Научная статья на тему '«Новое, чтоб стать действительным, должно исторически развиться из старого»'

«Новое, чтоб стать действительным, должно исторически развиться из старого» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Новое, чтоб стать действительным, должно исторически развиться из старого»»

Колонка редактора

В. И. Смирнов

«Новое, чтоб стать

действительным, должно исторически развиться из старого»

Уважаемый читатель!

В Ваших руках первый номер нового научного издания —

«ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА», который предназначен для всех тех, кто интересуется историей образования и педагогической мысли, исследует процесс зарождения и развития мировой и отечественной школы, изучает и развивает науку о воспитании и образовании, готовит будущих учителей.

Интерес к истории образования и педагогической мысли не угасает: люди, которые строят новую школу, всегда мечтали и всегда мечтают о том, чтобы эта новая школа, будучи инновационной в технологическом отношении, была новаторской и глубоко гуманистической по характеру отношений участников педагогического процесса.

Мы все прекрасно понимаем, что дети, если досадные внешние обстоятельства не помешают им, готовы учиться, могут учиться охотно и успешно. Но им необходимо помочь, необходимо научить их учиться, рационально организовать учебный труд. Необходимо сделать так, чтобы дети жили ожиданием «завтрашней радости» — радости сотворения себя и окружающего мира, радости познания, радости преодоления, радости обретения, радости, порождающей веру в себя, в свои силы.

Надеждой живут учителя. Надеждой на успех, дарованный ищущими знания и добра, любознательными и благодарными учениками. Надеждой на завтрашнюю радость, которую принесет их — учителей — собственное радение, по достоинству оцененный

самоотверженный труд, творческий поиск и профессиональное мастерство.

Учителя хотят и стремятся «учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло» (Я. А. Коменский). Учителя изучают опыт коллег, ищут и стараются использовать все то новое, что появляется в научно-методической литературе и в педагогической периодике.

Учителя надеются найти некую педагогическую «панацею», универсальный способ обучения, изучают современные методики, новейшие педагогические технологии.

Честь и хвала ищущему учителю! Однако...

К глубокому сожалению, учителя в поисках нового подчас забывают о том величайшем культурном наследии, которое им передали многие поколения зарубежных и отечественных педагогов.

Мы убеждены в справедливости слов Л. Н. Толстого о том, что надежды на успех, которыми живут ученики и учителя, сбудутся только тогда, «когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда. опыт будет в состоянии положить твердые основания для науки образования» [2. С. 63].

А опыт этот учитель может приобрести не только в процессе собственной педагогической деятельности, не только в современной педагогической теории, но и в работах педагогов, которые в прошлом создавали условия для того, чтобы сегодня мы и наши дети могли учить и учиться с верным успехом.

«Новое, чтоб быть действительным, должно исторически развиться из старого»: признание педагогическим сообществом бесспорности этой максимы и обращение к истокам педагогической мысли, по глубокому убеждению редакционного совета «Историко-педагогического журнала», призвано обеспечить успех, на который уповают учителя, ученики и их родители, успех в развитии теории и практики образования, успех, которым обусловлено будущее развитие общества.

мы призываем открыть незаслуженно забытые источники, раскрывающие страницы истории образования и педагогической мысли, и, листая пожелтевшие страницы, помнить, что «будущее, желающее прочно утвердить себя на месте настоящего, должно укрепить себя в прошлом...»[3. С. 379]

Принято считать, что в образовании и в педагогической теории новое — это, как правило, основательно забытое прошлое. Забывая об этом, мы с заслуживающей иного применения настойчивостью вновь и вновь «изобретаем велосипед», утверждая себя в отнюдь не украшающем нас звании «иванов, родства не помнящих».

К столетию со дня рождения А. С. Макаренко в СССР был проведен социолого-педагогический опрос, призванный выявить уровень владения учителями историко-педагогическими знаниями. Учителям Архангельска, Донецка, Курска, Ленинграда было предложено ответить на вопрос о том, кто из выдающихся педагогов прошлого известен им (учителям) и оказал влияние на их профессиональное становление.

Результаты опроса оказались удручающими: из 1048 учителей Донецка только 471 вспомнили А. С. Макаренко (напомним, что ЮНЕСКО объявила 1988 год Годом Макаренко); во всех названных городах Я. А. Коменского вспомнили 7 чело-

ад

век, К. Д. Ушинского — 10, Я. Корчака — 4; а вот И. Г. Пес-талоцци, Ф. А. Дистервег, Н. И. Пирогов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий не были названы совсем

[4. С. 8].

В. Н. Татищев считал, что человек, не знающий истории, «совершен мудр и полезен быть не может». В истории педагогики мы можем почерпнуть опыт, значение которого трудно переоценить. Классическая педагогика — огромная заслуга в развитии ее принадлежит российским педагогам — оставила нам наследие, сохраняющее свое непреходящее значение для школы и педагогической теории. Можно сказать, что в этом наследии нет ни одной прогрессивной идеи, которая не вошла бы в систему современной педагогики...

Осознание некоторой частью учителей колоссального значения истории педагогики, безусловно, способствовало возрастанию популярности теоретических историко-педагогических исследований (очевиден факт увеличения объема исследований по истории российской педагогики, издано немалое число учебных книг по истории образования и педагогической мысли — к сожалению, часто весьма скучных, повторяющих друг друга по содержанию, выводам, оценкам, способу представления научно-учебного материала), но, увы, до сих пор историко-педагогическое знание, по моему мнению, остается недостаточно востребованным образовательной практикой.

Есть еще целый ряд проблем, связанных с разработкой и практическим внедрением историко-педагогического знания в современную образовательную практику, Проблем, которые побудили пока еще только формирующееся историко-педагогическое сообщество принять на конференции историков педагогики в апреле 2009 г. ре-

шение об открытии специализированного журнала. Вот некоторые из этих проблем:

1. До сих пор не разработана и не принята единая методология историко-педагогических исследований. Отсюда:

а) ошибки в применении способов историко-педагогических исследований;

б) игнорирование или некритичное применение достижений исторической науки;

в) слабая работа с архивами и иными источниками, переписывание (пересказ) уже давно известных фактов, отсутствие настоящих «открытий» в истории педагогики (редко в научный обиход вводится принципиально новая информация).

2. В педвузах история образования и педагогической мысли занимает периферийное место в содержании профессионально-педагогической подготовки. Курс истории педагогики не ориентирует на самостоятельное освоение источникового материала. Студенты и большинство преподавателей слышали о том, что когда-то «был», например, великий педагог Я. А. Коменский, но почти никто не брал в руки его великую «Великую дидактику». Единицы выпускников педвузов знакомы с книгами А. С. Макаренко. Перечень можно, увы, продолжать!.. Виной всему давным-давно внедрившийся в образовательную практику суррогатный «учебниковый» подход к освоению педагогического материала. Прочитал студент в учебнике истории педагогики скудный материал о Великом педагоге и ... все! Это беда наша!

3. Нежелание многих специализированных советов принимать к защите историко-педагогические диссертации в связи с отсутствием критериев их оценки, общепринятых требований к их построению.

Условиями преодоление указанных трудностей и, соответственно, задачами нашего журнала могли бы быть:

1. Объединение усилий всех тех, кто неравнодушен к истории образования и практике отечественной подготовки педагогических кадров.

2. Опора на первоисточники; массированный «поход» исследователей на исторические архивы; рассмотрение историко-педагогических фактов в общеисторическом контексте; истори-ко-педагогический анализ литературных источников; освоение магистрантами и аспирантами-исследователями техники чтения древнерусских текстов; разработка рекомендаций по выполнению историко-педагогических исследований и оформлению их результатов.

3. Критический (не критиканский, но и не апологетический) анализ всемирной истории образования, опыта отечественных и зарубежных просветителей и педагогов, выявление в их творчестве всего того, что могло бы быть экстраполировано в современную практику, а также могло бы помочь избежать ранее допущенных ошибок; глубокое изучение регионального историко-педагогическо-го опыта, истории отдельных образовательных учреждений.

4. Глубокий и внимательный анализ «педагогических инноваций» XX столетия: их сути, судьбы, причин стремительного перехода от безудержного восхваления к почти полному забвению (В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амо-нашвили, Э. Д. Днепров, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова и многие другие). Как дифирамбы в адрес педагогов-новаторов, так и, особенно, скорое забвение их проектов были чем-то обусловлены и, наверное, их можно чем-то объяснить...

* * *

Рожденный совместным решением большой группы российских историков педагогики «Историко-педагогический журнал» призван помочь обрести новое историко-педагогическое знание и выразить собственное мнение широкому кругу читателей: научно-педагогическим работникам, преподавателям педагогических дисциплин, студентам, аспирантам, докторантам, соискателям ученой степени педагогической специальности, всем тем, кто интересуется историей образования и педагогической мысли.

Среди основных рубрик журнала: «Образование: памятные даты истории»; «Методология и методика историко-педагоги-ческого исследования»; «История отечественного образования и педагогики»; «История зарубежной педагогики и образования»; «Научные школы»; «Исследования молодых ученых»; «История педагогики в лицах»; «В порядке дискуссии»; «Рецензии и обзоры»; «Полезные ссылки». Вместе с тем, по нашему глубокому убеждению рубрикатор журнала может быть гибким, вариативным, соответствующим актуальным областям историко-педаго-гических исследований. Страницы журнала (в том числе электронная версия [email protected]) открыты для активного обсуждения концепции развития этого ежеквартального научного издания.

«Историко-педагогический журнал» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ПИ

№ ФС77-43470 от 30 декабря 2010 г.

Качество публикуемых статей обеспечивает редакционный совет, в состав которого входят ведущие ученые вузов России и представители научно-педагогической общественности страны.

Приглашая педагогов-исследователей и педагогов-практиков к сотрудничеству (без сотрудничества журнал не имеет смысла), мы выражаем надежду на то, что все нами и вами задуманное состоится. Счастливого плавания нашему детищу.

Примечания:

1. Белинский В. Г. О воспитании детей вообще и о детской книге / В. Г. Белинский // Антология педагогической мысли России первой половины

XIX в. М., 1987.

2. Толстой Л. Н. О народном образовании // Толстой Л.Н. Пед. соч. М., 1989.

3 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.

М., 1995.

4 Сеятели разумного, доброго, вечного // Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред. сост. Д. Л. Брудный. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.