А. 11. Базарои, Ю.Ю. Шурыгина. Этапы становления и развития Реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в г. Улан-Удэ
Плеханов Александр Николаевич -доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской хирургии медицинского факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, plehanov.a@mail. т Товаршинов Александр Искрович-кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры факультетской хирургии медицинского факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ
УДК 610
Этаны становления и развития Реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в г. Улан-Удэ А.ГГ Базаром, Ю.Ю. Шурыгина
Вопросами реабилитации детей с ограниченными возможностями с 1999 г. в г Улан-Удэ занимается детский Реабилитационный центр fty
Stages of the formation and the development of the Rehabilitation centre for children with the limited possibilities in Ulan-Ude
A.P. Bazaron, Ju.Ju. Shurygma
The children's Rehabilitation Centre in Ulan-Ude engages in problems of rehabilitation of children with limited abilities.
По данным ООН, в мире насчитывается 140 млн детей-инвалидов. Проблемы инвалидности в разной степени характерны для всех стран мира. В среднем 10% населения страдает от тех или иных длительных и глубоких заболеваний, следствием которых становится инвалидность. Только в России насчитывается более 11 млн инвалидов. Причем по мере старения населения число таких людей будет объективно возрастать даже при условии, что большинство факторов риска инвалидности станет контролируемым. По прогнозам экспертов Всемирной организации здравоохранения предполагается увеличение их числа более чем в зри раза. Численность инвалидов в Республике Бурятия (РБ), как и в целом по России, ежегодно увеличивается на 10- 11%. В настоящее время в республике насчитывается около 60 тысяч инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, что составляет 5,6% всего населения республики. Около 14% является инвалидами детства I группы, 58% - 11 группы, 18% - Ш группы, 10% составляют дети-инвалиды На 1 января 2005 г. на учете в Пенсионном фонде РБ состояло 4 246 детей-инвалидов, на 1 января 2006 г. - 4 895. Таким образом, только за один календарный год количество детей-инвалидов увеличилось на 649 человек. Тенденция к росту детской инвалидности сохраняется В структуре инвалидности детей лиди-
руют психоневрологическая патология, в том числе ДЦП и аномалии развития
Учитывая демографические показатели как РБ (при увеличивающихся цифрах миграции трудоспособного населения в другие регионы страны и за рубеж, когда на одного пенсионера должно быть 8 работающих), так и всего земного шара, стратегию Всемирной организации здравоохранения в отношении инвалидов, есть необходимость бороться за здоровье каждого ребенка. Вопросами реабилитации детей с ограниченными возможностями с 1999 г. в г. Улан-Удэ занимается детский Реабилитационный центр (РЦ). В процессе развития и становления Реабилитационного центра можно выделить несколько этапов.
Подготовительный этап. В конце 90-х гг. прошлого столетия появилась и начала развиваться социальная служба города. Отделы социальной защиты населения были переданы из администраций районов в городское Управление социальной защиты населения по г. Улан-Удэ. Специалисты отделов стали заниматься проблемой оказания помощи малоимущим семьям, имеющим детей-инвалидов. Количество таких семей ежегодно возрастаю, чз'о требовало создания специализированного учреждения реабилитации. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ № 206 от 26 мая 1999 г был открыт Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в
А.П. Базарон, Ю.Ю. Шурыгина. Этапы становления и развития Реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в г. Улан-Удэ
структуре Лечебно-реабилитационного центра (ЛРЦ) «Здоровье» при соучредительном участии Городского управления здравоохранения и Управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ, который оказывал комплексную круглогодичную бесплатную реабилитацию детям-инвалидам города, сиротам, матерям с больными детьми дошкольного возраста из малообеспеченных слоев населения г. Улан-Удэ. Ежегодно курс медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации проходили более 300 детей с различной патологией. Средний показатель детей с особенностями развития среди общего количества, получивших лечение за 6 лет работы Центра, составил 81,5%. Реабилитировано более 25% детей, обучающихся в специализированных учебных заведениях: школе индивидуального обучения № 60, вспомогательных коррекционных школах-интернатах, школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей, школе-интернате для слабовидящих детей. При анализе структуры патологии среди детей, прошедших реабилитацию в центре, высокий процент составили дети с врожденными аномалиями, поражениями центральной нервной системы, в том числе с ДЦП, психическими расстройствами, болезнями органов дыхания.
Следующий этап - этап становления Центра характеризовался:
- подбором квалифицированных кадров (дипломированных специалистов в области медицины, психологии, социальной работы). Более 50% штатных работников составили совместители - специалисты ЛРЦ «Здоровье» (инструктор ЛФК, физиомедсестра, медсестра парафино- и грязелечения, процедурная медсестра, врач-невропатолог, врач-ортопед, врач-психотерапевт, диетмедсесзра и др.), что позволило организовать в кратчайшие сроки комплексную реабилитацию детей с особенностями развития г. Улан-Удэ;
- определением целей и задач по развития и деятельности Центра;
- экономическим обоснованием необходимых статей расходов из муниципального бюджета.
Реабилитационный центр первоначально был рассчитан на 10 коек. С 2000 г. количество реабилитируемых детей возросло до 15 человек. Несмотря на то, что работа койки была круглогодичной для детей школьного возраста, сохранялась необходимость реаби-
литации детей-дошкольников. С января 2002 г. количество коек возросло до 25. Реабилитация детей дошкольного возраста должна проходить с непосредственным присутствием близкого взрослого человека. С 2002 г. были введены бесплатные реабилитационные мероприятия для матерей больных детей в РЦ. Это было обосновано особенностью патологии, с которой поступают дети-инвалиды, требующей больших физических, моральных, духовных, материальных возможностей от родителей, особенно от матерей, которые, столкнувшись с проблемой, начинают борьбу за жизнь и здоровье ребенка, порой забывая о своем здоровье. Главной задачей Центра является максимально полная и ранняя социальная адаптация детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии, формирование у них позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду при помощи комплекса медицинских, социальных, психолого-педагогических мероприятий. Медицинская реабилитация основывается на стандартах лечения больных детей, которые изменяются с учетом новых методов. Лечение подбирается индивидуально для каждого ребенка и каждой матери. Не менее важной и значимой является социально-психодогиче-ская реабилитация, которая основана на личностном подходе к каждому ребенку и носит как коррекционный, так и консультационный характер для взрослых и детей.
Психолого-педагогическое обследование показывает следующие особенности детей-инвалидов:
• преобладает заниженный уровень самооценки, инфантильность, неуверенность
в себе,
• эмоциональная неуравновешенность (резкая полярная смена настроения), пониженная активность в физическом и психическом плане или, наоборот, двигательная рас-торможенность.
При подготовке и проведении культурно-развлекательных и спортивных мероприятий специалисты учитывают характер заболевания ребенка, его психоэмоциональное состояние, личностные особенности и в соответствии с этими показателями регулируют нагрузку каждому ребенку индивидуально. В семье, где проживает ребенок-инвалид, родители вынуждены брать на себя большой груз ответственности, что в большинстве случаев
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2008/12
прожив сезон, получает необходимые навыки общения, участвует в мероприятиях и с позитивным настроем приезжает в следующий раз. Целесообразно объединять детей-инвалидов со здоровыми сверстниками. Это способствует более гармоничному процессу реабилитации, больной ребенок учится эмоциональной раскованности, интеграции, повышению уверенности, появляются желания быть активным и проявлять свой потенциал, а более здоровым ровесникам быть толерантными и проявлять сочувствие. Благодаря кропотливой работе специалистов, ребенок учится и становится более самостоятельным, уверенным в себе, активным, проявляет познавательный интерес, с радостью идет на контакт и с другими детьми, и со взрослыми, улучшаются медицинские показатели (по результатам 2005 г. с улучшением выписаны 93,8% детей, ухудшений нет, без перемен - 6,2%).
За годы существования Центра произошло укрепление материально-технической базы ЛРЦ «Здоровье»:
- при совместном финансировании сделан пристрой к корпусу № 1 «Мать и дитя»;
- произведен ремонт крыши корпуса «Мать и дитя»;
- отремонтированы баня и сауна;
- сделан капитальный ремонт горячего и холодного водоснабжения корпуса № 1,
- приобретены 4 единицы автотранспорта, что позволило улучшить реабилитационные мероприятия всем, кто находился на лечении в этот период времени как в Реабилитационном центре, так и в ЛРЦ «Здоровье».
Увеличение числа детей-инвалидов, ухудшение качества здоровья, усугубляются патологии детей в силу нарушения экологии, распространения алкоголя, наркотиков, «омоложения» мамочек, демографические показатели РБ актуализируют проблему развития Центра, осуществляющего комплексную реабилитацию детей с особенностями развития. Накопленный опыт работы имеет неоценимое
практическое значение в медико-социальной, психолого-педагогической реабилитации детей с особенностями развития и их родителей, который в дальнейшем будет применен в реабилитации детей с ограниченными возможностями Республики Бурятия. С принятием федерального закона №122 возникла необходимость передачи Центра в государственную собственность РБ, УЛАН-УДЭ. Этап передачи из муниципальной в государственную собственность Республики Бурятия начался с июля 2004 г. и оставался актуальным и злободневным до декабря 2005 г. Неоднократно ставился вопрос о закрытии Центра, нецелевом использовании муниципальных средств Благодаря настойчивости Министерства труда и Администрации г. Улан-Удэ данные вопросы были успешно разрешены. С 1 января 2006 года коллектив Центра переведен во вновь открывшееся здание Реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в п. Забайкальский (ул. Лесная, 11 А), где предусмотрены следующие виды реабилитации: медицинская, социальная, психолого-педагогическая, будет развиваться и накапливаться база данных детей с ограниченными возможностями На новых и достаточных площадях развернуты пищеблок с современным оборудованием, просторные палаты, мультисенсорная комната, учебные классы, физио- и приемное отделения. Планируется строительство бассейна, будут созданы условия для внедрения иппотерапии и т.д.
В настоящее время отказываются от терминов «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями», они заменяются терминами «особенности развития», «особые возможности». Все дети разные и подходы к реабилитации должны быть разными, но самое главное - все дети обучаемы, каждому нужен индивидуальный подход. Все это дети с особенностями развития получают в детском Реабилитационном центре г. Улан-Удэ.
Шурыгина Юлия Юрьевна - доктор медицинских наук, профессор Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Улан-Удэ.