DOI: 10.15293/1813-4718.1901.10 УДК 376+378
Течиева Виктория Заурбековна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, techievav@bk.ru, ORCID 0000-0001-6129-635X, Владикавказ
НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Проблема и цель. В статье актуализируется дуальное обучение как форма подготовки практико-ориентированного специалиста, обязательным условием реализации которого является взаимодействие образовательных организаций и производств, обусловленное заинтересованностью обеих сторон в подготовке специалистов с заданными качествами для рынка труда.
Цель статьи - рассмотреть дуальное обучение как форму подготовки будущих педагогов на уровне высшего образования, готовых к удовлетворению социально-экономических потребностей общества и запросов педагогической практики.
В ходе рассмотрения роли дуального обучения в подготовке будущих педагогов, востребованных на рынке труда, была разработана практико-ориентированная модель, в основу которой положены методологические принципы системно-деятельностного, лич-ностно-ориентированного, дифференцированного, компетентностного, синергетического подходов, выработанных в психолого-педагогических изысканиях отечественных и зарубежных исследователей. Дуальное обучение как форма подготовки практико-ориентиро-ванного специалиста должно осуществляться с ресурсоиспользованием образовательных организаций, на базе которых у обучающихся формируется опыт профессиональной деятельности, требующийся для соответствующей образовательной среды.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучения, дуальное обучение, базовые кафедры, компетентностный подход, профессиональная готовность, рефлексия, непрерывное образование, мотивация.
Постановка задачи. В условиях социально-экономического развития современного общества руководители образовательных организаций усиливают требования к входным знаниям, умениям и навыкам молодых педагогов - выпускников педагогических вузов. Прежде всего, внимание работодателей направлено на выявление способностей и готовности молодых специалистов к преобразованию теоретических знаний в практические действия, удовлетворяющие стандартам качества образовательных услуг.
Решение стоящей перед высшим образованием задачи видится нам в продвижении и внедрении принципов практико-ориенти-рованного обучения, как одного из наиболее результативных в формировании профессиональной готовности выпускников.
Это мнение обусловлено особенностью организации образовательного процесса, в основе которой лежит принцип интеграции, т. е. реализация образовательной программы осуществляется не только усилиями вуза в части теоретической подготовки, но и образовательных организаций -в профессионально-практической подготовке. Такое обучение, безусловно, направлено на приближение высшего образования к потребностям практики, жизни. Оно также позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособной, мобильной личности будущего педагога. Речь идет о дуальном обучении, организация которого соотносится с принципами практико-ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов.
Так как дуальная подготовка педагоги-
ческих кадров - это инновационный тип педагогического образования, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер, то она требует ряда организационных решений:
- нормативно-правовое регулирование социального партнерства в системе «колледж ^ школа ^ вуз»;
- приведение в соответствие с требованиями к качеству труда современного педагога, согласно принципам преемственности, непрерывности содержания образовательных программ всех уровней подготовки: «колледж ^ бакалавриат ^ магистратура ^ аспирантура»;
- реализация технологий проектирования педагогической деятельности научно-педагогических работников вуза, обеспечивающая подготовку специалиста, готового к профессиональной деятельности в соответствии с запросами образовательной организации («производства»);
- разработка программ совместного взаимодействия в системе «колледж ^ школа ^ вуз» по научно-исследовательской, учебно-методической, учебно-воспитательной работе, направленной на формирование личности педагога соответствующего требованиям профессионального стандарта педагога.
Научная экспозиция. Мы полагаем, что результат этих организационных решений должен найти гармоничное отражение в современной модели подготовки практи-ко-ориентированного, компетентного педагога.
Английскому психологу Дж. Равену принадлежит роль основателя компетент-ностного подхода, внедрение которого в систему образования было обосновано им как необходимость, обеспечивающая формирование у будущих педагогов таких социально значимых в профессиональной деятельности качеств как ответственность, инициативность, творчество. Автор подчеркивает, что результат подготовки,
определяющийся знаниями, умениями и навыками обучающегося, успешно формируется при условии осознания последним общественной значимости перечисленных выше качеств [5].
Однако понятие «компетентность» в исследованиях отечественных ученых имеет некоторое разночтение в определениях. Так, Б. С. Гершунский, А. К. Маркова и другие ученые предпочитают рассматривать компетентность педагога как «профессиональную компетентность»; Л. М. Митина - как «педагогическую компетентность». Некоторые исследователи (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) полагают, что целесообразно рассматривать компетентность в образовании как «профессионально-педагогическую компетентность». С позиции Е. С. Сахарчука, «это - профессионально-личностная компетентность, признаками которой выступают мотивированное стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию; способность к системному видению педагогической реальности, системному действию в профессионально-педагогической ситуации; умение находить нестандартные решения профессионально-педагогических задач (креативность); склонность к профессиональной рефлексии; владение системой профессионально-нравственных ценностей и приоритетов (готовность к сопереживанию, позволяющему понять внутренний мир другого человека, толерантность, ответственность)» [6, с. 145-149].
Обобщая мнения исследователей о понятии «компетентность» в педагогической профессии, мы разделяем точку зрения В. Ю. Ваниевой, которая предлагает иной подход к трактовке этой категории. По мнению автора, в контексте подготовки будущих педагогов в условиях высшего образования компетентность следует рассматривать как профессиональную готовность, так как это понятие является более емким и содержательным, потому что вбирает в себя не только специальные профес-
сиональные знания, умения и навыки, но и сочетает взаимосвязанные определенные психологические и нравственные качества личности, педагогическую рефлексию, социально-ценностные мотивы выбора профессии, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию [1].
Ретроспективный анализ проблемы профессиональной подготовки учителя показывает, что практико-ориентированное обучение всегда было предметом пристального внимания выдающихся педагогов прошлого и настоящего: Я. А. Коменского [3], А. Дистервега [2], К. Д. Ушинского, С. С. Алферьева, С. А. Берлиной, И. В. Петровой, И. А. Рудневой, В. Г. Северова, Е. В. Стахиевой и др.
В процессе реализации практико-ориен-тированного обучения интенсифицируется процесс поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций. «Продуктом» практико-ори-ентированного подхода в обучении должен быть бакалавр (магистр), готовый эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции [9].
В рамках дуального обучения в формировании практико-ориентированных специалистов используются ресурсы производства, при этом финансирование осуществляется за счет предприятия, так как работодатель осознает, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. Необходимо добавить, что участие производства в подготовке кадров заключается не только в предоставлении материально-технической базы, но и в определении содержания подготовки [7].
Таким образом, признание этой формы обучения обеспечивается рядом преимуществ [8]:
- дуальное обучение в подготовке кадров исключает разрыв между теорией и практикой;
- дуальное обучение формирует высокую мотивацию профессиональной
деятельности студентов; обеспечивает заинтересованность руководителей образовательных учреждений в практическом обучении будущих педагогов;
- учреждение высшего образования, работающее в тесном контакте с образовательными организациями, в процессе теоретической подготовки создает педагогические условия, гарантирующие выполнение требований «предприятий» к личности будущего педагога [8].
Исследовательская часть. Этот вид обучения распространен в европейской образовательной системе, сущность которого сводится к взаимодействию образовательных организаций и производств, обусловленного заинтересованностью обеих сторон в подготовке специалистов с заданными качествами для рынка труда.
Дуальная форма обучения студентов в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте (далее - СОГПИ) осуществляется с ресурсоиспользовани-ем образовательных организаций РСО-Алания, на базе которых у обучающихся формируется опыт профессиональной деятельности, требующийся для этой образовательной среды. При таких образовательных организациях созданы базовые кафедры, деятельность которых направлена на выработку у студентов необходимых профессиональных компетенций.
СОГПИ с момента его образования решает вопросы кадрового обеспечения, подготавливая к инновационной деятельности педагогов таких профилей, как дошкольное, начальное, дополнительное, специальное (дефектологическое), психолого-педагогическое образование. Появление в структуре СОГПИ базовых кафедр позволяет осуществить адресную помощь обучающимся педагогических специальностей в практическом осмыслении учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной, внеучебной деятельности с привлечением высококвалифицированных специ-
алистов-практиков этих образовательных организаций. Выбор базовых кафедр не случаен. Это школы нового типа, с особенностями деятельности которых знакомство будущих педагогов необходимо [6, с. 50]. Так, например, прогимназия «Интеллект» решает проблемы непрерывного общего образования: детский сад - начальная школа - средняя школа - профильная школа, тесно соединяя обучение и воспитание, внедряя новые механизмы, содержание, методы, средства и формы образования и воспитания обучающихся. Аланская гимназия - образовательная организация с углубленным изучением осетинского языка. Гимназия «Диалог» - школа полного рабочего дня, в которой синхронно реализуются образовательные программы ФГОС ООО, НОО и дополнительного образования детей. ГКОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» оказывает индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом взаимодействия базовых кафедр с Институтом являются:
- разработка (на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, среднего профессионального образования, с учетом ФГОС ДО, ОО, НОО, СО) учебных планов, образовательных и рабочих программ, в том числе по закрепленным за кафедрой дисциплинам;
- подготовка учебников, учебно-методических и иных пособий;
- разработка и внедрение в учебный процесс и в процесс подготовки педагогических кадров новых образовательных технологий;
- создание нормативно-методических условий деятельности кафедры;
- обеспечение условий для подготовки обучающимися курсовых, выпускных квалификационных работ и иных видов
исследовательских работ, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой;
- проведение всех видов учебной и производственной практики студентов, практических и лабораторных занятий по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям;
- разработка рекомендаций по совершенствованию содержания подготовки студентов, заданий для практической части исследовательских работ студентов;
- совместное проведение воспитательных мероприятий;
- контроль самостоятельной работы студентов.
Таким образом, формирование прак-тико-ориентированного выпускника педагогического вуза в условиях дуального обучения мы рассматриваем как модель, соединяющую воедино целевой, организационно-методологический, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный блоки (рис. 1-5).
Содержание целевого блока определяется государственным заказом и новыми требованиями к профессионализму педагога, нашедших отражение в профессиональных стандартах в соответствии с областью профессиональной деятельности выпускников и ФГОС ВО.
Организационно-методологический блок модели объединил в себе используемые при реализации образовательных задач подходы: системный, личност-но-ориентированный, деятельностный, синергетический, компетентностный, и принципы функционирования системы подготовки компетентных педагогов, готовых к ведению самостоятельной профессиональной деятельности.
Содержательный блок собрал воедино виды деятельности, обеспечивающие эффективность протекания процесса формирования практико-ориентированного педагога (учебная, воспитательная, развивающая, прикладная).
Потребности субъектов обучения
I
Требования работодателей к подготов-
ке педагогов
ФГОС ВО, включающий требования профессиональных стандартов в соответствии с профессиональной деятельностью педагога; ФГОС ДОО, НОО, ООО
а с
1С «
С В
Цель: обеспечить необходимую подготовку педагога, готового эффективно применять на практике знания, умения и навыки, приобретенные в ходе освоения образовательных программ; удовлетворять стандартам качества образовательных услуг на рынке труда
" * " " "
Задачи: формирование личностных качеств педагога; формирование профессиональных компетенций; развитие рефлексивных умений
Владение системой профессионально-нравственных ценностей и приоритетов (готовность к сопереживанию, позволяющему понять внутренний мир другого человека, толерантность, ответственность)
1. Мотивированное стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию.
2. Способность к системному видению педагогической реальности, системному действию в профессионально-педагогической ситуации.
3. Умение находить нестандартные решения профессионально-педагогических задач (креативность)
Самоанализ, самоак-туализа-ция, са-мораз-витие, самомо-нито-ринг
Рис. 1. Целевой блок практико-ориентированной модели выпускника педагогического вуза
£ £
1=
§
ч о
& О
Н ¡г Я К и ^
•е •е к
ч
ч
с ч
¡К л К В I
и
¡г К и-
о
5
ч *
та ^
к и
Принципы функционирования дуальной системы подготовки педагогических кадров: открытость; ориентация на результат; стратегическая направленность; гибкость; технологическая связь с работодателями; рефлексия
Педагогические условия реализации практико-ориентированного подхода в условиях дуального обучения
Определение команды профессионалов из числа базовых кафедр и кафедр института по реализации модели
Разработка (на основе требований к компетенциям выпускника) учебных планов, образовательных и рабочих программ
Подготовка учебников, учебно-
методических и иных пособий
Разработка и внедрении в учебный процесс новых образовательных тех-
Рис. 2. Организационно-методологический блок практико-ориентированной модели выпускника педагогического вуза
Содержание подготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения
Профессиональные стандарты в соответствии с профессиональными видами деятельности
i 1С MS
ч о
и
ФГОС ВО: отражение содержания ФГОС ООО, ФГОС НОО, ФГОС ДОО
Учебная дея-
тельность:
освоение ЗУН
образовательных программ,
включающих в
обтроамзочвиастлеелдьи- с-
циплины региональной тонмапчриасвллеендинсо-сти
Воспитательная деятельность:
- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- умение строить воспитательную
деятельность с учето м культурных реайзсляипчоилйикдуелтьетйу,рнпоойлсорвеодзер;астных
иуимнеднивеисдтураолиьтньывхоосспоибтеантнеолсьтнеуйю;
- владение навыкаму тбщения с детьми, признание их достоинства, понимание и принятие их
Развивающая деятельность: разрабатывать и реализовы-авзавтиьваюищндаиявиддуеаял-ь-
енлыьен остоьб: рарзаозвраатбеал-ь-
ные маршруты с учетом личностных и возрастных
ыосеобенномстаерйшруотбыу-чауючещтиохмся лвичунслооств-и-
ях региональной об-
разтвхтельной сре-адюыщихся в услови-
Прикладной блок: организация и проведение с использованием ресурсов базовых кафедр видов учебных занятий по дисциплинам, закрепленным за кафедрой, куда входят: лекционные, лабораторные и практические занятия, мастер-классы, а также контроль самостоятельной раСюты ст-уднн-зов; ¡яуководство курсовыми и дипломрыми раббтами студентов
Рис. 3. Содержательный блок практико-ориентированной модели выпускника
педагогического вуза
Процесс формирования профессиональных компетенций педагога в условиях трансформирующегося образовательного пространства
+ * * и
Процессуальный блок Мотивационный компонент: стимулирование интересов к профессиональной деятельности в условиях региональной образовательной среды Деятельностный компонент: постановка целей, становление мотивов, выявление субъектов деятельности, предмета деятельности, средства деятельности и продукта деятельности Технологический компонент: овладение разнообразными педагогическими технологиями, позволяющими работать с различными категориями детей Рефлексивный компонент: самооценка системы владения опытом, самоанализ сформированно-сти профессиональных компетенций
▲ А А
Мзаоды обучения: интерактивные, исследовательские, прозкано-азхнологичзскиз
Рис. 4. Процессуальный блок практико-ориентированной модели выпускника
педагогического вуза
Образовательный мониторинг аспектов педагогической деятельности
§
1С ¡8 2
я
•с
£
я С
Профессиональные достижения:
- демонстрирует культурные образцы действий;
- инициирует пробные действия детей;
- консультирует, корректирует действия;
- ищет способы включить в работу каждого обучающегося;
- организует работы обучающихся в группах и парах, в мобильных группах;
- осуществляет индивидуальную поддержку детей;
- организует проектную деятельность
Степень освоения теоретических знаний:
- тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на этот этап учебного процесса;
- проектирование «учебных ситуаций»;
- ИКТ-компетентность (общепользовательские инструменты: текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных, инструменты коммуникации, мультимедийные информационные источники);
- ИКТ средства: система управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование
Овладение обобщенными трудовыми функциями:
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции, самостоятельной выработки жизненных ценностей);
- оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогает ее преодолевать
Результат: социально-активный работник, создающий будущее сегодня; личность, достойная быть примером для самовоплощения; организатор диалога государства и семьи
Рис. 5. Оценочно-результативный блоки практико-ориентированной модели выпускника
педагогического вуза
Процессуальный блок объединил компетенции современного педагога и педагогический инструментарий их формирования.
В оценочно-результативный блок модели вошли аспекты педагогической деятельности и ожидаемый результат, который представлен сформированной профессиональной готовностью будущих педагогов.
Представленная модель взаимодействия базовой кафедры и вуза позволяет решить ряд основополагающих задач в развитии практи-ко-ориентированного специалиста [8]:
- комплексное взаимодействие в образовательной, научной и инновационной сферах с организацией-социальным партнером;
- реализация программы подготовки кадров в интересах организации;
- привлечение к учебному процессу высококвалифицированных сотрудников организации;
- проведение в организации практик студентов и дипломного проектирования;
- подготовка предложений по проведению совместных научно-исследовательских работ;
- анализ и подготовка рекомендаций по совершенствованию учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин по направлениям кафедр с привлечением высококвалифицированных сотрудников организации;
- корректировка учебных планов в соответствии с потребностями рынка труда;
- участие в работе учебно-методических советов по профильным для кафедр
направлениям подготовки.
Заключение. Из вышесказанного следует, что педагогический вуз должен выпускать не просто знающего учителя, но и формировать личность творческую, уверенную в своем потенциале, способную внести свой вклад в развитие общества. Но
чтобы это стало возможно, педагогическому вузу предстоит кардинально изменить подход к осуществлению образовательной деятельности, каким является дуальная форма обучения как производственный компонент базового профессионального обучения студентов педагогического вуза.
Библиографический список
1. Ваниева В. Ю. Теоретические и прикладные аспекты реализации практико-ориентиро-ванной системы подготовки педагогических кадров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 1(14). -С. 24-26.
2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедиздат, 1956. - С. 136-203.
3. Каменский Я. А. Законы хорошо организованной школы. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 150 с.
4. Петрова И. В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов в ходе практико-ориентированного обучения: на примере строительных специальностей [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ульяновск, 2010. - 30 с. - URL: http://dlib.rsl. ru/01004892350 (дата обращения: 18.01.2018).
5. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с англ. - Изд. 2-е, испр. - М.: Когито-Центр, 2001. - 142 с.
6. Сахарчук Е. Н. Студент-исследователь // Высшее образование в России. - 2004. -№ 4. - С. 145-149.
7. Сидакава Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. - 2016. - № 2. - С. 62-64. - URL: https://moluch.rU/th/4/archive/29/803/ (дата обращения: 05.10.2018).
8. Течиева В. З. Базовые кафедры педагогического вуза в подготовке практико-ориен-тированного учителя // Научно-теоретический журнал «Экономические и гуманитарные исследования регионов». - 2017. - № 5. - С. 48-52.
9. Течиева В. З. Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентиро-ванного обучения в условиях педагогического вуза [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 2 (20). - URL: cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-organizatsii-i-osuschestvleniyu-praktiko-orientirovannogo-obucheniya-v-usloviyah-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 05.10.2018).
Поступила в редакцию 30.11.2018
TechievaVictoriaZaurbekova
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., of the Department of Pedagogy of the North-Ossetian State Pedagogical Institute, techievav@bk.ru, ORCID 0000-0001-6129-635X, Vladikavkaz
NEW FORMS OF ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Abstract. Problem and goal. The article actualizes the dual training as a form of training practice-oriented specialist, a prerequisite for the implementation of which is the interaction of educational institutions and industries, due to the interest of both parties in the training of specialists with the specified qualities for the labor market.
Purpose of article - consider dual training as a form of training of future teachers at the level of higher education, ready to meet the socio-economic needs of society and the needs of pedagogical practice.
Methodology. During the consideration of the role of dual training in the training of future teachers in demand in the labor market, a practice-oriented model was developed, which is based on the methodological principles of system-activity, personality-oriented, differentiated, competence-based, synergetic approaches developed in psychological and pedagogical research of domestic and foreign researchers.
In the conclusion: dual training as a form of training practice-oriented specialist should be carried out with the use of resources of educational organizations, on the basis of which students formed the experience of professional activity required for the appropriate educational environment.
Keywords: practice-oriented training, dual training, basic departments, competence approach, professional readiness, reflection, continuing education, motivation.
References
1. Vanieva, V. Yu., 2016. Theoretical and applied aspects of the implementation of the practice-oriented system of training of teaching staff. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 5, No. 1 (14), pp. 24-26. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Diesterweg, A., 1956. Guide to the education of German teachers. In: Selected pedagogical essays. Moscow: Uchpedizdat Publ., pp. 136-203. (In Russ.)
3. Comenscy, J. A., 2002. The Laws of a well-organized school. Moscow: Shalva Amonash-vili Publ., 150 p. (In Russ.)
4. Petrova, I. V., 2010. Formation ofprofession-al competences of University students in the course of practice-oriented training: on the example of construction specialties. Ulyanovsk, 30 p. [online]. Available at: http://dlib.rsl.ru/01004892350 (accessed: 18.10.2018). (In Russ.)
5. Raven, J., 2001. Pedagogical testing: problems, misconceptions, prospects. Moscow: Kogi-to-Center Publ., 142 p. (In Russ.)
6. Sakharchuk, E. N., 2004. Research student.
Higher education in Russia, No 4, pp. 145-149. (In Russ.)
7. Sidakova, L. V., 2016. The essence and the main features of the dual model of education. Education and upbringing, No 2, pp. 62-64. [online]. Available at: https://moluch.ru/th/4/ar-chive/29/803/ (accessed: 05.10.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
8. Techieva, V Z., 2017. Base of the Department of pedagogical University in the preparation of practice-based teachers. Scientific and theoretical journal "Economic and humanitarian researches of regions", No. 5, pp. 48-52. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Techieva, V. Z., 2014. Systematic approach to the organization and implementation of practice-oriented education in the conditions of pedagogical University. Online journal "Sociology of Science", No 2(20). [online]. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-or-ganizatsii-i-osuschestvleniyu-praktiko-orienti-rovannogo-obucheniya-v-usloviyah-pedagogich-eskogo-vuza (accessed: 05.10.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
Submitted 30.11.2018