Научная статья на тему 'Новые компьютерные технологии в логопедической работе с дошкольниками'

Новые компьютерные технологии в логопедической работе с дошкольниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1102
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛОГО-КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПЛАНШЕТНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емченко С. А.

В статье рассматривается возможность использования планшетных компьютеров в коррекционно-образовательном процессе дошкольного учреждения, дается оценка их развивающего потенциала. Раскрываются преимущества планшетных компьютеров, которые могут стать дополнительным техническим средством в лого-коррекционной работе, направленной на всестороннее развитие интеллектуально-волевых, личностных качеств и психических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емченко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New computer technologies in the speech therapy of preschool children

The paper considers the utilization of digitizer tablets in the correction process of a preschool institution, assessing their developing potential. The advantages of digitizer tablets are discussed. These tablets may become an extra technical means in speech therapy work aimed at integrated development of intellectual and volition, personal characteristics and psychic processes in preschool children with speech disorders.

Текст научной работы на тему «Новые компьютерные технологии в логопедической работе с дошкольниками»

Емченко С.А. учитель-логопед, МБДОУ «Солнышко» Долинск, Россия

Новые компьютерные технологии в логопедической работе с дошкольниками

Аннотация: Целью статьи является характеристика возможности использования планшетных компьютеров в коррекционно-образовательном процессе дошкольного учреждения и их развивающий потенциал. Раскрываются преимущества планшетных компьютеров, которые могут стать дополнительным техническим средством в логокоррекционной работе, направленной на всестороннее развитие интеллектуально-волевых, личностных качеств и психических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Ключевые слова: дошкольники с нарушениями речи, познавательно-речевая деятельность, логокоррекционная работа, планшетные компьютеры.

Сегодня, в условиях специального образования, актуализация личностного и интеллектуального ресурса дошкольников с нарушениями речи, повышение их познавательно-речевой деятельности в значительной степени обеспечиваются включением в коррекционно-образовательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий, поскольку с их помощью становится возможным реализовать коррекционно-образовательные задачи на качественно новом уровне.

В настоящее время для интеграции в коррекционно-образовательный процесс обучения детей с нарушениями речи активно включаются такие медиаобразовательные средства, как:

- программные продукты: специализированные компьютерные логопедические программы «Мир за твоим окном» (авт. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Королевская Т.К.), «Игры для Тигры» (авт. Л.Р. Лизунова), «Лента времени» (авт. О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская), «Видимая речь», «Дельта-130», «Фонема». Обучающая компьютерная игра «Развитие речи: Учимся говорить правильно (разработчик и издатель «Новый Диск») и другие;

- презентационные инструментальные средства: мультимедийные и компьютерные презентации [4].

Обобщая экспериментальные данные педагогов-практиков, и данные собственного исследования, можно констатировать факт, что использование вышеназванных информационных и компьютерных ресурсов, позволяет специалистами ДОУ осуществлять эффективное обучение и развитие воспитанников с нарушениями речи.

Расширяющееся медиаконвергентное пространство предлагает специалистам образовательных учреждений, осваивать новые разнообразные технические устройства и интерактивные информационные среды. Включение в педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать дидактические и коррекционные задачи, повысить учебную мотивацию воспитанников, включить их в активную коммуникационно-познавательную деятельность.

Одной из новых и перспективных компьютерных технологий, в работе с дошкольниками имеющими нарушениями речи, могут стать планшетные ПК-переносной компьютер в форме ноутбука или грифельной доски.

Почему именно планшетные ПК применимы в логопедической работе с дошкольниками? Несомненно, живое общение с профессиональным и опытным

специалистом, имеющим многолетнюю практику, не идет ни в какое сравнение с безмолвным (хотя и очень умным) компьютером. Но не будем забывать, что «дети информационного века» проявляют яркий интерес к современным техническим устройствам. Дошкольники активно обсуждают новые компьютерные игры, с легкостью осваивают различные электронные средства, с удовольствием овладевают новой компьютерной терминологией. Поэтому включение компьютера в коррекционно-образовательную среду, в контексте игры, может стать для ребенка не только естественным способом обучения, но и желаемым процессом освоения новых технических средств и познания окружающего мира [5].

А желание взрослого разнообразить деятельность ребенка, сделать совместный процесс более интересным и познавательным, может вывести субъектов коррекционно-развивающей деятельности на новый коммуникативный уровень логопедического воздействия.

Для планшетных ПК не требуется оснащение специализированных компьютерных комплексов (помещений), что является основным требованием при организации компьютерной среды в дошкольном учреждении при установке традиционных клавиатурных компьютеров. Это является немаловажным фактором, поскольку отсутствие материальных средств и помещений не позволяет многим дошкольным учреждениям оборудовать компьютерные станции в соответствии с нормативными требованиями.

Важным параметром, становится его безопасность для ребенка-дошкольника: значительно более комфортное восприятие информации (в отличии от клавишных компьютеров), легкие и удобные для детских рук габариты, экраны планшетных ПК не оказывают вредного воздействия на растущий организм ребенка.

Процесс обучения детей с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у них много сил. Использование же планшетных компьютеров, позволит при минимальных затратах времени и усилий обучаемых с учетом их индивидуальных особенностей, выступить в качестве средства оптимизации коррекционно-логопедической работы. В частности, при помощи планшетных компьютеров можно организовывать самостоятельную познавательно-речевую деятельность ребенка.

Анализ образовательных программ для планшетных компьютеров, указывает на то, что примерно треть обучающих и развивающих игр для детей используют музыкальные возможности планшетов. Достаточно мощная акустическая подсистема позволит использовать планшетный компьютер в качестве мультимедийного центра, а наличие сенсорного экрана даст возможность эмулировать интерфейс различных музыкальных инструментов, намного более естественно, чем использование клавиатурного компьютера. Это позволит поддерживать и разнообразить процесс, направленный на коррекцию и развитие фонематических процессов.

Основным достоинством, включения планшетных ПК в логокоррекционную деятельность может стать использование их возможностей в работе по формированию системы сенсорных эталонов и перцептивных действий у дошкольников с нарушениями речи. В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного и других видов. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Наиболее целостное отражение предметов возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный образ [2].

Использование в логокоррекционной работе компьютера данного типа, позволит детям получать знания буквально кончиками пальцев. То есть, восприятие учебного материала с опорой на зрительное, моторное и слуховое восприятие, будет способствовать активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных

видов восприятия. Безусловно, при наличии хорошей оболочки такого же эффекта можно достичь и на клавиатурном компьютере, но интуитивный интерфейс планшета позволит это делать естественным образом, в доступной для ребенка-дошкольника форме, быстрее и легче.

Существующая тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, предполагает целенаправленную деятельность, направленную на развитие тонких движений пальцев рук ребенка с нарушениями речи, так как это положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развивающий потенциал планшетного компьютера сможет стать дополнительным современным средством, направленным на развитие ребенка с учетом его возможностей и решение существующих проблем.

Например, выполнение заданий на сенсорном экране планшетного ПК пальцами рук, позволит расширить и разнообразить работу, направленную на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, тактильно-двигательного восприятия. Поскольку точность движений при обследовании предметов (поверхности) достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций.

А так как чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка. То планшетный компьютер может выступить и в качестве средства интеллектуального развития. Пальцы рук будут «познавать», мозг фиксировать ощущение, соединяя их со зрительным и слуховым восприятием в сложные интегрированные образы и представления, позволит анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. То есть, рука будет «учить» мозг, а он, в свою очередь будет развивать мышление.

При этом подчеркнем, что большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Использование всего многообразия приемов, облегчающих восприятие, побуждает детей к озвучиванию того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию умения делиться собственными впечатлениями. А это развивает познавательное общение, совершенствует навык ведения диалога и умения задавать вопросы.

Таким образом, перечисленные преимущества и развивающие возможности планшетного ПК указывают на то, что его ресурсный потенциал может быть направлен на выравнивание речевого и психофизического развития дошкольников с нарушениями речи. Резюмируя вышесказанное, подведем итог, планшетные ПК - это простые, компактные и многофункциональные устройства, которые могут стать дополнительным техническим средством в логокоррекционной работе, направленной на речевое и познавательное развитие дошкольников с нарушениями речи. Включение планшетных компьютеров в коррекционно-образовательную деятельность позволит совершенствовать учебный процесс и создать дополнительные психолого-педагогические условия развития положительной мотивации к исправлению речевых нарушений у воспитанников. Учитывая грядущие реформы образования, эти компактные коммуникационные устройства смогут занять свое достойное место во многих сферах человеческой жизни, в том числе в сфере специального образования.

Список литературы

1. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы// Детский сад: теория и практика. 2011. № 6. С 6-21.

2.Круглова Н.Б. Организация работы в дошкольном учреждении по формированию сенсомоторной культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://my.1september.ru/ 30.06.2012.

3. Кузнецов С. Планшетные ПК на службе образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. computer.orq/ 30.06.2012.

4. Меняшев А.Е., Емченко С.А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс ДОУ/ Составитель Емченко С.А. г. Южно-Сахалинск. 2012. Издательство ГОУ ДпО ИРОСО. С.3-5, 33-34.

5. Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования// Детский сад: теория и практика. 2011. № 6. С 22-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.