106
региональная экономика
УДК 336.025
новые финансовые институты развития арктических территорий как инструмент реализации государственной финансовой политики в арктической зоне российской федерации
Никулкина Инга Владимировна, канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы и банковское
дело», Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, Россия
Романова Елена Валерьевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая теория», СевероВосточный федеральный университет, г. Якутск, Россия [email protected]
В статье проведен анализ налоговых и неналоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации от арктических регионов, а также рассмотрены запланированные расходы на развитие Арктики с учетом проектного подхода, что позволило обосновать необходимость использования финансовых специализированных институтов развития. На основе проведенного анализа авторами предлагается создание Арктического фонда Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях за счет средств бюджета в целях бесперебойного финансирования государственных расходов, связанных с реализацией приоритетных комплексных проектов развития Арктической зоны Российской Федерации.
Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации; Арктика; финансовые институты развития; Арктический фонд Российской Федерации; налоговые и неналоговые доходы; налог на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование недрами.
New Finance institutions for the Development of the Arctic Territories as a Tool for implementation of State Financial Policy in the arctic Zone of the Russian Federation
Nikulkina Inga V., PhD (Economics), associate professor, Head of the Finance and Banking Department, NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia [email protected]
Romanova Elena V., PhD (Economics), associate professor of the Economic Theory Department, North-Eastern
Federal University, Yakutsk, Russia
The paper analyzes tax and non-tax revenues coming to the consolidated budget of the Russian Federation from the Arctic regions as well as the planned expenditures for the Arctic development taking into account the project approach, which makes it possible to justify the need to use specialized development finance institutions. Based on the analysis
carried out by the authors, it is proposed to create an Arctic Budget Fund of the Russian Federation at the federal and regional levels to ensure uninterrupted funding of public expenditures related to the implementation of priority integrated projects for the development of the Arctic zone of the Russian Federation.
Keywords: Arctic zone of the Russian Federation; Arctic regions; financial development institutions; Arctic Fund of the Russian Federation; tax and non-tax revenues; mineral extraction tax; subsoil use payments.
Предлагаемые меры по формированию новых финансовых специализированных институтов развития арктических территорий
Стратегическое значение Арктики и современные условия ее развития требуют особого подхода к финансированию потребностей Арктической зоны Российской Федерации. Современные бюджетные механизмы (прямое бюджетное финансирование) не обеспечивают в полном объеме реализацию государственной политики в этом регионе. В настоящее время финансирование многих проектов, связанных с комплексным развитием Арктической зоны Российской Федерации, приостановлено или подвергается регулярному секвестрованию [1]. Как отмечают заинтересованные субъекты государственной политики в Арктике, основными проблемами финансирования Арктической зоны Российской Федерации являются несвоевременное и недостаточное финансирование проектов, сложность в получении заемных средств [1].
В условиях нестабильной экономической ситуации и санкционных ограничений обеспечить реализацию приоритетных комплексных проектов-драйверов в Арктике можно только посредством формирования самостоятельного бюджета Арктической зоны Российской Федерации с закрепленными целевыми источниками финансирования.
В этой связи в рамках авторской концептуальной модели государственной финансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации, имеющей активно направленный характер воздействия [2], предлагаем формировать новые финансовые специализированные институты развития арктических территорий:
• бюджетный Арктический фонд Российской Федерации (далее — Федеральный арктический фонд);
• бюджетные региональные фонды развития арктических территорий субъектов
Российской Федерации, например Государственный фонд развития арктических территорий Республики Саха (Якутия).
Федеральный арктический фонд, подконтрольный Президенту Российской Федерации, должен формироваться в составе государственного бюджета (по аналогии с Дорожным фондом1). Фондовая форма и закрепленные целевые источники обеспечат полноту и своевременность бесперебойного финансирования государственных расходов по реализации приоритетных комплексных проектов развития Арктики. Президентский контроль позволит обеспечить эффективность управления бюджетными средствами и исключит коррупционные риски).
Федеральный арктический фонд должен состоять из части средств бюджета, подлежащей использованию в целях финансового обеспечения потребностей развития Арктической зоны Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.04.2014 № 366.
Основной целью Федерального арктического фонда будет являться обеспечение финансирования потребностей Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в Арктике для решения следующих основных задач:
1) расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации;
2) системное развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической и иной), обеспечивающей стимулирование реализации при-
1 С 2011 г. в Российской Федерации существует Дорожный фонд в составе государственного бюджета (ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
108
региональная экономика
оритетных проектов, имеющих межотраслевой, комплексный характер и способных стимулировать социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;
3) удовлетворение технических и технологических потребностей развития Арктической зоны Российской Федерации;
4) обеспечение условий для жизнедеятельности населения Арктики, в том числе для поддержания традиционного уклада жизни коренных и малочисленных народов Севера, сохранения их территорий традиционного природопользования.
Особенность фонда заключается в бюджетном формировании. Его наполнение будет осуществляться за счет части доходов (установленного норматива отчисления) от общего объема доходов федерального бюджета исходя из запланированного объема расходов на очередной год в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Для целевого финансирования потребностей Арктической зоны Российской Федерации предлагается ежегодно предусматривать нормативы отчислений от следующих закрепленных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета:
• налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), поступающего от арктических регионов по ежегодно установленному нормативу для финансирования базовых расходов;
• платежей за пользование природными ресурсами, поступающих от арктических регионов по ежегодно установленному нормативу для финансирования дополнительных расходов:
• регулярных платежей за пользование недрами на территории Российской Федерации;
• регулярных платежей за пользование недрами, взимаемых с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
• разовых платежей за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения);
• вывозных таможенных пошлин на газ природный, нефть сырую и товары, выработанные из нефти, поступающих от арктических регионов, — по ежегодно установленному нормативу для финансирования дополнительных расходов.
обоснование целесообразности создания Федерального арктического фонда
Как указано выше, Федеральный арктический фонд должен формироваться за счет части НДПИ, вывозных таможенных пошлин на «углеводороды» и платежей за пользование природными ресурсами, поступивших от арктических регионов, в виде ежегодно установленного норматива отчислений исходя из размера запланированного объема расходов в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Специфический порядок формирования величины арктического фонда заключается в том, что базовым размером ассигнований фонда является тот объем бюджетных средств, который закладывается в проекте федерального бюджета на очередной год в рамках государственной программы по развитию Арктической зоны Российской Федерации. Покрытие базовой части расходов в рамках данной государственной программы предлагается осуществлять за счет части НДПИ, полученного от арктических регионов (в виде установленного норматива отчислений), а дополнительные расходы, возникающие в связи с началом реализации новых комплексных проектов в опорных зонах развития Арктики, должны покрываться за счет части неналоговых доходов федерального бюджета — платежей за пользование природными ресурсами (регулярных и разовых платежей за пользование недрами) и вывозных таможенных пошлин на «углеводороды», полу-
Таблица 1
Поступления налоговых и неналоговых доходов от субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Арктической зоне, в консолидированный бюджет Российской Федерации
в 2015-2016 гг., млрд руб.
Субъекты Российской Федерации 2015 2016
Всего поступило налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РФ в % всего поступило налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РФ в %
Всего по Российской Федерации 13 788,3 100 14 482,9 100
Всего по Арктической зоне, в том числе: 1 579,9 11,46 1639,3 11,33
Мурманская область 62,8 0,46 79,3 0,55
Архангельская область и Ненецкий АО 63,2 0,46 53,0 0,37
Ямало-Ненецкий АО 784,0 5,69 811,1 5,6
Чукотский АО 10,0 0,07 15,9 0,11
Республика Коми 152,1 1,1 148,5 1,03
Республика Саха (Якутия) 154,2 1,12 159,8 1,1
Красноярский край 353,6 2,56 371,7 2,57
Источник: составлено авторами по данным отчетов по форме № 1-НМ за 2015-2016 гг. (данные по формам статистической налоговой отчетности). URL: https://www.nalog.ru/rn14.
ченных от арктических регионов (также в виде установленного норматива отчислений).
Для обоснования целесообразности создания финансового института развития арктических территорий и закрепления целевых источников финансирования приоритетных направлений государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации проведен анализ налоговых и неналоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации от арктических регионов, а также анализ запланированных расходов на развитие Арктики с учетом проектного подхода.
Исследование показало, что из 85 субъектов Российской Федерации 8 «арктических» субъектов Российской Федерации обеспечивают 11,5% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 14,5% доходов федерального бюджета (табл. 1, 2)2. В масштабах
2 Отчеты по форме № 1-НМ за 2015-2016 гг. (данные по формам статистической налоговой отчетности). URL: https://Www. nalog.ru/rn14.
Российской Федерации, учитывая специфику Арктики, а также дотационность большинства российских регионов, это весьма существенный показатель.
Так, анализ налоговых и неналоговых поступлений от арктических регионов в консолидированный бюджет Российской Федерации показал, что совокупная доля доходов восьми арктических регионов в общем объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2015 г. составила 11,5%, в 2016 г.— 11,3%; в федеральный бюджет в 2015 г.— 14,5%, в 2016 г.— 14,2% (табл. 1-3).
Наибольший удельный вес в общем объеме доходов в федеральном бюджете и консолидированном бюджете Российской Федерации среди арктических регионов имеет Ямало-Ненецкий автономный округ (50%) (рис. 1).
Общее увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете Российской Федерации произошло в результате более интенсивного роста абсолютной величины доходов от таких субъектов Арктической зоны,
Таблица 2
Поступления налоговых и неналоговых доходов от субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Арктической зоне, в федеральный бюджет в 2015-2016 гг., млрд руб.
Субъекты Российской Федерации 2015 2016
Всего поступило налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет в % всего поступило налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет в %
Всего по Российской Федерации 6 880,5 100 6 929,1 100
Всего по Арктической зоне РФ, в том числе: 1 000,3 14,5 984,8 14,2
Мурманская область 9,7 0,14 18,8 0,2
Архангельская область и Ненецкий АО 18,1 0,26 6,2 0,1
Ямало-Ненецкий АО 648,6 9,43 653,1 9,4
Чукотский АО - - - -
Республика Коми 92,0 1,34 83,0 1,2
Республика Саха (Якутия) 48,6 0,71 46,2 0,7
Красноярский край 183,3 2,66 177,5 2,6
Источник: составлено авторами по данным отчетов по форме № 1-НМ за 2015-2016 гг. (данные по формам статистической налоговой отчетности). URL: https://www.nalog.ru/rn14.
2016 г.
2015 г.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
□ Мурманская область
И Архангельская область и Ненецкий АО
□ Ямало-Ненецкий АО ■ Чукотский АО
П Республика Коми
□ Республика Саха (Якутия) В Красноярский край
Рис. 1. Динамика показателей структуры доходов в федеральном и консолидированном бюджете РФ арктических регионов, %
как Мурманская область, Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, по сравнению со снижением показателей по Архангельской области и Ненецкого АО, Республике Коми.
Необходимо также отметить значительную долю поступлений НДПИ от арктических реги-
онов в общем объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Анализ налоговых поступлений от арктических регионов в федеральный бюджет и в консолидированный бюджет Российской Федерации показал, что в 2016 г. доля «арктического» НДПИ (т.е.
Таблица 3
Поступления налоговых и неналоговых доходов от субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Арктической зоне, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг. (администрируемых ФНС России), млрд руб.
Поступления 2015 2016 в % к 2015
1. Всего поступило доходов в консолидированный бюджет РФ, в том числе: 13 788,3 14 482,9 105,0
в федеральный бюджет 6 880,5 6 929,1 100,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 907,8 7 553,7 109,4
2. Всего налоговые доходы, в том числе: 13 720,4 14 386,1 104,9
в федеральный бюджет 6 814,5 6 834,7 100,3
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 905,9 7 551,4 109,3
3. Всего неналоговые доходы, в том числе: 67,9 96,8 142,6
в федеральный бюджет 66,0 94,4 143,0
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1,9 2,3 121,1
4. Всего поступило доходов в консолидированный бюджет РФ от субъектов Российской Федерации, относящихся к Арктической зоне РФ 1 579,9 1 639,3 103,8
в федеральный бюджет 1 000,3 984,8 98,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 579,6 654,5 113,0
5. Налог на добычу полезных ископаемых 3 226,8 2 929,4 90,8
в федеральный бюджет 3 160,0 2 863,5 90,6
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 66,8 65,9 98,6
6. «Арктический» НДПИ*, в том числе: 795,3 800,2 100,6
в федеральный бюджет 756,8 764,0 101,0
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 38,5 36,2 94,0
7. Регулярные платежи за пользование недрами, в том числе: 1,6 2,1 131,3
в федеральный бюджет 0,7 0,9 128,6
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 0,9 1,2 133,3
8. «Арктические» регулярные платежи за пользование недрами* 0,67 0,8 119,4
* налог (платеж), поступивший от восьми арктических регионов (Мурманская обл., Архангельская область и Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край).
Источник: Источник: составлено авторами по данным отчетов по форме № 1-НМ за 2015-2016 гг. (данные по формам статистической налоговой отчетности). URL: https://www.nalog.ru/rn14.
налога, поступившего от арктических регионов) составляет почти 30% от общего объема поступлений по этому налогу (табл. 3,4, рис. 2). Так, на долю субъектов Арктической зоны Российской Федерации в 2016 г. приходилось 27,3% поступлений налога на добычу полезных ископаемых,
в 2015 г.— 24,7%3 (в 2012 г. этот показатель составлял 46,6%) [3].
3 Отчеты по форме № 1-НМ за 2015-2016 гг. (данные по формам статистической налоговой отчетности). URL: https://www. nalog.ru/rn14.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
75,35
24,65
□ другие регионы РФ
В регионы Арктической зоны РФ
2015 г.
2016 г.
Рис. 2. Динамика показателя доли НДПИ субъектов Арктической зоны РФ в структуре доходов консолидированного бюджета РФ, %
Таблица 4
Поступления НДПИ от субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Арктической зоне, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг., млрд руб.
Субъекты Российской Федерации 2015 2016
Всего поступило налоговых и неналоговых доходов в консолидирован-ный бюджет РФ В том числе НДПИ Всего поступило налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РФ В том числе НДПИ
млрд руб. % млрд руб. %
Всего по Российской Федерации 13 787,8 3 226,8 100 14 482,9 2 929,4 100
Всего по Арктической зоне РФ, в том числе: 1 579,9 795,3 24,7 1 639,3 800,2 27,3
Мурманская область 62,8 2,2 0,07 79,3 2,25 0,08
Архангельская область и Ненецкий АО 63,2 1,75 0,05 53,0 2,1 0,07
Ямало-Ненецкий АО 784,0 499,4 15,48 811,1 537,1 18,33
Чукотский АО 10,0 3,2 0,1 15,9 5,0 0,17
Республика Коми 152,1 78,0 2,42 148,5 68,3 2,33
Республика Саха (Якутия) 154,2 73,5 2,28 159,8 64,0 2,18
Красноярский край 353,6 137,2 4,25 371,7 121,4 4,14
Источник: составлено авторами по данным отчетов по форме № 1-НМ за 2015-2016 гг. (данные по формам статистической налоговой отчетности). URL: https://www.nalog.ru/rn14.
99,9%
99,6%
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
92,1%
□ 2015 г. П2016 г.
Мурманская Архангельская Ямало-Ненецкий Чукотский АО Республика Коми Республика Саха Красноярский область (СЗФО) область и АО (Якутия) край
Ненецкий АО
(А)
100% 80% 60% 40% 20% 0%
99,4%
□ 2015 г. Ы2016 г.
Мурманская Архангельская Ямало-Ненецкий Чукотский АО Республика Коми Республика Саха Красноярский область (СЗФО) область и АО (Якутия) край
Ненецкий АО
(Б)
Рис. 3. Динамика показателя доли НДПИ субъектов Арктической зоны РФ в структуре доходов федерального бюджета (А) и консолидированного бюджета РФ (Б), %
Доля поступлений «арктического» НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации выросла на 1,9 процентных пункта (с 24,7 до 27,3%) (рис. 2). Увеличение доли НДПИ арктических регионов произошло за счет роста абсолютной величины НДПИ по таким субъектам Российской Федерации, как Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО, Архангельская область и Ненецкий АО, по сравнению с уменьшением абсолютных показателей по остальным арктическим регионам (табл. 4).
Лидерами по поступлениям НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации являются Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Коми и Республика Саха (Якутия) (рис. 3).
Наибольшую долю поступлений по НДПИ в федеральный бюджет обеспечивают Ямало-Ненецкий автономный округ (99,9%), Республика Коми (99,6%), Красноярский край (93%), Республика Саха (Якутия) (68%) (рис. 3). Важно отметить, что в общем объеме налоговых
и неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, поступающих от субъектов Арктической зоны Российской Федерации, доля НДПИ составляет почти 50%, в федеральном бюджете — 78%.
Анализ показал, что совокупная доля регулярных платежей за пользование недрами, поступающая от арктических регионов, весьма значительна и составляет 43% в общем объеме регулярных платежей за пользование недрами в консолидированном бюджете Российской Федерации (табл. 5).
Совокупная доля регулярных платежей за пользование недрами, поступающая от арктических регионов, весьма значительна и составляет 43% в общем объеме регулярных платежей за пользование недрами в консолидированном бюджете Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что в 2016 г. совокупная доля «арктических» регулярных платежей за пользование недрами уменьшилась на 3,7 процентного пункта (с 42,0 до 38,3%), что обусловлено в том числе уменьшением абсолютных показателей платежей у большей части арктических регионов, за исключением Ямало-Ненецкий автономного округа, Республики Саха (Якутия) и Красноярского края (табл. 5). Большая часть регулярных платежей за пользование недрами поступает в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.
В целом доля регулярных платежей за пользование недрами в общем объеме неналоговых доходов в консолидированном бюджете Российской Федерации в 2015 г. составляла 2,4%, в 2016 г. — 2,2% (табл. 3).
Анализ поступлений разовых платежей за пользование недрами и вывозных таможенных пошлин на углеводородное сырье в федеральный бюджет от субъектов Российской Федерации,
в том числе и от Арктической зоны Российской Федерации, показал, что в 2015 г.4:
1) вывозные таможенные пошлины на газ природный, нефть сырую, а также на товары, выработанные из нефти, составили 2732,2 млрд руб.;
2) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения) — 40,0 млрд руб.;
3) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации — 413, 2 млн руб.5
Следует отметить, что разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, по участкам недр, содержащим месторождения природных алмазов, также при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр местного значения зачисляются по нормативу 100% в региональный бюджет. Например, в 2015 г. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр местного значения, поступающие в региональный бюджет
4 Данные по отчетности Федерального казначейства представлены только по 2015 г. Данные по вывозным таможенным пошлинам по субъектам РФ в открытом доступе отсутствуют; данные по разовым платежам за пользование недрами по субъектам РФ представлены не в полном объеме, поэтому выделить точную долю арктических регионов в вышеуказанных неналоговых платежах не представляется возможным.
5 Консолидированный отчет об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2015 г. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ konsolidirovannyj-byudzhet/.
Таблица 5
Поступления регулярных платежей за пользование недрами от субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Арктической зоне, в консолидированный бюджет Российской
Федерации в 2015-2016 гг., млрд руб.
Субъекты Российской Федерации 2015 2016
Всего поступило налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РФ В том числе регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами на территории РФ Всего поступило налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РФ В том числе регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами на территории РФ
млрд руб. % млрд руб. %
Всего по Российской Федерации 13 787,8 1,6 100 14 482,9 2,1 100
Всего по Арктической зоне РФ, в том числе: 1 579,9 0,67 42,0 1639,3 0,805 38,3
Мурманская область 62,8 0,002 0,13 79,3 0,001 0,05
Архангельская область и Ненецкий АО 63,2 0,004 0,3 53,0 0,003 0,14
Ямало-Ненецкий АО 784,0 0,28 17,5 811,1 0,33 15,7
Чукотский АО 10,0 0,02 1,31 15,9 - -
Республика Коми 152,1 0,05 3,13 148,5 0,04 1,91
Республика Саха (Якутия) 154,2 0,1 6,3 159,8 0,12 5,71
Красноярский край 353,6 0,21 13,13 371,7 0,311 14,81
Источник: составлено авторами по данным отчетов по форме № 1-НМ за 2015-2016 гг. (данные по формам статистической налоговой отчетности). URL: https://www.nalog.ru/rn14.
Ямало-Ненецкого автономного округа, составили 271 млн руб.6
Анализ документов стратегического планирования позволил определить запланированные расходы на развитие Арктической зоны Российской Федерации с учетом нового проектного подхода к развитию арктических территорий7. Так, в новом
6 Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях субъекта Российской Федерации (ЯНАО) за 2015 г. URL: http://yamalo-nenetskiy.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ byudzhety-subektov-rf-i-mestnye-byudzhety/godovoy-otchyet-ob-ipolnenii-byudzheta/.
7 Общий объем финансирования из федерального бюджета в 2015-2020 гг., предусмотренный на реализацию ранее принятых государственных программ Российской Федерации и ме-
проекте государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» определен объем финансирования из федерального бюджета в размере 260,7 млрд руб. (в том числе на 2017 г.— 23,6 млрд руб., 2018 г.— 32,7 млрд руб., 2019 г.— 33,1 млрд руб., 2020 г.— 30,3 млрд руб., 2021-2025 гг.— 141 млрд руб.) [4, 5]. В среднем ежегодный запланированный объем финансирования государственной про-
роприятий федеральной адресной инвестиционной программы, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, составлял оценочно 160,3 млрд руб. (госпрограмма утверждена постановлением Правительства РФ от 21.04.2014 № 366).
граммы из федерального бюджета на развитие Арктической зоны Российской Федерации составит около 30 млрд руб. Следует пояснить, что данный объем расходов не включает расходы по финансированию подпрограммы «Развитие опорных зон» вышеуказанного проекта государственной программы. Это связано с тем, что в настоящее время определить общий объем финансирования по этой подпрограмме пока не представляется возможным, поскольку только в прошлом году начата разработка комплексных проектов по созданию опорных зон развития в Арктике. Так, Минэкономразвития России в 2016 г. определило перечень проектов, реализуемых или запланированных к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации, в который вошли 145 проектов с общим объемом финансирования
Ежегодные налоговые доходы от арктических регионов только по «арктическому» НДПИ в 27 раз больше (800,2 млрд руб. в 2016 г.), чем запланированные ежегодные расходы на «арктические» проекты (30 млрд руб. в год).
в пределах 4,8 трлн руб., из них около 3,75 трлн руб. — из внебюджетных источников. К числу наиболее перспективных, имеющих межотраслевой, комплексный характер, отнесены 17 проектов с общим объемом финансирования около 1,7 трлн руб. [6]. Предполагается, что в «обновленную» государственную программу войдут именно эти проекты (т.е частично будут профинансированы из федерального и регионального бюджета). По предварительным расчетам Минэкономразвития России с 2017 по 2025 г. дополнительно потребуется еще около 1,0 трлн руб. (оценочно111 млрд руб. в год) из государственного бюджета на финансирование мероприятий программы, связанных с реализацией комплексных проектов в опорных зонах развития Арктики [1, 6]. Необходимо также пояснить, что в связи с удлинением горизонтов Стратегии Арктической зоны Российской Федерации до 2025 г. соответственно увеличиваются
сроки реализации «обновленной» государственной программы Российской Федерации — с 2017 по 2025 г.
Сопоставив, запланированные расходы на развитие Арктической зоны Российской Федерации и поступления доходов от арктических регионов, можно сделать следующий вывод. Ежегодные налоговые доходы от арктических регионов только по «арктическому» НДПИ в 27 раз больше (800,2 млрд руб. в 2016 г.), чем запланированные ежегодные расходы на «арктические» проекты (30 млрд руб. в год). Доля запланированных расходов на развитие Арктической зоны Российской Федерации составляет всего 3,7% от поступивших налоговых доходов в федеральный бюджет только по «арктическому» НДПИ, а в общем объеме поступлений в федеральный бюджет от арктических регионов — 3%, с учетом возможных дополнительных расходов — 14,3% (30 + 111 = 141 млрд руб. в год).
Выводы
У государства есть возможности обеспечить стабильное и бесперебойное финансирование стратегически значимого макрорегиона — Арктическая зона Российской Федерации. В связи с этим целесообразно при формировании Арктического фонда Российской Федерации закрепить целевой налоговый источник финансирования — НДПИ, поступающий от арктических регионов, при этом установив ежегодный норматив отчислений в размере запланированного объема расходов. Для обеспечения финансирования дополнительных расходов на Арктику, которые могут возникнуть в связи с реализацией приоритетных комплексных проектов в опорных зонах развития Арктики, следует закрепить целевые неналоговые источники финансирования — платежи за пользование природными ресурсами (регулярные и разовые платежи за пользование недрами) и вывозные таможенные пошлины на «углеводороды», полученные от арктических регионов, по установленному нормативу исходя из запланированного объема расходов. Норматив отчислений по НДПИ, вывозным таможенным пошлинам и по платежам при пользовании природными ресурсами необходимо пересматривать и устанавливать ежегодно исходя из запланированного объема расходов в рамках государственной программы
Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».
Таким образом, предлагаем действенный инструмент реализации государственной фи-
нансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации (Федеральный арктический фонд), встраиваемый в общий механизм реализации государственной финансовой политики в Арктике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы к заседанию Морской коллегии при Правительстве РФ и президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, 2016 URL: http://arctic.gov.ru/4370391e-a84c-e511-825f-10604b797c23?page=2. С.5.
2. Никулкина И. В. Бюджетно-налоговые и таможенные механизмы реализации государственной финансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации. СПб.: Нордмедиздат, 2015. 329 с.
3. Никулкина И. В. Механизмы государственной финансовой политики в развитии Арктической зоны Российской Федерации. СПб.: Нордмедиздат, 2013.— 336 с.
4. Минэкономразвития РФ: госпрограмма развития Арктики потребует 260 млрд рублей. URL: http://ru.arctic.ru/economics/20160309/310714.html.
5. Проект новой редакции государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» Министерство экономического развития Российской Федерации URL: http://economy.gov.ru/minec/ press/interview/2017240101#.
6. Новости Минэкономразвития России: Дмитрий Рогозин провел в Архангельске заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики http://government.ru/news/23329.
REFERENCES
1. Materials for the meeting of the Maritime Board under the Government of the Russian Federation and the Presidium of the State Commission for the Development of the Arctic [Materialy k zasedaniyu Morskoj kollegii pri PraviteFstve RF i prezidiuma Gosudarstvennoj komissii po voprosam razvitiya Arktiki], 2016. URL: http://arctic.gov.ru/4370391e-a84c-e511-825f-10604b797c23?page=2. P. 5.
2. Nikulkina I. V. Budgetary-tax and customs mechanisms for implementing state financial policy in the Arctic zone of the Russian Federation [Budzhetno-nalogovye i tamozhennye mehanizmy realizacii gosudarstvennoj finansovoj politiki v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii]. St. Petersburg, Nordmedizdat, 2015. 329 p.
3. Nikulkina I. V. Mechanisms of state financial policy in the development of the Arctic zone of the Russian Federation [Mehanizmy gosudarstvennoj finansovoj politiki v razvitii Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii]. St. Petersburg, Nordmedizdat, 2013. 336 p.
4. Ministry of Economic Development of the Russian Federation: the state program for the development of the Arctic will require 260 billion rubles [Minjekonomrazvitiya RF: gosprogramma razvitiya Arktiki potrebuet 260 mlrd.rublej]. URL: http://en.arctic.ru/economics/20160309/310714.html.
5. The project of new edition of the state program of the Russian Federation "Social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period till 2020" the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of [Proekt novoj redakcii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "SociaFno-jekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda" Ministerstvo jekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii] URL: http://economy.gov.ru/minec/press/interview/ 2017240101#.
6. News of the Ministry of Economic Development of Russia: Dmitry Rogozin held a meeting of the Presidium of the State Commission for the Development of the Arctic in Arkhangelsk [Novosti Minjekonomrazvitiya Rossii: Dmitrij Rogozin provel v ArhangeFske zasedanie prezidiuma Goskomissii po voprosam razvitiya Arktiki]. URL: http://government.ru/news/23329.