Кроме того, преподавание краеведения помогает формировать ценностные ориентации, связанные с пониманием и тактичным отношением к разнообразию культур и истории региона, а также к различным народам, проживающим на его территории. Это важный аспект в современном обществе, где многонациональность и многоязычие являются нормой.
Таким образом, преподавание краеведения в начальной школе играет важную роль в формировании патриотического сознания учащихся, их уважения к своей малой родине и культуре своего народа. Это помогает ребенку почувствовать себя частью общества и развить гордость за свою страну и регион.
Это передано нам в наследство. Уважительное отношение к своей родине, к своей земле - это проявление патриотизма.
Патриотизм - это любовь и преданность своей стране, своему народу. Это осознание того, что мы являемся частью большой истории, культуры и традиций. Именно наша земля, наша родина, дала нам крышу над головой, питание, образование и возможность развиваться.
Уважительное отношение к своей родине означает уважение и заботу о том, что есть в ней. Это умение сохранять природу, заботиться о окружающей среде, о том, чтобы наше гнездо оставалось чистым и ухоженным. Это также участие во всех аспектах жизни своей страны - политической, социальной, экономической.
Но патриотизм не ограничивается только уважением и заботой о своей земле. Это также уважение и терпимость к другим народам и культурам. Это понимание того, что мир состоит из разных народов, и каждый из них имеет право на свою идентичность и культуру.
Наша земля, Хакасия, богата историей, природными богатствами, талантливыми и уникальными людьми. Именно поэтому важно сохранять и передавать следующим поколениям все, что нам дало это место.
Таким образом, уважительное отношение и патриотизм начинаются со своего гнезда, с любви к своей родине и заботы о ней. Это основа для развития и процветания нашей страны и нашего народа.
© Романова Т.Ю., 2024
УДК 37
Тохтаев Б.М., Шакулиева Дж.А.,
Преподаватели
Туркменского государственного университета имени Махтумкули,
Ашхабад, Туркменистан
КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА ОМАРА ХАЙЯМА Аннотация
В распоряжении Омара Хайяма была самая передовая обсерватория того времени, где он, по поручению Мялик шаха, должен быль составить новый календарь. В XI население Ирана и Средней Азии использовало две системы летоисчисления: солнечный календарь зороастрийцев и арабский календарь (хиджра) не были точными.
Ключевые слова:
Омара Хайям, Средней Азия, арабский календарь.
Togtayev B. M., Shakuliyeva J. A.,
Teachers of Magtymguly Turkmen State University,
Ashgabat, Turkmenistan
CALENDAR REFORM OF OMAR HAYYAM Annotation
Omar Hayyam had at his disposal the most advanced observatory of that time, where he, on behalf of Malik Shah, was supposed to compile a new calendar. In XI, the population of Iran and Central Asia used two chronology systems: the solar calendar of the Zoroastrians and the Arabic calendar (Hijri) were not accurate.
Keywords:
Omar Hayyam, Central Asia, Arabic calendar.
Путь на научном поприще Омара Хайяма - известного учёного Востока, начался во дворце бухарского шаха (1068 - 1079 гг.). В 1074 году правитель Сельджукского государства Мялик шах пригласил его заведовать обсерваторией в Исфахане (1072-1092 гг.). Об этом Ибн Есир писал: «На возведение султанской обсерватории были затрачены огромные средства. В тот год Мялик шах вместе с Низами аль-Мульком (1018-1092 гг.) пригласил в обсерваторию Омара Хайяма и с ним именитых астрономов тех лет -Абдуля Музаффара аль-Исфазари, Маймуна ибн Наджиба аль-Васити».[1] В распоряжении Омара Хайяма была самая передовая обсерватория того времени, где он, по поручению Мялик шаха, должен быль составить новый календарь. В XI население Ирана и Средней Азии использовало две системы летоисчисления: солнечный календарь зороастрийцев и арабский календарь (хиджра) не были точными. Во владениях сельджуков использовался солнечный календарь - наследие огнепоклонников, основу которого составляло вращение Земли вокруг Солнца, тем самым, год был равен 365 дням, 5 часам и 48 секундам. Основу летоисчисления по лунному календарю (хиджра) составляло вращение Луны вокруг Земли, таким образом, год делился на 12 месяцев и был равен 354 дням, 8 часам 48 минутам и 36 секундам. В странах Востока использовалась система летоисчисления доисламского периода: иудейская и китайская. Она представляла собой 24-летний цикл, в которой к каждому году добавлялся 13 месяц, и в среднем получалось, что каждый год был равен 365 дням. Что касается календаря на Арабском полуострове, то с 631 года пророк Мухаммед запрещает вносить какие-либо добавки солнечного летоисчисления, наказывая использовать лишь лунную хиджру, первый год которой начинается с 16 июля 622 года - даты переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По сравнению с солнечным календарём она короче на 10 дней и состоит из 354 дней, а високосный год - из 355 дней. На территории Средней Азии использовался солнечный календарь, основанный зороастрийцами, первый день которого приходился на Новруз - весеннее равноденствие. В календаре, использовавшемся в странах Среднего Востока, первые 6 месяцев состояли из 31 дня, следующие 5 месяцев - из 30 дней, а последние месяцы -из 29 или 30 дней. С распространением исламской религии в странах Среднего Востока государственной системой летоисчисления стала лунная хиджра, но в обиходе использовался солнечный календарь, которым также пользовались земледельцы: на практике лунная хиджра была неудобной для ведения земледелия, так как была короче солнечного календаря на 10 дней. Таким образом, на государственном уровне была одна система летоисчисления, а де-факто - другая. Названия месяцев солнечного календаря восходили к мёртвому среднеперсидскому языку - пехлеви, и несли в себе определённую семантику. Согласно заметкам известного астронома и математика Востока Насера ад-Дин Абу Джафар Мухаммета ибн Мухаммет Туси: «Летоисчисление нового времени начинался с имени великого правителя сельджуков Мялик шаха (1072-1092 гг.)».[2] Начало нового календаря связано с созвездием Овна и приходилось на весну. В исфаханской обсерватории под руководством Омара Хайяма была составлена «Астрономическая таблица Мялик Шаха», согласно которой начало не фигурирующих в ней созвездий датируется 1079
годом. В неё же вошли 100 ярких звёзд. Использование на практике этого календаря описано в исторических хрониках XII века, одна из которых сегодня хранится в библиотеке Парижа. Об использовании этого календаря упоминается в работах Насера Мухаммета Туси. В трактате, написанном в соавторстве с астрономами Самарканда, он пишет: «Первый день этого календаря начинается с 468 года по хиджре, а именно с месяца Шааба (Рамадан)».[3] Названия месяцев в составленном Омар Хайямом календаре были похожи на те, которые были в солнечном календаре, однако этимология их восходила не к пехлеви, а к древнеперсидскому языку.[4] По этому календарю каждый месяц состоял из 30 дней, а к последнему месяцу (Исфандармуз) добавлялись 5 дней, и в этом было его отличие. Это явление повторялось 7-8 раз через каждые 4 года, а через каждые 5 лет продолжительность года была равна 366 дням. Это схоже с високосным годом в современном календаре, когда через каждые 4 года наступает 29 февраля. Если сравнить календарь Омара Хайяма с современной системой летоисчисления, то за 400 лет бывает 99 високосных лет, а средняя продолжительность года равняется 365,2425 суткам.[5] Эта величина меньше точного календаря на 0,003 суток в год и, следовательно, даёт ошибку в одни сутки за 3333 лет. Список использованной литературы:
1. Б.А Розенфелдь, А.П.Юшкевич. Омар Хайям. - М: Наука 1965.
2. Б.А Розенфелдь, А.П.Юшкевич. Омар Хайям. - М: Наука 1965.
3. Селешников С.И. История календаря и хронология. - М, 1972.
4. Gündogdyyew Ö. Nowruznama. -A§gabat, 2013.
5. Togtayew B. Omar Hayyamyn döredijilikli yoly. // Ya§laryn ylmy we tehnikasy, 2019, №1, 80-83 sah.
© Тохтаев Б.М., Шакулиева Дж. А., 2024
УДК 376
Шамрова О.В.
МБУ ДО «ЦППМиСП» г. Алексин.
ВЫЯВЛЕНИЕ, ДИАГНОСТИКА И РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Термин «аутизм»(от греческого autos - "сам") в 1912 г. ввел швейцарский психиатр Э. Блейлер.
Аутизм - симптом и форма психических заболеваний, при которых мышление человека и его аффективная сфера регулируются преимущественно внутренними эмоциональными потребностями и мало зависят от реальной действительности.
Расстройство аутистического спектра отсутствие потребности в общении.
Актуальность: аутизм - явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире (Никольская)
Отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой (К.С. Лебединская)
Список признаков, которые могут свидетельствовать о риске наличия или развития у ребенка раннего возраста с РАС, данный список получил название «Красные флажки»
• Не реагирует или редко реагирует на имя;
• Постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит;
• Не улыбается или редко улыбается другим людям;
• Не использует указательный жест или другие жесты к 12 мес;