5 этап - представление текста с помощью гипертекстовой технологии в локально-рекурсивном формате.
Вывод
Идея трехмерного текста не нова, ее развитие сдерживается отсутствием физических трехмерных носителей текстовых сообщений.
В настоящее время, по всей видимости, наиболее адекватным механизму человеческого восприятия текстовых сообщений является электронный трехмерный текст, представленный с помощью гипертекстовой технологии в локально-рекурсивном формате.
В этой связи цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) целесообразно строить с помощью этой технологии, позволяющей представлять электронную образовательную информацию в динамическом трехмерном виде. За этой технологией будущее ЦОР!
Литература
1. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс. - Красноярск: РИО КГПУ, 2008.
2. Сергин В. Я. Субъективное восприятие окружающего мира: нейробиологические механизмы и смыслы // Открытое образование, 2009. № 1.
3. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации образования. -Красноярск: РИО КГПУ, 2004.
4. Центр быстрого чтения (школа Олега Андреева) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fastread.ru.
УДК 378:004 ББК 74.58: 32.973
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В. И. Писаренко, д. п. н., профессор кафедры иностранных языков Тел.: (8634) 61-24-63, e-mail: [email protected] Технологический институт Южного федерального университета
http://www.tsure.ru
The problem of development and realization of foreign languages teaching computer technologies is considered. The aims of information technologies use in teaching, the computer based teaching advantages and aspects for teaching computer programs analyzing and their use in innovative foreign languages teaching in technical high school are presented.
Статья посвящена рассмотрению проблемы разработки и реализации компьютерных технологий обучения иностранным языкам. Обозначены цели использования информационных технологий в учебном процессе, преимущества компьютерного обучения, выделены основные аспекты, которыми необходимо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении в инновационном обучении иностранным языкам в техническом вузе.
Ключевые слова: информатизация; обучение иностранным языкам; инновации; информационные технологии.
Key words: informatization, foreign languages teaching, innovations, information technologies.
Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Уровень развития информатики характеризует в современном мире уровень развития государства.
Из Программы информатизации образования в Российской Федерации
Перспективы повышения качества учебного процесса связаны с разработкой новых технических средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. Работа с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины, не известный
предшествовавшим неинформационным технологиям и традиционным производствам. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В настоящее время производство информации становится основным видом деятельности, а компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации обусловлено тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно традиционными средствами. Информатизация стала главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.
Информатизация (по А. П. Ершову) представляет собой систему следующих взаимосвязанных процессов: информационного - обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами; познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира; материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.
Систематические исследования применения информационных технологий в образовании ведутся уже около 70 лет. Впервые термин информационные технологии был введен академиком В. М. Глушко. К ним относятся процессы, связанные с переработкой информации. С этих позиций Д. Ш. Матрос подчеркивает, что любая методика или технология обучения является информационной технологией [1]. Обучение всегда является передачей информации от преподавателя к студенту, от студента к студенту. Главным в деятельности педагога является поиск путей переработки и передачи информации в оптимальной форме для усвоения. Разделяя эту точку зрения, считаем необходимым указать, что термин информационные технологии обучения в современной педагогике все же связан с появлением и широким использованием в образовании компьютерной и другой информационной техники. Отсюда следует вывод, что основным критерием, по которому сегодня можно отнести те или иные технологии обучения к информационным, является совокупность используемых преподавателем дидактических средств.
Применительно к информационным процессам с учетом их специфики можно сказать, что информационные технологии - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств. То есть в структуре технологии четко выделяются два важнейших компонента - технические средства и учебная информация. Причем существование разнообразных информационных процессов предполагает, в свою очередь, также применение различных технологий для сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.
Проблемы разработки и внедрения новых информационных технологий, различные аспекты использования компьютеров в обучении, использование компьютеров и новых информационных технологий в обучении иностранным языкам рассматривались в работах таких ученых, как И. Д. Салистра, Б. Я. Советов, Е. Муратова, В. Леонтьева, Л. А. Вербицкая,
B. Т. Лисовский, В. Г. Воронкова, Д. В. Чернилевский, В. Л. Матросов, В. А. Трайнев, И. В. Трайнев, В. В. Сериков, М. П. Карпенко, Б. Х. Кривицкий, Н. Ф. Талызина, Н. А. Ситникова, Н. С. Попов, Р. П. Мильруд, Л. Н. Чуксина, М. Т. Громкова, Я. М. Колкер,
C. Д. Смирнов, А. А. Андреев, С. Л. Каплан, Г. А. Краснова, С. Л. Лобачев, К. Ю. Лупанов,
A. А. Поляков, А. А. Скамницкий, В. И. Солдаткин, А. А. Реан, Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев,
B. П. Тихомиров, А. В. Хорошилов, В. П. Беспалько, П. И. Пидкасистый, И. С. Якиманская и других.
Изучение научной и научно-методической литературы, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б. С. Гершунского, О. А. Козлова, Д. Ш. Матроса, О. П. Околелова, И. В. Роберт, Ю. М. Цевенкова, В. Ф. Шолоховича и др.), показало, что однозначного толкования понятия информационная технология обучения до сих пор так и не выработано. В разных источниках наряду с этим понятием можно встретить такие синонимические выражения, как новые информационные технологии, технологии компьютерного обучения, компьютерные педагогические технологии, коммуникационные технологии, педагогические коммуникационные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Достаточно часто с этими выражениями употребляется прилагательное новые, которое подчеркивает новаторство, кардинальное изменение различных видов педагогической деятельности. В педагогической литературе последних лет наблюдается вытеснение термина компьютерные технологии понятием информационные технологии. Выделяются два наиболее отчетливых подхода к трактовке информационной технологии. В рамках первого из них информационная технология обучения рассматривается как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в систему обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих собой «целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с познавательной деятельностью обучающихся» [2]. Речь идет о технологии как процессе обучения. Второй подход предусматривает создание определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные средства. Речь идет об использовании в учебном процессе специфических программно-технических средств. Анализ литературы по проблеме информатизации высшего образования, изданной за последнее десятилетие, позволяет утверждать, что превалирующим на сегодняшний день является второй подход.
С точки зрения дидактики можно вести речь об информационной технологии обучения только в том случае, если:
• она удовлетворяет основным требованиям технологизации обучения (предварительное проектирование, диагностическое целеобразование, воспроизводимость);
• она решает задачи, которые ранее в учебном процессе не были теоретически или практически решены;
• в качестве средств сбора, обработки, хранения и представления учебной информации для студента выступает целостный комплекс компьютерных и других информационных средств, выбор и использование которых обусловлены целями и дидактическими задачами, решаемыми педагогом.
Конкретная информационная технология для своей реализации требует: комплекса необходимых технических средств; комплекса соответствующего программного обеспечения; организационно-методического обеспечения, объединяющего все технические средства и действия в соответствии с назначением конкретного информационного комплекса в рамках определенной учебной деятельности.
Резюмируя сказанное, предлагаем рассматривать информационную технологию обучения как дидактический процесс с применением целостного комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и студентом с целью достижения гарантированного педагогического результата. Информационная технология обучения рассматривается не только как процесс, но и как результат ее проектирования педагогом.
С точки зрения классификации информационных технологий обучения интерес представляет подход, предложенный В. Г. Домрачевым и И. В. Ретинской [3]. В его основу положена дидактическая направленность названных технологий. С данных позиций информационные технологии обучения предложено различать следующим образом:
• по способу получения знаний предлагается различать декларативные и процедурные технологии; технологии декларативного типа ориентированы на предоставление и проверку знаний в виде фрагментов информации, к ним относят технологии, в основу которых положено использование компьютерных учебников, учебных баз данных, тестовых и контролирующих программ; технологии процедурного типа строятся на основе различных моделей, которые позволяют в ходе учебного процесса получать знания в конкретной изучаемой предметной области (пакеты прикладных программ, тренажеры, лабораторные практикумы, игровые программы);
• по степени интеллектуализации: системы программированного обучения и интеллектуальные обучающие системы; системы программированного обучения предполагают получение студентом порций информации (текстовой, графической, видео) в определенной последовательности и контроль ее усвоения на заранее определенных этапах учебного курса; интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология (технологии мультимедиа, виртуальная реальность, автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии, технологии сети Интернет, технологии дистанционного обучения), особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний, автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого студента, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных; данные системы характеризуются такими особенностями, как адаптация к знаниям и особенностям пользователей, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воздействия, определение причин совершаемых ошибок; для реализации этих задач используются методы и технологии искусственного интеллекта;
• по целям обучения: информационные технологии для обучения навыкам использования конкретных методов в практической деятельности, получения и систематизации различных фактических данных и технологии обучения анализу информации, ее систематизации;
• по характеру управления познавательной деятельностью студентов: линейные, разветвленные, ветвящиеся, комбинированные.
Кратко отметим основные интеллектуальные обучающие системы, имеющие большой потенциал в обучении иностранным языкам. Использование операционной системы Windows в обучении открывает новые возможности. Прежде всего, это диалоговое общение в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало возможным широко применять графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты, фотографии). Графические иллюстрации в учебных компьютерных системах позволяют доходчивее передавать информацию студенту, облегчают и ускоряют ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию интуиции, образного мышления.
Возросшая производительность персональных компьютеров позволила достаточно широко применять технологии мультимедиа, которые позволяют использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяют рамки применения компьютера в учебном процессе. В процессе использования мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам реализуется принцип полимодальности, позволяющий задействовать все каналы восприятия информации. Осуществляется мощное воздействие на личностную сферу студента. Мультимедийные программы - наукоемкий продукт, для их разработки необходимы усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.
Виртуальная реальность - новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия местонахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Для обучения иностранным языкам технологии с использованием виртуальной реальности имеют особое значение. При помощи виртуальной реальности студент погружается в языковую среду, получая возможность не просто воспринимать, но и активно действовать, принимать решения, участвовать в событиях.
Автоматизированная система на основе гипертекстовой технологии в обучении иностранным языкам позволяет оптимизировать усвоение не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста дает возможность произвести диагностику уровня подготовленности студента, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что сам студент, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовывать индивидуализацию обучения.
Новый импульс информатизация образования получает от развития информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернет предоставляет доступ к гигантским объемам информации. Специфика технологий Интернета заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая ин-
формация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах.
Информационные технологии используются в обучении для достижения следующих педагогических целей [4]:
1. Развитие личности студента, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей передачу информации и заложенных в ней знаний, развитие конструктивного, алгоритмического мышления, творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, развитие коммуникативных способностей, формирование умения принимать решения, развитие навыков исследовательской деятельности, формирование информационной культуры, умения обрабатывать информацию.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества, состоящая в подготовке студентов средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, которая заключается в повышении эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий, в выявлении и использовании стимулов активизации познавательной деятельности, в углублении межпредметных связей.
В силу специфики российского среднего и высшего образования реализовать обучение с использованием новых информационных технологий на практике часто становится непростой задачей. Следует признать также очевидной актуальность проблемы недостаточной насыщенности рынка соответствующими программно-методическими комплексами, способными удовлетворить потребности современной высшей школы [4].
Важная роль информационных технологий в развитии образовательного пространства и общества заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. «Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни» [5].
Важнейшими видами информационных технологий, используемых в обучении иностранным языкам в техническом вузе, являются аудиовизуальные технологии, позволяющие оптимизировать процесс восприятия и переработки учебной информации.
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения результатов. Для каждой группы учебных задач существуют методы, с помощью которых получают самые высокие результаты. Эффективность применения метода зависит от того, правильно ли он подобран, отвечают ли его возможности тем задачам, которые собираются решать с его помощью. Нет методов эффективных или неэффективных, есть методы неправильно подобранные.
Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, а также компьютерных медиасистем) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения, а аудиовизуальные технологии обучения как основу реализации его процессуальной части.
В основе использования аудиовизуальных технологий лежит слухо-зрительный синтез, сущность которого состоит в одновременном восприятии видеофонограммы, а именно зрительных и совпадающих с ними по времени и смыслу звуковых образов. Процесс протекания слухо-зрительного синтеза сопровождается оживлением в памяти студентов определенной группы ощущений, представлений, понятий и возникновением необходимых импульсов, побуждающих обучаемых к выполнению дальнейших учебных действий. Слухо-зрительный синтез как один из типов взаимосвязи между зрительным и звуковым рядами позволяет осуществлять семантизацию речевого образца в речевой ситуации в наиболее короткий промежуток времени. При полном совпадении имеет место синхронизация изображения в действии (зрительный ряд) и звука (звуковой ряд) в плане одного и того же высказывания или поступка действующего в ситуации лица. Каждой звучащей фразе соответствует зрительный образ, не несущий в себе никакой дополнительной информации и связанный с определенной ситуацией. Слухо-зрительный синтез предполагает использование изображения как основного элемента, который представляет отрезок реальной действительности даже до того, как человек может выразить ее на языке.
О результативности восприятия информации в слуховой и зрительной форме одновременно говорили ученые древности. Одно из высказываний, иллюстрирующих данную мысль, принадлежит Конфуцию: «Скажешь - забуду, покажешь - запомню, вовлечешь - пойму» [6]. Теоретическими и экспериментальными исследованиями процесса восприятия на основе слухо-зрительного синтеза занимались такие ученые, как С. Л. Рубинштейн, А. А. Блюмштейн, И. А. Зимняя, Дж. Гибсон, Р. Л. Грегори, Н. И. Жинкин, В. П. Зинченко, Б. Б. Коссов, Г. В. Рогова, В. А. Барабанщиков, G. Mialaret, Beyer. Применение наглядности создает в коре головного мозга дополнительные раздражители, влияющие на формирование новых связей. Чем больше анализаторов участвует в процессе восприятия, тем больше временных нервных связей образуется в коре головного мозга, тем больше создается условий для прочного запечат-ления этого образа в памяти. Экспериментальные данные изучения эффективности процесса восприятия информации в различных формах ее подачи показывают следующее соотношение; мы запоминаем 10% из того, что читаем; 20% из того, что мы слышим; 30% из того, что мы видим; 50% из того, что слышим и видим; 70% из того, что сами говорим; 90% из того, что сами делаем [7].
Приведенные данные показывают, что максимальная эффективность восприятия без непосредственного участия воспринимающего в подаче материала (два последних пункта) наблюдается при одновременном использовании слухового и зрительного каналов передачи информации. Кроме того, по данным В. А. Бухбиндера [8], человек более 80% своих впечатлений воспринимает визуально, а из того, что он воспринял на слух, сохраняет в памяти лишь 20%. В работах Е. И. Фокина [9] приводятся данные экспериментальных исследований, свидетельствующие о том, что зрительные ощущения дают 80-90% информации о внешнем мире. В. А. Толоконников в результате анализа исследований процесса обработки информации в коре головного мозга делает вывод о том, что доля информации, передаваемой в кору головного мозга зрительным анализатором, составляет 85-90% от всей внешней информации, воспринимаемой органами чувств [10]. Таким образом, теоретическое положение об эффективности использования слухо-зрительного синтеза подтверждено экспериментально С. Л. Рубинштейном, И. А. Зимней, В. А. Бухбиндером, Е. И. Фокиным, В. А. Толоконниковым и другими исследователями и является одной из важных психологических основ организации процесса обучения.
Исследования психологов показывают, что путь извлечения информации из разных аудиовизуальных средств зависит от способов кодирования этой информации. Современный семиотический подход к исследованию учебной информации и форм ее подачи (М. В. Алпатов, Ю. М. Борев, Н. Н. Волков, В. В. Иванов, Ю. М. Лотман, М. С. Каган, Б. М. Неменский, Л. Г. Юлдашев, В. А. Толоконников, Ю. О. Овакимян и др.) позволяет сделать вывод о том, что содержание изучаемого материала может быть закодировано с помощью трех типов знаков: индекса, иконы и символа. В знаковой системе, присущей специфическому языку экранной информации, возможно сочетание одновременно знаков различных типов. Информационные экранные средства органично соединяют в себе естественный (звуковой ряд, вербальные знаки-индексы изобразительного ряда) и искусственный (иконические и символические знаки визуального ряда) языки. Они представляют собой, по определению В. А. Толоконникова [10], синтез двух повествовательных тенденций - изобразительной и словесной, соединение двух принципиально отличных семиотических систем. Для достижения наибольшего педагогического эффекта при использовании экранных средств в учебном процессе звуковой и визуальный ряды должны быть определенным образом соотнесены и насыщены информацией, каждый пропорционально своим дидактическим возможностям.
Во всех случаях процесс переработки информации будет различным, но взаимосвязанным и взаимодополняющим. Выбор средств представления информации зависит от опыта и уровня компетентности обучаемого в данной дисциплине, а также от уровня сформированности умения расшифровывать тот или иной код. В свою очередь, разные пути расшифровки требуют различного набора мыслительных операций и их последовательностей. Выбор носителя информации определяется задачами и целями, которые ставит преподаватель в ходе занятия.
Как отмечалось выше, использование в обучении слухо-зрительного синтеза обеспечивает максимально эффективное восприятие информации при одновременной экономии учебного времени. Это позволяет сделать вывод о том, что в разработке инновационных технологий обучения иностранному языку в техническом вузе необходимо использовать технологии, использующие видеофонограмму как средство обучения. Речь идет о компьютерных и аудиовизуаль-
ных технологиях. Выбор именно этих технологий для рассмотрения объясняется следующими факторами:
• компьютеры и видеотехника являются теми средствами обучения, которые входят в круг интересов современного студента технического (и не только технического) вуза, и связаны с его будущей специальностью;
• эти технологии обучения обеспечивают использование одновременно двух модальностей в обучении, а иногда и всех трех, что расширяет диапазон восприятия в учебной группе и реализует один из принципов проектирования инновационной системы обучения иностранным языкам [11].
Проблемы создания и применения аудиовизуальных технологий актуальны в связи с тем, что растет количество средств, осуществляющих предъявление аудиовизуальной информации. Развитие средств массовой информации, компьютерных технологий, модернизация материально-технической базы учебных заведений влечет за собой увеличение числа пользователей.
В настоящее время образовательный процесс в высшей школе протекает в условиях глобализации, интеграции в мировые информационные технологии с одновременным повышением роли учебной самостоятельности, автономности, творческого саморазвития студентов. Противоречия между традиционными формами обучения и требованиями жизни, запросами общества могут быть преодолены такой организацией обучения, которая будет способствовать формированию у студентов полноценных знаний о мире во всех его многообразных проявлениях, развитию навыков самообразования, представлений об информационной открытости и свободе в выборе места, времени и периодичности обучения, главным образом, благодаря использованию новых информационных технологий. Целесообразность применения новых информационных технологий в учебном процессе уже не подвергается сомнению и подтверждается многочисленными данными и оценками экспертов, реальными примерами широкого внедрения новых информационных технологий в мировой средней и высшей школе.
Использование различных технических средств в процессе обучения представляет собой один из путей реализации учебного процесса, в связи с этим понятие аудиовизуальные технологии может быть определено аналогично понятию педагогические технологии.
Под аудиовизуальными технологиями обучения следует понимать способ реализации целей обучения с использованием аудиовидеокомпьютерных средств.
Выделяют следующие признаки аудиовизуальных технологий: использование аудиовизуальных средств для реализации поставленных целей; однозначное целеполагание; алгоритмич-ность; наличие обратной связи в процессе обучения; результативность; экономичность; эффективность [11].
Использование в обучении аудиовидеокомпьютерных комплексов изменило и само содержание обучения, и способы работы с ним. На смену репродуктивному методу усвоения учебного материала приходят проектные, исследовательские и проблемные методы обучения. Аудиовизуальные технологии позволили включить в учебный процесс новые формы творческих работ: компьютерное моделирование, компьютерную учебную игру, домысливание видеоряда, создание собственных сценариев, съемка видеоматериалов. На занятии аудиовизуальные средства могут быть использованы для реализации разнообразных задач: мотивационных, информационных, контролирующих, корректирующих и других. Имеет место не вспомогательное и фрагментарное использование отдельных ТСО в обучении, а систематическое и обоснованное применение современных аудиовизуальных технологий, оказывающих влияние на всю педагогическую систему в комплексе.
Аудиовизуальные технологии могут выступать в роли средств обучения, воспитания и развития. Как средства обучения они могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: мотивационном, информационном, в качестве самостоятельного источника информации, для организации эффективного контроля знаний и его коррекции.
Информационная функция аудиовизуальных носителей информации связана с конструированием визуальной среды обучения. Аудиовизуальные технологии включаются в учебный модуль или используются фрагментарно. Их использование способствует развитию интеллектуальных умений студентов, таких как сопоставление, сравнение, обобщение, выделение главного, раскрытие ассоциативных связей и т. д. Аудиовизуальные технологии используются в различных методах обучения: репродуктивном, продуктивном, проблемно-поисковом, исследовательском и других [12].
Мы рассмотрели аудиовизуальные технологии, основу использования которых представ-
ляет слухо-зрительный синтез. Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных занятиях и в самостоятельной и индивидуальной работе. Поскольку компьютер - экранное средство, а современные технологии позволяют использовать компьютерные программы с аудиоматериалами, компьютерные технологии необходимо отнести к аудиовизуальным и считать их разновидностью средств, использование которых основано на слухо-зрительном синтезе.
Компьютер является важнейшим средством индивидуализации обучения, поскольку наилучшим образом позволяет учитывать в учебном процессе ведущую модальность студента, особенности его познавательного стиля.
Если компьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функции мало отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности использования компьютера значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.
Сформулируем следующие задачи использования компьютера в учебном процессе: обеспечение индивидуализации и обратной связи в процессе обучения; реализация принципа наглядности и принципа полимодальности в обучении; поиск информации из самых широких источников; моделирование изучаемых процессов и явлений; организация различных форм работы - групповой, индивидуальной, самостоятельной.
Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством коммуникации, создает проблемные ситуации, является партнером студента, инструментом выполнения учебных задач, источником информации, контролирует действия студента, корректирует, предоставляет новые познавательные возможности. Из всех видов ТСО, применяемых в настоящий момент, только компьютер обеспечивает: адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей студентов); многотерминальность (одновременная работа группы пользователей); интерактивность (взаимодействие ТСО и студента, имитирующее в известной степени естественное общение); возможность осуществления контроля в любых формах работы - групповой, индивидуальной, самостоятельной.
Компьютеры давно стали мощным инструментом обучения. С их помощью обучаемые получают доступ к новому информационному миру, что позволяет реализовывать их творческий потенциал и обеспечивает широкие возможности для обмена данными и осуществления совместной работы на большом расстоянии [1]. В то же время благодаря Интернету широкие массы людей получили доступ к большому количеству современных образовательных материалов, что дает импульс для преподавателей к созданию и распространению учебных программ и ресурсов на весь мир. Б. Гейтс сравнил появление компьютеров в обучении с импульсом, равным воздействию печатного станка [2]. Появившиеся в 1960-70-е годы первые компьютерные программы фактически являлись комплексами грамматических и лексических языковых упражнений. Создатели программ в 70-е годы стали уделять больше внимания их содержательной стороне. Исследования в области искусственного интеллекта позволили значительно усовершенствовать программы и ориентировать их на формирование коммуникативных умений обучаемых. Однако по-прежнему остается актуальной и далека от разрешения проблема коммуникативной направленности компьютерных программ [4].
Обучение иностранному языку с помощью компьютера опирается на бихевиористскую теорию и личностно-ориентированный подход в педагогике, основанный на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отметим, что для каждого обучаемого характерен тот или иной способ осуществления деятельности при овладении иностранным языком. Компьютерное обучение получило широкое распространение в методике преподавания иностранных языков благодаря разработке индивидуального подхода к обучению, достижениям в области программированного обучения и компьютерной лингвистики, исследованиям возможностей машинного перевода.
Широкое распространение компьютеров в современной жизни, а также специальные знания, которые необходимы преподавателям при их использовании, позволяют говорить об обучении с помощью компьютера как о направлении в методике преподавания иностранных языков. В современной педагогической литературе предлагаются следующие виды программ [4]:
1. Текстовые программы для индивидуальной, парной и групповой работы, позволяющие модифицировать текст: расставлять знаки препинания, перегруппировывать предложения, ре-
дактировать текст и т. д. Программы данной группы в большей степени ориентированы на содержательную сторону обучения.
2. Тренировочные программы для индивидуальной работы дома или в компьютерных классах, ориентированные на овладение грамматическими формами, лексическими единицами и отдельными речевыми образцами, а также программы по обучению чтению и письму, предполагающие использование текстового редактора.
3. Игровые программы, базирующиеся на проблемных ситуациях и способствующие повышению мотивации обучаемых. Эта группа программ представляет собой разнообразные игры, которые широко известны и популярны среди детей и взрослых.
4. Тестовые программы, позволяющие осуществлять различные виды тестирования. Эти программы могут быть и обучающими, так как предполагают самостоятельную подготовку обучаемых к различным видам текущего и итогового контроля. Тестовые программы предназначены в основном для осуществления текущего и итогового контроля, оценивания уровня сформированности всех составляющих коммуникативной компетенции и определения уровня владения языком обучаемыми.
5. Базы данных и программы, разработанные на их основе. Базы данных позволяют выяснять дериваты слова, сочетаемость искомого слова, его частотность, а также знакомят с употреблением того или иного слова в более широком контексте. Обучение с помощью базы данных представляет собой современный подход к обучению, опирающийся на индуктивные процессы познания и языковую базу данных. База данных может состоять из аутентичных устных и письменных текстовых материалов, отдельных слов, фраз, микровысказываний, образцов аутентичной устной и письменной иноязычной речи, отражающих ее особенности, а также функциональные стили языка, рассчитанные на разнообразные группы пользователей, например деловой английский, деловой французский, английский (французский, немецкий и т. д.) для медицинских работников, для финансовых работников, юристов и т. д. Обучение на основе базы данных получило в настоящее время широкое распространение, так как использование аутентичных материалов делает речь обучаемых идиоматичной и приближает ее к речи носителей языка. Роль базы данных при обучении иностранным языкам трудно переоценить, так как базы данных могут использоваться не только студентами в процессе обучения, но и преподавателями - неносителями языка в качестве справочного материала, а также в процессе разработки учебников и учебных пособий и других дидактических материалов. Этот подход способствовал появлению целого ряда компьютерных программ, которые позволили реализовать идеи использования базы данных и оказали существенное влияние на формирование нового подхода к обучению - компьютерного обучения. Следует отметить, однако, что обучение с использованием базы данных имеет определенные ограничения, которые, возможно, будут преодолены в будущем в процессе совершенствования компьютерных и информационных технологий. Учебный процесс носит, как правило, рецептивный характер и не предусматривает заданий на активизацию языкового материала в речи. Используемые в программах приемы рассчитаны на индивидуальную самостоятельную работу и не ставят целью формирование умений устно-речевого общения. Это снижает значительный обучающий потенциал аутентичных материалов базы данных. Для преподавателя базы языковых данных представляют большой интерес в плане самосовершенствования, а также использования аутентичных материалов в подготовке дидактических и методических материалов [4].
Компьютерные программы являются эффективным средством самообучения и материалом для организации самостоятельной работы обучаемых. Многие из них рассчитаны на то, что обучаемый сам задает уровень сложности. Обучение с помощью компьютерных программ основано на постоянной обратной связи в форме ключей, подсказок, инструкций, которые служат обучаемому опорой во время самостоятельной работы. Компьютер открывает новые возможности в варьировании заданий и использовании разнообразных видов ТСО. Он может быть подключен к магнитофону, видеомагнитофону и делает возможным использование аудио- и видеоматериалов в качестве опоры. Компьютерное обучение делает возможным организацию языковой тренировки всей группы одновременно, позволяет автоматизировать управление последовательностью и динамикой формирования навыка, делает возможным использование одного и того же материала для решения различных задач обучения, открывает новые возможности использования практически безграничных ресурсов компьютерной сети Интернет для постоянного пополнения банка учебных материалов, позволяет использовать многочисленные компьютерные словари, справочники, мультимедийные компьютерные курсы для формирова-
ния, развития и совершенствования социокультурной компетенции будущих специалистов и расширения их фоновых знаний [4].
Практика использования компьютерных технологий при обучении иностранному языку выявила проблемы, которые необходимо решать в ходе широкого внедрения компьютерных технологий в учебный процесс. При выполнении компьютерных заданий предполагается индивидуальная работа, что не способствует формированию коммуникативных умений обучаемых. Практика показывает, что использование в процессе обучения различных режимов работы оказывается более эффективным. Компьютерные программы направлены в основном на формирование умений в чтении и письме. Проблема разработки программ, призванных способствовать формированию, развитию и совершенствованию аудитивных и коммуникативных умений, еще ожидает серьезных исследований. Компьютерные программы, предназначенные для формирования, развития и совершенствования коммуникативной компетенции, отражают ход мыслей и стиль коммуникации их создателя, что часто не совпадает с логикой мыслительных процессов обучаемого. В результате правильная реакция обучаемого может быть отвергнута компьютером как неверный вариант [4]. Решение указанных проблем позволит интенсифицировать процесс обучения с использованием компьютера, вывести его на качественно новый уровень. Поиск эффективных путей использования информационных технологий в целях улучшения обучения - это задача, для решения которой необходима совместная работа педагогов, методистов и индустрии информационных технологий.
Литература
1. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
3. Домрачев В. Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информационные технологии, 1996. № 2. С. 10-13.
4. Писаренко В. И. Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам // Открытое образование, 2004. № 1 (42).
5. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2005. - 280 с.
6. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1999. - 958 с.
7. Beyer E. La perception humaine. - Paris: Hachette, 1986. - 343 p.
8. Основы методики преподавания иностранных языков / Под ред. В. А. Бухбиндера, В. Ш. Штра-усса. - Киев: Высшая школа, Лейпциг: Энциклопедия, 1986. - 335 с.
9. Фокин Е. И. Психология и педагогика: Учебное пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1998. -196 с.
10. Толоконников В. А. Влияние формы аудиовизуальной информации на усвоение учебного материала: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 184 с.
11. Писаренко В. И. Понятие аудиовизуальных технологий обучения и их роль в учебном процессе // Интеллектуальные системы. Проблемы высшего образования: Труды международной конференции. -М.: Физматлит, 2004. С. 433-442.
12. Писаренко В. И. Использование видеоматериалов в современных технологиях обучения иностранным языкам // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. - Челябинск: Образование, 2005. С. 65-69.
«К НОВОЙ НАУКЕ ОБ ИНФОРМАЦИИ» - это девиз Четвертой Международной конференции по фундаментальным основам информатики (FIS 2010), которая состоялась 21-24 августа 2010 г. в Пекине. Организаторами FIS 2010 стали: Международный Совет по информатике, Хуажонгский университет науки и технологий Китая и Пекинский нормальный университет. Около 100 ученых из 20 стран мира в своих докладах осветили актуальность, состояние и перспективы формирования новой науки об информации (см. стр. 120)
С докладами о философских проблемах информатики, развитии социальной информатики и физической информатики выступили Колин К. К. и Гуревич И.М. (Институт проблем информатики РАН). В состав Международного Совета от России были избраны: Гендина Н.И., Гуревич И.М., Кинелев В.Г., Колин К.К., Сергин В.Я., Судаков К.В., Урсул А.Д. Следующую конференцию по данной проблеме рекомендовано провести в 2012 году в России. Материалы и Рекомендации FIS 2010 размещены на сайте: http://www.sciforum.net/conf/fis2010/. Отчет о конференции см. на сайте журнала «Открытое образование» (www.e-joe.ru).