УДК 336.14 ББК 65.261.3-18 Б 43
НОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРАВИЛО НА 2018-2020 ГГ.
(Рецензирована)
Белоусова Алина Аристакесовна,
кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 354 06 35, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен новый механизм формирования российского бюджета. Настоящая работа является продолжением исследования проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годы. Новое бюджетное правило направлено в основном на стабилизацию экономики. Целью правила является снижение зависимости бюджета от конъюнктурных доходов. Новое бюджетное правило будет применяться с 2018 года. Определены основные направления нового бюджетного плана, среди которых традиционно развитие оборонной, космической и атомной промышленности. Рассмотрены возможные последствия увеличения налоговых ставок. В связи с этим акцент сделан на основные изменения проекта бюджета. Решение изменить бюджетное правило объясняется тем, что текущий механизм имеет положительную обратную связь, то есть может способствовать как чрезмерному укреплению рубля, так и избыточному его ослаблению. Сделаны выводы влияния нового бюджетного правила на макроэкономические показатели и курс рубля. Прогрессивность налогообложения в нефтяной отрасли останется, но при росте цен на нефть курс рубля уже не будет так сильно реагировать. Это означает, что экономика нефтяных проектов будет двигаться вместе с ценами на нефть. В то же время стабильность курса будет стабилизировать ситуацию для ненефтяной части экономики.
Ключевые слова: бюджет, бюджетное правило, бюджетная политика, реформа, доходы федерального бюджета, налоги, налоговая нагрузка, расходы федерального бюджета, финансирование, бюджетные ассигнования, проект бюджета, налоговые льготы.
THE NEW BUDGET RULE FOR 2018-2020
(Reviewed)
Belousova Alina Aristakesovna,
candidate of economic Sciences, professor of the Department of Finance and Credit of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 354 06 35, e-mail: [email protected]
Summary. The article considers a new mechanism for the formation of the Russian budget. This work is a continuation of the study of the draft budget for 2015 and the planning period 2016 and 2017. The new budget rule is aimed mainly at stabilizing the economy. The purpose of the rule is to reduce the dependence of the budget on market incomes. The new budget rule will be applied from 2018 onwards. The main directions of the new budget plan are defined, among which the development of the defense, space and nuclear industries is traditionally. The possible consequences of an increase in tax rates are considered. In this regard, the emphasis is on the main changes in the draft budget. The decision to change the budget rule is due to the fact that the current mechanism has a positive feedback, that is, it can contribute both to excessive strengthening of the ruble, and to its excessive weakening. The conclusions of the impact of the new budget rule on macroeconomic indicators and the ruble exchange rate have been made. Progressiveness of taxation in the oil sector will remain, but with the growth of oil prices, the ruble rate will no longer react so much. This means that the economy of oil projects will move along with oil prices. At the same time, the course's stability will stabilize the situation for the non-oil part of the economy.
Keywords: budget, budget rule, budget policy, reform, federal budget revenues, taxes, tax burden, federal budget expenditures, financing, budgetary allocations, draft budget, tax incentives.
Главное новшество бюджетной политики 20182020 годов - это бюджетное правило, которое сыграет главную роль в финансово-экономической повестке государства. По оценке экономистов, оно будет препятствовать влиянию ценовых колебаний на бюджет, валютный курс и инфляцию, что в дальнейшем будет способствовать диверсификации экономики России (переходу к несырьевой экономике).
Бюджетное правило - механизм формирования российского бюджета, который определяет максимальный уровень расходов исходя из цены на нефть. Целью правила является снижение зависимости бюджета от конъюнктурных доходов. Суть правила состоит в том, чтобы перечислять в Резервный фонд дополнительные нефтегазовые доходы, которые формируются в случае превышения фактической цены нефти над прогнозной.
При выполнении бюджетного правила каждый доллар цены на нефть, заложенный в бюджет, даст нам определённые дополнительные возможности к формированию расходов - при базовой цене на нефть $40 за баррель всё, что сверх, по идее, должно пойти в Резервный фонд. Если бюджетное правило будет действовать, тогда экономика будет накапливать новые резервы, который сейчас практически исчерпаны.
Новое бюджетное правило, которое будет применяться с 2018 года, подразумевает, что все нефтегазовые доходы, полученные от продажи энергоносителей при цене нефти выше установленной планки, пойдут не на покрытие расходов, а в резерв.
В сопроводительном документе к проекту бюджета на 2018-2020 годы говорится, что его применение обеспечит выход на бездефицитный бюджет на первичном уровне в условиях постоянных цен на нефть марки Urals на уровне $40 за баррель в реальном выражении уже в 2019 году. При этом ненефтегазовый дефицит бюджета сократится с 9,1% в 2016 году до 5,8% ВВП в 2020 году.
Решение изменить бюджетное правило Минфин объяснял тем, что текущий механизм имеет положительную обратную связь, то есть может способствовать как чрезмерному укреплению рубля (например, в случае притока капитала в условиях высоких цен на нефть, как это было в 1 кв. 2017 г.), так и избыточному его ослаблению (в случае оттока капитала).
Сейчас объем интервенций рассчитывается как разница между фактически полученными и плановыми нефтегазовыми доходами бюджета (исходя из прогнозного курса рубля и цены нефти).
Власти уже определили некоторые из главных направлений нового бюджетного плана, среди ко-
торых традиционно развитие оборонной, космической и атомной промышленности.
Кроме того, расходы федерального бюджета на социальную политику в 2018 году составят 4,86 трлн рублей, в 2019 году - 4,95 трлн рублей, а в 2020 году - 5,13 трлн рублей.
Основные показатели. В текущем проекте дефицит федерального бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн руб. (ранее - 1,332 трлн руб.), в 2019 году - до 819,1 млрд руб. (с 867 млрд руб), в 2020 году - до 870 млрд руб. (с 960 млрд руб.).
Доходы бюджета в 2018 году составят 15,257 трлн рублей (ранее - 15,182 трлн руб.), в 2019 году - 15,554 трлн руб. (15,548 трлн руб.), в 2020 году -16,285 трлн руб. (16,28 трлн руб.).
Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн руб. (ранее - 16,515 трлн руб.), в 2019 году - 16,373 трлн руб. (16,415 трлн рублей), в 2020 году - 17,155 трлн руб./ (17,24 трлн руб.).
Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах остаются соцсфера (36,4%), оборона (29%) и поддержка национальной экономики (14,7%).
Минфин повысил прогноз по дефициту федерального бюджета за 2017 год с 2,2% ВВП до 2,5% ВВП, говорится в сопроводительных материалах к проекту бюджета 2018-2020 годов. Законом о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы предусматривался дефицит бюджета по итогам 2017 года на уровне 2,1% ВВП.
В законопроекте о внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 годов» Минфин скорректировал заложенный в бюджет РФ 2017 года дефицит до 2,18% ВВП (с 2,09%). Теперь Минфин закладывает дефицит бюджета в 2017 году в размере 2,008 трлн руб. (1,924 трлн руб.), а заложенный объем ВВП в 2017 году теперь скорректирован до 92,22 трлн руб. (92,19 трлн руб. ранее).
Уровень госдолга. Правительство установило верхний предел государственного внешнего долга страны на 1 января 2019 года в сумме $71,6 млрд. Верхний предел внешнего госдолга на 1 января 2020 года установлен в сумме $73,2 млрд, а на 1 января 2021 года - в сумме $71,9 млрд.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2019 года установлен в бюджете на уровне 10,5 трлн руб., на 1 января 2020 года -11,4 трлн руб., на 1 января 2021 года - 12,7 трлн руб., говорится в документе. Таким образом, в течение ближайших трех лет внешний долг РФ будет постепенно сокращаться, а внутренний - увеличиваться.
Дивиденды и приватизация. Минфин ожидает в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере
379,8 млрд руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд руб., в 2020 году - 456 млрд руб. Прогноз доходов сформирован с учетом направления на выплату дивидендов не менее 50% прибыли компаний с госучастием. Поступление средств от перечисления части прибыли Банка России в федеральный бюджет на 2018-2020 годы не планируется, так как за этот период регулятор не ожидает получения прибыли. При этом в бюджете запланировано получение дивидендов от участия ЦБ в капитале Сбербанка по итогам 2017 года.
От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд руб.: в 2018 году - 13 млрд руб., в 2019 - 12,2 млрд руб., в 2020 - 11,4 млрд руб., говорится в сопроводительных документах к проекту бюджета.
Государство рассчитывает сократить долю участия в капитале «Алросы» до 29% плюс 1 акция, а также в уставных капиталах АО «Современный коммерческий флот» и ПАО Банк ВТБ до 25% плюс 1 акция. При этом сокращение доли государства в капитале ВТБ ниже 50% плюс 1 акция будет осуществляться с координацией мероприятий по сокращению доли РФ в капитале Сбербанка.
В 2017-2019 годах планируется прекращение участия РФ в уставном капитале АО «Новороссийский морской торговый порт», «Приокский завод цветных металлов», «Объединенная зерновая компания» и «Производственное объединение «Кристалл». В сопроводительных документах к проекту бюджета говорится, что «конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться правительством РФ с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов».
Всего в 2017-2019 годах планируется приватизировать 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия РФ в 10 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1041 объект иного имущества российской госказны.
Пользование природными ресурсами. Доходы бюджета от поступлений платежей при пользовании природными ресурсами в 2018 году составят 379,044 млрд руб. (0,39% к ВВП). При этом объем поступлений по этой статье в 2019 году ожидается на уровне 385,037 млрд руб. (0,37% к ВВП), в 2020 г. - 400,461 млрд руб. (0,36% к ВВП).
Поступление платежей при пользовании недрами прогнозируется на уровне 63,054 млрд руб., 53,092 млрд руб. и 53,149 млрд руб. за три года соответственно. Доходы от разовых платежей по аукционам на участки недр в 2018 году прогнозируются на уровне 61,816 млрд руб., в 2019-2020 годах - 51,800 млрд руб. Платежи за пользование участками недр
на континентальном шельфе в 2018-2020 годах составят 198,8 млн руб., 213,2 млн руб. и 228,6 млн руб.
Налогообложение. В обсуждении финансово-экономической политики на ближайшую трёхлетку активное участие принимают и представители деловых кругов, для которых ключевым вопросом является налогообложение.
Увеличение налоговых ставок может привести к падению потребительского спроса и снижению деловой активности бизнеса. Представители среднего и малого бизнеса согласны с необходимостью пересмотра существующего налогового вопроса.
Правительство рассчитывает получить в федеральный бюджет в 2018 году 806 млрд руб. от налога на прибыль. В бюджет также заложено получение 3,3 трлн руб. в виде налога на добавленную стоимость в 2018 году. В 2019 и 2020 годах этот показатель составит 3,558 трлн руб. и 3,880 трлн руб. соответственно.
Правительство может продлить действие льготной ставки НДС 10% на внутренние рейсы до конца 2020 года. Объем выпадающих доходов от продления льготной ставки в 2018 году оценивается в 31,8 млрд рублей, в 2019 году - в 33 млрд рублей.
Правительство заложило в бюджет постепенное понижение порога беспошлинного ввоза товаров до €20, что принесет дополнительные 30 млрд руб. в 2018 году и 60 млрд руб. в 2019 году. Сейчас порог беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа для физических лиц составляет €1000.
Объем поступлений от системы взимания платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам «Платон» в 2018 году должен составить порядка 23 млрд руб. При этом учитывается индексация тарифа с 1 июля 2018 года до 2,15 руб. за километр. В 2019 году запланировано получение 25 млрд рублей и около 26 млрд рублей в 2020 году с учетом индексации тарифа «Платона» с 1 июля 2019 года до 2,24 руб. за километр.
Акцизы на табак и алкоголь. Увеличение акцизов повысит доходы бюджета в 2018 году на 38,6 млрд руб., в 2019 году - на 74,8 млрд руб.
Правительство заложило в проект бюджета специфические ставки акциза на алкоголь с 2020 года: 544 руб. за 1 л для продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, 435 руб. за 1 л для продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно и 19 руб. за 1 л для вин (за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и игристых вин).
Предусматривается установление с 1 июля 2018 года специфической ставки акциза на сигареты и папиросы (сейчас - 1,562 тыс. руб. за тыс. штук) в
размере 1,718 тыс. руб. за тыс. штук, а с 1 января 2020 года - 1,96 тыс. руб. за тыс. штук.
Ставка на трубочный табак запланирована на уровне 3,172 тыс. руб. за кг, специфическая ставка на сигары - на уровне 215 руб. за штуку, на сигарил-лы - 3,05 тыс. руб. за тыс. штук.
ВЭБ, ФНБ и Резервный фонд. Проект бюджета предусматривает субсидии Внешэкономбанку на уровне 100 млрд руб. ежегодно. Отмечается, что ВЭБ получит на 50 млрд руб. меньше, чем планировалось ранее - по 100 млрд руб. в год. Правительство заложило в бюджет-2018 увеличение ассигнований банку на 828 млн руб. для поддержки проектного финансирования, говорится в сопроводительных документах к проекту бюджета на 2018-2020 годы.
В 2018 году объем средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), который будет в том же году объединен с Резервным фондом, снизится до 3,756 трлн руб. (с 3,9 трлн руб.), а в 2019 году вырастет до 4,4 трлн руб.
В 2018 году объем средств фонда снизится из-за финансирования за счет средств Фонда дефицита федерального бюджета и софинансирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные взносы на накопительную пенсию, в размере 1,1 трлн руб. Отчасти это будет компенсировано дополнительными нефтегазовыми доходами в 716,6 млрд руб., и курсовой разницей в 252,8 млрд руб.
В 2019 году планируется рост объема средств ФНБ с 3,756 до 4,4 трлн руб., за счет нефтегазовых доходов в 547,1 млрд руб. и курсовой разницы 110,3 млрд руб., на софинансирование накопительной пенсии из ФНБ планируется направить 4,5 млрд руб. В 2020 году объем средств ФНБ должен вырасти с 4,4 до 4,448 трлн руб. - за счет курсовой разницы в размере 81,9 млрд руб., на софинансирование накопительной пенсии будет направлено 3,8 млрд руб. из ФНБ.
Доходы от утилизационного сбора. Проект бюджета предусматривает рост поступлений от утилизационного сбора в 2018 году на 53 млрд руб., на плановые 2019-2020 годы - на 13,4 млрд руб. и 7,6 млрд руб. соответственно. В прогнозе поступления сбора учтено повышение на 15% с 2018 года ставок сбора на колесные транспортные средства, самоходные машины и (или) прицепы, к ним производимые в Российской Федерации и ввозимые в Российскую Федерацию, а также введение с 2018 года утилизационного сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения по адвалорной ставке 7%.
Уровень зарплат и занятости. Минфин прогнозирует рост уровня зарплат на 4,1% в связи с выполнением «майских указов» президента. При этом
в 2019 - 2020 годах ожидается замедление роста до 1,3-1,5%. Уровень безработицы к 2020 году может уменьшится с нынешних 5,2% до 4,7% из-за сокращения численности трудоспособного населения и восстановления экономики страны. Сокращение численности населения трудоспособного возраста и уверенное восстановление экономической активности продолжат оказывать давление на рынок труда: прогнозируется снижение уровня безработицы с 5,2% в 2017 году до 4,7% в 2020 году.
Тарифы на газ и передачу электроэнергии. Правительство заложило в проект бюджета на 2018 год индексацию оптовых цен на газ для всех категорий на 3,4%, следует из документа. В 2019 году индексация планируется на уровне 3,1%, в 2020 году - на 3%. Средние темпы роста тарифов сетевых организаций, осуществляющих передачу электроэнергии, для промышленных потребителей в 20182020 годах будут ниже, чем для населения. Эта мера способствует снижению объема перекрестного субсидирования, следует из сопроводительных материалов к проекту бюджета. В записке отмечается, что в образовании оптовых цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке для независимых производителей планируется перейти на долгосрочное регулирование тарифов (пять лет). Это потребует изменений принципов корпоративного планирования «Газпрома» в части разработки инвестпро-граммы и плана развития, отмечается в документе. В целях предотвращения дисбалансов на рынке газа в прогнозном периоде необходимо индексировать тарифы на указанные услуги на уровень, не превышающий уровень индексации оптовых цен на газ.
Индексация тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям в целом по стране будет осуществляться темпами не выше инфляции и также будет ограничена уровнем оптовых цен на газ, отмечается в нем. Средний рост тарифа на передачу электроэнергии в 2018-2020 годах для промпотребителей составит 3% ежегодно, для населения - 5% ежегодно. В 2017 году рост цен на оптовом рынке ожидается в размере 10,5%. В начале 2017 года осуществлен ввод наиболее дорогих по стоимости строительства энергоблоков Белоярской АЭС и Нововоронежской АЭС-2 по договорам предоставления мощности. При этом ввод Нововоронежской АЭС-2 был перенесен с 2016 на 2017 год. Дополнительно в прогнозе учитывается установление надбавки к цене на мощность для потребителей первой и второй ценовых зон ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности) в целях доведения тарифов на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня в полном объеме уже в 2017 году.
На оптовом рынке электроэнергии в 2018 году рост цен может составить 4%, в 2019 году - на 6,9%,
в 2020 году - на 4%. Основное давление на рост цен на оптовом рынке электроэнергии в 2018-2020 годах будет оказывать ввод первого энергоблока Ленинградской АЭС-2 и второго энергоблока Нововоронежской АЭС-2, а также увеличение объемов генерации с использованием возобновляемых источников энергии.
Топливно-энергетический комплекс. Минфин полагает, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться, говорится в сопроводительных документах к проекту бюджета. В базовом сценарии ведомство ожидает снижения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд в 2018 году, до $157,2 млрд в 2019 году и $162,8 млрд в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $140,3 млрд в 2018 году, $133,2 млрд в 2019 году и $134,5 млрд в 2020 году.
Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.
При этом из документов, подготовленных МЭР к пакету проекта бюджета, следует, что экспорт нефти в 2017 году снизится с 257,7 млн тонн до 255,7 млн тонн. В 2018-2020 годах Россия может поставить на экспорт уже 256,7 млн тонн, 264,7 млн тонн и 266,7 млн тонн нефти соответственно. Экспорт нефтепродуктов в 2017 году сохранится в объеме 154 млн тонн. В 2018 году ожидается рост до 156 млн тонн, в 2019 году - снижение до 150 млн тонн, а в 2020 году увеличение объема экспорта до 151 млн тонн.
Согласно прогнозу ведомства, добыча газа в РФ в 2017 году увеличится до 673,4 млрд куб. м. В дальнейшем рост добычи будет увеличиваться и достигнет 663 млрд куб. м в 2018 году, в 2019 году -672 млрд куб. м, в 2020 году - 685 млрд куб. м. МЭР также ожидает повышения цен на экспорт этого топлива в 2017 году - средняя цена поставок в дальнее зарубежье составит $187,6 за тыс. куб. м. В 2018 году цена ожидается на уровне $181, в 2019 году - $165, в 2020 году - $164,7. Прогноз по объему экспорта не изменился: в 2017 году -197,3 млрд куб. м, в 2018 году - 197,4 млрд куб. м, в 2019 году - 202,4 млрд куб. м, в 2020 году - 206,4 млрд куб. м. В Минэнерго полагают, что добыча газа в России в 2017 году может составить 640,5 млрд куб. м, в 2018 году вырастет до 648,3 млрд куб. м, а в 2019 году - до 656 млрд куб. м.
Из сопроводительных документов к проекту бюджета следует, что инвестиции в добычу газа в 2018-2020 годах прогнозируются в размере 766 млрд руб.
Расходы бюджета на программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» составят поч-
ти 31 млрд руб.: в 2018 году планируется выделить 11,348 млрд руб., в 2019 году - 10,407 млрд руб., в 2020 году - 9,155 млрд руб. При этом в 2018 и 2019 годах бюджетное финансирование программы было увеличено на 5,7 и 4,9 млрд руб. соответственно из-за увеличения финансирования подпрограммы по возмещению территориальным сетевым организациям, работающим в Крыму и Севастополе, из-за выпадающих доходов компаний, образованных в результате установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии ниже экономически обоснованного уровня.
Проект бюджета предусматривает 100%-ное зачисление в региональные бюджеты с 2018 по 2020 год доходов от акцизов на топливо (автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на российской территории).
ЖКХ, ипотека, соцподдержка, экология. Госфинансирование Фонда ЖКХ для реализации региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в 2018 году может сократится на 56% и составить 5 млрд руб. В 2019 и 2020 годах поддержка Фонда ЖКХ не предусмотрена.
Также предусмотрено увеличение федеральных ассигнований приоритетного проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО)» на 2,4 млрд рублей до 5,1 млрд рублей на три года. Большая часть средств пойдет на рекультивацию мусорных полигонов в Подмосковье.
На реализацию госпрограммы «Социальная поддержка граждан» в 2018 году планируется потратить 1,3 трлн руб., в 2019 году - 1,313 трлн руб., в 2020 году - 1,316 трлн руб. На финансирование госпрограммы «Доступная среда» в бюджете 2018 года предусмотрено 49 млрд рублей, столько же -в 2019 и 2020 годах. На реализацию госпрограммы «Содействие занятости населения» в 2018 году будет направлено 45 млрд руб., в 2019 и в 2020 годах - по 46 млрд руб.
Госфинансирование приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» в 2018-2020 годах заложено на уровне 32,02 млрд руб.: в 2018 году в объеме 20 млрд руб., в 2019 и 2020 годах - по 6,01 млрд руб. Эти средства позволят возместить проценты по кредитам субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам, которые они потратят на строительство инженерной инфраструктуры для земельных участков. Средства также пойдут на строительство и реконструкцию объек-
тов социальной инфраструктуры и дорог в рамках реализации проектов комплексного освоения территорий, предусматривающих строительство жилья.
«Майские указы» президента. Проект бюджета РФ на 2018-2020 годы предусматривает выделение 2,2 трлн руб. на исполнение «майских указов» президента РФ, следует из сопроводительных документов к проекту. В частности, на проведение государством долгосрочной экономической политики предполагается за три года направить почти 266 млрд руб., на выполнение социальных обязательств
- 791,2 млрд руб., на реализацию государственной политики по образованию и культуре - почти 118 млрд руб.
До 2020 года планируется направить чуть более 5 млрд руб. на обеспечение россиян доступным комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Внешняя и внутренняя политика. Проект бюджета РФ на 2018-2020 годы предусматривает выделение на внешнеполитическую деятельность 116,9 млрд руб. в 2018 году, 121,1 млрд руб. в 2019 году и 117,7 млрд руб. в 2020 году. При этом бюджетное финансирование внешнеполитической деятельности в 2018 году сокращено на 7,9 млрд руб., в 2019 году - на 6,4 млрд руб., в 2020 году - на 3,4 млрд руб.
Государство также намерено потратить на обеспечение функционирования президента РФ и его Администрации около 30 млрд руб. за ближайшие три года: 9,764 млрд руб. в 2018 году, в 2019 году - 9,786 млрд руб. и 9,787 млрд руб. в 2020 году. Бюджетные расходы увеличены, в частности, на проведение пресс-конференции президента Российской Федерации для российских и иностранных журналистов в 2018 и 2019 годах на 68,0 млн руб. ежегодно и на визиты глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, делегаций иностранных государств в 2018 году на 52,2 млн руб., в 2019 году - на 54,3 млн руб.
Почти в два раза меньше денег потребуется на обеспечение работы премьер-министра, его заместителей и аппарата правительства - 18,4 млрд руб.: в 2018 году - 6,072 млрд руб., в 2019 году - 6,170 млрд руб. и в 2020 году - 6,174 млрд руб.
Проект бюджета предусматривает увеличение ассигнований на обеспечение деятельности обеих палат Федерального Собрания России - Государственной Думы и Совета Федерации.
Расходы бюджета по направлению «Государственная Дума ФС РФ» в 2018 году составят 10933,7 млн руб., в 2019 году - 10826 млн руб. и в 2020 году
- 12467,6 млн руб. На эти же цели в текущем феде-
ральном бюджете отведено 9156,3 млн руб., при запланированных ассигнованиях в 2018 году - 9173,6 млн руб. и в 2019 году - 9124,3 млн руб.
Увеличение расходов объясняется предоставлением субсидий редакциям Парламентского телевидения (в 2018 году на 344,0 млн руб., в 2019 году на 216,8 млн руб., в 2020 году на 5,6 млн руб.) и «Парламентской газете» (в 2018 году на 4,7 млн руб., в 2019 году на 4,8 млн руб.).
Ассигнования на деятельность Совета Федерации запланированы в 2018 году в размере 5848,5 млн руб., в 2019 году - 6414,9 млн руб. и в 2020 году
- 6576,4 млн руб. В бюджете этого года они составляют 391,6 млн руб., при запланированных показателях в 2018 году - 5853,2 млн руб., в 2019 году
- 5856,1 млн руб. На увеличение расходов по этой статье повлияли организация и проведение второго международного Евразийского женского форума в 2018 году (на 63,6 млн руб.), говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В 2018 году на функционирование Центральной избирательной комиссии планируется выделить из бюджета порядка 4,5 млрд рублей. Бюджетные ассигнования по направлению «Центральная избирательная комиссия Российской Федерации» в 2018 году составят 4494,9 млн руб., в 2019 году -4133,9 млн руб. и в 2020 году - 4197,4 млн руб. - говорится в пояснительной записке.
Согласно данным пояснительной записки, размещенной в электронной базе законопроектной деятельности Госдумы, в 2017 году на деятельность ЦИК было выделено 21248,3 млн руб. При этом планировалось, что в 2018 году будет затрачено 4557,8 млн руб. и в 2019 году - 4057,8 млн руб.
Большой объем финансирования на 2017 год обусловлен тем, что в конце этого года официально начнется президентская избирательная кампания, которую организует ЦИК РФ. Сами выборы главы государства должны состояться в марте 2018 года. Бюджет ЦИК 2017 года состоит из двух основных цифр. На проведение избирательной кампании президента выделено 14,9 млрд руб. Вторая часть -это средства на финансирование текущей деятельности ЦИК, ее подведомственных организаций -около 5,5 млрд руб.
Расходы на СМИ. Расходы бюджета на СМИ в 2018 году составят 82,6 млрд руб. Бюджетные ассигнования по разделу «Средства массовой информации» в 2018 году составят 82 680,3 млн руб., в 2019 году - 67 822,9 млн руб. и в 2020 году - 67 925,3 млн руб.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу СМИ в 2018 году по сравнению с 2017 годом не изменится и составит 0,5%, при этом в 2019 и 2020 годах уменьшится и составит 0,4%.
Кроме того, предусматривается увеличение объема бюджетных ассигнований. В 2018 году они увеличены на 14 114,2 млн руб., в 2019 году на 907,5 млн руб., в 2020 году - на 102,4 млн. руб.
Расходы на развитие науки и технологий. Дополнительные расходы на повышение оплаты труда научных сотрудников в 2018-2020 годах составят 35,9 млрд руб.
«Майские указы» предполагают доведение средней зарплаты научных сотрудников до 200% от средней по региону к 2018 году.
В 2018 году на эти цели будет выделено дополнительные 16,4 млрд руб., в 2019 году - 17 млрд руб. по сравнению с параметрами бюджета 2017-2019 годов. В 2020 году на оплату труда ученых планируется направить еще на 2,4 млрд руб. больше, чем в 2019 году.
Всего на реализацию госпрограммы «Развитие науки и технологи» на 2018-2020 годы в 2018 году будет направлено 181,7 млрд руб., в 2019 году -182,1 млрд руб., в 2020 году - 184,9 млрд руб.
Расходы на космическую деятельность. Россия потратит на космическую деятельность в 2018 году почти 182 млрд руб., в 2019 году - больше 172 млрд руб., еще почти столько же - в 2020 году.
Предусмотренные объемы бюджетных ассигнований, по сравнению с объемами, утвержденными законом № 415-ФЗ, в 2018 году увеличены на 11713,2 млн руб., в 2019 году - на 12702,4 млн руб., а в 2020 году уменьшены на 859,1 млн руб.
Изменение параметров обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов, в объеме 67 млн руб. в 2019 году и 55,9 млн руб. в 2020 году к параметрам законопроекта на 2019 год в связи с уточнением плана запусков с космодромов Байконур и Восточный.
Изменение параметров финансового обеспечения федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» помимо общих подходов обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований, предусмотренных госкорпорации «Роскосмос» на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2018 году на 1404,8 млн руб. в связи с отказом от их реализации, а также завершением отдельных мероприятий указанной федеральной целевой программы в 2020 году (3635,3 млн руб.).
Увеличение объемов бюджетных ассигнований по федеральной целевой программе «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» обусловлено увеличением бюджетных ассигнова-
ний на реализацию программных мероприятий для выполнения работ по созданию объектов второй очереди космодрома Восточный, необходимых для осуществления запуска по решению президента Российской Федерации в 2021 году с космодрома Восточный ракеты-носителя «Ангара-А5» (9265,8 млн руб. в 2018 году, 13118,4 млн руб. в 2019 году и 2593,9 млн руб. в 2020 году).
Расходы на оборону. Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн руб., что на 100 млрд руб. меньше, чем в 2017 году. Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» в 2018 году составят 2771784,6 млн руб., в 2019 году - 2798497,4 млн руб. и в 2020 году
- 2807994,3 млн. руб. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Национальная оборона» составит в 2017 году 3,1%, в 2018 году - 2,8%, в 2019 году - 2,7% и в 2020 году
- 2,5 процента. В этом году бюджетные расходы на национальную оборону составили свыше 2,87 трлн руб.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2018 и 2020 годах по сравнению с 2017 годом (17,0%) уменьшится и составит 16,8%, в 2019 году увеличится и составит 17,1%. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 415-ФЗ, в 2018 году увеличены на 42633,4 млн руб., в 2019 году уменьшены на 17323,8 млн руб., в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2019 год, увеличены на 9496,9 млн руб.
Из сопроводительных документов следует, что наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по разделу «Национальная оборона» повлияло увеличение бюджетных ассигнований на текущее содержание Вооруженных сил РФ, включая продовольственное, транспортное обеспечение, содержание объектов инфраструктуры, в 2018 году на 62,5 млрд руб., уменьшение бюджетных ассигнований Минобороны России, предусмотренных на оплату договоров по предоставлению коммунально-эксплуатационных услуг в 2018 году на 50,253 млрд руб., а в 2019 году - на 50,677 млрд руб.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по разделу «Национальная оборона», будут направлены в частности на обеспечение выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований РФ на территориях иностранных государств в 2018 - 2020 годах (в объеме 4,4 млрд руб. ежегодно).
Спорт и туризм. Проект бюджета предусматривает расходы на подготовку и проведение чемпионата мира по футболу в размере 21,595 млрд руб., говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Всего на финансирование государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» планируется выделить 57,2 млрд руб. в 2018 году, в 2019 году - 34,4 млрд руб., в 2020 году - 35 млрд руб. По сравнению с показателями, утвержденными в предыдущем варианте бюджета, объемы выделенных средств увеличены на 2,5 млрд в 2018 году и 2,2 млрд в 2019 году.
На финансирование подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» в 2018 году планируется выделить 3,7 млрд, на подпрограмму «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» - 24,6 млрд, на Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» - 6,4 млрд, на подпрограмму «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта» - 833 млн.
Планируемые затраты на обеспечение участия сборных команд в Олимпийских играх и других международных соревнованиях в 2020 году увеличены на 2,5 млрд руб. Бюджетные ассигнования на призовые по итогам Олимпиады и Паралимпиады 2020 года увеличены на 974,8 млн руб.
Более 245 млрд руб. будет выделено на финансирование госпрограммы «Развитие культуры и туризма» в России с 2018 по 2020 годы.
Расходы на поддержку АПК. Госфинансирование программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в бюджете РФ 2018 года заложено на уровне 222,27 млрд руб. Финансирование в 2019 году составит 222,21 млрд руб., в 2020 году - 222,22 млрд руб.
Господдержка развития рыбохозяйственного комплекса РФ в 2018 году составит 10,2 млрд руб., в 2019 году - 10 млрд руб., в 2020 году - 10,29 млрд руб.
Расходы по выплатам дореформенных вкладов. Проект бюджета предусматривает объем компенсационных выплат дореформенных вкладов на следующие три года в размере 5,5 млрд руб. ежегодно, следует из сопроводительных материалов к документу.
Речь идет о вкладах граждан РФ в Сбербанке, открытых до 20 июня 1991 года (315,3 млрд советских руб.), о взносах в «Госстрахе» по договорам личного страхования в период до 1 января 1992 года (29,4 млрд руб.) и о госбумагах СССР и РСФСР, размещенных до 1 января 1992 года (0,84 млрд ру-
блей). Общая сумма гарантированных сбережений - 345,5 млрд руб.
Помощь другим странам. Размер финансовой помощи Южной Осетии со стороны России в 2018 и 2019 годах увеличится на 575 млн руб. ежегодно в связи с переносом сроков реализации инвестиционной программы. Документ предусматривает увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с параметрами федерального закона № 415 в 2018 и 2019 годах на 575 млн рублей ежегодно на оказание финансовой помощи в целях осуществления бюджетных инвестиций и поддержки инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия в связи с принятыми решениями по переносу сроков реализации мероприятий Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия на рассматриваемый период.
В то же время, поскольку пока на утверждена инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2020 год, законопроект предусматривает уменьшение объемов бюджетных ассигнований в 2020 году по сравнению с параметрами законопроекта на 2019 год на 2 093,6 млн рублей.
В рамках обеспечения сотрудничества РФ с Абхазией предусмотрено уменьшение объемов бюджетных ассигнований по сравнению с параметрами закона № 415 в 2018 году на 663,8 млн рублей и в 2019 году на 379,5 млн рублей в связи с принятым решением по переносу сроков реализации мероприятий Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия с 2018 и 2019 годов на 2017 год.
В 2020 году в проекте бюджета предусмотрено уменьшение ассигнований на 1 620,5 млн руб. по причине отсутствия утвержденной на 2020 год инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия.
Новое бюджетное правило снизит чувствительность макроэкономических показателей и курса рубля к ценам на нефть, считают в Минфине. В предыдущие годы колебание нефтяных цен оказывало влияние на ненефтяные секторы экономики.
Новое бюджетное правило направлено в основном на стабилизацию экономики, а не бюджета. В прошлые годы сочетание старого бюджетного правила и налогообложения нефтяного сектора приводило к повышенной чувствительности макроэкономических показателей и курса рубля к ценам на нефть. В результате подвижность нефтяных цен практически полностью транслировалась на ненефтегазовую часть экономики.
Новое бюджетное правило, должно «развернуть» ситуацию. Прогрессивность налогообложе-
ния в нефтяной отрасли останется, но при росте цен на нефть курс рубля уже не будет так сильно реагировать. Это означает, что экономика нефтяных проектов будет двигаться вместе с ценами на нефть. В то же время стабильность курса будет стабилизировать ситуацию для ненефтяной части экономики.
ИСТОЧНИКИ:
1. Афанасьев Мст. П. Бюджет и бюджетная система. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Криворогов; под ред. Мст. П. Афанасьева - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
2. Боровикова Е.В. Налогово-бюджетное планирование в Российской Федерации. Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2015. - 164 с.
3. Как бюджетное правило повлияет на рубль и рынки? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/96902
4. Гурвич Е., Соколов И. Бюджетные правила: избыточное ограничение или неотъемлемый инструмент бюджетной устойчивости? // Вопросы экономики. - 2016. - № 4. - С.5-29.
5. Кудрин А., Соколов И. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. - 2017. - № 9. 2017. -С. 5-27.
6. Кудрин А., Соколов И. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики // Вопросы экономики. - 2017. - № 11. -С. 5-28.