Научная статья на тему 'Новые механизмы привлечения инвестиций в АПК России'

Новые механизмы привлечения инвестиций в АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1140
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИЙ В АПК / ВОЗМЕЩЕНИЕ ЧАСТИ ПРЯМЫХ ПОНЕСЕННЫХ ЗАТРАТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ АПК / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / AGRICULTURE / MECHANISMS OF THE STATE SUPPORT OF INVESTMENTS INTO AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / COMPENSATION OF PART OF FACTOR INCURRED COST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ненашева Вера Сергеевна, Осипова Алла Вячеславовна

Статья затрагивает актуальные вопросы стимулирования инвестиций в одну из приоритетных отраслей экономики сельское хозяйство. Развитие аграрной сферы в современных условиях экономических санкций и выбранного курса на импортозамещение находится в прямой зависимости от степени инвестиционной активности и объемов государственной поддержки. Действующие механизмы привлечения инвестиций не в полной мере отвечают сложившейся ситуации в агропромышленном комплексе России. В статье дается оценка механизму стимулирования инвестиций в аграрную сферу экономики в части субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам. На примере Тамбовской области показаны положительные и отрицательные моменты применения этого механизма в последние годы. Затронуты вопросы порядка отбора инвестиционных проектов для субсидирования, анализируется структура инвестиций по направлениям и результативности с учетом оказанной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям. В статье показано, что реализация в аграрной сфере Тамбовской области инвестиционных проектов в свиноводстве, птицеводстве и производстве сахара (при активной поддержке государства) обеспечили инвесторам высокую рентабельность производства. Низкодоходные подотрасли агропромышленного производства не получали достаточной поддержки из бюджетов и несли убытки. Образовался дисбаланс комплексного развития агропромышленного производства в регионе. В статье приведены условия и порядок реализации с 2015 г. нового инструмента привлечения инвестиций возмещение прямых понесенных затрат на создание объектов агропромышленного комплекса. Авторами проведен анализ его эффективности, и сформулированы предложения по оптимизации применения данного механизма в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ненашева Вера Сергеевна, Осипова Алла Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MECHANISMS OF ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

Article raises topical issues of stimulation of investments into one of priority branches of economy agriculture. Development of the agrarian sphere in modern conditions of economic sanctions and the chosen course on import substitution is in direct dependence on degree of investment activity and volumes of the state support. The operating mechanisms of attraction of investments not fully answer current situation in agro-industrial complex of Russia. In article authors gave the assessment to the mechanism of stimulation of investments into the agrarian sphere of economy regarding subsidizing of an interest rate for the investment credits showed the positive and negative moments of use of this mechanism in recent years on the example of the Tambov region, considered questions of an order of selection of investment projects for subsidizing and analyzed the structure of investments in the directions and productivity taking into account the given state support to agricultural producers. The article showed that realization in the agrarian sphere of the Tambov region of investment projects in pig-breeding, poultry farming and production of sugar (with active support of the state) provided to investors high profitability of production. Low-profitable subsectors of agro-industrial production didn't get sufficient support from budgets and incurred losses. The imbalance of complex development of agro-industrial production in the region formed. Authors presented conditions and an order of realization since 2015 of the new instrument of attraction of investments reimbursement of the factor incurred cost on creation of objects of agro-industrial complex. Authors carried out the analysis of its efficiency and formulated offers on optimization of use of this mechanism in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Новые механизмы привлечения инвестиций в АПК России»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-87-93

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АПК РОССИИ

НЕНАШЕВА ВЕРА СЕРГЕЕВНА ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ОСИПОВА АЛЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Статья затрагивает актуальные вопросы стимулирования инвестиций в одну из приоритетных отраслей экономики - сельское хозяйство. Развитие аграрной сферы в современных условиях экономических санкций и выбранного курса на импортозамещение находится в прямой зависимости от степени инвестиционной активности и объемов государственной поддержки. Действующие механизмы привлечения инвестиций не в полной мере отвечают сложившейся ситуации в агропромышленном комплексе России. В статье дается оценка механизму стимулирования инвестиций в аграрную сферу экономики в части субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам. На примере Тамбовской области показаны положительные и отрицательные моменты применения этого механизма в последние годы. Затронуты вопросы порядка отбора инвестиционных проектов для субсидирования, анализируется структура инвестиций по направлениям и результативности с учетом оказанной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям. В статье показано, что реализация в аграрной сфере Тамбовской области инвестиционных проектов в свиноводстве, птицеводстве и производстве сахара (при активной поддержке государства) обеспечили инвесторам высокую рентабельность производства. Низкодоходные подотрасли агропромышленного производства не получали достаточной поддержки из бюджетов и несли убытки. Образовался дисбаланс комплексного развития агропромышленного производства в регионе. В статье приведены условия и порядок реализации с 2015 г. нового инструмента привлечения инвестиций - возмещение прямых понесенных затрат на создание объектов агропромышленного комплекса. Авторами проведен анализ его эффективности, и сформулированы предложения по оптимизации применения данного механизма в современных условиях.

Ключевые слова: сельское хозяйство, механизмы государственной поддержки инвестиций в АПК, возмещение части прямых понесенных затрат на строительство объектов АПК, проектное финансирование

Необходимым условием стабильного функционирования и развития АПК России является динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности, которое обеспечивается государственной поддержкой в рамках реализуемых программных инструментов.

Основным инструментом государственной поддержки инвестиций в рамках реализации программных документов развития аграрной отрасли в 2006-2014 гг. являлось субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, которое расширяло доступ сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам. Условия получения субсидируемых банковских кредитов были жесткими: наличие залоговой базы, 10-30 % собственных

средств, безубыточная деятельность, отсутствие долгов по платежам в бюджетную систему. Для большей части агроформирований такие условия были практически невыполнимы: из-за диспаритета цен в промышленности и сельском хозяйстве большинство сельхозтоваропроизводителей в 2006 г. были убыточными, износ основных фондов (более 70 %) обесценивал их как залоговую базу, земельные участки не были оформлены документально и не могли использоваться в качестве залога. Однако данный механизм позволил привлечь крупных инвесторов в АПК Тамбовской области из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа. При активной поддержке региональных органов власти, которая включает систему льгот, преференций, суб-

сидирование, на территории региона начали реализацию инвестиционных проектов такие крупные инвесторы, как группы компаний «Черкизово» (ООО «Ресурс», ООО «Тамбовмясопром» - строительство свиноводческих комплексов), «РусАгро» (ООО «Тамбовский бекон», ОАО «Знаменский сахзавод»), ГК «АСБ» (ООО «Юго-восточная Агрогруппа» -строительство семенного, сахарного и масложирово-го заводов), ЗАО «Приосколье» (строительство птицефабрик бройлерного направления). Увеличение доли регионального АПК в отраслевой структуре инвестиций увеличилось с 11,2 % в 2005 г. до 17,8 % в 2008 г. и до 24,4 % в 2014 г. [1].

Рост сумм инвестиционного кредитования АПК в 2007-2009 гг., необходимость их субсидирования требовали увеличения объемов государственной поддержки из бюджетной системы. Однако ограниченность средств федерального и регио-

нального бюджетов привели к тому, что в 2010 г. Минсельхоз России ввел механизм отбора инвестиционных проектов, которые в дальнейшем могли претендовать на получение бюджетных субсидий. Изучение протоколов заседания Комиссии по координации вопросов кредитования АПК, созданной в Минсельхозе России (далее - Комиссия), позволяет провести анализ и сделать определенные выводы.

За 2010-2012 гг. в Тамбовской области было принято к субсидированию 28393,8 млн руб. инвестиционных кредитов, при этом на предприятия, которые реализуют инвестиционные проекты в птицеводстве и свиноводстве приходится 67 %, третье место занимают проекты, связанные со строительством и реконструкцией сахарных заводов и элеваторов - 19 %. В совокупности они составляют 86 % (рис. 1).

Рис. 1. Структура инвестиционных кредитов, отобранных Комиссией для предоставления субсидий из федерального и регионального бюджетов в 2010-2012 гг. в Тамбовской области [2]

Отбор инвестиционных проектов в 2013 г. не проводился из-за отсутствия средств федерального бюджета на обеспечения субсидиями вновь отобранных инвестиционных кредитов. Это спровоцировало замедление инвестиционной активности по отдельным направлениям аграрного сектора региона (скотоводство, плодоово-щеводство). В 2014 г. сумма отобранных инвестиционных кредитов составила 39080 млн руб., что превысило уровень 2010-2012 гг. на 37,6 %. Однако и по 2014 г. на животноводство (в основном птицеводство и свиноводство) и на строительство и реконструкцию сахарных заводов уже приходилось 91,5 %.

В 2015 г. отбор инвестиционных кредитов продолжился, при этом на одно предприятие -Знаменский сахарный завод, приходится 88,3 % инвестиционных кредитов Тамбовской области, одобренных Комиссией [2].

Анализ динамики сумм государственной поддержки кредитования АПК Тамбовской области показывает (рис. 2), что в 2014 и 2015 гг. суммы субсидий по сравнению с 2010 годом увеличились соответственно в 3,4 и 2,5 раза [1,2]. На фоне роста объемов кредитования крупных инвестиционных проектов ежегодно увеличиваются субсидии на уплату процентов по кредитам, которые составляют более 70 % всей суммы государственной поддержки

АПК региона, при этом снижается объем субсидирования по другим направлениям, что вызывает

дисбаланс комплексного развития агропромышленного производства региона.

Рис. 2. Субсидирование инвестиционных кредитов за 2010-2015 гг. в Тамбовской области (млрд руб.).

Анализ перечня отобранных инвестиционных кредитов в 2014 г. и расчетов субсидий по Тамбовской области на период до 2020 г., представленных Минсельхозом России в протоколе отбора № 30 от 27.01.2014, показывает, что на 39080,7 млн руб. отобранных инвестиционных кредитов будет приходиться за 2015-2020 гг. 9699,2 млн руб. субсидий из федерального бюджета, что составляет 24,8 % к уровню отобранных инвестиционных кредитов. При этом на три предприятия ООО «Тамбовский бекон», ООО «Тамбовская индейка» и ОАО «Тока-ревская птицефабрика» (в совокупности - 14650 млн. руб. или 37,5 % от общей суммы отобранных инвестиционных кредитов в 2014 г.), будет приходиться по расчетам Минсельхоза России 3800 млн руб. субсидий (39,1 % от общей суммы субсидий, направляемых из федерального бюджета на поддержку долгосрочного кредитования в Тамбовской области) [2].

Перекос государственной поддержки инвестиций в сторону крупных проектов мононаправленности (свиноводство, птицеводство, производство сахара) тормозит развитие других направлений аграрного производства, нарушает структуру развития АПК региона и провоцирует разорение средних и малых форм сельхозпроизводства. Кроме того, может сложиться ситуация, схожая с той, что сложилась при строительстве Мордовского сахарного завода (общие инвестиции более 10 млрд руб.). Реализация проекта началась в 2009 г. Из Инвестиционного фонда Российской Федерации было выделено 380 млн. руб. на создание инфраструктуры. В 2014 г. предполагалось ввести в строй мощности по переработке 12 тыс. т

сахарной свеклы и 1,5 тыс. т сахара-сырца в сутки. На 2015 г. освоено около 8 млрд руб. инвестиций. Инвесторы инициировали процедуру банкротства. Новым инвесторам для введения завода в строй по оценкам специалистов понадобится 5 млрд. руб., а из федерального и регионального бюджетов к уже выплаченным субсидиям потребуются дополнительные суммы.

В целом, рассматриваемая мера поддержки инвестиций оказала положительное воздействие на восстановление АПК региона и аграрного сектора страны в целом после разрушительных реформ 90-х - начала 2000-х гг.

Данные таблицы 1 говорят, что благодаря крупным инвесторам в 2014 г. в Тамбовской области значительно по сравнению с 2013 г. повысилась рентабельность реализации сельскохозяйственной продукции до 40,9 % и рентабельность собственного капитала до 14,6 %. Улучшились показатели прироста валовой продукции и валовой добавленной стоимости в расчете на 1 тыс. руб. инвестиций.

Под влиянием макроэкономического кризиса и экономических санкций в 2015 г. в Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее - Государственная программа) было введено новое направление государственной поддержки - субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК (поста-

новление Правительства РФ от 24 июня 2015 г. № 624) [3] . В рамках нового механизма государственной поддержки инвестиций определен размер возмещаемой за счет средств федерального бюджета части прямых понесенных затрат на создание

или модернизацию объектов АПК (табл. 2) [3; 4] и уровень софинансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, который составляет не менее 5 % от размера субсидии, выделенных из федерального бюджета.

Таблица 1

Эффективность инвестиций в сельскохозяйственных организациях Тамбовской области, 2010-2014 гг.

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 5427 10419 9750 16104 17561

в % к предыдущему году 158,3 192,0 93,6 165,2 109,1

Валовая продукция, млн руб. 15323,6 26948.2 34567,7 45680,4 62306,6

в % к предыдущему году 93,7 175,8 128.3 132,2 136,4

Индексы производства продукции с.х. в сопоставимых ценах, % 66,8 201,8 118,7 142,0 107.4

Валовая добавленная стоимость, млн руб. 4400,4 12093,6 13075,5 18379,6 31258,5

в % к предыдущему году 67,5 274,8 108,1 140,6 170,1

Получено на 1 тыс. руб. инвестиций, руб.

а) прироста валовой продукции - 1115,7 781,5 688,3 963,2

б) прироста валовой добавленной стоимости - 738,4 101,0 329,2 733,3

Рентабельность реализации с/х продукции % 22,8 19,9 18,7 12,0 40,9* 35,0**

Рентабельность собственного капитала, % 4,3 3,0 3,3 3,8 14,6* 9,5**

* в целом по отрасли

Таблица 2

Размер возмещаемой за счет средств федерального бюджета доли затрат на создание или модернизацию объектов АПК, в процентах от предельных значений стоимости единицы мощности объектов

Объекты Субъекты РФ, кроме субъектов ДФО Субъекты Дальневосточного ФО Предельные значения стоимости единицы мощности объектов АПК без учета НДС

Плодохранилища 20 % 25 % 60 тыс. руб./ т

Картофеле- и овощехранилища 20 % 25 % 10 тыс. руб. /т

Тепличные комплексы 20 % 25% 130-230 млн руб./ га

Животноводческие комплексы молочного направления (молочные фермы) 20 % 25 % 500 тыс. руб./ скотоместо

Селекционно-генетические (кроме молочного направления) и селекционно-семеноводческие центры 20 % 25 % 600 тыс. руб./ скотоместо

Селекционно-генетические центры молочного направления 30 % 35 % 500 тыс. руб./ скотоместо

Оптово-распределительные центры (только создание) 20 % 25 % 80 тыс. руб. /т хранения

Закрытый перечень объектов АПК, в отношении которых применяется новый механизм субсидирования, включает, в том числе, отстающие в развитии отрасли АПК региона: овощеводство, скотоводство, снабженческо-сбытовую систему. Объемы финансирования данного механизма из федерального бюджета в 2015 г. установлен в размере 11,4 млрд руб. с увеличением суммы на период до 2020 г. до 125,9 млрд руб.

Изначально этот механизм предусматривался как альтернатива субсидированию ставок по инвестиционным кредитам, но с учетом макроэкономи-

ческой ситуации было принято решение, что эта мера может сработать как антикризисная и будет достаточно привлекательной для инвесторов, если она будет предоставляться совместно с субсидированием инвестиционной кредитной ставки, т. е. участники Государственной программы смогут получать двойную поддержку, что позволит снизить возросшую кредитную нагрузку.

Критерии отбора инвестиционных проектов по каждому направлению и предельные значения стоимости единицы мощности объектов АПК формировались следующим образом. Минсельхо-зом России были просчитаны базовые нормативы

по капитальным затратам по группам инвестиционных проектов исходя из минимального необходимого набора технологического оборудования, чтобы «не перекладывать на федеральный бюджет строительство инвесторами объектов, несвязанных с производственным циклом», как было заявлено директором департамента экономики и государственной поддержки АПК на совещании с участием руководителей региональных органов управления АПК [5].

Механизм стимулирования инвестиций в АПК через возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов, на первый взгляд, должен был бы исправить ситуацию в проблемных сферах сельского хозяйства, однако, сказывается его методическая непроработанность и ограниченность применения. Так, условия софинан-сирования из региональных бюджетов (не менее 5 % сверх сумм субсидирования из федерального бюджета), где средства на Государственную программу распределены с начала года, могут быть выполнены в 2015 г. ограниченным числом субъектов Российской Федерации.

Кроме того, излишняя детализация критериев отбора и установка предельных значений стоимости единицы мощности ограничивает доступность к субсидированию тех инвестиционных проектов, которые хотя бы по одному критерию не подходят и не будут допущены к отбору. Установление закрытого перечня объектов АПК, в отношении которых применяется новый механизм субсидирования, и ограничение сроков строительства (модернизации) в рамках одного-двух лет направлены на поддержку развития, в том числе, отстающих отраслей с низкой или отрицательной рентабельностью (овощеводство, скотоводство, плодоводство). При этом выплата субсидий будет производиться после ввода в эксплуатацию объекта АПК. Но ни государство, ни финансово-кредитные институты не кредитуют агроинвесторов на стадии подготовки проектно-сметной документации, государственной экспертизы и инженерных изысканий. Отсутствие собственных средств (до 25 % стоимости инвестпроекта) и низкая обеспеченность объектами инфраструктуры у сельхозпроизводителей ограничивает доступ к данному механизму государственной поддержки.

Утверждение о конкурсном отборе инвестиционных проектов не соответствует утвержденным положениям нормативной правовой базы, так как понятие «конкурсный отбор» предусматривает установление критериев, по которым один инвестиционный проект будет иметь преимущественное право быть отобранным перед другим

проектом. За критерий отбора Минсельхоз России предлагает принять очередности представления заявочной документации. По этому признаку средства федерального бюджета получит субъект, который раньше всех предоставит документацию согласно перечня.

Механизм возмещения прямых затрат на строительство и модернизацию объектов АПК выступает вторичным к механизму субсидирования ставок по инвестиционным кредитам, что также ограничивает его применение. Современная ситуация с нестабильностью банковских процентов и ростом отказов на долгосрочное кредитование новых проектов в АПК сказывается на структуре субсидирования процентных ставок, когда значительная часть сумм государственной поддержки направляется на уже реализуемые проекты. Инициаторы новых проектов вынуждены на свой страх и риск начинать реализацию проектов без страховки со стороны государства, что приводит к затягиванию сроков ввода в эксплуатацию объектов АПК, а, следовательно, и к угрозе невыполнения условий реализации нового механизма по возмещению части инвестиционных затрат. Получается, что новый механизм субсидирования АПК не запускается с должной эффективностью. Однако, потенциал развития в новом механизме стимулирования инвестиций довольно значителен. Это подтверждают результаты проведенных в ходе исследования расчетов изменения показателей эффективности инвестиционных проектов, относящихся к сфере приоритетных.

В исходные данные бизнес-планов «Строительство селекционно-генетического центра трансплантации эмбрионов КРС» (проект инновационного характера, сумма инвестиций 1,3 млрд руб.) и «Строительство животноводческого комплекса молочного направления на 1500 гол. фуражных коров» (сумма инвестиций 0,8 млрд руб.) были внесены корректировки по объемам поступления бюджетных субсидий, исходя из условий нового механизма возмещения инвестиционных затрат при допущении, что проекты пройдут конкурсный отбор. В результате показатели экономической эффективности инвестиционных проектов (срок окупаемости, чистый доход по проекту и рентабельность инвестиций) при реализации нового механизма поддержки инвестиций в АПК изменились следующим образом (рис. 3).

Как показывает гистограмма на рисунке 3, динамический срок окупаемости по обоим проектам сократился более чем на треть (на 1,4 года по центру трансплантации эмбрионов и на 3,1 года

по животноводческому комплексу), увеличение чистого дохода на конец расчетного периода по проектам (КРУ) составило 519 млн руб. (с 1,023 до 1,542 млрд руб.) и 43,9 млн руб. (с 33,1 до 77 млн. руб.) соответственно. Рентабельность инве-

стиций (отношение чистого дисконтированного дохода за период планирования к дисконтированным инвестициям) повысилась с 89,8 % до 135 % по центру трансплантации и с 5 % до 11 % по животноводческому комплексу.

Показатели эффективности Инвестиционного проекта «Строительство животноводческого комплекса молочного направлении на 1500 гол. фуражных коров» В исходные данные

■ с учетом нового механизма господдержки

33,1

10,3 77 1 5 11

BMiH ^m IV.V.1

срок ИРУ, млн. руб. рентабельность

окупаемости, лет инвестиций, %

Рис. 3. Изменение показателей эффективности инвестиционных проектов при использовании механизма возмещения прямых затрат на строительство и модернизацию объектов АПК

Анализ полученных результатов по изменению показателей экономической эффективности инвестиционных проектов при использовании мер господдержки текущей и инвестиционной деятельности в АПК, а также ограничения их применения позволили нам сформулировать предложения по совершенствованию предлагаемого организационно-экономического механизма государственной поддержки развития АПК.

Для повышения эффективности новых мер считаем целесообразным изменить условия возмещения инвестиционных затрат, перенеся срок субси-дпрованпя на период начального этапа реализации

инвестпроектов (первый год реализации проекта), когда инвестор подает документы на включение его в список претендентов на господдержку по компенсации банковских процентов или на получение госгарантий и залоговых обязательств (принцип «одного окна»). Такая корректировка порядка субсидирования инвестиций дала следующие результаты (рис. 4): сокращение сроков окупаемости проектов (на 2 и 6 п.п. соответственно по проектам) и рост инвестиционного дохода на конец расчетного периода (с 1,542 до 1,583 млрд руб. по центру трансплантации и с 77 до 121,2 млн руб. по животноводческому комплексу).

ИП «Строительство животноводческого комплекса молочного направления на 1500 гол. фуражныхкоров»

I исходные данные

1с учетом нового механизма господдержки 121,2

срок NРV, млн. руб. рентабельность

окупаемости, лет инвестиций, %

Рис. 4. Изменение показателей эффективности инвестиционных проектов при внесении предложений в действующий механизм возмещения прямых инвестиционных затрат

Оптимизация новых механизмов стимулирования инвестиций с учетом предложенных корректировок, по нашему мнению, позволит привлечь в АПК дополнительные инвестиционные ресурсы, обеспечить необходимый прирост объемов производства и достижение целевых показателей, заложенных в Государственной программе.

Литература

1. URL: http://agro.tmbreg.ru/prog.html

2. URL: http://www.mcx.ru/documents/document-/v7_show/13252.293.htm

3. URL: http://www.pravo.gov.ru/

4. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder-/ show/156.htm

5. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show-/397 98.355.htm

6. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity-/sec-tions/privgovpartnerdev/201411277

References

1. URL: http://agro.tmbreg.ru/prog.html

2. URL: http://www.mcx.ru/documents/document-/v7_show/13252.293.htm

3. URL: http://www.pravo.gov.ru/

4. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder-/show/156.htm

5. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show-/397 98.355.htm

6. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity-/sec tions/privgovpartnerdev/201411277

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

NEW MECHANISMS OF ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

NENASHEVA VERA SERGEEVNA All-Russian Research Institute of the Organization of Production, Work and Management in Agriculture, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

OSIPOVA ALLA VYACHESLAVOVNA All-Russian Research Institute of the Organization of Production, Work and Management in Agriculture, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Article raises topical issues of stimulation of investments into one of priority branches of economy - agriculture. Development of the agrarian sphere in modern conditions of economic sanctions and the chosen course on import substitution is in direct dependence on degree of investment activity and volumes of the state support. The operating mechanisms of attraction of investments not fully answer current situation in agro-industrial complex of Russia. In article authors gave the assessment to the mechanism of stimulation of investments into the agrarian sphere of economy regarding subsidizing of an interest rate for the investment credits showed the positive and negative moments of use of this mechanism in recent years on the example of the Tambov region, considered questions of an order of selection of investment projects for subsidizing and analyzed the structure of investments in the directions and productivity taking into account the given state support to agricultural producers. The article showed that realization in the agrarian sphere of the Tambov region of investment projects in pig-breeding, poultry farming and production of sugar (with active support of the state) provided to investors high profitability of production. Low-profitable subsectors of agro-industrial production didn't get sufficient support from budgets and incurred losses. The imbalance of complex development of agro-industrial production in the region formed. Authors presented conditions and an order of realization since 2015 of the new instrument of attraction of investments - reimbursement of the factor incurred cost on creation of objects of agro-industrial complex. Authors carried out the analysis of its efficiency and formulated offers on optimization of use of this mechanism in modern conditions.

Key words: agriculture, mechanisms of the state support of investments into agrarian and industrial complex, compensation of part of factor incurred cost on construction of facilities of agrarian and industrial complex, project financing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.