ОБРАЗОВАНИЕ
Т. И. НЕМЦЕВА
ГЕОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ КАК ИНВАРИАНТНОЕ ЯДРО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕТА
ОБРАЗОВАНИЯ
Анализируя теоретический и практический опыт проектирования национальнорегионального компонента (НРК) общего образования можно отметить, что разработчики региональных концепций предлагают вариативные подходы к определению параметров "национального и регионального своеобразия культуры", которые, в свою очередь, актуализируют те или иные цели и содержание школьного образования в их региональном аспекте [25].
В Дальневосточном регионе (Хабаровский край) при проектировании содержания НРК гуманитарного образования использован геополитический подход, а в качестве модели изучения особенностей данного субъекта используется ценностный анализ геополитического положения региона [26].
В основу проекта НРК ГОС содержания геоэкологического образования в Республике Саха (Якутия) положена система геоэкологическое краеведения, которая формируется на основе трех подходов к исследованию территории: географического, экологического и краеведческого. Фундамент данной системы составляет Большой геоэкологический практи-
кум (БГЭП), инвариантным ядром которого и всей педагогической системы является геоэко -логическая характеристика территории [14].
Разработчики НРК ГОС Свердловской области связывают образовательную практику XXI в. с культурологической парадигмой, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направленные на свободное развитие личности [13].
В основу разработки проекта НРК ГОС и регионального курса географии Псковской области нами положена система регионального географического образования, которая формируется на основе трех подходов: компетен-тностного, личностно-ориентированного и культурологического.
Образовательную практику XXI в. многие ученые и общественные деятели связывают с культурологической парадигмой, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направленные не на формирование личности, а на ее творческое развитие. Культурорлогическая парадигма вместо жесткого, целенаправленного руководства развитием личности в первую очередь в когнитивном плане вводит новые смыслы в сущность
воспитания и образования. В данном контексте воспитание понимается как создание условий, стимулирующих развитие каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, в соответствии с этим образование рассматривается как процесс освоения (присвоения) культуры. Реализация такого подхода выдвигает в качестве цели образовательного процесса развитие, движение к умственной, духовной зрелости личности, последовательное наращивание кругозора и, таким образом, получение просвещенной, нравственно развитой личности, которая на практике отражает переориентацию "знаниецентристской" системы образования в "культуросообразную".
Основываясь на этих положениях, образование можно рассматривать как часть культуры. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. А это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.
Компонентами культурологического подхода в личностно-ориентированном образовании выступают:
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному вывести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного самоопределения;
- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, осуществляется воспитание человека культуры.
По отношению к ученику культурологическое личностно-ориентированное образование выполняет следующие функции:
- помогает обрести ценности и смысл жизни;
- осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности;
- поддерживает его индивидуальность и творческую способность [7].
Проникновение культурологического подхода в систему школьного образования вызывает необходимость разработки ее социокультурной составляющей, которая, проникая во все элементы методической системы обучения, трансформирует ее цели, содержание, принципы, методы и пр. При этом нельзя считать, что культурологическое знание должно полностью вытеснить или подменить научное (теоретическое) знание. Речь идет лишь о необходимости усиления культурологической составляющей в структуре конкретного учебного предмета, о необходимости разумного сочетания научно-теоретического и культурологического знания в содержании географического образования. Сбалансированное соотношение двух основных составляющих в содержании учебного предмета позволит выправить его традиционный крен в сторону информационной рациональности. Культурологическая составляющая будет стимулировать развитие ценностной, творческой, коммуникативно-деятельностной сфер жизнедеятельности ребенка, которые в реальном процессе обучения развиваются учителем стихийно или вовсе игнорируются.
Наибольшими возможностями для культурологического образования располагает география и особенно география своего региона, построенная на основе гуманитарного страноведения. Плодотворной в этом отношении является концепция геокультурного пространства. Данная концепция возникла как консолидированное отражение культуры как цели, ценности, процесса и результата в географическом образовании.
Под ” культурой”, как мы отмечали, понимается определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек, который творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Поэтому категория "культура"
обозначает созданную человеком искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения [31].
Принято деление культуры на материальную, духовную и социнормативную.
В материальную культуру включают:
- культуру труда и материального производства;
- культуру быта;
- культуру топоса (жилища, дома, деревни, города);
- культуру отношения к собственному телу и т. д.
Духовная культура включает в себя различные стороны духовной жизни человека и общества, которые находят воплощение в литературе, искусстве, живописи, музыке, науке, профессии, фольклоре и т.д.
Соционормативная культура - это особая сфера культуры, которая охватывает весь спектр поведенческих норм: право, мораль, нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различным ассоциациям. Данное понятие охватывает также всю организацию общества и собственно социальную сферу культуры, т.е. все социальные институты.
Определение сущности понятия "культура" и ее составляющих указывает на пространственное бытие этого социального феномена. Нет сомнения в том, что материальная культура есть результат приспособления человека к окружающей географической среде. Территориальная дифференциация свойств географической среды обусловливает и территориальную дифференциацию материальной культуры.
Для ученых очевидным является и то, что духовная и связанная тесно с нею социо-нормативная культуры формируются под влиянием окружающей среды. Еще ученые Древней Греции (Аристотель, Гиппократ) писали о том, что природные условия оказывают влияние на темперамент людей, на их обычаи и общественное бытие.
Французские философы (Монтескье, Бюффон) стремились вывести "дух законов" общественного развития (в современном понимании соционормативная культура) из природных условий.
Русские ученые-географы конца XIX -начала XX в. (П. П.Семенов-Тян-Шанский, А. И. Воейков, Д. Н. Анучин, В. П. Семенов-Тян-Шанский и др.) указывали на взаимосвязь культуры с территорией, на которой она развивается, с ландшафтом этой территории.
Таким образом, пространственная взаимосвязь культуры как самостоятельного социального феномена с другими элементами географической среды позволяют говорить о существовании геокультурного пространства
Геокультурное пространство является одним из ключевых понятий культурной географии, поэтому уже сейчас существует потребность в создании концепции геокультур-ного пространства.
Геокультурное пространство (ГКП) -структурный компонент географического пространства, сфера и продукт человеческой деятельности, представляющий собой совокупность взаимодействующих геокультур-ных систем, состоящих из геокультурных общностей людей разного порядка и элементов антропогенного (искусственного) происхождения [18, с. 26-27].
Важнейшей характеристикой геокуль-турного пространства является его много-слойность, т.е. ГКП обладает сложной компонентной структурой. ГКП не может рассматриваться в отрыве от такого понятия как геокультурная система. Использование системного подхода при изучении территориальной структуры ГКП создает обширное исследовательское поле.
Геокультурная система - совокупность культурных характеристик, привязанных к определенной местности.
Культурный ландшафт - целостная и территориально локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного действия природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и рутинной жизнеобеспечивающей деятельности людей [4, с. 9].
Культурный ареал (район) - зона территориального распространения определенных локальных культурных типов и характеристик.
Культурный объект - образование на земной поверхности или часть земной поверхности, имеющее то или иное значение для куль-
турной деятельности (созданное в процессе культурной деятельности, имеющее определенную культурную специфику, наделенное определенным культурным смыслом и т. п. ).
Культурная группа - это сообщество людей, объединенных по одному или многим культурным признакам [16, с. 34-35].
Для ГКП как составной части географического пространства характерны следующие свойства: 1) структурность, проявляющаяся в компонентном и территориальном аспектах; 2) системность, являющаяся результатом устойчивых связей между образующими ее элементами, которые придают пространству целостность, комплексность, устойчивость и автономность; 3) динамичность, которая есть результат неразрывной связи пространства и времени; 4) информативность, выражающаяся в том, что каждый структурный элемент ГКП посылает индивиду разнообразную информацию (от природного суб -страта в виде тональности, запахов, звуков; экономика и материальная культура - в виде объектов материальной культуры; духовная культура - в виде художественных образов).
Обязательным элементом геокультурной системы, подчеркивающий ее индивидуальность и уникальность, для культурной географии является топоним. Это способ самоидентификации культурного объекта. Роль их в создании комплексной характеристики региона заключается в том, что:
-изучение топонимов дает информацию об изменениях, произошедших в природе в результате естественных природных явлений и под влиянием деятельности человека;
- в комплексной характеристике территории использование топонимов делает ее более запоминающейся, образной, занимательной;
- топонимы указывают на вид деятельности населения и служат важным средством ознакомления с историей региона и его жителями [23, с. 43-44].
Таким образом, геокультурное пространство (ГКП) - это системное (многослойное) территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных (ПТК), экономических (ТПК), экистических (ЛСР), территориальных общностей людей
(ТОЛ) и др. Материальной основой ГКП является территория, а связующим элементом
- культура в широком понимании, которая включает материальную, духовную и социо-нормативную составляющие.
Основу системы регионального содержания географического образования составляет Большой Краеведческий Практикум, который проводится на всех ступенях обучения в урочное и внеурочное время. Практикум включает систему итоговых практических работ, (5-10 кл.), социокультурный практикум (8-10 кл.) и полевой практикум (5-10 кл.). Практические работы различаются степенью сложности, самостоятельности познавательной деятельности учащихся.
Если основой региональной системы географического образования является Большой краеведческий практикум, то инвариантным ядром практикума и всей педагогической системы становится комплексная геокультурная характеристика территории (ГКХ), состоящая из нескольких модулей. Важнейшей составной частью КГХ является культурно-географическая характеристика территории (рис. 1).
Комплексная геокультурная характеристика территории (региона, района, населенного пункта) позволяет не только сделать описания определенных культурных характеристик в их расположении в пространственном аспекте, а и привлекать обширный материал из смежных дисциплин - географии, истории, экономики, социологии и др. Последнее дает возможность увидеть культуру целостно, не в от -рыве от всего, не как одно из многих "частных направлений человеческой деятельности". Культура с этой точки зрения оказывается вписанной в социально-исторический контекст. Описание территории таким образом становится комплексным и многоплановым. Такое представление согласуется и с рассмотренной нами концепцией геокультурного пространства.
Основные факторы ГКХ территории определены нами в соответствии с выделенными в культурной географии А. Г. Манаковым четырьмя ее отраслями (или субдисциплинами): эколого-культурной, социально-культурной, этнокультурной и хозяйственно-культурной.
Определим предметы исследования формирующихся субдисциплин культурной географии.
Рис. 1. Геокультурная характеристика территории в системе регионального географического
образования
Этнокультурная география изучает процессы и результаты пространственной дифференциации и организации этнокультурных общностей (в частности, компонентов этнической культуры: традиций и норм поведения, образа жизни и бытового уклада, этнических стереотипов и ментальности в целом).
Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е. традиций природопользования, существующих в различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а также территориальных различий в экономической культуре населения.
Эколого-культурная география может характеризоваться изучением природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в экологической культуре населения.
Социально-культурная география должна изучать процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е. территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности [18, с. 18-19].
К выделенным особенностям комплексной ГКХ нами добавлен еще фактор культур -но-географического положения территории.
В географии обоснованы и используются такие характеристики географического положения территории, как физико-географическое положение (ФГП), экономико-географическое положение (ЭГП), политико-географическое положение (ПГП) и эколого-географи-ческое положение. Считаем, что включение пункта "культурно-географическое положение" к уже выделенным факторам комплексной ГКХ региона сделает характеристику его территории более целостной и многогранной.
Обоснуем и рассмотрим на примере Псковской области каждый из пяти разделов, составляющих комплексную геокультурную характеристику территории региона.
1. Культурно-географическое положение региона (КГП)
Культурно-географическое положение -сложное понятие. Ответ на во-прос о составе КГП территории мы находим у И. М. Маер-гойза, который в интегральном (итоговом) истолковании понятия "экономико-географического положение города" предложил включать три или четыре основных концепта, различающиеся по масштабности явлений: су-пермакро-, макро-, мезо- и микроположение, каждое в отдельности [17].
Составные части культурно-географического положения территории могут быть выделены на основе структурного анализа культурного пространства. Цивилизационная историософия О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского и др. поставила вопрос о делении мира на особые культурные пространства, занимаемые теми или иными цивилизациями.
В этнографических исследованиях, в частности американских, была разработана концепция культурных ареалов или областей, отличающихся своими культурными характеристиками.
В настоящее время наиболее популярным направлением исследования ГКП является этнокультурный подход. В качестве объекта изучения в рамках данного подхода выступают территориальные этнокультурные системы, которые имеют три общепризнанных уровня: метаэтнический или суперэтнический (цивилизационный), этнический и субэтнический.
В основу культурного районирования страны учеными, представляющими направления культурной географии, положены разные признаки: территориальное сочетание ландшафтных комплексов (культурно-ландшафтное районирование); историко-этнографические области (историко-культурное районирование); контактные зоны, расположенные на стыке геосистем (этноконтактные зоны) и др.
Таким образом, мы видим примеры разномасштабного культурно-географического районирования, от глобального до локального.
Основными компонентами культурногеографического положения территории, на наш взгляд, могут быть следующие:
1) супермакроуровень (метамакроуровень) - положение региона по отношению к мировым культурам (цивилизациям);
2) макроуровень - положение по отношению к культурным регионам (поясам, зонам) страны;
3) мезоуровень - положение региона по отношению к культурным ареалам (областям, районам);
4) микроуровень - положение по отношению к историко-культурным центрам страны (других государств).
Охарактеризуем более подробно факторы, определяющие культурно-географическое положение территории.
1) положение региона по отношению к культурным мирам (цивилизациям)
В культурной географии, используя разные подходы, разные представления о структуре мирового культурного пространства, ученые пришли к разным схемам территориальной дифференциации мировой культуры: Н. Я. Данилевский выделял 12 культурно-исто-
рических типов, некоторые из которых уже ушли в историю, в перспективе ученый рассматривал формирование славянского типа [9]; немецкий ученый О. Шпенглер выделил 8 великих культур, некоторые из которых также остались в прошлом, новым центром куль-турогенеза он считал российские земли, предполагая зарождение русско-сибирской культуры [33]: английский историк А. Тойнби рассматривает 21 цивилизацию, в т.ч. и православную в России [29].
Л. Н. Гумилев рассматривал различные суперэтносы как динамичные образования на культурной карте мира - западноевропейский "Христианский мир", византийский, мусульманский, монгольский, русский и другие суперэтносы, каждый из которых или уже завершил свой жизненный цикл, поделенный на определенные этапы, отличающиеся особым состоянием этнической пассионарности [8].
Охарактеризуем культурно-географическое положение Псковской области.
С позиции культурной географии Псковская область является уникальным объектом исследования. Регион граничит сразу с тремя государствами, и политические границы почти в полной мере соответствуют этническим. К тому же, граница с Эстонией и Латвией является культурным рубежом метаэтнического (суперэтнического) уровня, так как отделяет культурные миры, отличающиеся, в первую очередь, преобладающей религиозной принадлежностью населения (Россия - православие, Эстония - лютеранство, восточный край Латвии - Латгалия - католичество), и вследствие этого, господствующими стереотипами поведения и ментальностью в целом (страны Балтии - ментальность западноевропейского типа, Россия и Беларусь - восточноевропейского типа) [15, с. 30-34]. Граница этих двух культурных миров была достаточно устойчивой в течение тысячи лет, соответствуя западному рубежу Псковщины.
2) положение по отношению к культурным регионам (поясам, зонам) России
Вторая важная особенность культурногеографического положения Псковской области - по ее территории проходит сразу две наиболее значимые границы Европейской России, вычленяющие пояс среднерусской культуры (протянувшийся далее на восток - в сторону
Москвы), являющийся переходным между двумя основными культурными зонами России: северорусской и южнорусской. В результате этого северная часть Псковской области попадает в сферу влияния северорусской культуры, а южная часть области - южнорусской культуры. Таким образом, Псковская область, находясь в зоне стыка двух крупных культурных регионов России, имеет переходные черты [20].
3) положение по отношению к культурным ареалам (областям, районам) страны
По мнению ученых, культурные, в т.ч. диалектные, рубежи в значительной степени повторяют административные границы регионов прошлых эпох. Так, по мнению известного археолога В. В. Седова, явно существует преемственность между древнейшими славянскими группировками и выделяемыми в начале XX в. ареалами говоров [24]. На карте диалектного членения русского языка, созданной в 1964 г., в пределах Псковской области выделяются три группы (ареала) говоров: локализованная в средней части области псковская группа говоров относится к западным среднерусским "акающим" говорам, на юге области представлена западная группа южного наречия русского языка, на северо-западе области - гдовская группа и северо-востоке новгородские говоры, относимые к западным среднерусским "окающим" говорам.
Выявленные в ходе исследования культурные границы служат серьезным основанием для делимитации геокультурного пространства Псковской области. На территории области были выделены шесть историко-культурных районов (земель) [18], границы которых вполне сопоставимы с контурами пяти социальнокультурных районов: Гдово-Лужская земля (Северный край), Шелонская земля (Северо-Восточный край), Нижневеликорецкая и Верхне-великорецкая земли (Великорецкий или Центральный район), Великолукская земля и Себеж-ско-Невельское поозерье (Восточный и Южный края) [19, с. 22-23]. Результаты проведенного социологического исследования подтверждают существование заметных культурных различий между населением, проживающим в пределах данных культурных районов.
4) положение по отношению к исто-
рико-культурным центрам страны
Большое влияние на развитие отдельных территорий страны в разные исторические периоды оказывала близость историко-культурных центров, и, в первую очередь, географическая удаленность от Москвы и Центральной России. Действуя как факторы стихийной социализации, эти обстоятельства амбивалентно влияют на образ и ритм жизни, ее разнообразие, информационную и культурную открытость регионального сообщества в целом и его молодого поколения, на консолидацию жителей микрорегионов, на их способность к многоуровневой региональной самоидентификации [27]. Воздействие негативных факторов (расстояние, дороговизна средств сообщения) способствует росту количества детей, не покидавших пределы своей "малой родины" и не ощущающих личностной связи с культурно-историческими центрами страны.
2. Эколого-культурные особенности региона
Природная основа является одним из ключевых признаков выявления геокультур-ных различий (особенно имеющих широтнозональный характер), сразу в ряде слоев ГКП, "завязанных" на природные ландшафты. Но это относится, в первую очередь, к традиционной культуре населения, формировавшейся в доиндустриальную эпоху, когда подавляющее большинство населения России проживало в сельской местности и было "ближе к природе" [18, с. 163].
1) природная основа и культурные ландшафты
В. Н. Калуцков выделяет три основные линии в понимании культурного ландшафта: рационально-управленческую, историкокультурную и экологическую. В соответствии с первой линией культурный ландшафт воспринимается как антропогенный, а оптимальный культурный ландшафт представляется как образец разумного природопользования. Линия гуманитарного, историко-культурного понимания нацеливает на историчность, а значит и на уникальность каждого культурного ландшафта Земли. Экологическая линия понимания культурного ландшафта основана на идее гармонии человека, его деятель-
ности и природы [11].
В общей сложности в зарубежной географии сложилось, как минимум, пять подходов к изучению культурного ландшафта: 1) структурно-морфологический; 2) феноменологический (экзистенционалистский); 3) перцепционный; 4) эволюционный; 4) искусствоведческий (Голд Дж., Дегтева О. В., Кабо Р. М., Калуцков В. Н., Фролова М. Ю.).
В конце 1980-х - первой половине 1990х гг. в изучении культурного ландшафта в отечественной географии наметился перелом, связанный с пониманием необходимости включения в структуру культурного ландшафта слоя нематериальной (духовной, идеальной) культуры [2-5, 11].
Культура, по словам Ю. А. Веденина, вступает в контакт с природным ландшафтом самыми разнообразными способами: через созданные человеком материальные объекты, через виды деятельности, определяющие степень и форму взаимодействия человека с природой, и, наконец, через отношение человека к окружающему его миру, обусловленное сложившимися у него ценностными критериями [4].
По мнению разработчиков культурноландшафтного районирования, с помощью него может быть описано ландшафтное разнообразие самых различных пространственных образований - от огромных регионов, охватывающих целые континенты и страны, до относительно мелких территорий - областей, административных районов, местностей и городов. Особенности культурно-ландшафтного районирования "определяются его интегральным характером, пространственным и историческим подходами к анализу историкокультурной, социально-экономической и природной систем" [32, с. 17]. В отличие от крупных природно-культурных ландшафтов их более мелкие территориальные аналоги, по словам А. Г. Манакова, характеризуются единством природного комплекса, общностью историко-культурного наследия и сходной живой культурой [18, с. 161].
Гуманитарно-художественный подход в географии позволяет рассматривать эстетические характеристики ландшафта как его смыслы. Современные исследователи (Б. Б. Родоман и др.) полагают, что в красоте при-
родного ландшафта закодировано его нормальное функционирование. Красота Земли должна расти и развиваться вместе с общей эволюцией культуры. Заботу о внешности ландшафта надо простирать и на всю территорию любого региона. Развитие культуры немыслимо без сохранения и расширенного воспроизводства вдохновляющих ресурсов ландшафта - важных катализаторов творчества. Живописный пейзаж - не самоцель и не роскошь, а необходимая принадлежность процветающего хозяйства. Красота ландшафта - это его интуитивно ощущаемая полезность для людей, в т.ч. и духовная; полезность для биосферы, для продолжения жизни на Земле... Таким образом, система ценностей и эстетических категорий определяет шкалу эстетических ценностей, проецируемую на всю совокупность природных, антропогенных и природно-антропогенных ландшафтов.
Экологический подход в рамках культурно-географической характеристики территории предполагает рассмотрение культурного процесса по отношению к окружающей среде и, прежде всего, к природным условиям и факторам. Главным здесь является анализ взаимодействия человека как носителя определенной культуры и природы, которое рассматривается как двусторонний процесс, как взаимное влияние. С одной стороны, необходимо показать влияние окружающей среды на культуру, с другой - влияние культурных процессов на экосистему.
2) влияние природных условий и факторов на культуру
Природные различия между территориями являются очевидным фактом. Столь же очевидная природная зависимость культурного развития территории от природных условий сама по себе предполагает, что анализ культуры в природном контексте вскрывает географические различия.
Например, одной из специфических черт архитектурной школы Псковского края является то, что орнаментальные пояски на стенах местных храмов не выступают на поверхности, а, наоборот, вдавлены в них. Объясняется это особенностями климата данной территории (умеренно-континетального с чертами морского). От частого выпадения осадков известняк, из которого выложены псковские церкви, быс-
тро разрушается. Кроме того, в отличие от русских православных храмов, сооруженных в других регионах России, псковские церкви имеют очень простые крыши (чаще всего имеют четыре ската, реже - восемь, совсем редко -шестнадцать). Простые перекрытия храмов в условиях влажного климата были очень практичными, так как, чем меньше швов имеет крыша, тем меньше воды может просочиться и разрушить каменную кладку [6, с. 99].
Природа влияла и влияет на все виды культурного творчества - религию, искусство, быт, хозяйственную культуру. Так, в традиционной культуре население учитывает закономерности природной среды: "Жилище не только гармонирует с ландшафтом и в нем находится. Оно само в сочетании с деревьями, колодцем и т.п. образует микроландшафт, представляя собой некое урочище. Традиционное народное жилище всегда находится в примирении с природой" [34].
Известны в нашей стране исследования, посвященные изучению влияния природной среды на возникновение и развитие этносов (Л. Н. Гумилев, И. И. Крупник и др.). Л. Н. Гумилев определил особую динамику отношений между этносом и природным ландшафтом. Завершающим этапом этногенеза, по его мнению, является состояние гомеостаза - динамического равновесия этноса с окружающей средой, означающего потерю этносом творческого импульса [8].
Учитывая, что традиции формировались в прошлом, когда зависимость человека от природы была одним из главных факторов его жизнедеятельности, можно легко проследить влияние природных условий на обычаи, традиции и верования местного населения.
3) влияние культурных процессов на природную среду
Несомненно, влияние людей через их культуру на экосистемы, в которых они развиваются. Оно выражается в формировании особых культурных ландшафтов и изменении природно-климатических условий вследствие деятельности человека. Это влияние может напрямую выражаться в ландшафте, который человек дополняет или "заменяет" творениями своих рук - разнообразными сооружениями, сельскохозяйственными угодьями и т.д.
Или оно является косвенным, когда хозяйственная деятельность людей ведет к изменениям климата, почв, растительности, животного мира и т. п.
Наконец, культурная группа, осознав последствия своего вмешательства в жизнь экосистемы, может воспринять природу как часть своего наследия и заняться его охраной, выделяя в своем пространстве специально охраняемые территории (заповедники, национальные парки) и памятники природы.
Например, в Псковской области более 200 объектов имеют статус особо охраняемых территорий. Это территория государственного музея-заповедника А. С. Пушкина, государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Из-борск", Себежского государственного национального природного парка, государственного природного заповедника "Полистовский", мемориальных музеев-усадеб выдающихся людей, ландшафтные парки, дендрарии, аллеи, озера, реки, родники, болота, обнажения горных пород, зоологические и охотничьи заказники и др. Богата область и памятниками природы, но они пока не все еще выявлены.
Итак, изучение взаимного влияния природных факторов и культуры является необходимым и очень важным в комплексной гео-культурной характеристике территории.
3. Социально-культурные особенности региона
1) численность и плотность населения
Данные показатели включаются в характеристику регионов, но не являются для многих из них предметом особой гордости. В этом плане Псковская область - не исключение; за последние десять лет здесь численность населения сократилась почти на сто тысяч человек, а по показателю естественного прироста (-14,3 чел./на 1000 жит. в 2006 г.) данный регион занимает последнее место в стране.
По количеству жителей на 1 кв. км. российские регионы неравномерно делятся на семь групп: от 50 и более чел. на 1 кв. км до ... менее одного человека на 1 кв. км [10, с. 159]. По данному показателю Псковская область почти в два раза превосходит среднюю плотность населения по стране и почти в три
раза уступает мировому показателю.
Неблагоприятная демографическая ситуация вынуждает в НРК ставить вопросы о факторах роста и сокращения численности населения на разных этапах истории региона; об этических нормах межличностных отношений, формируемых в региональном социуме под воздействием природных, социокультурных и политических обстоятельств и актуализированных в настоящее время современным положением региона. Ценности жизни человека, считает О. Ю. Стрелова, и регионального сообщества акцентируются не только под давлением экономических и политических интересов, а по убеждению в их приоритетном положении в аксиосфере гуманистической культуры личности [26].
2) половозрастная структура населения
Половозрастная структура населения
региона также является одним из факторов стихийной социализации личности и основанием для поликультурности образования. В характеристику полового состава следует привнести гуманистические аспекты: народные воспитательные традиции, этнорегиональную этику межличностных и семейных отношений, согласительные способы урегулирования конфликтов, эстетику повседневной жизни и т.д. Распределение населения по возрастным группам характеризует устойчивость и преемственность системы ценностей, сложившейся в региональном сообществе, восприимчивость к новым (иным) ценностям и нормам, способность к созданию новых образцов культуры, минимизирует вероятность межэтнических, социальных и политических конфликтов.
3) типы поселений и их культурная специфика
Характер поселений и традиционные занятия жителей в регионе тесно связаны со степенью урбанизированности субъекта федерации. Данный показатель в России колеблется от 0% городских жителей в Усть-Ордынском Бурятском АО до 100% горожан в мего-полисах страны. Псковская область по этому показателю уступает среднему по стране (73%), в городах и поселках области проживает 67% (на начало 2007 г.)
Интерес представляют, прежде всего, традиции расселения и инновационные процессы в этой сфере, тем более что такие основные
типы поселений, как город и село, ассоциируются с определенными культурными комплексами. Различные типы поселений косвенно определяют стиль жизни, культурные стереотипы, источники информированности, степень мобильности, социально-профессиональной и культурной дифференциации жителей, а, следовательно, и их ценностные ориентиры.
4) топонимическая "окраска" территории (господствующие и специфические топонимические типы)
Расширяет и углубляет комплексную характеристику территории, делает ее более живой и увлекательной использование топонимов в системе обучения. Топонимика - наука о географических названиях, объясняющая, откуда произошло то или иное название и какой смысл в нем заключен (от греч. "то-пос" - место, "онима" - имя). Топонимика имеет немалое значение в школьном краеведении, так как само слово "краеведение" означает знание своего края. Топонимы привносят в комплексную характеристику информацию социокультурного плана.
У славян наиболее распространен способ наименования с помощью служебных формантов: суффиксов (например, Петровское), приставок (Подъяблонька), приставок и суффиксов (Завеличье), окончаний (Мосты). Распространение одного из формантов на определенной территории может свидетельствовать о передвижениях населения; носители языка, переселяясь на новое место, приходят со своими названиями [6, с. 79-80]. В результате наслоения нескольких миграционных "пластов" образуется неповторимая топонимическая " окраска" территории. Такая "окраска" - следствие разного соотношения определенных суффиксов, приставок и окончаний, используемых при создании географических имен.
Итак, при использовании лингвоисторических и этимологических характеристик топонимов достигается всесторонность изучения географических названий. Работа с ними позволяет получить информацию по поводу социокультурных и историко-культурных реалий региона.
5) миграционные процессы
По усмотрению учителя при рассмотрении социально-культурных особенностей региона как составной части ГКХ субъекта РФ
может быть включен следующий пункт:
6) региональная политическая культура
На "внутриполитический климат" в регионе также влияет активность местных отделений политических партий и движений, их влияние и авторитет, дающие о себе знать результатами региональных и общероссийских выборов. Поэтому электоральная карта региона дополнит представление о полисубъект-ности интересов и потребностей его жителей. Данный пункт плана может быть включен в ГКХ субъекта РФ по усмотрению учителя.
В политической географии сравнительно недавно было введено понятие "региональная политическая культура ". При этом самой важной и сложной задачей электоральной географии сейчас признается деление территории России на региональные политические культуры, которые рассматриваются как " синтетические политические районы, характеризующиеся уникальным набором электоральных показателей и факторов голосования, включая исторические и культурные особенности территории [30]. В настоящее время в политической географии предложено несколько подходов к выделению региональных политических культур, которые могут послужить компонентами характеристики политико-культурных особенностей региона.
- типы голосования
Данный подход направлен на выявление идеально-типических электоральных культур. В соответствии с тремя основными факторами голосования в России выделены городские и сельские, центральные (в т. ч. столичные), полупериферийные и периферийные электоральные культуры, северные и южные, а также республиканские (национальные) типы голосования и др. [18, с. 193].
- особенности электорального поведения (активность избирателей)
Другим подходом является типология территориальных единиц по особенностям электорального поведения (основные показатели - активность избирателей и оценка про-тестных настроений). Соответственно электоральная культура населения может характеризоваться как активная или пассивная, либеральная или оппозиционная. Особо выделяется контролируемая конформистская электо-
ральная культура [30].
- устойчивые политические ориентации и общие стереотипы политического поведения избирателей
Результатом дифференциации политической культуры по вертикальной оси являются группы людей, обладающих общим политическим самосознанием, что выражается в устойчивых политических ориентациях (предпочтениях, симпатиях, отношениях к власти) и общих стереотипах политического поведения. В отечественной политологии наиболее часто применяется разделение политических партий, блоков и движений на: 1) левых (или коммунистов и аграриев); 2) демократов; 3) патриотов (или национал-патриотов); 4) центристов (или "партии власти") [22, 28].
Если принять за единицу среднюю по стране или региону долю проголосовавших за партии, блоки и кандидатов определенной политической направленности, то можно рассчитать индексы "патриотичности", "центричнос-ти", "демократичности" и " левооппозиционно-сти" электората отдельных административных единиц. В политико-географических исследованиях такие показатели получили название "индексов локализации" [12] или "индексов популярности" определенных политических сил, в т. ч. отдельных партий. При сравнении голосований разных лет используется "индекс консерватизма", определяемый как отношение доли проголосовавших за оппозицию к среднероссийскому показателю [30].
4. Этнокультурные особенности населения региона
1) этнический состав населения (национальные группы)
Этнический состав населения - не единственный, но достаточно яркий признак этнокультурного своеобразия региона. С этой точки зрения специфику субъектов РФ раскрывает типология регионов по структуре национального состава: многонациональные, двунациональные и мононациональные.
С позиций межэтнических отношений субъекты РФ представлены регионами: а) в которых проживает преимущественно один этнос; б) одна этническая группа компактно проживает на территории другого эт-
носа; в) отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно [21].
Этнический портрет субъекта федерации включает характеристику этнических групп, их численность, соотношение этнических групп в общем составе населения, описание "малых" народов, опыт совместного проживания и взаимодействия народов.
В настоящее время проблема малых народов получила широкое развитие в культурной географии. Практически в каждом субъекте РФ проживают народности, которые являются малочисленными. Так, в Псковской области в Печорском районе (на границе с Эстонией) проживает финно-угорская народность - сету, родственная эстонцам. Важно показать не только историю их заселения, национальные черты, традиции, но и необходимость сохранения культуры малого народа.
2) культурные особенности населения:
- уровень образованности населения
До революции на уровень образованности населения влияли ряд факторов: место проживания населения (в городе или сельской местности), национальность, пол. Так, В Псковской губернии наиболее образованными были немцы (78%), поляки, латыши, евреи, финны, эсты, белорусы; русские по уровню образованности находились на последнем месте (грамотными были 21% мужчин и только 5% женщин). После революции в нашей стране произошло значительное повышение уровня образованности занятого населения. В конце XX в. около 90% населения России имело среднее, среднее специальное и высшее образование. Более высокий уровень образованности имеют женщины [6, с. 115]. При характеристике уровня образованности в каждом регионе необходимо сравнить данный показатель с таковым по стране.
- религии
Важную роль в развитии культуры всегда играла религия. Каждая из религий (католицизм, православие, ислам, буддизм и др.) становилась основой духовной культуры народов, исповедующих ее. Основой русской культуры является православие - одно из направлений христианской религии. Историю этой религии можно проследить по монастырям и храмам. Например, в XIV-XV вв. в го-
роде Пскове насчитывалось 40 церквей и 20 монастырей. На рубеже XIX и XX вв. в Псковской губернии было 444 церкви и 15 монастырей, в т. ч. 41 церковь и 4 монастыря в Пскове. Ныне Псковская епархия делится на благочиния (округа), включающие около двух сот православных приходов [6, с. 116]. Но в каждом регионе страны помимо наиболее распространенной религии имеются приверженцы и других религий. При их характеристике необходимо выделить отличительные особенности разных религий, проанализировать географию религиозных организаций на территории родного края, показать необходимость уважения и терпения к верующим.
- этнографические различия населения
Культура народа имеет местные, региональные различия. Их изучает наука этнография, поэтому они называются этнографическими. До революции сложились две основные этнографические группы русского народа: севернорусская и южнорусская. Культурные особенности этих групп отличались устойчивостью и передавались от поколения к поколению. Различия проявлялись в одежде, вышивке, орнаменте, типах жилища и хозяйственных построек, особенностях семейного строя, свадебной обрядности, характере устной поэзии и др. Например, севернорусский тип жилья характеризуется пологим скатом крыш, наличием ставней, наличников, украшений на крыше и т. п. Граница между северной и южной этнографическими областями русского народа тянулись через всю европейскую часть России - от Пскова через Москву до Средней Волги. В районе соприкосновения двух основных этнографических областей образовалась переходная - среднерусская зона, где в культуре сочетались многие северные и южные черты, но имелись и свои особенности [6, с. 120].
- лингвистические особенности
Язык - один из важнейших признаков
культуры. Его структурный анализ проводится на нескольких уровнях - языковые семьи, языковые группы, языки, диалекты, наречия, говоры.
Всякий язык делится на диалекты (наречия, говоры). В русском языке различают два наречия - севернорусские и южнорусские, районы распространения которых примерно
соответствуют двум основным этнографическим областям русского народа. Как и в материальной культуре, в зоне контакта наречий встречаются переходные черты, которые характеризуют среднерусские говоры.
Севернорусские говоры часто называют окающими; южнорусские - акающими. Среднерусские говоры образуют две большие зоны
- западную и восточную, в каждой из которых имеются и окающие и акающие говоры, но по происхождению большинство из них северорусские, так как южнорусское наречие как бы надвигалось на севернорусское, в результате чего и сформировалась зона переходных (среднерусских) говоров [6, с. 121].
Может быть также исследовано распо-странение отдельных лингвистических характеристик (фонетических, лексикических и др.). В этом плане можно воспользоватся учебным пособием «Язык русской деревни» (И. Букринская и др.), в котором имеются карты, показвающие распространение разных названий крестьянского жилища, различных названий одних и тех же оружий труда, кухонной утвари, фонетических норм и других [1].
3) география творческой деятельности населения
Это направление выводит нас на геоак-сиологическую проблематику. Школьники должны оценить вклад жителей родного края в историко-культурное наследие региона, страны, мира.
- искусство (литература, живопись, музыка и др.)
География искусства получила большое развитие в России, где ее основателем стал Ю. А. Веденин. Учащиеся должны знать места родного края, связанные с именами писателей, поэтов, композиторов, художников, внесших значительный вклад в развитие искусства своей страны. Кроме того, анализ их творческой деятельности позволяет определить, как территория повлияла на то или иное художественное произведение. Место может быть просто описано в данном стихотворении, романе, изображено на картине или стать образцом для вымышленного автором города, региона. Или каким-то еще сложным образом оно может повлиять на настроение автора, сюжетную канву или стилистику и мы, определив, где
было создано то или произведение, сможем сказать, как местная культурная среда, воспринятая автором, "подстрочно" отразилась в произведении искусства [4].
- наука
Здесь надо показать территориальные аспекты деятельности известных ученых-зем-ляков - их территориальное происхождение, места научной деятельности.
- культура быта
Ученики знакомятся с типами жилищ и их деталями.
- народная культура
Школьники должны знать местные фольклорные традиции - народные песни и танцы, сказания, былины, легенды, праздники, традиционные развлечения и др.
5. Хозяйственно-культурные особенности региона
1) традиционные орудия труда и способы хозяйствования
Учащиеся знакомятся с наиболее ранними отраслями сельского хозяйства, ремеслами, которые были распространены на территории родного края, торговыми и культурными связями своего региона. Необходимо показать факторы, способствующие развитию экономики края в разные исторические периоды. Полученная информация дает возможность проследить изменения орудий труда и способов хозяйствования местного населения, т.е. их экономической культуры.
2) преобладающие типы экономической специализации
Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства непосредственно влияют на темпы и характер экономического развития региона и тем самым определяют уровень жизни его жителей. Они оказывают влияние на укорененность, оседлость населения, на его общеобразовательный и культурный уровень. Поэтому необходимо показать территориальные различия в экономической культуре населения.
3) уровень развития транспорта
Удобное транспортно-географическое
положение региона обеспечивает ему, прежде всего, ведущие позиции во внутри- и внешнеэкономической деятельности. В социальном
плане коммуникации (железные и автомобильные дороги, речные артерии, морские порты, связь и др.) выступают в роли градообразующих и жизнеобеспечивающих объектов, усиливают информационную и культурную открытость региона, связывают его с центром и другими частями страны и зарубежьем, способствуя также многоуровневой региональной самоидентификации.
4) профессиональный состав населения
Отрасли специализации хозяйства влияют на социально-профессиональный состав регионального социума, а также играют существенную роль в профессиональном самоопределении молодежи, ее ценностном отношении к труду, трудовой этике, семейным традициям рабочих династий. Поэтому важно выявить востребованные в родном крае профессии, познакомить учащихся со спецификой производства и условиями труда на местных предприятиях (во время экскурсий), а также с учебными заведениями, в которых можно получить избранные специальности. Все
это будет способствовать предпрофильной подготовке школьников - основы для их профильного самоопределения на старшей ступени средней школы.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы можем сказать, что комплексная геокультурная характеристика территории выступает:
- во-первых, как обобщенная модель изучения особенностей региона при проектировании НРК ГОС и регионального курса географии;
- во-вторых, как инвариантное ядро региональной системы географического образования, являясь одновременно и содержанием, и средством, и технологией, и результатом обучения. Критерием эффективности изучения регионального курса географии может стать уровень сформированнос-ти геокультурной компетентности учащихся, которая включает определенный объем знаний, умений и навыков.
Литература
1. Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический Атлас. - М.: АО “Аспект-Пресс”, 1994.
2. Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтное районирование России ориентир культурной политики // Ориентиры культурной политики. Информац. Вып. № 2. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1997. - С. 3-99.
3. Веденин Ю. А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. - М.: РНИИ культурного и природного наследия МК РФ и РАН, 1995. - С. 5-20.
4. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия. 1997.
5. Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Изв. АН СССР. Сер. геогр., 1990. № 1. - С. 5-17.
6. География Псковской области: природа, население, хозяйство: Учеб. пособие для 8-9 кл. / Под ред. А. Г. Манакова. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 200 с.
7. Государственный образовательный стандарт Свердловской области. - Екатеринбург, 1998. - 59 с.
8. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
9. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: "Книга", 1991.
10. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. центр "Март", 1998.
11. Калуцков В. Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.5. Геогр. 1995. № 4. - С. 16-20.
12. Колосов В. А. Политическая география: проблемы и методы. - Л.: Наука, 1988.
13. Корнев И. Н. Опыт разработки стандарта регионального географического образования в Свердловской области / И. Н. Корнев, В. Г. Капустин, С. Н. Поздняк // География в школе. 1999. № 6. - С. 57-61.
14. Кривошапкина О. М. Геоэкологическая характеристика территории как инвариантное ядро системы геоэкологического краеведения в Республике Саха (Якутия) // География в школе. 2003. № 8. - С. 45-48.
15. Кувенева Т. Н., Манаков А. Г. Формирование пространственных идентичностей в порубежном регионе // Социологические исследования. 1981. № 4. - С. 30-34.
16. Культурная география. - М.: Институт Наследия, 2001. - 192 с.
17. Маергойз И. М. Географическое учение о городах. - М.: Наука, 1987. - 120 с.
18. Манаков А. Г. Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. - Псков: Центр "Возрождение" при содействии ОЦН. 2002. - 300с.
19. Манаков А. Г. Опыт экономического и социально-культурного районирования Псковской области // Проблемы экологии и рационального природопользования Северо-Запада России и Псковской области. - Псков: Изд-во ПГПИ, 1995. - С. 22-23.
20. Манаков А. Г. На стыке цивилизаций: Этнокультурная география Запада России и стран Балтии. - Псков: Изд-во ПГПИ, 2004. - 296 с.
21. Ром В. Я. Новое в России: цифры и факты. Доп. главы к учебнику "География России. Население и хозяйство. 9 кл." - М.: Дрофа, 1997. - С. 159.
22. Российские регионы после выборов-96. - М.: Юридическая литература, 1997.
23. Сараева А. М. Роль топонимов в создании комплексной характеристики региона // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 6. - С. 43-44.
24. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. - М ., 1995.
25. Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент: вероятностные поля смыслов и значений понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 4. - С. 27-32.
26. Стрелова О. Ю. Ценностный анализ геополитического положения региона // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 6. - С. 37-47.
27. Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. - М., 2001.
28. Тимошенко В. И. Заславский С. Е. Российские партии, движения и блоки на выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995 года: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Общество "Знание" России, 1996.
29. Тойнби А. Постижение истории. - М.: "Прогресс", 1991.
30. Туровский Р. Ф. Политическая география. - Москва-Смоленск: Изд-во СГУ, 1999.
31. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на Дону: Изд-во "Феникс", 1997. - 640 с.
32. Чалая И. П., Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1997.
33. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: "Искусство", 1993.
34. Tuan Yi-Fu. Topophilia (a study of environmental perseption, attitudes and values). - University of Minnesota, 1976.