возможного дальнейшего участия ребенка в трудовой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимов А.В., Дубровская Н.В. Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге за 2009 год.
2. http://www.homekid.ru/kidinspb2009/kid2009content.
htm
3. Юрьева Р. Г. Научное обоснование организации восстановительного лечения детей с ограниченными возможностя-
ми: Автореф. дисс. ... канд. мед.наук. СПб., 2007.
4. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 567 «О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства».