Научная статья на тему '«НОВРУЗНАМЕ» – СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ И НАУКАМ'

«НОВРУЗНАМЕ» – СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ И НАУКАМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
трактат / пропагандистские цели / древнейшие традиции / традиции предков / празднование Новруза / стиль / своеобразие

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Имамкулиева Т. М., Оразмухаммедова Г. Х.

В статье авторами делается анализа одного из древнейших трактатов восточной литературы «Нoврузнаме». Справедливость, строительство зданий, изучение наук, занятие философией, оказание помощи ученых – во всем этом правители демонстрировали большое усердие. Омар Хайям в своем произведении восхвалял правителей, надеясь на то, что они будут стараться быть такими, как он их описывал. Так как именно Новруз формирует в душе человека добрые качества и воспитывает бескорыстные чувства, а также любовь к природе, жизни и миру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««НОВРУЗНАМЕ» – СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ И НАУКАМ»

УДК 1

Имамкулиева Т.М.,

старший преподаватель Оразмухаммедова Г.Х.,

старший преподаватель

Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммеда Азади

Туркменистан, Ашхабад

«НОВРУЗНАМЕ» - СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ И НАУКАМ Аннотация

В статье авторами делается анализа одного из древнейших трактатов восточной литературы «Новрузнаме». Справедливость, строительство зданий, изучение наук, занятие философией, оказание помощи ученых - во всем этом правители демонстрировали большое усердие. Омар Хайям в своем произведении восхвалял правителей, надеясь на то, что они будут стараться быть такими, как он их описывал. Так как именно Новруз формирует в душе человека добрые качества и воспитывает бескорыстные чувства, а также любовь к природе, жизни и миру.

Ключевые слова:

трактат, пропагандистские цели, древнейшие традиции, традиции предков, празднование Новруза, стиль, своеобразие.

«Новрузнаме» - одно из самых больших произведений Омар Хайяма. Оно отражает историю, обычаи и традиции народов Востока. В этой книге рассказывается о жизни и религии, об обычаях и традициях предков туркмен.

"Новрузнаме» Омар Хайям - произведение, написанное в 1095-1098 годах, которое отличается своеобразным значением и стилем. Это было время процветания научной деятельности и творчества Омара, ему было тогда 45-48 лет.

Существуют особые причины написания этой книги. Написать эту книгу Омар Хайяму специально поручил сам Низам аль-Мульк (визирь государства сельджуков (1064г.-1092г.)), через это произведение он хотел многое объяснить сельджукскому султану Баркияруку (сыну Мялик Ша). По мнению Б. Розенфельда и А. Юшкевича, этот исторический трактат должен был изменить точку зрения нового султана сельджуков Баркиярука о науке и культуре. [1, стр.61] Для улучшения работы обсерватории в Эсфахане, нужно было создать необходимые условия.

Омар сразу понял, что эта книга должна быть написана в политических и пропагандистских целях, он решил добавить туда волнующие его самого идеи. Но нужно было учитывать один факт, что Баркиярук в интеллектуальном плане был не образован, поэтому всё написанное о науке и культуре он мог понять очень поверхностно. Поэтому книга должна была быть написана в популярной форме, на общедоступном языке. Омар Хайям, используя легенды и анекдоты, написал это произведение методом простого изложения материала.

На Востоке существовали разнообразные методы написания книг. Ещё с глубокой древности был известен метод написания книги по поручению одного из правителей. Были случаи, когда написанная книга хорошо принималась читателями и автору давали много подарков, а были случаи наоборот, когда столько труда бывало затрачено впустую. Например, Махмуд Газневи поручил Фирдоуси написать его известное на весь мир произведение «Шахнаме», но тот не сдержал своего обещания. Поэтому до сих пор в Иране знаменито выражение «От славы Махмуда ничего не осталось, но отдать должное труду Фирдоуси не забывайте». [2, стр.204] В общем, народ не забывает плохое, он осуждает и упрекает провинившегося на каждом шагу.

«Новрузнаме» состоит из двух частей. В первой части Омар Хайям очень интересно описывает что такое Новруз, как его отмечали давние иранские правители, обычаи и традиции, соблюдаемые в дворцах правителей того времени, их поведение на празднике. В то же время он не только старается создать простое и понятное всем произведение, но и напрямую, а иногда и иносказательно передает мысль о том, что все правители должны интересоваться наукой, что календарная реформа, проведенная в Иране, тоже произошла под влиянием науки. Таким образом, Омар Хайям хотел донести до сознания Баркиярука необходимость возобновления работы Эсфаханской обсерватории, запрещенной Туркан Хатыном, для дальнейших астрономических исследований. С этой целью он даже обращается к имени Аллаха Изада: «Изад (т.е. Бог) на небесах создал Солнце из света, с помощью Солнца создал небеса и землю. Все люди поклоняются Солнцу, потому что это светлое чудо, созданное всемогущей силой Изада, все люди смотрят на Солнце с почтением и радостью, потому что Изад сначала создал Солнце, а потом все остальное». [1, стр.67]

Омар Хайям пишет, что во времена правления Тахмураса начали строится дороги и базары, ткаться ткани из шерсти и шелка. В то время было принято религия сабиев, люди начали обучаться грамоте. [1, стр.72]

Омар Хайям в первой части своего произведения подробно и очень интересно повествует о том, что во дворцах правителей была введена традиция торжественно отмечать новый год, праздновать, танцевать, радостно встречать его. Тот, кто в день Новруза будет петь, танцевать и радостно встречать его, тот будет здоров и счастлив весь наступивший год. Поэт напоминает о том, что ещё сам легендарный Джемшит начал праздновать Новруз, о том, что и он наказывал людям отмечать его каждый год, люди, весело отметившие первые дни нового года, считались счастливыми людьми.

«Новрузнаме» - это древнейший трактат, который интересен и в настоящее время. Историческая значимость Новруз байрама - праздника весны - нашла отражение в произведениях таких выдающихся поэтов-классиков Востока, как Довлетмаммед Азади, Махтумкули Фраги, Нурмухаммед Андалиб, Абу Рейхан Буруни, Алишер Навои, Абдырахман Джами, Фирдоуси, Махмут Кашкарлы и др. Новруз формирует в душе человека добрые качества и воспитывает бескорыстные чувства, а также любовь к природе, жизни и миру.

Список использованной литературы:

1. Омар Хайям. Трактаты. - М., 1961.

2. Султанов Ш., Султанов К. Омар Хайям. - М., 1987.

3. Baysahedow Nursahet. Gйndogaryn Ье^к danalary. - A§gabat, 1992.

© Имамкулиева Т.М., Оразмухаммедова Г.Х., 2024

УДК 101.8

Мисюров Д. А.

Доцент, канд. полит. наук

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), доцент кафедры истории, философии и социальных наук

г. Москва, 2024

БУКВО-ЦИФРО-ХРОНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД И СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОД ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье предлагается букво-цифро-хроно-логический диалектический метод с выявлением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.