№>62006
А.А. Землянский
Новые формы мирохозяйственных отношений в информационной деятельности
В статье рассматриваются вопросы трансформации экономических отношений и процессов создания продуктов интеллектуального труда под воздействием информационных технологий. Особое внимание автор уделяет анализу форм интеграции и взаимодействия организаций между собой, а также коммуникаций с сотрудниками. Вместе с тем проведено исследование зависимостей между структурами рынков специалистов IT-сферы.
Мировое сообщество вступило в стадию информационной революции, сравнимую по своей значимости с изобретением новых орудий труда, использованием энергии пара и электричества в производственных процессах. Создание и использование сверхбольших объемов информации, применение современных информационных технологий, позволило моделировать и формировать новый «виртуальный» мир в виде двойника реального.
Процессы информатизации с использованием баз знаний и экспертных систем, ставшие средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности, позволяют предоставлять информацию потребителю в удобной для восприятия форме. Отметим, что в области информационной деятельности заняты значительные как национальные, так и международные интеллектуальные силы.
Международные информационные ресурсы, автоматизированные информационные системы, телекоммуникационные средства, услуги Intemet, способствуют продуктивной работе специалиста любого уровня во всех предметных областях. Особую значимость в этом процессе занимают специалисты информационной сферы деятельности, потребность в которых по разным оценкам составляет для США — порядка 1,4 млн человек, для Европы — 1 млн, для России — 800 тыс. в год.
В связи с этим рассмотрим наиболее перспективные мирохозяйственные отношения в области интеллектуальной информационной деятельности: интеграцию, аутсорсинг, телекомьютинг, аутстаффинг и лизинг персонала.
Определим наиболее типичные разновидности интеграции.
Интеграция аутсорсингового типа. Этот тип интеграции в бизнес-пространство предполагает привлечение хозяйствующим субъектом сторонних организаций для осуществления своих отдельных внутренних видов деятельности. Аутсорсинг хозяйствующего субъекта может возникать не только со стороны отрасли, когда сторонним организациям передают некоторые производственные процессы, но и со стороны рынка при осуществлении определенных процессов, связанных с реализацией.
Интеграция виртуального типа. Организация, способная построить свою деятельность так, что все ее внутренние процессы будут осуществляться сторонними хозяйствующими субъектами, может интегрироваться в бизнес-пространство виртуально. Фактически, задача виртуальной интеграции состоит в том, чтобы организовать удовлетворение потребности не посредством производства соответствующего продукта, а посредством технологии, с помощью которой потребитель сможет сам проектировать и планировать удовлетворение
Новые формы мирохозяйственных отношений в информационной деятельности
№>62006
своих потребностей. При этом сама технология создается и развивается другими организациями.
Системная интеграция — это полный набор работ, необходимых для создания такой телекоммуникационной инфраструктуры, которая обеспечит решение всех задач автоматизации для конкретной организации. К результату этих работ предъявляются требования надежности, долговечности, обеспечения поддержки новых технологий, масштабируемости.
Системная интеграция информационной деятельности содержит три основных элемента: построение пассивной части сети, построение и настройку активной части сети, установку программного обеспечения с обучением персонала заказчика.
Смешанный тип интеграции предполагает использование нескольких ее непротиворечивых разновидностей, приводящих к продуктивному результату.
Аутсорсинг — это выполнение некоторым коллективом специалистов и/или сторонней организацией определенных задач или отдельных бизнес процессов, не являющихся профильными для хозяйствующего субъекта, но необходимых для полноценного его функционирования.
Содержательную сущность аутсорсинга рассмотрим ниже как компонент интеллектуального труда на примере его использования в информационных технологиях (^).
^-аутсорсинг — вид услуг, при котором заказчик передает исполнителю (исполнителям) часть своих функций по поддержке ^-систем в специализированную ^-компанию. При этом исполнитель гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса. ^-аутсорсинг обеспечивает работы (как разовые, так и долгосрочные) в области использования информационных технологий: обеспечение необходимой информацией процесса выполнения сетевых административных функций, обслуживание компьютерного сетевого оборудования, консультации в информационной области и др.
Эти виды работ выполняются сотрудниками иностранных фирм — производителей техники и программных продуктов.
Обслуживание информационной системы хозяйствующего субъекта на условиях IT-аутсорсинга выполняется по следующим направлениям:
• оборудование и инфраструктура;
• управление сетями и информационными системами;
• подбор, обучение и консультирование IT-персонала хозяйствующего субъекта;
• консалтинг в области эксплуатации информационных технологий;
• поддержка проектных решений, включая полный аутсорсинг ведения корпоративной информационной системы;
• передача отдельных технических и/или технологических функций, а также организация и/или управление всей IT-службой.
Компания, выполняющая работы на условиях аутсорсинга, берет на себя финансовую ответственность по качеству обслуживания информационной системы хозяйствующего субъекта.
В контексте мирохозяйственных связей применяется еще одна прогрессивная форма взаимодействия — это телекомьютинг (telecommuting), подразумевающий установление виртуальных дистанционных взаимоотношений по выполнению индивидуальных или корпоративных заданий между работодателями и конкретными исполнителями. Данный вид деятельности широко используется при реализации интеллектуальных разработок: программных продуктов, информационных технологий, информационных систем, баз данных и баз знаний, порталов, контентов, web-объектов и других подобных изделий.
Телекомьютинг понимается как виртуальное присутствие.
Отметим, что телекомьютинг широко практикуется при создании программных продуктов и информационных систем специалистами таких стран, как Индия, Китай
Ивб 2006
и Израиль, которые работают по заказам гигантов IT-индустрии IBM, Microsoft, Sun, HP и др.
Распространение телекомьютинга в стране зависит от двух факторов: уровня развития информационной экономики и инфраструктуры IT. По высказыванию Д. Ниллеса телекомьютеры — это информационные работники.
В США больше всего распространена такая практика, здесь трое из пяти работников относятся к информационной сфере и каждый пятый — телекомьютер.
Отметим, что только переход на телеработу 10-20%, работающих в США, ежегодно обеспечит:
• экономию средств порядка 23 млрд долл. США;
• сбережение более 13 млн т горючего;
• экономию 3 млрд ч, затрачиваемых на дорогу с работы и на работу;
• 1,8 млн т загрязнителей не будет выброшено в атмосферу;
• исключение непроизводительных потерь рабочего времени из-за плохой погоды, болезней и проблем с транспортом.
Компания ReNet (Лондон), специализирующаяся на консультациях по вопросам телеработы, подсчитала, что сотрудник, который приносит предприятию прибыль 100 долл. в час, повысил бы доход еще на 10 тыс. долл. США в год, если бы мог работать дома те два часа в неделю, которые он теряет в дорожных пробках.
Другой разновидностью отношений, которые складываются между сотрудниками и руководством компании, выступает аут-стаффинг.
Аутстаффинг (outstaffing) — это процесс выведения компанией части своих работников за рамки штата и перевод их в кадровое агентство, которое заключает с ними трудовые договоры. Агентство формально выполняет для них функции работодателя, но фактически уволенные работники продолжают работать в прежней компании.
Аутстаффинг в данном случае рассматривается как технология снижения административных издержек и инвестиционных рисков компании. Отметим, что чем больше внимания фирма уделяет мотивации и развитию персонала, тем выше расходы на обучение сотрудников, компенсационные бонусы, социальные пакеты, кадровый консалтинг и т.д. С увеличением суммы инвестиций в человеческий капитал соответственно растет и уровень риска, связанного с такими капиталовложениями.
Выведение персонала за штат предполагает трехстороннюю модель отношений «организация-пользователь — работодатель — работник». По существу такие сотрудники имеют двух работодателей. Один из них фактический, т.е. компания, для которой сотрудниками выполняется конкретная трудовая деятельность. Другой работодатель формальный, т. е. агентство, которое принимает людей на работу, подписывает с ними договоры, выплачивает им заработную плату, выступает для этих работников налоговым агентом, а при необходимости увольняет их. Привлекательность аутстаф-финговой модели для организации-заказчика заключается в возможности оперативно регулировать (увеличивать или сокращать) фактическую численность сотрудников компании, не меняя при этом количество персонала в штате.
Лизинг персонала (staff leasing) — предоставление находящихся в штате кадрового агентства сотрудников заказчику на длительный срок: от трех месяцев до нескольких лет. Эта форма отличается от аутстаф-финга только сроком предоставления персонала для выполнения тех или иных работ.
В данном случае также складывается трехсторонняя модель отношений «работник — организация-пользователь — орга-низация-услугодатель». При этом отношения между работником и организацией-услуго-дателем регулируются законодательством о труде, отношения между организацией-пользователем и организацией-услугодате-лем — гражданско-правовым договором,
А.А. Землянский
Новые формы мирохозяйственных отношений в информационной деятельности
Н962006
а отношения организация-пользователь — работник формально не регулируются ни гражданским, ни трудовым законодательством.
Приведенные модели (аутстаффинг, лизинг персонала и предоставление временных сотрудников) значительно отличаются от моделей подряда на выполнение работ и особенно от аутсорсинга, модель которого имеет вид «организация-исполнитель — организация-заказчик». Перечислим эти отличия.
Во-первых, аутсорсинг в отличие от аут-стаффинга и других моделей заемного труда предполагает наличие двусторонней модели отношений: заказчик заключает договор с исполнителем, работники организации-исполнителя не включаются в складывающиеся отношения. Модели заемного труда, напротив, всегда предполагают трехстороннюю модель отношений.
Во-вторых, при заключении договора о заемном труде его предметом является предоставление персонала, а не оказание конкретной услуги, как это имеет место при аутстаффинге.
В-третьих, при аутсорсинге предмет услуги — это деятельность, не являющаяся для компании-заказчика основной, например, охрана, уборка и пр. При аутстаффин-ге за штат могут выводиться основные сотрудники, осуществляющие деятельность, являющуюся уставной для организации-заказчика.
В-четвертых, оплата услуг при аутстаф-финге определяется численностью предоставляемых работников, в то время как оплата организации-исполнителю при аутсорсинге определяется сложностью и качеством услуги. Численность работников не имеет решающего значения.
Аутсорсинговые услуги могут предоставляться организациями, по тем видам работ, которые для них не являются основной деятельностью (охрана, уборка и пр.). Услуги по предоставлению заемного персонала может оказывать как специализированная организация, так и организация, для кото-
рой данная деятельность не является основной или посредник.
Анализ приведенных организационных форм отношений позволяет сформулировать основные признаки заемного труда, позволяющие отделить его от других форм труда на условиях подряда.
1. При применении заемного труда всегда возникают трехсторонние отношения: «организация-пользователь — организа-ция-услугодатель — работник».
2. Предметом договора при применении заемного труда является предоставление работников, необходимых организации-пользователю.
3. Никаких формальных, юридически опосредованных отношений между работниками и организацией-пользователем не возникает.
Отметим, что труд на условиях подряда в различных формах широко применяется практически во всех развитых и развивающихся странах. Однако развитие некоторых форм труда на условиях подряда привело к появлению принципиально новых видов отношений, получивших название заемный труд, когда организация-посредник оказывает предприятию-пользователю услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая устанавливает для них рабочие задания и контролирует их выполнение. Приведем некоторые данные, характеризующие европейский рынок труда в области информационной деятельности (рис. 1, табл. 1).
Чем же привлекательны аутсорсинговые и телекомьютинговые формы отношений? Дело в том, что страна, для которой выполняются работы по этим формам отношений, не тратит средства для специалистов ни на жилье, ни на медицинскую страховку, не несет социальные и транспортные расходы. Привлеченные специалисты получают только денежные вознаграждения, которые значительно меньше по сравнению с заработками «коренных» работников, в рамках за-
Ив62006
70
60
50
40
30
20
10
61
/ и и 56 56 59
Среднее значение готовности рынка труда — 43%
лл 45 46
/36 37 39 43
18 22
12
Т--1-!--1-1--1-1--1-1--1-1--1-1--Г
* </ ■/ * * 4 / V ф*/V / *
Рис. 1. Структура европейского рынка труда в сфере информационной деятельности
ключенного контракта, и выплачивают налоги в стране проживания. Таким образом, мы имеем дело со скрытой эксплуатацией отечественного интеллекта, а также экспортом продукции его деятельности. Использование Internet позволяет беспрепятственно обходить таможенные барьеры, не выплачивая ни пошлин, ни других видов сборов при передаче интеллектуальной продукции. Эти виды интеллектуальной деятельности наносят существенный ущерб стране, специалисты которой работают на условиях аутсорсинга и/или телекомьютинга.
Отметим, что приведенные формы отношений (аутсорсинг и телекомьютинг) в контексте мирохозяйственных связей, рассматриваемых в качестве инновационного фактора перспективных взаимосвязей международного рынка интеллектуального труда, опираются на рынок соответствующих специалистов ^-сферы, о чем свидетельствуют таблицы, представленные в статье.
Из данных табл. 1 видно, что наибольший спрос на специалистов ^-сферы существует в Германии и составляет порядка
18,2%, во Франции он равен 17,8, в Италии — 15,8 и в Великобритании почти 15%. Менее 2% приходится на такие страны, как Португалия — 1,9, Дания, Норвегия, Финляндия — порядка 1,5, и самый минимальный спрос в Ирландии —1,14%. Что касается предложений специалистов в ^-сфере, то по данному показателю лидируют такие страны, как Германия — 21,4%, Великобритания — 17, Франция — 16,7 и Италия — 12,5%. Минимальным потенциалом обладают Греция — 0,31 и Норвегия — 0,7%.
Для большей наглядности приведем диаграмму (рис. 2), на которой показаны спрос и предложение на специалистов в ^-сфере по четырем ведущим странам Европы (Германия, Франция, Италия, Великобритания).
Представляет интерес отношение удельных весов рынка спроса к рынку предложения для передовых стран Европы: значения наибольших показателей характерны для Греции — 6,0, Норвегии — 2,0 и Австрии — 1,8. Для этих стран характерна потребность в ^-специалистах. Не испытывают дефицита в подобных специалистах Ирландия —
А.А. Землянский
1Т-бизнес Ф Экономическое пространство
\
Численность специалистов и структура рынка труда в 1Т-сфере для Европы на 2004 год
Таблица 1
а»
і О)
Страна Рынок предложений в сфере 1Т, тыс. чел. Рынок спроса в сфере 1Т (конечные пользователи), тыс. чел. ■ Структура рынка спроса в сфере ІТ, % Удельный вес рынка спроса в общей численности Отношение рынка спроса к рынку предложений
Великобритания 276 224 911 25 250 26 661 28,34 17,03 30,3 14,96 24,59 0,81
Г ермания 347 272 545 32 206 33 370 16,95 21,41 63,67 18,17 49,91 0,78
Франция 270 266 416 24 605 25 557 12,94 16,66 64,9 17,77 63,94 0,99
Италия 202 236 387 22 379 23 204 12,04 12,46 52,2 15,76 60,98 1,17
Г олландия 90 57 126 6282 6555 3,92 5,55 71,43 3,81 45,24 0,63
Швейцария 50 34 122 3662 3868 3,79 3,08 40,98 2,27 27,87 0,68
Швеция 67 47 115 4207 4436 3,58 4,13 58,26 3,14 40,87 0,7
Бельгия 24 38 108 3869 4039 3,36 1,48 22,22 2,54 35,19 1,58
Испания 82 106 104 16 575 16 867 3,23 5,06 78,85 7,08 101,92 1,29
Австрия 41 75 90 3388 3594 2,8 2,53 45,56 5,01 83,33 1,83
Дания 23 23 71 2598 2715 2,21 1,42 32,39 1,54 32,39 1
Норвегия 11 22 70 2217 2320 2,18 0,68 15,71 1,47 31,43 2
Португалия 24 28 58 4941 5051 1,8 1,48 41,38 1,87 48,28 1,17
Финляндия 52 22 55 2195 2324 1,71 3,21 94,55 1,47 40 0,42
Ирландия 57 17 19 1718 1811 0,59 3,52 300 1,14 89,47 0,3
Г реция 5 30 18 4273 4326 0,56 0,31 27,78 2 166,67 6
Всего 1621 1497 3215 160 364 166 697 100 100 50,42* 100 46,56* 0,92*
Примечание. Значения со звездочкой рассчитаны по общей численности рынков (строка «Всего»
/
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
Ив62006
25
20
15
10
%
21,4
18,2
17,8
16,7
15,8
17
12,5
15
■ Спрос □ Предложение
Германия Франция Италия Великобритания
Рис. 2. Спрос и предложение специалистов в ^-сфере
0,3 и Финляндия — 0,4. В значительной мере удовлетворен спрос на специалистов 1Т-сферы в Германии — 0,78, Великобритании — 0,81, Франции — 0,99.
В структуре численности специалистов занятых оказанием услуг в сфере 1Т (рис. 3) доминируют Германия — 20%, Великобритания — приблизительно 16, Франция — 15,33 и Италия — почти 14%, а отстают Ир-
Норве-
ландия — 1,09, Финляндия — 1,37, гия — 1,39 и Дания — 1,63%.
Структура рынка специалистов, занятых в телекоммуникационной области и оказанием услуг в сфере информационных технологий для передовых стран Европы показана в табл. 2.
Наибольший процент рынка специалистов занятых производством телекоммуни-
Рис. 3. Процент рынка специалистов, занятых производством телекоммуникаций и оказанием услуг в сфере ^
А.А. Землянский
Новые формы мирохозяйственных отношений в информационной деятельности
ІІ962006
Таблица 2
Структура рынка специалистов, занятых производством телекоммуникаций и оказанием услуг в сфере информационных технологий в передовых странах Европы
Страна Структура численности специалистов, занятых в производстве телекоммуникаций Удельный вес численности специалистов, занятых в производстве телекоммуникаций Структура численности специалистов, занятых оказанием услуг в сфере її Удельный вес численности специалистов, занятых оказанием услуг в сфере ^
Великобритания 15,75 2,77 15,99 2,93
Германия 20,08 5,91 20,02 6,12
Франция 15,34 5,91 15,33 6,14
Италия 13,96 5,78 13,92 6,00
Голландия 3,92 4,99 3,93 5,20
Швейцария 2,28 3,00 2,32 3,17
Швеция 2,62 3,66 2,66 3,86
Бельгия 2,41 3,58 2,42 3,74
Испания 10,34 15,94 10,12 16,22
Австрия 2,11 3,76 2,16 3,99
Дания 1,62 3,66 1,63 3,82
Норвегия 1,38 3,17 1,39 3,31
Португалия 3,08 8,52 3,03 8,71
Финляндия 1,37 3,99 1,39 4,23
Ирландия 1,07 9,04 1,09 9,53
Греция 2,66 23,74 2,60 24,03
Всего 100,00 *4,99 100,00 *5,18
каций приходится на Германию — 20%, Великобританию — 15,75, Францию — 15,34 и Италию — почти 14%, а наименьший процент приходится на Ирландию — 1,07, Финляндию — 1,37, Норвегию — 1,38 и Данию — 1,62%.
Отметим, что проценты рынка специалистов, занятых производством телекоммуникаций, и численность специалистов, занятых оказанием услуг в сфере 1Т для передовых стран Европы, как видно из данных табл. 2 и рис. 3 сильно коррелируют между собой. Это показывает взаимную обусловленность ведущих областей в сфере 1Т для этих стран.
Рассмотренные в данной статье перспективные отношения дают все основания на их продуктивное применение и для бурно развивающейся рыночной электронной экономики России. В условиях демографического спада и острой нехватки высококвалифицированных специалистов в области информационной деятельности для российской действительности в ближайшее время весьма привлекательными могли бы стать именно рассмотренные формы отношений. При этом следует привлекать на работу 1Т-профессионалов из Индии и Китая и предлагать свои услуги передовым европейским странам.