Научная статья на тему 'Геокультурная характеристика территории как инвариантное ядро регионального компонета образования'

Геокультурная характеристика территории как инвариантное ядро регионального компонета образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
962
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геокультурная характеристика территории как инвариантное ядро регионального компонета образования»

ОБРАЗОВАНИЕ

Т. И. НЕМЦЕВА

ГЕОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ КАК ИНВАРИАНТНОЕ ЯДРО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕТА

ОБРАЗОВАНИЯ

Анализируя теоретический и практический опыт проектирования национальнорегионального компонента (НРК) общего образования можно отметить, что разработчики региональных концепций предлагают вариативные подходы к определению параметров "национального и регионального своеобразия культуры", которые, в свою очередь, актуализируют те или иные цели и содержание школьного образования в их региональном аспекте [25].

В Дальневосточном регионе (Хабаровский край) при проектировании содержания НРК гуманитарного образования использован геополитический подход, а в качестве модели изучения особенностей данного субъекта используется ценностный анализ геополитического положения региона [26].

В основу проекта НРК ГОС содержания геоэкологического образования в Республике Саха (Якутия) положена система геоэкологическое краеведения, которая формируется на основе трех подходов к исследованию территории: географического, экологического и краеведческого. Фундамент данной системы составляет Большой геоэкологический практи-

кум (БГЭП), инвариантным ядром которого и всей педагогической системы является геоэко -логическая характеристика территории [14].

Разработчики НРК ГОС Свердловской области связывают образовательную практику XXI в. с культурологической парадигмой, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направленные на свободное развитие личности [13].

В основу разработки проекта НРК ГОС и регионального курса географии Псковской области нами положена система регионального географического образования, которая формируется на основе трех подходов: компетен-тностного, личностно-ориентированного и культурологического.

Образовательную практику XXI в. многие ученые и общественные деятели связывают с культурологической парадигмой, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направленные не на формирование личности, а на ее творческое развитие. Культурорлогическая парадигма вместо жесткого, целенаправленного руководства развитием личности в первую очередь в когнитивном плане вводит новые смыслы в сущность

воспитания и образования. В данном контексте воспитание понимается как создание условий, стимулирующих развитие каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, в соответствии с этим образование рассматривается как процесс освоения (присвоения) культуры. Реализация такого подхода выдвигает в качестве цели образовательного процесса развитие, движение к умственной, духовной зрелости личности, последовательное наращивание кругозора и, таким образом, получение просвещенной, нравственно развитой личности, которая на практике отражает переориентацию "знаниецентристской" системы образования в "культуросообразную".

Основываясь на этих положениях, образование можно рассматривать как часть культуры. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. А это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Компонентами культурологического подхода в личностно-ориентированном образовании выступают:

- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному вывести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

- отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного самоопределения;

- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, осуществляется воспитание человека культуры.

По отношению к ученику культурологическое личностно-ориентированное образование выполняет следующие функции:

- помогает обрести ценности и смысл жизни;

- осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности;

- поддерживает его индивидуальность и творческую способность [7].

Проникновение культурологического подхода в систему школьного образования вызывает необходимость разработки ее социокультурной составляющей, которая, проникая во все элементы методической системы обучения, трансформирует ее цели, содержание, принципы, методы и пр. При этом нельзя считать, что культурологическое знание должно полностью вытеснить или подменить научное (теоретическое) знание. Речь идет лишь о необходимости усиления культурологической составляющей в структуре конкретного учебного предмета, о необходимости разумного сочетания научно-теоретического и культурологического знания в содержании географического образования. Сбалансированное соотношение двух основных составляющих в содержании учебного предмета позволит выправить его традиционный крен в сторону информационной рациональности. Культурологическая составляющая будет стимулировать развитие ценностной, творческой, коммуникативно-деятельностной сфер жизнедеятельности ребенка, которые в реальном процессе обучения развиваются учителем стихийно или вовсе игнорируются.

Наибольшими возможностями для культурологического образования располагает география и особенно география своего региона, построенная на основе гуманитарного страноведения. Плодотворной в этом отношении является концепция геокультурного пространства. Данная концепция возникла как консолидированное отражение культуры как цели, ценности, процесса и результата в географическом образовании.

Под ” культурой”, как мы отмечали, понимается определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек, который творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Поэтому категория "культура"

обозначает созданную человеком искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения [31].

Принято деление культуры на материальную, духовную и социнормативную.

В материальную культуру включают:

- культуру труда и материального производства;

- культуру быта;

- культуру топоса (жилища, дома, деревни, города);

- культуру отношения к собственному телу и т. д.

Духовная культура включает в себя различные стороны духовной жизни человека и общества, которые находят воплощение в литературе, искусстве, живописи, музыке, науке, профессии, фольклоре и т.д.

Соционормативная культура - это особая сфера культуры, которая охватывает весь спектр поведенческих норм: право, мораль, нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различным ассоциациям. Данное понятие охватывает также всю организацию общества и собственно социальную сферу культуры, т.е. все социальные институты.

Определение сущности понятия "культура" и ее составляющих указывает на пространственное бытие этого социального феномена. Нет сомнения в том, что материальная культура есть результат приспособления человека к окружающей географической среде. Территориальная дифференциация свойств географической среды обусловливает и территориальную дифференциацию материальной культуры.

Для ученых очевидным является и то, что духовная и связанная тесно с нею социо-нормативная культуры формируются под влиянием окружающей среды. Еще ученые Древней Греции (Аристотель, Гиппократ) писали о том, что природные условия оказывают влияние на темперамент людей, на их обычаи и общественное бытие.

Французские философы (Монтескье, Бюффон) стремились вывести "дух законов" общественного развития (в современном понимании соционормативная культура) из природных условий.

Русские ученые-географы конца XIX -начала XX в. (П. П.Семенов-Тян-Шанский, А. И. Воейков, Д. Н. Анучин, В. П. Семенов-Тян-Шанский и др.) указывали на взаимосвязь культуры с территорией, на которой она развивается, с ландшафтом этой территории.

Таким образом, пространственная взаимосвязь культуры как самостоятельного социального феномена с другими элементами географической среды позволяют говорить о существовании геокультурного пространства

Геокультурное пространство является одним из ключевых понятий культурной географии, поэтому уже сейчас существует потребность в создании концепции геокультур-ного пространства.

Геокультурное пространство (ГКП) -структурный компонент географического пространства, сфера и продукт человеческой деятельности, представляющий собой совокупность взаимодействующих геокультур-ных систем, состоящих из геокультурных общностей людей разного порядка и элементов антропогенного (искусственного) происхождения [18, с. 26-27].

Важнейшей характеристикой геокуль-турного пространства является его много-слойность, т.е. ГКП обладает сложной компонентной структурой. ГКП не может рассматриваться в отрыве от такого понятия как геокультурная система. Использование системного подхода при изучении территориальной структуры ГКП создает обширное исследовательское поле.

Геокультурная система - совокупность культурных характеристик, привязанных к определенной местности.

Культурный ландшафт - целостная и территориально локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного действия природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и рутинной жизнеобеспечивающей деятельности людей [4, с. 9].

Культурный ареал (район) - зона территориального распространения определенных локальных культурных типов и характеристик.

Культурный объект - образование на земной поверхности или часть земной поверхности, имеющее то или иное значение для куль-

турной деятельности (созданное в процессе культурной деятельности, имеющее определенную культурную специфику, наделенное определенным культурным смыслом и т. п. ).

Культурная группа - это сообщество людей, объединенных по одному или многим культурным признакам [16, с. 34-35].

Для ГКП как составной части географического пространства характерны следующие свойства: 1) структурность, проявляющаяся в компонентном и территориальном аспектах; 2) системность, являющаяся результатом устойчивых связей между образующими ее элементами, которые придают пространству целостность, комплексность, устойчивость и автономность; 3) динамичность, которая есть результат неразрывной связи пространства и времени; 4) информативность, выражающаяся в том, что каждый структурный элемент ГКП посылает индивиду разнообразную информацию (от природного суб -страта в виде тональности, запахов, звуков; экономика и материальная культура - в виде объектов материальной культуры; духовная культура - в виде художественных образов).

Обязательным элементом геокультурной системы, подчеркивающий ее индивидуальность и уникальность, для культурной географии является топоним. Это способ самоидентификации культурного объекта. Роль их в создании комплексной характеристики региона заключается в том, что:

-изучение топонимов дает информацию об изменениях, произошедших в природе в результате естественных природных явлений и под влиянием деятельности человека;

- в комплексной характеристике территории использование топонимов делает ее более запоминающейся, образной, занимательной;

- топонимы указывают на вид деятельности населения и служат важным средством ознакомления с историей региона и его жителями [23, с. 43-44].

Таким образом, геокультурное пространство (ГКП) - это системное (многослойное) территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных (ПТК), экономических (ТПК), экистических (ЛСР), территориальных общностей людей

(ТОЛ) и др. Материальной основой ГКП является территория, а связующим элементом

- культура в широком понимании, которая включает материальную, духовную и социо-нормативную составляющие.

Основу системы регионального содержания географического образования составляет Большой Краеведческий Практикум, который проводится на всех ступенях обучения в урочное и внеурочное время. Практикум включает систему итоговых практических работ, (5-10 кл.), социокультурный практикум (8-10 кл.) и полевой практикум (5-10 кл.). Практические работы различаются степенью сложности, самостоятельности познавательной деятельности учащихся.

Если основой региональной системы географического образования является Большой краеведческий практикум, то инвариантным ядром практикума и всей педагогической системы становится комплексная геокультурная характеристика территории (ГКХ), состоящая из нескольких модулей. Важнейшей составной частью КГХ является культурно-географическая характеристика территории (рис. 1).

Комплексная геокультурная характеристика территории (региона, района, населенного пункта) позволяет не только сделать описания определенных культурных характеристик в их расположении в пространственном аспекте, а и привлекать обширный материал из смежных дисциплин - географии, истории, экономики, социологии и др. Последнее дает возможность увидеть культуру целостно, не в от -рыве от всего, не как одно из многих "частных направлений человеческой деятельности". Культура с этой точки зрения оказывается вписанной в социально-исторический контекст. Описание территории таким образом становится комплексным и многоплановым. Такое представление согласуется и с рассмотренной нами концепцией геокультурного пространства.

Основные факторы ГКХ территории определены нами в соответствии с выделенными в культурной географии А. Г. Манаковым четырьмя ее отраслями (или субдисциплинами): эколого-культурной, социально-культурной, этнокультурной и хозяйственно-культурной.

Определим предметы исследования формирующихся субдисциплин культурной географии.

Рис. 1. Геокультурная характеристика территории в системе регионального географического

образования

Этнокультурная география изучает процессы и результаты пространственной дифференциации и организации этнокультурных общностей (в частности, компонентов этнической культуры: традиций и норм поведения, образа жизни и бытового уклада, этнических стереотипов и ментальности в целом).

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е. традиций природопользования, существующих в различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в экологической культуре населения.

Социально-культурная география должна изучать процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е. территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности [18, с. 18-19].

К выделенным особенностям комплексной ГКХ нами добавлен еще фактор культур -но-географического положения территории.

В географии обоснованы и используются такие характеристики географического положения территории, как физико-географическое положение (ФГП), экономико-географическое положение (ЭГП), политико-географическое положение (ПГП) и эколого-географи-ческое положение. Считаем, что включение пункта "культурно-географическое положение" к уже выделенным факторам комплексной ГКХ региона сделает характеристику его территории более целостной и многогранной.

Обоснуем и рассмотрим на примере Псковской области каждый из пяти разделов, составляющих комплексную геокультурную характеристику территории региона.

1. Культурно-географическое положение региона (КГП)

Культурно-географическое положение -сложное понятие. Ответ на во-прос о составе КГП территории мы находим у И. М. Маер-гойза, который в интегральном (итоговом) истолковании понятия "экономико-географического положение города" предложил включать три или четыре основных концепта, различающиеся по масштабности явлений: су-пермакро-, макро-, мезо- и микроположение, каждое в отдельности [17].

Составные части культурно-географического положения территории могут быть выделены на основе структурного анализа культурного пространства. Цивилизационная историософия О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского и др. поставила вопрос о делении мира на особые культурные пространства, занимаемые теми или иными цивилизациями.

В этнографических исследованиях, в частности американских, была разработана концепция культурных ареалов или областей, отличающихся своими культурными характеристиками.

В настоящее время наиболее популярным направлением исследования ГКП является этнокультурный подход. В качестве объекта изучения в рамках данного подхода выступают территориальные этнокультурные системы, которые имеют три общепризнанных уровня: метаэтнический или суперэтнический (цивилизационный), этнический и субэтнический.

В основу культурного районирования страны учеными, представляющими направления культурной географии, положены разные признаки: территориальное сочетание ландшафтных комплексов (культурно-ландшафтное районирование); историко-этнографические области (историко-культурное районирование); контактные зоны, расположенные на стыке геосистем (этноконтактные зоны) и др.

Таким образом, мы видим примеры разномасштабного культурно-географического районирования, от глобального до локального.

Основными компонентами культурногеографического положения территории, на наш взгляд, могут быть следующие:

1) супермакроуровень (метамакроуровень) - положение региона по отношению к мировым культурам (цивилизациям);

2) макроуровень - положение по отношению к культурным регионам (поясам, зонам) страны;

3) мезоуровень - положение региона по отношению к культурным ареалам (областям, районам);

4) микроуровень - положение по отношению к историко-культурным центрам страны (других государств).

Охарактеризуем более подробно факторы, определяющие культурно-географическое положение территории.

1) положение региона по отношению к культурным мирам (цивилизациям)

В культурной географии, используя разные подходы, разные представления о структуре мирового культурного пространства, ученые пришли к разным схемам территориальной дифференциации мировой культуры: Н. Я. Данилевский выделял 12 культурно-исто-

рических типов, некоторые из которых уже ушли в историю, в перспективе ученый рассматривал формирование славянского типа [9]; немецкий ученый О. Шпенглер выделил 8 великих культур, некоторые из которых также остались в прошлом, новым центром куль-турогенеза он считал российские земли, предполагая зарождение русско-сибирской культуры [33]: английский историк А. Тойнби рассматривает 21 цивилизацию, в т.ч. и православную в России [29].

Л. Н. Гумилев рассматривал различные суперэтносы как динамичные образования на культурной карте мира - западноевропейский "Христианский мир", византийский, мусульманский, монгольский, русский и другие суперэтносы, каждый из которых или уже завершил свой жизненный цикл, поделенный на определенные этапы, отличающиеся особым состоянием этнической пассионарности [8].

Охарактеризуем культурно-географическое положение Псковской области.

С позиции культурной географии Псковская область является уникальным объектом исследования. Регион граничит сразу с тремя государствами, и политические границы почти в полной мере соответствуют этническим. К тому же, граница с Эстонией и Латвией является культурным рубежом метаэтнического (суперэтнического) уровня, так как отделяет культурные миры, отличающиеся, в первую очередь, преобладающей религиозной принадлежностью населения (Россия - православие, Эстония - лютеранство, восточный край Латвии - Латгалия - католичество), и вследствие этого, господствующими стереотипами поведения и ментальностью в целом (страны Балтии - ментальность западноевропейского типа, Россия и Беларусь - восточноевропейского типа) [15, с. 30-34]. Граница этих двух культурных миров была достаточно устойчивой в течение тысячи лет, соответствуя западному рубежу Псковщины.

2) положение по отношению к культурным регионам (поясам, зонам) России

Вторая важная особенность культурногеографического положения Псковской области - по ее территории проходит сразу две наиболее значимые границы Европейской России, вычленяющие пояс среднерусской культуры (протянувшийся далее на восток - в сторону

Москвы), являющийся переходным между двумя основными культурными зонами России: северорусской и южнорусской. В результате этого северная часть Псковской области попадает в сферу влияния северорусской культуры, а южная часть области - южнорусской культуры. Таким образом, Псковская область, находясь в зоне стыка двух крупных культурных регионов России, имеет переходные черты [20].

3) положение по отношению к культурным ареалам (областям, районам) страны

По мнению ученых, культурные, в т.ч. диалектные, рубежи в значительной степени повторяют административные границы регионов прошлых эпох. Так, по мнению известного археолога В. В. Седова, явно существует преемственность между древнейшими славянскими группировками и выделяемыми в начале XX в. ареалами говоров [24]. На карте диалектного членения русского языка, созданной в 1964 г., в пределах Псковской области выделяются три группы (ареала) говоров: локализованная в средней части области псковская группа говоров относится к западным среднерусским "акающим" говорам, на юге области представлена западная группа южного наречия русского языка, на северо-западе области - гдовская группа и северо-востоке новгородские говоры, относимые к западным среднерусским "окающим" говорам.

Выявленные в ходе исследования культурные границы служат серьезным основанием для делимитации геокультурного пространства Псковской области. На территории области были выделены шесть историко-культурных районов (земель) [18], границы которых вполне сопоставимы с контурами пяти социальнокультурных районов: Гдово-Лужская земля (Северный край), Шелонская земля (Северо-Восточный край), Нижневеликорецкая и Верхне-великорецкая земли (Великорецкий или Центральный район), Великолукская земля и Себеж-ско-Невельское поозерье (Восточный и Южный края) [19, с. 22-23]. Результаты проведенного социологического исследования подтверждают существование заметных культурных различий между населением, проживающим в пределах данных культурных районов.

4) положение по отношению к исто-

рико-культурным центрам страны

Большое влияние на развитие отдельных территорий страны в разные исторические периоды оказывала близость историко-культурных центров, и, в первую очередь, географическая удаленность от Москвы и Центральной России. Действуя как факторы стихийной социализации, эти обстоятельства амбивалентно влияют на образ и ритм жизни, ее разнообразие, информационную и культурную открытость регионального сообщества в целом и его молодого поколения, на консолидацию жителей микрорегионов, на их способность к многоуровневой региональной самоидентификации [27]. Воздействие негативных факторов (расстояние, дороговизна средств сообщения) способствует росту количества детей, не покидавших пределы своей "малой родины" и не ощущающих личностной связи с культурно-историческими центрами страны.

2. Эколого-культурные особенности региона

Природная основа является одним из ключевых признаков выявления геокультур-ных различий (особенно имеющих широтнозональный характер), сразу в ряде слоев ГКП, "завязанных" на природные ландшафты. Но это относится, в первую очередь, к традиционной культуре населения, формировавшейся в доиндустриальную эпоху, когда подавляющее большинство населения России проживало в сельской местности и было "ближе к природе" [18, с. 163].

1) природная основа и культурные ландшафты

В. Н. Калуцков выделяет три основные линии в понимании культурного ландшафта: рационально-управленческую, историкокультурную и экологическую. В соответствии с первой линией культурный ландшафт воспринимается как антропогенный, а оптимальный культурный ландшафт представляется как образец разумного природопользования. Линия гуманитарного, историко-культурного понимания нацеливает на историчность, а значит и на уникальность каждого культурного ландшафта Земли. Экологическая линия понимания культурного ландшафта основана на идее гармонии человека, его деятель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ности и природы [11].

В общей сложности в зарубежной географии сложилось, как минимум, пять подходов к изучению культурного ландшафта: 1) структурно-морфологический; 2) феноменологический (экзистенционалистский); 3) перцепционный; 4) эволюционный; 4) искусствоведческий (Голд Дж., Дегтева О. В., Кабо Р. М., Калуцков В. Н., Фролова М. Ю.).

В конце 1980-х - первой половине 1990х гг. в изучении культурного ландшафта в отечественной географии наметился перелом, связанный с пониманием необходимости включения в структуру культурного ландшафта слоя нематериальной (духовной, идеальной) культуры [2-5, 11].

Культура, по словам Ю. А. Веденина, вступает в контакт с природным ландшафтом самыми разнообразными способами: через созданные человеком материальные объекты, через виды деятельности, определяющие степень и форму взаимодействия человека с природой, и, наконец, через отношение человека к окружающему его миру, обусловленное сложившимися у него ценностными критериями [4].

По мнению разработчиков культурноландшафтного районирования, с помощью него может быть описано ландшафтное разнообразие самых различных пространственных образований - от огромных регионов, охватывающих целые континенты и страны, до относительно мелких территорий - областей, административных районов, местностей и городов. Особенности культурно-ландшафтного районирования "определяются его интегральным характером, пространственным и историческим подходами к анализу историкокультурной, социально-экономической и природной систем" [32, с. 17]. В отличие от крупных природно-культурных ландшафтов их более мелкие территориальные аналоги, по словам А. Г. Манакова, характеризуются единством природного комплекса, общностью историко-культурного наследия и сходной живой культурой [18, с. 161].

Гуманитарно-художественный подход в географии позволяет рассматривать эстетические характеристики ландшафта как его смыслы. Современные исследователи (Б. Б. Родоман и др.) полагают, что в красоте при-

родного ландшафта закодировано его нормальное функционирование. Красота Земли должна расти и развиваться вместе с общей эволюцией культуры. Заботу о внешности ландшафта надо простирать и на всю территорию любого региона. Развитие культуры немыслимо без сохранения и расширенного воспроизводства вдохновляющих ресурсов ландшафта - важных катализаторов творчества. Живописный пейзаж - не самоцель и не роскошь, а необходимая принадлежность процветающего хозяйства. Красота ландшафта - это его интуитивно ощущаемая полезность для людей, в т.ч. и духовная; полезность для биосферы, для продолжения жизни на Земле... Таким образом, система ценностей и эстетических категорий определяет шкалу эстетических ценностей, проецируемую на всю совокупность природных, антропогенных и природно-антропогенных ландшафтов.

Экологический подход в рамках культурно-географической характеристики территории предполагает рассмотрение культурного процесса по отношению к окружающей среде и, прежде всего, к природным условиям и факторам. Главным здесь является анализ взаимодействия человека как носителя определенной культуры и природы, которое рассматривается как двусторонний процесс, как взаимное влияние. С одной стороны, необходимо показать влияние окружающей среды на культуру, с другой - влияние культурных процессов на экосистему.

2) влияние природных условий и факторов на культуру

Природные различия между территориями являются очевидным фактом. Столь же очевидная природная зависимость культурного развития территории от природных условий сама по себе предполагает, что анализ культуры в природном контексте вскрывает географические различия.

Например, одной из специфических черт архитектурной школы Псковского края является то, что орнаментальные пояски на стенах местных храмов не выступают на поверхности, а, наоборот, вдавлены в них. Объясняется это особенностями климата данной территории (умеренно-континетального с чертами морского). От частого выпадения осадков известняк, из которого выложены псковские церкви, быс-

тро разрушается. Кроме того, в отличие от русских православных храмов, сооруженных в других регионах России, псковские церкви имеют очень простые крыши (чаще всего имеют четыре ската, реже - восемь, совсем редко -шестнадцать). Простые перекрытия храмов в условиях влажного климата были очень практичными, так как, чем меньше швов имеет крыша, тем меньше воды может просочиться и разрушить каменную кладку [6, с. 99].

Природа влияла и влияет на все виды культурного творчества - религию, искусство, быт, хозяйственную культуру. Так, в традиционной культуре население учитывает закономерности природной среды: "Жилище не только гармонирует с ландшафтом и в нем находится. Оно само в сочетании с деревьями, колодцем и т.п. образует микроландшафт, представляя собой некое урочище. Традиционное народное жилище всегда находится в примирении с природой" [34].

Известны в нашей стране исследования, посвященные изучению влияния природной среды на возникновение и развитие этносов (Л. Н. Гумилев, И. И. Крупник и др.). Л. Н. Гумилев определил особую динамику отношений между этносом и природным ландшафтом. Завершающим этапом этногенеза, по его мнению, является состояние гомеостаза - динамического равновесия этноса с окружающей средой, означающего потерю этносом творческого импульса [8].

Учитывая, что традиции формировались в прошлом, когда зависимость человека от природы была одним из главных факторов его жизнедеятельности, можно легко проследить влияние природных условий на обычаи, традиции и верования местного населения.

3) влияние культурных процессов на природную среду

Несомненно, влияние людей через их культуру на экосистемы, в которых они развиваются. Оно выражается в формировании особых культурных ландшафтов и изменении природно-климатических условий вследствие деятельности человека. Это влияние может напрямую выражаться в ландшафте, который человек дополняет или "заменяет" творениями своих рук - разнообразными сооружениями, сельскохозяйственными угодьями и т.д.

Или оно является косвенным, когда хозяйственная деятельность людей ведет к изменениям климата, почв, растительности, животного мира и т. п.

Наконец, культурная группа, осознав последствия своего вмешательства в жизнь экосистемы, может воспринять природу как часть своего наследия и заняться его охраной, выделяя в своем пространстве специально охраняемые территории (заповедники, национальные парки) и памятники природы.

Например, в Псковской области более 200 объектов имеют статус особо охраняемых территорий. Это территория государственного музея-заповедника А. С. Пушкина, государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Из-борск", Себежского государственного национального природного парка, государственного природного заповедника "Полистовский", мемориальных музеев-усадеб выдающихся людей, ландшафтные парки, дендрарии, аллеи, озера, реки, родники, болота, обнажения горных пород, зоологические и охотничьи заказники и др. Богата область и памятниками природы, но они пока не все еще выявлены.

Итак, изучение взаимного влияния природных факторов и культуры является необходимым и очень важным в комплексной гео-культурной характеристике территории.

3. Социально-культурные особенности региона

1) численность и плотность населения

Данные показатели включаются в характеристику регионов, но не являются для многих из них предметом особой гордости. В этом плане Псковская область - не исключение; за последние десять лет здесь численность населения сократилась почти на сто тысяч человек, а по показателю естественного прироста (-14,3 чел./на 1000 жит. в 2006 г.) данный регион занимает последнее место в стране.

По количеству жителей на 1 кв. км. российские регионы неравномерно делятся на семь групп: от 50 и более чел. на 1 кв. км до ... менее одного человека на 1 кв. км [10, с. 159]. По данному показателю Псковская область почти в два раза превосходит среднюю плотность населения по стране и почти в три

раза уступает мировому показателю.

Неблагоприятная демографическая ситуация вынуждает в НРК ставить вопросы о факторах роста и сокращения численности населения на разных этапах истории региона; об этических нормах межличностных отношений, формируемых в региональном социуме под воздействием природных, социокультурных и политических обстоятельств и актуализированных в настоящее время современным положением региона. Ценности жизни человека, считает О. Ю. Стрелова, и регионального сообщества акцентируются не только под давлением экономических и политических интересов, а по убеждению в их приоритетном положении в аксиосфере гуманистической культуры личности [26].

2) половозрастная структура населения

Половозрастная структура населения

региона также является одним из факторов стихийной социализации личности и основанием для поликультурности образования. В характеристику полового состава следует привнести гуманистические аспекты: народные воспитательные традиции, этнорегиональную этику межличностных и семейных отношений, согласительные способы урегулирования конфликтов, эстетику повседневной жизни и т.д. Распределение населения по возрастным группам характеризует устойчивость и преемственность системы ценностей, сложившейся в региональном сообществе, восприимчивость к новым (иным) ценностям и нормам, способность к созданию новых образцов культуры, минимизирует вероятность межэтнических, социальных и политических конфликтов.

3) типы поселений и их культурная специфика

Характер поселений и традиционные занятия жителей в регионе тесно связаны со степенью урбанизированности субъекта федерации. Данный показатель в России колеблется от 0% городских жителей в Усть-Ордынском Бурятском АО до 100% горожан в мего-полисах страны. Псковская область по этому показателю уступает среднему по стране (73%), в городах и поселках области проживает 67% (на начало 2007 г.)

Интерес представляют, прежде всего, традиции расселения и инновационные процессы в этой сфере, тем более что такие основные

типы поселений, как город и село, ассоциируются с определенными культурными комплексами. Различные типы поселений косвенно определяют стиль жизни, культурные стереотипы, источники информированности, степень мобильности, социально-профессиональной и культурной дифференциации жителей, а, следовательно, и их ценностные ориентиры.

4) топонимическая "окраска" территории (господствующие и специфические топонимические типы)

Расширяет и углубляет комплексную характеристику территории, делает ее более живой и увлекательной использование топонимов в системе обучения. Топонимика - наука о географических названиях, объясняющая, откуда произошло то или иное название и какой смысл в нем заключен (от греч. "то-пос" - место, "онима" - имя). Топонимика имеет немалое значение в школьном краеведении, так как само слово "краеведение" означает знание своего края. Топонимы привносят в комплексную характеристику информацию социокультурного плана.

У славян наиболее распространен способ наименования с помощью служебных формантов: суффиксов (например, Петровское), приставок (Подъяблонька), приставок и суффиксов (Завеличье), окончаний (Мосты). Распространение одного из формантов на определенной территории может свидетельствовать о передвижениях населения; носители языка, переселяясь на новое место, приходят со своими названиями [6, с. 79-80]. В результате наслоения нескольких миграционных "пластов" образуется неповторимая топонимическая " окраска" территории. Такая "окраска" - следствие разного соотношения определенных суффиксов, приставок и окончаний, используемых при создании географических имен.

Итак, при использовании лингвоисторических и этимологических характеристик топонимов достигается всесторонность изучения географических названий. Работа с ними позволяет получить информацию по поводу социокультурных и историко-культурных реалий региона.

5) миграционные процессы

По усмотрению учителя при рассмотрении социально-культурных особенностей региона как составной части ГКХ субъекта РФ

может быть включен следующий пункт:

6) региональная политическая культура

На "внутриполитический климат" в регионе также влияет активность местных отделений политических партий и движений, их влияние и авторитет, дающие о себе знать результатами региональных и общероссийских выборов. Поэтому электоральная карта региона дополнит представление о полисубъект-ности интересов и потребностей его жителей. Данный пункт плана может быть включен в ГКХ субъекта РФ по усмотрению учителя.

В политической географии сравнительно недавно было введено понятие "региональная политическая культура ". При этом самой важной и сложной задачей электоральной географии сейчас признается деление территории России на региональные политические культуры, которые рассматриваются как " синтетические политические районы, характеризующиеся уникальным набором электоральных показателей и факторов голосования, включая исторические и культурные особенности территории [30]. В настоящее время в политической географии предложено несколько подходов к выделению региональных политических культур, которые могут послужить компонентами характеристики политико-культурных особенностей региона.

- типы голосования

Данный подход направлен на выявление идеально-типических электоральных культур. В соответствии с тремя основными факторами голосования в России выделены городские и сельские, центральные (в т. ч. столичные), полупериферийные и периферийные электоральные культуры, северные и южные, а также республиканские (национальные) типы голосования и др. [18, с. 193].

- особенности электорального поведения (активность избирателей)

Другим подходом является типология территориальных единиц по особенностям электорального поведения (основные показатели - активность избирателей и оценка про-тестных настроений). Соответственно электоральная культура населения может характеризоваться как активная или пассивная, либеральная или оппозиционная. Особо выделяется контролируемая конформистская электо-

ральная культура [30].

- устойчивые политические ориентации и общие стереотипы политического поведения избирателей

Результатом дифференциации политической культуры по вертикальной оси являются группы людей, обладающих общим политическим самосознанием, что выражается в устойчивых политических ориентациях (предпочтениях, симпатиях, отношениях к власти) и общих стереотипах политического поведения. В отечественной политологии наиболее часто применяется разделение политических партий, блоков и движений на: 1) левых (или коммунистов и аграриев); 2) демократов; 3) патриотов (или национал-патриотов); 4) центристов (или "партии власти") [22, 28].

Если принять за единицу среднюю по стране или региону долю проголосовавших за партии, блоки и кандидатов определенной политической направленности, то можно рассчитать индексы "патриотичности", "центричнос-ти", "демократичности" и " левооппозиционно-сти" электората отдельных административных единиц. В политико-географических исследованиях такие показатели получили название "индексов локализации" [12] или "индексов популярности" определенных политических сил, в т. ч. отдельных партий. При сравнении голосований разных лет используется "индекс консерватизма", определяемый как отношение доли проголосовавших за оппозицию к среднероссийскому показателю [30].

4. Этнокультурные особенности населения региона

1) этнический состав населения (национальные группы)

Этнический состав населения - не единственный, но достаточно яркий признак этнокультурного своеобразия региона. С этой точки зрения специфику субъектов РФ раскрывает типология регионов по структуре национального состава: многонациональные, двунациональные и мононациональные.

С позиций межэтнических отношений субъекты РФ представлены регионами: а) в которых проживает преимущественно один этнос; б) одна этническая группа компактно проживает на территории другого эт-

носа; в) отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно [21].

Этнический портрет субъекта федерации включает характеристику этнических групп, их численность, соотношение этнических групп в общем составе населения, описание "малых" народов, опыт совместного проживания и взаимодействия народов.

В настоящее время проблема малых народов получила широкое развитие в культурной географии. Практически в каждом субъекте РФ проживают народности, которые являются малочисленными. Так, в Псковской области в Печорском районе (на границе с Эстонией) проживает финно-угорская народность - сету, родственная эстонцам. Важно показать не только историю их заселения, национальные черты, традиции, но и необходимость сохранения культуры малого народа.

2) культурные особенности населения:

- уровень образованности населения

До революции на уровень образованности населения влияли ряд факторов: место проживания населения (в городе или сельской местности), национальность, пол. Так, В Псковской губернии наиболее образованными были немцы (78%), поляки, латыши, евреи, финны, эсты, белорусы; русские по уровню образованности находились на последнем месте (грамотными были 21% мужчин и только 5% женщин). После революции в нашей стране произошло значительное повышение уровня образованности занятого населения. В конце XX в. около 90% населения России имело среднее, среднее специальное и высшее образование. Более высокий уровень образованности имеют женщины [6, с. 115]. При характеристике уровня образованности в каждом регионе необходимо сравнить данный показатель с таковым по стране.

- религии

Важную роль в развитии культуры всегда играла религия. Каждая из религий (католицизм, православие, ислам, буддизм и др.) становилась основой духовной культуры народов, исповедующих ее. Основой русской культуры является православие - одно из направлений христианской религии. Историю этой религии можно проследить по монастырям и храмам. Например, в XIV-XV вв. в го-

роде Пскове насчитывалось 40 церквей и 20 монастырей. На рубеже XIX и XX вв. в Псковской губернии было 444 церкви и 15 монастырей, в т. ч. 41 церковь и 4 монастыря в Пскове. Ныне Псковская епархия делится на благочиния (округа), включающие около двух сот православных приходов [6, с. 116]. Но в каждом регионе страны помимо наиболее распространенной религии имеются приверженцы и других религий. При их характеристике необходимо выделить отличительные особенности разных религий, проанализировать географию религиозных организаций на территории родного края, показать необходимость уважения и терпения к верующим.

- этнографические различия населения

Культура народа имеет местные, региональные различия. Их изучает наука этнография, поэтому они называются этнографическими. До революции сложились две основные этнографические группы русского народа: севернорусская и южнорусская. Культурные особенности этих групп отличались устойчивостью и передавались от поколения к поколению. Различия проявлялись в одежде, вышивке, орнаменте, типах жилища и хозяйственных построек, особенностях семейного строя, свадебной обрядности, характере устной поэзии и др. Например, севернорусский тип жилья характеризуется пологим скатом крыш, наличием ставней, наличников, украшений на крыше и т. п. Граница между северной и южной этнографическими областями русского народа тянулись через всю европейскую часть России - от Пскова через Москву до Средней Волги. В районе соприкосновения двух основных этнографических областей образовалась переходная - среднерусская зона, где в культуре сочетались многие северные и южные черты, но имелись и свои особенности [6, с. 120].

- лингвистические особенности

Язык - один из важнейших признаков

культуры. Его структурный анализ проводится на нескольких уровнях - языковые семьи, языковые группы, языки, диалекты, наречия, говоры.

Всякий язык делится на диалекты (наречия, говоры). В русском языке различают два наречия - севернорусские и южнорусские, районы распространения которых примерно

соответствуют двум основным этнографическим областям русского народа. Как и в материальной культуре, в зоне контакта наречий встречаются переходные черты, которые характеризуют среднерусские говоры.

Севернорусские говоры часто называют окающими; южнорусские - акающими. Среднерусские говоры образуют две большие зоны

- западную и восточную, в каждой из которых имеются и окающие и акающие говоры, но по происхождению большинство из них северорусские, так как южнорусское наречие как бы надвигалось на севернорусское, в результате чего и сформировалась зона переходных (среднерусских) говоров [6, с. 121].

Может быть также исследовано распо-странение отдельных лингвистических характеристик (фонетических, лексикических и др.). В этом плане можно воспользоватся учебным пособием «Язык русской деревни» (И. Букринская и др.), в котором имеются карты, показвающие распространение разных названий крестьянского жилища, различных названий одних и тех же оружий труда, кухонной утвари, фонетических норм и других [1].

3) география творческой деятельности населения

Это направление выводит нас на геоак-сиологическую проблематику. Школьники должны оценить вклад жителей родного края в историко-культурное наследие региона, страны, мира.

- искусство (литература, живопись, музыка и др.)

География искусства получила большое развитие в России, где ее основателем стал Ю. А. Веденин. Учащиеся должны знать места родного края, связанные с именами писателей, поэтов, композиторов, художников, внесших значительный вклад в развитие искусства своей страны. Кроме того, анализ их творческой деятельности позволяет определить, как территория повлияла на то или иное художественное произведение. Место может быть просто описано в данном стихотворении, романе, изображено на картине или стать образцом для вымышленного автором города, региона. Или каким-то еще сложным образом оно может повлиять на настроение автора, сюжетную канву или стилистику и мы, определив, где

было создано то или произведение, сможем сказать, как местная культурная среда, воспринятая автором, "подстрочно" отразилась в произведении искусства [4].

- наука

Здесь надо показать территориальные аспекты деятельности известных ученых-зем-ляков - их территориальное происхождение, места научной деятельности.

- культура быта

Ученики знакомятся с типами жилищ и их деталями.

- народная культура

Школьники должны знать местные фольклорные традиции - народные песни и танцы, сказания, былины, легенды, праздники, традиционные развлечения и др.

5. Хозяйственно-культурные особенности региона

1) традиционные орудия труда и способы хозяйствования

Учащиеся знакомятся с наиболее ранними отраслями сельского хозяйства, ремеслами, которые были распространены на территории родного края, торговыми и культурными связями своего региона. Необходимо показать факторы, способствующие развитию экономики края в разные исторические периоды. Полученная информация дает возможность проследить изменения орудий труда и способов хозяйствования местного населения, т.е. их экономической культуры.

2) преобладающие типы экономической специализации

Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства непосредственно влияют на темпы и характер экономического развития региона и тем самым определяют уровень жизни его жителей. Они оказывают влияние на укорененность, оседлость населения, на его общеобразовательный и культурный уровень. Поэтому необходимо показать территориальные различия в экономической культуре населения.

3) уровень развития транспорта

Удобное транспортно-географическое

положение региона обеспечивает ему, прежде всего, ведущие позиции во внутри- и внешнеэкономической деятельности. В социальном

плане коммуникации (железные и автомобильные дороги, речные артерии, морские порты, связь и др.) выступают в роли градообразующих и жизнеобеспечивающих объектов, усиливают информационную и культурную открытость региона, связывают его с центром и другими частями страны и зарубежьем, способствуя также многоуровневой региональной самоидентификации.

4) профессиональный состав населения

Отрасли специализации хозяйства влияют на социально-профессиональный состав регионального социума, а также играют существенную роль в профессиональном самоопределении молодежи, ее ценностном отношении к труду, трудовой этике, семейным традициям рабочих династий. Поэтому важно выявить востребованные в родном крае профессии, познакомить учащихся со спецификой производства и условиями труда на местных предприятиях (во время экскурсий), а также с учебными заведениями, в которых можно получить избранные специальности. Все

это будет способствовать предпрофильной подготовке школьников - основы для их профильного самоопределения на старшей ступени средней школы.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы можем сказать, что комплексная геокультурная характеристика территории выступает:

- во-первых, как обобщенная модель изучения особенностей региона при проектировании НРК ГОС и регионального курса географии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- во-вторых, как инвариантное ядро региональной системы географического образования, являясь одновременно и содержанием, и средством, и технологией, и результатом обучения. Критерием эффективности изучения регионального курса географии может стать уровень сформированнос-ти геокультурной компетентности учащихся, которая включает определенный объем знаний, умений и навыков.

Литература

1. Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический Атлас. - М.: АО “Аспект-Пресс”, 1994.

2. Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтное районирование России ориентир культурной политики // Ориентиры культурной политики. Информац. Вып. № 2. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1997. - С. 3-99.

3. Веденин Ю. А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. - М.: РНИИ культурного и природного наследия МК РФ и РАН, 1995. - С. 5-20.

4. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия. 1997.

5. Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Изв. АН СССР. Сер. геогр., 1990. № 1. - С. 5-17.

6. География Псковской области: природа, население, хозяйство: Учеб. пособие для 8-9 кл. / Под ред. А. Г. Манакова. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 200 с.

7. Государственный образовательный стандарт Свердловской области. - Екатеринбург, 1998. - 59 с.

8. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

9. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: "Книга", 1991.

10. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. центр "Март", 1998.

11. Калуцков В. Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.5. Геогр. 1995. № 4. - С. 16-20.

12. Колосов В. А. Политическая география: проблемы и методы. - Л.: Наука, 1988.

13. Корнев И. Н. Опыт разработки стандарта регионального географического образования в Свердловской области / И. Н. Корнев, В. Г. Капустин, С. Н. Поздняк // География в школе. 1999. № 6. - С. 57-61.

14. Кривошапкина О. М. Геоэкологическая характеристика территории как инвариантное ядро системы геоэкологического краеведения в Республике Саха (Якутия) // География в школе. 2003. № 8. - С. 45-48.

15. Кувенева Т. Н., Манаков А. Г. Формирование пространственных идентичностей в порубежном регионе // Социологические исследования. 1981. № 4. - С. 30-34.

16. Культурная география. - М.: Институт Наследия, 2001. - 192 с.

17. Маергойз И. М. Географическое учение о городах. - М.: Наука, 1987. - 120 с.

18. Манаков А. Г. Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. - Псков: Центр "Возрождение" при содействии ОЦН. 2002. - 300с.

19. Манаков А. Г. Опыт экономического и социально-культурного районирования Псковской области // Проблемы экологии и рационального природопользования Северо-Запада России и Псковской области. - Псков: Изд-во ПГПИ, 1995. - С. 22-23.

20. Манаков А. Г. На стыке цивилизаций: Этнокультурная география Запада России и стран Балтии. - Псков: Изд-во ПГПИ, 2004. - 296 с.

21. Ром В. Я. Новое в России: цифры и факты. Доп. главы к учебнику "География России. Население и хозяйство. 9 кл." - М.: Дрофа, 1997. - С. 159.

22. Российские регионы после выборов-96. - М.: Юридическая литература, 1997.

23. Сараева А. М. Роль топонимов в создании комплексной характеристики региона // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 6. - С. 43-44.

24. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. - М ., 1995.

25. Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент: вероятностные поля смыслов и значений понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 4. - С. 27-32.

26. Стрелова О. Ю. Ценностный анализ геополитического положения региона // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 6. - С. 37-47.

27. Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. - М., 2001.

28. Тимошенко В. И. Заславский С. Е. Российские партии, движения и блоки на выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995 года: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Общество "Знание" России, 1996.

29. Тойнби А. Постижение истории. - М.: "Прогресс", 1991.

30. Туровский Р. Ф. Политическая география. - Москва-Смоленск: Изд-во СГУ, 1999.

31. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на Дону: Изд-во "Феникс", 1997. - 640 с.

32. Чалая И. П., Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1997.

33. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: "Искусство", 1993.

34. Tuan Yi-Fu. Topophilia (a study of environmental perseption, attitudes and values). - University of Minnesota, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.