Научная статья на тему 'Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода'

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3226
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титарев Лев Григорьевич, Тихонов Александр Николаевич

Стремительное развитие отрасли информацион ных и коммуникационных технологий (ИКТ) ведет к уве личениюспроса на квалифицированных специалис тов в этой сфере. Ведущие мировые производители осуществляют поиск и подготовку нового поколения ис следователейразработчиков, которые могли бы рабо тать как ученые высшей квалификации и вместе с тем обладали бы желанием видеть практические результа ты своих исследований, а также профессиональными навыками, позволяющими добиться этих результатов. Специалисты подобного профиля относятся к научнотехнической элите государства, именно они находятся у истока научнотехнического прогресса и инновационного развития в сфере ИКТ. В связи с этим в настоящее время во всех развитых странах ог ромное внимание уделяется созданиюсистемы фор мирования и воспроизводства научнотехнической элиты в области высоких технологий, широкое рас пространение получают имеющие мощную государст веннуюи корпоративнуюподдержку многоуровневые системы подготовки квалифицированных специали стов в сфере ИКТ. На сегодняшний день в России из 1000 всего около 250 российских вузов готовят специалистов в области ИКТ. Общее число студентов по таким специальностям не превышает 100 тыс. человек (из более чем 3,5 млн студентов, включая заочных). При этом ни один из уни верситетов в России не обеспечивает подготовку спе циалистов в полном объеме в соответствии с основны ми международными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титарев Лев Григорьевич, Тихонов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода»

№>42006

Л.Г. Титарев, А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Из выступления Президента России В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года

Цель

Целью проекта является разработка и внедрение новых моделей непрерывного профессионального образования на базе компетентностного подхода, что позволит запустить механизмы формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности и обеспечить тем самым условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [8].

Сокращенное название проекта — ком-петентностная модель непрерывного профессионального образования (КМ НПО).

Актуальность

Применение компетентностного подхода диктуется необходимостью иметь единую, согласованную с процессами глобализации образования, международного разделения труда и торговли, методологическую базу формирования специальностей и квалификаций в системе основного и дополнительного профессионального образования для обеспечения взаимоувязанного процесса разработки, модификации и исполнения образовательных программ в процессе подготовки и развития трудовых ресурсов.

Наличие единой методологической базы позволит построить систему непрерывного профессионального образования, объединяющую системы основного и дополнительного профессионального образования и свободную от недостатков, присущих современному состоянию системы образования, таких как несоответствие квалификаций выпускников профессиональных учебных заведений требованиям рынка труда,

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

Не42006

отсутствие (разрыв) образовательных программ для определенных категорий специалистов, дефицит квалифицированных специалистов (см. рис. 1).

3 , Трудовые ресурсы

Основное профес- 3 Трудовые ресурсы

СИ0НЗЛЫН0В образование сектора 1

Компетентные трудовые

ресурсы 2

Дефицит 1

(Shortage)

Разрыв 2

(Gap)

Несовпадение 3

(Mismatch)

Дополнительное

профессиональное

образование

Рис. 1. Проблемы профессионального образования

Современное состояние системы образования характеризуется отсутствием требований к содержанию и качеству образования, формируемых вне системы образования в отношении квалификаций и компетенций.

«Недостаток полноценных связей профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на глобальном рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство» [8].

В Концепции «Развитие рынка информационных технологий (1Т) в Российской Федерации», разработанной в Министерстве информационных технологий и связи на период до 2010 года [5], отмечается: «Недостаток кадров для отрасли 1Т вызван как от-

ставанием системы образования от требований отрасли 1Т, так и сложностью привлечения квалифицированных специалистов из стран ближнего зарубежья. Система образования отстает от требований информатизации как в части подготовки специалистов в области 1Т готовых к работе в отрасли непосредственно после окончания учебного заведения, так и в подготовке пользователей. В условиях преобладания фундаментальной физико-математической подготовки уже начала сказываться нехватка специалистов в области 1Т, в особенности сертифицированных по конкретным технологиям. Не хватает специалистов среднего звена, а также руководителей проектов. Недостаточная квалификация пользователей 1Т также является фактором, сдерживающим массовое внедрение 1Т. Привлечение квалифицированных специалистов из стран ближнего зарубежья могло бы снять остроту проблемы с кадрами, но в настоящее время затруднено в силу действующего миграционного законодательства».

Обращает на себя внимание тот факт, что отрасль готова недостатки в сфере образования компенсировать за счет коррекции миграционной политики и предоставления высококвалифицированных рабочих мест мигрантам из ближнего зарубежья.

В федеральной целевой программе «Электронная Россия (2006-2010 годы)» [6] отмечается: «Значительное место в Программе уделено мероприятиям по развитию технологий обучения с использованием ИКТ и подготовке специалистов в сфере ИКТ, в результате чего повысится эффективность обучения, упростится получение гражданами образования путем широкого использования информационных ресурсов в области образовательных программ. Кроме того, в результате реализации мероприятий Программы в сфере образования будет обеспечено повышение общего уровня грамотности граждан в области современных методов работы с информацией, развитие системы подготовки специалистов для сферы ИКТ. Предусмотренные

№>42006

в Программе темпы распространения ИКТ резко увеличат потребность в специалистах в этой области».

Детализация требований отрасли ИКТ к подготовке кадров выполнена в проекте Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере информационных технологий» [7]. В проекте программы отмечается, что как показывает мировой опыт, превращение национальной отрасли ИКТ в одну из движущих сил экономического роста и модернизации страны в короткие сроки возможно только в случае обеспечения целенаправленной государственной поддержки ее развития. При этом государственная политика должна быть ориентирована в приоритетном порядке на поддержку развития отечественного производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции, в том числе имеющей высокий экспортный потенциал.

Достижение показателей развития отрасли ИКТ к 2010 году, сопоставимых с показателями ведущих постиндустриальных стран (табл. 1), требует ускоренного развития отечественной отрасли ИКТ в среднем на уровне 40-45% в год. Обеспечение таких темпов роста возможно при условии проведения скоординированной государственной политики, направленной на устранение административных барьеров, создание ус-

ловий для развития и повышения конкурентоспособности российских предприятий в сфере ИКТ и продвижение их продукции и услуг на мировой рынок. Успешное проведение необходимых преобразований, затрагивающих многие сферы социальноэкономического развития страны, как показывает мировой опыт, не ограничивается изменением и совершенствованием нормативно-правовой базы, но и требует со стороны государства соответствующих расходов на создание необходимой инфраструктуры технопарков и среды для эффективного развития предприятий в сфере ИКТ, поддержки перспективных исследований и разработок, а также совершенствования системы образования.

Поскольку важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности отрасли ИКТ является качество профессионального образования и квалификация трудовых ресурсов. В этой сфере «человеческий фактор» является не просто решающим, а имеет доминирующее значение.

Стремительное развитие отрасли ИКТ ведет к увеличению спроса на квалифицированных специалистов в этой сфере. Ведущие мировые производители осуществляют поиск и подготовку нового поколения ис-следователей-разработчиков, которые могли бы работать как ученые высшей квалифика-

Таблица 1

Оценка потребности в ИКТ-специалистах в 2010 году для стран ЕС и США [1]

ICT practitioners 2000 ICT practitioners (ICT sector) ICT practitioners (user sectors) ICT practitioners (demand per year) Ü ICT practitioners 2010

Germany 800000 (2,4%) 300000 500000 50000 1100000

Netherlands 280000 (5%) 110000 170000 15 000 370000

Portugal 60000 (1,3%) 24000 36000 4000 85000

Europe 3700000 (2,5%) 1500000 2000000 230000 5100000

USA 3900000 (2,8%) 1600000 2300000 200000 4300000

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

ІІ942006

ции и вместе с тем обладали бы желанием видеть практические результаты своих исследований, а также профессиональными навыками, позволяющими добиться этих результатов.

Специалисты подобного профиля относятся к научно-технической элите государства, именно они находятся у истока научно-технического прогресса и инновационного развития в сфере ИКТ. В связи с этим в настоящее время во всех развитых странах огромное внимание уделяется созданию системы формирования и воспроизводства научно-технической элиты в области высоких технологий, широкое распространение получают имеющие мощную государственную и корпоративную поддержку многоуровневые системы подготовки квалифицированных специалистов в сфере ИКТ.

В настоящее время в России из 1000 всего около 250 российских вузов готовят специалистов в области ИКТ. Общее число студентов по таким специальностям не превышает 100 тыс. человек (из более чем 3,5 млн студентов, включая заочных). При этом ни один из университетов в России не обеспечивает подготовку специалистов в полном объеме в соответствии с основными международными стандартами.

Основные направления государственной поддержки, реализуемые в рамках Программы, предусматривают, среди других, следующие направления мер по повышению качества образования:

• создание на базе технопарков непрерывной системы «школа-вуз-индустрия» подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в области ИКТ;

• модернизация и обновление образовательных стандартов в области подготовки специалистов в сфере ИКТ, в соответствии с международными стандартами;

• обеспечение государственного заказа на подготовку специалистов в сфере разработки программного обеспечения;

• значительное расширение набора студентов по специальностям, связанным

с ИКТ, и предоставление им дополнительных помещений, формирование системы образовательных кредитов, выделение финансовой поддержки студентам, обучающимся по профильным специальностям;

• организация на базе высших учебных заведений программ второго высшего образования по специальностям, имеющим высокий спрос в отрасли ИКТ;

• переподготовка преподавателей в сфере ИКТ в соответствии с современными стандартами обучения, включая зарубежные стажировки;

• организация сотрудничества учебных заведений с компаниями отрасли, привлечение специалистов к преподаванию, организация для студентов практики и рабочих мест на основе частичной занятости;

• внедрение системы государственных гарантий кредитов на обучение за рубежом по наиболее критичным специальностям в области ИКТ;

• для продвижения российской отрасли ИКТ необходимо обеспечить реализацию целенаправленной маркетинговой стратегии по созданию и поддержке имиджа России как страны, обладающей квалифицированными кадрами и успешными компаниями, предлагающими конкурентоспособные услуги в этой сфере;

• необходимо также обеспечить поддержку участия российских компаний в важных международных отраслевых мероприятиях (выставках, конференциях, семинарах);

• целесообразным представляется разработка и реализация мер по поддержке российской отрасли ИКТ через систему торговых отделов посольств и торговых представительств Российской Федерации за рубежом. Реализация указанных мер может предусматривать информирование о возможностях российских предприятий в этой сфере и сбор данных о потенциальных партнерах в стране расположения торгового представительства;

• следует также организовать государственную поддержку сертификации российских компаний по международным стан-

№>42006

дартам, которая может включать софинан-сирование расходов компаний отрасли на получение сертификатов качества, в том числе по стандартам !БО 9001 и СММ1, необходимых для выхода на внешние рынки.

Основы концепции проекта

Создание системы базируется на следующих общих принципах:

• перенос акцента с проблемы «чему учить» на проблему «в чем компетентен»;

• выделение общих согласованных категорий работ и уровней компетенций для секторов экономики рынка труда;

• формирование содержания образования для того, чтобы:

□ «знать и понимать» — теоретическое изучение учебного материала, понимание как формировать знание;

□ «знать, как уметь делать» —

практическое операционное применение знаний в конкретных ситуациях;

□ «знать, как быть» — воспринимать других и жить с другими в социальном смысле;

• общий арсенал инструментов проектирования содержания образования, достижения и контроля компетенций и квалификаций на базе открытых стандартов и спецификаций;

• организация средств и процессов обучения специалистов различных категорий и уровней с гарантией качества;

• апробация концепции на пилотном проекте.

Участники и пользователи

1. Государственные предприятия и организации, а также работодатели частного сектора.

2. Работники систем, организаций и учреждений профессионального образования.

3. Учащиеся системы профессионального образования и все работники, как го-

сударственного, так и частного секторов экономики.

4. Государство в целом и его эксперты в области политики образования и экономики на федеральном, региональном и секторном уровнях.

С созданием и внедрением моделей непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода стороны образовательного процесса получат дополнительные возможности.

1. Работодатели будут иметь возможность:

• получать из образовательных учреждений специалистов, соответствующих требованиям спецификаций профессий и рабочих мест;

• определять квалификацию специалистов, которую они фактически имеют, сравнивая с той, которая необходима, и определять несоответствие квалификаций;

• планировать и осуществлять обучение и перемещение специалистов по мере развития и модификации предприятий и творческого роста сотрудников, добиваясь оптимизации размещения и использования трудовых ресурсов.

2. Системы, организации и предприятия профессионального образования будут иметь возможность:

• модифицировать специальности, образовательные стандарты, учебные программы таким образом, чтобы они максимально соответствовали требованиям к квалификации выпускников учебных заведений при занятии ими соответствующих должностей;

• создавать новые актуальные специальности и квалификации в контексте развития требований рынка труда;

• сформулировать точно задачи и цели обучения путем их ясного описания в виде результатов обучения и сопровождающего описания правовых вопросов и практики профессии;

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N942006

• точно задать линии интеграции и пересечения различных специальностей и квалификаций, четко определив границы и пути развития и уменьшить случаи неоправданного дублирования;

• уменьшить разрыв между требованиями работодателей к квалификации выпускников учебных заведений и той квалификацией, которую получают выпускники учебных заведений;

• собирать и обрабатывать информацию о рынке труда последовательно и единообразно;

• определять дефицит профессий, которых не хватает, проектируя маркетинговую политику учебного заведения в контексте требований рынка труда региона, административного округа, в национальном масштабе;

• квалифицировать себя на соответствие требованиям рынка труда и тенденциям развития экономики государства.

3. Учащиеся и работники будут иметь возможность:

• точно планировать образовательную и профессиональную карьеру по содержанию и этапам получения необходимых квалификаций и свидетельств, снизив число случаев «разочарования» в профессии;

• проводить оценку своего уровня квалификации, определить диапазон и возможность занятия соответствующих должностей;

• определить дефицит компетенций, диагностируя недостающие, и выбрать возможные пути компенсации дефицита;

• на основе внедрения моделей непрерывного профессионального образования сформировать индивидуальную образовательную траекторию для профессионального, карьерного и личностного роста.

4. Государство в целом будет иметь возможность:

• поднять уровень образования по каждой из профессий за счет точного описания

учебных результатов и вероятного профессионального тренда и сокращения количества случайных людей в профессии;

• направить деятельность государственных и негосударственных учебных заведений в сторону диверсификации на рынке дополнительного профессионального образования;

• за счет формализации учебных и сервисных процедур поднять уровень технологичности образования и соответствующего увеличения его качества и снижения издержек;

• за счет формализации учебных и сервисных процедур создать предпосылки для широкого внедрения информационных технологий в образование;

• сформировать фрагмент сегмента национальной инновационной системы на базе исследовательских организаций, производственных предприятий и высших учебных заведений для целей создания функционально совершенных и экономически целесообразных инновационных решений в сфере информационных образовательных технологий;

• создать согласованную с рынком систему квалификаций и обучения, что приведет к повышению инвестиционной привлекательности образования, и будет способствовать притоку инвестиций, финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования и последовательному переводу ее развития на принципы разработки и реализации инвестиционных проектов;

• повысить мобильность учащихся, преподавателей и рабочей силы за счет четкой «карты» продвижения в учебном и профессиональном пространстве;

• построить рыночный механизм модификации и образования новых специальностей и квалификаций;

• модифицировать и юстировать систему квалификации учебных заведений на соответствие требованиям развития стратегических и тактических направлений в экономике страны;

№4 2006

• позиционировать отечественную систему образования по отношению к международным системам квалификации, включив ее в процессы глобализации образования, повышения мобильности трудовых ресурсов;

• упорядочить отношения национальной системы образования с образовательными программами зарубежных поставщиков продукции.

Иллюстрацией важности вышеприведенных положений, являются результаты опроса в странах Европы [2] (см. рис. 2).

Обоснование выбора направления образования для пилотного проекта

Для выполнения работы выбран сектор ИКТ. Причины выбора именно этого сектора в качестве первого сектора экономики для создания системы непрерывного про-

фессионального образования на базе компетенций и квалификаций следующие:

• сектор ИКТ является направлением работ, влияющим на все остальные сектора экономики, обеспечивающим их инновационное развитие;

• образование в ИКТ области присутствует в образовательных программах практически всех направлений экономического развития;

• сам по себе сектор ИКТ является наиболее динамично развивающимся ресурсоемким сектором, где образование испытывает потребность в постоянном обновлении вследствие опережающего технологического развития отрасли;

• информационный сектор экономики стал, наряду с образованием, крупным национальным проектом. Его реализация требует эффективного партнерства и совместной ответственности науки, бизнеса и государства.

Преимущества для работодателей

Важность

Преимущества для работников

Стабильность

Гибкость Стоит затрат Глобальное действие Надежность Безопасность

□ 95,0

0,0

□ 92,5

■ 5.0 90,0

0,0

0,0

■ 2.5

82,5

15,0

80,0

77,5

Ш2А.

10,0

0,0

60,0

55,0

72,5

■ Да □ нет

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 2. Что дает непрерывное образование?

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

N942006

Наряду с созданием системы квалификаций для сектора ИКТ как такового, успешное выполнение работы послужит прототипом для других секторов экономики в реализации концепции.

«Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются: ИКТ преобразуют способы производства и потребления, доставки общественных сервисов и природу работ. Внедрение ИКТ в бизнес обеспечивает создание интегрированных цепей поставки, с источниками стратегических ресурсов и альянсов гораздо более глобальных масштабов, чем ранее. Приложения ИКТ имеют значительный потенциал для выбора, доступа и получения обслуживания со стороны общественных служб, таких как электронное правительство или электронное здравоохранение. Переход к экономике основанной на знаниях требует обеспечения рабочей силой с более глубокими знаниями и делает образование непрерывным процессом, а не одноразовой активностью» (RAND Corporation, 2004, The 21st Century at Work: Forces Shaping the Future Workforce and Workplace in the United States, by Lynn A. Karoly, Con-stantijn W.A. Panis).

В целом, общей характеристикой практически всех отраслей экономики является значительное влияние ИКТ вширь и вглубь на их деятельность и условия конкуренции на рынке. Ни один сектор экономики не может оставаться невосприимчивым к достижениям ИКТ. Практически нет такого бизнеса, перед которым не стоял бы такой вызов и не заставлял бы изменяться в ответ на прямое или косвенное влияние инноваций, связанных с ИКТ, как на практическом уровне, так и на уровне стратегического планирования бизнеса. Вследствие этого значительные изменения происходят как на макро-, так и на микроуровнях, как в больших, так и в малых компаниях, включая персонал на всех уровнях. Уровень обучения (государственного и частного) отстает от этих изменений и должен начать реагировать на эти изменения более активно. Для достижения

этой цели необходима четкая структура специальностей и квалификаций на базе системы компетенций.

Состояние проблемы в Европе и США

Влияние рынка на образовательные программы учебных заведений основного и дополнительного (vocational) профессионального образования формируется через системы квалификаций.

Существуют национальные системы квалификации в большинстве развитых стран, в том числе Европейского сообщества. Далее рассмотрим их в контексте сектора ИКТ.

В Германии соответствующая система носит название GANFA (Geschаftsprozess in der modellhaften Struktur von Arbeitsprozessen, Handlungs-Phasen und Arbeitsaufgaben — Каталог компетенций Федерального Министерства Германии по образованию и научным исследованиям (German Federal Ministry of Education and Research competency catalogue)) и эксплуатируется, модифицируясь, более десяти лет.

Во Франции такая система называется CIGREF (Club Informatique des Grandes Entreprises Franсaises), на ее основе построена корпоративная система квалификаций концерна AIRBUS Optimise Skills IS catalogue V3 (http://www.cigref.fr; http://europa.eu.int/ comm/enterprise/ict/policy/ict-skills.htm).

В Англии, на основе бывшей в эксплуатации в течение десятилетий системы NQS (National Qualification System) внедрена новая система SFIA (Software Framework for Information Age) (http://www.sfia.org.uk/).

Сравнение рассмотренных квалификационных характеристик разных систем отражено в рис. 3.

Национальные квалификационные системы для ИКТ сектора экономики также существуют в Италии (eCCO), Дании, Голландии и в других странах ЕС.

Происходящие в ЕС интеграционные процессы поставили задачу создания глобальной для Европы квалификационной системы (European Qualification Framework) [4] представленной на рис. 4. Эта работа

(fir Optimise

^ Skills

AIRBUS IS Catalogue V3 7 Fields • 29 professions

I ■ Cic

»RKK

6 Fields - 29 Professions

F«dor*l MmMtry of education end Hosoareh

8 Fields • 35 Professions

£13 11ISFIA

5 Fields - no Professions

• Organisation & Customer Management

• Architecture

• IS Consultancy Positions and Development

• Administration and Manegement of ISO

Strategic Professionals*

• IT Technical Engineer

• IT Business Engineer

Operative Professionals*

(Managers + Business Consultant)

Strategy & planning Management & administration Sales & marketing

• Development & Integration

• Technical/ Functional Expertise

• Research, Development and Integration

• Internal Technical Support

• Software Developers

• Solutions Developers

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Technicians

Development and integration

• Operations

• Services

• Product Management*

• User Support and Assistance

• Production and Operation

• Solutions Administrator

• Coordinators

• Product and Client Advisor

Service delivery

* Group of professions Cross - Field

Рис. 3. Сравнение квалификационных характеристик стран ЕC и корпоративной системы AIRBUS

COMMISSION OF THE EUROPEAN COMMUNITIES

Brussels, 8.7.2005 SEC(2005) 957

COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT

TOWARDS A EUROPEAN QUALIFICATIONS FRAMEWORK FOR LIFELONG LEARNING

i 1 1 ■ ■ ■ ;. ’■ ■ fi1

i 2

£3 Ü4 î 5 n s2 fi 3

Quali б ■cations d fi4

(A) 7 8 fi 5

Su P e ° Qualifications (B)

Рис. 4. Европейская квалификационная система непрерывного образования

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

N942006

обеспечена финансированием и на протяжении ряда лет ведется в различных ассоциациях (CEDEFOP, CEN Workshop Agreement и др.).

Существуют аналогичные системы в США, например система национального уровня NWCET (National Workforce Center for Emerging Technologies — Национальный центр рабочей силы для высоких технологий).

Квалификации в терминах компетенций

Каждый элемент квалификационной системы (см. рис. 5)является упорядоченным множеством наименований компетенций, в то же время результаты обучения также могут быть описаны в этих категориях. Таким образом, если разработать систему компетенций, то в согласованной структуре «образование — народное хозяйство (экономика)» результаты обучения должны максимально совпадать с требованиями к квалификации специалистов, предъявляемыми рынком труда. Со стороны рынка компетенции обеспечивают исполнение ролевых процессов специалистами, исполняющими различные роли разных категорий и уровней сложности для осуществления бизнес-процессов. Со стороны образования компетенции позволяют определить категории знаний, а соответственно и дисциплины, изучение которых позволяет получить эти компетенции.

Рис. 5. Место компетенций

Специальности соответствует множество компетенций, что ведет к образованию учебной программы как композиции дисциплин. Таким образом, компетенции являются основой для формирования, в том числе динамического, как учебных программ, так и ролевых процессов в трудовой деятельности. Существенно, что определение целей обучения через компетенции справедливо для любых процессов обучения, в том числе и для процессов обучения в дополнительном профессиональном образовании. Можно сказать, что язык компетенций должен стать общим для профессиональной школы и трудового рынка, обеспечив тем самым взаимопонимание.

Виды и иерархия компетенций

Компетенции можно разделить на базовые и предметные. Необходима дальнейшая детализация и классификация компетенций как отдельной категории понятий с учетом аспектов дальнейшего применения компетенций (таких как сложность, автономность, влияние).

Существует много определений компетенций. Представим, на наш взгляд, самые точные из них.

«Определенное, опознаваемое, конкретное и измеряемое знание, умение, навык, способность и/или другая характеристика (например, отношение, поведение, физическая способность), которыми человеческий ресурс может обладать, и которые необходимы для выполнения работы (деятельности) в пределах определенного делового контекста» (HR-XML Consortium Competencies 1.0 (Measurable Characteristics) Recommendation 2001-Oct-16) [10].

«Компетенция — способность взять на себя ответственность и регулярно осуществлять деятельность на основе стандарта. Компетенция это комбинация мыслительной и практической работы, опыта и знаний и часто включает готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии со стандартами, правилами и процедурами» (HSE Guidance on «Developing and Maintaining Staff competence») [3].

№>42006

Демонстрация есть результат применения компетентностей и в процессе демонстрации они могут быть оценены (измерены). То есть существенным признаком компетенций является их измеримость, поэтому одновременно с определением сути и состава компетенций должен быть определен механизм их измерения и оценивания (см. рис. 6).

Компетентности могут быть рекурсивными. Компетентность может включать другие компетентности. Одна компетентность может быть расчленена на несколько составляющих компетентностей, каждая из которых могла бы быть отдельно измерена. Таким образом, могут быть определены единичные компетенции и операции над ними, например, связывание компетенций (пакет компетенций), мультипликация, рекурсия, вычитание — определение дефицита компетенций (см. рис. 7).

Вычисленный дефицит означает необходимость обучения для обретения недостающих компетенций. Для обучения необходим учебный материал. Таким образом, каждой компетенции может быть сопоставлен измерительный и учебный блок материалов. Композиция компетенций может быть рассмотрена как новая учебная программа, для которой необходимо выполнить компиляцию учебных материалов, а также измерительных материалов для измерения качества обучения (рис. 8).

Создание такой операционной среды возможно лишь с применением информационных технологий и влечет проблему дискретизации образовательного пространства на основе создания концепции учебных объектов по аналогии с объектным подходом в программировании, цифровой технике и других отраслях технологий.

Компетенции представляют динамическую комбинацию знаний, пониманий, умений и способностей. Воспитание компетенций — основная задача образования. Компетенции формируются различными курсами и на различных стадиях обучения (Tuning Educational Structures in Europe; http://tuning. unideusto.org/tuningeu/).

Рис. 6. Определение компетенций

Рис. 7. Дефицит компетенций

ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЕТЕНЦИЯМИ

ЗАПИСЬ ПОИСК

ВЫЧИТАНИЕ КОМПОЗИЦИЯ

Рис. 8. Пространство проблем в определении компетенций

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

Не42006

Концепция учебных объектов должна базироваться на системе спецификаций и стандартов, на применении информационных технологий в образовательных технологиях. Именно таким образом может быть обеспечено внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных ИКТ. Это приведет к развитию инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, включая развитие сетей образовательных коммуникаций, развитие сети распределенных информационно-образовательных ресурсов и сети региональных ресурсных центров.

Компетенции

и учебно-методическое обеспечение

Учебные программы дополнительного профессионального образования

На этой основе может быть выполнена задача внедрения моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста.

При наличии системы квалификаций при получении новых или дополнительных квалификаций в соответствии с выбираемой траекторией роста предлагаемый подход ведет к мобильным технологиям компиляции учебного пакета, контрольных материалов и их предоставлению учащемуся, с дальнейшим подтверждением полученных компетенций в системе сертификации, создание которой также необходимо (рис. 9).

Учебные программы основного профессионального образования

На этой базе возможно создание нового Перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий профессиональ-

Цели обучения

Компетенции

Компилятор программы (курсов)

Стиль обучения

ПРОГРАММА

Предпочтения

Учебный

процесс

Рис. 9. Компиляция программ обучения

ного образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода, в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности (рис. 10).

Уровни

Рис. 10. Формирование специальностей

Компетенции и кредитная система

Выделение в определении компетенций базы измерений приводит к понятию «результаты обучения», которые, как показано выше, необходимо формулировать в идентификаторах (дескрипторах) компетенций. То есть кредитная система является одним из инструментов измерения компетенций в категориях объема, требуемого для получения компетенции обучения.

№>42006

Россия присоединилась к Болонской конвенции, в которой Европейская система передачи кредитов (European Credit Transfer System — ECTS) выполняет центральную роль в создании Европейского пространства высшего образования (European High Education Area — EHEA). «Компетенции являются мостом между традиционной кредитной системой измерений достижений учащегося и происходящей революцией в образовании» (National Postsecondary Education Cooperative (NPEC) Working Group on Competency-Based Initiatives in Postsecondary Education; http://nces.ed.gov/). Таким образом, реализация компетентностно-го подхода, станет одной из основных мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

Основные задачи проекта

Информационные технологии влекут фундаментальные изменения в бизнесе и мировой экономике, особенно в ее «цифровых» отраслях. Эти отрасли и в целом деловая активность в информационной среде определяют конкурентные преимущества экономики. Сектор ИКТ, обеспечивая успех национальных и транснациональных экономик, сам по себе испытывает постоянное воздействие процессов обновления. Являясь двигателем соревновательного процесса, он находится в условиях постоянного обновления технологий, совершенствования продукции и сервисов, создания и возникновения новых рынков.

Распространяясь, компьютерные технологии, в свою очередь, оказывают преобразующее влияние как на прикладные области, так и на персонал, работающий в этих областях, что дало возможность называть современное сообщество людей информа-

ционным обществом. В этом обществе процессы становления и внедрения информационных технологий далеки от завершения, и мы получаем все большие возможности по мере осознания перспектив информатизации с параллельным развитием не спадающими темпами собственно информационных технологий.

Первым шагом на пути создания системы компетенций сектора экономики является категоризация работ, выполняемых в различных направлениях сектора.

1. Формирование системы компетенций профессий ИКТ-сектора

Самый важный ресурс любой организации — это ее персонал и критическим условием конкурентного развития сектора ИКТ является наличие нужного числа специалистов, обладающих компетенциями.

Разработка системы профессий (квалификаций) сферы ИКТ для России позволит не только сформировать и апробировать основы построения полной системы дополнительного профессионального образования, но и создать предпосылки для обоснованного синтеза специальностей высшего образования и их учебных программ, оптимально обеспечивающих рынок профессий в области ИКТ. Этим будут созданы условия для построения современной системы непрерывного профессионального образования как в отрасли ИКТ, так и в смежных отраслях.

Создание системы профессий должно быть выполнено с учетом национальных систем профессий развитых стран, и в первую очередь стран, входящих в ЕС. Это обеспечит согласование российской системы профессий с концепциями, заложенными в Копенгагенской и Болонской конвенциях.

Категории и уровни профессий сектора ИКТ образуют систему ролей (см. рис. 11). Для каждой роли должна быть разработана таксономия компетенций, для достижения которых необходимо разработать учебно-методические материалы, включающие диагностические, учебные (декларативные и процедурные знания) и контрольные материалы,

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

N942006

на базе которых необходимо создать систему аккредитации учебных центров и сертификации обучающихся, с применением процедур и правил трансферта квалификаций признаваемых на международном уровне.

2. Создание объектных технологий формирования и распространения знаний

Как строить информационные технологии в образовательных целях? Достаточно ли лишь обеспечить присутствие учебных материалов в компьютерах и доступ к ним по глобальной коммуникационной сети Интернет? Именно по этому пути прошли многие образовательные институты и не добились существенных положительных результатов. Более того, некоторые результаты были отрицательны. Попытка применить новые технологии к старым формам и организациям дала отрицательные результаты.

В условиях революционных изменений форм и технологий организации, хранения и передачи информации необходима смена парадигмы образования, принципов построения образовательных систем, организации образовательных процессов и учебных материалов. Изменения в образовательной среде должны быть адекватны изменениям в информационной среде.

Основой этих изменений является кардинальный пересмотр концепции построения учебных материалов. Основой новой концепции является объектный принцип построения учебных материалов. Перенос объектного принципа, возникшего в индустрии проектирования, и, в частности, программирования, на образовательные среды означает внедрение принципов дискретизации процесса построения и передачи знаний в них.

Объектный принцип является развитием идеи модульности, которая лежит в основе происходящей и ускоряющейся научнотехнической революции.

В соответствии с объектной концепцией учебный материал разбивается на части. При этом существенно важен как принцип разбиения, так и формат части. Если закономерности построения формата оговорены и принимаются участниками образовательных процессов, то появляется возможность одинаковой интерпретации объектов, построения (агрегирования) из мелких объектов более крупных, включения объектов в логические последовательности исполняемых в учебном процессе действий, которые, в свою очередь, должны строиться как объекты.

С применением объектных систем организации знаний появляется возможность прогрессивной организации учебных процессов. Возможно построение гибких, персонифицирующих образование технологий, кардинальное изменение содержания педагогической работы преподавателей и профессоров. Именно такими измененными образовательными технологиями возможно парирование вызовов современности — увеличение объема знаний и их обновление.

Одновременно появляется возможность принципиального улучшения качества образования путем органичного внедрения в образовательные процессы системы мониторинга, анализа получаемых компетенций и коррекции алгоритма учебного процесса для достижения оптимальных результатов.

Архитектура объектно-ориентированных систем образования позволяет вводить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№>42006

метрику в такие категории, как учебные материалы, учебные планы и программы, компетенции и, тем самым, заложить основу алгоритмизации процедур их анализа, сравнения и трансформирования в функции различных критериев, в первую очередь для достижения целей, декларированных в Болонской конвенции.

3. Стандарты и технологии

Основой объектного преобразования образовательных сред является группа системных соглашений об информационно-коммуникационных форматах представления, хранения и передачи знаний в технологическом пространстве современного информационного сообщества и именно эти системные соглашения позволяют сформировать единое образовательное и информационное пространство.

Примером конкретной реализации этого подхода является группа спецификаций глобального консорциума IMS [10], практически ставшая системой стандартов для построения образовательных технологических сред будущего.

Эти стандарты апробированы при создании корпоративных, университетских и коммерческих обучающих сред (SAP, ADL, Cisco, WEBCT, Black Board, SABA и многих других) и показывают эффективность и справедливость самой идеи такой смены парадигмы образования.

Таким образом, информатизация образования — это не автоматизация существующих процессов и систем, а создание принципиально новых подходов, в корне меняющих структуру и организацию образовательных систем на всех уровнях — от глобального до уровня школы. Необходимо избегать поспешного принятия собственных стандартов. В конечном счете, это может дорого стоить и может влиять на качество образования. Защищать свои долгосрочные интересы лучше в качестве пользователя существующих спецификаций. Еще лучше — присоединяться к единомышленникам и влиять на процесс создания спецификации.

Именно такая ситуация характерна сейчас для России. Практически в каждом вузе страны создаются электронные курсы и оболочки для их выполнения. Финансируются эти работы из средств Министерства образования. Спецификации для этих разработок изобретаются в каждом университете самостоятельно. В результате мы получаем огромное количество единиц учебных материалов и программных систем, созданных по несогласованным спецификациям.

Именно в этом вопросе роль координирующего органа была бы весьма полезной, и именно здесь такая роль отсутствует. В то же время очевидными являются необходимость присоединения России к IMS консорциуму, внедрение требуемых спецификаций и координированное создание отечественного прогрессивного фонда электронных материалов.

Открытые стандарты обеспечивают:

• возможность переноса прикладных систем с минимальными изменениями (мобильность систем);

• совместную работу с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах (интероперабельность);

• взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем последним переход от системы к системе (мобильность пользователей).

Основой технологических систем в образовании является идея разделяемого объекта контента — РОК (Sharable Content Object — SCO). Эта идея была развита в проекте ADL (Advanced Distributed Learning), который был инициирован министерством обороны и администрацией президента США в 1997 году. В результате бала создана эталонная модель рОк (The Sha-rable Content Object Reference Model — SCORM) [10]. С позиций этой модели объектом контента может быть любая информация надлежащим образом оформленная. То есть объектом может быть абзац параграфа, сам параграф, рисунок, аудио- или видеофрагмент, лекция, курс, профессио-

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

N942006

нальная образовательная программа высшего образования. Если любой из перечисленных объектов построен по правилам формирования, изложенным в SCORM, то реализуется возможность агрегирования контента из отдельных объектов. В свою очередь, если этот контент построен по правилам SCORM, то он (или его части — объекты) также может быть использован при построении других объектов.

Идея разделяемости (shareability) — агрегирования — является центральной в модели SCORM. Вторая идея этой модели — множественность платформ исполнения — мобильность (mobility). В обеспечение этой идеи SCORM содержит блок RUN TIME параметров, который обеспечивает исполнение контента в средах различных операционных систем компьютеров. Существенно, что в Интернете не требуется копирования содержимого объекта при создании нового контента. Достаточно лишь ссылки на объект и при этом обеспечивается актуальность объекта. Разделяемость не единственная цель формализации контента и методов работы с ним, существуют и другие цели, они перечислены ниже:

• эффективность (effectiveness),

• стабильность (durability),

• доступность (accessibility),

• переносимость (mobility),

• масштабируемость (scalability),

• множественность применения (reusability),

• интероперабельность (interoperability),

• технологичность (manufacture adaptability) учебно-методического обеспечения и образовательных технологий.

Именно на базе таких открытых стандартов строится большинство систем управления обучением (Learning Management System — LMS) (рис. 12), поскольку единые стандарты при создании учебно-методического обеспечения (контента) позволяют легко распространять его, а при построении систем управления обучением единообразно его интерпретировать.

4. Проектирование учебных материалов

В настоящее время процесс создания учебно-методического обеспечения, в том числе и для публикации его в Интернете, носит достаточно неформальный характер

Рис. 12. Система управления обучением

№>42006

и проходит этапы разработки учебника и сопутствующих материалов автором сначала в форматах редактора MS Word, затем переработки в формат HTML с соблюдением требований, предъявляемых той или иной системой управления обучением. При создании этих материалов применение различных педагогических приемов остается прерогативой автора, в то же время практика преподавания выработала ряд практических рекомендаций к построению учебников. Создание системы, позволяющей формировать учебный материал с использованием разнообразных педагогических приемов, приводит к созданию систем автоматизированного проектирования учебно-методического обеспечения (САПР УМО) (рис. 13).

УЧЕБНИКИ

Рис. 13. Распределение затрат при создании учебников

К основным функциям САПР относятся функции сохранения единого дизайна, стилей презентации, управление обратной связью, отслеживание прогресса обучаемого, система помощи автору. Построение такой системы позволяет не только создать педагогически и информационно полноценный контент, но и осуществить его количественное оценивание (процент охвата материала тестами, обеспеченность разделов образовательной программы и их связанность, равномерность контента). В то же время разнообразие педагогических приемов, выработанных при изложении учебного мате-

риала, и тем более для самого процесса обучения, ставит вопрос о возможности разработки средств, позволяющих педагогу формировать педагогический сценарий изложения учебного материала и проведения занятия (урока) индивидуально без затрат на изучение особых приемов программирования и собственно программирования.

5. Проектирование учебных программ

В простейшем случае индивидуальная траектория обучения (индивидуальная программа) образуется путем набора обучаемым необходимого числа курсов из некоторого их множества. При этом возникает задача контроля достаточности учебной нагрузки и ее распределения во времени, а также планирования процессов обучения для коллективов преподавателей с соответствующим распределением учебной нагрузки и финансирования работ.

Дальнейшим развитием средств персонализации учебных программ является создание динамических компиляторов индивидуальных учебных программ. Работы в этом направлении привели к разработкам языков проектирования обучения типа EML (Educational Modelling Language) и спецификации IMS Learning Design. В этом языке понятие объекта (пакета) дополняется методом. Такое объединение в языке называется элементом обучения. Тогда объектами в языке являются единицы учебно-методического обеспечения, а методами — действия по представлению объектов для изучения и по оценке результата изучения. Ряд методов можно выделить в особую группу инструментов или агентов. К ним относятся относительно простые и распространенные действия, такие как действия почтового агента, действия экзаменатора, действия поискового агента. В язык включаются механизмы обеспечения взаимодействия сценария обучения с обучаемым и динамической коррекции процедур формирования и представления объектов, т. е. механизмы реализации обратной связи между педагогическим сценарием и обучаемым.

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

N942006

6. Интеграция вендоров

Большой опыт в повышении квалификации специалистов в области ИКТ и их сертификации накоплен ведущими компаниями и корпорациями. Этому способствуют как программы обучения специалистов по новейшим продуктам и технологиям, так и соответствующие сертификационные программы, ведущие специалистов к международно-признанному уровню квалификации. Например, программы Microsoft Certified Professional (MCP) корпорации Microsoft или HP Certified Professional (HPCP) компании Hewlett-Packard. Серверы, системы хранения, программное обеспечение таких компаний-вендоров широко используется в практике работы специалистов по ИКТ во всем мире, поэтому учебные программы по каждой из профессий соответствующего уровня должны сочетать теоретические, практические, а также вендорские курсы (см. рис. 14).

Помимо этого, в мире прослеживается тенденция укрупнения интернациональных компаний-вендоров путем слияний и поглощений и снижения числа «игроков» в области ИКТ. Из этого неизбежно вытекает уменьшение разнообразия предложений вендоров в различных сегментах рынка ИКТ (серверов, систем хранения, операционных систем, СУБД, ERP-систем и т.д.), а это, в свою очередь, ведет де-факто к определенной стандартизации решений для различных вертикальных сегментов (государственные организации и учреждения, банковский и финансовый сектор, промышленность, телекоммуникации, нефтегазовый сектор). В такой ситуации становится логичным включение программ обучения и сертификации или их элементов от ведущих вендоров в государственную систему подготовки и сертификации специалистов в области ИКТ. Это позволит готовить спе-

Microsoft Cisco Oracle IBM

MCAD Microsoft Certified Application Developer CCDP Cisco Certified Design Professional OCA AD Oracle Certified Associate -Application Developer IBM AIX and eserver pSeries

MCDBA Microsoft Certified Database Administrator CCIE Cisco Certified Internetwork Expert OCA DBA Oracle Certified Associate -Database Administrator IBM DB2 Information

MCDST Microsoft Certified Desktop Support Technician CCIP Cisco Certified Internetwork Professional OCA Web Admin Oracle Certified Associate - Web Application Server Administrator IBM eServer xSeries

MCP Microsoft Certified Professional CCNA Cisco Certified Network Associate OCP AD Oracle Certified Professional -Application Developer IBM i5/OS and eServer iSeries

MCP+I Microsoft Certified Professional + Internet CCNP Cisco Certified Network Professional OCP DBA Oracle Certified Professional -Database Administrator IBM Lotus

MCP+SB Microsoft Certified Professional + Site Building CCSP Cisco Certified Security Professional OCP DBO Oracle Certified Professional -Database Operator IBM Rational

MCSA Microsoft Certified Systems Administrator CQS Cisco Qualified Specialist OCP Java Dev Oracle Certified Professional Java Developer IBM Tivoli

MCSD Microsoft Certified Solution Developer IBM TotalStorage

MCSE Microsoft Certified Systems Engineer IBM Web Sphere

MCSE+I Microsoft Certified Systems Engineer + Internet IBM XML

MCT Microsoft Certified Trainer

MSAP Microsoft Sertified Architect Program

Рис. 14. Программы обучения ряда вендоров

№42006

циалистов ИКТ в соответствии с используемыми в стране передовыми продуктами и технологиями ведущих мировых вендоров. Опасность создания преференций тем или иным вендорам на государственном уровне при этом невелика, поскольку при небольшом числе таких вендоров можно создать примерно равноценное их представительство в системе подготовки и сертификации специалистов.

Формирование квалификационной структуры в области ИКТ, с включением в нее учебных программ ведущих мировых вендоров, позволяет приблизиться к преодолению проблемы «разрыва» между квалификацией, получаемой в стенах институтов и университетов и требованиями работодателей. Как следует из рис. 15, показывающего результаты представительного опроса в странах Европы («ICT-skills certification in Europe», Cedefop, March, 2005), люди предпочитают государственные или формальные системы сертификации из-за того, что сертификация у вендоров является дорогой, поскольку последние пользуются своим зачастую монопольным положением.

Независимые Формальные Отраслевые Вендорские Другие от вендора системы системы системы

системы _ _ г-. й г-|

[J да □ нет □ может быть □ не знаю

Рис. 15. Предпочтения пользователей [2]

Что касается России, мы должны признать наличие альтернативной системы дополнительного образования, которая стоит населению весьма дорого. Для сравнения можно отметить, что стоимость месячного обучения у Microsoft, сравнима со стоимо-

стью годового обучения в среднем коммерческом российском вузе. Легко подсчитать стоимость нескольких сертификатов от различных фирм.

7. Система сертификации

Возможности технологий, обеспечивающих создание персональных, гибких траекторий обучения, определяют необходимость создания новых механизмов сертификации.

Для вычисления недостающих компетенций необходима диагностика имеющихся компетенций и соответственно организация такого вида образовательной деятельности, как диагностирование. Это первый шаг, предоставляющий рабочему населению провести самостоятельное испытание собственного образовательного статуса и принять решение о необходимости, направлении и объеме переподготовки. У каждого работающего должна быть возможность такого самостоятельного диагностирования. Задача вполне реализуема как в принципе, так и практически за счет разработки компьютерных Интернет-центров тестирования, а при необходимости и их тиражирования (например, по временным поясам).

Получение компетенций является результатом традиционного вида деятельности — обучения.

Тестирование также является самостоятельным видом учебной деятельности. Следует отметить разницу в диагностировании и тестировании. Если процедура диагностирования отвечает на вопрос «в чем некомпетентен?», то тестирование отвечает на вопрос «компетентен ли?».

Выдача сертификата об образовании и достижении необходимой квалификации может быть самостоятельным видом деятельности.

Для каждого вида деятельности необходима процедура инспектирования и аккредитации, для обеспечения контроля качества и уровня доверия. В целом проблематика сертификации иллюстрируется схемой приведенной на рис. 16, а отношения участников этого процесса представлены на рис. 17.

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

Не42006

_п ^ Е= <15 -Й СЕ

СО 3

и

Тестирование

Сертификация

Аттестация

Свидетельство

л :

ч

ч

Работа

Обучение

И

с!

О

=1

Очное

Заочное

Самостоятельное

Рис. 17. Отношения участников процесса непрерывного образования

Каждый из видов деятельности или их комбинация может выполняться в рамках самостоятельного коммерческого учебного учреждения. Это ставит задачу юридического обеспечения деятельности таких учреждений и приведет к совершенствованию механизмов признания документов об образо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 18. Организация обучения

вании, в том числе на принципах Копенгагенской конвенции. Развитием подхода является разработка принципов сертификации в условиях гибкого обучения, когда каждая программа обучения может быть оригинальной, а сертификат — индивидуальным. В целом, система сертификации должна сопровождать все этапы процесса обучения, представленного на рис. 18.

8. Распространение

Задача распространения компетентност-ной объектной парадигмы развития образования является многогранной задачей популяризации, просвещения и внедрения технологий в образовательном сообществе, которая не имеет прецедентов в отечественной практике. Для ее успешного решения необходимо построение специального портала, на котором необходимо создать следующие системы:

• популяризации материалов;

• подготовки специалистов и преподавателей;

• управления созданием;

• управления внедрением.

Основные проблемы

Научные:

• дискретизация образовательного пространства (методология, алгоритмы). Основная проблема — формирование дидактических объектов. Проблема не может быть

№>42006

решена в одном месте с последующим распространением решения, но может быть решена кооперированной разработкой различных, может быть конкурирующих, подходов;

• операции с компетенциями декларированы в коммерческих технологических решениях, начала построения систем операций декларированы рядом ассоциаций (например, HR-XML) в открытых спецификациях;

• система оперирования объектами, ее реализация декларирована в ряде коммерческих продуктов. Требует разработки (внедрения) языка проектирования обучения (EML — Educational Modeling Language; http://eml.ou.nl).

Практические:

• интеграция с работодателями — создание системы компетенций и на их базе системы квалификаций возможно только с участием предприятий, создающих основную продукцию и услуги выбранного для пилотного проекта сектора экономики. Важно, что в список таких предприятий должны быть включены как отечественные, так и иностранные предприятия. Работа этого вида может быть существенно упрощена, если в процесс будут вовлечены авторитетные ассоциации предприятий, такие как ТПП, СПП, «Деловая Россия», АП КИТ и др.;

• вхождение в ассоциации и структуры стран и ЕС требует знакомства с тематикой, разрабатываемой в соответствующих ассоциациях, а также существует финансовый барьер (многие ассоциации требуют финансового взноса, например, в IMS—50 тыс. долл.);

• большой объем учебного материала (проблема размерности) — решение этой проблемы возможно путем кооперированной разработки, что требует сложной системы координации;

• сертификаты и сертификация (юридический аспект) — сложность юридических вопросов требует опережающей или параллельной разработки.

План работ

План работ отображает основные этапы, возникающие при реализации орга-

низационной схемы, представленной на рис. 19.

Примерный план реализации проекта:

1. Создание системы квалификаций ИКТ сектора.

2. Проектирование категорий работ.

3. Проектирование субкатегорий.

4. Проектирование ролей.

5. Проектирование уровней квалификаций.

6. Согласование с объединениями и структурами работодателей.

7. Презентация и обсуждение в образовательном сообществе.

8. Согласование с международными организациями (CEDEFOP).

9. Разработка структуры компетенций.

10. Детализация системы компетенций для сектора ИКТ.

11. Разработка методов идентификации объектов, структур и отношений.

12. Идентификация структур объектов.

13. Разработка словарей понятий, системная гармонизация.

14. Разработка системы компетенций для категорий, субкатегорий, ролей по уровням.

15. Разработка компетенций для ролей уровня магистерской подготовки — категория «Разработка и производство», субкатегория «Проектирование систем».

16. Разработка системы компетенций для ролей уровня магистерской подготовки — категория «Менеджмент и администрирование», субкатегория «Управление проектами».

17. Разработка компетенций для ролей уровня «Бакалавр» — категория «Сервис», субкатегория «Инфраструктура».

18. Определение требований к программному и информационному обеспечению (системы хранения и оперирования).

19. Разработка программного обеспечения (ядро и интерфейсы).

20. Комплексирование пилотного варианта.

21. Создание XML форматов для представления систем компетенций.

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

Не42006

Национальные приоритеты

Гармонизация с глобальными тенденциями

Согласование : работодателями

Согласование Согласование

с образовательным -► с органами

сообществом управления

1 аэ и ; о Q3

! х: \о : ° о

— Определение профессиональных и образовательных профилей (квалификаций и специальностей)

*

Трансляция в результаты обучения:

• базовые компетенции;

• предметные компетенции

Трансляция в учебные программы:

• контент;

• сертификация

Методология обучения

Ресурсы

Академические ресурсы Организационные ресурсы Финансовые ресурсы Стратегические альянсы

і

Организация образовательных программ в пилотном секторе

т

Испытания

Комплекс мероприятий по обеспечению качества

Рис. 19. Схема организации работ

22. Проектирование репозитария компетенций.

23. Разработка блока декларативных знаний.

24. Разработка блока процедурных знаний.

25. Разработка контрольно-диагностического блока.

26. Интеграция системы.

27. Испытания.

28.Генерация изменений.

29. Модификация.

30. Распространение.

31. Разработка проекта развития.

Возможность (предпосылки) реализации проекта

• Задача создания гибких образовательных технологий на базе систем компетенций поставлена Федеральной целевой программой развития образования на период 2006-2010 годы и включена в число приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации

направлена на повышение качества профессионального образования и развитие современной системы непрерывного профессионального образования.

• Открытые стандарты на образовательные технологии и форматы (IMS, SCORM, O.K.I., HR-XML).

• Понимание объектной парадигмы и определенный задел в ряде ведущих ИКТ-компаний и вузов (модульность в IBS, ТОР и ТОРОС в ИнтерЭВМ, объектный репозитарий в ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», курсы проекта ВИТ в СПбИТМО).

• Существует позитивное отношение к проекту со стороны основных вендоров сектора ИКТ (Microsoft, IBM, Hewlett-Packard, Cisco, Oracle и др.).

• Также позитивная реакция на предполагаемые инициативы отмечается в ведущих ассоциациях Европейского сообщества, рассматривающих проблемы упомянутого характера, например, Tuning Educational Structures in Europe (рис. 20).

№>42006

Tuning З

Further plans for developments:

• Tuning Journal

a European Association of Academics in Higher Education (AHE): Tuning Educational Structures in Europe ________

• Reaching out to other regions^e.g. Russian j

Federation and bevond ^—

Рис. 20. Интеграция с ЕС через проект Tuning

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Проведена апробация и получено одобрение подхода образовательной общественностью на ряде мероприятий (Телематика 2005, ИТО 2005 (весна-осень), e-Learning Russia 2005, Конференция Microsoft «Образование в 21 веке» (28 октября 2005 года)).

В целом следует отметить отсутствие принципиальных барьеров на пути выполнения проекта. В проекте заинтересованы все уровни и структуры государственного управления, образовательное сообщество, работодатели и конкретные граждане. Обозримые препятствия носят традиционный, объективный характер (инфраструктура, размерность, сроки, объем финансирования), являются содержанием проекта и в той, или в иной степени могут быть преодолены (рис. 21).

Резюме

Влияние на индикаторы эффективности

Проект рассчитан на следующие социально-экономические эффекты:

• разработка и внедрение новых стандартов образования;

• увеличение количества программ профессионального образования, имеющих международное признание;

• увеличение доли учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий;

• подготовка большего числа граждан в возрасте 25-65 лет в системе дополнительного образования взрослых;

• повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования;

и на позитивное изменение представленных ниже индикаторов качества образования.

Индикаторы качества образования

• Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

• Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных ИКТ.

• Внесение изменений в Перечень направлений подготовки (специальностей) и профессий профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов.

■ Неразвитость трансфертного механизма 9%

■ Недостаточность государственного внимания и программ 9%

□ Неадекватная инфраструктура 11%

□ Бюрократическое зарегулирование 15%

□ Негативная социальная реакция 16%

□ Недостаток предпринимательского образования и опыта 17%

Рис. 21. Основные препятствия инновационного обновления предприятий (Towards Knowledge Based Economy — Recent Trends and Policy Directions from OECD, Directorate for Science Technologies and Industry, November, 2002)

Л.Г. Титарев,А.Н. Тихонов

Модели непрерывного профессионального образования на основе компетентностного подхода

N942006

• Реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

• Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций — привлечение зарубежных специалистов в сфере квалификаций и компетенций, стандартизации информационных технологий и их включение в базу данных экспертов, допущенных к участию в процедурах контроля качества образования в российских образовательных учреждениях.

• Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

• Совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования ИКТ в рамках единого образовательного пространства.

Решение поставленных в проекте задач позволит обеспечить трудовыми ресурсами как отрасли ИКТ, так и смежные отрасли и позитивно влиять на основные индикаторы таких программ, как «Электронная Россия» и такого направления, как «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере информационных технологий». Целевые индикаторы и показатели результативности этого направления:

• доля сектора ИКТ в структуре ВВП;

• доля продукции и услуг ИКТ в общей структуре экспорта Российской Федерации;

• доля экспорта в объеме сектора ИКТ;

• доля иностранных инвестиций в структуре инвестиций в российские предприятия ИКТ;

• доля специалистов в сфере ИКТ в общем объеме ежегодно выпускаемых выс-

шими и средними специальными учебными заведениями специалистов;

• доля специалистов в сфере ИКТ в структуре общей занятости населения;

• количество созданных специализированных технопарков в сфере информационных технологий.

Разрабатываемые в проекте концепции, принципы, методологии и технологии призваны служить основой технологий перевода смежных образовательных областей на компетентностные принципы и приблизить решение задач, поставленных ФЦПРО на 2006-2010 годы, в целом.

Литература

1. Towards a comprehensive European e-skills reference framework, Final synthesis report, Cede-fop Panorama Series. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2005, ICT and e-business skills and training in Europe.

2. ICT-skills certification in Europe//Cedefop. March, 2005.

3. www.hse.gov.uk/railways/liveissues/human factors/ issues/competence.htm.

4. Commission of the European communities Brussels, 8.7.2005 sec(2005) 957, Commission staff working document towards a European qualifications framework for lifelong learning.

5. Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации; http:// www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=3033.

6. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2006-2010 годы)»; http://www. minsvyaz.ru/site.shtml?id=1100.

7. Проект Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере информационных технологий»; http:// www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=3365.

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803).

9. Титарев Л.Г. и др. Глобализация образования: Компетенции и системы кредитов. М.: Маркет ДС, 2005. (Академическая серия.)

10. Титарев Л.Г. и др. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. М.: Маркет ДС, 2004. (Академическая серия.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.