Н. В. Геркина
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогические технологии, технологии дистанционного обучения.
Статья о создании современных педагогических технологий и путях их практического применения в высшей школе. Предметом нашего исследования станут информационные технологии и технологии дистанционного обучения.
Опыт показывает, что наиболее продуктивными и перспективными образовательные технологии являются, когда они позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности.
Кeywords: innovation, innovation activity, innovation process, pedagogical technologies, the
technology of the remote instruction.
Article about the creation of contemporary pedagogical technologies and the methods of their practical application in the higher school. Information texnologies and technologies of remote instruction will become the object of our of experiment. Experience shows that the educational technologies are most productive and promising, when they make it possible to organize training process taking into account professional directivity.
Проникновение в образовательную сферу технологических средств, появившихся в результате цифровой революции, поставило под большой вопрос усилия доминирующего классического образования. Волна технологических инноваций, обрушившихся на высшую профессиональную школу, спровоцировала длительные образовательные и общественные дебаты. Размышление о введении новых технологий обучения предусматривает появление новых участников и комплекса новых педагогических концепций. Преподаватели вузов в нашей стране сегодня чётко осознают, что их первоочередной задачей является реальная подготовка высококлассного специалиста в той или иной сфере, а осведомлённость обучающихся касательно новых информационных и коммуникационных технологий и работа с ними согласно индивидуальной образовательной траектории способствуют постоянному обновлению содержания и методов их обучения.
Профессионально-ориентированную технологию обучения в системе высшего педагогического образования специалисты рассматриваем как систему психологических, педагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей и, конечно, как такую технологию, которая направлена на позитивный потенциал и творческие возможности личности.
Целью нашего исследования станут информационные технологии и технологии дистанционного обучения.
Современное общество требует от учителей и преподавателей инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Индивидуально-творческая парадигма образования направлена на развитие творческой ак-
тивности студентов. Это требует выработки самостоятельного критического мышления, способности к генерированию новых идей; коммуникабельности, контактности в различных социальных группах, способности найти выход из конфликтной ситуации; гибкой адаптации в изменяющихся жизненных ситуациях; навыков самостоятельной работы по развитию собственного интеллекта, повышению общекультурного уровня.
В сложившихся условиях динамичного развития инновационных технологий обучения, новейшие технические средства постепенно превращаются в обязательный компонент профессионально-ориентированного обучения в высшей педагогической школе. Получают признание информационные технологии на базе персональных компьютеров и их сетей. К насыщению высшей школы новейшей техникой подталкивает и экономическая ситуация. Не вызывает сомнения, что будущее высшего образования связано с освоением в учебном процессе достижений научно-технического прогресса особенно новых информационных профессионально-ориентированных технологий обучения и прежде всего - информационно-компьютерной поддержки учебных курсов, особенно в гуманитарной сфере. Средства модернизации образования могут рассматриваться только в рамках педагогической инноватики. Создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инновационный процесс может быть как стихийным, так и сознательно управляемым. Введение новшеств -это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного курса в высшей школе ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.
В инноватике заложен внедренческий вектор - наука разрабатывает и внедряет в жизнь. Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, мы определяем объект и предмет педагогической инноватики с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это основополагающий принцип, который мы предлагаем в качестве ориентира для построения теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.
Главным критерием оценки педагогической технологии является её эффективность в процессе обучения. При подготовке студентов - будущих учителей преподавателям особое внимание, на наш взгляд, следует уделять креативным формам организации учебного процесса с элементами проблемности и научного поиска, использованию резервов самостоятельной работы коммуникативной направленности всего процесса обучения, чему в немалой степени способствует инновационные информационные технологии.
Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий условно разобьем на четыре основные группы по типу коммуникации между учащимися и преподавателем.
Методы самообучения: педагогические методы «один - одному»; преподавание «один - многим»; образование на базе коммуникации «многие - многим». Подробно остановимся лишь на одном, наиболее часто встречающимся, методе преподавания «один-многим».
Преподавание «один - многим». Преподавание «один - многим», в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала перед обучаемыми, не иг-
рающими активной роли в коммуникации, свойственно традиционной образовательной системе, но оно получает новое развитие на базе инновационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видео-кассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в инновационном образовательном процессе так называемыми «элекциями» (электронными лекциями), то есть лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям. Элекция может представлять собой нетрадиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.
Использование достижений современных информационных технологий в процессе обучения в высшей школе позволяет студентам использовать нетрадиционные источники информации, что развивает не только мышление, кругозор, но и повышает аналитические способности и эффективность самостоятельной работы. Поэтому одним из основных направлений информатизации современного общества является обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования инновационных технологий.
Внедрение современных коммуникационных технологий, использование новых форм обучения, привели к появлению новых «институциональных форм высших учебных заведений» [1].
Наряду с традиционной формой заочного обучения появляется дистанционная форма, под которой понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.
Характерными чертами дистанционного обучения являются:
- гибкость - обучаемые не посещают регулярные занятия, а учатся в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе;
- модульность: отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым принципам;
- экономическая эффективность - средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится дешевле традиционных форм;
- новая роль преподавателя - на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами, помощь в профессиональном самоопределении;
- специализированный контроль качества - в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседование, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные, интеллектуальные тестирующие системы» [2].
Дистанционное обучение хоть и можно назвать быстроразвивающейся формой образования, но не настолько массовой и всепроникающей, как хотелось бы государственным деятелям или компьютеризированному сообществу. Реальность определила место дистанционному обучению там, где оно действительно уместно и эффективно. Важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего.
Эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него педагогическим смыслом, среди толкований которого следует выделить два разных подхода.
Первый, довольно распространенный сегодня, подразумевает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников). Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащиеся не приобретают и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.
При втором подходе доминантой дистанционного обучения выступает личная, продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникации. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействие субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Нельзя не согласиться с точкой зрения Хуторского В.А., в том, что личный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты дистанционного обучения этого типа, а его цель - творческое самовыражение удаленного ученика. Именно на этот подход опирается деятельность Центра дистанционного образования «Эйдос» » [3].
Дистанционные технологии позволяют расширить круг интересов обучаемых, создают оптимальные возможности делиться новым со студентами, обучающихся на различных факультетах, различных университетах республики, страны, мира. Одна из форм активной деятельности обучаемых - дистанционные олимпиады. Эвристичность дистанционного обучения обеспечивается двумя разными подходами. Первый подход подразумевает обмен информацией между педагогами и студентами. Второй подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса.
Подводя итоги необходимо выделить тенденции развития технологического подхода в высшем педагогическом образовании:
- дальнейшее совершенствование прогрессивных и проектирование новых профессионально-ориентированных технологий обучения;
- внедрение в практику личностно-ориентированного образования;
- реализация компетентности, умелости, меры личностной свободы, стимулирование процесса целеполагания, целеосуществления и целеустремления;
- интеграция университетского и профессионального образования, создание профессионально-ориентированных технологий творческого стиля педагогической деятельности, что позволяет будущему учителю самому решать педагогические проблемы;
- использование достижений различных наук в методике профессионального образования;
- широкое внедрение отечественного и международного дистанционного обучения с использованием прогрессивных инновационных профессионально-ориентированных технологий.
Дальнейшее развитие технологического подхода и расширение его использования представляет собой одно из главных условий повышения эффективности обучения и профессиональной подготовки специалистов.
Литература
1. Царев, А. С. Развитие новых институциональных форм высшего образования на современном этапе. / А.С. Царев / Интернет-журнал «Эйдос» . - 2006. - 1 сентября.
2. Бутырин, Г.Н. Дистанционное образование по оценкам экспертов / Г.Н. Бутырин, Н.Н. Ефимов, В.Я. Нечаев / Материалы 4-ой конференции по дистанционному образованию. М. - С.114-117
3. Хуторской, А.В. Дистанционное обучение и его технология / А.В. Хуторской / Интернет- журнал «Эйдос» . - 2005. - 10 сентября
© Н. В. Геркина - ст. препод. каф. иностранных языков факультетов гуманитарного цикла ТГГПУ, [email protected].