СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
17 (110) - 2011
УДК 339.5
ТЕХНИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
И. В. ШЕВЧЕНКО,
доктор экономических наук, профессор заведующий кафедрой мировой экономики E-mail: [email protected]
А. А. КИЗИМ,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: [email protected]
Л. В. СКЛЯРОВА,
аспирант кафедры мировой экономики
E-mail: [email protected]
Кубанский государственный университет
Мировая торговля способствует удовлетворению растущих потребностей российского общества в товарах и услугах, служит действенным средством поддержки внешней политики и геополитических планов страны. В статье рассмотрена техника организации международной торговли на основе использования инновационных экономических инструментов. Сделан вывод о том, что благодаря применению данных инструментов возможно повышение прибыльности бизнес-процессов, а следовательно, эффективности функционирования компании в целом.
Ключевые слова: международная торговля, техника торговли, инструмент, маркетинг, логистика, аутсорсинг, аутстаффинг, факторинг, бенчмаркинг, мировой рынок.
В начале XXI в. мировая торговля стала катализатором экономической глобализации и развивается более высокими темпами, чем промышленное и аграрное производство, особенно динамично продвигается торговля услугами и высокотехнологичными товарами. Расширяя рынки сбыта и связывая экономику с внешним миром, международная торговля создает благоприятные
условия для экономического роста и повышения его эффективности, позволяя успешно реализовы-вать хозяйственный потенциал, особенно в области инноваций и высоких технологий.
А. П. Долгов в своей работе анализирует структуру внешней торговли России по регионам мира [2] и подчеркивает, что во все годы анализируемого периода Европейский Союз был главным торговым партнером России (см. таблицу). В то же время удельный вес Европейского Союза в торговле с Россией неуклонно сокращался с 68,7 % в 1995 г. до 63,9 % в 2008 г. Вторым по значимости торговым партнером России были страны Азии. В среднем за анализируемый период удельный вес торгового оборота с этими странами составил 26,7 % при динамике роста с 20,5 % в 1995 г. до 28,2 % в 2008 г. Из этого можно сделать вывод о том, что происходит постепенная переориентация внешней торговли России со стран ЕС на азиатские страны. Это соответствует постоянно возрастающему влиянию Азии в мировой торговле.
Третьим по значимости был регион Северной и Латинской Америки со средним удельным весом внешнеторгового оборота 6,8 %. Здесь, как
и в торговле со странами Европейского Союза, наблюдается динамика снижения удельного веса товарооборота с 9,7 % в 1995 г. до 6,9 % в 2008 г. Из всех стран этого региона на долю США приходится 60,1 % товарооборота, т. е. для России состояние торговли с США не имеет решающего значения. В то же время в золотовалютных резервах американских долларов в несколько раз больше, чем евро. А. П. Долгов считает, что такое положение не является экономически обоснованным. Необходимо принятие на государственном уровне стратегии постепенного замещения долларов США на евро, как это уже несколько лет назад сделал Китай, тем более что некоторые страны в своей внешней торговле все больше начинают использовать национальную валюту, а не доллары США. К ним относятся, в частности, Китай и Турция при торговле Россией.
Удельный вес внешнеторгового оборота Африки с Россией незначительно колебался (около 0,8 %) в течение анализируемого периода. За этот период товарооборот увеличился с 703,7 млн до 5 113,7 млн долл. (в 7,27 раза) и имеет хорошие перспективы дальнейшего роста, тем более что сальдо внешней торговли с этим регионом в отличие от Америки всегда было положительным. Внешнеторговый оборот России с Австралией и Океанией также вырос с 276,7 млн долл. в 1995 г. до 1 260,2 млн долл. в 2008 г. (в 4,55 раза), но он составляет около 0,2 % внешнеторгового оборота РФ и из-за большой удаленности имеет мало перспектив роста.
Анализ структуры внешней торговли России по регионам мира показал, что ее партнерами являются компании со всех уголков земли. Следует отметить, что объемы товарооборота различны для каждого региона, но тем не менее эффективно действовать на рынках разных стран смогут только те компании, которые будут использовать инновационные инструменты, такие как маркетинг, логистика, аутсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг и др.
Существенные сдвиги в глобальной рыночной среде отразились на особенностях управления деятельностью крупнейших международных компаний - транснациональных корпораций (ТНК). Таким образом, проблема изучения формирования и управления международными компаниями в мировом хозяйстве является актуальной в современной науке в условиях процесса глобализации. Следует отметить, что вопросам повышения эффективного взаимодействия субъектов торговых отношений посвящены научные работы ряда российских ученых.
Как утверждает Н. Конина, в современных условиях преобладающим типом ТНК стали международные многоотраслевые концерны, одновременно широкое развитие получили холдинговые компании и диверсифицированные конгломераты. Это обусловлено усилением концентрации производства и капитала, воздействием научно-технического прогресса, диверсификацией производства, постоянным изменением стратегии развития компаний и концентрацией усилий
Внешняя торговля России с отдельными регионами мира в 2004—2008 гг. [2]
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008
Европейский Союз
Товарооборот, млн долл. 123 947 179 675 236 169 281 555 376 138
Сальдо, млн долл. 55 855 92 051 113 299 107 867 144 448
Коэффициент несбалансированности, % 45,1 51,2 48,0 38,3 38,4
Азия
Товарооборот, млн долл. 53 705 68 152 87 400 124 258 165 801
Сальдо, млн долл. 25 732 24 603 18 504 12 324 9 995
Коэффициент несбалансированности, % 47,9 36,1 21,2 9,9 6,0
Африка
Товарооборот, млн долл. 1 535 2 032 2 654 4 568 5 114
Сальдо, млн долл. 1 223 1 582 1 926 3 528 3 342
Коэффициент несбалансированности, % 79,7 77,8 72,6 77,2 65,4
Америка
Товарооборот, млн долл. 13 372 16 023 21 888 26 994 40 353
Сальдо, млн долл. 2 360 -375 -1 126 -5 841 -3 623
Коэффициент несбалансированности, % 17,7 -2,3 -5,1 -21,6 -9,0
Австралия и Океания
Товарооборот, млн долл. 252 355 616 795 1 260
Сальдо, млн долл. -164 -260 -550 -689 -1 086
Коэффициент несбалансированности, % -65,1 -73,2 -89,3 -86,7 -86,2
на перспективных растущих сегментах рынка. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11—15 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30—50 отраслей. В числе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии - 8, во Франции - 84, в Италии - 90 [9].
По мнению авторов, важным инструментом обеспечения конкурентоспособности ТНК выступает проведение компаниями слияний и поглощений. Более 70 % всех прямых иностранных инвестиций осуществляется посредством слияний и поглощений, преимущественно среди фирм в экономически развитых странах. Таким образом, международные компании получают возможность наиболее оперативного и эффективного доступа на интересующие их рынки, добиваются большей устойчивости, обеспечивают доминирующее положение на рынке и рост рыночной капитализации за счет эффекта синергии [6].
Характерной чертой менеджмента деятельности ТНК в начале XXI в. стало активное формирование и развитие стратегических альянсов (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров; Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи; Honda и Rover — в мобильной связи; компания General Motors использовала союзы для преобразования своего бизнеса).
Как полагает В. С. Ефремов, в основе управления современными ТНК лежит сформулированная признанным специалистом в области изучения экономической конкуренции М. Портером концепция «стоимостной цепочки» - системы взаимосвязанных видов деятельности по созданию добавочной стоимости. Исследуя природу конкуренции, он пришел к выводу, что «конкурентное преимущество не может быть понято на основе рассмотрения фирмы в целом. Оно обеспечивается множеством отдельных видов деятельности, осуществляемых фирмой в процессе проектирования, производства, маркетинга, доставки и послепродажного обслуживания своей продукции. Каждый из этих видов деятельности определенным образом влияет на относительное позиционирование издержек фирмы и закладывает основы ее дифференциации. Чтобы проанализировать источники конкурентного преимущества, необходим системный подход к изучению всех видов деятельности, осуществляемых фирмой, а также того, как эти виды деятельности взаимодействуют между собой. Поэтому вводится понятие стоимостной цепочки как инструмента такого анализа» [4].
24 -
По мнению Н. Кониной, особенностью менеджмента многих ТНК является стремление к доминированию в цепочке создания стоимости. Некоторые уровни цепочки создания стоимости становятся гораздо более ценными, чем другие, потому что эти уровни очень чувствительны к масштабу, и господство в них позволяет обеспечить высокую прибыль, что доказывает деятельность целого ряда ТНК, таких как Apple, Cisco Systems, Microsoft, Hewlett-Packard, Dell, Unilever, Procter & Gamble, Nike, Inditex (Zara) и H&M, сумевших приспособиться к функционированию глобальных рынков. Американская ТНК Nike доминирует на рынке спортивной обуви и одежды, при этом непосредственно сама компания разрабатывает дизайн, занимается продвижением бренда и осуществляет сбыт, контролируя заграничную сеть дешевых поставщиков, которой не владеет [9].
Авторы полагают, что для достижения транснациональными корпорациями и другими участниками международной торговли конкурентного преимущества необходимо применение техники международной торговли на основе использования таких инструментов мировой торговли, как маркетинг, логистика, аутсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг и др.
Под техникой международной торговли понимается совокупность средств, инструментов производственно-экономической деятельности, предназначенных для повышения производительности труда, качества производимой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ, а также эффективности (прибыльности) от участия в мировой торговле. В свою очередь, инструментами международной торговли, посредством которой и достигается данная эффективность, авторы предлагают считать маркетинг, логистику, аутсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг, которые необходимо рассматривать не как экономические науки, а как совокупность навыков и приемов ведения бизнеса.
Правильная организация движения товаров -ключ к завоеванию и сохранению клиентуры. Компании могут привлечь больше покупателей за счет повышения качества обслуживания или снижения цен в результате оптимизации това-ропотоков. Маркетинг и логистика составляют важную часть затрат для многих предприятий [8]. Добиться синергического эффекта можно только при умелом использовании обеих концепций (маркетинга и логистики) одновременно. К сожалению, в силу конфликтного характера маркетингового и логистического критериев одновременно до-
стичь максимума удовлетворения потребителей при помощи названных инструментов и при этом минимизировать издержки весьма трудно. Однако стремиться к оптимальной комбинации этих составляющих необходимо, так как это приведет фирму к эффективному функционированию в рыночной внешней и внутренней среде и достижению экономических выгод в краткосрочном и долгосрочном периодах.
По мнению А. А. Петрова, международный маркетинг - это маркетинговая деятельность по освоению рынков зарубежных стран, осуществляемая хозяйствующим субъектом в рамках его внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях расширения и укрепления конкурентных позиций на зарубежных рынках [11]. Международный маркетинг является составной частью ВЭД, что обусловливает его особенности, характер и масштабы предъявляемых к нему требований. Маркетинговая деятельность на внешнем рынке часто рассматривается как усложненное продолжение аналогичной деятельности на внутреннем рынке, однако в то же время он представляет в значительной мере самостоятельную, весьма специфическую сферу деятельности, требующую в ряде случаев особых методов и приемов работы.
Следует отметить, что маркетинг на зарубежных рынках состоит из ряда последовательных шагов субъектов хозяйствования: постановка цели, разработка программы мероприятий и планирование деятельности, анализ и прогноз рыночной конъюнктуры, внутренней и внешней среды, сегментирование рынка, разработка товарной стратегии и ценообразования, формирование каналов товародвижения, разработка и реализация программы формирования и стимулирования спроса. Исключительно важное место в обеспечении эффективного маркетинга отводится своевременной и качественной разработке прогнозов мирового рынка, в первую очередь мировых цен и спроса на те или иные товары и услуги, а также курсов акций и основных валют.
Целесообразно полагать, что содержание маркетинговых составляющих серьезно меняется в зависимости от того или иного национального рынка, специфики его функционирования. Современный мировой рынок отнюдь не является монолитным, а представляет собой сложную совокупность национальных рынков, каждый из которых характеризуется присущими только ему чертами. Это и национальное законодательство, включая налогообложение, экологическое право, законодательные требования к качеству товаров и
др., и, разумеется, методы и формы государственного регулирования хозяйственной деятельности, включая ВЭД, таможенное и валютное регулирование, квотирование, уровень и качество социально-экономического, культурного и политико-правового развития, а также место, роль и степень интегрированности национальной экономики в мировом хозяйстве.
Появление мультинациональных корпораций, успешно работающих во многих странах, стало во многом возможным благодаря способности их менеджеров мыслить глобально. Так, корпорации Coca-Cola, IBM, Gillette, Nestle, Sony и Unilever и многие другие более 50 % своих продаж осуществляют за пределами стран, где расположены их штаб-квартиры [11].
Международный маркетинг, являясь неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности компании, в решающей степени обеспечивает ее успех.
Бесспорно мнение, что компании, работающие на внешнем рынке и не использующие маркетинг, его принципы и методы, заранее ставят себя в худшее положение по сравнению с конкурентами. В то же время не существует универсальной формулы эффективной внешнеэкономической деятельности на основе принципов и методов международного маркетинга, равно как нет и единой организационно-управленческой схемы реализации международного маркетинга. Его конкретные формы и содержание могут существенно различаться и по времени проведения, и по странам. Главное при маркетинговом подходе - целенаправленная ориентация, творческий синтез всех составляющих маркетинговой и иной деятельности в единый процесс для достижения поставленных стратегических целей.
В сфере международной маркетинговой деятельности в настоящее время активно действуют такие международные и национальные организации маркетинга, как Европейское общество маркетинга (ЕСОМАР), Международная федерация маркетинга (ИМФ) и Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association -АМА). Все они существенно влияют на содержание теории и практики международного маркетинга. Их «детищем», в частности, является Международный кодекс рекламной практики, учитывающий общечеловеческие ценности и морально-этические принципы, имеющий рекомендательный характер.
Из сказанного можно сделать вывод, что использование в мировой торговле стратегий международного маркетинга позволит российским компаниям приобрести дополнительные конку- 25
рентные преимущества при реализации товаров и услуг, а значит, получить дополнительную прибыль, что является целью существования любой коммерческий организации.
По мнению О. Б. Аникина, логистика в международном бизнесе (международная логистика) -это планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материального, финансового, информационного и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени [11]. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях организации соответствующих уровней логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с национальным законодательством.
Одной из основных тенденций развития мак-рологистических систем является глобализация. Эта тенденция, с одной стороны, отражает глобализацию рынков сбыта продукции, производства, снабжения материальными ресурсами, рабочей силы, капитала, которые характерны для крупных транснациональных корпораций, а с другой - создание и развитие глобальных межгосударственных транспортно-логистических, телекоммуникационных, дистрибьютивных и других макрологистиче-ких систем [5].
О. Б. Аникин выделяет следующие основные задачи, стоящие перед логистикой в международном бизнесе:
• оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг;
• выбор оптимального количества закупаемых товаров и услуг;
• обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;
• определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;
• выбор между доставкой с организацией промежуточного складирования или без промежуточного складирования;
• определение оптимального уровня логистического сервиса;
• выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг;
• организация работы зарубежных филиалов компании;
• анализ международной конкурентной среды и
получение конкурентных преимуществ.
Авторы считают, что целесообразно также добавить к основным задачам выбор оптимального способа доставки, а именно: выбор вида транспорта (или комбинацию видов), канала доставки, количества посредников в канале доставки.
Выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг особенно необходим в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), повышения концентрации капиталов и научных достижений. Организация работы зарубежных филиалов бывает более выгодной в случае высоких таможенных пошлин или других препятствий при пересечении национальных границ. Кроме того, организация производства на зарубежных рынках дает возможность быть ближе к потребителю и увеличить долю компании на конкретном рынке товаров или услуг. Анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ являются неотъемлемой частью деятельности компании на мировом рынке.
Следует отметить, что основанием для возникновения отношений при организации логистических внешнеторговых операций между сторонами, расположенными в разных странах, является международный контракт. В свою очередь, правовой основой международных договоров купли-продажи является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.). Также в международном контракте указываются базисные условия поставки товаров, которые устанавливают, как распределяются расходы и риски между сторонами договора в процессе его реализации (Инкотермс 2000).
Основной целью логистики является снижение логистических издержек, а именно затрат, которые возникают в логистической системе при движении товаров, услуг, работ от производителя к потребителю. Таким образом, использование логистики в качестве инструмента международной торговли позволит транснациональным компаниям сократить расходы при доставке, хранении товаров, услуг, работ, а значит, увеличить прибыль.
В последнее время в связи с ростом мировой конкуренции, тенденцией снижения издержек, разукрупнением компаний и фокусированием организаций на основных видах деятельности взгляды руководителей на проблему выбора современных экономических инструментов претерпели значительные изменения. Курс взят на аутсорсинг или поиск внешних поставщиков тех товаров или услуг, которые раньше производились самой фирмой.
В современном менеджменте под аутсорсингом понимают выполнение отдельных функций (производственных, логистических, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и проч.) или бизнес-процессов (организационных, маркетинговых, финансово-экономических, производственно-технологических) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения [1].
Конкуренция является главной движущей силой развития аутсорсинга в международном бизнесе. Л. В. Новокшонова приводит мнение видного специалиста по аутсорсингу Дж. Б. Хейвуда, который отметил, что «в некоторых странах предприниматели все еще могут строить свои планы, рассчитывая на доступность сырья и (или) дешевой рабочей силы. В такой ситуации можно сначала не уделять должного внимания снижению затрат и повышению качества обслуживания. Однако в большинстве развитых стран любое конкурентное преимущество достигается благодаря знаниям, умениям и творческим решениям. Не все эти преимущества долговечны, поскольку благодаря современным технологиям новые знания и умения довольно быстро распространяются среди конкурентов» [12].
Аутсорсинг - продукт современных тенденций развития мировой экономики, противоположных тенденциям монополизации. Это методология адаптации управления организацией к условиям рынка, позволяющая быстро входить в новый бизнес, используя все имеющиеся возможности внешней среды, в том числе в отдельных случаях и ресурсы конкурентов.
В долгосрочном, стратегическом аспекте развития современной компании без аутсорсинга обойтись невозможно. Необходимо разделить все бизнес-процессы на относительно самостоятельные элементы и в их рамках сравнивать свои возможности с тем, что могут сделать конкуренты или другие компании на рынке. Такой сравнительный анализ конкурентных преимуществ должен стать постоянным элементом развития бизнеса. Все, что подвержено сравнению, надо сравнивать и делать выводы.
Универсальность такого инструмента, как аутсорсинг, обеспечивающего привлечение высококвалифицированных специалистов в различных сферах деятельности при все более углубляющейся специализации организаций, очевидна. Эта универсальность расширяет области применения аутсорсинга в современном бизнесе, ведет к поглощению этой технологией управления все большего числа сфер деятельности.
Участие российских компаний в международной торговле, отличающейся высоким накалом межфирменного соперничества, требует участия в конкуренции с иностранными компаниями, иначе продукция продавца будет неконкурентоспособной на рынке. Для того чтобы выигрывать в межфирменной конкуренции на мировом рынке, отечественная компания должна иметь определенные, пусть даже незначительные, конкурентные преимущества. Учитывая же настоятельную необходимость расширения экспорта в настоящее время, целесообразно обратиться к таким способам активного расширения экспорта, которые не требуют многолетних усилий. Это этап, связанный с появлением «аутсорсинга» - передачи полномочий и ответственности за производство определенных изделий (готовых товаров или их компонентов) на межфирменном уровне.
По данным консультационной компании Technology Partners International Inc., по объему сделок в сфере международного аутсорсинга в 2005 г. страны Европы опередили США. Основными компаниями, получившими заказы, стали крупнейшие транснациональные корпорации IBM, HP, Accenture, Computer Sciences, Electronic Data Systems и Affiliated Computer Services [13].
Особенно интенсивно влияет аутсорсинг на развитие мирохозяйственных связей. Повышение уровня международной специализации производства и углубление практики аутсорсинга в интернациональном масштабе являются главной движущей силой развития мировой торговли товарами. Они ускоряют международную миграцию капитала и движение научно-технических знаний, «ноу-хау», являются той главной «осью», вокруг которой расширяются процессы экономической интеграции. Убыстрение развития за последние десятилетия международной производственной специализации и практики аутсорсинга в производстве и сфере услуг имело своим результатом далеко идущие последствия для внешнеэкономических связей в целом.
Международные контракты по аутсорсингу обеспечивают рост прибыльности компании-заказчика, поддержку политики компании на мировом рынке и перенос в другую страну технологии ведения деловых операций. В ряде случаев для заключения аутсорсингового контракта привлекается агентская фирма. Она обеспечивает заказчика своевременной и детальной информацией о сроках, условиях объявляемых торгов на выдачу контракта на аутсорсинговые услуги, о возможности для принципала выигрыша для них. Кроме этого, агентская
- 27
фирма предоставляет сведения о потенциальных конкурентах и положении на рынке по данному товару в данной стране.
По мнению Ю.А. Савинова, важнейшим следствием нарастающего воздействия международного аутсорсинга в сфере производства и услуг на внешнюю торговлю индустриальных государств явилось существенное изменение ее качественных показателей. Если ранее международная торговля выражалась обычно в кратковременном акте купли-продажи того или иного товара, т. е. носила чисто коммерческий характер, то теперь заключением контракта в большинстве случаев закладывается лишь начало взаимным экономическим связям между поставщиками и заказчиками из разных стран, начиная с проектирования и создания прототипов изделий до установки, отделки, испытания, ввода в эксплуатацию оборудования, его обслуживания.
Благодаря аутсорсингу производство все активнее втягивается в сферу международных экономических связей. Это означает, что внешняя торговля в возрастающей мере обслуживает непосредственные нужды промышленности. В структуре аутсорсинговых контрактов происходит смещение акцента от обслуживания начальных стадий производственного процесса (поставки промышленного сырья, топлива) к последующим и завершающим стадиям этого процесса (поставки полуфабрикатов, компонентов, комплектующих изделий) [13]. Таким образом, повышается роль аутсорсинга в качестве средства, соединяющего расчлененные (в пространстве и времени) между многими странами процессы промышленного производства. На основе аутсорсинга крупные компании формируют сети специализированных производственных комплексов, в которые входят десятки и сотни предприятий (в том числе и зарубежных), связанных между собой единством технологии и производственных целей. Переход к такого рода комплексам знаменует собой создание условий для развития не только международной предметной, но в первую очередь подетальной, технологической специализации и кооперирования.
Следует отметить, что аутсорсинг, так же, как и логистика, ведет к снижению затрат, которые сокращаются за счет использования квалифицированных организаций в областях, не являющихся основными для данной транснациональной корпорации — заказчика. Следовательно, в результате снижения издержек возможно увеличение прибыли.
Динамично развивающийся рынок труда ежедневно ставит перед бизнесом новые задачи.
28 -
Для того чтобы обеспечить динамичное получение прибыли, предприниматели снижают свои издержки. Одним из способов «сэкономить» является аутстаффинг или кадровый аутсорсинг — поручение части работ внешним исполнителям.
Аутстаффинг (англ. ои^аШ^ — вывод персонала за штат) является одним из способов управления персоналом с привлечением внешних организаций. Под аутстаффингом понимают вывод сотрудников за штат организации-заказчика и оформление их в штат организации-исполнителя услуг по аутстаф-фингу (организация-провайдер или аутстаффер) в целях дальнейшего предоставления персонала заказчику за соответствующее вознаграждение. Таким образом, сотрудники продолжают работать на прежнем месте, но обязанности работодателя по отношению к ним выполняет уже провайдер. В основном за штат организации выводят вспомогательный (административный и обслуживающий) персонал — секретарей, горничных, переводчиков, водителей, 1Т-специалистов, бухгалтеров. Кроме того, в рамках применения схемы аутстаффинга возможно предоставление провайдером организации-заказчику необходимого на время выполнения определенного проекта внештатного специалиста (т. е. работника, ранее не состоявшего в штате организации).
По мнению В. Н. Дудко и Р. К. Шайдуллова, руководство фирмы может сконцентрировать внимание на основных направлениях бизнеса и не думать о том, кто и как будет решать такую непрофильную задачу, как подбор кадров, в том числе «дорогих» специалистов. Ведь многие ценные сотрудники не хотят работать в мелких компаниях на непрестижных должностях, даже если обязанности их полностью устраивают. В этом случае кадровое агентство может обеспечить специалисту «красивую» запись в трудовой книжке, а работодатель — интересные задачи [3].
Таким образом, использование аутстаффинга актуально для современных компаний, поскольку предоставляет ряд преимуществ (уменьшение временных затрат на кадровое делопроизводство; сокращение численности сотрудников в штатном расписании; снижение риска возникновения претензий профсоюзных органов, трудовых споров и связанных с ними издержек).
Одним из эффективных способов постоянного улучшения работы организации является проведение бенчмаркинга. Бенчмаркинг представляет собой систематический процесс по выявлению наилучших продуктов, услуг, процессов и практик, которые могут быть применены в организации для
снижения себестоимости, уменьшения продолжительности производственных циклов, увеличения надежности производственных систем, сокращения запасов и др.
По мнению О. Н. Левшиной, многие организации во всем мире применяют бенчмаркинг, используя различные его формы, и рассматривают эталонное сопоставление в качестве инструмента совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ. Компании, практикующие бенчмаркинг, способны добиваться успеха, так как постоянно сосредоточены на изучении рынка, и это позволяет им улучшить результаты своей деятельности и повысить конкурентоспособность. В отличие от простого выявления различий между конкурентами, которое не дает объяснений, как эти различия преодолеть и добиться преимущества в бизнесе, эталонное сопоставление помогает понять причины несоответствий в отдельных областях хозяйствования и способствует преодолению отставания конкурентов друг от друга на основе сравнения и анализа своей деятельности с деятельностью лучших организаций [10]. Активное привлечение чужого опыта позволяет ускорить прогресс, сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать динамику структуры и выбор стратегии деятельности предприятия. Однако не следует забывать, что данный метод подходит не для всякого предприятия. Поэтому необходимость проведения эталонного сопоставления должна быть доказана, т. е. цели бенчмаркинга должны совпадать со стратегическими целями организации. Таким образом, главная цель бенчмаркинга - совершенствование бизнеса и повышение конкурентоспособности - носит стратегический характер для организации и придает бенчмаркингу статус полноправного инструмента управления.
За последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных инструментов совершенствования бизнеса. Говоря о возможностях развития и применения глобального бенчмар-кинга в России, следует отметить успешный опыт лучших российских компаний и используемые ими подходы для построения эффективной системы управления и достижения конкурентоспособности. Вступление Всероссийской организации качества в Глобальную сеть бенчмаркинга - хороший знак того, что наше научное и бизнес-сообщество начинает рассматривать метод эталонного сопоставления как эффективный инструмент управления. Этот шаг, несомненно, будет способствовать тому, что в России начнут развиваться бенчмаркинговые консультационные центры, различные организа-
ции будут обмениваться опытом. Вследствие этого должна повыситься конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке.
В условиях острой борьбы за покупателя актуализируется проблема установления и поддержания выгодных взаимоотношений между поставщиком и покупателем. Одной из ключевых проблем, возникающих в процессе взаимодействия между субъектами бизнеса, является отсутствие у покупателя возможности сразу оплатить полученные товары и услуги. Распространенным методом решения данной проблемы выступает предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Однако данный метод имеет некоторые неудобства для поставщика: он сталкивается с проблемой кассовых разрывов и нехватки оборотных средств, существует также вероятность неоплаты поставки в срок. Таким образом, поставщик принимает на себя дополнительные риски и издержки. Описанные условия деятельности субъектов хозяйствования обусловили причину появления нового инструмента построения взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров и услуг - факторинга.
Факторинг - инструмент формирования взаимодействия между компанией-фактором, поставщиком товаров и услуг и покупателем, который предполагает выкуп компанией-фактором дебиторской задолженности (счетов-фактур, векселей) поставщика в целях получения прибыли от ее взыскания, а также предоставление комплекса услуг по страховому, информационному, бухгалтерскому, консалтинговому и юридическому сопровождению поставщика [7].
При международном факторинге стороны находятся в разных государствах, и регулирование такого факторинга осуществляется посредством коллизионных норм или унифицированных международных правил.
Сегодня в вопросе факторинговых услуг на первое место выходит обслуживание. То есть вместе с финансированием оборотных средств компания получает квалифицированное бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, маркетинговое, юридическое и иное обслуживание. Тем самым факторинг позволяет развивать бизнес, устанавливать долгосрочные связи с покупателями, увеличивать объем продаж и, соответственно, прибыль.
В международной практике большая доля факторинговых операций приходится на специализированные отделения или дочерние компании банков и иных учреждений кредитно-финансовой
- 29
сферы, также существуют факторинговые компании, принадлежащие крупным промышленным компаниям и транснациональным корпорациям. На данный момент предоставлением факторинговых услуг на территории РФ занимаются в основном кредитные учреждения. В то же время с каждым годом отечественные компании все чаще обращаются к услугам факторинга и рассматривают его как один из важнейших инструментов своего бизнеса. В процессе исследования авторами статьи отражены следующие проблемы, пути их решения, а также перспективы развития факторинга на российском рынке [7]:
• высокие риски, связанные с проведением сделок, приводят к удорожанию услуги и снижению доли безрегрессного факторинга;
• проблемы правового характера, что требует доработки не только гражданского, но и налогового и валютного законодательства;
• развитие рынка факторинга сдерживается тем, что потенциальные потребители зачастую не видят значительных его преимуществ по сравнению с банковским кредитом. Банкам и факторинговым компаниям необходимо направить усилия на привлечение неосведомленных потенциальных клиентов и обеспечение их всей необходимой информацией.
Следует отметить, что проведенный анализ в области факторинговых услуг позволяет сделать вывод о том, что складывающаяся на российском рынке ситуация весьма благоприятна для развития рынка факторинговых услуг, что способствует эффективному участию торговых компаний в международной торговле. Следовательно, использование такого инструмента, как факторинг способствует поддержанию финансовой устойчивости компании, что ведет к формированию конкурентных преимуществ, а значит, привлечению покупателей и в перспективе получению прибыли.
Таким образом, авторами рассмотрены экономические инновационные инструменты в контексте изучаемой проблемы. Использование в мировой торговле стратегий международного маркетинга позволит российским компаниям приобрести дополнительные конкурентные преимущества при реализации товаров и услуг. Применение же мак-рологистических систем в мировой торговле будет способствовать более эффективной организации снабжения, транспортировки, хранения и сбыта товара или услуги от производителя к потребителю российскими компаниями на международной арене. Реализация стратегии аутсорсинга в мировой торговле положительно сказывается прежде всего
30 -
на сокращении затрат на неосновные (неключевые) виды деятельности, а также способствует эффективному функционированию российских компаний в международном пространстве.
В процессах международной торговли важно эффективно использовать современные экономические инструменты, среди которых маркетинг, логистика, аутсорсинг, факторинг и многие др. Это позволит российским компаниям занять конкурентоспособную позицию на мировом рынке товаров и услуг, а также осуществлять эффективную деятельность в системе мирохозяйственных связей.
Список литературы
1. Аникин Б. А, Рудай И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Долгов А. П. Динамика внешней торговли России // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 19.
3. Дудко В. Н, Шайдуллов Р. К. Аутстаффинг как способ управления персоналом, функционирующем на рынке труда // Вестник ТГУС. Сер. «Экономика». Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2008. С. 67-72.
4. Ефремов В. С. Транснациональные бизнес-системы // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 1.
5. КизимА. А. Основы предпринимательской логистики: учеб. Пособие. 2-е изд. доп. и перераб. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2007.
6. Кизим А. А., Бекирова С. З., Вафаев З. Б. Управление слияниями и поглощениями предприятия в условиях глобализации мировой экономики: монография. Краснодар, 2009.
7. Кизим А. А., Лаврентьева А. А. Факторинг как инструмент успешного взаимодействия субъектов логистического бизнеса // Экономический вестник ЮФО. 2007. № 5.
8. Кизим А. А, Склярова Л. В. Принципы маркетинговой логистики в деятельности торговых компаний // Экономический вестник ЮФО. 2008. № 4.
9. Конина Н. Управление транснациональными корпорациями в условиях глобальной конкуренции // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 5.
10. Левшина О. Н. Бенчмаркинг как вид рейтинговой оценки конкурентоспособности организации // Вестник академии. 2009. № 3.
11. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. М., 2009.
12. Новокшонова Л. В. Неотехнологические теории в практике международного маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 2.
13. Савинов Ю. А. Аутсорсинг в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 4.
14. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http:/www.gsk.ru.