Краткие сообщения
Вестник ДВО РАН. 2005. № 2
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
Новостная журналистика периода демократического транзита: методы подачи
Сегодня уже неоспоримо то обстоятельство, что грядет эпоха «медио-кратии» - власти СМИ. Эта власть способна не только отражать и интерпретировать действительность, но и конструировать ее по своим видам и усмотрениям. Исследователи в оценках растущего влияния СМИ крайне противоречивы. Одни видят в нем ростки нового, другие констатируют разрушающее воздействие масс-медиа на культуру и общество. Но ситуация такова, что мы можем утверждать: масс-медийные каналы - составная часть политического процесса наряду с такими направлениями, как мировая политическая идеология, политическая культура, политическая психология. Идет формирование политической журналистики с функциями информирования, образования и социализации, критики и контроля, артикуляции и интеграции, мобилизации и т. д. Модель новой журналистики можно рассматривать как кубическую форму, каждая из шести граней которой имеет свое название: политический процесс; масс-медиа; проблематика; новостные масс-медиа; событийные аналитические масс-медиа; методы, способы подачи (упаковка информационного продукта).
До 1990-х годов пресса была представлена «подвалами», «стояками», «чердаками», а проблематика ограничивалась одиннадцатью направлениями: общеэкономическая и промышленная тема, сельскохозяйственная пропаганда, партийная жизнь, пропаганда марксистско-ленинской теории, вопросы советского строительства, освещение вопросов науки и техники, проблемы образования и педагогики, литература и искусство, культура и быт, военно-патриотическая тематика, международная жизнь.
В журналистике переходного, транзитного, периода определились иные формы отбора и подачи материалов, более разнообразными стали источники получения информации. На первый план вышла фигура информатора (стрингера). В каждой газете появились свои, оригинальные формы и методы подачи материалов, журналисты стали более внимательно относиться к инструментарию личного контакта в журналистском общении.
Транзитный период привнес коренные изменения и в новостную журналистику. Помимо проблем скорости, темпа, появилась проблема источника информации. Как утверждает С.Пархоменко, традиционно в журналистике «основным источни-
ВАСИЛЬЕВА Людмила Алексеевна - кандидат исторических наук (Дальневосточный государственный университет, Институт международного туризма и гостеприимства, Владивосток).
ком был мозг автора. В редких случаях существовала такая симуляция источника, как “письмо читателя”, информация ТАСС или что-нибудь подобное. Общее представление о жизни и вообще жизнь не являются источником. Источник имеет имя, источник имеет занимаемый пост и положение или иную позицию относительно описываемого вопроса. Он - участник события, свидетель или человек, анализирующий событие, располагающий какой-то информацией, дополнительной или специальной по этому поводу... Источник - понятие конкретное» [3, с. 386].
За последнее десятилетие в новостной журналистике сложились иные формы и методы работы. В новом качестве выступает такой исторически сложившийся метод подачи материалов, как «испытано на себе», появились новые - «эвент экшн», «инфотейнмент» «бильдизация», «финишинг», в журналистский обиход вошли определения - «хедлайн», «слоеный пирог», «опрокинутая воронка», «мелодия события», «накат вопросов», «жесткая новость», «мягкая новость», «диатриба», «со-коллоквиум», акции типа «птичку жалко» и др.
Журналистика по-новому взглянула на метод «испытано на себе». Именно он помогает сочетать в газете отражение многогранности будничной жизни и аналитичности в ее показе, требует от журналиста не только высокой мобильности и умения в интересах читателя и газеты искать и находить нужные ей связи, но одновременно и качества социального аналитика. Это позволяло осмысливать истоки негативных явлений жизни, которые затрагивали интересы многих людей.
Желание найти болевые точки, испытать на себе все, что рождает соприкосновение с ними, - важнейшие черты реальной демократичности нашей прессы, гражданской зрелости ее представителей. Именно такая позиция журналистов обеспечивает использование ими активных методов сбора достоверной информации методом «испытано на себе» не как игру в оригинальность, а в качестве гарантов объективного и глубокого познания действительности [2].
Журналисты, меняющие профессии, специально изнутри познающие их реалии, сами становятся качественно новыми носителями информации. Это само по себе уже является могучим противодействием банальности и стереотипам. Кроме того, современное использование этого метода дает возможность удовлетворять потребности читателя в комментировании фактов и событий, в возможности показа всего того, что служит причиной данного события, раскрывает его источники, внутренние закономерности, последствия.
Материал любого объема в современной журналистике требует по-настоящему творческой работы, поиска формы, шлифовки содержания. Один из таких методов - «инфотейнмент» - разыгрывание новости. Главный редактор «Комсомольской правды» В.Сунгоркин дает следующее определение этого метода: «"Инфотейнмент”, в частности, симбиоз двух слов - “информейшен” и “интертейнмент” -информация, развлечение. Означает этот термин борьбу за продажу: прием нацелен на то, чтобы газету купили. Почему английские слова? Да потому, что они лучше передают смысл того, что нами делается» [1, с. 8].
Другой метод подачи - «финишинг»: «это публикация плюс реакция на нее -вторая, третья, пятая, а потом мы чем-то этот “сериал” завершаем, “финишируем”» [1, с. 8].
«Финишинг» - абсолютно новое, перспективное направление, явление в новостной журналистике. Прародителями «финишинга» можно назвать рубрику советской печати «Возвращаясь к напечатанному». Но в ней, как правило, сообщалось о мерах, принятых по тому или иному выступлению газеты вышестоящими организациями (наказаны, сняты, восстановлены и т. д.). «Финишинг» - это жур-
налистский прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии. Если «инфотейнмент» делает новость выпуклой, расширяет ее информационно-новостные границы, то «финишинг» дает возможность углубления ситуации.
«Эвент экшн» (спровоцированное событие) - эта форма организации и подачи новостей достаточно активно используется журналистами и требует довольно тщательной проработки и подготовки. Рассмотрим данную форму организации новости на конкретном примере. 29 сентября 2001 г. в «Комсомолке» появилось несколько настораживающее объявление. Российско-американский добровольческий центр предлагал работу для настоящих мужчин в жарких странах с оплатой в твердой валюте. В номере газеты от 2 октября Мусульманское общество приглашало желающих поизучать в экстремальных условиях Священную книгу Коран. Оплата - та же. Достаточно проницательные читатели догадались, что началась вербовка наемников. Но ни Российско-американского центра, ни Мусульманского общества никогда не существовало: объявления были журналистской провокацией. Желающих рискнуть жизнью оказалось так много, что телефоны приходилось заряжать по нескольку раз на день. Буквально трех суток «Комсомолке» хватило, чтобы «сформировать» пару вполне обеспеченных рот.
Но еще большей неожиданностью стали звонки в российско-американский добровольческий центр и в Мусульманское общество. За зарплату от 1,5 тыс. до 15 тыс. долл. за Америку готовы были воевать 186 добровольцев, за талибов - 132. Провоцированное событие требует особого такта, чутья. В исследуемом примере событие было раскручено достаточно профессионально и многосторонне.
Новые приемы подачи, используемые новостной журналистикой, требуют внимательного и грамотного их использования. Так, эмоции могут сделать событие лишь правдоподобным. «Ослиные уши» лжи, замалчивание фактов, их подтасовка, тенденциозная интерпретация выдадут себя. Блестящий пример, который, думается, на годы войдет в теорию и практику российской журналистики, - освещение центральными каналами ОРТ, РТР, НТВ и оппозиционными губернатору Е.На-здратенко каналами зимних событий 2001 г. в Приморском крае. Информационная картина, которая давалась центральными каналами, полностью соответствовала действительности. Реакция правительства на них была достаточно оперативной: в городах Приморского края, погибающих от морозов, было введено ЧП.
Таким образом, время сформировало новые формы и методы подачи в новостной журналистике, характеризующейся высокой степенью информационной насыщенности. Все это стало возможным при условии прямого доступа к информации. В последнее десятилетие сформировалось и другое направление в журналистике -«отрицательная новость». По мнению его сторонников, новость необходимо подавать только со знаком минус, так как отрицание и негативная оценка несут в себе истинный демократический оттенок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева Л.А. Делаем новости. М.: Аспект пресс, 2002. 190 с.
2. Васильева Л.А., Чернолуцкий В.Н. Журналист меняет профессию. Хрестоматия. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. 130 с.
3. Пархоменко С. Журналистика прошлого и настоящего - две разные вещи // Пресса в обществе (1959-2000). М.: Изд-во Моск. шк. полит. исслед., 2000. 610 с.