УДК 34
Шатрашанова А.А.
студентка 2 курса магистратуры кафедры трудового права Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)
НОВОВВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация: статья посвящена теме актуальных изменений в сфере охраны труда, и, в частности, порядка и процедуры расследования несчастных случаев на производстве. Проанализированы положения нормативно-правового законодательства по вопросам расследования несчастных случаев на производстве в сравнении с прежними положениями. Сделан вывод об острой необходимости соблюдения всех требований охраны труда на производстве в целях избежания несчастных случаев.
Ключевые слова: охрана труда, несчастный случай, производство, порядок расследования, нововведения в законодательстве.
После начала активного внесения изменений в положения законодательства об охране труда, в 2022 г. вступило в силу новое положение о расследовании несчастных случаев на производстве, утвержденное приказом Минтруда от 20.04.2022 № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» (далее -Положение № 223н) [2]. Стоит отметить, что так глобально прежнее положение не менялось на протяжении двадцати лет.
Указанное Положение № 223н, наряду со ст. ст. 227-231 Трудового кодекса РФ [1], регулирует процесс расследования несчастного случая на производстве. Однако хотелось бы подчеркнуть, что основным регулирующим
документом при несчастных случаях на производстве выступает именно Трудовой кодекс РФ, определяющий не только процедуру расследования события, но порядок возмещения вреда и гарантии, которые предоставляются пострадавшему работнику.
В соответствии с абзацем 18 части 3 статьи 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан провести «расследование и учет несчастных случаев на производстве.. .в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [1].
В целях исполнения указанного положения, еще в 2002 г. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» было введено Положение, регламентирующее порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве [3]. И потому новое Положение № 223н уже представляет собой действительно риск-ориентированный документ, включающий в себя целый ряд нововведений. Рассмотрим некоторых из них:
1. Был изменен состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве. Ранее требования для объектов электроэнергетики и теплоснабжения, а также для находящихся на борту воздушного судна и дистанционных работников отсутствовали. Отныне же согласно п. 10 Положения № 223н, при возникновении групповых несчастных случаев (тяжелых и с летальным исходом) комиссия по расследованию несчастных случаев должна иметь определенный состав уполномоченных лиц на объектах:
1) электроэнергетики и теплоснабжения,
2) использования атомной энергии,
3) железнодорожного транспорта,
4) имеющих особый режим охраны,
5) дипломатических представительств и консульств.
Кроме того, необходимо также иметь определенный состав уполномоченных лиц, если данные несчастные случаи произошли:
1) на находящихся в полете воздушных судах,
2) с гражданами, привлекаемыми к мероприятиям по ликвидации последствий катастроф и других чрезвычайных ситуаций природного характера,
3) с дистанционными работниками.
Стоит отметить, что указанное требование в законодательство вводится впервые.
2. Уважительные причины замены членов комиссии по расследованию несчастных случаев также ранее не были прописаны в нормативных правовых актах. Отныне согласно п. 23 Положения № 223н, член комиссии или ее председатель подлежат замене при:
• наличии уважительной причины от участия в работе комиссии,
• невозможности исполнять свои обязанности по причине болезни (иного повреждения здоровья) либо смерти,
• по причине увольнения (освобождения от занимаемой должности).
Данное изменение обязательно документируется и прикладываются к
материалам расследования, а в течение 24 часов вносятся изменения в приказ (распоряжение) о комиссии по расследованию несчастных случаев.
3. Если о несчастном случае сообщили не в установленные сроки. Ранее прежнее положение Минтруда не содержало уточнений о сроке несообщения о несчастном случае (в течение 24 часов после возникновения либо после возникновения нетрудоспособности). Теперь же согласно п. 24 Положения № 223н, при возникших несчастных случаях, когда нетрудоспособность работника возникла позже, или если в течение 24 часов информация о несчастном случае не была доведена до компетентных органов, то несчастный случай расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица.
4. Экспертные результаты также ранее не содержались в числе обязательных требований, так как речь шла только о проведении
дополнительных экспертиз. Согласно п. 27 Положения № 223н, по требованию комиссии в зависимости от характера и обстоятельств случившегося несчастного случая, в материалы расследования несчастного случая включается экспертное заключение для установления причин смерти. К примеру, должно быть установлено, находился ли работник в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Стоит также отметить, что данные заключения оплачивает работодатель за счет собственных средств.
Таким образом, рассмотрев нововведения, во многом ужесточившие требования к расследованию несчастных случаев на производстве, можно сделать вывод о том, что в любом случае каждому производству и организации следует усилить контроль за соблюдением техники безопасности и охраны труда, ведь всегда лучше не доводить работу специалиста по охране труда до расследования несчастного случая. Однако этим непростым действиям будет служить обновленный нормативный акт - Положение №223н, оптимизированное под реалии окружающей нас действительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3;
2. Приказ Минтруда России от 20.04.2022 № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 № 68673) //Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.06.2022;
3. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях
расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002 № 3999) // Российская газета. № 237. 2002. (Утратило силу)
Shatrashanova A.A.
Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)
INNOVATIONS IN THE FIELD OF INVESTIGATION OF ACCIDENTS AT PRODUCTION
Abstract: the article is devoted to the topic of current changes in the field of labor protection, and, in particular, the order and procedure for investigating industrial accidents. The provisions of the regulatory legislation on the investigation of industrial accidents are analyzed in comparison with previous provisions. It is concluded that there is an urgent need to comply with all labor protection requirements in production in order to avoid accidents.
Keywords: labor protection, industrial accident, investigation procedure, innovations in legislation.