Вестник ПСТГУ.
Серия I: Богословие. Философия.
Религиоведение.
2018. Вып. 80. С. 52-63 DOI: 10.15382/sturI201880.52-63
Алексей Иванович Черный, иерей канд. богословия, ст. препод. ПСТГУ 127051, Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д.6, стр.1 lexschwarz@gmail.com
ОЯСГО: 0000-0002-7287-0860
«Новое богословие священства»,
1 ' и *
ИЛИ БОГОСЛОВСКИМ АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ А. И. Черный
Аннотация: После Второго Ватиканского собора священство становится одной из ключевых тем в католическом богословии второй половины XX в. В статье предпринимается попытка охарактеризовать специфическую риторику, возникшую вокруг темы священства и получившую широкое распространение в самых разных областях богословских исследований. На примере идей Ганса Кюнга автор восстанавливает, во-первых, основные положения «нового богословия священства», а во-вторых, лежащую в их основе историческую аргументацию. Делается вывод, что на фоне кризиса священства возникает не только критика «традиционного» священника, вырабатывается положительная богословская программа, претендующая, с одной стороны, на возврат к традиции и христианским истокам, а с другой — на соответствие реалиям современного мира. В то же время данная риторика характеризуется жесткой критикой не только традиционного богословия церковных служений, но и устоявшихся практик пастырского служения и приходской жизни. Эта критика направлена на форсированное обновление католической церковной жизни и преодоление кризиса традиционных религиозных институтов. Консервативными авторами эти попытки оцениваются как «диверсия теологов» и работа на усугубление кризиса. На основании проведенного анализа в статье данное явление в католическом богословии характеризуется как богословский антиклерикализм.
Проблема священства стала, по выражению Вальтера Каспера, «одной из "невралгических"1 в католическом богословии после Второго Ватиканского собора (1962—1965). Начиная с конца 60-х — начала 70-х гг. различные вопросы, касающиеся священства и церковного служения, места священника в Церкви и его положения по отношению к мирянам, поднимаются во множестве статей и книг самых известных католических авторов, таких как Йозеф Ратцингер, Валь-
* Исследование проведено в рамках Лаборатории исследований церковных институций (ПСТГУ) при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-311-00336 мол_а «Риторика кризиса религии и ее отражение в философской и теологической мысли Германии XX века»).
1 Kasper W. Neue Akzente im dogmatischen Verständnis des Priesterlichen Dienstes // Concilium. 1969. Bd. 5. S. 164.
тер Каспер, Карл Ранер, Ив Конгар и многих других2. Такой интерес к данной теме был обусловлен, среди прочего, недостаточным вниманием, которое было уделено священству в документах Второго Ватиканского собора. К примеру, Вальтер Каспер, характеризуя ситуацию в постсоборном богословии, писал о «все более усугубляющейся библейско-богословской и историко-догматической неопределенности, приведшей к невозможности ответить на ключевые вопросы богословия церковных служений, что, в свою очередь, поставило под вопрос и священническое служение»3.
Закономерно было бы ожидать, что католическая богословская мысль компенсирует то, что было упущено в документах собора. Однако, по оценкам некоторых консервативных авторов, в католическом богословии сформировалось совершенно новое направление, поставившее под вопрос традиционное учение о священстве, о его богословских основаниях и исторических истоках. Известный профессор церковного права и апостольский протонотарий Георг Май назвал это явление «диверсией теологов»4. Автор обвиняет прежде всего видных немецких пасторологов: Оттмара Фукса, Нотгера Метте, Норберта Грайнахера, Германа Штайнкампа, Франца Ксавера Арнольда и др. Однако новая риторика вокруг священства получила широкое распространение в самых разных областях богословских исследований. Особый интерес представляет тот факт, что данный феномен сформировался в рамках именно богословского дискурса, на основании богословских источников с ориентацией на богословское целепола-гание и продолжение церковной традиции.
Не предлагая соглашаться с точкой зрения Г. Мая, в данной статье мы попытаемся проследить, какие идеи постсоборного богословия священства могли дать повод для обвинений со стороны консерваторов. Набор этих идей довольно стандартный и мог бы быть представлен на материале многих известных авторов. Однако для более наглядной демонстрации антиклерикальной риторики мы обратимся к одному из модернистских авторов — Гансу Кюнгу. Несмотря на то что в 1979 г. этот швейцарско-немецкий теолог был лишен папой Иоанном Павлом II права преподавать католическую теологию, Кюнга нельзя считать экс-католиком: он до сих пор остается действующим католическим священником и всемирно известным католическим автором. Кроме того, помимо Йозефа Рат-цингера, он остается единственным из ныне живущих теологов-консультантов, принимавших непосредственное участие в работе Второго Ватиканского собора. Прещениям со стороны римской курии Кюнг был подвергнут прежде всего за критику догмата о папской непогрешимости5, в то время как его работы по богословию церковных должностей не вызывали возражений, что можно объяснить их соответствием общему направлению в развитии католического богосло-
2 См., например: BaumgartnerK. Der Wandel des Priesterbildes zwischen dem Konzil von Trient und dem II. Vatikanischen Konzil. München, 1978. S. 8—13; См., например, работы Лео Шефчи-ка, К. Леманна, Г. Гресхаке, Х. Поттмайера, Э. Схиллебеекса, и др.
3 Kasper W. Sein und Sendung des Priesters // Zukunft aus dem Glauben. Mainz, 1978. S. 85.
4 May G. Priestermangel // Theologisches. 2009. Bd. 3/4. S. 104-105.
5 KüngH. Unfehlbar? Eine Anfrage. Zürich: Benziger, 1970.
вия6. В противном случае они также были бы использованы для дискредитации его личной позиции.
Надо отметить, что хотя Кюнг в целом и не был склонен к тому, чтобы совершенно упразднить священническое попечительство и посредничество, тем не менее он признает, что такая позиция является вполне «оправданной реакцией на многовековой богословский и практический клерикализм»1. Автор пишет: «Многое из первоначального богатства всеобщего священства было утрачено в ходе многовекового процесса клерикализации и лишь в последнее время медленно возвращается»8. Кюнг подразумевает под этим термином прежде всего ряд церковно-политических явлений в истории Католической Церкви, которые постепенно приводили к концентрации власти в руках клириков и к отделению их от мирян. В целом поиск клерикализма в истории христианства фактически стал общим местом в постсоборной литературе, в том числе хрестоматийной и учебной. Например, в известнейшем пятитомном учебнике пастырского богословия под редакцией Ф. К. Арнольда, Ф. Клостерманна, К. Ранера, В. Шура и Л. М. Вебера история католического священства интерпретируется именно как история клерикализации9. Также, например, именно в искоренении клерикализма из церковной жизни видят свою цель авторы одного из современных трудов по католической экклесиологии, переведенного на все европейские языки, П. Нойнер и П. М. Цуленер10. Идеи Кюнга в целом являются общими для католического богословия священства после Второго Ватиканского собора — схожие тезисы высказывались во второй половине XX в. самыми разными католическими авторами11. Например, по многим вопросам взгляды на священство В. Каспе-ра, Х. У. фон Бальтазара или К. Ранера12 пересекаются с тем, что говорит Кюнг, хотя выводы и интерпретации последнего, без сомнения, самые радикальные13.
6 Показательно, что взгляды Кюнга на священство не ставятся под вопрос даже в коллективной монографии, составленной известнейшими католическими авторами и посвященной критическому разбору его труда «Die Kirche»: Diskussion um Hans Küng, "Die Kirche" / Hä-ring H., Nolte J., Hrsg. Freiburg, 1911.
I Кюнг Г. Церковь. М., 2012. С. 502.
8 Там же. С. 508.
9 См.: Handbuch der Pastoraltheologie: Praktische Theologie der Kirche in ihrer Gegenwart. Bd. 4 / F. Xaver Arnold, F. Klostermann, K. Rahner, V. Schurr, L. M. Weber, Hrsg. Freiburg, 1969. S. 432-451; См. также издание Баварской академии наук: Klerikalismus heute? Würzburg, 1964 (Studien und Berichte der Katholischen Akademie in Bayern; 26); ArensA. Die Entwicklung des Priesterbildes // Pastorale Bildung: Erfahrungen und Impulse für Ausbildung und Fortbildung für den kirchlichen Dienst / A. Arens, Hrsg. Trier, 1916. S. 9-12.
10 См.: Neuner P., Zulehner P. M. Dein Reich komme. Eine praktische Lehre von der Kirche. Ostfildern, 2013.
II См., например: Kasper. Neue Akzente im dogmatischen Verständnis...; SchillebeeckxE. Theologie des kirchlichen Amtes // Diakonia. 1910. Bd. 1. S. 141-161; Klostermann F., RahnerK., SchildH. Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg im Breisgau, 1912. S. 421; Lehmann K. Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk // Gemeinde des Herrn № 83. Deutscher Katholikentag. Trier, 1910. S. 241; Blank J. Kirchliches Amt und Priesterbegriff // Weltpriester nach dem Konzil / F. Henrich, Hrsg. München, 1969.
12 См.: Handbuch der Pastoraltheologie. S. 432-451.
13 В частности поэтому Кюнга неоднократно подвергали критике (см.: Congar Y. "Die Kirche" von Hans Küng // Diskussion um Hans Küng, "Die Kirche". S. 159).
Его аргументация, взятая именно как образец богословской риторики, позволяет наиболее наглядно продемонстрировать господствующие в богословской литературе идеи, которые мы условно назовем «новым богословием священства». Ниже мы попытаемся восстановить, во-первых, его основные положения, а во-вторых, лежащую в их основе историческую аргументацию.
Основные положения «нового богословия священства»
Церковь как иерархическая структура vs первохристианская община как харизматическая структура
В своей экклесиологии Кюнг опирается практически только на Послания к Коринфянам — именно в коринфской общине он выделяет харизматическое устройство Церкви без каких-либо признаков иерархии и рукоположений14. Ключевое положение в структуре служений в данном случае занимают апостолы, пророки и учителя. По Кюнгу, со временем они утратили это положение, что повлекло за собой упадок и избрание на их места епископов и диаконов. Помимо такого варианта устройства общины, который он считает подлинно христианским, швейцарский богослов выделяет «палестинскую» общину, описанную в Деяниях и Пастырских посланиях апостола Павла15. Здесь довольно рано появляется иерархия (прежде всего пресвитеры) и господствует так называемый пресвитеральный устав16, включающий рукоположение как легитимацию особого служения носителя «должностной харизмы» (АШБсИапБта)17. Уже во времена апостола Павла коринфский и палестинский «уставы» сосуществовали, косвенный признак этого Кюнг видит во взаимозаменяемости понятий «епископ» и «пресвитер» в ранней Церкви: эти должности относились к разным «уставам». Развитие духовных должностей в такой риторике тесно увязано с институционализацией всей Церкви. В этом процессе, с точки зрения Кюнга, ключевое значение играет рукоположение, через которое в церковную структуру проникает институциональный компонент. В результате, по Кюнгу, особая миссия отдельных членов общины преобразуется в иерархию, а харизма становится должностью. Это развитие достигает своей кульминации в посланиях св. Игнатия Антиохийского, который говорит о трехступенчатой иерархии (епископ—пресвитер—диакон), причем апостольское преемство все больше начинает сводиться к власти епископа. Естественно, в дальнейшем институцио-нализация церковной жизни только усиливалась, приводя к тому, что Кюнг называет «клерикализмом»18.
14 Кюнг фактически сводит свое богословие церковных должностей к коринфской общине, причем только в том виде, в котором она представлена в Послании апостола Павла. За такое специфическое применение принципа sola Scriptura его, в частности, критиковал Х. У. фон Бальтазар (см.: BalthasarH. U. von. Erbe als Auftrag // Diskussion um Hans Küng, "Die Kirche"... S. 259).
15 Küng H. Wozu Priester? Einsiedeln, 1971. S. 36.
16 KüngH. Die Kirche. Freiburg, 1967. S. 479.
17 Ibid.
18 Кюнг. Церковь. С. 502.
Христос как единственный Священник и Посредник между Богом и людьми vs христианский священник как посредник
Опираясь на Послание к Евреям, Кюнг рассматривает искупительный подвиг Иисуса Христа как единственный и окончательный священнический акт, как совершенную жертву, не требующую никакого продолжения или повторения. Тем самым, по его мнению, Христос не только исполнил и упразднил ветхозаветное священство. В результате крестных страданий Спасителя «исполнилось и прекратилось всякое человеческое священнодействие»19 и посредничество: все верующие во Христа «имеют через Него непосредственный доступ к Богу»20 (Рим 5. 2; 6. 1—11; Еф 2. 18; 3. 12; Евр 10. 22). Таким образом, с точки зрения Кюн-га, в Новом Завете не может идти речь о некоей обособленной священнической касте (как в язычестве и иудаизме), преграждающей священническому народу доступ к непосредственному богообщению. После Жертвы Христа любые искупительные жертвы священников излишни21, а духовные жертвы ожидаются от всех верующих, составляющих царственное священство (2 Пет 2. 9).
На основании этой идеи серьезному переосмыслению подверглось, например, учение Тридентского собора 1545—1563 гг., считающегося в «новом богословии священства» важным этапом клерикализации, событием, которое усугубило злоупотребления и определило образ католического священника вплоть до Второго Ватиканского собора22. В связи с Реформацией, отвергавшей священство, на Тридентском соборе старались подчеркнуть сакраментальный характер рукоположения и дарование через него благодати, что дало основания для иерархической пирамиды, в которой иерархия в целом была сведена к священническому чину и стала «священнической монархией», восполняющей саму себя и имеющей привилегии как на земле, так и на небе. Эта ситуация связывается в литературе с полным лишением мирян права голоса, так что, по выражению Кюнга, клирики и миряне становились «церковно-политическими противниками»23. Учение о сакраментальном характере рукоположения сопоставляется в этой риторике с представлением о том, что освященное лицо навсегда покидает область профанного и посвящается Богу24. Такое понимание священства устойчиво закрепилось на Западе в связи с решением Тридентского собора о создании епархиальных семинарий. Масса постсоборной литературы, посвященной истории католических семинарий, рисует образ священника, все более походящего на члена ордена, видящего свое призвание исключительно в литургическом служении и ориентирующего себя на монашескую духовность. Этот образ был закреплен и развит в Римском катехизисе 1566 г. Речь о священстве начинается здесь
19 Кюнг. Церковь. С. 494.
20 Там же. С. 498.
21 Там же. С. 504. Кюнг подчеркивает, что даже Евхаристия не может носить жертвенный характер.
22 См., например: SchillebeecksE. Das kirchliche Amt. Düsseldorf, 1981. S. 104-105.
23 См. также: Zirker L. Leben im Dialog. Perspektiven für ein zeitgemäßes Priesterbild. Mainz, 1976. S. 76.
24 См. также: KarrerL. Die Stunde der Laien: von der Würde eines namenlosen Standes. Freiburg im Breisgau, 1999. S. 30.
словами: «Нет на земли ничего более возвышенного, чем священство»25 и продолжается следующим образом: «Прежде всего нужно объяснить верующим все величие священства... Ибо поскольку епископы и священники походят на переводчиков и посланников, которые во имя Его просвещают людей божественными законами и предписаниями, замещая Самого Бога на земле, то их служение очевидно оказывается таким, что нельзя представить себе ничего высшего. Поэтому их по праву называют не ангелами, а богами, ибо они представляют собою Божию силу и владычество»26. В том же ключе описание образа священника прослеживается в официальных документах и высказываниях Римских пап вплоть до середины XX в.27
Всеобщее священство Народа Божия vs разделение на клириков и мирян
Через крещение «все верующие посвящаются в священников»28. Кюнг пишет: «Христиане не стоят на пороге храма как нечистые, чтобы трепеща вымаливать благодать через священников как святых посредников. Нет, они сами стоят посредине в святом храме Божьем, как Богом избранный святой сонм священников, которому позволено непосредственно общаться с Богом»29. При этом Кюнг не оспаривает, что и руководители общин могут именоваться священниками. Однако он утверждает, что все функции, традиционно закрепленные за священниками, могут вполне закономерно и по праву исполняться мирянами. Ни проповедь, ни управление, ни учительство (как в форме катехизации, так и в форме богословствования), по Кюнгу, не есть прерогатива только священников, причем возрождения проповеди мирян особым образом требует современная ситуация, прежде всего продолжающаяся секуляризация, недостаток проповедников и «духовная зрелость мирян»30. В этом ключе переосмысляется традиционный католический дискурс, в котором за священником признается особая причастность Богу, в связи с чем он мыслится выше своей паствы и призван возводить своих пасомых к добродетели и познанию истины. Постепенное усугубление клерикализма прослеживается Кюнгом, начиная с Оригена, у которого понятие «клир» стало устойчивым для обозначения носителей сана в отличие от народа. Однако здесь еще не существовало разделения между религиозно-богословской культурой клира и профанной культурой мирян. Злоупотребления становятся особенно тяжелыми на Западе в эпоху Константина Великого, когда библейское различение между «(священническим!) "народом" (Хаб;) и "не-народом" (ой Хаб;) (1 Пет 2. 10) все больше превращалось в различение между "народом" (Хаб;) и "священниками" (klerus)»31. В свою очередь напряжение «Церковь /
25 Catechismus ex Decretis Concilii Tridentini ad parochos. Regensburg, 1896. Bd. II. 7. 2 (перевод наш. — А. Ч).
26 Там же.
27 См.: Zirker. Op. cit.
28 Там же. С. 503.
29 Там же.
30 Там же. С. 509. Интересно, что Кюнг, отстаивая подобные взгляды, не признает проповеди «без церковного благословения и обучения» (Там же).
31 Там же.
мир» сменяется напряжением «клир / миряне»: клир занимает привилегированное положение, получает латинское образование и титулы, становясь частью римского «ordo» и противопоставляя себя мирянам (saeculares, populi)32. Со временем различия только усиливались, в особенности по мере распространения монашеского идеала жизни, которому подражали клирики. С утверждением целибата быть священником стало означать отвергать плотскую жизнь и материальную собственность, в то время как миряне, связанные собственностью и браком, объявлялись, по выражению, относящемуся к XI в., «левой стороной Тела Христова»33. По оценкам католических авторов, основная часть конфликтов внутри Католической Церкви, начиная со Средневековья и кончая Новым временем, и даже Реформация коренятся в давней истории конфликта между клириками и мирянами34.
Пытаясь преодолеть этот «конфликт», Кюнг задается вопросом об адекватном наименовании для церковных служителей. Существующие обозначения (духовенство, клир, священник, священноначалие, церковная власть, управление, церковная администрация, носители сана, авторитет, иерархия), с его точки зрения, не годятся, поскольку практически все они либо не библейские, либо изменили свое содержание в ходе истории. Кюнг, в частности, напоминает, что термин «священник» в Новом Завете не применяется к церковнослужителям, «клир» в богословском смысле означает участие в эсхатологическом спасении, ограничивать понятие «духовенство», «духовное лицо» (nv£U^axixoí, spirituales) лишь священниками и монахами неправомерно, поскольку это противоречит Евангелию (каждый христианин является духовным — Гал 6. 1; 5. 16—23; Рим 8. 9—15; 1 Кор 2. 13), и т. д. Более того, по мнению Кюнга, для новозаветного сознания принципиально чужды рассуждения в рамках соотношения «господство / подчинение». Он пишет: «Особое место и функция отдельного христианина в общине описывались таким словом, которое не ассоциировалось ни с каким органом власти, руководством, господством, ни с какими намеками на почет или могущество: это слово — «óiaxovía», «служение»»35. Саму Церковь Кюнг видит как общность духовных даров (харизм) и служений36, в которых всякая харизма обретает смысл как Божий призыв, обращенный к конкретному христианину. Харизмы в его понимании делятся на частные и общественные. Вторые представляют собой конкретные обязанности внутри общины, испол-
32 В такой же логике история священства, помимо Кюнга, рассматривается довольно часто (см.: Snela B. Priester-Bischof. Neues Handbuch theologischer Grundbegriffe. München, 1992. Bd. 4. S. 288-292; Schillebeecks. Das kirchliche Amt. S. 88).
33 Там же. С. 517.
34 Там же. С. 519. Остроту этого конфликта хорошо характеризует булла «Clericis laicos» папы Бонифация VIII от 31 июля 1297 г.: «О том, что миряне — противники клириков, в большой степени свидетельствует древность, и современность также учит этому» (Там же. С. 519— 520).
35 Там же. С. 524; Ср. с концептом «служение»: Neuner P., Zulehner P. M. Dein Reich komme. Eine praktische Lehre von der Kirche. Ostfildern, 2013. S. 51, 55—56.
36 Küng H. Die charismatische Struktur der Kirche // Concilium. 1965. Bd. 1. S. 288; См. также: KarrerL. Die Stunde der Laien: von der Würde eines namenlosen Standes. Freiburg im Breisgau, 1999. S. 103—104.
няемые регулярно, однако вне зависимости от типа харизмы имеют одну природу и не поддаются строгой регламентации.
Заключение
Определенная недосказанность в документах Второго Ватиканского собора сделала священство одной из ключевых тем в католическом богословии второй половины XX в. Однако постсоборные исследования поставили под вопрос важные моменты традиционного учения о священстве, что было расценено консервативными авторами как «диверсия теологов». Если с такой позиции рассматривать богословие Кюнга, он вполне мог бы быть обвинен в соучастии в такой «диверсии». Идея «предательства» (М. Лефевр37), «диверсии» (Г. Май) группы иерархов и ученых периодически возникает в связи с реформами Католической Церкви во второй половине XX в., причем отнюдь не только в маргинальной среде. В свою очередь распространение «нового богословия священства» объясняется его представителями необходимостью реакции на «многовековой богословский и практический клерикализм» (Г. Кюнг). Столь «дружный» поиск клерикализма католическими авторами создает впечатление, что «вражда» клириков и мирян, отношения между ними по принципу «господство / подчинение», отстранение мирян от управления и принятия решений, отнесение мирян и «освященных» клириков к разным сферам религиозной жизни тяжелым грузом лежат на истории Католической Церкви и закономерно вызывают к жизни новые идеи, характерные скорее для протестантской, чем для католической мысли. В результате можно говорить о возникновении совершенно особой риторики, которая может быть охарактеризована как богословский антиклерикализм. На фоне кризиса священства возникает не только критика «традиционного» священника: вырабатывается положительная богословская программа, претендующая, с одной стороны, на возврат к традиции и христианским истокам, а с другой — на соответствие реалиям современного мира. Однако, основываясь на анализе традиционных для католического богословия источников (прежде всего Священного Писания и Святых Отцов), представители «нового богословия священства» часто пересматривают статус официальных документов церковного учительства, а нередко и жестко критикуют их, отказываются от важных элементов католической традиции как от исторических пережитков, а также отталкиваются при выстраивании богословской аргументации от современных общественных тенденций. Новозаветные тексты избираются и толкуются подчас довольно свободно, из чего делаются не всегда обоснованные выводы о соответствии или несоответствии того или иного явления современной церковной жизни новозаветным основа-ниям38. Кроме того, католический богословский антиклерикализм характеризуется последовательной критикой как традиционного богословия священства, так и устоявшейся практики пастырского служения и приходской жизни. Эта кри-
37 Лефевр М., архиеп. Они предали Его. От либерализма к отступничеству. СПб., 2007.
38 Например, Кюнг, делая свои далеко идущие выводы, признает, что о церковных служителях (в частности, о епископах, пресвитерах и диаконах) на основании новозаветных текстов «нельзя ничего сказать достоверно» (Кюнг. Церковь. С. 538).
тика направлена на форсированное обновление католической церковной жизни и преодоление кризиса традиционных религиозных институтов. Нельзя не обратить внимания, что в литературе служение священника почти всегда рассматривается в контексте понятия «кризис»39, причем в самых различных измерениях40. Однако если судить по интенсивности дискуссии и по статистическим данным, может создаться впечатление, что ни кризис священнической идентичности, ни сокращение численности священников и семинаристов не были преодолены «новым богословием священства». Позиция же консерваторов, как уже упоминалось, заключается в том, что современного кризиса священства вообще бы не произошло, если бы не «диверсия теологов».
Интересно отметить, что исторически на Востоке ситуация была совершенно иной41: несмотря на то что и здесь был распространен образ «священнослужителя-аристократа» (достаточно вспомнить великих Каппадокийцев), в Православной Церкви отсутствовала монополия клириков на образование, не предписывался обязательный целибат, не было разделения на церковную культуру клира и про-фанную культуру мирян, не было необходимости отстаивать сакраментальный характер рукоположения, наконец, система семинарий, пусть даже монастырского типа, существовала у нас совсем недолго. Поэтому, по мнению того же Кюнга, на Востоке дело не дошло до антиклерикализма, который набирал на Западе силу начиная со Средневековья. Эта тема требует отдельного исследования. Также, поскольку богословский антиклерикализм возник только в середине XX в. и, очевидно, стал своеобразным ответом на социальные изменения, остается открытым вопрос, какая богословская реакция могла бы в данном случае считаться адекватной? Вопрос приобретает особую остроту в связи с тем, что православному богословию неизбежно предстоит дать свой ответ на эти изменения, в том числе в аспекте учения о священническом служении в современном мире.
Ключевые слова: священник, католическое богословие, Ганс Кюнг, клерикализация, антиклерикализм, Второй Ватиканский собор, экклесиология.
39 См.: Knobloch S. Praktische Theologie. Ein Lehrbuch für Studium und Pastoral. Freiburg i. B., 1996; Pesch W., Hünermann P., Klostermann F. Priestertum. Kirchliches Amt zwischen gestern und morgen. Aschaffenburg, 1911. S. 1; Hernoga J. Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie Im Deutschen Sprachraum. Frankfurt am Main, 1991. S. 229; Kasper W. Sein und Sendung des Priesters // Zukunft aus dem Glauben. Mainz, 1918. S. 85; Greschake G. Priester sein in dieser Zeit: Theologie — Pastorale Praxis — Spiritualität. Freiburg i. B., 2000. S. 20-25; и мн. др.
40 Подробнее см.: Черный А. И. Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 6 (68). С. 112-126.
41 Об этом также упоминает Кюнг (см.: Кюнг. Церковь. С. 510).
Список литературы
Кюнг Г. Церковь. М., 2012.
Лефевр М, архиеп. Они предали Его. От либерализма к отступничеству. СПб., 2007. Черный А. И. Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 6 (68). С. 112-126.
Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes // Pastorale Bildung: Erfahrungen und Impulse für Ausbildung und Fortbildung für den kirchlichen Dienst / A. Arens, Hrsg. Trier, 1976. S. 9-12.
Baumgartner K. Der Wandel des Priesterbildes zwischen dem Konzil von Trient und dem II.
Vatikanischen Konzil. München, 1978. Blank J. Kirchliches Amt und Priesterbegriff// Weltpriester nach dem Konzil / F. Henrich, Hrsg. München, 1969.
Catechismus ex Decretis Concilii Tridentini ad parochos. Regensburg, 1896. Diskussion um Hans Küng, "Die Kirche" / Häring H., Nolte J., Hrsg. Freiburg, 1971. Greschake G. Priester sein in dieser Zeit: Theologie — Pastorale Praxis — Spiritualität. Freiburg i. B., 2000. S. 20-25.
Handbuch der Pastoraltheologie: Praktische Theologie der Kirche in ihrer Gegenwart. Bd. 4 /
F. Xaver Arnold, F. Klostermann, K. Rahner, V. Schurr, L. M. Weber, Hrsg. Freiburg, 1969. Hernoga J. Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie Im Deutschen Sprachraum.
Frankfurt am Main, 1997. Karrer L. Die Stunde der Laien: von der Würde eines namenlosen Standes. Freiburg im Breisgau, 1999.
Kasper W. Neue Akzente im dogmatischen Verständnis des Priesterlichen Dienstes // Concilium.
1969. Bd. 5. S. 164-170. Kasper W. Zukunft aus dem Glauben. Mainz, 1978.
Klerikalismus heuteü Würzburg, 1964 (Studien und Berichte der Katholischen Akademie in Bayern; 26).
Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg im Breisgau, 1972.
Knobloch S. Praktische Theologie. Ein Lehrbuch für Studium und Pastoral. Freiburg i. B., 1996.
KüngH. Die charismatische Struktur der Kirche // Concilium. 1965. Bd. 1. S. 282-290.
KüngH. Die Kirche. Freiburg, 1967.
KüngH. Unfehlbar? Eine Anfrage. Zürich, 1970.
Küng H. Wozu Priester? Einsiedeln, 1971.
Lehmann K. Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk // Gemeinde des Herrn № 83.
Deutscher Katholikentag. Trier, 1970. S. 247. May G. Priestermangel // Theologisches. 2009. Bd. 3/4. S. 98-114.
Neuner P., Zulehner P. M. Dein Reich komme. Eine praktische Lehre von der Kirche. Ostfildern, 2013.
Pesch W., Hünermann P., Klostermann F. Priestertum. Kirchliches Amt zwischen gestern und
morgen. Aschaffenburg, 1971. Schillebeecks E. Das kirchliche Amt. Düsseldorf, 1981.
Schillebeeckx E. Theologie des kirchlichen Amtes // Diakonia. 1970. Bd. 1. S. 147-161. Snela B. Priester-Bischof. Neues Handbuch theologischer Grundbegriffe. München, 1992. Bd. 4.
Zirker L. Leben im Dialog. Perspektiven für ein zeitgemäßes Priesterbild. Mainz, 1976.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Aleksei Chernyi, priest,
gumanitarnogo universiteta. Candidate of Sciences in Theology,
Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie. Senior Lecturer,
2018. Vol. 80. P. 52—63 St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities
DOI: 10.15382/sturI201880.52-63 6/1 Likhov pereulok, Moscow,
127051, Russian Federation lexschwarz@gmail.com
ORCID: 0000-0002-7287-0860
"New Theology of the Priesthood" or Theological Anticlericalism
A. Cherny
Abstract: After the Second Vatican Council, priesthood came to be one of the key themes in Catholic theology of the latter half of the 20th century. This article attempts to scrutinise the specific rhetoric that was generated around the topic of priesthood and became wide-spread in various spheres of theological studies. With Hans Kueng's ideas as an example, the author of this article reconstructs, firstly, the main theses of the "new theology of priesthood" and, secondly, the argumentation underlying them. The conclusion is that with the crisis of priesthood in the background, not only there appears the criticism of the "traditional" priest, there develops a positive theological programme which aims, on the one hand, at the return to the tradition and Christian roots and, on the other hand, aims at the compatibility with the facts of life of the present-day world. At the same time, the rhetoric in question contains as its important part trenchant criticism of not solely the traditional theology of ecclesiastical ministry, but also of established practices of pastoral service and of parish life. This criticism is aimed at the accelerated renewal of the Catholic church life and the overcoming of the crisis of the traditional religious institutes. Conservative authors regard these attempts as "theologians' subversions" and as the work aimed at aggravating the crisis. Following the analysis carried out in the article, this phenomenon in Catholic theology is termed "theological anticlericalism".
Keywords: priest, Catholic theology, Hans Kung, clericalisation, anticlericalism, Second Vatican Council, ecclesiology.
References
Arens A. (1976) "Die Entwicklung des Priesterbildes". In: A. Arens (Hrsg). Pastorale Bildung: Erfahrungen und Impulse für Ausbildung und Fortbildung für den kirchlichen Dienst. Trier, ss. 9-12.
Baumgartner K. (1978) Der Wandel des Priesterbildes zwischen dem Konzil von Trient und dem II. Vatikanischen Konzil. München.
Blank J. (1969) "Kirchliches Amt und Priesterbegriff". In: F. Henrich (Hrsg.) Weltpriester nach dem Konzil. München.
Chernyi A. (2016) "Poniatie «krizisa sviashchenstva» v katolicheskom bogoslovii XX veka" [Notion of the "Crisis of Priesthood" in Catholic Theology of the 20th Century]. Vestnik PSTGU. Ser. I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, vol. 6 (68), pp. 112-126 (in Russian).
Greschake G. (2000) Priester sein in dieser Zeit: Theologie — Pastorale Praxis — Spiritualität.
Freiburg i. B, ss. 20-25. Häring H., Nolte J. (Hrsgg.) (1971) Diskussion um Hans Küng, "Die Kirche". Freiburg. Hernoga J. (1997) Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie im Deutschen Sprachraum. Frankfurt am Main.
Karrer L. (1999) Die Stunde der Laien: von der Würde eines namenlosen Standes. Freiburg im Breisgau.
Kasper W. (1969) "Neue Akzente im dogmatischen Verständnis des Priesterlichen Dienstes".
Concilium. Bd. 5, ss. 164-170. Kasper W. (1978) Zukunft aus dem Glauben. Mainz.
Klerikalismus heute? Würzburg, 1964 (Studien und Berichte der Katholischen Akademie in Bayern; 26).
Klostermann F., Rahner K., Schild H. (1972) Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg im Breisgau.
Knobloch S. (1996) Praktische Theologie. Ein Lehrbuch für Studium und Pastoral. Freiburg i. B.
Küng H. (1965) "Die charismatische Struktur der Kirche". Concilium. Bd. 1, ss. 282-290.
Küng H. (1967) Die Kirche. Freiburg.
Küng H. (1970) Unfehlbar? Eine Anfrage. Zürich.
Küng H. (1971) Wozu Priester? Einsiedeln.
Küng G. (2012) Tserkov' [Church]. Moscow (Russian translation).
Lefebvre M. (2007) Onipredali Ego. Ot liberalizma k otstupnichestvu [They Have Betrayed Him.
From Liberalism to Apostasy]. St Petersburg (Russian translation). Lehmann K. (1970) "Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk". Gemeinde des Herrn № 83.
Deutscher Katholikentag. Trier. S. 247. May G. (2009) "Priestermangel". Theologisches. Bd. 3/4. Ss. 98-114.
Neuner P., Zulehner P. M. (2013) Dein Reich komme. Eine praktische Lehre von der Kirche. Ostfildern.
Pesch W., Hünermann P., Klostermann F. (1971) Priestertum. Kirchliches Amt zwischen gestern
und morgen. Aschaffenburg. Schillebeeckx E. (1970) "Theologie des kirchlichen Amtes". Diakonia. Bd. 1, ss. 147-161. Schillebeecks E. (1981) Das kirchliche Amt. Düsseldorf.
Snela B. (1992) Priester-Bischof. Neues Handbuch theologischer Grundbegriffe. Bd. 4. München. Xaver F., Klostermann F., Rahner K., Schurr V., Weber L. M. (Hrsgg.) (1969) Handbuch der
Pastoraltheologie: Praktische Theologie der Kirche in ihrer Gegenwart. Bd. 4. Freiburg. Zirker L. (1976) Leben im Dialog. Perspektiven für ein zeitgemäßes Priesterbild. Mainz.