УДК 349
Ш. Г. Сеидов, В. Г. Сеидов, И. А. Юрасов
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация.
Актуальность и цели. В условиях информатизации современного российского общества возрастает значение исследований возможностей научно-технического творчества молодежи и необходимость его включения в инновационные стратегии, разработанные в качестве направлений региональной политики. Цель данной статьи - это методологическое обоснование исследования инновационного развития региона (субъекта РФ) на примере Пензенской области.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач достигается на основе систематизации теоретических разработок, посвященных определению сущности и функций политических коммуникаций в современном обществе. Методологический потенциал включает комплексный подход, который позволяет определить, каким образом связаны политические коммуникации и инновационное развитие в условиях региона. Использованы документальные материалы по юридическому обеспечению инновационного развития в Пензенской области.
Результаты. Определены организационные условия учета проблем молодежи Пензенской области с целью ее эффективной социализации. Результаты работы можно применять для научно-методического обеспечения разделов стратегии инновационного развития региона.
Выводы. Сделан вывод о том, что политические коммуникации с применением информационных технологий и с привлечением научно-технического творчества молодежи как активного участника инноваций приведет к эффективному инновационному развитию региона.
Ключевые слова: регион, инновационное развитие, информатизация, информационное общество, политические коммуникации.
Sh. G. Seidov, V. G. Seidov, I. A. Yurasov
REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF SOCIETY INFORMATIZATION
Abstract.
Background. In conditions of informatization of the modern Russian society there increases the value of research capabilities of scientific and technical creativity of youth, and the need for its inclusion into innovative strategies developed as areas of regional policies. The purpose of this article is to methodologically substantiate the study of innovation development of regions (subjects of the Russian Federation) by the example of Penza region.
Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of systematization of theoretical works devoted to determining the nature and functions of political communication in the modern society. Methodological potential includes a comprehensive approach that allows to determine the way of relation of political communication and innovative development of the region. The authors used documentary materials on legal support of innovative development in Penza region.
Results. The researchers defined organizational environment of registering the problems of youth of Penza region with a view to its effective socialization. The results can be used for academic support sections of the strategy of innovative development of the region.
Conclusions. The conclusion is that political communication along with usage of information technologies and with involvement of scientific and technical creativity of youth as an active participant in innovation will lead to effective innovation development of regions.
Key words: region, innovative development, informatization, information society, political communication.
Современный вектор развития России подразумевает ее постепенный переход от индустриального общества к информационному. Глобализация, реальные возможности информационных и телекоммуникационных технологий создают модели сетевых связей и процессов развития во всех областях жизни общества. Вся система организации, управления и жизнеобеспечения должна изменяться с учетом этих причин и условий. Информационное общество должно быть гражданским, социальным, демократическим и сильным. Прогресс обеспечить могут лишь те, кто обладает широким спектром теоретических знаний и практических навыков, информацией, умением применять их на практике. Глобализация информационного пространства на современном этапе цивилизационного развития общества предопределила значение и роль информации как универсального эквивалента в межсубъектных отношениях социальных институтов и в политических отношениях.
Р.-Ж. Шварценберг определил понятие политической коммуникации как «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой», подчеркивая, что при этом происходит непрерывный обмен информацией между индивидами и группами на всех уровнях [1, с .174].
В работах зарубежных авторов обычно выделяются три основных способа политической коммуникации: коммуникация с помощью средств массовой информации, в том числе печатных (пресса, книги, афиши) и электронных (радио, телевидение и т.д.); коммуникация с помощью организаций, в частности политических партий, которые служат связующим звеном между управляющими и управляемыми, и групп давления; коммуникация с помощью неформальных контактов [1, с. 190].
Отечественный политолог М. Ю. Гончаров считает, что термин «политическая коммуникация» должен описывать циркуляцию информации в сфере политической деятельности, т.е. любые сообщения, тексты, оказывающие воздействие на отношения между классами, нациями и государствами» [2, с. 55].
Мы согласны с М. Н. Грачевым в том, что политическая коммуникация выступает как смысловой аспект взаимодействия субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса [3, с. 75].
И еще, как подчеркивает Ю. В. Ирхин, политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством
которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени [4, с. 308].
В последнее время политическая коммуникация рассматривается как функциональный элемент политической системы общества, обеспечивающий взаимосвязь между другими ее компонентами [5, с. 102]. Но в то же время политическая коммуникация выступает и как процесс, как непосредственная деятельность политических акторов по производству и распространению политически значимой информации, направленная на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий других социальных субъектов. Тогда с учетом «функциональной» и «процессуальной» составляющих объем понятия «политическая коммуникация» в наиболее общем виде должен включать в себя всю совокупность явлений информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, которые связаны с исторической деятельностью политических акторов по поводу власти и властно-управленческих отношений в обществе.
Как связаны политические коммуникации и инновационное развитие в условиях региона? Эта проблема пока даже не ставилась. Думается, что политические коммуникации имеют большие возможности для регулирования инновационного развития региона и для направления человеческих ресурсов (прежде всего связанных с социальными институтами науки и образования) на активное участие в деле инновационного развития региона. И это будет происходить благодаря тому, что в политических коммуникациях основным средством передачи информации, налаживания коммуникаций, координации и регулирования согласованных действий являются информационные технологии и современные средства информатизации общества и многих общественных процессов.
В современном социуме все большее значение приобретает виртуальное измерение (информационные технологии, ресурсы Интернета). Политика перемещается в Интернет, а политические партии активно осваивают потенциал «мировой паутины». Лидеры политический партий имеют собственные сайты, деятельность партий обсуждается в социальных сетях, блогосфере. Это измерение нуждается в особом правовом регулировании. Мы становимся свидетелями того, как скорость динамично изменяющейся политико-информационной реальности выше, чем реакция на эти изменения со стороны институтов, создающих правовые нормы.
В условиях информатизации общества политические отношения приобретают значительно больше, чем было прежде, характеристик коммуникативной деятельности. При этом не только возрастает интенсивность и частота коммуникаций, но и появляется их разнонаправленность. Поэтому в качестве основ для регулирования политического поведения с помощью средств массовой информации должны выступать важные принципы реализации информационной политики, среди которых можно назвать следующие:
- реализация средствами массовой информации роли проводника информационных интересов основных групп населения;
- грамотное построение политического диалога представителей властных структур и журналистов;
- компетентность субъекта, позволяющая оценить последствия предлагаемой программы деятельности, которая должна сочетаться не только с воз-
можностью открыто отстаивать свои убеждения, но и с социальной ответственностью за свои действия [6, с. 50].
Для исследования возможностей применения инновационных технологий в процессе регулирования инновационного развития региона обратимся к региональным программам инновационного развития (на примере Пензенской области).
В Стратегии инновационного развития Пензенской области до 2021 г. и прогнозный период до 2030 г. одним из средств формирования и продвижения на территории Пензенской области идеологии инновационного развития является популяризация инновационной тематики в средствах массовой информации и коммуникации [7, с. 6].
Молодежь с социально-профессиональными статусами, соответствующими выполнению инновационных функций в бизнесе, науке, (высшем) образовании, является важным, может быть, одним из основных человеческих ресурсов, занятых в процессе формирования инновационного капитала региона.
Для наиболее полного учета проблем молодежи Пензенской области, ее эффективной социализации, формирования положительной региональной идентичности и активного включения в процесс инновационного развития региона необходимы:
- регулярный мониторинг потребностей и проблем молодежи, в том числе с использованием социологического инструментария получения первичных данных (массовый опрос, интервьюирование, фокус-группы, панельные исследования);
- информационно-пропагандистское обеспечение молодежи Пензенской области об особенностях планов стратегического развития региона, реализуемых в нем проектах, мероприятиях и, соответственно, о возможностях и перспективах развития для молодежи в регионе [7, с. 43].
Привлечение молодежи означает включение ее в политические отношения, поскольку инновационное развитие региона является предметом региональной политики. При этом должны быть созданы условия для активного использования информационных технологий. К таким условиям относится информационно-идеологическое обеспечение инновационного развития региона. Основными целями информационно-идеологического обеспечения Стратегии инновационного развития в Пензенской области, например, являются:
- повышение конкурентоспособности информационной инфраструктуры, совершенствование структуры системы информационного обеспечения инновационной деятельности, стимулирование развития информационной среды в качестве составляющей инновационной системы;
- повышение уровня информационной грамотности потенциальных потребителей инновационной деятельности, разъяснение широкой общественности основ Стратегии инновационной деятельности с помощью средств массовой коммуникации [7, с. 50].
При этом основными механизмами и инструментами информационно-идеологического обеспечения могут стать:
- анализ списков инновационных проектов (с указанием конкретных продуктов, лучшей практики и результатов инновационной деятельности),
креативная корректировка инновационных продуктов для последующего информационного обеспечения;
- развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности, анализ пополняемых списков инновационных проектов, их модернизация;
- развитие форм и методов информационной работы, коммуникационных инструментов, повышение качества информационного обеспечения;
- расширение частногосударственного партнерства в информационной сфере, привлечение внебюджетных источников финансирования информационного обеспечения, стимулирование инвестиций в информационную сферу;
- совершенствование подготовки и повышения квалификации работников средств массовой информации, улучшение технической и технологической баз СМИ.
В целях усиления взаимодействия и оперативного информирования участников инновационной деятельности целесообразно в рамках межведомственного взаимодействия организовать:
- использование электронных информационных ресурсов, в первую очередь баз данных о проводимых разработках инновационного характера и о результатах таких разработок и мероприятий;
- создание пула специалистов, занимающихся креативным наполнением инновационных проектов [7, с. 51].
Средствами для привлечения молодежи к инновационному развитию региона и для включения ее в процесс регулирования инновационного развития в русле региональной политики стали Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). В Пензенской области такие центры создаются при поддержке Министерства экономического развития РФ и Правительства Пензенской области и представляют собой комплексы для осуществления деятельности детей и молодежи в сфере высоких технологий. ЦМИТ позволяет обеспечить доступ детей и молодежи к современному оборудованию цифрового производства, что делает возможным на современном технологическом уровне реализовать на практике технологическую цепочку от формулирования идеи до ее реализации (возникновение идеи - опытная проверка идеи -создание макетного образца - изготовление прототипа - коммерциализация инновационной идеи).
В нашем регионе создано пять Центров молодежного инновационного творчества в г. Пензе с филиалами в других городах области. Сферы их специализации очень широки и отличаются новизной и практичностью. Это электроника и композитные наноматериалы, автомоделирование и 3-0 проектирование, технические модельные виды творчества.
Основные направления работы ЦМИТ включают:
- обучение молодежи работе на новом современном оборудовании, внедрение образовательных программ, нацеленных, в том числе, на развитие проектного мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности, анализу экономической эффективности создаваемых изделий, прототи-пирования образцов и т.д.;
- отбор и подготовка кадров для работы с молодежью из числа изобретателей, инженеров различных специальностей, дизайнеров, предпринима-
телей, преподавателей вузов и педагогов школ; создание команды ЦМИТ, способной реализовать на практике основные цели и задачи деятельность ЦМИТ;
- отработка механизмов вовлечения целевой аудитории молодежи в инновационную деятельность центра на основе принципа открытости для всех желающих в возрастной категории детей от 10 до 24 лет, имеющих свои реальные проекты и идеи;
- проведение регулярных обучающих мероприятий и реализация обучающих программ в целях освоения возможностей оборудования пользователями Центра молодежного инновационного творчества;
- организация конференций, семинаров, рабочих встреч, выставок и т.п.;
- формирование базы данных пользователей Центра молодежного инновационного творчества;
- взаимодействие, обмен опытом с другими центрами молодежного инновационного творчества в Российской Федерации и за рубежом.
При Правительстве Пензенской области создано и успешно функционирует Молодежное правительство Пензенской области как консультативно-совещательный орган. В его цели входит привлечение молодых граждан к участию в формировании и реализации социально-экономической политики области1.
Молодежная администрация является действующим на постоянной основе коллегиальным совещательным органом при главе муниципального образования. Решение о создании Молодежной администрации принимается распоряжением главы муниципального образования. Состав Молодежной администрации избирается на срок до двух лет. Члены Молодежной администрации осуществляют свою деятельность на общественных началах2.
Основной целью Молодежной администрации является разработка предложений по вопросам взаимодействия молодежи муниципального образования Пензенской области с органами местного самоуправления и привлечения молодежи муниципального образования к участию в общественно-политической и социально-экономической жизни муниципального образования и Пензенской области в целом. В основные задачи Молодежной администрации входит: осуществление в молодежной среде просветительской деятельности, направленной на повышение правовой культуры молодежи и доступности общественно-политической информации; содействие повышению социальной активности молодежи, молодежных общественных объединений муниципального образования.
В условиях информатизации общества инновационное развитие региона будет эффективным, если будут использованы политические коммуникации с применением информационных технологий и с привлечением научно-технического творчества молодежи как активного участника инноваций.
Список литературы
1. Шварценберг, Р.-Ж. Политическая социология : в 3 ч. / Р.-Ж. Шварценберг. -М. : Российская академия управления, 1992. - Ч. 1. - 180 с.
1 URL: http://molod_prav.pnzreg.ru/molod_prav 17.09.2014.
2 URL: http://molod_prav.pnzreg.ru/moladmin 17.09.2014.
2. Гончаров, М. Ю. Риторика политической коммуникации / М. Ю. Гончаров // Массовая коммуникация в современном мире : сб. науч. тр. / под ред. д-ра ф. наук, проф. Ю. П. Буданцева [и др.]. - М. : МГИМО, 1991. - С. 55-60.
3. Грачев, М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития : моногр. / М. Н. Грачев. - М. : Прометей, 2004. - 328 с.
4. Ирхин, Ю. В. Политология / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М. : Юристъ, 2001. - 511 с.
5. Кретов, Б. Е. Средства массовой информации - элемент политической системы общества / Б. Е. Кретов // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1. -С. 101-115.
6. Расулов, З. А. Теоретические подходы к воздействию средств массовой информации на общественное сознание (в процессе реализации информационной политики) / З. А. Расулов, Ш. Г. Сеидов // Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты : материалы II Меж-дунар. науч.-практ. конф. (15-16 января 2012 г.). - Пенза ; Прага : НИЦ «Социо-сфера», 2012. - С. 49-52.
7. Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года : [утв. распоряжением Правительства Пензенской области от 21 февраля 2014 г. № 83-рП]. - 80 с.
References
1. Shvartsenberg R.-Zh. Politicheskaya sotsiologiya: v 3 ch. [Political sociology: in 3 parts]. Moscow: Rossiyskaya akademiya upravleniya, 1992, part 1, 180 p.
2. Goncharov M. Yu. Massovaya kommunikatsiya v sovremennom mire: sb. nauch. tr. [Mass communication in the modern world: collected works]. Moscow: MGIMO, 1991, pp. 55-60.
3. Grachev M. N. Politicheskaya kommunikatsiya: teoreticheskie kontseptsii, modeli, vek-tory razvitiya: monogr. [Political communication: theoretical conceptions, models, development vectors: monograph]. Moscow: Prometey, 2004, 328 p.
4. Irkhin Yu. V., Zotov V. D., Zotova L. V. Politologiya [Political science]. Moscow: Yurist", 2001, 511 p.
5. Kretov B. E. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2000, no. 1, pp. 101-115.
6. Rasulov Z. A., Seidov Sh. G. Informatizatsiya obshchestva: sotsial'no-ekonomicheskie, sotsiokul'turnye i mezhdunarodnye aspekty: materialy IIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. (15-16yanvarya 2012 g.) [Informatization of society: socioeconomic, sociocultural and international aspects: proceedings of II International scientific and practical conference (15-16 January 2012)]. Penza; Praga: NITs «Sotsiosfera», 2012, pp. 49-52.
7. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Penzenskoy oblasti do 2021 goda i prognoznyy period do 2030 goda: [utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Penzenskoy oblasti ot 21 fev-ralya 2014 g. № 83-rP] [Strategies of innovative development of Penza region up to 2021 and forecasts for the period up to 2030: approved by the order of the Penza region government from 21st February 2014 № 83-rP]. 80 p.
Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич
доктор политических наук, профессор, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Seidov Shakhrutdin Gadzhialiyevich Doctor of political sciences, professor, sub-department of state and legal disciplines, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Сеидов Вадим Гаджиевич
кандидат исторических наук, профессор, кафедра консульской службы и дипломатии, Дипломатическая академия МИД РФ (Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1)
E-mail: [email protected]
Юрасов Игорь Алексеевич доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); директор Центра прикладных исследований, Институт регионального развития Пензенской области (Россия, г. Пенза, ул. Попова, 40)
E-mail: [email protected]
Seidov Vadim Gadzhievich
Candidate of historical sciences, professor,
sub-department of consular service and
diplomacy, Diplomatic Academy
of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
(building 1, 53/2 Ostozhenka street,
Moscow, Russia)
Yurasov Igor' Alekseevich Doctor of sociological sciences, associate professor, professor of sub-department of public administration and regional sociology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia); director of the Center of Applied Research, Institute of Regional Development of Penza region
(40 Popova street, Penza, Russia)
УДК 349 Сеидов, Ш. Г.
Инновационное развитие региона в условиях информатизации общества / Ш. Г. Сеидов, В. Г. Сеидов, И. А. Юрасов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. -№ 4 (36). - С. 155-162.