134
С.С. Акимов
новое исследование о голландской культуре XVII столетия
рецензия на каталог выставки «искусство жить. интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета»*
© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель МБОУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород; e-mail: ss.akimov--—■•
r^-о
О
3
ю О
Осенью - зимой 2016 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина прошла небольшая по объему, но интересно задуманная выставка, посвященная убранству жилых интерьеров в Голландии XVII в. Оформленная с безупречным вкусом экспозиция включала ряд живописных произведений и разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства из собраний отечественных и двух зарубежных -Будапешта и Дордрехта - музеев. Выставка сопровождалась научным каталогом (руководитель проекта - один из ведущих исследователей нидерландского искусства XVI-XVII вв. доктор искусствоведения В.А. Садков, авторы вступительных статей и кураторы экспозиции П. Могилина и И. Скопцова), где наряду с подробными аннотациями к каждому экспонату даны обширные очерки об отражении интерьера в голландской живописи и о предметной среде голландского бюргерского дома.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть просветительское значение выставки. Оно, думается, преобладает над значением научным, но последнее также нельзя отрицать. Показанные картины Я.М. Моленара, П.Я. Элинги, Г. Метсю, П. де Хоха, Н. Маса, Ф. ван Мириса Старшего, Г. Донка, К. де Мана, В. Кальфа ранее неоднократно публиковались, всесторонне изучены и хорошо известны специалистам, а отчасти и любителям искусства. Устроители выставки не ввели в искусствоведческий обиход вновь открытых произведений, не предложили новых атрибуций, но представили средствами музейной экспозиции целостный взгляд на культуру голландской повседневности. Они не стремились систематически осветить эволюцию голландского интерьера и служивших ему украшением предметов прикладного искусства (для этого потребовался бы гораздо более широкий охват материала), но поставили своей целью дать зрителю возможность «окунуться в чарующую и манящую атмосферу бюргерского дома XVII столетия» (с. 14).
Если прибегнуть к аналогии из мира искусства и сравнить масштабную, имеющую задачами публикацию нового исторического материала и решение серьезных исследовательских проблем выставку с многофигурным полотном, то в данном случае перед нами лаконичный и изящный этюд, в котором главное зафиксировано немногими точно найденными мазками. Экспозиционеры создали собирательный образ голландской бюргерской повседневности с характерными для нее культом дома и семьи, сочетанием элегантной сдержанности, комфорта и практицизма с непоказной роскошью обстановки, мерилом которой служили качество материалов и добротность мастерства. Не последнюю роль в том, что этот образ получился не только научно обоснованным, но ярким и запоминающимся для зрителей, сыграли эстетические качества не одних только демонстрируемых произведений, но и самой экспозиции.
Реализованный устроителями подход представляется тем более органичным и убедительным, что в XVII в. ни в одной стране искусство столь широко и прочно не вошло в быт «рядового» человека, как это имело место в Голландии, живопись и графика которой отражали реальную повседневную жизнь и в свою очередь стали неотъемлемой частью этой жизни для представителей разных общественных слоев.
Каталог выставки представляет интерес для специалистов по западноевропейскому искусству XVII в. как в силу своего высокого научного уровня, так и по причине уникальности тематики: перед нами первая в отечественной музейной практике выставка, посвященная искусству интерьера в Голландии периода расцвета. Если изучением голландской живописи и графики активно занимаются ученые по всему миру, и российские специалисты сделали исключительно важный вклад в эту область знаний, то история национального интерьера и декора-
* Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета. Каталог выставки. ГМИИ им. А.С. Пушкина. 10 октября 2016 - 10 января 2017 // Авторы вступ. статей П. Могилина, И. Скопцова ; научн. руководитель проекта В. Садков. - М., 2016. - 207 с., ил.
тивно-прикладного искусства привлекает внимание преимущественно нидерландских исследователей. Особенно этот интерес усилился в последние два - два с половиной десятилетия. В западной историографии есть солидные работы об эволюции архитектуры и принципов декорирования жилых интерьеров, о развитии мебели, о бытовании в Голландии произведений восточного художественного ремесла.
В российской науке эта тематика не получила развития. До выхода в свет рецензируемой книги единственным исследованием о голландском интерьере и культуре быта оставалась диссертация Ю.Б. Павловой (2009), в которой автор подробно рассматривает архитектурные элементы интерьера, многообразие приемов и материалов декоративной отделки пола, стен и потолка, предметы мебели и обосновывает понятие «голландского стиля» применительно к декоративно-прикладному искусству*. Эта работа содержит много интересных фактических сведений и наблюдений над социокультурными и стилистическими особенностями голландских интерьеров, и выглядит довольно странным, что составители рецензируемого каталога по каким-то причинам проигнорировали это исследование, хоть в целом они опираются на весьма обширную историографическую базу, включая новейшие труды зарубежных искусствоведов.
Рецензируемое издание открывается вслед за предисловием, поясняющим замысел выставки, обширным очерком П. Могилиной (ГМИИ им. А.С. Пушкина) «Бюргерский дом в зеркале голландской живописи». Не ограничиваясь анализом творчества только тех мастеров, что представлены на выставке, она по сути дает краткий обзор той линии голландского бытового жанра, которая главной темой избрала светскую и частную жизнь горожан, начиная с В. Бейтевеха, первым изобразившим светские сцены в простых домашних интерьерах, до художников второй половины столетия. Характеризуя произведения мастеров периода наивысшего подъема голландской школы в 1640-1670-х гг. - Г. Тер-борха, Г. Метсю, Ф. ван Мириса Старшего, С. ван Хоогстратена, П. де Хоха, Я. Вермеера, Н. Маса - автор подробно останавливается на проблемах композиционного и живописного мастерства, рассматривает соотношение реалий и вымысла в изображении интерьеров. Сцены обыденной жизни, разворачивающиеся в пространстве дома, предстают в голландской живописи как воплощение целого
самодостаточного семейного мира, одновременно интимного и полного значительности, поскольку дом в представлении голландцев был более, чем просто жильем, - своего рода храмом добродетелей, олицетворением гармонии и благодати.
Обращает на себя внимание очень высокая оценка, даваемая П. Могилиной, творчеству Н. Маса, за которым в советском искусствознании не без основания закрепилась оценка как умелого, но поверхностного, светского портретиста. В молодости, после обучения у Рембрандта, он написал несколько бытовых сюжетов с подслушивающим персонажем в качестве главного действующего лица, и эти работы автор очерка вслед за западными коллегами рассматривает как произведения новаторские. Отдавая должное занимательности изобразительного рассказа и мастерству композиции, все-таки вряд ли можно причислять эти работы к выдающимся достижениям голландского бытового жанра. Не менее высоко, кстати, оценивается и живопись С. ван Хоогстратена.
Живописный раздел выставки демонстрировал произведения мастеров, работавших в разных художественных центрах и принадлежавших к различным линиям развития жанровой живописи. Государственный Эрмитаж предоставил известные картины Ф. ван Мириса Старшего («Утро молодой дамы», около 1660), П. Янсенса Элинги («Комната в голландском доме», конец 1660-х-начало 1670-х гг.), Я. Врела («Старушка у камина», между 1655 и 1660). Из Музея изящных искусств в Будапеште были привезены работы Я.М. Моле-нара и К. де Мана, из Музея Дордрехта - «Подслушивающая» Н. Маса (1657), из Томского областного художественного музея - элегантно-репрезентативный портрет девушки кисти Г. Донка (середина 1630-х гг.). Наконец, из коллекции ГМИИ в экспозицию вошли «Девушка за вышиванием» Г. Метсю (1661-1664), «Материнские заботы» П. де Хоха (около 1673), «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины» В. Кальфа (около 1660), «Урок музыки», написанный неизвестным художником из ближайшего окружения Г. Терборха. В итоге получился представительный ряд образов, раскрывающих разнообразные нарративные, композиционные и смысловые аспекты изображений интерьеров. Каждое произведение получило в каталоге подробный комментарий с точки зрения соответствия реалиям быта и художественных особенностей (большинство аннотаций также написала П. Могилина, к эрмитажным произведениям - доктор культу-
* Павлова Ю.Б. Национальное своеобразие интерьера голландского бюргерского дома XVII столетия. Диссертация канд. иск. Специальность 17.00.04. СПб., 2009. - 285 с.
рологии И.А. Соколова, к картине Маса - сотрудник дордрехтского музея С. Палберг).
Чрезвычайно разнообразным и репрезентативным оказался раздел декоративно-прикладного искусства, включавший драгоценные предметы роскоши, которые выполняли более парадные, чем бытовые, функции, и которые по праву можно назвать выдающимися произведениями ювелирного дела, предметы повседневного обихода (стеклянные румеры, посуда из каменной массы, образцы делфтского фаянса, курительная трубка), а также изделия восточных мастеров, широко востребованные в Голландии XVII столетия. К числу последних принадлежали китайский бело-голубой фарфор, получивший у голландцев название краак (именно с подражания этим образцам началась деятельность впоследствии прославленных гончарных мастерских Делфта), японская керамика с яркой многоцветной росписью, также ставшая в Голландии объектом подражания, персидские и турецкие ковры. Чрезвычайно важным экспонатом стал предоставленный Музеем Фаберже (Санкт-Петербург) кабинет на подстолье, декорированный сложным и изысканным орнаментом в технике маркетри, - характерный образец голландской мебели рубежа XVII-XVIII вв., когда на смену традиционному резному декору в моду вошла наборная работа из разных пород дерева. Частым предметом в обстановке состоятельного голландского дома была географическая карта, и прекрасный пример художественного оформления картографической продукции демонстрировала гравированная Ю. Данкертсом и подцвеченная акварелью от руки карта мира (1680-е гг., ГМИИ). В каталоге каждый предмет получил подробный комментарий с точки зрения эволюции форм
и техник изготовления (аннотации составлены сотрудниками соответствующих музеев).
Необходимо подчеркнуть, что история голландского декоративно-прикладного искусства почти не привлекала внимания российских искусствоведов. Исключение составляют работы Г.А. Марковой, исследовавшей богатейшую коллекцию голландского серебра в Оружейной палате.
Помещенный в каталоге очерк И. Скоп-цовой (ГМИИ) дает краткий обзор тех видов прикладного искусства, которые служили к украшению домов голландских бюргеров. Статья не содержит каких-либо фактических сведений сверх того, что опубликовано в западной научной литературе, но окажется полезна для всех, кто захочет получить представление о главных особенностях художественного убранства голландских жилых интерьеров XVII в. Автор довольно подробно описывает эволюцию голландской мебели, придерживаясь предлагаемой голландскими исследователями периодизации: стиль Ренессанс 1600-1650 гг., для которого характерна корпусная мебель с массивной основой и резными украшениями, подражающим формам архитектуры, и сменившее его барокко (1650-1740-е гг.), сохранившее в целом традиционные формы и обогатившее новыми мотивами декор.
В первую очередь рецензируемое издание будет полезно всем, кто интересуется прошлым западноевропейской культуры, и студентам-искусствоведам. Специалисты же найдут здесь весьма поучительный и, без сомнений, удачный опыт комплексного раскрытия музейными средствами главных особенностей голландской культуры в неразрывной связи национальной системы ценностей, искусства и повседневной жизни.