ностями в наиболее полном удовлетворении запросов со стороны научных учреждений академии. В этом случае пользователь, обращающийся к Web-порталу РАСХН, получает возможность быстрого и качественного доступа к базам данных, программным продуктам, а также квалифицированного кон-
сультирования по многочисленным аспектам деятельности научных учреждений академии.
Решение проблемы доведения научных исследований до различных агропромышленных предприятий могло бы в значительной степени повысить эффективность сельскохозяйственного производства.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
С.Г.Сальников, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
Резюме. В статье рассматриваются новейшие тенденции развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), анализируется место и роль этих технологий в производстве малых и средних предприятий. Предлагаются методы и средства повышения эффективности использования ИКТ для малых и средних предприятий аграрного сектора России.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет, XML, RSS, электронный бизнес, электронное обучение, свободное программное обеспечение, целевые программы информатизации сельского хозяйства и аграрной науки России.
1. Бизнес: обычный и электронный. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) после непродолжительно спада конца 90-х гг. ХХ в. вновь демонстрируют устойчивый рост. Так, например [1], в странах ОЭСР - наиболее экономически развитых странах мира вклад данного сектора в ВВП составил в 2001 г. 10%, что даже выше докризисных 8% в 1998 г. В секторе ИКТ занято 7 млн человек - более 6% занятых. На ИКТ в 2003 г. пришлось более половины венчурного капитала, четверть расходов предприятий на НИОКР и одна пятая часть патентов.
Один из главных факторов развития производства в странах ОЭСР, в том числе и в аграрном секторе, - развитие так называемого электронного бизнеса. Использование компьютеров и Интернета в бизнесе в отдельных странах ОЭСР достигает 95%, использование средств электронной купли-продажи
- 20%. Однако несмотря на в целом высокую бизнес-подключаемость (использование компьютеров и Интернета) интегрированные онлайновые бизнес-технологии, обеспечивающие работу в режиме on-line (купля-продажа, создание и поддержка собственных Web-сайтов) остаются слабо внедренными в производственный процесс.
Позиция малого и среднего бизнеса в данных вопросах в аграрном секторе, как правило, наименее предпочтительная как на общем среднеотраслевом уровне, так и на внутриотраслевом уровне. Причины такого положения дел кроются помимо субъективных факторов в том, что объективно ИКТ демонстрируют наибольшую эффективность своего применения в высокотехнологичных отраслях и требуют серьезного финансирования на развертывание и поддержку. Ни тот, ни другой фактор не работают для малых и средних предприятий аграрного сектора.
Способы и пути изменения такого положения, однако, есть, и о них рассказывается ниже.
2. И проза жизни — XML. Один из факторов, способствующих опережающему развитию сек-
тора ИКТ - значительно большее внимание, уделяемое в данном секторе нормативам и стандартам. Способствует высокой степени стандартизации в сфере ИКТ и объективная причина - в данном секторе экономики их разработка, внедрение и поддержка требуют сравнительно меньших временных затрати обходятся значительно дешевле.
Показательный пример - стандарт представления данных XML. Возникнув в конце 90-х гг. ХХ в., он уже сейчас стал стандартом де-факто как для представления, так и для преобразования и передачи данных. Основой представления обычных страниц Интернета является формат HTML - один из вариантов XML. Руководителей российских предприятий, не использующих Интернет и Web-технологии в производстве и считающих разговоры о XML пустой тратой времени, с начала 2006 г. ожидает сюрприз: представление информации о доходах в налоговую инспекцию бухгалтерией предприятия отныне производится в специально разработанном для этих целей XML-формате. Таким образом, данный формат из предмета академического интереса превратился (по крайней мере, для бухгалтеров предприятия) в обычную «прозу жизни». С учетом же того, что формат XML стал основным форматом представления данных в последней версии пакета Microsoft Office 2003, следует признать, что XML перестает быть экзотикой и для рядового компьютерного пользователя.
Другой пример - стандарт представления новостных данных RSS. Являясь, по сути, одним из вариантов XML (и достаточно простым), данный формат превратился в наиболее распространенный формат для представления, получения и передачи новостных данных. Это перевернуло все представления о порядке работы в данной сфере. Теперь нет необходимости ждать новостей и искать их в массиве ненужной, навязываемой извне информации (например, так называемого спама). Можно определиться самостоятельно в источнике новостей и, получая их в RSS-формате, сосредоточиться только на необходимой и интересной вам информации.
3. Офис в... сетях. От общих тенденций в развитии ИКТ и проблем представления данных самое время перейти к обсуждению наиболее горячих - сетевых - проблем. Тем более, что и развитие электронного бизнеса, и внедрение новых форматов представления и передачи данных являются прямым следствием бурного развития глобальных и локальных сетей (в том числе Интранет).
В ноябре 2005 г. в мире ИКТ произошла очередная «маленькая» революция. Таковые происходят в данной сфере почти ежедневно, и потому дан-
ное событие - представление новых проектов Windows Live и Office Live мировым лидером в области разработки программного обеспечения, фирмой Microsoft [6], могло остаться и без должного внимания со стороны обычного пользователя компьютерных технологий. Между тем оно имеет далеко идущие последствия и означает, по сути, переход от связки-парадигмы Windows+Office к связке Ин-тернет+сервисы для большинства пользователей ИКТ. В значительной степени этот процесс может коснуться малых и средних предприятий, так как не требует значительных вложений и обеспечивает существенное улучшение как внутрифирменных, так и внешних коммуникаций. Единственное, о чем не следует забывать и что следует делать уже сейчас,
- обучать работе с данными новыми технологиями, повышать общий уровень компьютерной грамотности сотрудников.
Данные проблемы - финансовые и образовательные - особенно актуальны для предприятий аграрного сектора, где имеется определенный дефицит как финансовых средств, так и «информационно грамотных» специалистов. На подходах к разрешению этих двух проблем - финансовых и образовательных - мы остановимся ниже подробнее.
4. Все даром. Залог того, что представление о завтрашнем дне ИКТ можно получить уже сегодня, причем без особых финансовых затрат -стремительное распространение свободного программного обеспечения (open source system). Перспектива получить качественный программный продукт бесплатно должна быть особенно привлекательной для малых и средних предприятий. Такие продукты уже есть и появляются все новые и новые. Бесплатные операционные системы (Linux), офисные пакеты (Open Office), браузеры (Mozilla) уже установлены на рабочих столах компьютеров миллионов пользователей. Новая эпоха - переход на виртуальные офисы, о чем уже сказано выше - следующий этап. Помимо Windows Live и Office Live, которые все еще остаются проектами и не воплощены в настоящее время в конкретные программные продукты, уже сегодня имеется большое количество бесплатных сервисов подобного типа. Нет смысла останавливаться на их перечислении; многие из этих сервисов еще мало известны, другие, к сожалению, закрываются или перепрофилируются. По крайней мере один из таких проектов - сервис электронной почты Gmail компании Google - известен очень хорошо и имеет перспективы превратиться (если уже не стал таковым.) в стандарт де-факто виртуального почтового сервиса.
Отдельного рассмотрения (и, возможно, отдельной статьи) заслуживает свободное программное обеспечение для разработчиков. Появление таковых (Java, PHP - самые известные здесь примеры) стало основой для разработки огромного количества вполне успешных проектов свободного ПО. Налицо появление даже так называемой индустрии свободного ПО.
Малые и средние предприятия в полной мере могут уже сейчас пользоваться плодами упомянутой выше «индустрии». Одна проблема, однако, как правило, всегда возникает перед предприятиями, решившимися на переход на свободное программное обеспечение: недостаток компьютерной грамотности специалистов. Бесплатные проекты, увы, часто грешат недостаточностью документации, ее сложностью,
отсутствием качественной поддержки пользователей. Решение проблемы - непрерывное и качественное обучение специалистов в данной сфере.
5. Мы все учились. Обучение специалистов всегда было одним из факторов повышающим конкурентоспособность предприятия. В наше время, которое (одно из названий) является временем создания и развития общества знаний, роль образования значительно возросла. И не случайно, один из первых (и вполне успешных и своевременных, по нашему мнению) примеров выполненной отраслевой ФЦП в области информатизации в России была программа информатизации образования РФ. Количество информации значительно возросло, остро встает проблема даже не осмысления, а всего лишь отслеживания наиболее значимых событий в сфере своих личных и производственных интересов.
Здесь, однако, произошли и качественные изменения в подходе к созданию и распространению знаний. Наряду со свободным программным обеспечением, о котором шла речь выше, появилось значительное количество бесплатных информационных материалов в виде статей, книг, материалов совещаний и конференций и т.п., представленных в электроном виде. Имеются примеры и предоставления аналогичной аудио- и видеоинформации.
Вновь возникший феномен «электронного обучения» стремительно развивается в глобальной сети. Причем это вовсе не обязательно платные лекции и курсы. Множество бесплатных материалов учебного характера позволяет специалисту, буквально не отходя от компьютера, получить качественное обучение по большинству интересующих его тем.
Бесплатные серверные технологии (Apache), технологии БД (MySQL), пакеты менеджмента учебного процесса (Moodle) позволяют, по сути, бесплатно (оплачивается только сам процесс передачи информации) организовывать процесс обучения on-line.
Примеры такого подхода в аграрном образовании в России уже есть - достаточно обратиться к разделу дистанционного обучения сайта МГАУ им. Горячкина, где можно увидеть работоспособную среду обучения on-line, разработанную на основе упомянутой выше системы Moodle.
Осталось дело только за малым - развивать направления подобного рода, поддерживать их если не материально, то хотя бы морально - информировать прессу, телевидение, например. Увы, ничего этого нет. Наших российских проблем в области информатизации мы и коснемся в последней части статьи.
6. Программа-минимум. Итак, меры и средства развития и совершенствования собственных информационных ресурсов для малого и среднего бизнеса аграрного сектора обозначаются достаточно просто:
- использование новых технологий хранения, обработки и передачи данных (XML, RSS и т.п.).
- создание собственной виртуальной рабочей среды (на базе Интернет и Интранет, разработка и поддержка собственных Web-сайтов);
- использование свободного программного обеспечения, позволяющего существенно сократить финансовые расходы на информатизацию;
- вложение средств в обучение или наем специалистов с высоким уровнем компьютерной грамотности.
Для того чтобы все перечисленное выше заработало не хватает одного, но очень существенно-
го фактора - практически отсутствует сам рынок информационных ресурсов в данном секторе экономики. Действительно, при попытке вспомнить примеры такого рода в последнее время на память приходят только внедрения специализированных программных продуктов «1С» и работа служб ИКС и СИР в конце прошлого века.
Следует признать, что и Министерство сельского хозяйства (в лице департамента информатизации), и Россельхозакадемия (в лице, прежде всего, ВИАПИ им. А.А. Никонова - головного института РАСХН в области информатизации АПК) серьезно озабочены таким положением дел и пытаются предпринять определенные меры для преодоления сложившейся негативной ситуации.
В ВИАПИ им. А.А. Никонова разработаны концепции информатизации сельского хозяйства и аграрной науки [2] и на их основе разработаны проекты целевых программ в данных областях [3,4].
Недавно появившийся проект информатизации отрасли в МСХ [5] также направлен на решение данной проблемы. Во введении к данному проекту указывается, что при его разработке научные исследования ВИАПИ использовались в полной мере. Следует, однако, признать, что если в проектах ВИАПИ основное внимание уделялось уровню предприятий, в частности, малых и средних, то в проекте министерства в большей степени видна озабоченность обеспечением процесса информатизации на более высоких - государственных и региональных - уровнях.
Представляется, что здесь нет никаких противоречий и несоответствий. Общепризнанно, что такого рода проекты могут осуществляться как по принципу «сверху» или «снизу», так и комплексно, сразу на всех уровнях. Главное, чтобы при этом были выработаны четкие принципы, нормативы и стандарты, разработана (и, главное, принята к исполнению) программа комплексной информатизации отрасли.
Только комплексный подход, как нам кажется, станет залогом успеха. Предпосылки к этому - единый методологический подход (целевые программы, открытость создаваемых систем), унифицированные стандарты и нормативы (в частности, XML и Java) в обоих проектах (Минсельхоза и ВИАПИ) имеются. Разработка и выполнение комплексной целевой программы информатизации аграрного сектора России и станет таким логически верным заключительным этапом в упомянутых выше исследованиях и разработках, позволит, по сути, создать полноценный рынок информационных ресурсов в аграрном секторе России, перейти от слов к делу. И тогда изложенные выше - возможно, кажущиеся далекими от жизни - средства развития информатизации малых и средних предприятий аграрного сектора России станут сегодняшней обыденной, в хорошем смысле этого слова, действительностью.
Литература
1. OECD information technology Outlook: 2004 Edition, OECD, 2004.
2. Разработать концепцию развития информатизации АПК и аграрной науки, отчет о НИР. - ВИАПИ, 2003.
3. Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства, отчет о НИР. - 2004.
4. Разработать проект программы развития информатизации аграрной науки: отчет о НИР, ВИАПИ. - 2005.
5. Целевая ведомственная программа «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России». - М.: МСХ, 2005.
6. http://www.microsoft.com
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
А.Х. Александров, к.э.н., доц., В.В. Александрова, соискатель Чувашской государственной сельскохозяйственной академии
Сформулируем задачу нашего исследования. Необходимо создать систему консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме казенного предприятия, определить состав и размеры этой службы, оценить целесообразность открытия филиалов. Критерием оптимальности системы могут быть min совокупных издержек деятельности службы и max ее производительности, определяемой как количество выполненных заказов в единицу времени (месяц, квартал). При решении задачи следует учитывать случайный характер поступления заказов от клиентов, транспортные издержки и командировочные расходы консультантов, обусловленные удаленностью месторасположения клиента от офиса службы.
Таким образом, данную задачу следует интерпретировать как задачу теории массового обслуживания, и ее решение необходимо осуществить путем последовательного выполнения ряда этапов.
1. На первом этапе анализируется постановка задачи с целью выбора той или иной модели системы массового обслуживания (СМО).
2. В рамках второго этапа необходимо правильно определить параметры интенсивности потока заявок А и интенсивности обслуживания заявок у в каналах.
3. Следующий этап - исчисление финальных вероятностей системы. Следует исчислить несколько показателей финальных вероятностей, для определения оптимального числа каналов обслуживания системы.
4. Предпоследний этап посвящается выбору экономического критерия эффективности СМО и его расчету. Математический показатель эффективности должен отражать влияние количества каналов на эффективность системы в целом.
5. На заключительном этапе следует проанализировать полученные результаты и определить состав и структуру СМО относительно выбранного критерия эффективности.