Научная статья на тему 'Новое учебное пособие по регионалистике (Манаков А. Г. Основы культурно-географической регионалистики: учебное пособие для вузов. Псков: Изд-во ПГПУ, 2006. 188 с. )'

Новое учебное пособие по регионалистике (Манаков А. Г. Основы культурно-географической регионалистики: учебное пособие для вузов. Псков: Изд-во ПГПУ, 2006. 188 с. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немцева Татьяна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое учебное пособие по регионалистике (Манаков А. Г. Основы культурно-географической регионалистики: учебное пособие для вузов. Псков: Изд-во ПГПУ, 2006. 188 с. )»

РЕЦЕНЗИИ

НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕГИОНАЛИСТИКЕ

(Манаков А. Г. Основы культурно-географическойрегионалистики: Учебное пособие для вузов. - Псков: Изд-во ПГПУ, 2006. - 188 с.)

Выделение в структуре географии нового направления - культурной географии - связано, прежде всего, с процессами гуманизации нашего общества. Данный процесс затронул и отечественную науку, в том числе географию. В географической науке гуманизация происходит изнутри науки и связана с появлением в последние два десятилетия таких новых направлений, как общественная география, география человека, гуманитарная география и др.

Культурная география в нашей стране находится в стадии становления и первостепенной задачей является определение ее теоретических основ. Последователей культурной географии не слишком много (Ю. А. Веденин, Д. Н. Замятин, О. А. Лавренова, Р. Ф. Туровский и др.), но число интересных работ становится с каждым годом все больше. Среди активных приверженцев культурной географии необходимо назвать А. Г Манакова с его работами: «Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия» (2002 г.), «На стыке цивилизаций: этнокультурная география Запада России и стран Балтии» (2004 г.), «Основы культурно-географической регионалистики» (2006 г.).

Книга А. Г. Манакова «Основы культур -но-географической регионалистики» рекомен-

дована Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов.

В данном пособии автор четко показывает место культурно-географической регио-налистики в системе наук и определяет ее как область научного и образовательного знания, представляющую собой районное (региональное) направление культурной географии.

В работе рассматривается, как в культур -ной географии, используя разные подходы и представления о структуре мирового культурного пространства, ученые пришли и к разным схемам территориальной дифференциации мировой культуры: культурные миры (цивилизации), социокультурные системы, геоис-торические регионы мира, геоэтнокультурные системы, культурные ландшафты, геокультур-ное пространство.

Характеристика существующих в науке подходов к структуризации культурной географии позволила автору не только выделить главные направления культурно-географической регионалистики (этнолингвистическая, историко-культурная, культурно-ландшафтная, политико-культурная и социально-культурная регионалистика), но и разработать теоретические основы культурно-географического районирования, которые представлены в

1 64

характеристике классификаций культурных районов, их границ, разнообразия видов и признаков районирования.

Огромным достоинством работы А. Г. Манакова является то, что в ней автор помимо глубокого и тщательного анализа научной литературы по данной проблеме оперирует результатами проведенных собственных исследований в Северо-Западном регионе и Псковской области.

Таким образом, культурно-географическая регионалистика, используя системный подход к характеристике территории, позволяет создать синтетический образ страны, района, места. А это, в свою очередь, дает возможность применять идеи культурной географии в образовании в форме культурологичес-

кого подхода как методологической ориентации в деятельности педагогов. В соответствии с выделенными в культурной географии А. Г Манаковым отраслями (субдисциплинами) может быть разработана модель изучения своего региона - геокультурная характеристика территории, которая позволяет не только сделать описание определенных культурных характеристик и их расположения в пространственном аспекте, но и привлекать обширный материал из смежных дисциплин (культурологии, этнологии, истории, экономики, экологии и др.). Поэтому геокультурная характеристика территории позволяет сделать описание региона комплексным и многоплановым.

Т. И. Немцева, г. Псков

ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

(Немцева Т. И. Личностно-ориентированный подход при изучении географии родного края (на примере Псковской области): Учебно-методическое пособие. - Псков: Изд-во ПГПУ, 2006. - 216 с.)

Новые цели, поставленные перед общеобразовательными учреждениями нашей страны, требуют изменения содержания и методики изучения каждого учебного предмета, в том числе и географии. Ученые и практики все более осознают необходимость перехода от традиционного, нормативного обучения, заданного в содержании, организации учебной деятельности, к обучению личностно-ориентированному. В этом плане все более актуализируются проблемы методологии и технологии моделирования регионального курса географии и методики его изучения.

Курс географии родного края имеет огромное значение в развитии личности ученика. Еще более усиливаются его возможности, если родной край изучается не как раздел курса географии страны, а как комплексный, самостоятельный региональный курс. Цели изу-

чения географии своего региона реализуются в формировании таких важнейших качеств личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде, осознанный выбор будущей профессии.

В пособии, подготовленном Т. И. Немцевой, систематизированы уже накопленные сведения о личностно-ориентированном подходе и предпринята попытка расширить границы его использования, чтобы научные и практические работники смогли сформировать более ясные и детальные представления о сущности и структуре данного подхода, о возможностях и условиях его применения в педагогической деятельности.

Основное внимание в работе уделяется характеристике основных положений личностно-ориентированного образования, лично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.