Колонка редактора
В. И. Смирнов
«Новое, чтоб стать
действительным, должно исторически развиться из старого»
Уважаемый читатель!
В Ваших руках первый номер нового научного издания —
«ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА», который предназначен для всех тех, кто интересуется историей образования и педагогической мысли, исследует процесс зарождения и развития мировой и отечественной школы, изучает и развивает науку о воспитании и образовании, готовит будущих учителей.
Интерес к истории образования и педагогической мысли не угасает: люди, которые строят новую школу, всегда мечтали и всегда мечтают о том, чтобы эта новая школа, будучи инновационной в технологическом отношении, была новаторской и глубоко гуманистической по характеру отношений участников педагогического процесса.
Мы все прекрасно понимаем, что дети, если досадные внешние обстоятельства не помешают им, готовы учиться, могут учиться охотно и успешно. Но им необходимо помочь, необходимо научить их учиться, рационально организовать учебный труд. Необходимо сделать так, чтобы дети жили ожиданием «завтрашней радости» — радости сотворения себя и окружающего мира, радости познания, радости преодоления, радости обретения, радости, порождающей веру в себя, в свои силы.
Надеждой живут учителя. Надеждой на успех, дарованный ищущими знания и добра, любознательными и благодарными учениками. Надеждой на завтрашнюю радость, которую принесет их — учителей — собственное радение, по достоинству оцененный
самоотверженный труд, творческий поиск и профессиональное мастерство.
Учителя хотят и стремятся «учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло» (Я. А. Коменский). Учителя изучают опыт коллег, ищут и стараются использовать все то новое, что появляется в научно-методической литературе и в педагогической периодике.
Учителя надеются найти некую педагогическую «панацею», универсальный способ обучения, изучают современные методики, новейшие педагогические технологии.
Честь и хвала ищущему учителю! Однако...
К глубокому сожалению, учителя в поисках нового подчас забывают о том величайшем культурном наследии, которое им передали многие поколения зарубежных и отечественных педагогов.
Мы убеждены в справедливости слов Л. Н. Толстого о том, что надежды на успех, которыми живут ученики и учителя, сбудутся только тогда, «когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда. опыт будет в состоянии положить твердые основания для науки образования» [2. С. 63].
А опыт этот учитель может приобрести не только в процессе собственной педагогической деятельности, не только в современной педагогической теории, но и в работах педагогов, которые в прошлом создавали условия для того, чтобы сегодня мы и наши дети могли учить и учиться с верным успехом.
«Новое, чтоб быть действительным, должно исторически развиться из старого»: признание педагогическим сообществом бесспорности этой максимы и обращение к истокам педагогической мысли, по глубокому убеждению редакционного совета «Историко-педагогического журнала», призвано обеспечить успех, на который уповают учителя, ученики и их родители, успех в развитии теории и практики образования, успех, которым обусловлено будущее развитие общества.
мы призываем открыть незаслуженно забытые источники, раскрывающие страницы истории образования и педагогической мысли, и, листая пожелтевшие страницы, помнить, что «будущее, желающее прочно утвердить себя на месте настоящего, должно укрепить себя в прошлом...»[3. С. 379]
Принято считать, что в образовании и в педагогической теории новое — это, как правило, основательно забытое прошлое. Забывая об этом, мы с заслуживающей иного применения настойчивостью вновь и вновь «изобретаем велосипед», утверждая себя в отнюдь не украшающем нас звании «иванов, родства не помнящих».
К столетию со дня рождения А. С. Макаренко в СССР был проведен социолого-педагогический опрос, призванный выявить уровень владения учителями историко-педагогическими знаниями. Учителям Архангельска, Донецка, Курска, Ленинграда было предложено ответить на вопрос о том, кто из выдающихся педагогов прошлого известен им (учителям) и оказал влияние на их профессиональное становление.
Результаты опроса оказались удручающими: из 1048 учителей Донецка только 471 вспомнили А. С. Макаренко (напомним, что ЮНЕСКО объявила 1988 год Годом Макаренко); во всех названных городах Я. А. Коменского вспомнили 7 чело-
ад
век, К. Д. Ушинского — 10, Я. Корчака — 4; а вот И. Г. Пес-талоцци, Ф. А. Дистервег, Н. И. Пирогов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий не были названы совсем
[4. С. 8].
В. Н. Татищев считал, что человек, не знающий истории, «совершен мудр и полезен быть не может». В истории педагогики мы можем почерпнуть опыт, значение которого трудно переоценить. Классическая педагогика — огромная заслуга в развитии ее принадлежит российским педагогам — оставила нам наследие, сохраняющее свое непреходящее значение для школы и педагогической теории. Можно сказать, что в этом наследии нет ни одной прогрессивной идеи, которая не вошла бы в систему современной педагогики...
Осознание некоторой частью учителей колоссального значения истории педагогики, безусловно, способствовало возрастанию популярности теоретических историко-педагогических исследований (очевиден факт увеличения объема исследований по истории российской педагогики, издано немалое число учебных книг по истории образования и педагогической мысли — к сожалению, часто весьма скучных, повторяющих друг друга по содержанию, выводам, оценкам, способу представления научно-учебного материала), но, увы, до сих пор историко-педагогическое знание, по моему мнению, остается недостаточно востребованным образовательной практикой.
Есть еще целый ряд проблем, связанных с разработкой и практическим внедрением историко-педагогического знания в современную образовательную практику, Проблем, которые побудили пока еще только формирующееся историко-педагогическое сообщество принять на конференции историков педагогики в апреле 2009 г. ре-
шение об открытии специализированного журнала. Вот некоторые из этих проблем:
1. До сих пор не разработана и не принята единая методология историко-педагогических исследований. Отсюда:
а) ошибки в применении способов историко-педагогических исследований;
б) игнорирование или некритичное применение достижений исторической науки;
в) слабая работа с архивами и иными источниками, переписывание (пересказ) уже давно известных фактов, отсутствие настоящих «открытий» в истории педагогики (редко в научный обиход вводится принципиально новая информация).
2. В педвузах история образования и педагогической мысли занимает периферийное место в содержании профессионально-педагогической подготовки. Курс истории педагогики не ориентирует на самостоятельное освоение источникового материала. Студенты и большинство преподавателей слышали о том, что когда-то «был», например, великий педагог Я. А. Коменский, но почти никто не брал в руки его великую «Великую дидактику». Единицы выпускников педвузов знакомы с книгами А. С. Макаренко. Перечень можно, увы, продолжать!.. Виной всему давным-давно внедрившийся в образовательную практику суррогатный «учебниковый» подход к освоению педагогического материала. Прочитал студент в учебнике истории педагогики скудный материал о Великом педагоге и ... все! Это беда наша!
3. Нежелание многих специализированных советов принимать к защите историко-педагогические диссертации в связи с отсутствием критериев их оценки, общепринятых требований к их построению.
Условиями преодоление указанных трудностей и, соответственно, задачами нашего журнала могли бы быть:
1. Объединение усилий всех тех, кто неравнодушен к истории образования и практике отечественной подготовки педагогических кадров.
2. Опора на первоисточники; массированный «поход» исследователей на исторические архивы; рассмотрение историко-педагогических фактов в общеисторическом контексте; истори-ко-педагогический анализ литературных источников; освоение магистрантами и аспирантами-исследователями техники чтения древнерусских текстов; разработка рекомендаций по выполнению историко-педагогических исследований и оформлению их результатов.
3. Критический (не критиканский, но и не апологетический) анализ всемирной истории образования, опыта отечественных и зарубежных просветителей и педагогов, выявление в их творчестве всего того, что могло бы быть экстраполировано в современную практику, а также могло бы помочь избежать ранее допущенных ошибок; глубокое изучение регионального историко-педагогическо-го опыта, истории отдельных образовательных учреждений.
4. Глубокий и внимательный анализ «педагогических инноваций» XX столетия: их сути, судьбы, причин стремительного перехода от безудержного восхваления к почти полному забвению (В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амо-нашвили, Э. Д. Днепров, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова и многие другие). Как дифирамбы в адрес педагогов-новаторов, так и, особенно, скорое забвение их проектов были чем-то обусловлены и, наверное, их можно чем-то объяснить...
* * *
Рожденный совместным решением большой группы российских историков педагогики «Историко-педагогический журнал» призван помочь обрести новое историко-педагогическое знание и выразить собственное мнение широкому кругу читателей: научно-педагогическим работникам, преподавателям педагогических дисциплин, студентам, аспирантам, докторантам, соискателям ученой степени педагогической специальности, всем тем, кто интересуется историей образования и педагогической мысли.
Среди основных рубрик журнала: «Образование: памятные даты истории»; «Методология и методика историко-педагоги-ческого исследования»; «История отечественного образования и педагогики»; «История зарубежной педагогики и образования»; «Научные школы»; «Исследования молодых ученых»; «История педагогики в лицах»; «В порядке дискуссии»; «Рецензии и обзоры»; «Полезные ссылки». Вместе с тем, по нашему глубокому убеждению рубрикатор журнала может быть гибким, вариативным, соответствующим актуальным областям историко-педаго-гических исследований. Страницы журнала (в том числе электронная версия [email protected]) открыты для активного обсуждения концепции развития этого ежеквартального научного издания.
«Историко-педагогический журнал» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ПИ
№ ФС77-43470 от 30 декабря 2010 г.
Качество публикуемых статей обеспечивает редакционный совет, в состав которого входят ведущие ученые вузов России и представители научно-педагогической общественности страны.
Приглашая педагогов-исследователей и педагогов-практиков к сотрудничеству (без сотрудничества журнал не имеет смысла), мы выражаем надежду на то, что все нами и вами задуманное состоится. Счастливого плавания нашему детищу.
Примечания:
1. Белинский В. Г. О воспитании детей вообще и о детской книге / В. Г. Белинский // Антология педагогической мысли России первой половины
XIX в. М., 1987.
2. Толстой Л. Н. О народном образовании // Толстой Л.Н. Пед. соч. М., 1989.
3 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.
М., 1995.
4 Сеятели разумного, доброго, вечного // Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред. сост. Д. Л. Брудный. М., 1991.