вопросы экспертизы
Ч5КВ19
Некоторые вопросы экспертизы временной утраты трудоспособности
С. С. Меметов, д.м.н, зам. начальника госпиталя по клинико-экспертнойработе; Л. Ю. Балека, зам. начальника госпиталя по организационно-методической работе; В. Н. Петрова; ГБУ РО «Госпиталь для ветеранов войн», г. Ростов-на-Дону
Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установление причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.
На сегодняшний день в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» существуют следующие виды медицинских экспертиз:
• экспертиза временной нетрудоспособности;
• медико-социальная экспертиза;
• военно-врачебная экспертиза;
• судебно-медицинская и судебно-психиатрическая
экспертиза;
• экспертиза профессиональной пригодности
и экспертиза связи заболевания с профессией;
• экспертиза качества медицинской помощи.
Наиболее распространенным видом медицинской
экспертизы является экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника на другую работу, а также принятие решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.
Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно. Продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно) осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Сроки длительности временной нетрудоспособности напрямую зависят от прогноза течения заболевания. В соответствии с п. 4 ст. 59 Закона при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях
оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состояниях после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, вопросы длительности сроков временной нетрудоспособности входят в компетенцию врачебной комиссии медицинской организации.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях. Дальнейшее развитие деятельности врачебной комиссии отражено в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5.05.2011 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации». В соответствии с вышеуказанными нормативными актами врачебная комиссия наряду с другими вопросами решает вопросы определения трудоспособности граждан, продления листков нетрудоспособности и принятия решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу.
Таким образом, вопросы сроков временной нетрудоспособности и направления пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации — это исключительная компетенция врачебной комиссии медицинской организации.
Кроме того, необходимо отметить, что в состав врачебной комиссии включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа наиболее опытных работников медицинской организации. Важным условием также является необходимость наличия лицензии не только на тот или иной вид медицинской деятельности, но и по экспертизе временной нетрудоспособности.
Что касается медико-социальной экспертизы, то в соответствии со ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными
www.akvarel2002.ru
№2 (33) • 2013
вопросы экспертизы
учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Понятие социальной защиты определено ст. 2 гл. I Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Порядок же организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы определен Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 №310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», в соответствии с которым основными задачами их являются:
• установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определение потребности освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
• изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности
и структуры инвалидности.
Как видно из задач, стоящих перед службой МСЭ, в их обязанности абсолютно не входят функции по контролю за деятельностью врачебных комиссий медицинских организаций, контролю сроков временной нетрудоспособности и сроков оформления направления на медико-социальную экспертизу, качества оформления направления на медико-социальную экспертизу. Все эти вопросы, как уже было сказано выше, являются исключительной компетенцией врачебной комиссии медицинской организации. Поэтому попытки некоторых специалистов бюро МСЭ «делать замечания» или не принимать к исполнению направления на медико-социальную экспертизу, утвержденные врачебной комиссией, являются по меньшей мере не корректными и не имеют под собой юридической базы.
В соответствии с п. 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Следовательно, при наличии вышеуказанных документов специалисты бюро МСЭ не имеют права отказать гражданину в освидетельствовании. А в случае, если они считают, что в направлении на медико-социальную экспертизу недостаточно информации, необходимой для вынесения экспертного решения, то в соответствии с п. 31 вышеуказанного Постановления они обязаны составить программу дополнительного обследования, которая должна быть доведена до осви-детельствуемого лица и утверждена руководителем
соответствующего бюро. Кроме того следует отметить, что в соответствии с п. 33 того же Постановления, гражданин имеет право отказаться от программы дополнительного обследования, и в этом случае специалисты бюро обязаны провести освидетельствование по имеющимся документам, сделав соответствующую запись в акте освидетельствования.
Но самым существенным недостатком, на наш взгляд, является нелицензированная деятельность медико-социальной экспертизы, что не позволяет специалистам, работающим в службе, осуществлять какие-либо медицинские обследования, устанавливать или изменять диагнозы заболеваний. Диагноз, установленный врачами медицинской организации, имеющей лицензию на тот или иной вид медицинской деятельности, не может быть отвергнут или изменен специалистами бюро МСЭ.
Более того, наметившаяся тенденция (в связи с вступлением в силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 №310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы») к снижению количества специалистов, входящих в состав бюро, предполагающая в итоге наличие в составе бюро одного врача по медико-социальной экспертизе, сводит практически на нет решение каких-либо медицинских вопросов, в том числе сроков временной утраты трудоспособности.
Тогда как в состав врачебных комиссий медицинской организации входит, как правило, не менее 5—6 ведущих врачей — специалистов различного профиля медицинской организации, имеющих высшие квалификационные категории, соответствующие сертификаты специалистов, ученые степени и лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности.
Выводы
1. Принятие решения о сроке и времени направления больного на медико-социальную экспертизу — исключительная компетенция врачебной комиссии медицинской организации.
2. Порядок оформления направления на медико-социальную экспертизу определяет врачебная комиссия медицинской организации, в том числе — по объему входящей в него информации. Именно медицинская организация несет ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. В случае если специалисты бюро МСЭ считают, что имеющаяся в направлении информация недостаточна для вынесения экспертного решения, они обязаны составить программу дополнительного обследования пациента.
4. При наличии у пациента направления на медико-социальную экспертизу и заявления специалисты бюро МСЭ обязаны провести ему освидетельствование.
5. Никаких контрольных и надзорных функций у службы медико-социальной экспертизы по отношению к медицинским организациям нет и быть не может.
6. Медицинские организации осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с лицензией на соответствующий вид деятельности.
ж
№2 (33) • 2013
www.akvarel2002.ru