интеллект меняет... связи
новое качество социально-трудовых отношений
в экономике знаний
Современный этап развития социально-экономической системы характеризуется переходом к постиндустриальному, информационному обществу, или экономике, основанной на знаниях. Повышается научный и практический интерес к исследованию трудовых отношений, складывающихся в новой экономике. В их гармонизации видится источник роста эффективности и прогресса всей социально-экономической системы.
Янченко Е.В.
доцент кафедры экономической теории и учений, Саратовский государственный технический университет [email protected]
Знания, точнее их производство, распределение и потребление, имеют собственную экономику, отличную от экономики материального производства или сферы услуг. Само понятие «экономика знаний» отражает совокупность отношений по поводу создания, распространения, использования знаний, а также основанных на знании благ. Однако масштабы производства и распространения знаний и информации в современном обществе настолько велики, что экономика знаний из сферы превращается в способ общественного производства в противовес, например, капиталистическому способу производства. Ее экспансия сопровождается изменениями в трудовой сфере. Усиливается интеллектуально- и гносеоемкость последней. Возрастает значимость креативных способностей и неал-горитмируемых навыков в труде. Снижается доля пролетариата на фоне повышения доли высококвалифицированных работников. Формируется «класс интеллектуалов» [1]. Усиливаются постматериалистические мотивации в трудовой деятельности - стремление к самоактуализации, творчеству, получению неповторимых результатов. В силу неограниченности и большей демократичности знаний и информации, нежели традиционных про-
изводственных факторов - земли и капитала, нарастают тенденции гуманизации и демократизации на производстве. Экономические критерии построения иерархии власти и подчинения все больше замещаются интеллектуальными, когнитивными. Распределение доходов осуществляется не столько по затратам вещественного, сколько интеллектуального капитала.
Перечисленные выше тенденции позволяют очертить контур, в котором развиваются социально-трудовые отношения. Они сочетают в себе общие черты, присущие социально-трудовым отношениям вообще, в любом обществе, и специфические, возникающие именно на современном этапе - этапе становления экономики знаний. Соотнесение «общего» и «специфического» позволяет выявить новое качество социально-трудовых отношений. Общие черты системы социально-трудовых отношений - это «труд» как конституирующий признак и социальный характер. Социально-трудовые отношения прямо или косвенно связаны с трудом и осуществляются в связи с трудовой деятельностью и по поводу труда. Они социальны, поскольку формируются в обществе, между людьми, определяются характером взаимодействия людей в трудовой сфере. Такие общие черты как целостность, упорядоченность, устойчивость, подвижность, противоречивость характеризуют социально-трудовые отношения как систему. Специфические черты современной системы социально-трудовых отношений формируются в процессе перехода общества на новый этап развития. Изменяется состав субъектов и объектов, трансформируется структура. В качестве традиционных субъектов фигурируют те, кто вступают в отношения. Например: работник, работодатель, государство; рабочие-повременщики, рабочие-сдельщики; административно-управленческий персонал; уволенные работники, предприятие, государство; и т.п. Классификация происходит в зависимости от принадлежности к группам, имеющим общие интересы в социально-трудовой сфере.
Ключевые слова:
экономика знаний,
социально-трудовые
отношения,
интеллектуальное
производство,
знания,
информация,
интеллектуальный
капитал,
интеллектуальная рента
экономика знаний
узкии специалист
замещается
работником
«широкого
диапазона»,
способным
проводить
ранжирование,
оценку,
творческий синтез
информации,
проникать
в суть проблемной
ситуации
и оптимизировать производственные
процессы
Уже сегодня состав субъектов расширяется за счет участников интеллектуального производства, например:
заказчик - создатель интеллектуального продукта;
агенты - принципал виртуальной организации;
потребители знаний - создатели - распространители.
Объекты социально-трудовых отношений дифференцируются по уровням. На макроуровне - это:
• межотраслевое нормирование, стандарты в области безопасности труда и занятости;
• рамочные условия функционирования рынка труда;
ланирование и учет труда в общественном секторе экономики; элементы социального страхования; законодательные нормы, регламентирующие материальное стимулирование и оплату труда. На микроуровне объектами социально-трудовых отношений выступают:
• условия и охрана труда;
• оплата и материальное стимулирование;
• нормы затрат труда и трудовой дисциплины;
• мотивация деятельности и ценности;
• трудовые функции;
• оценка и учет трудовых результатов;
• социальная защита;
• развитие персонала [2]. Сегодня к ним добавляются:
• информационная безопасность;
• права на интеллектуальный продукт;
• доступ к интеллектуальным ресурсам организации;
• интеллектуальная рента и т.п.
В зависимости от объекта социально-трудовые отношения можно квалифицировать как технико-технологические, организационные, социально-экономические. Специфические черты системы социально-трудовых отношений проявлялись дискретно в процессе исторического развития под влиянием научно-технического и социального прогресса. На сегодняшний день они обнару-
живаются и в технико-технологических, организационных и в социально-экономических отношениях.
Технико-технологические отношения складываются в системе «человек-машина», возникая из взаимодействия работника с техникой. Собственно отношения проявляются как трудовые взаимосвязи людей, которые «расставляются» в производственном процессе согласно технологии. Это отношения кооперации, разделения труда; обучения работе с техникой; контроля соблюдения норм технологии; координации и корректировки в процессе производства и т.п.
Новая система заменяет конвейер - основу прежней индустриальной экономики. Ее определяют как систему оборудования, в которой, по крайней мере, один из компонентов является человеком, время от времени производящим взаимодействие или вмешательство по отношению к операциям машины. Труд более не сводится к выполнению физических операций «человеческим мотором». Работник должен контролировать работу машин, следить за показаниями датчиков, дисплеев и немедленно реагировать на изменения ситуации.
Происходит расширение функций работника. «Частичный» работник (узкой специализации) замещается работником «широкого диапазона» - универсальным, способным проводить ранжирование, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемной ситуации и оптимизировать производственные процессы.
Специфику данных отношений обуславливает то, что в экономике знаний средствами и результатами труда становятся знания, информация, компьютерные и информационные технологии и даже интеллект создателя. Для создателей - работников собственно интеллектуального производства - имеет значение не столько материальные условия и характеристики труда (трудовое самоопределение, порядок найма-увольнения, интенсивность труда, оплата труда и материальное стимулирование,
в интеллектуальном производстве, опосредуемом индивидуальной интеллектуальной деятельностью создателя, технико-технологические отношения «размываются»
экономик
:а знаний
порядок разрешения трудовых конфликтов), сколько права на интеллектуальный продукт и условия ренты на интеллектуальный капитал. В интеллектуальном производстве, опосредуемом индивидуальной интеллектуальной деятельностью создателя, технико-технологические отношения «размываются». Кооперационные связи, которые в индустриальной экономике, составляли значительный блок, виртуализируются - осуществляются через компьютер и другие современные средства коммуникации и обмена информацией. Распространяются формы виртуальной и дистанционной занятости. Благодаря им создатели интеллектуальных продуктов более свободны в выборе режима труда и отдыха, самостоятельно устанавливает регламент работы, что положительно влияет на производительность и качество результата. Интеллект - это средство индивидуальной интеллектуальной деятельности, как и большинство других вещественных ее средств, например, компьютера или айфона. Индивидуализация средств труда обусловливает индивидуализацию организации труда. На индустриальном этапе преобладал «тейлоризм» с его системой «выжимания пота» и капиталистической эксплуатацией. Значительный блок социально-трудовых отношений формировался между работодателем и наемным работником на предмет условий труда и качества трудовой жизни (социальных гарантий и льгот, режима труда и отдыха, порядка работы, обязанностей и ответственности, дисциплины труда). В экономике знаний, где беспрецедентно распространяется интеллектуальное производство, данные отношения больше либерализованы, менее формализованы, не столь строго детерминированы. Они выходят за рамки жестко рационалистических функций организации труда.
Трансформируется роль и функции работодателя как участника социально-трудовых отношений. В экономике знаний его миссия -«высвободить заключенный в знаниях потенциал», «управление знаниями», формирование
создатели
интеллектуальных
продуктов
более свободны
в выборе режима
труда и отдыха,
самостоятельно
устанавливает
регламент работы
«спирали знаний», «когда неизвестные (неявные) знания выявляются, распространяются, становятся частью каждой индивидуальной базы знаний» [3]. Его «новая» обязанность -создание условий для самоактуализации работника, благоприятной «ноосферы» на рабочем месте. Неотъемлемые ее составляющие - психологический комфорт, бесконфликтность, отношения взаимосвязи и взаимовыручки в коллективе, отсутствие дестабилизирующих психологических факторов, свобода и достоинство творческой личности. Социально-трудовые отношения в экономике знаний более демократичны. Их характеризуют как «сотрудничество коллектива с администрацией» и даже как «интеграцию коллектива с предприятием» [4]. Это подразумевает гибкие формы управления трудом, партисипатив-ность, расширение прав работников. К работнику, формально не относящегося к категории менеджмента, предъявляются особые интеллектуальные требования. Он должен быть более креативным, способным реагировать на изменения, что раньше считались исключительной прерогативой менеджеров или организаторов производства. По сути, размывается граница между менеджерами и работниками, «уплощается» управленческая вертикаль, социально-трудовые отношения все больше перемещаются из вертикальной в горизонтальную плоскость. Новое качество социально-трудовых отношений обуславливает отход от иерархической, бюрократической, авторитарной организации в сторону многомерной организации нового типа, широко использующей гетероструктуры и принципы демократизации и самоуправления. Организация превращается в сообщество единомышленников, а иерархическая пирамида - в сеть равнозначных сообществ. Место менеджера занимает лидер, рабочую группу замещает команда. Внутри - партнерские отношения и солидаризация. Классические инструменты принуждения вытесняются механизмами достижения консенсуса. Социально-экономические отношения обуславливаются экономическими инте-
размывается
граница между
менеджерами
и работниками,
«уплощается»
управленческая
вертикаль,
социально-
трудовые
отношения
все больше
перемещаются
из вертикальной
в горизонтальную
плоскость
Литература
1. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе / Иноземцев В.Л. // Социологические исследования. - 2000. - №6. -с.67-77.
2. Подробнее, например, Белкин В.Н. Экономическая теория труда / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина; отв. ред. А. И. Татаркин; Ин-т экономики УрО РАН. - М.: Экономика, 2007. - 351 с. - ISBN 9785-282-02728-0. - С. 121130
3. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века / Мильнер Б. // Вопросы экономики. - 1999. - № 9. - С. 112.
4. Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство ичеловеческий капитал / Михнева С.Г. // Инновации. - 2003. -№1. - С. 56.
ресами участников трудовой деятельности. Специфика данных отношений в экономике знаний в том, что в них включается интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, нематериальные активы - знания и информация в той или иной степени их овеществления. Создатель интеллектуального продукта - новых знаний и информации, является носителем интеллектуального капитала. При этом знания и информация не могут отчуждаться от их носителя. В социально-экономические отношения по поводу использования, присвоения знаний и информации может вступать неограниченное число участников и общество в целом. В то же время, знания, инновации становятся источником постоянного высокого дохода - ренты на интеллектуальный капитал. Она проявляется не только в материальной форме - дохода от продажи лицензий, прав интеллектуальной собственности. Возможны такие формы, которые влияют на доход опосредованно (премии, доплаты, участие в прибылях, бонусы), вне-производственные льготы от организации, стопроцентная оплата больничных листов, гарантированное пенсионное обеспечение, возможность обучения и переквалификации за счет фирмы, профессиональное и карьерное продвижение.
Новое качество социально-трудовых отношений в экономике знаний обуславливает изменение механизмов их государственного регулирования. Происходит становление института социального партнерства, адекватного семантике интеллектуального производства. Сегодня роль государства заключается в создании равных стартовых возможностей для всех посредством выработки рамочных законов в социально-трудовой сфере. Такие законы обеспечат определенный уровень и качество трудовой жизни, адекватные экономике знаний, то есть обществу свободы творчества и самореализации граждан.