УДК 331.101
Е.В. Янченко
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Раскрываются закономерности становления, общие и специфические характеристики экономики знаний. Ее распространение обусловливает изменения в социально-трудовых отношениях. Содержанию, тенденциям развития, новым ролям субъектов данных отношений посвящена настоящая статья.
Экономика знаний, интеллектуальный продукт, интеллектуальное производство, интеллектуальный капитал, социально-трудовые отношения, социальное партнерство.
E.V. Yanchenko ECONOMICS OF KNOWLEDGE AND SOCIAL AND LABOR RELATIONS FEATURES
The regularities of formation, the general and specific characteristics of knowledge economy are revealed in the article. Its distribution causes changes of social and labor relations. It also describes the maintenance, the tendencies of development, new roles of subjects of the given relations.
Economics of knowledge, intellectual product, intellectual manufacture, intellectual capital, social and labor relations, social partnership.
Современный этап развития социально-экономической системы связан с прогрессом позднекапиталистического общества и становлением так называемой экономики знаний (knowledge economy). Интеллектуализация труда, рост гносео- и наукоемкости производства, демократизация знаний и информации, - лишь некоторые тенденции, которые уже сегодня формируют облик экономики знаний. НТП, так называемая «третья технологическая волна» обусловливают изменения в трудовой сфере. Отношения участников производства приобретают новое качество. Соглашение между ними достигается на иной основе, при другой расстановке сил и распределении ресурсов. Создается запрос на теоретико-методологические исследования в области социальнотрудовых отношений, характерных для экономики знаний.
Формирование и распространение понятия экономики знаний, или креативной, интеллектуальной экономики отражает тот факт, что научные знания определяют параметры экономического роста. Посредством их создаются инновации и совершенствуется квалификация рабочей силы. По статистике, доля наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ведущих индустриальных стран составляет на сегодняшний день более половины ВВП. Достижения науки и техники становятся главным фактором улучшения качества продукции и услуг, энерго-, трудо- и ресурсосбережения, роста производительности труда и совершенствования организации
производства. Все это работает на усиление конкурентоспособности как продукции и услуг, так и самих предприятий на внутренних и внешних рынках.
Экономика знаний отличается стремительным возрастанием значимости информации для технологического и социально-экономического прогресса. Речь идет не об информации как таковой, а об информации как популяризированном знании, -воплощенной в навыках, суждениях, понимании законов природы, техники, общества и принципах их практического использования. Это свидетельствует об интеллектуализации экономики. Общественный продукт характеризуется уже не столько своим материальным субстратом, сколько функциональным назначением и информационно-познавательным содержанием. Величина издержек производства все сильнее зависит от инвестиций в нематериальные активы - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и профессиональную подготовку кадров, программное обеспечение, инжиниринговые и консалтинговые услуги, маркетинг, рекламу и т.п. Сама информация становится объектом купли-продажи. На рынке ее стоимость оценивается выше, нежели стоимость товаров натурально-вещественного содержания, или энергия.
Формирование экономики знаний обусловлено повышением роли тех видов экономической деятельности, которые связаны с производством интеллектуальных услуг, и соответствующими структурными сдвигами в экономике. Яркое проявление этих тенденций - интенсивный рост сферы услуг. На ее долю в ряде стран приходится от двух третей до трех четвертей ВВП и численности занятых в экономике. В России эти показатели сравнимы с уровнем, достигнутым в Мексике, Корее, Греции, Португалии [1]. Ускоренному развитию данного сектора способствует, прежде всего, рост уровня занятости и объема услуг в сфере науки, образования, обработки данных, компьютерного сервиса, рекламы, профессионального консультирования, юридического обслуживания. Изменяются пропорции между производством товаров и сферой услуг в пользу последней, что рассматривается как глобальный структурный сдвиг, характерный для постиндустриальной экономики XXI века.
Несмотря на национальные различия в распределении затрат на НИОКР по отраслям сферы услуг в развитых странах, основная их доля приходится на деятельность, связанную с компьютерами (разработка программного обеспечения, баз данных и т.п.), на услуги в области исследований и разработок, прочие деловые услуги (в области архитектуры и инженерных изысканий), телекоммуникации, оптовую и розничную торговлю, финансовое посредничество.
Информатизация экономики - фактор усиления интеграции названных видов деятельности, позволяющий по-новому взглянуть на их совокупность. В частности, информационные системы, программные средства, новые модели вычислительной техники являются результатами научных исследований и разработок, что определяет высокую наукоемкость продукции индустрии информации. Наукоемкость российского сектора информационных технологий в 2006 г. составила 9,6%, превысив величину аналогичного показателя даже по инновационной продукции промышленности (8,5%) [2]. С другой стороны, совершенствование методов научного познания и организации управления наукой предполагает использование информационных технологий, которые образуют универсальный технологический базис всех видов интеллектуальной деятельности. В связи с формированием их материально-технической базы выделяются отрасли по производству соответствующих средств производства. Речь идет, в первую очередь, о научном приборостроении, производстве средств вычислительной техники, ее техническом обслуживании и программном обеспечении.
Появились также специализированные профессиональные группы, связанные с обслуживанием вычислительной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики и проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Помимо того, сами ученые все активнее занимаются консультированием, выполнением информационно-
вычислительных работ. Так, в США, по данным Национального научного фонда, в начале XXI века 19 % общей численности ученых работали в области консультирования, учета, статистики, обработки данных. Интенсивно растет и занятость ученых в области компьютерных наук: в 2005 г. на их долю приходилось 32,8% ученых, занятых в экономике США. Дальнейшее развитие индустрии информации в период до 2010 г., по оценкам Бюро статистики труда Министерства труда США, будет сопровождаться увеличением их численности на 90%, что выдвигает эту профессию в число наиболее распространенных занятий в экономике США [3].
Наиболее полно качественные изменения в трудовой сфере информационной экономики отразил Р.И. Цвылев: «Постиндустриальный этап развития знаменует собой начало преодоления господства экономики над людьми, когда на смену производству материальных благ, как главной формы жизнедеятельности, приходит новая форма жизнедеятельности - развитие и реализация человеческих способностей в процессе труда. Свободное проявление творческих способностей человека перестает быть утопией» [4, с.92].
Информационное будущее часто рассматривается как альтернатива индустриальному прошлому с его системой «выжимания пота» и капиталистической эксплуатацией. Общество в нем представляется как общество свободы и высокого уровня благосостояния, определяемого, прежде всего, широкими возможностями развития личности, возвышением культуры труда и доминированием интеллектуально-творческих потребностей. Прогресс в трудовой сфере не является одномоментным и подготавливается всем предшествующим развитием. Его черты состоят в следующем:
^ Экономика знаний основана на интеллектуальном производстве - создании интеллектуального продукта. По сути, это - производство знаний, информации и услуг по их обработке и передаче. Экспансия наукоемкого, интеллектуального производства обусловливает снижение доли пролетариата на фоне повышения доли высококвалифицированных работников. Формируется новый социальный класс - «класс интеллектуалов». В него входят носители знаний, интеллектуального капитала. Обладание научным знанием становится прочной основой материального благосостояния человека.
^ Изменяются характер и роль труда. Преобладает интеллектуальный, но даже в шаблонном, физическом - проявляется креативная, интеллектуальная составляющая. В интеллектуальной деятельности повышается значимость творческих начал, нешаблонных операций и эвристических функций. Эффективным становится не частичный, монотонный, рутинный труд, а совокупный, разнообразный, содержащий неалгоритмируемые элементы. Человек перестает быть «придатком» машины, как в индустриальной экономике. В экономике знаний он - создатель, творец, автор.
^ Нарастают постматериалистические мотивации в трудовой деятельности, стремление к преумножению интеллектуального капитала, к обладанию информацией. Доминируют мотивы не столько обогащения, сколько самоактуализации, саморазвития, созидания, креативности и получения уникальных, неповторимых результатов. Благосостояние значительной части населения, начиная с середины ХХ в., выросло настолько, что интеллектуальный рост, индукция творческих способностей заняли важное место в шкале общественных ценностей.
^ В экономике знаний не могут быть эффективными прежние принципы управления как на микро-, так и на макроуровне. Уходят традиционные отношения власти и подчинения, основанные на экономических факторах и целях. В распределении доходов определяющим становится интеллектуальный, а не вещественный капитал. Конфликт власти - диктата-подчинения - возникает между классом интеллектуалов, контролирующих общественное производство, и теми, кто исключен из интеллектуального производства.
^ Информация и знания более «демократичны», чем традиционные символы хозяйственной власти - земля и капитал. Они могут генерироваться и преумножаться бесконечно, при этом оставаясь доступными многим. Знания и информация по существу «не отчуждаемы». Это обусловливает гуманизацию и демократизацию производства и управления трудом, апеллирует к сотрудничеству и взаимодействию в трудовых отношениях.
Социально-трудовые отношения - отношения, складывающиеся в процессе труда, между его участниками. Традиционно рассматриваются отношения «работник -работодатель». В экономике знаний интерес представляют социально-трудовые отношения, складывающиеся между участниками интеллектуального производства, дифференцируемыми в зависимости от следующих критериев:
■ роли в процессе создания интеллектуального продукта -
• отношения между создателем интеллектуального продукта и потребителем этого продукта;
• между создателями коллективного интеллектуального продукта;
• между создателями интеллектуального продукта и вещественных условий труда;
■ формы труда (наемный или свободный) -
• отношения между работником-создателем и работодателем;
• между создателем интеллектуального продукта и заказчиком;
■ отношения к собственности на капитал -
• отношения между носителем интеллектуального капитала и собственником вещественного капитала;
• между носителем интеллектуального капитала и обществом;
• между носителем интеллектуального капитала и государством;
• между собственником вещественного капитала и государством, обществом.
Предмет социально-трудовых отношений - договоренность по поводу условий
труда и найма; прав и обязанностей в отношении режима труда, использования факторов производства, интеллектуальной собственности, продуктов интеллектуального труда и т.д. Специфика социально-трудовых отношений в экономике знаний обусловлена невещественной сущностью их объектов.
Следует различать социально-трудовые отношения 1) участников собственно интеллектуального производства и 2) социально-трудовые отношения работников преимущественно интеллектуального труда других сфер. Для первых знания и информация являются непосредственными результатами и средствами труда. Для вторых
- опосредованными. Это обусловливает различия в предмете социально-трудовых отношений. Для создателей - работников собственно интеллектуального производства -имеют значение не столько условия и характеристики труда (трудовое самоопределение, порядок найма-увольнения, социально-профессиональное развитие, интенсивность труда, оплата труда, режим работы, порядок разрешения трудовых конфликтов, социальные гарантии и льготы), сколько права на интеллектуальный продукт и условия ренты на интеллектуальный капитал.
Отношения «работодатель - создатель интеллектуального продукта» детерминируют качественно иную основу системы трудовых отношений во всем обществе. Они либерализированы, менее формализованы, не столь жестко детерминированы, как в сфере материального, неинтеллектуального производства. В экономике знаний наблюдается экстраполяция такого типа отношений на всю трудовую сферу. Они выходят за рамки жестко рационалистических функций организации труда. Постепенно пришло понимание, что в условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях, когда профессиональная компетенция, интеллектуальный капитал, креативность и новаторское мышление обеспечивают выживание и экономический успех организации, ключевыми фигурами
становятся работники, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом. Именно благодаря им знания становятся источником инноваций, высокой производительности и конкурентных преимуществ. Стратегическая задача организатора производства -«высвободить заключенный в знаниях потенциал», «управление знаниями»,
формирование «спирали знаний», «когда неизвестные (неявные) знания выявляются, распространяются, становятся частью каждой индивидуальной базы знаний» [5, с.112].
Работодатель осознает и включает в перечень своих функций такие «мягкие» составляющие, как поиск и подбор работников, учитывающий психологические особенности человека, планирование карьеры ценных для организации работников, повышение их квалификации, оценка интеллектуального и творческого потенциала. Он начинает проводить корреляцию между эффективностью труда и факторами чисто психологическими, такими как личностные отношения, мотивация, учет целей и намерений. В частности, Г. Форд - один из успешнейших организаторов производства и работодатель - подчеркивал: «Предприятие может жить лишь в той мере, в какой оно развивает таланты своих служащих и их работоспособность, ибо только при их помощи предприятие и может вестись. Предприятие живет силой и мозгами тех людей, каких оно вырабатывает» [6, с.52].
Работник в экономике знаний рассматривается не просто как должность, а как невозобновляемый ресурс, частица социальной организации, управлять которым можно только путем постановки согласованных с ним целей. Это делает систему социальнотрудовых отношений более согласованной, бесконфликтной. Отношения «работник -работодатель» в системе постиндустриальных координат начинают строиться на принципах солидарности, патернализма и партнерства.
Трансформации социально-трудовых отношений способствовал, помимо прочего, отход от тейлоризма и фордизма в пользу концепции «управления человеком». В ее рамках организация трактуется как культурный феномен, а работник - как развивающийся в рамках определенной культурной традиции индивид. При этом организационная культура рассматривается как совокупность соответствующих эталонов развития, выражающихся в системе знаний, ценностях, нормах и стереотипах, лежащих в основе повседневной деятельности людей. В организационной культуре ценятся своеобразие и индивидуальность каждого работника, признается его творческий потенциал, развивается атмосфера доверия и открытости, культивируются преданность и лояльность работников своему предприятию (фирме). Трудовой коллектив расценивается как единая команда, в которой нет традиционного противопоставления «мы - они».
Определяющей разновидностью трудовых отношений становятся взаимодействия внутри коллектива создателей - команды. Новые идеи, знания производятся из интерперсонального взаимодействия. Этот феномен интеллектуальных связей можно назвать «командным интеллектом». Он представляет собой не простую сумму индивидуальных интеллектов, а систему информационно-коммуникативного обмена, направленного на получение общего интеллектуального продукта.
Работодатель не может навязать работникам экономики знаний строгий режим труда, трудовой распорядок и дисциплину в силу эвристического характера интеллектуального труда. Кроме того, представителям класса интеллектуалов свойственна высокая мобильность. Они могут применять свои знания и интеллектуальные навыки в различных сферах производства. В результате снижается их зависимость от работодателя и организации, в которой они заняты. В интеллектуальном производстве ни одна из сторон социально-трудовых отношений - ни работники, ни предприниматели - не является ни зависимой, ни независимой, они взаимозависимы. Вот почему социальнотрудовые отношения между ними строятся на паритетных началах, как отношения партнеров.
В сущности, трансформируется само понятие найма. Представитель класса интеллектуалов обладает интеллектуальным капиталом. Его нельзя считать пролетарием
(несобственником), т.е. наемным работником в классическом смысле этого слова. В интеллектуальном производстве наем - исполнение заказа по созданию знаний, информации, воплощаемых в интеллектуальном продукте. Интеллектуальный труд -большей частью труд самоуправляемый. Еще Й. Шумпетер отмечал разницу между исполнительским трудом, который он отождествлял с наемным, и трудом по управлению
- не наемным. «Труд по управлению, - писал он, - несет в себе нечто творческое, он сам устанавливает цели для себя и осуществляет особую функцию. Разницу между не наемным и наемным трудом можно свести к различиям между управляемым трудом и трудом по управлению» [7, с.79]. Интеллектуальным творческим трудом управляет сам индивид, поэтому считать его наемным можно с большой натяжкой. Он отличается от физического шаблонного труда слабой регулируемостью интенсивности и производительности, неритмичностью, дискретностью результата.
Работодатель ограничен в средствах «инфосмента» (принуждения), которые он может применить к создателю интеллектуального продукта. Последний более свободен в распоряжении результатами своего интеллектуального труда и их использовании, даже если по контракту они являются собственностью работодателя - заказчика. Знания не отчуждаемы. Они доступны для использования любому количеству потребителей и не исчезают в процессе потребления. Их циркуляцию сложно проконтролировать. Границы в распространении и индивидуальном применении знаний - лишь когнитивные способности людей. Знания и информацию отличает легкость копирования и тиражирования. Вот почему у создателя, членов его команды, в интеллектуальной сфере в целом так сильны стимулы к оппортунизму. На сегодняшний день средств ограничить оппортунизм в использовании интеллектуальной собственности очень мало. Имеющиеся -не столько технические и экономические, сколько правовые. В социально-трудовые отношения включается государство. Его миссия - гарантировать и защищать права их участников, в частности, работодателя - законного собственника интеллектуального продукта.
Следует отметить важную институциональную особенность социально-трудовых отношений в экономике знаний. Они контрактны по своей природе, но подпадают под содержание не столько контракта о найме, сколько о продаже. Контракт о найме предполагает делегирование права контроля над рабочей силой со стороны работника в пользу работодателя. В обмен он получает фиксированное вознаграждение, не зависящее от внешних условий, результатов деятельности фирмы. Делегирование права контроля обусловливает отношения власти и подчинения. Подчиняется работник. Рабочая сила работника сферы интеллектуального производства - это его интеллектуальные способности. Интеллектуальные способности, интеллект, равно как и результат интеллектуального труда, можно свести к совокупности знаний и информации. Право контроля над ними физически реализовать очень сложно. Соответственно, нет оснований для подчинения и отношений власти. Контракт о продаже здесь более уместен. Объект -права на интеллектуальный продукт, а не на интеллект. Стороны равноправны. По сути, это - не работник и работодатель, а заказчик и создатель. На такой основе традиционно строятся социально-трудовые отношения в креативной сфере - сфере творчества (искусства, литературы). Это же подтверждает, что доминирующим типом социальнотрудовых отношений в экономике знаний будет социальное партнерство.
Нельзя сказать, что социально-трудовые отношения в экономике знаний однородны. Особенность их состоит в том, что они дифференцированы в зависимости от вида труда. Их содержание различно в отношении субъектов интеллектуального и неинтеллектуального - шаблонного труда. Для экономики знаний характерна некоторая доля шаблонного (исполнительского) труда, которая стабилизируется на определенном уровне при росте доли интеллектуального творческого труда. Разграничение шаблонного и интеллектуального труда проводит С. Г. Михнева: «Шаблонный труд - это труд, который базируется на знании некоторого набора (определенных методов, стандартов
поведения) достижения цели. В отличие от шаблонного труда, занимающегося копированием, многократным повторением, механическим использованием информации, интеллектуальный труд всегда представляет процесс воображения, познания, который передается в форме новой информации» [8, с.38].
Из подобных утверждений следует, что шаблонным может быть не только физический, но и умственный труд: деятельность исполнителей с инженерной подготовкой, чиновников, врачей, педагогов и т.п., если она сводится только к выполнению приказов, инструкций, тиражированию стандартных навыков и знаний. Кроме того, существуют довольно сложные виды умственной деятельности, например, оператор АСУ, летчик, машинист, в которых просто запрещены какие-либо отступления от заданного регламента действий.
Субъект интеллектуального труда обладает большей гибкостью, приспособляемостью к смене организационно-технических условий производства, способностью развивать специфические интеллектуальные навыки, выступающие источником дополнительной ренты, обучаться и обучать. На его фоне работники шаблонного труда, занятые на работах, требующих преимущественно универсальных знаний и обладающие низкой адаптационной способностью (либо лишенные этого качества), уже не представляют для работодателя особого интереса. Отношения работодателей с данной категорией работников строятся на иной концептуальной основе. Институциональная форма таких социально-трудовых отношений - контракт о найме. Тип отношений - корпоративный патернализм, возможны дискриминация и конфликт.
Работники интеллектуального труда имеют гарантию занятости на длительную перспективу (вплоть до пожизненного найма). К ним применяются разнообразные формы стимулирования труда (премии, доплаты, участие в прибылях и т.п.), внепроизводственные льготы от предприятия, стопроцентная оплата больничных листов, гарантированное пенсионное обеспечение, возможность обучения и переквалификации за счет предприятия, профессиональное и карьерное продвижение и т. п. Данные элементы контракта детерминированы объемом интеллектуального капитала. Когда мы говорим -«значимый для предприятия работник» или «сильно ресурсная группа персонала», то имеем в виду не просто высококвалифицированного работника или сплоченную команду, а тех, чей интеллектуальный капитал является для самой фирмы (работодателя) источником реального дохода и конкурентных преимуществ. Интеллектуальный капитал подразумевает не только знания, навыки, но и социальные связи, информационные базы, потенциальную способность решить любую проблему, имидж, даже нормы, ценности и ментальные установки на успех.
В социально-трудовых отношениях с работниками шаблонного труда работодатель исходит из подхода «использования трудовых ресурсов». Они лишены многих прав и могут рассчитывать лишь на элементарную, кратковременную подготовку, плохие условия труда, низкий уровень заработной платы, неполную (частичную) занятость. В экономике знаний данная категория оценивается как «слабо ресурсная группа» именно по критерию объема интеллектуального капитала.
Уже сегодня, на этапе перехода к экономике знаний, у работодателя формируется стойкая заинтересованность в сохранении «потенциала знаний», в пожизненном закреплении работников интеллектуального труда в рамках своей организации. В то же время работники, обладающие способностями к шаблонному, исполнительскому труду, уходят на второй план, становясь просто необходимым «трудовым ресурсом». Смена значимости работников шаблонного труда в организационной структуре фирмы находит свое отражение в изменении их социального статуса и двойной идеологии социальнотрудовых отношений.
Организационно-трудовые отношения также двойственны. Применительно к работникам интеллектуального производства обязанность работодателя - это создание условий для их самоактуализации - благоприятной «ноосферы» на рабочем месте,
повышение качества трудовой жизни. «Ноосфера» в интеллектуальном производстве подразумевает факторы внешней среды, инициирующие креативность автора, способствующие интеллектуальной деятельности, - от цвета стен в рабочем помещении до обеспеченности специальным лабораторным оборудованием. Неотъемлемая составляющая - психологический комфорт, бесконфликтность, отношения взаимосвязи и взаимовыручки в коллективе, отсутствие дестабилизирующих психологических факторов, свобода и достоинство творческой личности.
Повышение качества трудовой жизни в экономике знаний означает не просто хорошие условия труда и рост благосостояния, а обеспечение их на таком уровне, при котором решены личные материальные и социальные проблемы работника и его семьи, и начинают доминировать потребности в самореализации и самовыражении.
Все более широкое распространение получают самозанятость, частичная занятость и виртуальные формы организации труда. Благодаря им, создатель интеллектуального продукта более свободен в выборе режима труда и отдыха, самостоятельно устанавливает регламент работы, что положительно влияет на производительность и качество результата.
Организационно-трудовые отношения применительно к работникам, занятым преимущественно физическим трудом, формируются на принципах тейлоризма в самой его жесткой форме. Режим труда ставится в зависимость от режима работы оборудования. Работник расценивается как «придаток машины». Высоки интенсивность и темпы труда. Нормы устанавливаются, исходя из затрат труда наиболее квалифицированного и умелого работника. Материальное стимулирование предусматривает систему штрафов, понижающих коэффициентов. Перевыполнение норм оплачивается по повышенным ставкам. Провоцируется конкуренция между рабочими, которая мало эффективна в сфере интеллектуального труда. Работники, не выдерживающие высоких темпов труда, либо переводятся на нижеоплачиваемые работы, либо вытесняются с предприятия.
Поскольку процессы гуманизации, социализации и интеллектуализации захватывают, так или иначе, всех членов общества, возможны элементы социального партнерства, субсидиарности и партисипативности. Это минимальные социальные гарантии и выплаты; рациональные режимы труда и отдыха, способствующие сохранению высокой работоспособности; нормы организационной культуры; личная заинтересованность. Естественно, что даже в сфере физического шаблонного труда социально-трудовые отношения не повторяют полностью те, которые были в начале ХХ века, и отражались тейлористской системой «выжимания пота».
Означает ли это, что в экономике знаний не будет трудовых конфликтов и споров? Нет. Однако суть нового конфликта - не в противоречии интересов труда и капитала. В отличие от вещественного капитала, недр земли, которые исчерпаемы, знания и информация неисчерпаемы. Они генерируются, накапливаются и могут одновременно использоваться многими. Даже если знание находится в открытом доступе, оно может быть недоступно для некоторых в интеллектуальном, когнитивном смысле. Противоречивы интересы труда и интеллектуального капитала. В экономике знаний распределение благ будет происходить по затратам в том числе и интеллектуального капитала. Возможны конфликты по поводу ренты на интеллектуальный капитал. Таким образом, ни в экономическом, ни в социальном или политическом аспектах информационное общество не может быть однородным. Социальная стратификация по интеллектуальному признаку принимает явные формы и компенсирует относительное преодоление традиционных отношений господства-подчинения.
Какова роль государства в становлении присущих экономике знаний социальнотрудовых отношений? Государство не самоустраняется из данного процесса. Оно если не генерирует, то находится в русле таких тенденций, характерных для позднекапиталистического общества, как солидаризация и развитие социального партнерства. Его роль - не только и не столько посредническая между работодателями и
работниками, государство само выступает активным субъектом социально-трудовых отношений. Его функции в таком качестве: 1) защита интересов общества в трудовой сфере; 2) социальное вспомоществование не только в адрес уязвимых категорий граждан, но и людей труда, независимо от его формы и вида. Этапу становления экономики знаний сопутствуют социально-трудовые отношения, которые можно квалифицировать как солидарную субсидиарность. Уже сегодня это означает при сохранении общей социальной ориентации государства следующее:
- сокращение социальных программ (ориентация не на получение благ, а на создание условий для их получения);
- политику эффективной занятости (не только и не столько создание новых рабочих мест, сколько использование имеющихся для производства инновационной, высококонкурентной продукции);
- активную политику на рынке труда (профессиональная переподготовка и переобучение).
Усилия государства как субъекта социально-трудовых отношений должны быть сконцентрированы на аспектах гуманизации и повышения качества трудовой жизни. Это подразумевает поддержание социальной справедливости, обеспечение равных возможностей для трудовой и экономической деятельности, самореализации, участия в управлении.
С одной стороны, субсидиарность, возможно, приведет к демонтажу традиционной для позднекапиталистического общества системы социального обеспечения. В экономике знаний усилятся тенденции к отчуждению, инициированные также новыми формами занятости, когда человек может остаться без социальной поддержки, предоставленным самому себе. С другой стороны, помощь государства будет состоять в том, чтобы дать возможность человеку раскрыть, реализовать свои способности. Только в случае отсутствия физической возможности работать человек в эпоху экономики знаний может рассчитывать на прямую помощь, субсидиарное участие государства.
Идеология государства в социально-трудовых отношениях - не только помогать людям в решении их проблем, но и устранять причины, которые их вызвали. Посредством своей экономической и социальной политики государство должно стать генератором общества нового типа, в котором все желающие имеют свою «нишу» в социальной кооперации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гильбо Е. Россия в постиндустриальном контексте / Е. Гильбо // www.economics.ru.
2. http://www.gks.ru.
3. http://www.nsf.gov/statistics/
4. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России / Р.И. Цвылев. М.: Наука, 1999. 176 с.
5. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века / Б. Мильнер // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 112-130.
6. Форд Г. Сегодня и завтра / Г. Форд. М.: Финансы и статистика, 1992. 208 с.
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.
8. Михнева С.Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системно-эволюционный подход) / С.Г. Михнева. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. 195 с.
Янченко Елена Викторовна - Yanchenko Yelena Viktorovna -
кандидат экономических наук, доцент кафедры Candidate of Sciences in Economics,
«Экономическая теория и учения» Assistant Professor of the Department
Саратовского государственного of «Theory of Economics and Studies»
технического университета of Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 21.10.09, принята к опубликованию 25.03.10