Научная статья на тему 'Государственная поддержка кредитования аграрно-промышленного комплекса России'

Государственная поддержка кредитования аграрно-промышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ / ОТБОР ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / SUBSIDIES / FEDERAL AND REGIONAL BUDGET / MINISTRY OF AGRICULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION / SELECTION OF INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Алла Вячеславовна

Механизм государственной поддержки развития сельского хозяйства включает целый ряд мероприятий и направлений, которые законодательно закреплены нормативной правовой базой Российской Федерации. На ресурсное обеспечение поддержки кредитования приходится более половины средств федерального бюджета, выделяемых агропромышленном комплексу России. Автором в исследовании поставлена цель - проанализировать, оценить и дать предложения по совершенствованию порядка и условий получения государственной поддержки по исследуемому направлению, представленному в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. В статье проведен анализ распределения субсидий из федерального бюджета по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Приводится практика реализации крупных инвестиционных проектов с государственной поддержкой на территории Центрального Федерального округа. В ретроспективе исследован порядок отбора инвестиционных проектов Минсельхозом России, изложены основные принципы, которыми руководствуется Комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса при отборе инвестиционных проектов. Автор отмечает, что существующий механизм решает проблемы поддержки кредитования в исследуемой сфере только в краткосрочной перспективе, и приходит к выводу о необходимости разработки новых подходов к активизации инвестиционных процессов в аграрно-промышленном комплексе России. Необходимо отказаться от практики отбора инвестиционных проектов Минсельхозом России, а прерогативу принятие решений о поддержке того или иного инвестиционного проекта делегировать субъектам Российской Федерации и профессиональному сообществу в лице ассоциаций и союзов. При этом должны быть четко определены условия и порядок выделения средств федерального бюджета на государственную поддержку инвестиционных проектов, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации. Проблемы, поднятые в статье, имеют практическую и научную значимость и приглашают к дискуссии по поставленной проблеме руководителей органов власти регионального и федерального уровней, предпринимателей и научное сообщество, призванное более активно высказывать обоснованную позицию по вопросам формирования политики развития сельского хозяйства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF CREDITING THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

The mechanism of the state support of development of agriculture includes a number of actions and the directions which regulatory legal base of the Russian Federation legislatively fixes. More than a half of the funds of the federal budget allocated agro-industrial to a complex of Russia are the share of resource ensuring support of crediting. The author in research set the object to analyze, estimate and give suggestions for improvement of an order and conditions of receiving the state support in the studied direction presented in the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020. In article the author carried out the analysis of distribution of subsidies from the federal budget for federal districts and subjects of the Russian Federation, gave practice of implementation of large investment projects with the state support in the territory of Central Federal District. In a retrospective the author investigated the order of selection of investment projects by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, stated the basic principles by which the Commission on coordination of questions of crediting of agro-industrial complex at selection of investment projects guides. The author notes that the existing mechanism solves problems of support of crediting in the studied sphere only in the short term, and comes to a conclusion about need of development of new approaches to activating of investment processes for an agrarian and industrial complex of Russia. It is necessary to refuse practice of selection of investment projects by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, and making decisions on support of this or that investment project to delegate a prerogative to subjects of the Russian Federation and professional community represented by associations and the unions. Thus it is necessary to define conditions and an order of assignment of the federal budget for the state support of the investment projects realized in the territory of the subject of the Russian Federation. The problems lifted in article have the practical and scientific importance and invite to discussion on the put problem of heads of authorities of regional and federal levels, businessmen and the scientific community urged to state more actively a reasonable position on formation of policy of development of agriculture of Russia.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка кредитования аграрно-промышленного комплекса России»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

ОСИПОВА АЛЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Механизм государственной поддержки развития сельского хозяйства включает целый ряд мероприятий и направлений, которые законодательно закреплены нормативной правовой базой Российской Федерации. На ресурсное обеспечение поддержки кредитования приходится более половины средств федерального бюджета, выделяемых агропромышленном комплексу России. Автором в исследовании поставлена цель - проанализировать, оценить и дать предложения по совершенствованию порядка и условий получения государственной поддержки по исследуемому направлению, представленному в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. В статье проведен анализ распределения субсидий из федерального бюджета по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Приводится практика реализации крупных инвестиционных проектов с государственной поддержкой на территории Центрального Федерального округа. В ретроспективе исследован порядок отбора инвестиционных проектов Минсельхозом России, изложены основные принципы, которыми руководствуется Комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса при отборе инвестиционных проектов. Автор отмечает, что существующий механизм решает проблемы поддержки кредитования в исследуемой сфере только в краткосрочной перспективе, и приходит к выводу о необходимости разработки новых подходов к активизации инвестиционных процессов в аграрно-промышленном комплексе России. Необходимо отказаться от практики отбора инвестиционных проектов Минсельхозом России, а прерогативу принятие решений о поддержке того или иного инвестиционного проекта делегировать субъектам Российской Федерации и профессиональному сообществу в лице ассоциаций и союзов. При этом должны быть четко определены условия и порядок выделения средств федерального бюджета на государственную поддержку инвестиционных проектов, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации. Проблемы, поднятые в статье, имеют практическую и научную значимость и приглашают к дискуссии по поставленной проблеме руководителей органов власти регионального и федерального уровней, предпринимателей и научное сообщество, призванное более активно высказывать обоснованную позицию по вопросам формирования политики развития сельского хозяйства России.

Ключевые слова субсидии, федеральный и региональный бюджет, Минсельхоз России, отбор инвестиционных проектов.

Одно из основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее - Государственная программа) - поддержка кредитования предприятий аграрно-промыш-ленного комплекса России. Государственная поддержка реализуется в указанном мероприятии в виде субсидий, которые выделяются из федерального и регионального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов:

а) по краткосрочным кредитам (займам) на развитие отраслей растениеводства и животноводства, переработку и реализацию продукции указанных отраслей;

б) по инвестиционным кредитам (займам): на развитие отраслей растениеводства и животноводства, переработку и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции отраслей растениеводства и животноводства; на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства;

в) по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.

В структуре ресурсного обеспечения Государственной программы на данные направления приходится более половины средств федерального бюджета, выделенных на поддержку сельхозтоваропроизводителей и предприятий отраслей аграрно-промышленного комплекса. Анализ показал, что в

2014 г. по отношению к 2013 г. рост составил 12,7 %, и сельхозтоваропроизводителям из федерального бюджета на поддержку кредитования было перечислено 85,35 млрд руб., что соответствует 59,7 % от общей суммы перечисленных средств субъектам РФ на поддержку отраслей АПК в рамках реализации Государственной программы (табл. 1). Из бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели было выделено 14,04 млрд руб.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату

В целом по России процент освоения средств федерального бюджета по данному направлению составил 90,9 %, а региональных бюджетов - 91,5 %. Фактический уровень софинансирования - 16,4 %. Из консолидированного бюджета на поддержку инвестиционных кредитов в животноводстве приходится 52,9 %, на краткосрочное кредитование -18,2 %, на поддержку инвестиционных кредитов в растениеводстве - 20,2 %, малых форм - 5,2 %.

Таблица 1

дантов по кредитам и займам в 2014 г., млрд руб.

Направления поддержки Перечислено сельхозтоваропроизводителям на 01.01.2015 % освоения средств Факт. уровень софинансирова-ния за счет средств бюджета субъекта РФ, %

всего в том числе за счет средств

федерального бюджета бюджета субъекта РФ федерального бюджета бюджета субъекта РФ

Всего по Госпрограмме 207,48 142,98 64.5 92,33 88,24 45,1

В том числе: Поддержка кредитования 99,39 85,35 14,04 90,86 91,49 16,46

Из них: Краткосрочное кредитование Растениеводство 9,8 7,6 2,2 97,8 89,61 28,9

Животноводство 8,24 6,8 1,44 99,07 88,22 21,2

Инвестиционные проекты: Растениеводство 20,06 17,66 2,4 93,04 85.38 13,02

Животноводство (без мясного скотоводства) 52,62 45,5 7,12 89,32 90,59 15,6

Мясное скотоводство 3,46 3,1 0,36 98,22 89,86 11,6

Малые формы 5,21 4,69 0,52 97,47 84,23 11,1

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что за 2011-2014 г.г. сумма субсидий из федерального бюджета на указанные цели увеличилась на 35,9 %.

По данным субъектов Российской Федерации (форма отчетности - ГП-46 за 2014 г.) ЦФО занимает лидирующее положение в освоении субсидий по рассматриваемому направлению - на его долю приходится 42,4 %. При этом на шесть субъектов данного округа приходится 34,9 % (Белгородская -11,2 %, Брянская - 5,5 %, Воронежская - 6,2 %, Курская - 4,6 %, Липецкая - 2,9 %, Тамбовская -4,5 %). Занять лидирующее положение Тамбовской области позволила реализация двух крупных инвестиционных проектов: ООО «Зеленая долина» -сумма кредита составила около 2 млрд руб. на развитие овощеводства и картофелеводства на территории Тамбовской области и реализация инвести-

ционного проекта по развитию свиноводства ООО «Тамбовский бекон» - сумма кредита составила более 9 млрд руб. Начиная с 2010 г. ООО «Брянская мясная компания» - дочерние предприятие АПХ «Мираторг», реализует в Брянской области крупнейший в мире проект на сумму более 17 млрд руб. по созданию высокопродуктивного поголовья мясных пород крупного рогатого скота (порода Абердин-Ангус). Проект предусматривает строительство 33 ферм, организацию пастбищ, строительство кормохранилищ, мясоперерабатывающего комплекса, жилья для сотрудников ферм и других объектов. Помимо этого в Брянской области холдингом реализуется собственный птицеводческий проект с производственной мощностью 100 тыс. т мяса и полуфабрикатов из птицы в год. В Брянской области также расположен комбикор-

А. V. 081Р0УЛ

мовый завод холдинга с производственной мощностью 360 тыс. т комбикорма в год. Площадь обрабатываемых холдингом земель в Брянской области составляет 200 тыс. га. Другой пример - инвестиционный проект в ООО «Заречное» на территории Воронежской области предусматривает создание замкнутого цикла производства высококачественной говядины - от выращивания мясного скота до получения мясных полуфабрикатов. Проектная мощность инвестиционного проекта 30 тыс. коров с общим поголовьем мясного скота свыше 130 тыс. голов (24 тыс. голов единовременного содержания), высокоэффективное кормопроизводство, комплекс по убою и первичной переработке мяса мощностью свыше 40 тыс. т в год). В настоящее время создано около 500 рабочих мест, в течение

2015 г. будет создано еще около 300 рабочих мест. Сумма субсидируемого инвестиционного кредита составляет более 2,5 млрд руб.

ООО «Албиф» в Липецкой области реализует инвестиционный проект по откорму молодняка крупного рогатого скота на открытой площадке, проектная мощность составляет 60 тысяч постановочных скотомест (высокоэффективное кормопроизводство, комплекс по убою и первичной переработке мяса мощностью 7,8 тыс. тонн в год). Реализация проекта позволит создать 200 рабочих мест. Второе место среди федеральных округов занимает Приволжский федеральный округ - на его долю приходится 23,5 % анализируемых субсидий, при этом на долю республики Татарстан приходится около 8 %.

Таблица 2

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам в 2010 и 2014 г.г. по федеральным округам, млрд руб.

Федеральный округ Сумма субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам

2010 г. 2014 г.

млрд руб. % млрд руб. %

Центральный 22,1 35,2 36,16 42,4

Приволжский 20,0 31,8 20,05 23,5

Северо-Западный 4,1 6,5 7,88 9,2

Южный 5,8 9,3 6,30 7,4

Сибирский 4,7 7,5 6,02 7,1

Северо-Кавказский 2,7 4,3 4,00 4,7

Уральский 2,5 4,0 4,20 4,9

Дальневосточный 0,9 1,4 0,74 0,8

Итого: 62,8 100 85,35 100

Проведенный анализ показал, что использование механизма субсидирования инвестиционных кредитов явился действенным инструментом по привлечению долгосрочных вложений в развитие сельского хозяйства, что в конечном итоге и обеспечило достижение большинства целевых индикаторов, запланированных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Для реализации указанного механизма разработана и утверждена нормативная правовая база (постановление Правительства Российской Федерации «О распре-делении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов

Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» от 28 декабря 2012 г. № 1460 - далее Постановление).

Однако инвестиционный бум, который наблюдался в сельском хозяйстве с момента реализации в 2006 г. Национального проекта -Развитие АПК, необходимость субсидировать значительные суммы инвестиционных кредитов, кризисные явления привели к тому, что министерство не смогло выполнять свои обязательства вследствие ограниченности средств федерального бюджета.

Начиная с 2010 г., Минсельхоз России корректирует механизм распределения субсидий по данному направлению, в соответствии с которым вводится порядок отбора инвестиционных проектов, на реализацию которых коммерческие банки уже выдали инвестиционные кредиты в 2010 г. В соответствии с Приказом Минсельхоза России № 41 от 2010 г., отбор инвестиционных проектов, представленных субъектами Российской Федерации, осуществлялся в пределах средств, определенных в федеральном бюджете на 2010 финансовый год и на плановый период 2011-2012 гг. В дальнейшем Мин-сельхоз России несколько раз вносил изменения в порядок отбора инвестиционных проектов [1].

Для отбора была создана Комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (далее - Комиссия). В настоящее время Комиссия рассматривает и проводит экспертную оценку всех инвестиционных проектов, представленных субъектами Российской Федерации, независимо от объема кредитных ресурсов.

Для участия в отборе Минсельхоз России направляет в субъекты извещение с указанием сроков представления определенного перечня документов, который включает: заявку на участие в отборе, заверенные копии кредитных договоров, графики погашения кредита (основного долга и процентов по годам). В случае осуществления нового строительства за счет кредитных средств дополнительно представляется копия документа, подтверждающего наличие выделенного земельного участка.

При осуществлении отбора Комиссия учитывает:

соответствие представленных документов по инвестиционному проекту требованиям Порядка отбора;

- соответствие целей инвестиционного проекта приоритетным направлениям, утвержденным Постановлением;

- соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в котором реализуется инвестиционный проект;

соответствие сроков и других параметров представленных инвестиционных кредитов (займов) Постановлению;

- срок окупаемости инвестиционного проекта;

- целесообразность реализации инвестиционного проекта с учетом федерального и регионального балансов производства сельскохозяйственной продукции;

- достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта: создание (сохранение) рабочих мест и улучшение жилищных условий привлекаемых специалистов, доступность социальной инфраструктуры семьям сельскохозяйственных товаропроизводителей;

экономическую эффективность инвестиционного проекта и повышение уровня финансовой устойчивости организации, реализующей указанный проект;

- увеличение объема производства (переработки) сельскохозяйственной продукции;

- использование сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса собственных средств для реализаций инвестиционного проекта.

Как показала практика, основной проблемой в отборе инвестиционных проектов является не методические и не организационные моменты, а вопрос ресурсного обеспечения данного мероприятия Государственной программы. Фактически в 2013 г. Комиссия провела только одно заседание 11 декабря 2013 г. (протокол № 26), на котором констатировали факт, что отбор инвестиционных проектов, кредитные договора по которым заключены в 2012-2013 гг., будет проводиться после урегулирования вопроса о выплатах по принятым к субсидированию обязательствам на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам. Кроме того на данном заседании был поднят вопрос о перераспределении средств между мероприятиями Государственной программы, который нашел свое отражение в новой редакции Государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 315, в соответствии с которой частично средства со статей:

- «Субсидии на поддержку экономически значимых программ в области животноводства» и «Субсидии на 1 литр реализованного товарного молока» были перераспределены на статью «Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;

- «Субсидии на поддержку экономически значимых программ в области растениеводства» и «Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» на статью «Субсидии на

A. V. 0SIP0VA

возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства».

Минсельхоз России предполагал уточнить перечень приоритетных направлений, которые поддерживаются по данной статье в соответствии с Постановлением, чтобы решить проблему ограниченности ресурсного обеспечения. Предлагалось также в первую очередь отбирать инвестиционные проекты, направленные на развитие подотрасли животноводства, находящиеся на завершающейся стадии строительства [2].

Однако решение указанной проблемы не связано с режимом экономии или перераспределении ресурсов между статьями Государственной

программы. Удовлетворение потребности Мин-сельхоза России в объеме 22 млрд 700 млн руб. на обеспечение субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) и 5 млрд 300 млн руб. для субсидирования краткосрочных кредитов на оборотные средства [3] могло решить указанную проблему в краткосрочном периоде. Только по прогнозам Национальной мясной ассоциации в ближайшие пять-семь лет в развитие свиноводства дополнительно нужно вложить 150 млрд руб.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что Минсельхоз России в 2013 г. фактически отказался от практики отбора новых инвестиционных проектов. Отбор проектов в 2014 г. прошел под давлением профессионального сообщества и руководителей субъектов Российской Федерации.

Таблица 3

Отбор инвестиционных проектов Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса

годы 2010-2014 гг.

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Отобрано инвестиционных проектов 748 740 789 0 8591 2254 13122

Сумма инвестиционных кредитов, млрд руб. 197,3 141,1 145,1 0 397,2 83,2 963,9

Об этом факте можно судить по многократному обсуждению данной проблемы на совещаниях высоко уровня. На совещании по вопросам развития сельского хозяйства (Ставрополь 18.06.2014) В. В. Путин отмечал, что «вся государственная политика по поддержке сельхозпроизводителей должна быть выверенной, нацеленной на реализацию долгосрочных структурных планов. Приоритеты такой поддержки должны соответствовать реальным потребностям отрасли. Каждый бюджетный рубль должен работать на развитие... Важно помочь сельхозпроизводителям выйти на приемлемую окупаемость инвестиций, создать возможность для запуска новых инвестпроектов и программ» [4].

В Национальном докладе о ходе и результатах реализации Государственной программы в 2013 г. фактически признается низкая эффективность реализованных инвестиционных проектов в животноводстве: «Необходимо отметить, что оснащенность вновь построенных и реконструированных молочных комплексов не всегда соответствует требованиям технологии содержания и кормления высокопродуктивных животных, вследствие чего биопотенциал скота молочных пород используется в большинстве регионов не полностью» [5].

Реализация Минсельхозом России механизма отбора инвестиционных проектов на федеральном уровне создало прецедент, при котором ни один инвестор не уверен в перспективе получения государственной поддержки, как из федерального, так и из регионального бюджетов. В этом случае ответственность лежит только на инвесторе и коммерческом банке, который выдал кредит. Необходимо вернуться к практике, когда принятие решения о реализации того или иного инвестиционного проекта с государственным участием будет доверена субъекту Российской Федерации. При этом необходимо пересмотреть подходы, при которых постоянно изменяются «правила игры» за счет корректировки нормативной базы. В первую очередь это касается изменений, вносимых в локальные акты - приказы Минсельхоза России.

Для объективной оценки эффективности и комплексной оценки инвестиционных проектов по нашему мнению - необходимо привлекать профессиональное сообщество в лице ассоциаций и союзов товаропроизводителей, что позволит повысить эффективность использование федеральных бюджетных средств в части создания лучших условий для ведения предпринимательской деятельности в отраслях и сферах агропро-

мышленного комплекса и косвенно возложить ответственность за реализацию указанных проектов на указанное сообщество.

Практика показывает, что дальнейшее развитие сценария по данному мероприятию в рамках действующей правовой нормативной базы может быть связано либо с ограничением направлений, отраженных в Постановлении, либо с ограничением перечня субъектов Российской Федерации, которые могут претендовать на указанные субсидии. Однако реализация на практике указанных вариантов может только временно решить обозначенную проблему. Так образом можно сделать вывод, что данный механизм перестал отвечать современным вызовам и возникает необходимость в обосновании иного организационно-экономического механизма, который обеспечит достижение целевых индикаторов, заложенных в Государственной программе.

Литература

1. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/-show/293.htm

2. URL: http://www.mcx.ru/documents/document-/v7_show/13252.293.htm

3. URL: http://government.ru/news/14415/

4. URL: http://www.kremlin.ru/events/president-/ trips/ 45931

5. URL: http://www.mcx.ru/documents/document-/show/22026. htm

References

1. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/-show/293.htm

2. URL: http://www.mcx.ru/documents/document-/v7_show/13252.293.htm

3. URL: http://government.ru/news/14415/

4. URL: http://www.kremlin.ru/events/president-/ trips/45931

5. URL: http://www.mcx.ru/documents/document-/show/22026.htm

* * *

STATE SUPPORT OF CREDITING THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

OSIPOVA ALLA VYACHESLAVOVNA All-Russian Research Institute of the Organization of Production,

Work and Management in Agriculture, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The mechanism of the state support of development of agriculture includes a number of actions and the directions which regulatory legal base of the Russian Federation legislatively fixes. More than a half of the funds of the federal budget allocated agro-industrial to a complex of Russia are the share of resource ensuring support of crediting. The author in research set the object - to analyze, estimate and give suggestions for improvement of an order and conditions of receiving the state support in the studied direction presented in the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020. In article the author carried out the analysis of distribution of subsidies from the federal budget for federal districts and subjects of the Russian Federation, gave practice of implementation of large investment projects with the state support in the territory of Central Federal District. In a retrospective the author investigated the order of selection of investment projects by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, stated the basic principles by which the Commission on coordination of questions of crediting of agro-industrial complex at selection of investment projects guides. The author notes that the existing mechanism solves problems of support of crediting in the studied sphere only in the short term, and comes to a conclusion about need of development of new approaches to activating of investment processes for an agrarian and industrial complex of Russia. It is necessary to refuse practice of selection of investment projects by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, and making decisions on support of this or that investment project to delegate a prerogative to subjects of the Russian Federation and professional community represented by associations and the unions. Thus it is necessary to define conditions and an order of assignment of the federal budget for the state support of the investment projects realized in the territory of the subject of the Russian Federation. The problems lifted in article have the practical and scientific importance and invite to discussion on the put problem of heads of authorities of regional and federal levels, businessmen and the scientific community urged to state more actively a reasonable position on formation of policy of development of agriculture of Russia.

Key words: subsidies, federal and regional budget, Ministry of Agriculture of the Russian Federation, selection of investment projects.

A. V. OSIPOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.